Существуют три основных вида обращения: предложение, заявление, жалоба. Жалоба, заявление, предложение, ходатайство, петиция - цивилизованные способы решения проблем Что такое жалоба в гражданском праве


Конфликтные ситуации в процессе общения и взаимодействия между субъектами возникают всегда и письменный обмен жалобами и заявлениями считается цивилизованным способом их решения. Разница между этими двумя документами существенна.

Что такое жалоба

Жалоба является требованием в письменном виде при обращении к госоргану уполномоченному к устранению определенного вида ущемленных прав и законных интересов граждан. Жалобы подаются в результате возникновения административно-правовых отношений.

Право любого гражданина на защиту заключается в праве ни обжалование всех незаконных действий и решений.

Жалобы квалифицируются в два варианта по сути возникающих отношений:

  1. Административная жалоба подаётся в органы ПА, как жалоба на действия и решения представителей ПА.
  2. Судебные жалобы, подаваемые в суды верхней инстанции.

Административная жалоба в свою очередь подразделяются на:

  • Общие административные жалобы, урегулирование вопросов производится на основании ФЗ о порядке.
  • Специальные, которые требуют урегулирования иными НПА.

Судебные жалобы имеют ряд специфических особенностей.

  1. Жалобу в инстанцию суда возможно подать после административной, в качестве обжалования решения, бездействия или незаконного действия.
  2. Возможно сразу подать жалобу в суд.
  3. Подача жалоб обоих вариантов одновременно: административной и судебной.

Характеристика жалоб

Для подачи жалобы необходимо достижение возраста административно-правовой дееспособности согласно законам РФ и конституционных прав по достижении шестнадцати лет .

Специфическая черта жалобы, что подается она либо должностному лицу высокого ранга, либо в вышестоящий орган по отношению к тому на чьи действия данная жалоба распространяется.

Сроки реализации подачи общей жалобы не регламентируются законом.

Жалобы затрагивающие вопросы подсудности подаются:

  • В арбитражные суды, решение вопросов связанных с решением экономических вопросов в результате коммерческой деятельности.
  • Военные суды, вопросы возникающие в ходе несения воинской службы на органы военного управления или командующего состава.
  • Суды решающие вопросы общей юриспруденции.

Что такое заявление

Официальное обращение одного или нескольких гражданских лиц, в органы управления государственной власти или местного самоуправления, администрацию юридического лица называется заявлением.

Характерные черты заявления

  1. Заявление не связывается с каким-либо нарушением прав, либо ущемлением каких-либо законных интересов.
  2. В содержании отсутствует просьба действий по отношению к устранению нарушений любого характера.
  3. Заявление целенаправленно имеет в своем основании цель реализации законных прав и интересов заявителя.
  4. Устранение недостатков в деятельности организаций и предприятий.
  5. Подаются в письменной и устной форме.
  6. Порядок рассмотрения аналогичен порядку рассмотрения административных жалоб.

Сроки рассмотрения и права лиц, подающих жалобу или заявление

Зачастую жалобы и заявления в настоящие время остаются без ответа. Тем не менее существует строгий регламент данной процедуры. Знание установленных законом РФ временных границ дает право требования соблюдения этих норм и при бездействии даёт право на обращение в прокуратуру.

  • Срок рассмотрения письменной жалобы или заявления не может превышать тридцати суток . Днем начала этого временного промежутка является день регистрации жалобы или заявления в канцелярии.
  • Для соблюдения данного регламента, желательно иметь копию, с отметкой о принятии или второй экземпляр с аналогичной отметкой на руках.
  • Необходимо знать должность, ФИО принявшего жалобу или заявление.
  • Исключением являются жалобы и заявления, несущие в себе информацию о нарушении миграционного законодательства срок их рассмотрения, ограничивается двадцатью днями.
  • Срок продления для рассмотрения заявлений или жалоб граждан обязывает от госорганов или иных ответчиков отправление извещения заявителю, о наличии необходимости получения дополнительной информации по интересующему вопросу, которая требует дополнительных запросов в другие организации. Запросы и извещения отсылаются одновременно. Информация может быть отправлена заявителю по почте или в электронном виде на адрес электронного почтового ящика.

