Особенности прохождения дипломатической службы. Государственная должность дипломатической службы и порядок ее замещения Государственная дипломатическая служба российской федерации
. Глава 2.5.
ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В
РОССИИ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
К Л Ю Ч Е В Ы Е П О Н Я Т И Я
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
- объединение государств, создаваемое на основе многосторонних международных договоров и в соответствии с нормами международного права для осуществления определенных целей.
СПЕЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ
- лицо или делегация, имеющие представительный и временный характер, на- правляемые одним государством в другое для рассмотрения определенных вопросов или для выполнения определенной задачи.
ДЕЛЕГАЦИЯ
- группа лиц, уполномоченных госу- дарством представлять его интересы на международных переговорах, конференциях, форумах и в международных организациях на временной основе.
1. Постоянные представительства и специальные миссии:
правовой статус, формы и приоритеты
служебной деятельности
Фундаментальные и динамичные перемены глобального характера, которые переживает современный мир, оказывают существенное влияние на формирование нового мироустройства. Будучи активным участником этого процесса, Россия добивается утверж- дения более разумной системы международных отношений, полагает, что современный миропорядок должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, верховенстве права и широкой демократизации международных отношений. В этой связи неизмеримо возрастает роль ее многосторонней дипломатии, которая принимает полноформатное участие в работе многих мировых форумов, региональных и субрегиональных международных организаций. В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации
1
приоритетами ее деятельности на этом направлении
1
См.: Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 3-11.
110
являются:
- обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе;
- воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права , включая, прежде всего, цели и принципы Устава ООН;
- формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к
Российской Федерации регионах;
- участие в разработке основных современных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в рамках международных институтов и механизмов («Группа 8», Международный валютный фонд
(МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.);
- взаимодействие с региональными и субрегиональными интеграционными объединениями Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и
Латинской Америки, приобретающими все большее значение в мировой экономике и становящимися существенным фактором региональной и субрегиональной безопасности и миротворчества;
- содействие развитию международного сотрудничества в гуманитарной области;
- доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о позициях Российской Федерации по основным международным проблемам, ее внешнеполитических инициативах и действиях, а также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества.
Российская Федерация принимает активное участие во всех формах многостороннего межгосударственного взаимодействия: переговорах, конференциях, международных организациях. Работа в международных организациях является важнейшей составной частью функционирования всего дипломатического механизма
России. Международные организации являются высшей формой многосторонней
дипломатии.
Каждая из них имеет свой устав, бюджет, штаб-квартиру, секретариат, который обеспечивает их регулярную жизнедеятельность. Служба в этих организациях называется международной гражданской и подчиняется специальному нормативному регулированию.
Создаваемые государствами на основе заключенных между ними многосторонних договоров и в соответствии с нормами международного права указанные международные организации (межгосударственные, межправительственные, межпарламентские) раз- личаются по характеру вопросов, которыми они призваны заниматься, по составу участников (универсальные, региональные и субрегиональные), по объему полномочий и другим признакам. Статус таких организаций определяется, как правило, их уставными положениями.
Государство, участвующее в работе международной организации, осуществляет с ней взаимодействие через аккредитованное при этой организации специальное представительство государства. Представляют его как постоянное представительство
(постпредство) - государственный орган внешних сношений, осуществляющий на
постоянной основе представительство государства в международной организации.
Возглавляет постпредство постоянный представитель. Функции определяются Уставом организации, специальными соглашениями или протоколами к нему между странами- участницами, а также законодательными актами аккредитующего государства.
Процесс быстрого роста числа международных организаций предопределил
111
необходимость унификации деятельности представительств , регламентации функций постоянного представителя и наблюдателя, определения их правового статуса, иммунитетов, привилегий и других вопросов. В этой связи 14 марта 1975 г. в Вене была подписана Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. В соответствии с ее нормами постоянным представителям, наблюдателям, оперативному составу постпредств предоставляются иммунитеты и привилегии, аналогичные дипломатическим
1
. Участником
Конвенции является и Россия как государство - правопреемник Союза ССР, который подписал Конвенцию 10 октября 1975 г. и ратифицировал 14 июля 1978 года.
Российская Федерация принимает активное участие в многочисленных международных конференциях, созываемых по какому-то определенному случаю, сессионных заседаниях в рамках международных форумов или объединений государств, не имеющих статуса международной организации, различных консультациях или переговорах, насчитывающих три и более участников. Такая форма многосторонней
дипломатии часто называется конференционной.
Лица или делегации, направляемые государствами для участия в таких мероприятиях, относятся к категории специальных миссий. Название их происходит от латинского «ad hoc», т.е. для данного случая.
Статус таких миссий регламентируется Конвенцией ООН 1969 г. о специальных миссиях (вступила в силу 21 июня 1985 г.). В соответствии с ней миссия имеет представительный и временный характер и посылается одним государством в другое с согласия последнего для выполнения в этом государстве определенной задачи, независимо от того, поддерживаются ли между ними дипломатические или консульские отношения или нет. Возглавлять делегацию-миссию как дипломатическое представительство может глава государства или правительства, министр иностранных дел или иное лицо, имеющее соответствующие полномочия для выполнения поставленной задачи. Нередко такую миссию выполняют специальные представители глав государств или правительств или послы по особым поручениям. Причем формы и кадровый состав таких миссий определяются задачами, которые им приходится решать. В настоящее время в постпредствах Российской Федерации занято 168 достаточно опытных и профессионально подготовленных дипломатических служащих, многие из которых - выпускники
МГИМО(У) и Дипломатической Академии МИД России, имеют немалый опыт работы не только за рубежом, но и в центральном аппарате МИД.
2. Постоянные представительства Российской Федерации при международных
организациях системы ООН
Дипломатическая деятельность Российской Федерации в Организации
Объединенных Наций осуществляется большим и сложным механизмом постоянных представительств РФ при ООН и ее специализированных учреждениях. Главным звеном этого механизма является Постоянное представительство России при ООН
в Нью-
Йорке, которое, как и другие российские постпредства при ООН, руководствуется в своей деятельности «Положением о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации», утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 1999 года № 1316, постановлением Правительства Российской Федерации
«О некоторых запросах регулирования условий труда работников, направляемых на работу в представительствах Российской Федерации за границей» от 2 декабря 1994 г. № 1337.
В соответствии с ними Постоянное представительство Российской Федерации при
ООН является государственным органом внешних сношений страны, осуществляющим
1
Иммунитеты и привилегии главы и дипломатического персонала постоянного представительства государства при региональных и субрегиональных международных организациях регламентируются соответствующими правовыми актами этих организаций и, в основном, аналогичны действующим в рамках вышеназванной Венской Конвенции 1975 г.
112
представительство России в Организации Объединенных Наций, входит в систему
Министерства иностранных дел Российской Федерации. Постпредство осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, других законодательных и нормативных актов, приказов и распоряжений по МИД России, а также международных договоров Российской Федерации, норм международного права, правил ООН, соглашений с США как государством пребывания и с учетом американского законодательства.
Постпредство обеспечивает проведение единой политической линии России в ООН и в этих целях координирует в установленном порядке участие в деятельности ООН всех федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации, российских госучреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, которые оказывают Постоянному представительству содействие в осуществлении его функций.
