Виды административных наказаний за информационные правонарушения


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Уголовная ответственность за правонарушения в информационной среде. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Понятие и сущность административного правонарушения в информационной сфере. Конфискация технических средств.

    реферат , добавлен 21.02.2016

    контрольная работа , добавлен 05.12.2008

    Понятие юридической ответственности за земельные преступления и правонарушения. Административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность за земельные правонарушения. Правовое обеспечение рационального использования земель.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2013

    Элементы экологического правонарушения: объект, объективная сторона, субъективнаясторона, субъект. экологические правонарушения разделяются на проступки и преступления. Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2008

    Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения. Административная, уголовная, дисциплинарная ответственность. Административные правонарушения в области охраны собственности, охраны окружающей природной среды и природопользования.

    реферат , добавлен 08.09.2008

    Место и роль в современном обществе информационных технологий. Определение компьютерного преступления в соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации. Ответственность за правонарушения в сфере информационных технологий.

    реферат , добавлен 12.07.2011

    Приоритеты социальной и экономической политики в сфере экологической безопасности. Общая характеристика ответственности за экологические правонарушения. Сущность уголовной ответственности в этой сфере. Характеристика составов экологических преступлений.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2015

    Понятие и сущность незаконной миграции. Административная ответственность за правонарушения в сфере миграционных правоотношений. Административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2011

Преступления, совершенные в сфере информационных технологий, караются законом. В число нарушений входят деяния, направленные на нарушение прав авторов и пользователей сети Интернет, распространение вредоносных вирусов и противоправной информации, кражу личной информации, мошенничество. Перечислим статьи Уголовного кодекса РФ, координирующие нарушения в этой сфере.

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни

1. Гражданин РФ, собирающий и распространяющий незаконно, публично (через СМИ, выступления) данные о частной жизни какого-либо человека, будет:

  1. Оштрафован на 200 тыс.руб. или на весь доход за 18 месяцев.
  2. Привлечен к обязательным работам на 360 часов.
  3. Задействован в исправительных работах в течение 1 года.
  4. Обязан выполнять принудительные работы 2 года, а также он не сможет заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности 3 года.
  5. Арестован на 4 месяца.
  6. Направлен в тюрьму на 2 года и лишен права заниматься некой деятельностью и занимать некие должности в течение 3 лет.

2. Когда гражданином, который совершил такое же преступление, является лицо, использовавшее свое служебное положение, то ему грозит:

  1. Штраф до 100 тыс.руб., либо спишут доход за 1-2 года.
  2. Принудительные работы на 4 года и лишение права, перечисленного выше, на 5 лет. Либо только выполнение таких работ.
  3. Арест на полгода.
  4. Тюремное заключение на 4 года и лишение того же права на 5 лет.

3. Гражданин, распространивший информацию о несовершеннолетнем потерпевшем по уголовным делам (например, при изнасиловании ребенка, нанесении ему побоев и пр.) и нанесший при этом ребенку нравственные, физические страдания, психические расстройства или другие тяжкие последствия, будет наказан строже:

  1. Выплатит штраф – 150-350 тыс.руб., либо выплатит весь свой доход за 18-36 месяцев.
  2. Лишится права заниматься некой деятельностью и занимать некие должности в течение 3-5 лет.
  3. Выполнит принудительные работы в течение 5 лет и лишиться того же права на 6 лет, либо только выполнит работы.
  4. Будет находиться под арестом полгода.
  5. «Отсидит» за решеткой 5 лет и не сможет заниматься определенной деятельностью, занимать некие должности 6 лет.

Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

1. Злоумышленник, нарушивший тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан, может:

  1. Выплатить штраф – 80 тыс.руб., либо доход за полгода.
  2. Выполнять обязательные работы в течение 360 часов.
  3. Посещать и исполнять исправительные работы 1 год.

2. Когда такое же преступление совершил человек с использованием своего служебного положения, его ждет:

  1. Штраф от 100 до 300 тыс.руб., либо в размере дохода за 1-2 года.
  2. Лишение права занимать некоторые должности или заниматься некоторой деятельностью в течение 2-5 лет.
  3. Принудительные работы – 4 года.
  4. Арест – 4 месяца.
  5. Тюремное заключение – 4 года.

Статья 138.1. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Согласно этой статье гражданин РФ, который незаконно производил, приобретал или сбывал специальные технические средства, необходимые для негласного получения информации, будет наказан так:

  1. Оштрафован на сумму 200 тыс.руб. или всего дохода за 18 месяцев.
  2. Ограничен в свободе на 4 года.
  3. Заставлен проходить принудительные работы в течение 4 лет. А также его могут лишить права занимать некие должности и заниматься некой деятельностью на 3 года.
  4. Направлен в тюрьму на 4 года. Кроме того, его может ожидать лишение того же права на 3 года.

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Преступления, причиняющие вред правам и законным интересам граждан РФ и затрагивающие неправомерный отказ в выдаче необходимой информации со стороны должностного лица, координируются этой статьей.

Злоумышленнику грозит:

  1. Штраф до 200 тыс.руб. или сумма всего дохода за 18 месяцев.
  2. Лишение права заниматься некоторой деятельностью и занимать некоторые должности в течение 2-5 лет.

Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

1. Гражданина, препятствующего законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации, ожидает:

  1. Штраф – 80 тыс.руб. или сумма дохода за полгода.
  2. Обязательные работы – 360 часов.
  3. Исправительные работы на 1 год.

2. Такое же нарушение, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, карается:

  1. Выплатой штрафа – от 100 до 300 тыс.руб. или весь доход за 1-2 года.
  2. Обязательными работами на 480 часов.
  3. Исправительными работами на 2 года.
  4. Принудительными работами на 2 года. К этому наказанию может прибавиться лишение права заниматься некой деятельностью и занимать некие должности в течение 3 лет.
  5. Тюремным заключением на 2 года. К этой мере наказания могут прибавить вышеперечисленное лишение права на 3 года.

3. Если к преступлениям, предусмотренным 1,2 частями данной статьи, прибавляется насилие над журналистом, его близкими, а также повреждение их имущества, то обвиняемого по такому делу ожидает наказание в виде:

  1. Принудительных работ в течение 5 лет.
  2. Нахождение в тюрьме на 6 лет. К этой мере наказания могут прибавить лишение права заниматься некоторой деятельностью и занимать некоторые должности в течение 3 лет.

Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав

  1. Выплачивать штраф – 200 тыс.руб. или сумма всего дохода за 18 месяцев.
  2. Проходить исправительные работы 1 год.
  3. Находиться под арестом полгода.

2. Преступнику, который незаконно использовал объекты авторского или смежных прав, приобретал их, хранил, перевозил в целях сбыта и нанес крупный ущерб, грозит:

  1. Штраф – 200 тыс.руб. или весь доход за 18 месяцев.
  2. Обязательные работы – 480 часов.
  3. Исправительные работы – 2 года.
  4. Принудительные работы – 2 года.
  5. Тюремное заключение – 2 года.

3. Если деяния, перечисленные во 2 части статьи, совершила группа лиц, предварительно договорившихся, либо организованная группа, либо должностное лицо, либо в особо крупном размере (свыше 1 млн.руб.), то преступников накажут:

  1. Принудительными работами на 5 лет.
  2. Временем провождения за решеткой в течение 6 лет. Кроме того, к этому наказанию могут прибавить выплату штрафа, сумма которого составит 500 тыс.руб. или доход за 3 года.

Статья 159.6. Мошенничество в сфере компьютерной информации

1. Преступление, связанное с хищением чужого имущества или права на него путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации или другого вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей, наказывается :

  1. Штрафом – 120 тыс.руб. или доход за 1 год.
  2. Обязательными работами – 360 часов.
  3. Арестом на 4 месяца.

2. Когда такое же деяние совершила группой лиц, предварительно сговорившихся, либо с причинением значительного ущерба гражданину, то каждого участника преступления ожидает:

  1. Штраф – 300 тыс.руб. или доход за 2 года.
  2. Обязательные работы – 480 часов.
  3. Исправительные работы на 2 года.
  4. Принудительные работы на 5 лет. Могут прибавить еще и ограничение свободы на 1 год.
  5. Заключение в тюрьму на 4 года. Могут прибавить ограничение свободы на 1 год.

3. Если преступление, перечисленное в 1,2 части статьи, совершило должностное лицо, либо в крупном размере (более 1,5 млн.руб.), то его ждет:

  1. Штраф от 100 до 500 тыс.руб. или доход за 1-3 года.
  2. Принудительные работы на 5 лет. Могут добавить ограничение свободы на 2 года.
  3. Тюремное заключение на 5 лет. К этому наказанию могут прибавить еще два: штраф – 80 тыс.руб. или доход за полгода и ограничение свободы на 1,5 года.

4. Когда деяние, предусмотренное в 1,2,3 частях данной статьи, совершила организованная группа, либо в особо крупном размере (свыше 6 млн.руб.), то каждого участника преступления накажут:

  1. Лишением свободы на 10 лет. Могут также выписать штраф – 1 млн.руб. или спишут доход за 3 года. Либо прибавят ограничение свободы на 2 года.

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

1. Лицо, собирающее сведения коммерческой, налоговой, банковской тайны, похищая документы, подкупая или угрожая, наказывается:

  1. Штрафом – 500 тыс.руб. или доход за 1 год.
  2. Исправительными работами – 1 год.
  3. Принудительными работами – 2 года.
  4. Лишением свободы – 2 года.

2. Когда гражданин получил по службе или работе такие сведения и незаконно разглашает или использует их без согласия их владельца, то ему грозит:

  1. Штраф – 1 млн.руб. или доход за 2 года, а также лишение права заниматься некой деятельностью и занимать некие должности в течение 3 лет.
  2. Исправительные работы – 2 года.
  3. Принудительные работы – 3 года.
  4. Тюремное заключение – 3 года.

3. Если лицо совершило такие же нарушения из корыстных целей или причинившие крупный ущерб (примечания п.10 ст.169 УК РФ), то его наказывают:

  1. Штрафом – 1 млн.руб. или доход за 3 года, а также лишением заниматься некоторой деятельностью и занимать некоторые должности в течение 3 лет.
  2. Принудительными работами – 5 лет.
  3. Отбыванием в тюрьме – 5 лет.

4. Когда преступник осуществил деяния, предусмотренные 2,3 частями данной статьи и повлекшие тяжкие последствия, то его ожидает:

  1. Принудительные работы – 5 лет.
  2. Тюремное заключение – 7 лет.

Статья 185.1. Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах

Согласно данной статье, если уклонение от раскрытия или предоставления данных принесло гражданам, организациям, государству крупный ущерб (свыше 1 млн.руб.), то злоумышленники, причастные к этому преступлению, будут:

  1. Выплачивать штраф – 300 тыс.руб. или считается весь доход за 2 года.
  2. Исполнять обязательные работы в течение 480 часов.
  3. Выполнять исправительные работы в течение 2 лет.

Статья 185.3. Манипулирование рынком

1. Гражданин, умышленно распространяющий через СМИ, электронные, информационно-телекоммуникационные сети (в том числе Интернет) ложные сведения, совершающий операции с иностранной валютой, товарами или умышленно действующий не в рамках российского законодательства, при этом причиняющий гражданам, организациям, государству крупный ущерб (2,5 млн.руб.), карается:

  1. Принудительными работами на 4 года. Также к этому наказанию могут прибавить лишение права заниматься некой работой и занимать некие должности в течение 3 лет.
  2. Тюремным заключением на 4 года. Могут прибавить еще 2 наказания, либо 1 из: штраф – 50 тыс.руб. или доход за 3 месяца, либо лишение вышеперечисленного права на 3 года.

2. Если такое же деяние совершила организованная группа и причинила ущерб в особо крупном размере (10 млн.руб.), то каждого участника преступления ждет:

  1. Штраф от 500 тыс. до 1 млн.руб. или доход за 2-5 лет.
  2. Принудительные работы на 5 лет. Могут добавить в наказание лишение вышеперечисленного права на 3 года.
  3. Направление в тюрьму на 7 лет. Возможно, прибавится штраф – 1 млн.руб. или доход за 3 года и лишение вышеперечисленного права на 3 года.

Статья 185.6. Неправомерное использование инсайдерской информации

1. Тот, кто будет использовать инсайдерскую информацию для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой, товарами, к которым относится такая информация, при этом причинять крупный ущерб (2,5 млн.руб.), будет наказан:

  1. Штрафом от 300 до 500 тыс.руб. или доход за 1-3 года.
  2. Направлением в тюрьму на 2-4 года. Могут добавить 2 или 1 наказание из этих: штраф – 50 тыс.руб. или доход за 3 месяца, либо лишение права работать в определенной сфере и занимать некоторые должности в течение 3 лет.