Права заявителя:

  1. В течении всего срока рассмотрения предоставлять документы и информацию в орган, который занимается рассмотрением жалобы или заявления.
  2. Имеет право ознакомления с документами по решаемому вопросу, если это не противоречит нормативным актам.
  3. Возможность получить помощь в случаях невозможности получить какие-либо документы без официальных запросов.
  4. Требовать соблюдение тридцатидневного срока.
  5. В случае подачи заявления или жалобы не в уполномоченный орган по решению вопроса, данный орган должен уведомить об ошибке заявителя и переслать жалобу в орган, в чьем ведении находится решение вопроса.
  6. При бездействии заявитель вправе подать жалобу в вышестоящие инстанции.
  7. Имеет право написать заявление о прекращении рассмотрения.

Отличия жалобы и заявления.

  1. Различия положения субъектов права процессуального вида.
  2. Исковая жалоба подается исключительно в письменном виде установленной формы, заявление возможно подать в устной форме или свободной письменном варианте.
  3. Судебные жалобы рассматриваются с соблюдением строгих сроков регламента, установленного ГПК РФ.
  4. Судебный иск должен подаваться только в случаях возникновения споров о правах, то есть лицо его подающее уверено, что его права и интересы защищены законом\, Ст.134 дает право отказа в принятии иска. Заявление принимается в любом случае, поскольку не несет в себе требований, а содержит просьбу реализовать свои права и интересы.

Право на обращение в вышестоящие органы, органы госвласти и самоуправления закреплено для гражданина Конституцией РФ, документом, подтверждающим действенные формы защиты личных прав. Форма обращение может быть индивидуальной или коллективной.

Жалоба, считается, письменное обращение гражданина, не зависимо от того, является ли он физическим или юридическим лицом, по поводу ущемления или нарушения его прав, а так же интересов, как гражданина по тому или иному поводу. Действия или нарушения прав гражданина, должны быть предусмотрены нормами действующего законодательства.

Не каждый российский гражданин знает свои права. Именно по этому, не каждый знает, какие именно бывают жалобы, как их правильно оформлять и в какие органы нужно обращаться с данной жалобой.

Об этом гласит ФЗ 59 от 02.05.2006 года действующего законодательства.

Каждое физическое или юридическое лица, имеют полное право на защиту своих прав и интересов. Особенно, если дело дошло до судебного производства.

Прежде, чем подавать жалобу на рассмотрение в суд, сначала обязательно нужно обратиться к юристам, для консультации по данной жалобе. Юрист рассмотрит жалобу и проконсультирует по вопросам обращения с ней в дальнейшие инстанции для разбирательства.

Консультация юристов необходима, для того, что бы разобраться, имеет ли смысл подавать жалобу на рассмотрение, либо можно решить вопрос другими действиями. Ведь жалоба - понятие широкого размаха. И порой то, что мы считаем жалобой, оказывается просто не знанием Закона.

Но с другой стороны, если жалоба гражданина оформлена по всем правилам, и в ней указано на самом деле нарушение или ущемление прав гражданина по Закону, он имеет полное право обжаловать ее в судебном делопроизводстве.

Законы, регламентирующие жалобы.

Право и интересы физического или юридического лиц, регламентируются следующими правовыми документами:

  • Право гражданина регламентируется Конституцией России.- Гражданским процессуальным кодексом.
  • ФЗ No4866 от 27.04.1993 и ФЗ No59 от 2.05.2006 г., которые говорят о порядке рассмотрения жалоб, нарушающих права гражданина и обжаловании их в суде.
  • А так же Арбитражным процессуальным Кодексом России.

В каких случаях подается жалоба?

Если гражданин, считает, что один из Государственных органов, нарушает или ущемляет его права, как гражданина России, он может подать жалобу на него.

К таким органам могут относиться:

  • Любой орган, относящийся к государственному учреждению.
  • Местный орган самоуправления.
  • Конкретное юридическое лицо.

Юридические консультации.

Юрист, имеющий квалификацию и достаточно практики, в сфере решения конфликтных ситуаций, основанных именно на жалобах, может повлиять на решение судебного производства, на любом этапе. В работе юристы, имеющие достаточный опыт могут использовать как не стандартные, так и классические решение, не выходя из-за рамок действующего законодательства.