Основные задачи и функции
Постпредства России при Организации
Объединенных Наций, призванные обеспечить достижение целей дипломатии России в
ООН, могут быть представлены следующим образом:
- представительство Российской Федерации в ООН;
- обеспечение участия и защита национальных интересов, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в рамках ООН;
- выполнение поручений Президента, Правительства, МИД России и других органов федеральной власти, запросов органов субъектов федерации и местной власти, предприятий, учреждений и организаций;
- выяснение и анализ деятельности ООН, сотрудничества в ее рамках государств- членов;
- информирование Президента, Правительства, МИД России, других федеральных органов исполнительной власти об исполнении поручений и по вопросам деятельности ООН;
- содействие осуществлению целей и принципов ООН;
- ведение переговоров с ООН и в ее рамках, участие в разработке проектов международных договоров, конвенций, резолюций и других документов, относящихся к деятельности ООН;
- поддержание контактов с Секретариатом ООН, постпредствами государств - членов ООН и наблюдателями, международными неправительственными организациями, аккредитованными при ООН, а также с органами государственной власти, общественными объединениями , деловыми, научными и культурными кругами страны пребывания, средствами массовой информации по вопросам, относящимся к компетенции Постпредства при ООН;
- участие в подготовке и работе российской делегации на сессиях Генеральной
Ассамблеи ООН и конференциях ООН;
- широкое освещение российской внешней и внутренней политики как внутри
ООН, так и вне ее;
- разъяснение позиций Российской Федерации при голосовании в Совете
Безопасности ООН;
- подготовка совместно и по согласованию с МИД России и другими федеральными органами исполнительной власти позиций Правительства РФ по всем обсуждаемым вопросам;
- изложение этих позиций в соответствующих органах ООН.
Для выполнения большого объема функций Представительство России при ООН располагает бюджетом, который ежегодно утверждается в рамках общего бюджета МИД
Правительством Российской Федерации.
В настоящее время организационная структура Постпредства РФ при ООН
113
выглядит следующим образом. Во главе учреждения стоит Постоянный представитель в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла. Далее следуют: первый заместитель (как правило, в ранге Посла) и заместители постпреда в ранге Чрезвычайных и Полномочных
Посланников I и II классов. Заместители курируют соответственно политическое, экономическое, социально-правовое и административно-кадровое направления деятельности российского представительства. Указанные должностные лица составляют руководство российского представительства. Остальной персонал разделен на группы и отделы, получившие название референтур, согласно выполняемым ими функциям - политическую, экономическую, социально-правовую, бюджетно-кадровую, информации и связи с общественностью, административно-хозяйственную и др.
Постоянный представитель России при ООН
назначается Президентом России по предложению Министра иностранных дел и после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации и отзы- вается с этого поста решением Президента страны. Причем назначается на должность на неопределенный срок. Постоянный представитель занимает высшую должность федерального государственного служащего категории «В» и обладает большими полномо- чиями. Он руководит всей деятельностью представительства, является членом делегации
России на сессии Генеральной Ассамблеи, представляет Правительство РФ в Совете
Безопасности, Экономическом и социальном советах ООН (ЭКОСОС), участвует в работе наиболее важных органов ООН при обсуждении самых сложных и особенно интересующих Российскую Федерацию вопросов. На него возлагается произнесение наиболее ответственных заявлений от имени российского руководства. Он определяет структуру Постпредства , распределяет должностные обязанности между его со- трудниками. Почти все представители СССР и России при ООН были кадровыми дипломатами.
Первый заместитель и заместители постоянного представителя являются непосредственными помощниками главы российского представительства. По статусу в системе федеральной государственной службы они занимают главную должность категории «В» и назначаются на нее Министром иностранных дел по рекомендации
Коллегии МИД РФ. Заместители Постоянного представителя подчиняются Постоянному представителю как своему непосредственному руководителю, а также МИД РФ. Первый заместитель по сложившейся у постоянных членов Совета Безопасности традиции руководит текущей работой делегации России в Совете Безопасности ООН и выполняет функции Представителя России в его отсутствие. Заместители Постпреда возглавляют оперативно-дипломатическую деятельность Постпредства на соответствующих на- правлениях, несут основную ответственность за ведение переговоров и участие в прениях в главных органах ООН и встречаются со своими коллегами из делегаций других государств - членов ООН.
Поскольку политические вопросы обычно являются наиболее важными и сложными, политическая референтура
постпредства - самое большое по составу и наиболее ответственное его подразделение. Его штаты комплектуются из числа наиболее подготовленных и опытных специалистов.
Количество сотрудников референтуры - величина меняющаяся в зависимости от объемов работы Совета Безопасности в различные периоды развития мирового сообщества. Но в целом их число не превышает 15 человек. Как правило, это специалисты с фундаментальной политологической подготовкой, многосторонним опытом дипломатической работы, знаниями особенностей работы в международных организациях и в конкретных регионах. Здесь даже младшие дипломатические служащие выполняют все важные виды информационно-аналитической работы.
Референтура обеспечивает работу российских представителей в Первом
(политическом) комитете Генеральной Ассамблеи ООН, Совете Безопасности, охватывает практически всю проблематику международной безопасности, в том числе разоружения и
114
операций по поддержанию мира в отдельных регионах. Возглавляет референтуру старший советник, как правило, в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посланника II класса. В ее состав входят несколько старших дипломатов - советников и первых секретарей, - каждый из которых курирует конкретную проблему. У них в подчинении находятся один
-два сотрудника среднего и младшего звена. Руководитель политической референтуры по сложившейся традиции направляется из Департамента международных организаций
(ДМО) МИД России. Старшие дипломаты представляют либо ДМО, либо региональные департаменты (в зависимости от тех международных вопросов, которые стоят в фокусе внимания ООН). Младшие и средние дипломатические должности в подавляющем большинстве замещаются из числа сотрудников ДМО.
Экономическая референтура
обеспечивает работу российских представителей в
ЭКОСОСе и Втором (экономическом) комитете Генеральной Ассамблеи ООН и в иных специализированных учреждениях ООН соответствующего профиля. Подразделение отно- сительно небольшое - 10-12 дипломатических работников, но все они должны иметь экономическое образование. Их главная задача состоит не столько в решении оперативно- информационнных проблем, сколько в подготовке аналитических и обзорных справок, экспертных заключений. Это подразделение приобретает все большее значение по мере смещения акцентов с политической на экономическую сторону деятельности ООН.
Руководит референтурой старший советник, командирует которого, как правило, ДМО.
Советники, отвечающие за ЭКОСОС и Второй комитет , направляются из ДМО, а за конкретные экономические проблемы - из Департамента экономического сотрудничества
(ДЭС). По своему численному составу это структурное подразделение в последнее время расширяется и практически стало сопоставимым с политическим.
Социально-правовая референтура
занимается социальными проблемами и гуманитарного сотрудничества (Третий комитет) и вопросами международного права
(Шестой комитет ГА ООН). В штатах референтуры не более 10 человек. Во главе ее стоит старший советник, направляемый Правовым департаментом (ДП) МИД. По образованию он юрист. Комплектуется референтура кадрами из Правового департамента и
Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека (ДГПЧ).
Подразделение относительно небольшое - 10-12 дипломатических работников, но все они должны иметь экономическое образование. Их главная задача состоит не столько в решении оперативно-информационных проблем, сколько в подготовке аналитических и обзорных справок, экспертных заключений.
Периодически в самых разных делах возникает вопрос о специфике деятельности Министерства иностранных дел России, об особенностях дипломатической службы как таковой на фоне других российских ведомств. Выявление этих особенностей имеет важное практическое значение: и для верного понимания в обществе реальной роли инструментария нашей внешней политики, и для учета в социальной политике нашего государства, включая пенсионное обеспечение.
Эта тема заслуживает и общественного обсуждения. Помещаем первый материал на этот счет и приглашаем всех желающих, прежде всего сотрудников и ветеранов МИД России, принять в нем участие. Соображения, оценки, замечания и предложения можно направлять в адрес Совета ветеранов Министерства или по его электронному адресу [email protected] с пометкой "Для НС" (или "Для “Нашей Смоленки”").
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
Среди государственных учреждений Российской Федерации на особом счету - Министерство иностранных дел. Специфично каждое ведомство, а МИД России тем более. Выстраивание отношений с внешним миром, другими государствами и международными организациями требует высокой компетентности, многих специальных знаний, твердых убеждений, особой доверительности и надежности.
Партнерами или контрагентами наших дипломатов постоянно являются иностранные государства, службы или граждане, а у них свои законы и обычаи, что требует учета всей национальной специфики, качественного знания иностранных языков и нравов или сложившихся в международных организациях порядков.