2. Действия лица, умышленно передавшего информацию другим гражданам и повлекшего такие же последствия, как в 1 части этой статьи, караются:

  1. Штрафом от 500 тыс. до 1 млн.руб. или дохода за 2-4 лет.
  2. Помещением в тюрьму на 2-6 лет. К этому наказанию могут прибавить: штраф до 100 тыс.руб. или сумма дохода за 2 года и лишение вышеперечисленного права на 4 года.

Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма

Согласно 2 части этой статьи лицо, призывающее к терроризму через СМИ, будет наказано:

  1. Штрафом от 300 тыс. до 1 млн.руб. или сумма дохода за 3-5 лет.
  2. Принудительными работами на 5 лет. Также могут прибавить лишение права работать в определенной сфере, занимать некоторые должности в течение 5 лет.
  3. Тюремное заключение на 7 лет и лишение вышеперечисленного права на такой же срок.

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

1. Когда лицо, ответственное за устранение опасности, скрывает информацию о ней, он карается:

  1. Штрафом до 300 тыс.руб. или сумма за 2 года.
  2. Принудительными работами на 2 года. Может прибавиться срок на 3 года лишения права работать в определенной сфере и занимать некие должности.
  3. Лишением свободы на 2 года. Возможно, прибавят лишение вышеперечисленного права в течение 3 лет.

2. Если лицом, совершившим преступление, описанное в 1 части, является государственный служащий или его действия повлекли тяжкие последствия, то злоумышленника ждет:

  1. Штраф – 100-500 тыс.руб. или доход за 1-3 года.
  2. Принудительные работы на 5 лет. Могут прибавить лишение права, перечисленного выше, на 3 года.
  3. Тюремное заключение на 5 лет. Возможно, прибавят лишение вышеперечисленного права на 3 года.

Статья 242. Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов

1. Нарушитель, незаконно изготавливающий и перемещающий порнографические материалы через границу РФ для дальнейшего сбыта или публичной огласки, наказывается:

  1. Штрафом – 100-300 тыс.руб. или доход за 1-2 года.
  2. Принудительными роботами на 2 года.
  3. Направлением в тюрьму на 2 года.

2. Если злоумышленник – совершеннолетний гражданин РФ, который распространял порнографические материалы среди несовершеннолетних или вовлекал их в продажу продукции, то он будет:

  1. Отбывать наказание в тюрьме в течение 2-5 лет. Могут добавить лишение права заниматься некой деятельностью и занимать некие должности в течение 10 лет.

3. Когда преступления, перечисленные в 1,2 частях, осуществила группа лиц, заранее договорившаяся, либо организованная группа через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, даже Интернет, и при этом извлекла доход в крупном размере (более 50 тыс.руб.), то каждому участнику деяния грозит:

  1. Тюрьма в течение 2-6 лет. Могут лишить права заниматься определенной деятельностью и занимать некоторые должности в течение 15 лет.

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации

1. Гражданин, незаконно уничтоживший, скопировавший, блокировавший, модифицировавший информацию на ПК, будет наказан:

  1. Штрафом – 200 тыс.руб. или доход за 18 месяцев.
  2. Ограничением свободы на 2 года.
  3. Принудительными работами на 2 года.
  4. Тюрьмой на 2 года.

2. Когда преступник, совершивший такое же деяние в корыстных целях, причинил крупный ущерб (1 млн.руб.), то его ждет:

  1. Штраф – 100-300 тыс.руб. или доход за 1-2 года.
  2. Исправительные работы на 1-2 года.
  3. Принудительные работы на 4 года.
  4. Тюрьма на 4 года.

3. Если деяния, предусмотренные 1,2 частью, осуществила группа лиц по предварительному сговору, организованная группа или лицо, занимающее служебное положение, то каждого участника преступления:

  1. Оштрафуют на 500 тыс.руб. или снимут доход за 3 года, а также лишат права работать в определенной сфере и занимать некоторые должности в течение 3 лет.
  2. Ограничат в свободе на 4 года.
  3. Заставят выполнять принудительные работы в течение 5 лет.

4. Когда нарушения, перечисленные в 1,2,3 частях, принесли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления , то обвиняемого по такому делу «посадят» в тюрьму на 7 лет.

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ

1. Преступник, производящий, распространяющий или использующий программы, наносящие вред компьютерной информации или средствам ее защиты, карается:

  1. Ограничением свободы на 4 года.
  2. Тюремным заключением на 4 года, выплатой штрафа – 200 тыс.руб. или доход за 18 месяцев.

2. Если лицом, совершенным преступление 1 части, является участник группы лиц, сговорившихся заранее о деянии, организованной группы, либо служащий, причинивший крупный ущерб в корыстных целях, то ему грозит:

  1. Ограничение свободы на 4 года.
  2. Принудительные работы на 5 лет. Могут лишить права работать в определенной сфере и занимать некоторые должности в течение 3 лет.
  3. Тюремное заключение на 5 лет. Возможно, прибавят 1 или 2 наказания из этих: штраф – 100-200 тыс.руб. или доход за 2-3 года, либо лишение вышеперечисленного права на 3 года.

3. Когда преступник совершил деяния, предусмотренные 1,2, частями, и нанес тяжкие последствия или создали угрозу их наступления , его направят в тюрьму на 7 лет.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей

1. Нарушившего эти правила и причинившего крупный ущерб накажут строго:

  1. Оштрафуют на 500 тыс.руб. или спишут доход за 18 месяцев.
  2. Заставят проходить исправительные работы на полгода-год.
  3. Ограничат свободу на 2 года.
  4. Заставят посещать принудительные работы в течение 2 лет.
  5. Направят в тюрьму на 2 года.

2. Когда преступник, совершивший деяние 1 части, своими действиями влечет появление тяжких последствий или создает угрозу их наступления, то его:

  1. Обязывают ходить на принудительные работы в течение 5 лет.
  2. Лишают свободы на 5 лет.

Статья 275. Государственная измена

Гражданин, который совершил государственную измену (осуществил шпионаж, выдал иностранному государству, международной организации сведения, составляющие государственную тайну, либо оказал финансовую, материально-техническую, консультационную помощь иностранным представителям), направленную против безопасности РФ, будет:

  1. Отбывать наказание в тюрьме в течение 12-20 лет. Его ограничат в свободе на 2 года и, возможно, заставят выплатить штраф – 500 тыс.руб. или спишут доход за 3 года.