Их помощь заключается в следующем:

  • Квалифицированный юрист может дать юридическую консультацию и обеспечить правовую компетентную экспертизу.
  • Юрист, в праве собрать всю информацию, включая документальное подтверждение и все вещественные доказательства, которые напрямую могут помочь в помощи гражданину, если его права нарушены или ущемлены.
  • В ходе судебного производства, юрист составляет грамотное и аргументированное заключение, на основании поданной жалобы, не зависимо к какой стороне она принадлежит.
  • Юрист составляет грамотное исковое заявление соответствующее всем правила и нормам действующего законодательства. Исковое заявление должно быть юридически обосновано статьями действующего законодательства.
  • Юрист, вступает в ведение судебного делопроизводства с того момента, как исковое заявление подано в судебные органы. И ведет до тех пор, пока не получит на руки исполнительный лист по решению суда.
  • Юрист всегда может обжаловать отрицательное решение суда, в более высоких судебных инстанциях, в рамках судебных разбирательств и компетентности.
  • При каких условиях, и каких сроках, должно быть правильное оформление жалобы, знает только квалифицированный юрист, который имеет достаточно опыта по ведению подобных судебных производств.

Для того, чтобы правильно прошло судебное разбирательство, на основании поданной жалобы, и результат был положительный в сторону гражданина, подавшего ее, необходимо два условия.

А именно, первое условие, это: жалоба должна быть правильно оформлена. Второе условие, это: оформлять и представлять данную жалобу в судебных органах, будет только грамотный, квалифицированный юрист, с опытом ведения подобных судебных разбирательств. Только в этом случае, решение суда может быть вынесено в пользу гражданина, подавшего жалобу в суд.

Важность помощи юриста.

Подать жалобу на определенный государственный орган, не так-то просто обыкновенному гражданину. Юридическая помощь в этом случае просто необходима. Простое физическое или юридическое лица не имеют достаточно юридических знаний. Поэтому, выиграть дело в суде без юридической помощи, просто не возможно.

В ходе ведения судебного производства, именно юрист может доказать неправомерное действие или в иных случаях бездействия, служащего или полностью структуры, по отношению гражданина или граждан. Доказать нарушение или ущемление прав одного гражданина или нескольких, требует серьезной кропотливой подготовки.

А так же при ведении судебного разбирательства, необходимо доказать, что неправомерное действие или бездействие государственных структур, стали непосредственным препятствием к осуществлению гражданина или граждан, их в свободы или прав, согласно действующему законодательству.

В некоторых судебных делопроизводствах, юристу необходимо доказать, неправомерные действия или бездействия государственных служащих или структур, возлагаемых на гражданина, который привлекается к ответственности данными структурами.

Распространенная ошибка граждан, которые решились подать жалобу в суд, как правило, думают, что нет ничего проще. Написал жалобу, отнес ее в суд и можно ждать положительного решения в свою сторону. Но на самом деле, это совсем не так.

Решение суда по жалобе, зависит только от уровня квалификации, мастерства юриста, ведущего данное дело.

Законодательство является очень сложной частью человеческой жизнедеятельности.

Поэтому очень сложно доказать сам факт нарушения или ущемления прав человека.

Виды жалоб.

Жалобы, которые, подаются в судебные инстанции и решения, по ним еще не вынесены, подразделяются на два вида:

1. Апелляционная жалоба - может подаваться по поводу частичного или полного рассмотрения дела, если предыдущее решение суда не удовлетворяет требованиям уже вступившего решения суда. Рассматриваться такого вида жалоба может только мировым судьей.

Составление такой жалобы, должно быть серьезно обдуманным решением. Сама жалоба должна удовлетворять все требования правильного оформления. Она должна включать в себя перечень документов, которые должны прилагаться по данному делу. А так же указывать решение суда, которое должно быть обжаловано, веские доводы жалобы и просьбу заявителя.

Апелляционную жалобу нужно подавать в тот судебный орган, где было вынесено данное решение суда. В свое время, по истечению трех рабочих дней, жалоба судебным органом, должна быть направленна в высшие судебные инстанции. А именно в вышестоящий суд.

Следует помнить, что апелляционная жалоба может быть подана и рассмотрена в установленные законом сроки.

С подачей этой жалобы не стоит затягивать. Подается она в течение десяти дней с момента вынесения окончательного решения судебного органа. По истечению данного срока, то есть десяти дней, жалоба не будет принята, в соответствии с действующим законом.

2. Кассационная жалоба - опротестование или отмена судебного решения в вышестоящих инстанциях.

Она может подаваться в любых случаях, по решению первой инстанции. Не подается жалоба в единственном случае, когда решение принято мировым судьей. Решения мирового судьи можно оспорить, только подав апелляционную жалобу.