Масштабно выросли задачи и ответственность внешней политики и дипломатии России. Объем ее зарубежных связей несопоставим с прежними временами. Возросло и продолжает расти значение многих особенностей работы МИД России, обладающей ядерным оружием и другими средствами массового поражения. Качественно иными стали риски и последствия возможных ошибок во внешней политике - вплоть до самоистребления человечества. Подобную ответственность несет мало служб и министерств.
Внешняя политика России существенно отличается от других стран: все отстаивают свои национальные интересы, а Москва, сверх того, упорнее других столиц добивается подчинения силовых импульсов международному праву. Нередко ей приходится делать это в одиночку - без надежных союзников. Статус великой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН, нацеленность России на обеспечение безопасности в мире и коренное оздоровление международных отношений, активное участие ее дипломатии во всех значимых делах современного мира требуют и в стране особого внимания к МИД РФ, к профессии дипломата.
Формирование полицентричной системы международных отношений, стремительная трансформация и усложнение международной жизни с элементами напряженности и неопределенности ставят перед нашей дипломатией много новых задач. Учет кризисной ситуации и турбулентности в мировой экономике, поддержка отечественного бизнеса за рубежом, укрепление коллективных начал в международных делах с упором на переговоры и поиск компромиссов, "мягкая сила", привлечение ресурсов соотечественников за рубежом - лишь некоторые из требований, выдвинутых Президентом В. В. Путиным перед МИД России.
Руководит внешней политикой Президент России. Мининдел назначается им МИД входит в президентский блок. Постоянными членами Совета безопасности РФ являются лишь министры обороны, внутренних дел и иностранных дел. Глава государства присваивает высшие дипломатические ранги. Ему нужны высококвалифицированные кадры дипслужбы, надежный внешнеполитический аппарат.
Президентская внешняя политика вовсе не сводит роль МИД России к исполнительской. Он представляет свои оценки, прогнозы, инициативы - не только выполнения указаний и реагирования на события.
Особая задача - координирующая роль МИД как головного ведомства в отношениях с другими государствами и международными организациями в проведении единой внешнеполитической линии. МИД России координирует международную деятельность органов и зарубежные связи регионов РФ. Из ведомств только МИД высказывается по вопросам внешней политики.
Весьма разнообразные отношения России почти с 200 государствами и сетью международных организаций требуют учета множества факторов.
Необычайно обширной стала сеть загранучреждений МИД: 250 посольств, постпредств и генконсульств продвигают и отстаивают национальные интересы, собирают и анализируют информацию о положении в других странах и международных организациях, вносят предложения, что требует высокой ответственности и напряженного труда. Никогда Россия не имела столько международных соглашений, прав и обязательств. Никогда прежде за рубежом не было столько миллионов граждан РФ (постоянно проживающих, туристов, бизнесменов, журналистов и т. д.). Да и в России не было столько иностранцев. Процесс глобализации, развитие транспорта, связи и информатики быстро расширяют и ускоряют международные обмены.
Социально-политическая нестабильность, потрясения и активизация терроризма в ряде стран угрожают там и россиянам. Высшее для них должностное лицо в тех странах - посол России, в консульском округе - генконсул. Важна роль и временного поверенного в делах России, а также заведующего консульским отделом (их назначают МИД России или посол).
Наш МИД активно занимается обеспечением безопасности граждан, учреждений и объектов России за рубежом от террористических угроз и иных вызовов, тесно сотрудничает в этом с НАК, другими спецслужбами России. При посольствах есть кризисные штабы во главе с послами. В 2013 г. создан Департамент ситуационно-кризисный центр (ДСКЦ) - подразделение МИД для руководства этими штабами, отслеживанию назревания за рубежом кризисных ситуаций и принятию надлежащих мер безопасности.
Особо следует отметить роль послов. Как правило, они умело поддерживают полезные связи и контакты с высшим эшелоном власти в стране пребывания, влиятельными парламентскими, экономическими и военными кругами, деятелями культуры и поэтому способны оказывать определенное воздействие на политику этой страны, избегать кризисных ситуаций в отношениях с нею, выводить их на конструктивное развитие, что требует высокой квалификации. Как и другие старшие дипломаты, послы не только готовятся к требующим немало знаний дипломатическим баталиям, а постоянно - сплошь и рядом буквально повседневно - участвуют в ответственных сражениях.
Таково вкратце многообразие специфики работы МИД России. Нужен учет всей совокупности факторов, его особой и объективно растущей роли в госаппарате, его тесного взаимодействия с силовыми ведомствами в рамках президентского блока. МИД призван наращивать "мягкую силу" и интеллектуальную составляющую средств достижения целей: путем контактов и переговоров, аргументами и логикой. Применение силы гораздо дороже: и в жизнях, и в материальных издержках.
Вывод однозначен: МИД - одно из наиболее важных ведомств России, по значению равное по сути дела "силовикам". Государство и общество должны учитывать это.
Полезно напомнить о подходе к дипломатии в нашей истории и о зарубежном опыте. Россия особо выделяла значение внешней политики: в XVIII–XIX веках высший гражданский чин канцлера имели поочередно всего 11 государственных деятелей: лишь главы коллегии иностранных дел, министры иностранных дел, лица с большим дипломатическим опытом.
После смены строя в 1917 г. Политбюро (высший в те годы форум) в первую очередь рассматривал вопросы Наркоминдела. Наркомы и министры иностранных дел занимали и другие видные посты в партии и государстве: были членами Политбюро, первыми заместителями или заместителями главы правительства (другие министры - намного реже).
Многие государства поныне подчеркивают важность своей внешней политики назначением министров иностранных дел вице-премьерами. Госсекретарь - выше других министров США, четвертое лицо на случай замещения президента. За рубежом статус посла заметно выше. Дипслужба - естественный феномен во всех современных государствах. Ее "особость" общепризнанна и подтверждена во многих странах достойным денежным и пенсионным обеспечением дипломатов.
В результате изучения главы обучающийся должен:
знать
- сущность дипломатической службы, ее особенности, задачи и роль в реализации внешней политики страны;
- основные принципы организации дипломатической службы;
уметь
- различать понятия дипломатии, дипломатической деятельности, внешней политики, дипломатической службы;
- выявлять особенности дипломатической службы в системе государственной службы Российской Федерации;
владеть
- правовыми основами организации дипломатической службы;
- навыками анализа основных этапов прохождения дипломатической службы.
Дипломатическая служба как особый вид федеральной государственной гражданской службы
Дипломатическая служба – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях федеральной гражданской службы в центральном аппарате МИД России, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, территориальных органах – представительствах МИД России на территории Российской Федерации, связанная с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений (п. 1 ст. 1 Федерального закона № 205-ФЗ).
Дипломатическая служба, дипломатическая деятельность и практическая реализация полномочий внешнеполитического ведомства – понятия хотя и близкие, но но содержанию и формам реализации все-таки разные.
Внешняя политика представляет собой систему идей, взглядов, положений (целей, принципов, задач) и основных направлений, форм и методов внешнеполитической деятельности государства.
Цели и задачи внешней политики России сформулированы в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 12 февраля 2013 г. Ее нормативно-правовую основу составляют Конституция РФ, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", а также Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военная доктрина Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, и другие аналогичные документы.
Высший ее приоритет – защита интересов личности, общества и государства – остается неизменным.
Внешнеполитическая деятельность – конкретная практическая деятельность политиков и дипломатов в сфере отношений между народами и государствами, это стратегия и тактика государства на международной арене, основные задачи которой – регулирование взаимоотношений с другими государственными образованиями, участие в решении международных проблем, обеспечение международной стабильности, укрепление суверенитета и территориальной целостности страны.
Дипломатия – совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей государства, системы взаимоотношений между суверенными государствами. Это и политика, и важнейший организационно-политический инструмент (совокупность средств, приемов и методов) реализации внешнеполитического курса государства, и самый, как показывает мировая практика, эффективный механизм взаимоотношений между суверенными государствами.
Дипломатия – принципиальная деятельность глав государств, представительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства за границей.
Таким образом, можно утверждать, что дипломатия – один из самых действенных механизмов сопряжения интересов отдельных стран с интересами всего мирового сообщества.