Статья 276. Шпионаж

Человек, который совершил шпионаж (собирал, похищал или хранил информацию гостайны в целях передачи иностранному государству, организации или международным представителям, либо который выполнял задания иностранной разведки против безопасности РФ) , будет направлен в тюрьму на 10-20 лет. Причем неважно, если ли у гражданина гражданство РФ.

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

1. Лицо, которое публично призывало к экстремистской деятельности, карается:

  1. Штрафом – 100-300 тыс.руб. или сумма дохода за 1-2 года.
  2. Арестом на 4-6 месяцев.
  3. Тюремным заключением на 4 года и лишением права работать в определенной сфере и занимать некие должности в течение того же времени.

2. Когда такое же преступление человек совершил с использованием СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, то его ждет:

  1. Принудительные работы на 5 лет. Кроме того, могут лишить права заниматься определенной деятельностью и занимать некоторые должности в течение 3 лет.
  2. Направление за решетку на 5 лет, а также лишение вышеперечисленного права на 3 года.

Статья 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации

1. В том случае, когда гражданин публично призывал к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности РФ, то ему грозит:

  1. Штраф – 100-300 тыс.руб. или весь доход за 1-2 года.
  2. Принудительные работы в течение 3 лет.
  3. Арест на 4-6 месяцев.
  4. Тюремное заключение на 4 года и лишение права работать в некоторой сфере и занимать некоторые должности в течение того же времени.

2. Если такое же преступление злоумышленник совершал посредством СМИ, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, а также в Интернете, то его ожидает:

  1. Обязательные работы на 480 часов и лишение вышеперечисленного права в течение 3 лет.
  2. Направление за решетку на 5 лет и лишение права, связанного со сферой деятельности и должностями, на 3 года.

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

1. Гражданин, публичные действия которого направлены на возникновение вражды, ненависти, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также совершенные посредством СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, будет наказан:

  1. Штрафом – 100-300 тыс.руб. или весь доход за 1-2 года.
  2. Лишением права работать в определенной сфере и занимать определенные должности в течение 3 лет.
  3. Обязательными работами на 360 часов.
  4. Исправительными работами на 1 год.
  5. Принудительными работами на 4 года.
  6. Лишением свободы на 4 года.

2. Когда такое же преступление совершило лицо, применяющее свое служебное положение, либо насилие или угрозу его появления, либо организованная группа, то злоумышленника:

  1. Оштрафуют на 300-500 тыс.руб. или спишут весь доход за 2-3 года.
  2. Лишат права заниматься определенной работой и занимать некоторые должности в течение 5 лет.
  3. Принудят выполнять обязательные работы 480 часов.
  4. Заставят ходить на исправительные работы 1-2 года.
  5. Обяжут выполнять принудительные работы 5 лет.
  6. Направят за решетку на 5 лет.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Человек, который по службе, работе, учебе узнал и владел информацией, составляющей государственную тайну, и передал ее другим лицам (при отсутствии преступлений статей 275,276 УК РФ), наказывается:

  1. Арестом на 4-6 месяцев.
  2. Тюремным заключением на 4 года. Также злоумышленника могут лишить права заниматься некоторой деятельностью и занимать некие должности в течение 3 лет.

2. Если такое же деяние повлекло по неосторожности тяжкие последствия , то гражданина, разгласившего гостайну, принудят к тюремному заключению на 3-7 лет, а также могут лишить вышеперечисленного права на 3 года.

Статья 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

1. Человек, похитивший, обманувший, шантажирующий, принуждающий, угрожающий применить насилие ради получения информации, составляющей гостайну (при отсутствии преступлений статей 275,276 УК РФ), будет наказан:

  1. Выплатой штрафа – 200-500 тыс.руб. или весь доход за 1-3 года.
  2. Направлением в тюрьму на 4 года.

2. Гражданина РФ могут «посадить» в тюрьму на 3-8 лет, когда деяние, предусмотренное 1 частью данной статьи, было совершено:

  • Группой лиц.
  • С применением насилия.
  • С использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Такое же наказание ждет человека, если преступление, совершенное им, повлекло наступление тяжких последствий, либо было сопряжено с распространением сведений, составляющих государственную тайну, или с перемещением носителей таких сведений за пределы Российской Федерации.

Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации

1. Гражданину, который является должностным лицом и неправомерно отказал в предоставлении информации, либо уклонился от предоставления сведений, документов, материалов, либо подавшего ложные данные Совету Федерации, Госдуме, Счетной палате РФ, грозит:

  1. Штраф – 200 тыс.руб. или доход за 18 месяцев.
  2. Лишение права работать в некой сфере, занимать некие должности в течение 2-5 лет.
  3. Принудительные работы на 3 года.
  4. Арест на полгода.
  5. Тюремное заключение на 3 года.

2. Когда лицом, совершенным те же деяния, является государственный служащий, то его:

  1. Обяжут выплатить штраф – 100-300 тыс.руб. или спишут с него весь доход за 1-2 года.
  2. Заставят проходить принудительные работы в течение 5 лет. Кроме этого, могут лишить права занимать некоторые должности и заниматься некоторой деятельностью в течение 3 лет.
  3. Направят за решетку на 5 лет. Также могут лишить вышеперечисленного права на 3 года.

3. Если преступления, предусмотренные 1,2 частями данной статьи:

  1. Скрывают нарушения, которые совершили должностные лица органов госвласти.
  2. Осуществлены группой лиц, заранее договорившихся.
  3. Организованной группой.
  4. Повлекли тяжкие последствия.

То участников данного деяния ждет наказание в виде:

  1. Принудительных работ на 5 лет. Возможно, прибавят лишение права работать в определенной сфере и заниматься некие должности на 3 года.
  2. Тюремного заключения на 8 лет, а также лишения вышеперечисленного права в течение 3 лет.

Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

1. Человека, публично призывавшего к развязыванию агрессивной войны, накажут:

  1. Тюремным заключением на 3 года.

2. Когда лицо, совершившее то же деяние путем СМИ, занимает госдолжность, то злоумышленника обяжут:

  1. Выплатить штраф – 100-500 тыс.руб. или доход за 1-3 года.
  2. «Отсидеть» в тюрьме 5 лет. Кроме того, обвиняемого лишат права занимать некие должности и работать в определенной сфере в течение 3 лет.