Срок подачи кассационной жалобы, составляет десять дней. Процесс подачи происходит в том же порядке, как и с апелляционной жалобой. Жалоба подается в судебный орган, где было вынесено окончательное решение, через три дня она будет передана в органы вышестоящих судебных инстанций. Если срок подачи жалобы, а именно десять дней, прошел, жалоба принята не будет.

Но в этом случае, можно будет предоставить ходатайство в суд, и возможно восстановление срока, если есть веская причина пропуска данного срока, установленного законом.

При оформлении кассационной жалобы, обязательно должны быть внесены такие сведения, как: наименование суда, принявшего решение, обжалуемое решение, веские доводы жалобы. Так же к кассационной жалобе нужно приложить весь перечень необходимых кассации материалов.

Составление жалобы.

Любому гражданину или организации, необходимо знать, как правильно нужно оформить жалобу, которая подается в судебную инстанцию. Конечно, в этом процессе просто необходима помощь квалифицированного юриста, но все же примерно знать составление жалобы нужно всем гражданам.

Порядок подачи, формы составления и сроки обжалования, нужно рассматривать для каждого случая индивидуально.

Поэтому при получении судебного окончательно решения суда, нужно поинтересоваться, в какой именно срок необходимо подать ту или иную жалобу в высшие инстанции.

Чтобы подать жалобу, тоже нужно сначала проконсультироваться с юристом. Например, в случае обжалования административного наказания, можно обратиться непосредственно к самому судье. Что в других случаях не представляется возможным.

Но в любом случае, существуют требования, которые относятся к любым видам жалоб.

В составлении любого вида жалобы, необходимо указать:

  • Орган, куда направленная жалоба, должен быть представлен в ней с полным наименованием.
  • Гражданин, подающий жалобу, должен внести в нее подробную достоверную информацию о себе.
  • Суть жалобы должна излагаться коротко и понятно.

Если есть документы, которые могут повлиять на решение суда в положительную сторону, по отношению к подающему жалобу гражданину, нужно обязательно приложить их, а в жалобу внести их перечень.

Вместе с подачей документа, в некоторых случаях будет целесообразно предпринять некоторые дополнительные шаги.

Например, если жалоба подается на организацию, одновременно, можно подать заявления в налоговую инспекцию или в прокуратуру.

Очень важно запомнить, что каждый гражданин имеет право защищать себя в суде, и писать в высшие инстанции, если это не запрещено действующим законодательством.

Жалоба составляется только в письменном виде, в некоторых случаях, она может быть предоставлена на электронных носителях.

Оформление жалобы.

К оформлению данного документа, нужно подходить индивидуально. Каждый вид жалобы требует своего, личного оформления. Так как, например, разные жалобы, поданные в разные судебные органы, будут выглядеть совершенно по разному.

Но одинаковые моменты в них конечно есть.

Оформление жалобы:

  • В верхнем углу справа данного документа, всегда должна быть "шапка". Здесь должны быть вписаны данные: полное наименование суда, в который подается жалоба, подробные данные о ее руководителе, это может быть начальник или конкретный судья, полная достоверная информация гражданина, подаваемого жалобу, все необходимые его контакты, в случае если возникнет необходимость обратной связи.
  • После правильного заполнения шапки, начинается сама жалоба. Она должна начинаться со слова "Жалоба", которое пишется в центре листа.
  • После этой строчки, так же по центру листа, рекомендуется написать, на кого именно составляется жалоба.
  • Далее идет текс самой жалобы. Он должен быть лаконичным, кратким с полным описанием ситуации, на которую именно вы вынуждены жаловаться. Здесь нужно прописывать только самые важные факты, с описанием конкретной ситуации.
  • После описания непосредственно самой жалобы, нужно, в виде списка написать перечень доказательств. Перечень оформляется строго в виде нумерованного списка.
  • После, чего пишется просьба, о том, что гражданин просит о рассмотрении жалобы данным судебным органом, и просит принять меры, для того, чтобы устранить претензию гражданина.
  • В заключение составления жалобы, ставится дата подачи документа и подпись гражданина, подающего жалобу.
  • Если для рассмотрения данного судебного разбирательства, необходимо присутствие свидетелей, нужно составить список их контактных данных, и приложить список к документу.

Жалоба составляется в двух экземплярах. Один экземпляр подается в судебный орган, другой остается на руках у заявителя.

Жалоба в прокуратуру.