Э. Сатоу определяет дипломатию как применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами официальных государств, а еще короче – ведение дел между государствами с помощью мирных средств . И, как замечает профессор МГИМО В. С. Глаголев, дипломатическая деятельность подобна искусству шахматной игры и отличается от нее многообразием участников с их культурными и психологическими особенностями, спектрами интересов и выдвигаемых целей .
Интересной представляется позиция, в соответствии с которой дипломатия – это преимущественно улаживание повседневных, случайных, эпизодических трудностей, тогда как внешняя политика определяет важнейшие пути, по которым должна двигаться нация. Если цель дипломатии явная, если она заключается в общем и целом в том, чтобы улаживать вопросы, избегать инцидентов, то цель внешней политики более неопределенная, ибо в конечном счете она идентична удовлетворению национального интереса.
Дипломатия сейчас представляет собой не только и нс столько "искусство политических отношений", сколько науку, базирующуюся на принципах преемственности, реализма, критического осмысления дипломатического опыта, прагматизма. Она становится одним из самых эффективных "проводников политики" конкретного государства па международной арене, давно для многих стран превратилась в ведущий фактор преодоления разногласий и гармонизации национальных интересов в глобальном и региональном контекстах по самой широкой повестке. Как отмечает профессор МГИМО Т. В. Зоиова, дипломатическая служба всегда считалась своего рода гражданской армией, сражавшейся с противником на поле переговоров и дипломатических комбинаций .
Основными задачами дипломатической службы Российской Федерации и каждого дипломатического работника является:
- – обеспечение национальных интересов и безопасности страны путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества по общепризнанным принципам и нормам международного права;
- – проведение внешнеполитического курса, направленного на развитие политических, экономических, гуманитарных, научных и иных отношений с другими государствами и международными организациями;
- – защита прав и интересов граждан и юридических лиц за рубежом;
- – содействие обеспечению высокого авторитета страны и стабильности ее международного положения;
- – обеспечение дипломатическими средствами и методами защиты безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны, ее политических, торгово-экономических и других интересов;
- – координация деятельности других органов исполнительной власти относительно проведения единого внешнеполитического курса;
- – обеспечение всех органов государственной власти информацией, необходимой для осуществления эффективной внешней и внутренней политики.
Дипломатическая служба осуществляется на постоянной, профессиональной и материально возмездной основе, организуется исключительно на дипломатических должностях в государственных структурах внешнеполитического ведомства, требует от граждан, замещающих или претендующих на должности дипломатической службы, специальной, прежде всего языковой, международно-правовой, политолого-региональной, политэкономической и управленческой подготовки, определенного опыта международной профессиональной деятельности, соответствующей нравственной и морально-психологической устойчивости.
Высшая цель дипломатической службы – государственный интерес и судьба человека, высший профессиональный признак – умение соединить в единое целое закон, цели, мораль и культуру. Вот почему дипломатическая служба может быть только профессиональной, заниматься ею должны и реально могут только специально подготовленные, обладающие необходимым жизненным, служебным и нравственным опытом специалисты.
Дипломатическая служба – особый вид профессиональной служебной деятельности, принципиально отличающийся от других видов трудовой деятельности. А именно тем, что она осуществляется от имени государства в целях обеспечения поддержания справедливого порядка и прочного мира между народами, безопасности государства, его целостности и суверенитета, соблюдения законных прав и свобод граждан, защиты культурного наследия человечества, а также в условиях работы в загранучреждениях в правовом режиме, который определяется дипломатическими иммунитетами, привилегиями и возможностями.
Глубинный социально-политический смысл дипломатической службы отражают ее принципы – научно обоснованные и законодательно закрепленные исходные идеи и положения, в соответствии с которыми учреждается, функционирует и развивается система дипломатической службы.
Отсутствие официального нормативного закрепления принципов дипломатической службы России не означает, однако, что дипломатическая деятельность и прохождение дипломатической службы в Российской Федерации рассматриваются лишь в статусе научного правосознания. Такие основания представлены нормами общего законодательства о гражданской службе, получили свое обоснование в официальных политических документах концептуального характера, публичных выступлениях Президента РФ и Министра иностранных дел Российской Федерации, в научно-доктринальных разработках ученых, признанных специалистов в области дипломатии, юриспруденции, государственного управления, международного права, конституционного и административного права, дипломатической службы.
Принципы дипломатической службы : демократизм, законность, внепартийность, системность, профессионализм и компетентность, конструктивный прагматизм, нравственность, социальная ответственность. Представленные принципы органически взаимосвязаны между собой и, дополняя друг друга, образуют прочный фундамент высокоэффективного функционирования государственной власти и ее аппарата, в том числе в сфере дипломатии и дипломатической службы.
См.: Зонова Т. В. Дипломатия: Модели, формы, методы: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2013. С. 21.
Штатный состав внешнеполитического ведомства России отличается достаточно сложной должностной структурой. Он структурирован в полном соответствии с требованиями федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», указов Президента Российской Федерации «О государственных должностях Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 32 и «О перечне государственных должностей федеральной государственной службы» от 3 сентября 1997 г. № 981 с соответствующими поправками 1998-2001 гг.
Конкретно формирование штатов было проведено по общепринятым технологиям работы с персоналом государственной службы в соответствии с нормами и требованиями положений о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Президентом Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271, о посольстве Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. № 1497, о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 1330. Учитываются также нормативы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» от 5 ноября 1995 г. № 1094: количество ведущих должностей государственных служащих не должно превышать 10 %, старших - 40 % общей численности работников аппарата министерства и его загранучреждений. Учтено также и то, что штатная численность департамента не должна быть меньше 35 единиц, управления - менее 20 единиц, отдела - менее 10 единиц, отдела в составе департамента - менее 5 единиц.
Президентом Российской Федерации утвержден также специальный реестр должностей, которым установлены государственные должности дипломатической службы. В действие он введен Указом «О внесении дополнений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32, и об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории «В» в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации» от 20 декабря 1996 г. № 1748.
Как известно, понятие «государственная должность» получило законодательное закрепление в п. 1 ст. 1 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Но следует признать, что оно не совсем удачное. Поэтому в научной литературе мы находим более полное толкование этого понятия, фиксирующее не только то, что это должности в органах государственных власти с денежным содержанием из средств государственного бюджета, но и то, что это государственное установление, определяющее статус и содержание должности. Должность обеспечивает единство прав, обязанностей, гарантий и ответственности работника, его социальное и правовое положение, границы компетенции. С учетом, конечно, определенных ограничений, которые предполагает государственная, в нашем случае, дипломатическая служба.
Государственная должность дипломатической службы представляет собой юридически и организационно оформленную структурную единицу системы разделения труда в МИДе, определяющую статус, место и функции дипломатического работника, границы и содержание его деятельности по исполнению и профессиональному обеспечению исполнения полномочий внешнеполитического ведомства Российской Федерации. В определенном смысле это «часть власти», которую государство делегирует служащему, занятому в системе дипломатической службы и содержит за счет государственного бюджета. В должности аккумулируются властные и профессиональные возможности должностного лица, определяются границы и конкретное содержание его полномочий, реальные возможности и объем участия в реализации компетенции МИД. От этих возможностей и объемов в конечном итоге зависит эффективность российской дипломатии в целом.
Должности Министра иностранных дел Российской Федерации, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации (в иностранном государстве), Постоянного представителя (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) относятся к государственным должностям категории «А». Это политические должности, их исполнение собственно государственной службой не является.
Государственные должности дипломатической службы отнесены к государственным должностям федеральной государственной службы категорий «Б» и «В». Для этих должностей установлен свой порядок замещения, определена своя система классификации и квалификационно-должностных требований, свой порядок денежного содержания. Они определяют социальный, правовой, властно-административный и политический статус дипломатического работника, содержание, пределы и возможности его влияния на дипломатический процесс и международные отношения, принадлежность к той или иной группе работников аппарата внешнеполитического ведомства.