Статья 354.1. Реабилитация нацизма

1. Гражданин, отрицающий факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, либо одобряющий преступления, установленные указанным приговором, либо распространяющий ложную информацию о деятельности СССР в годы ВОВ, будет наказан:

  1. Штрафом – 300 тыс.руб. или доход за 2 года.
  2. Принудительными работами на 3 года.
  3. Тюрьмой на 3 года.

2. Если те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или с использованием СМИ, либо с искусственным созданием доказательств обвинения, наказываются строже. Злоумышленника ожидает:

  1. Штраф – 100-500 тыс.руб. или доход за 3 года.
  2. Принудительные работы на 5 лет.
  3. Тюремное заключение на 5 лет и лишение права работать в определенной сфере и занимать некие должности в течение 3 лет.

    Одни люди хотят начать строительство загородного дома, другие ищут информацию о получении разрешения на возведение промышленного объекта. Какая бы стройка не планировалась, получение разрешения обязательно, иначе неминуемы проблемы с регистрацией объекта и ввода в эксплуатацию. А всего-то требуется получить разрешение на строительство желаемого типа постройки и соответствовать плану при строительстве. Законы о получении разрешения неоднократно изменялись, поэтому мы собрали самую свежую информацию для 2020 года, как получить разрешение на строительство, и какие документы для этого потребуются.

  4. Оформить дарственную в МФЦ в одном окне - оформление и регистрация договора дарения

    Процедуры дарения – одни из самых частых сделок в России, вместе с куплей-продажей жилья, авто или земли. Подарить родственнику или другому лицу квартиру, дом, автомобиль или земельный участок не представляет сложностей – эта процедура отлажена и давно известна. С другой стороны, процесс не такой легкий, как кажется, потому что требуется выполнение некоторых обязательных условий, без которых сделка не состоится, или позже может быть признана неправомерной.

  5. Сырая стена в квартире: что делать и куда обращаться

    Иногда случается, что и в квартирах старых построек, и в новостройках, стены становятся влажными, появляется плесень, промерзание и т.д. Причины такого явления могут быть разными, но большая их часть относится к несоблюдению технических правил при строительстве или ремонте, использовании плохих материалов и браку в исполнении работ. Бывает, что и сами проживающие виновны в появлении сырых стен в жилище. Как выяснить, кто виновен в данной неприятности, и как добиться, чтобы недостатки строительства или ремонта были устранены допустившей их компанией?

УДК 342.9:5.08

Л. П. Коваленко,

канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрены понятие и законодательное обеспечение юридической ответственности за правонарушения в сфере информационной деятельности. Проанализированы вопросы становления и развития законодательства о юридической ответственности за правонарушения в данной сфере.

Ключевые слова: ответственность за правонарушения в сфере информационной деятельности, информационно-правовые отношения, информационно-правовая норма.

Ответственность за правонарушения в сфере информационной деятельности является важнейшей составляющей информационного права. Ее место и роль в информационно-правовом поле определяется, во-первых, тем, что отношения такой ответственности, наряду с другими информационно -правовыми отношениями, составляют предмет информационного права. Во-вторых, существенная особенность такой ответственности заключается в прагматичности ее теоретических концепций, направленность которых преимущественно определена проблематикой принятия Информационного кодекса Украины. В-третьих, особенностью такой ответственности являются правовые связи с ответственностью уголовной, административной, гражданской и дисциплинарной. Именно этим обусловлено ее тяготение к отраслевой самостоятельности, на что постоянно обращается внимание в научных исследованиях.

К сожалению, исследований, касающихся юридической ответсвенности за правонарушения в информационной сфере, в отечественной юридической науке чрезвычайно мало. Отдельные элементы института информационного права анализировались в работах Ю. П. Битяка, В. Я. Настюка, В. Г. Пилипчука, В. С. Цимбалюка, Р. А. Калюжного и других ученых-административистов.

Цель данной статьи - установление сущности и содержания, видов вышеупомянутого института, анализ его правовой регламентации в украинском законодательстве.

На наш взгляд, ответственность за правонарушения в сфере информационной деятельности (информационная ответственность) как вид юридической ответственности имеет законодательную основу. В частности, действующее информационное законодательство определяет поведение лиц, нарушающих нормы в сфере информации, как противоправное, виновное, которое формирует состав правонарушений (преступлений) в информационной сфере; такое противоправное поведение - проступок (преступление) является основанием для наступления ответственности в информационной сфере; содержание такой ответственности предусмотрено законом.

Эта ответственность является разновидностью государственного принуждения, одним из самостоятельных, по нашему мнению, средств поддержания правопорядка и законности в государстве, а также регулирования информационных отношений, которые возникают при совершении определенных законодательством правонарушений в информационной сфере.

Понятно, что любой вид информационных отношений только тогда приобретает реальные свойства (признаки), когда существуют гарантии того, что они будут выполнены субъектами, а также если нормативно-правовым актом установлена юридическая ответственность за их невыполнение или неподобающее выполнение.

В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и предотвращению правонарушений в информационной сфере. При этом предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (в том числе и материальная), административная, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Однако на практике эти меры используются недостаточно ввиду отсутствия конкретных механизмов применения и соблюдения законодательства, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация в действиях органов исполнительной власти, судов и других государственных органов по реализации своих обязанностей и прав в информационной сфере.

Основные положения законодательства в исследуемой сфере содержатся в Конституции Украины. В частности, в ней закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без его согласия не допускаются и т.д. Законами Украины «Об информации» , «О доступе к

публичной информации» сведения о гражданах (персональные данные), то есть о фактах, событиях и обстоятельствах жизни граждан, которые позволяют идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации. Законодательством также определены сведения, право свободного доступа к которым не может быть ограничено.

Проблеме укрепления информационного правопорядка уделяется все большее внимания со стороны специально уполномоченных государством органов. Так, в действующем законодательстве о национальной безопасности Украины указано, что важнейшими заданиями обеспечения информационной безопасности Украины являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Украины в сфере информационной деятельности; совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция Украины в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоречий в информационной сфере.

При этом подчеркивается, что национальные интересы Украины в информационной сфере заключаются в соблюдении информационных прав и свобод граждан по получению и использованию информации, развитии современных телекоммуникационных технологий, защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

В Уголовном кодексе Украины насчитывается свыше 50 статей, которые предусматривают наказание за преступления в информационной сфере, однако все они разбросаны по разным разделам. Например, разд. УП «Преступления в сфере хозяйственной деятельности» содержит четыре статьи о преступлениях в информационной сфере: ст. 231 «Незаконный сбор с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну», ст. 232 «Разглашения коммерческой или банковской тайны», ст. 2321 «Незаконное использование инсайдерской информации» и ст. 2322 «Сокрытие информации о деятельности эмитента» .