В некоторых случаях, гражданин, считает действие суда или конкретного судьи не достаточно квалифицированными. Гражданин может подать жалобу прокурору о бездействии суда.

Жалоба такого рода, должна быть оформлена, примерно таким образом:

"Я, (далее пишется полное Ф. И. О. гражданина, подающего жалобу прокурору, паспортные данные), довожу до вашего сведения, что 13.01.2016 г. (ставиться дата подачи жалобы в суд), мною был подан иск в суд (полное наименование судебного органа). Соответствующий орган бездействует. Он не рассматривает мой иск, не дает никаких ответов по нему и не выносит решение. Срок о рассмотрении данного иска, прошел. Прошу принять необходимые меры по рассмотрению данного дела.

Этот пример, конечно, не самый лучший, но воспользоваться им все равно можно. Лучше всего, конечно же, в таких случаях, обратиться за помощью к юристам. Это будет самое правильное решение.

Коллективная жалоба.

Существуют не только жалобы, от одного гражданина. Существуют коллективные жалобы.

Принцип написания коллективной жалобы, практически ни чем не отличается от индивидуальной. Отличие коллективной жалобы только в том, что в ней, отражается мнения нескольких человек, по конкретному вопросу, именно по тому, который и объединил данный коллектив.

В коллективной жалобе, должны описываться все индивидуальные ситуации по каждому гражданину отдельно.

После того, как она составлена, каждый из участников данного процесса, должен поставить свою подпись.

Редко случается так, что коллективная жалоба может остаться без внимания и коллектив, так и не получит на руки решение суда.

В таком случае, просто необходимо не оставлять эту ситуацию без внимания. А нужно пойти дальше и снова обратиться в суд с претензией, но не упустить при этом факт, оставленной без внимания первой жалобы.

Скорее всего, первый документ не был рассмотрен по причине какого - либо сбоя в программном обеспечении, либо она была оформлена с нарушениями. Поэтому нужно повторить попытку, в ближайшее время и не откладывать это на потом.

Европейский суд.

Иногда случается так, что гражданин, считает, его жалобы, направленные в Российские суды, по какой-либо причине, не удовлетворили его иск в полной мере. Самые настойчивые, ищущие справедливости на стороне, граждане, обращаются в Европейский суд по правам человека. Закон не запрещает такие действия, поэтому обращение с жалобой в Европейский суд, считается действием правомерным.

В юридических конторах, предоставляются такие услуги, как подготовка и сопровождение жалобы в предназначенное место.

Услуги по подготовке и сопровождению в Европейский суд, платные и не очень дешевые, но не редко юристы добиваются решения суда в пользу российских граждан.

В каких случаях целесообразно обращаться в Европейский суд.

Европейский суд работает по Европейской конвенции по правам человека. Поэтому обращаться по любому вопросу в данную инстанцию бессмысленно. Суд рассматривает только те нарушения, которые подходят именно под Европейскую конвенцию.

Проще говоря, пожаловаться в Европейский суд на Российский, можно только в том случае, когда нарушено ваше право, которое может попасть под Европейскую конвенцию.

Для того, чтобы определить, можно ли обратиться в Европейский суд с той или иной жалобой, нужно обратиться в юридическую компанию, которая точно предоставит вам сведения, возможно ли обращение конкретно в вашем случае. Чтобы обратиться в юридическую компанию, обязательно нужно собрать все документы по данной жалобе, приложить доказательства, фотографии, если они относятся к делу.

Обращаться в Европейский суд можно только после того, как все внутренние российские резервы исчерпали свои силы защиты. Но помочь гражданину, подавшему жалобу, не смогли. Только после этого, по истечению срока шесть месяцев, можно начать подготовку к подаче жалобы в Европейский суд. А точнее, только после того, как российский суд вам откажет окончательно.

Например, если мировой судья вынес решение н в пользу гражданина, подавшего в суд, сначала нужно подать апелляционную жалобу.

Если же решение вынес районный или областной суды, необходимо подавать кассационную жалобу.

Обращение в областной суд или Верховный дальше не обязательно, Европейский суд не принимает во внимание их решения.

Здесь нужно четко понимать, что срок шесть месяцев, это очень важное условие, поэтому если не подать жалобу не вовремя, суд может ее не принять.

Если, гражданин не понимает, когда именно нужно обращаться, то есть когда походят шесть месяцев, нужно обратиться в юридическую компанию со всеми документами, где юристы проконсультируют, о данных сроках.