Государственная должность дипломатической службы создается государством. Причем на постоянной основе и в целях решения конкретного круга государственно-дипломатических задач, т.е. создается не под человека, а под функцию государственного дипломатического аппарата. Поэтому учреждение, реорганизация, упразднение государственных должностей дипломатической службы регулируются федеральным законодательством, соответствующими федеральными нормативно-правовыми актами. Президент страны определяет политический, правовой, и финансовый статус государственной должности, Министерство иностранных дел устанавливает объем полномочий по должности, ее место в структуре аппарата, формы и методы реализации полномочий по данной должности.
С момента назначения на должность человек становится материальным носителем государственно-властных полномочий, официально получает реальные права по реализации соответствующих государственных функций.
В соответствии со ст. 6 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Перечнем государственных должностей федеральных государственных служащих должности дипломатической службы подразделяются на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы. Должностная структура, таким образом, становится своего рода несущей конструкцией живого организма дипломатической службы. Должностная структура формирует и удерживает в определенных границах служебно-личностные отношения внутри аппарата и вне его. Служащие же, которые занимают эти должности, придают процессу прохождения дипломатической службы свой особый смысл, превращают его в гибкий, постоянно развивающийся механизм.
Высшая должность
дипломатической службы
(5-я группа государственных должностей
дипломатической службы)
Эти должности учреждаются только в Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации. Их занимают первый заместитель министра, заместитель министра, посол по особым поручениям, директор департамента. Это должности руководящей, условно говоря, директивно-управленческой инстанции.
Главная должность
дипломатической службы
(4-я группа государственных должностей
дипломатической службы)
В Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях это: начальник управления, первый заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при ООН; заместитель директора департамента, руководитель миссии Российской Федерации, поверенный в делах Российской Федерации, советник-посланник, Генеральный консул Российской Федерации, заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при международной организации;
В представительствах Российской Федерации и представительствах МИД за рубежом это: торговый представитель Российской Федерации и Уполномоченный Российской Федерации;
В территориальных органах МИД это: Представитель Министерства иностранных дел;
С точки зрения науки управления - это должности координационно-контрольной инстанции.
Ведущая должность
дипломатической службы
(3-я группа государственных должностей
дипломатической службы)
В Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях это: заместитель начальника управления, главный советник, консул Российской Федерации, начальник отдела, начальник отдела департамента (управления), заместитель начальника отдела, заместитель начальника отдела департамента (управления), старший советник, консультант, советник, консул-советник, первый секретарь, консул, торговый советник.
В органах Министерстве иностранных дел это: первый секретарь;
В представительствах Российской Федерации и представительствах МИДа за рубежом это: руководитель представительства федерального органа власти, заместителя торгового представителя Российской Федерации, заместитель руководителя, начальник отделения, начальник отдела, старший эксперт представительства федерального органа исполнительной власти за рубежом.
В территориальных органах МИДа это: заместитель Представителя Министерства иностранных дел РФ, советник, первый секретарь;
Это должности решающей инстанции, их реализация обеспечивает стабильность и прочность системы дипломатической службы.
Старшая должность
дипломатической службы
(2-я группа государственных должностей
дипломатической службы)
В Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях это: второй секретарь, главный специалист, вице-консул, консульский агент, третий секретарь, ведущий специалист, атташе, специалист I категории, старший референт, специалист II категории, референт, специалист;
В органах Министерства иностранных дел это: второй секретарь, третий секретарь, атташе;
В представительствах Российской Федерации и представительствах МИДа за рубежом это: эксперт, главный специалист, ведущий специалист.
В территориальных органах МИДа это: второй секретарь, третий секретарь, атташе;
Это должности консультативно-распорядительной инстанции, обеспечивают решение оперативных вопросов дипломатической и консульской службы.
Младшая должность
дипломатической службы
(1-я группа государственных должностей
дипломатической службы)
В Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях это: дипломатический курьер I категории, дипломатический курьер II категории, ведущий инспектор-делопроизводитель, дипломатический курьер IIIкатегории, старший инспектор-делопроизводитель, дипломатический курьер IV категории, инспектор-делопроизводитель;
В органах Министерстве иностранных дел это: старший референт, референт;
В представительствах Российской Федерации и представительствах МИДа за рубежом это: старший референт, старший инокорреспондент, специалист I категории, референт, инокорреспондент, специалист II категории, специалист;
В территориальных органах МИДа это: старший референт, референт.
Работники, замещающие младшие должности не совершают юридически значимых действий, действуют в порядке исполнения конкретных поручений руководителей.
Распределение работников системы МИД по указанным категориям и группам государственных должностей по состоянию на 1 января 2002 г. можно представить следующей таблицей:
Как видим, в высшем управленческом звене, определяющем основные направления деятельности внешнеполитического ведомства и характер прохождения дипломатической службы, занято чуть больше 70 человек (менее 3% всего кадрового состава дипломатической службы) работников. Подавляющее же большинство - это служащие, занимающие ведущие и старшие должности (89%). На ведущих должностях работает каждый третий ответственный работник ведомства - заместители начальников управлений, главные советники, консулы, начальники отделов, консультанты, специалисты-эксперты. На старших должностях еще больше - более половины дипломатических работников. Это главные и ведущие специалисты, вторые и третье секретари посольств, атташе, т.е. те, кто несет главную нагрузку по решению текущих задач дипломатической службы. На младших должностях занято лишь 3,2% дипломатических работников. Именно на этих должностях наибольшее количество молодых работников в возрасте до 30 лет.
Сложившаяся иерархия должностей определяет логику внутреннего должностного продвижения дипломатического служащего, создает благоприятные условия для реализации карьерного потенциала практически каждого специалиста. При такой системе облегчаются подбор персонала и расстановка людей, их оценка и профессиональная подготовка. Упрощается определение норм численности персонала и границ ответственности, планирование работ и распределение обязанностей, ускоряется прохождение информации, повышается четкость контроля исполнения.
Перечисленные выше категории и группы должностей в своей органической совокупности придают дипломатической службе организационную определенность, определяют последовательность должностного продвижения служащего. При такой системе становится понятным сложившийся порядок набора персонала, расстановки кадров дипломатической службы, оценки качества их профессиональной деятельности. Понятно и то, что наиболее приемлемой схемой замещения государственных должностей дипломатической службы является: в нижнем звене - молодые специалисты с высшим, неполным высшим и средним специальным образованием; в среднем - выдвиженцы из среды дипломатической службы, работников, занимающих младшие и старшие должности, а также нанятые извне на основе конкурсных испытаний; в высшем - руководящие работника, замещающие главные и высшие должности, воспитанники резерва.
Государственные должности дипломатической службы подразделяются не только по группам, но и категориям в зависимости от их специализации. В системе МИДа употребляются словосочетания оперативно-дипломатический состав (ОДС) и административно-технический персонал (АТП). Изначально эти понятия базировались на положениях Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., предусматривающей три категории персонала дипломатических представительств (дипломатический, административно-технический и обслуживающий), которые различались по объему предоставляемых иммунитетов. Поскольку до принятия Конвенции СССР, в отличие от ряда других стран, предоставлял иммунитета обслуживающему персоналу, выделение таких сотрудников в отдельную категорию было признано нецелесообразным и не закрепилось ни в практике деятельности загранучреждений, ни во внутриминистерской кадровой работе.
В настоящее время к оперативно-дипломатическому составу в МИД России относят всех сотрудников, выполняющих дипломатические функции, т.е. тех, кто занимает должности от старшего референта до министра, от старшего референта до руководителя загранучреждения. Все остальные сотрудники относятся к административно-техническому персоналу. В соответствии с таким должностным делением работникам загранучреждений выдаются паспорта: сотрудникам ОДС - как правило, дипломатические, сотрудникам АТП - служебные. Исключение составляют впервые выезжающие на загранработу недавние выпускники вузов - оперативно-дипломатические сотрудники младшего звена (старшие референты), которым, несмотря на выполнение обязанностей дипломата, выдаются служебные паспорта.