Административными правонарушениями в информационной сфере следует считать

противоправное, виновное действие или бездеятельность, которая посягает на информационный порядок, информационные права и свободы человека, установленный государством порядок и за которую законом предусмотрена административная ответственность. Кодекс Украины об административных

правонарушениях (КУАП) предусматривает административную ответственность за нарушение права на отдельные виды информации, отказ в предоставлении информации, предоставление неполной или недостоверной информации, потерю информации. К таким правонарушениям, в частности, относятся:

Ст. 413 «Непредоставление информации для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных переговоров, соглашений»;

Ст. 46 «Умышленное сокрытие источника заражения венерической болезнью»;

Ст. 532 «Сокрытие или искажение данных земельного кадастра»;

Ст. 57 «Нарушение требований по охране недр»;

Ст. 58 «Нарушения правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр»;

Ст. 591 «Нарушение требований по охране территориальных и внутренних морских вод от загрязнения и засорения»;

Ст. 60 «Нарушение правил водопользования»;

Ст. 62 «Невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями»;

Ст. 821 «Нарушение правил ведения первичного учета и осуществления контроля над операциями обращения с отходами или непредоставление или предоставление отчетности по образованию, использованию, обезвреживанию и удалению отходов»;

Ст. 823 «Сокрытие, искажение или отказ от представления полной и достоверной информации по запросам должностных лиц и обращениям граждан и их объединений по безопасности образования отходов и обращения с ними»;

Ст. 831 «Нарушение законодательства о защите растений»;

Ст. 914 «Отказ от предоставления или несвоевременное предоставление экологической информации»;

Ст. 921 «Нарушение законодательства о Национальном архивном фонде и архивных учреждениях»;

Ст. 96 «Несоблюдение государственных стандартов, норм и правил при проектировании и строительстве»;

Ст. 961 «Нарушение законодательства при планировании и застройке территорий»;

Ст. 1163 «Нарушение правил регистрации торговых судов»;

Ст. 1485 «Нарушение правил о соединении линий телекоммуникационных сетей общего пользования»;

Ст. 1561 «Нарушение законодательства о защите прав потребителей»;

Ст. 163 1 «Нарушение порядка ведения налогового учета, предоставления аудиторских выводов»;

Ст. 1641 «Нарушение порядка представления декларации о доходах и ведения учета доходов и расходов»;

Ст. 1642 «Нарушение законодательства по финансовым вопросам»;

Ст. 1646 «Демонстрация и распространение фильмов без государственного свидетельства на право распространения и демонстрации фильмов»;

Ст. 1649 «Незаконное распространение экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных»;

Ст. 16414 «Нарушение законодательства об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства»;

Ст. 1651 «Нарушение законодательства в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования»;

Ст. 1654 «Нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые привели к потере работоспособности»;

Ст. 1655 «Уклонение от регистрации в качестве плательщика страховых взносов в Фонд социального страхования по временной потере работоспособности, несвоевременная или неполная уплата страховых взносов, а также нарушение порядка использования страховых средств»;

Ст. 1664 «Нарушение порядка предоставления информации и выполнения решений Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений» и др. .

Общим объектом данного правонарушения является установленный порядок государственного управления; родовым - урегулированные законами Украины «Об информации» , «Об обращении граждан» , другими нормативными актами общественные отношения, которые возникают и существуют при реализации граждан права на информацию; непосредственным - право граждан и юридических лиц на информацию, которая предусматривает возможность, в частности, свободного получения и использования сведений, необходимых им для реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществления заданий и функций (ст. 9 Закона Украины «Об информации» ).

Объективная сторона правонарушения оказывается преимущественно в форме бездеятельности (невыполнение или неподобающее выполнение требований Закона о предоставлении информации), а именно: в неправомерном отказе в предоставлении информации, несвоевременном или неполном предоставлении информации, предоставлении информации, которая не отвечает действительности.

Субъектом правонарушения является специальный субъект: а) должностное лицо органов законодательной, исполнительной и судебной власти, к служебным обязанностям которой в соответствии с нормативными и другими актами (в частности, положений, приказов, инструкций и тому подобное) отнесено рассмотрение информационных запросов и обеспечение предоставления информации в соответствии с Законом «Об информации»; б) должностное лицо органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, средств массовой информации и тому подобное, к полномочиям которого отнесено рассмотрение обращений (ходатайств) граждан (ст. 14-16 и 19 Закона Украины «Об обращении граждан») .

С субъективной стороны нарушения права на информацию характеризуется отношением гражданина к нарушениям своих должностных обязанностей по обеспечению конституционного права на информацию. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. (ст. 10 КУАП) . В то же время правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 11 КУАП) . Формой вины правонарушителя является преимущественно неосторожность (небрежность или самоуверенность). В другом есть основания для привлечения виновного должностного лица к ответственности за служебные преступления (например, ст. 366 УК Украины) .

Часть 2 ст. 2123 КУАП устанавливает ответственность должностного лица за повторное в течение года совершение нарушения из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию .

Правонарушения, предусмотренные ст. 2123 КУАП, необходимо отмежевывать от правонарушений, предусмотренных Законом Украины «О борьбе с коррупцией» .

Протокол о правонарушении, предусмотренный ст. 2123 КУАП, составляет прокурор или уполномоченное им лицо из числа работников прокуратуры (п. 11 ч. 1 ст. 255 КУАП , ст. 56 Закона Украины «О прокуратуре» ) с учетом требований, предусмотренных статьями 256, 268 КУАП , ст. 63 Конституции Украины . Дела о таких административных правонарушениях рассматриваются судьями местных судов в 15-дневной срок со дня получения протокола об административном правонарушении.

Основанием для возникновения юридической ответственности является осуществление субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушения в информационной сфере.

Им принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездеятельность) конкретного субъекта, который посягает на установленный информационный правопорядок и наносит вред информационной сфере или же создает реальную угрозу такого причинения. Для реализации юридической ответственности важно установить причинно-следственные связи между негативными последствиями, которые наступили в результате правового предписания, и действиями (бездеятельностью) предсказуемого правонарушителя. Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержка информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленных материальными нормами информационного права, а не только наказания виновного.