Полномочия Европейского суда.

Если Европейский суд, вынесет решение о неправомерных действиях российских судов, он примет решение об их устранении. Но если же, суд решит, подачу жалобы необоснованной, он имеет право вынести решение о денежном штрафе.

Если суд сочтет жалобу обоснованной, у гражданина есть возможность не только восстановить свои нарушенные права, но и получить денежную компенсацию.

Жалобы можно подавать индивидуальные или коллективные, возможно обжаловать решение суда в высших инстанциях, защищать нужно себя обязательно. Но не стоит забывать о том, что существуют квалифицированные специалисты, которые могут это сделать профессионально.

В таких вопросах, лучше всего за помощью обращаться именно к юристам.

В этой статье вы узнали что из себя представляет жалоба и куда она подается. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

Значение слова:

Жалоба - обращение гражданина в государственные или иные публичные органы, их должностным лицам, в судебные органы по поводу нарушения его прав и законных интересов. - в трудовом праве - конфликт между менеджером и рабочим (или профсоюзом) по поводу толкования конкретного положения контракта (трудового договора). - один из видов обращений гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, в адрес администраций предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц (другими видами обращений могут быть предложения, заявления, ходатайства). Ж. подается тогда, когда ее автор считает, что его право, интересы нарушены состоявшимся решением, действием самого адресата жалобы или иного органа, должностного лица, по отношению к которому адресат Ж. занимает положение вышестоящей инстанции. Цель Ж. - добиться принятия решения, действия, которыми восстанавливались бы нарушенное право, законные интересы гражданина. Подача Ж. является реализацией права гражданина на обращение, закрепленного в ст. 33 Конституции РФ. В уголовном и гражданском процессуальном праве существует специальный порядок обжалования решений, принятых судами (см.: Кассационное обжалование. Кассация). (С. А.) - обращение гражданина в государственные или иные публичные органы, их должностным лицам, в судебные органы по поводу нарушения его прав и законных интересов. Одна из форм реализации конституционных прав граждан РФ (ст. 46 Конституции РФ). Нормативной базой этого права (кроме Конституции РФ) являются Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", который действует на территории РФ в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Законодательство РФ различает: общее право Ж., которым обладают все граждане, и специальное право Ж., предоставляемое лицам как участникам гражданского, уголовного процесса, административного, дисциплинарного производства, трудовых споров. Одним из видов реализации специального права является жалоба на постановление по делу об административном правонарушении. Общее право Ж. подразделяется на административное и судебное обжалование. В административном порядке могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица любым гражданином. Ж. подается на имя органов или должностных лиц, которым непосредственно подчинены орган, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются. Ж. должна содержать реквизиты автора (фамилия, имя, отчество лица, подающего жалобу, адрес места жительства, данные о месте работы, службы или учебы). Запрещается рассматривать и принимать меры по анонимным Ж. Ж. подлежит разрешению в срок до одного месяца, о чем должно быть в письменном виде уведомлено лицо, подавшее Ж. Граждане вправе обжаловать в суд любые действия коллегиальных и едино-начальных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, их объединений или должностных лиц, иных государственных служащих и служащих органов местного самоуправления. Установлен альтернативный порядок обжалования: гражданин может по своему усмотрению обратиться с Ж. непосредственно в суд или к вышестоящему в порядке подчиненности органу (должностному лицу). Если гражданину в удовлетворении Ж. отказано или он не получил ответа на Ж. в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с Ж. поэтому же вопросу в суд. Обжалованию подлежат действия, решения (акты управления), в том числе непредоставление информации, в результате которых: нарушены права и свободы или незаконно созданы препятствия для их осуществления, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности. Подать Ж. в суд можно в следующие сроки: в течение 3 месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов; в течение 1 месяца со дня отказа в удовлетворении Ж. вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока со дня подачи Ж., если на нее не получен письменный ответ. Ж. подается в суд по месту жительства либо в суд, на территории обслуживания которого находится орган (должностное лицо), действия которого обжалуются. Ж. в суд может быть подана гражданином лично либо его уполномоченным представителем. Рассмотрение Ж. судом производится по правилам гражданского судопроизводства. Суд, установив незаконность обжалуемых действий, отменяет примененные к

согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЖАЛОБА

обращение лица о нарушении решениями и действиями (бездействием) органа или должностного лица прав, свобод или законных интересов гражданина. В результате таких решений или действий (бездействия): нарушаются права, свободы или законные интересы гражданина; создаются препятствия к осуществлению его прав, свобод или законных интересов; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность; гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Законодатель допускает, что Ж. могут быть как индивидуальными, так и коллективными. При этом, жалобы должны быть собственноручно подписаны лицами, их подающими. Ж. граждан государственные органы разрешают в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, а также законодательством субъектов РФ. В целях своевременного рассмотрения Ж. граждан установлены следующие правила: Ж. подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены государственный, общественный орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия (бездействие) которых обжалуются; государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и др. должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в Ж., направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться. Запрещается направлять Ж. граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются. Ж. граждан государственные органы разрешают в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, а также законодательством субъектов РФ.

Право гражданина СССР подать Ж. на незаконные действия должностного лица или государственного учреждения, как и обязанность соответствующего органа рассмотреть эту Ж. по существу и принять надлежащие меры, является одной из важнейших гарантий законности в управлении.

В СССР на подачу Ж. имеют право все граждане без исключения. Она может быть подана и по поводу действий должностного лица, не имеющего непосредственного отношения к личным интересам самого жалобщика. В Советском государстве нет каких-либо ограничений для круга должностных лиц и учреждений, на действия которых приносятся Ж. Не ограничен и круг действий, которые могут быть обжалованы. Таким образом, право Ж. в Советском государстве имеет ту принципиальную особенность, что, с одной стороны, Ж. является средством защиты прав и законных интересов граждан в случае их нарушения, а с другой, – правомерная Ж. способствует улучшению работы советского государственного аппарата.

Заявления и письма помогают вскрывать и устранять многие непорядки и неправильные действия, разоблачать нечестных людей, допускающих злоупотребления, расхитителей государственной и общественной собственности. Отсюда следует, что правильная организация дела приема и рассмотрения Ж. и принятия по ним необходимых мер имеет важное значение для укрепления социалистической законности и охраны прав и законных интересов граждан СССР, государственных и общественных учреждений и организаций.

В советском социалистическом государстве установлены организационно-политические и правовые гарантии, обеспечивающие своевременное рассмотрение Ж. и принятие по ним необходимых мер: ответственность за организацию приема и своевременное разрешение Ж. возложена лично на руководителя учреждения; установлены часы приема посетителей ответственными работниками учреждения; введен точный учет поступления и движения Ж.; установлена дисциплинарная и уголовная ответственность работников учреждений, виновных в утере Ж. В целях обеспечения своевременного и правильного разрешенная Ж. они должны рассматриваться в тех органах, к компетенции которых относится вопрос, затронутый в Ж. Жалобы должны разрешаться в установленные сроки: в республиканских, краевых (областных) органах – до 1 месяца, в районных и городских органах – до 20 дней, а Ж. военнослужащих соответственно – до 15 и 7 дней со дня подачи Ж. Вопрос о Ж. считается разрешенным лишь после принятия всех мер, указанных в постановлении органа, разрешающего Ж.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕМА 9. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПО ПИСЬМЕННЫМ И УСТНЫМ ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН

В соответствии с Конституцией РФ все граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Предложение - вид обращения, цель которого, во-первых, обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений или общественных организаций, а во-вторых, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.

Заявление - вид обращения, направленный на реализацию предоставленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба - вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых, либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя , нарушение его субъективных прав.

Во многих случаях предложения, заявления, жалобы выступают в чистом виде , т.е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида. Так, например, заявление о назначении пенсии является заявлением в чистом виде, жалоба на грубость работника отдела писем администрации области также является жалобой в чистом виде и т.п. Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный характер. Так, в одном обращении может быть заявление об освобождении от налога и жалоба на неправильные действия работника финансового органа и т.д.

Работа с обращениями граждан ведется на основании Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях и в организациях и законов краев и областей.

Норматив устанавливает порядок, в соответствии с которым обращения граждан подаются в органы, компетентные в разрешении данного вопроса. Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым подчинены органы и лица, чьи действия обжалуются. Государственные и общественные органы и лица, к ведению которых не относятся вопросы, поставленные в обращениях, должны не позже чем в пятидневный срок направить их по принадлежности, известив об этом заявителя. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем лицам или в те органы, на которые подана жалоба.