Государственные служащие дипломатической службы подразделяются не только по группам должностей, но и в зависимости от их специализации, их служебной деятельности. Каждая категория дипломатических служащих в соответствии с ее специализацией предусматривает наличие соответствующего образования, знания иностранных языков, правовой и политологической подготовки, соответствующего практического опыта. Здесь действует принцип единства дипломатической должности и личностно-квалификационной характеристики претендента на нее. Чем больше объем и уровень полномочий по должности, тем более квалифицированным, опытным и нравственно зрелым должен быть служащий ее занимающий. Для государственного служащего дипломатической службы, особенно высшего уровня, непременными должны быть стратегическое видение и комплексное восприятие происходящего, способность к комплексному анализу и научной оценке процессов и явлений, высокая правовая культура.
В соответствии с федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» к гражданам Российской Федерации, достигшим 18 лет и претендующим на замещение государственных должностей дипломатической службы, предъявляется комплекс специфических требований: к их образовательным, общекультурным, профессиональным и личным качествам. В общем виде это сформулировано как квалификационные требования к государственным служащим, замещающим государственные должности дипломатической службы. В целом они сводятся к следующему:
Знанию Конституции Российской Федерации и федерального законодательства применительно к группе и специализации должности, характеру исполняемых должностных обязанностей;
Наличию соответствующей специальности и специализации, знаний в области международного права, принципов, приоритетов и особенностей внешней политики России, страноведения, истории и современного состояния международных отношений, а также знаний и практических навыков в области дипломатии и дипломатической службы, в других областях, представляющих практический интерес для соответствующего подразделения центрального аппарата, представительства в субъекте Российской Федерации или загранструктуре;
Уровню владения русским языком, а также иностранным языком (иностранными языками) применительно к требованиям должности, региона или страны предполагаемого назначения (рабочим языком международной организации) или другим иностранным языком, позволяющим полноценно работать в соответствующем загранучреждений, не ниже оперативного уровня по сертификату ВКИЯ;
Стажу федеральной государственной (в том числе дипломатической) службы и опыту работы по специальности: высшая государственная должность - стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет; главная государственная должность - стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; ведущая государственная должность - стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; старшая государственная должность - стаж работы по специальности не менее трех лет; младшая государственная должность - без предъявления требований к стажу.
Определенные требования предъявляются и к состоянию здоровья: главное - претендент на должность не должен иметь медицинских противопоказаний для занятия данной должности или выезда в данную страну.
Перечень указанных и иных квалификационных требований устанавливается федеральным законодательством, а также соответствующими ведомственными нормативными актами. В каждом конкретном случае они уточняются и детализируются. Поэтому в МИДе разрабатываются соответствующие перечни квалификационных требований по группам государственных должностей, утвержден профиль профессионального образования с конкретизацией квалификационных требований, учитывающих специфику служебной деятельности по департаментам, отделам и конкретным должностям. Наличие таких перечней упорядочивает работу с персоналом, является хорошим ориентиром в деле подбора специалистов в соответствии с требованиями по каждой должности.
Процесс отбора и назначения на должность - важнейшая составляющая прохождения дипломатической службы. Это комплекс мероприятий, обеспечивающих укомплектованность дипломатической службы специалистами, которые по своим профессиональным и социально-личностным качествам соответствуют целям, задачам и особенностям конкретного подразделения или учреждения системы МИДа Российской Федерации.
Реализация этих мероприятий - довольно сложный процесс. Здесь пока немало слабостей и недостатков. Связаны они с неотработанностью правового поля, регулирующего кадровые процессы в системе государственной службы в целом, сильным влиянием личных предпочтений руководителей, субъективизмом в оценке кадров и отсутствием справедливого материального поощрения качественного труда. Именно с такого рода явлениями большинство аналитиков-экспертов связывают слабости кадровой работы в системе дипломатической службы.
Тем не менее, в практику уже прочно вошло то, что замещение многих должностей центрального аппарата и подавляющего большинства должностей в загранучреждениях производится на конкурсной основе. Хотя в отдельных случаях по решению руководства министерства сотрудник может быть представлен к должности или направлен в загранкомандировку вне конкурса.
В соответствии со ст. 21 (п. 7) и ст. 22 (п. 4) федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу (в том числе и в системе МИДа) осуществляется:
На государственные должности государственной службы категории «Б» - по представлению соответствующих лиц, занимающих должности категории «А». Порядок подбора кандидатур определяется Министерством иностранных дел в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
На государственные должности государственной службы 1-й группы категории «В» - Министром иностранных дел. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующими нормативными правовыми актами. Отбор кандидатов из числа выпускников вузов на замещение вакантных дипломатических должностей в МИД России осуществляет конкурсная комиссия во главе с заместителем Министра. Конкурс регламентируется Положением о порядке приема в МИД России выпускников вузов, впервые поступающих на государственную службу;
На государственные должности государственной службы 2-й группы должностей категории «В» соответствующим должностным лицом на основе конкурса документов;
б) на государственные должности государственной службы 3, 4 и 5-й групп должностей категории «В» - по результатам конкурса-испытания.
Для гражданина, впервые принятого на государственную должность государственной службы, в случае перевода на должность иной группы или специализации, устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной службе. В срок испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.
При неудовлетворительном результате испытания служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность государственной службы, а при отказе от перевода - уволен. Если срок испытания истек, а государственный служащий дипломатической службы продолжает дипломатическую службу, он считается выдержавшим испытание и последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Отбор кандидатов на замещение дипломатических должностей в загранучреждениях МИД проводится прежде всего из числа сотрудников центрального аппарата и загранструктур, подведомственных Министерству учреждений, слушателей Дипломатической академии, выпускников МГИМО(У) и некоторых других ВУЗов страны. К рассмотрению допускаются специалисты, рекомендованные структурными подразделениями центрального аппарата МИДа, загранучреждениями, представительствами и миссиями за рубежом, подведомственными учреждениями и Дипломатической академией, а также выдвинувшие свои кандидатуры по собственной инициативе в форме заявления, направляемого в Департамент кадров.
Для проведения отбора кандидатов создаются комиссии во главе с заместителем Министра, курирующими соответствующие структуры и загранучреждения. Предложения о персональном составе комиссий вносятся заместителем Министра, курирующим кадровые процессы. Состав комиссий утверждается Министром или по его поручению одним из его первых заместителей. В состав комиссий включаются руководители (заместители руководителей) курирующих загранучреждения подразделений центрального аппарата и Департамента кадров. На заседания комиссий приглашаются руководители представляющих кандидатов подразделений и профсоюзного комитета.
Лица, успешно прошедшие все этапы конкурсного отбора, включаются в планы профессионального обучения, замен и перемещений дипломатических кадров, утверждаемые заместителем Министра иностранных дел, курирующим кадровые вопросы. Должности, остающиеся вакантными после отбора кандидатов, замещаются в рабочем порядке по согласованию между Департаментом кадров, соответствующими подразделениями центрального аппарата и загранучреждениями.
Как показывает многолетний опыт, конкурс является одной из самых демократических и социально справедливых форм отбора кадров и способов получения должности в государственном аппарате. Это единственно возможный механизм отбора на службу без внешнего влияния на принятие кадровых решений, обеспечения права равного доступа к федеральной государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой человека. Конкурсный отбор обеспечивает демократический характер принятия кадровых решений, увеличивает приток в систему МИДа профессионалов и дальнейшее повышение престижа дипломатической службы, гарантирует высокую объективность оценки профессиональной пригодности к работе аппарате внешнеполитического ведомства.
Свои особенности имеет отбор на дипломатическую службу из числа выпускников ВУЗов. Отбор организуется в соответствии с «Положением о порядке приема в МИД России выпускников высших учебных заведений, впервые поступающих на государственную службу», утвержденным приказом по МИДу от 14 марта 2001 г. № 2467.