К сожалению, не все субъекты правоотношений придерживаются информационного правопорядка. Многие из них нарушают его и подвергаются действию норм информационного права, устанавливающих юридическую ответственность. Однако на часть субъектов сам факт наличия таких норм права, которые устанавливают юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предостерегающий их неправомерные действия в информационной сфере. Поэтому установление юридической ответственности имеет еще и определенное морально-воспитательное значение.

Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере - это применение к винновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

Список литературы: 1. Кодекс України про адміністративні правопорушення: Закон України від 07.12.1984 р., № 8073-Х // ВВР УРСР. - 1984. - Дод. до N° 51. 2. Конституція України: Прийнята на п’ятій сесії Верхов. Ради України 28 черв. 1996 р. - Преса України, 1996. - 80 с. 3. Кримінальний кодекс України: Закон України від 05.04.2001 р., № 2341-Ш // Відом. Верхов. Ради України. -2001. - № 25-26. 4. Про боротьбу з корупцією: Закон України від 05.10.1995 р., № 356/95-ВР // Відом. Верхов. Ради України. - 1995. -№ 34. - Ст. 266. 5. Про доступ до публічної інформації : Закон України від 13.01.2011 р. № 2939-VI // Офіц. вісн. України. - 2011. -№ 10. - Ст. 446. 6. Про захист персональних даних: Закон України від 01.06.2010 р., № 2297^1 // Відом. Верхов. Ради України. - 2010. - № 34. 7. Про звернення громадян: Закон України від 02.10.1996 р., № 393/96-ВР (станом на 21.09.2012 р.) // Відом. Верхов. Ради України. - 1996. - № 47. 8. Про інформацію: Закон України від 02.10.1992 р. - № 2657-ХІІ // Відом. Верхов. Ради України. - 1992. -№ 48. - Ст. 164. 9. Про прокуратуру: Закон України від 05.11.1991 р., № 1789-ХІ! // Відом. Верхов. Ради України. - 1991. - № 53.

ЮРИДИЧНА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА ПРАВОПОРУШЕННЯ У СФЕРІ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ

Коваленко Л. П.

Розглянуто поняття й законодавче забезпечення юридичної відповідальності за правопорушення у сфері інформаційної діяльності, а також проблеми становлення і розвитку законодавства про юридичну відповідальність за правопорушення в даній царині.

Ключові слова: відповідальність за правопорушення у сфері інформаційної діяльності,

інформаційно-правові стосунки, інформаційно-правова норма.

LEGAL RESPONSIBILITY FOR OFFENCES IN THE FIELD OF INFORMATIVE ACTIVITY

A concept and legislative providing of legal responsibility are examined for offences in the field of informative activity. Also in the article, becoming and development of legislation is analyzed about legal responsibility for offences in the field of informative activity.

ВВЕДЕНИЕ

В основе деятельности информационного общества лежат: информация, информационные ресурсы и информационные продукты. В этой связи основным назначением информационного права, которое является правовым фундаментом общества, является регулирование тех отношений, кот возникают при обращении информации.

В настоящее время, в период передовых технологий, когда именно информации является тем двигателем общества, она может нести серьёзную угрозу как отдельным индивидам так и неограниченному кругу лиц. Поэтому информация должна быть защищена от неправомерного посягательства, незаконного сбора, хранения, оборота.

Подробное понимание правила поведения и ответственности в правоотношениях, где одним из главных элементов является информация, дает нам Законодательство РФ.

Преступления в сфере информационных технологий - преступления, совершаемые людьми, использующих информационные технологии для преступных целей.

В данной работе установлены виды ответственности за правонарушения в сфере информации. Так же будет разработана презентация в Microsoft PowerPoint и чертежи с помощью программы КОМПАС ГРАФИК.

1.1 Преступления в сфере информационных технологий

Преступления в сфере информационных технологий включают как распространение вредоносных вирусов, взлом паролей, кражу номеров кредитных карточек, так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет.

Кроме того, одним из наиболее опасных и распространенных преступлений, совершаемых с использованием Интернета, является мошенничество. Так, в письме Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 января 2000 г. N ИБ-02/229, указывается, что инвестирование денежных средств на иностранных фондовых рынках с использованием сети Интернет сопряжено с риском быть вовлеченными в различного рода мошеннические схемы

Другой пример мошенничества - интернет-аукционы, в которых сами продавцы делают ставки, чтобы поднять цену выставленного на аукцион товара.

В зарубежных государствах, в частности США, получили распространение аферы, связанные с продажей доменных имен: производится массовая рассылка электронных сообщений, в которых, например, сообщают о попытках неизвестных лиц зарегистрировать доменные имена, похожие на адреса принадлежавших адресатам сайтов и владельцам сайтов предлагается зарегистрировать ненужное им доменное имя, чтобы опередить этих лиц. Так, вскоре после терактов 11 сентября 2001 г. Федеральная торговая комиссия США отметила факт массовой продажи доменных имен несуществующей зоны "usa".

В соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации под преступлениями в сфере компьютерной информации понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства.

Данная группа посягательств являются институтом особенной части уголовного законодательства, ответственность за их совершение предусмотрена гл. 28 УК РФ. В качестве самостоятельного института впервые выделен УК РФ 1996 года. и относится к субинституту «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Видовым объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, связанные с безопасностью информации и систем обработки информации с помощью ЭВМ.

По УК РФ преступлениями в сфере компьютерной информации являются: неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ).

Общественная опасность противоправных действий в области электронной техники и информационных технологий выражается в том, что они могут повлечь за собой нарушение деятельности автоматизированных систем управления и контроля различных объектов, серьёзное нарушение работы ЭВМ и их систем, несанкционированные действия по уничтожению, модификации, искажению, копированию информации и информационных ресурсов, иные формы незаконного вмешательства в информационные системы, которые способны вызвать тяжкие и необратимые последствия, связанные не только с имущественным ущербом, но и с физическим вредом людям.

Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), а также создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ) совершаются только путём действий, в то время как нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ) - путём как действий, так и бездействием.

Неправомерный доступ к компьютерной информации и нарушение установленных правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети сформулированы как преступления с материальным составом, а создание либо использование вредоносных программ для ЭВМ - с формальным. В качестве последствий в ст. 272 и 274 УК указываются: уничтожение, модификация, блокирование либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ или системы ЭВМ, причинение существенного вреда и т. п.