Должностные лица государственных и общественных органов обязаны также проводить личный прием граждан. Для этого устанавливаются дни и часы, в том числе и в вечернее время, как по месту работы, так и по месту жительства граждан.

Руководители учреждений должны сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по их обращениям. Закон устанавливает, что если гражданин не согласен с решением по его вопросу, он имеет право обжаловать это решение тому органу или тому должностному лицу, которому подчинены государственный или общественный орган. либо должностное лицо, принявшие обжалуемое решение.

Обращения разрешаются в срок до одного месяца со дня регистрации, а не требующие законодательного изучения - безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней. Сроки рассмотрения жалоб могут продлеваться, если та или иная жалоба требует специального изучения и дополнительных проверок.

Делопроизводство по обращениям граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях ведется отдельно от обработки других видов документов.

Согласно Типовому положению устанавливается следующий порядок делопроизводства по обращениям граждан:

Все обращения регистрируются в день поступлений и учитываются на регистрационной карточке или в журнале. Регистрационный номер проставляется на определенном месте по ГОСТ Р 6.30-2003. Он состоит из начальной буквы фамилии автора письма и порядкового номера поступившего документа, например, К-187 от 12.06.2011.

Установлено, что повторным заявлениям при их поступлении присваивается очередной регистрационный индекс, а в соответствующей графе регистрационной контрольной карточки (РКК) указывается регистрационный номер первого предложения, заявления, жалобы. В правом верхнем углу повторных заявлений и на регистрационной контрольной карточке делается отметка «Повторно». Повторными считаются предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого заявления истек срок, установленный для рассмотрения, или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.

Предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица и по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для решения в один государственный орган, учитываются под регистрационным номером первого документа с добавлением порядкового номера через дробь, например К-187/1, К-187/2, К-187/3.

Картотеки из регистрационных контрольных карточекмогут формироваться по алфавитному, географическому и тематическому признакам.

Контроль за разрешением предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных органах возлагается на должностных лиц, которые обязаны обеспечить своевременное и полное рассмотрение писем и исполнение принятых по предложениям, заявлениям и жалобам решений.

Если тот или иной адресат направляет поступившие к нему письма граждан в государственные органы и требует сообщить результаты их рассмотрения, такие письма берутся на особый контроль с проставлением в установленном на документе месте знака «К».

Предложения, заявления и жалобы граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. В этом случае контроль завершается только после принятия исчерпывающих мер по разрешению вопроса. Решение о снятии с контроля принимают руководители государственных органов, ответственные за своевременное и правильное рассмотрение писем граждан.

Ответы на предложения, заявления и жалобы граждан дают руководители и специально уполномоченные на то лица из государственных органов. Ответ может быть дан как в письменной, так и в устной форме при личном приеме. В этом случае делается соответствующая запись в регистрационной контрольной карточке. Предложения, заявления и жалобы граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы и даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством.

Руководители государственных органов должны систематически анализировать и обобщать предложения, заявления и жалобы граждан, содержащиеся в них замечания с целью своевременного устранения порождающих их причин. Материалы для анализа и обобщения готовятся должностными лицами, ведущими делопроизводство по предложениям, замечаниям и жалобам граждан. Они обобщают их в виде аналитических справок и представляют их своим руководителям.

Предложения, замечания и жалобы граждан возвращаются после их разрешения должностным лицам, ведущим их делопроизводство в учреждении, со всеми сопутствующими материалами для централизованного формирования дел.

Хранение дел у исполнителей запрещается. Документы в делах располагаются в хронологическом или алфавитном порядке, при этом каждое заявление и предложение со всеми относящимися к ним материалами составляют единую группу, куда подшиваются также повторные заявления и вновь поступающие материалы. Ответственность за сохранность документов этого вида в учреждении несут руководитель учреждения и лицо, ответственное за ведение делопроизводства по предложениям, замечаниям и жалобам граждан.

Установлен пятилетний срок хранения предложений, замечаний и жалоб граждан и всех документов по их разрешению. По мере необходимости экспертная комиссия может продлить этот срок или установить постоянный срок хранения. Такое решение экспертной комиссии должно быть утверждено руководителем учреждения. Дела постоянного срока хранения и временного (свыше десяти лет) передаются в архив государственного учреждения через год после их завершения делопроизводством. После десяти лет хранения дела передаются в архив по решению руководства учреждения. По истечении срока хранения дела подлежат уничтожению в установленном порядке.