Конкурс проводится на основании ежегодно издаваемых распоряжений по МИД России, определяющих сроки проведения конкурса и состав конкурсной комиссии. Информация о конкурсе публикуется в «Дипломатическом вестнике», а также размещается на стендах в МИДе, МГИМО(У), Дипломатической академии, МГУ, Институте стран Азии и Африки и других учебных заведений. В нем в обязательном порядке отмечается, что конкурс объявляется на «замещение вакантных младших дипломатических должностей федеральной государственной службы выпускниками высших учебных заведений текущего года», подчеркивается, что конкурс проводится только для лиц, окончивших «аккредитованные в установленном порядке высшие учебные заведения». Для участия в конкурсе допускаются «граждане России», владеющие «не менее чем двумя иностранными языками и обладающие специальными знаниями в области международных отношений, международного права, региональных проблем».
Через участие в конкурсе производится замещение вакантных дипломатических должностей референтов, старших референтов, атташе, третьих секретарей. Соискатели должностей должны иметь высшее профессиональное образование по программе «специалист» или «магистр». В отдельных случаях к конкурсу допускаются «бакалавры», владеющие редкими иностранными языками. Преимущественным правом поступления на службу пользуются выпускники, имеющие диплом с отличием, а также те, кто проходил ознакомительную или преддипломную практику в МИДе, а также имеющие практические навыки работы на ПЭВМ и в компьютерных сетях.
Все претенденты должны владеть как минимум двумя иностранными языками, (уровень владения которыми подтвержден государственным экзаменом по программе лингвистических вузов); обладать высоким уровнем знаний в сфере международных отношений или других областях, необходимых для выполнения дипломатических функций. У них не должно быть заболеваний, препятствующих исполнению будущих служебных обязанностей.
Требования, как видим, довольно серьезные, но это не снижает интерес к такого рода профессиональным испытаниям. Количество участвующих в конкурсе постоянно растет. В 2001 г. конкурс на замещение вакантных должностей успешно выдержало 130 выпускников 13 высших учебных заведений страны, в т.ч. МГИМО(У), Дипакадемии, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского государственного лингвистического университета.
Конкурс проводится в три этапа:
I этап - предварительный отбор Департаментом кадров кандидатов в соответствии с предъявляемыми требованиями (апрель - май);
II этап - собеседование с ними в подразделениях министерства, где предполагается трудоустройство и согласование отобранных кандидатур с соответствующими подразделениями центрального аппарата (апрель-июнь);
III этап - рассмотрение кандидатов на конкурсной комиссии (июнь-июль, август-сентябрь) и окончательное решение вопросов о приеме выпускников Вузов на работу в МИД России. Оценка участников конкурса производится на основании а) документов об образовании, б) рекомендаций вузов, в) отзывов по итогам практики в МИД или других государственных учреждениях и организациях, г) результатов собеседований с руководителями структурных подразделений МИД России и тестирования в Дипакадемии, д) аттестации по иностранным языкам, е) заключения медицинской комиссии. Полученные данные заносятся в конкурсный лист. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса лично. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения на государственную должность дипломатической службы или для отказа в таком назначении.
Принятые на работу распределяются, как правило, по подразделениям центрального аппарата и загранучреждениям в зависимости от того, по какой специальности и какой факультет они закончили, какие иностранные языки изучали. Личные интересы к тому или иному роду дипломатической деятельности также учитываются.
С первых дней своей практической деятельности они занимаются современными международными проблемами. Молодой специалист сразу оказывается в гуще основных международных событий, быстро накапливает производственный опыт, со временем у него появляются большие возможности для роста и продвижения по службе.
Более «трудное» начало служебной карьеры у тех специалистов, которые распределяются в подразделения, занимающиеся рутинной организационно-технической работой, в отделы, которые курируют малые страны или в посольства и генконсульства стран, не находящиеся в центре мировой политики. Возможность быстро набрать нужный служебный опыт, проявить себя в большом деле в таких коллективах несколько труднее, продвижение по службе идет медленно. Не случайно многие молодые сотрудники высказывают предложения о создании более благоприятных условий для ротации молодых кадров, создании равных условий для успешной служебно-должностной и профессиональной карьеры каждым служащим.
Первичное назначение гражданина на государственную должность дипломатической службы в аппарат МИДа Российской Федерации либо направление его для замещения такой должности в загранучреждение Российской Федерации производится одновременно с заключением контракта и оформляется приказом по Министерству иностранных дел. Каких бы то ни было ограничений или преимуществ при поступлении на дипломатическую службу в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к зарегистрированным в установленном порядке общественно-политическим объединениям не допускается.
Принцип социального равенства - непременное условие демократически построенной системы прохождения государственной службы, обеспечения широкой социальной базы отбора на службу из максимально возможного числа претендентов. Главные приоритеты - гражданство Российской Федерации, соответствующее образование и профессионализм, гражданская и политическая зрелость, аналитические и организаторские способности, знание иностранных языков, нравственное и физическое здоровье.
Но наряду с введением разрешительных норм и социально-правовых гарантий, законодательство оговаривает ситуации, при которых гражданин России не может быть принят на дипломатическую службу и находиться на ней. Сводятся они к следующему:
Признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
В случае лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
Наличие подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну;
Близкое родство с государственным служащим дипломатической службы, если исполнение должностных обязанностей одного из них связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью другому;
Наличие гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями.
Сведения, представленные при поступлении гражданина на дипломатическую службу, подлежат проверке в установленном федеральным законом порядке. В случае установления обстоятельств, препятствующих поступлению на дипломатическую службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на службу.
Трудовой договор предусматривает следующие основные обязательства сторон.
Государство в лице Министерства иностранных дел обязуется:
Обеспечивать защиту прав работника и членов его семьи в период их пребывания за границей на иммунитеты и привилегии, предусмотренные Венской Конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.;
Выплачивать работнику денежное содержание в виде должностного оклада в иностранной валюте, а также надбавки и иные выплаты, предусмотренные действующей системой оплаты труда;
Оплачивать стоимость проезда работника и членов его семьи при следовании к месту работы и возврате в Россию;
Предоставлять ежегодные оплачиваемые отпуска;
Создавать необходимые условия для переподготовки (переквалификации) и повышения квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;
Обеспечивать обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Оговариваются также социально-бытовые и материально-технические условия работы, порядок предоставления транспортных услуг и жилья, объемы медицинского и санаторно-курортного обслуживания, пенсионного обеспечения за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением должностных обязанностей и др.
Все это вместе составляет гарантии для государственного служащего дипломатической службы.
Со своей стороны государственный служащий обязуется:
Обеспечивать выполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов в интересах Российской Федерации, укрепления ее конституционного строя;
Соблюдать служебную, производственную и исполнительскую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, законы страны пребывания, общепринятые нормы поведения и морали;
Добросовестно и квалифицированно выполнять возложенные на него обязанности и должностные функции;
Исполнять приказы, распоряжения и указания в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
Обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами;
Поддерживать уровень квалификации, достаточный для качественного исполнения должностных обязанностей;
Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие в процессе прохождения дипломатической службы сведения, затрагивающие частную жизнь или безопасность государства.
Но реализовать должностные обязанности можно только при условии наделения служащего соответствующими правами. Права - это система общеобязательных норм, определяющих социально-правовой статус и правовую регламентацию возможностей государственного служащего в пределах его должностных полномочий. Рамочно права определяются соответствующими нормами Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», Трудового кодекса, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, положений о структурных подразделениях, иных нормативных документов. Права подразделить на общегражданские, функциональные и статусные.
Законодательством подробно оговариваются не только условия прохождения, но и завершения служебных отношений. Прекращение службы может состояться по собственной инициативе, по инициативе администрации или по объективным обстоятельствам.
Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной службе и Трудовым кодексом, увольнение (отставка) государственного служащего с дипломатической службы может быть осуществлено по инициативе Министерства иностранных дел в случаях:
а) утраты гражданства Российской Федерации;
б) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности государственного служащего дипломатической службы;
в) однократного нарушения дисциплинарных и режимных требований, определяемых действующими инструкциями и правилами, с которыми работник был предварительно ознакомлен;
г) в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением штатов государственного органа и его структур;
д) предоставление заведомо ложных сведений о доходах и имуществе.
е) несоблюдения работником законов и обычаев государства пребывания, а также общепринятых норм поведения и морали.
Прекращение работы в загранучреждении может производиться в связи с истечением срока, установленного при переводе работника или заключении с ним срочного трудового договора, а также по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством. При досрочном прекращении трудовых отношений, связанном с совершением работником виновных действий, он обязан возвратить полностью денежные суммы, полученные им в связи с переездом к месту работы.
Увольнение сотрудника дипломатической службы производится соответствующим должностным лицом, наделенным правом назначения на государственную должность дипломатической службы.
Выход в отставку с дипломатической службы осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством. Предельный возраст для нахождения на государственной должности дипломатической службы - 60 лет. Продление нахождения на дипломатической службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие дипломатические должности и достигших предельного возраста, допускается решением Министра иностранных дел Российской Федерации. Однократное продление срока нахождения на дипломатической службе допускается не более чем на год. Продление нахождения на дипломатической службе государственного служащего дипломатической службы, достигшего 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины), не допускается.
После достижения указанного возраста он может продолжать работу в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации по должности, не относящейся к должностям государственной службы, на условиях срочного трудового договора. При этом договор заключается сроком до трех месяцев (с возможным продлением) при условии ходатайства руководителя подразделения и наличия в нем вакантных должностей. Окончательное решение принимается руководителем Департамента кадров МИД России.
Есть некоторые особенности увольнения с дипломатической службы в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением штатов государственного органа. В нашем случае это касается центрального аппарата МИДа и его структур, посольств, консульств, диппредставительств и миссий за рубежом, представительств Министерства на территории Российской Федерации. В этом случае служащий (с его согласия) может быть включен в кадровый резерв МИД и направлен на переобучение на срок от трех до шести месяцев. На период обучения за ним сохраняются оплата труда по ранее занимаемой дипломатической должности, общий трудовой стаж и гарантии по трудоустройству на конкурсной основе. Расходы на его переобучение несет государство. Но при всем этом надо знать, что «направление на повышение квалификации или переподготовку не является обязательством по трудоустройству на государственную службу».
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Зарождение российской дипломатии
и дипломатической службы
2. Дипломатическая реформа Петра I:
переход к европейской модели дипломатической службы
3. Дипломатическая служба в послепетровские времена
4. Внешнеполитический аппарат российской империи
конца XIX - начала XX в.
Контрольные вопросы
Литература
СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Контрольные вопросы
Литература
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Государственная служба:
статус, принципы, функции
2. Политическая нейтральность и профессиональная ответственность государственного служащего
Контрольные вопросы
Литература
Раздел II
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЙ РОССИИ
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации,
его статус и задачи
Оперативная работа центрального аппарата МИД России
Контрольные вопросы
Литература
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ДИППРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, КОНСУЛЬСКИХ
УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ ПЕРСОНАЛА
1. Понятие и принципы правового статуса
загранпредставительства Российской Федерации
2. Неприкосновенность помещений и порядок ее обеспечения
3. Свобода сношений с аккредитующим государством
4. Основные иммунитеты и привилегии средств передвижения
5. Иммунитеты и привилегии
персонала дипломатических представительств
и консульских учреждений
Контрольные вопросы
Литература
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА:
СТАТУС, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СЛУЖЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Классификация дипломатических представительств
2. Персонал дипломатического представительства
3. Дипломатический корпус
4. Посольство Российской Федерации: его структура и функции
5. Вопросы межгосударственного обмена
Контрольные вопросы
Литература
КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ФУНКЦИИ
1. Установление консульских отношений и создание консульских учреждений
2. Консульские функции
3. Консульские отношения со странами - участницами СНГ
Контрольные вопросы
Литература
ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В СПЕЦИАЛЬНЫХ МИССИЯХ И ПОСТПРЕДСТВАХ
РОССИИ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Постоянные представительства и специальные миссии:
правовой статус, формы и приоритеты
служебной деятельности
2. Постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы ООН
3. Постоянные представительства Российской Федерации при региональных организациях
5. Дипломатическое представительство Российской Федерации на форумах новых международных структур
Контрольные вопросы
Литература
Раздел III
ПРОХОЖДЕНИЕ
ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
РАБОТНИК ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, СТАТУС, КОМПЕТЕНЦИЯ
1. Работник дипломатической службы и его социально-правовой статус
2. Профессионально-личностные качества работника дипломатической службы
3. Особенности работы с молодыми специалистами
Контрольные вопросы
Литература
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Прохождение дипломатической службы и его правовая база
2. Планирование - основа оптимизации системы прохождения дипломатической службы
3. Государственная должность дипломатической службы и порядок ее замещения
4. Ротация дипломатических служащих
Контрольные вопросы
Литература
БЕЗОПАСНОСТЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Безопасность как проблема дипломатической практики
2. Современные проблемы безопасности и пути их решения
3. Антитеррористическая безопасность
4. Обеспечение безопасности МИД России и его аппарата
Контрольные вопросы
Литература
Раздел IV
КАДРЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ,
СТИЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ,
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Кадровая ситуация в системе дипломатической службы
2. Департамент кадров МИД и его основные функции
3. Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службы
4. Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы
Контрольные вопросы
Литература
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
И ЕГО РОЛЬ В ОПТИМИЗАЦИИ
СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Понятие стиля служебных отношений
2. Классификация стилей служебной деятельности
3. Основные характеристики оптимального стиля служебной деятельности
4. Пути овладения эффективным стилем служебных отношений
Контрольные вопросы
Литература
1. Должностной оклад государственного служащего системы МИД России
2. Система надбавок к должностному окладу
3. Финансирование денежного содержания на дипломатической службе
Контрольные вопросы
Литература
Раздел V
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Информация и ее роль в системе государственного управления
2. Требования к дипломатической информации
3. Источники информации
4. Обработка информации
Контрольные вопросы
Литература
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА МИД РОССИИ И ЕГО ЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ
1. Экономическая дипломатия
2. Культурная дипломатия
Контрольные вопросы
Литература
ПРОТОКОЛЬНАЯ СЛУЖБА
1. Понятие дипломатического протокола
2. Дипломатические приемы: подготовка и проведение
3. Визиты на высшем уровне: категории и форматы
4. Разработка единых протокольных норм приема иностранных делегаций в 70-80-е годы
5. Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации
Контрольные вопросы
Литература
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Государство и СМИ: нормативно-правововая база и принципы взаимодействия
2. Основные направления и формы работы пресс-службы МИД России
3. Опыт деятельности пресс-служб
российских дипломатических представительств за рубежом
Контрольные вопросы
Литература
ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПЕРЕПИСКА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1. Организация и значение документационного обеспечения дипломатической службы
2. Составление и оформление документов в системе дипломатической службы
3. Систематизация документов и контроль за их исполнением
4. Дипломатическая документация и дипломатическая переписка
Контрольные вопросы
Литература
Раздел VI
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЗА РУБЕЖОМ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
1. История создания
2. Структура системы ООН и принципы международной гражданской службы
3. Организация службы.
Требования к международным гражданским служащим
4. Роль и место комиссии по международной гражданской службе
5. Перспективы развития международной гражданской службы
Контрольные вопросы
Литература
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ФРАНЦИИ
Контрольные вопросы
Литература
БРИТАНСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Дипломатические службы Великобритании и США: общее и особенное
2. Исторические корни дипломатической службы Старого и Нового света
3. Особенности организации дипломатической службы в современных условиях
4. Отбор, обучение и продвижение дипломатических кадров
Контрольные вопросы
Литература
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГЕРМАНИИ
1. Становление дипломатической службы современной Германии
2. Место дипломатической службы в системе органов государственной власти ФРГ
3. Организация дипломатической службы и ее структура
4. Приемы и методы германской дипломатической службы
5. Особенности современной дипломатической службы Германии
Контрольные вопросы
Литература
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЯПОНИИ
1. Становление дипломатической службы Японии
2. Реализация функций МИД как основа прохождения дипломатической службы
3. Решение кадровых вопросов
4. Особенности дипломатической службы
Контрольные вопросы
Литература