В России борьбой с преступлениями в сфере информационных технологий занимается Управление "К" МВД РФ и отделы "К" региональных управлений внутренних дел.

Используя ту или иную поисковую систему, в Интернете можно найти книги, аудио- и видеозаписи и другие объекты авторских или смежных прав. Среди них большое число составляют объекты, размещенные без согласия правообладателя, в нарушение его законных интересов. Интернет-магазины предлагают приобрести нелегальные записи музыки и фильмов гораздо дешевле, чем продавцы аналогичной легальной продукции. Еще проще скачать цифровую копию, воспользовавшись файлообменной сетью. Такие сети позволяют их пользователям обмениваться любыми файлами: музыкальными записями, фильмами, программным обеспечением, фотографиями и многим другим. Причем в силу особенностей функционирования файлообменных сетей доступ к охраняемым объектам открывается большому числу пользователей.

При незаконном использовании произведений и объектов смежных прав уменьшаются возможности получения легальной прибыли, в связи с чем правообладатели несут серьезные убытки. Объекты, размещенные в Интернете, могут быть воспроизведены многократно без каких-либо финансовых затрат. В результате увеличения числа пиратских копий спрос на легальную продукцию падает.

Доступ к Интернету, передача информации обеспечиваются с помощью услуг провайдеров (поставщиков интернет-услуг). За рубежом, в частности, в странах Европы, в Великобритании и США, правообладатели все чаще требуют возложения на провайдера ответственности в связи с незаконным использованием, осуществляемым его клиентами. Во-первых, воздействие на деятельность провайдера позволяет пресечь большой объем нарушений и требует меньших затрат, чем предъявление претензий к отдельным нарушителям - пользователям сети. Во-вторых, провайдер обладает значительными финансовыми возможностями для удовлетворения потенциального взыскания.

В соответствии с действующим Законом об авторском праве на нарушителя возможно возложение гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, выплаты альтернативной убыткам компенсации, определяемой судом в установленных законом пределах, а также компенсации морального вреда в случае нарушения личных неимущественных или имущественных прав авторов или исполнителей. Часть четвертая ГК РФ также предусматривает возможность возмещения убытков и содержит норму о выплате компенсации за нарушение исключительных прав, определяемой таким же образом, как закреплено в Законе об авторском праве. Компенсация морального вреда применяется только в случае нарушения личных неимущественных прав. Статья 1253 части четвертой ГК РФ содержит новую норму, устанавливающую ответственность за неоднократные или грубые нарушения исключительных прав. В случае совершения названных нарушений деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть прекращена в судебном порядке.
Кроме того, в части четвертой ГК РФ закреплена дополнительная мера защиты, заключающаяся в изъятии по решению суда и уничтожении за счет нарушителя оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для нарушения исключительных прав. Как видим, определение подлежащих изъятию вещей достаточно широкое. К тому же если в Законе об авторском праве аналогичная мера называлась конфискацией, т.е. представляла собой меру ответственности, в п. 5 ст. 1252 части четвертой ГК РФ речь идет об изъятии. Со вступлением в силу новой части ГК РФ начнут действовать изменения к ст. 235 ГК РФ, в соответствии с которыми изъятие оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для нарушения исключительных прав, отнесено к самостоятельному основанию прекращения права собственности, отличному от конфискации. Изложенное позволяет сделать вывод, что данная мера рассматривается законодателем в качестве меры защиты, а не в качестве меры ответственности. Каким образом будет толковаться приведенная норма, покажет будущая практика. Возможно, при ее реализации придется учитывать различия мер ответственности и мер защиты. Последние применяются независимо от вины нарушителя. В отличие от мер ответственности меры защиты не связаны с дополнительными неблагоприятными для нарушителя имущественными последствиями.
При возложении ответственности обязательным является установление необходимых для ее применения условий. К условиям гражданско-правовой ответственности относится состав гражданского правонарушения. Выявление его наличия имеет принципиальное значение для решения вопроса о возможности привлечения к ответственности провайдеров при незаконном использовании произведений или объектов смежных прав в компьютерных сетях. В основном поставщики интернет-услуг лишь создают условия, в которых возможно совершить нарушение. Непосредственные же действия по незаконному использованию охраняемых объектов осуществляют лица, пользующиеся их услугами.

За последние годы количество осужденных за нарушение авторских прав в России выросло в десятки раз. За 6 месяцев 2007 года возбуждено 5216 дел данной категории и 3182 дела направлено в суд.

С 1 января 2008 года вступила в силу 4 Часть Гражданского кодекса РФ. Статья 1229 ГК РФ устанавливает, что правообладателю принадлежит исключительное право на использование результата интеллектуальной деятельности любым способом. Другие лица не могут использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя - это является незаконным. Из приведенной нормы следует необходимость лицензирования программного обеспечения (ПО), т.е. получения разрешения от правообладателя на его использование. За применение нелицензионного ПО нарушитель может быть привлечен к разным формам ответственности: административной, уголовной и гражданско-правовой.

1.4 Виды ответственности

Виды ответственности можно разделить на 3 категории. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1- Виды ответственности

Вид ответственности

Наказуемые действия

Стоимость контрафакта

Размер ответственности

Административная

Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода (ст. 7.12 КоАП РФ)

до 50 тыс. руб.

Граждане: штраф 1,5 - 2 тыс. руб.

Должностные лица: штраф 10-20 тыс. руб.

Юридические лица: штраф 30-40 тыс. руб.

Во всех случаях применяется конфискация контрафактных экземпляров произведений, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Уголовная

Незаконное использование объектов авторского права, совершенное в крупном размере (ст. 146 ч. 2 УК РФ). Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере; в) лицом с использованием своего служебного положения (ст. 146 ч. 3 УК РФ)

от 50 тыс. руб. до 250 тыс. руб.

более 250 тыс. руб.

Ч. 2: штраф до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев. Либо обязательные работы на 180-240 часов, либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Ч. 3: лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 3 лет.

Гражданская

В случае нарушения исключительного права на произведение правообладатель наряду с использованием других способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации (ст. 1301 ГК РФ)

Компенсация в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда. Либо штраф в двухкратном размере стоимости экземпляров произведения при доказанности только факта нарушения прав.

2 РАЗРАБОТКА ПРЕЗЕНТАЦИИ В POWER POINT

Идея PowerPoint появилась у Боба Гаскинса, студента университета Беркли, который решил, что наступивший век графических интерактивных материалов. В 1984 году Гаскинс присоединился к провальной компании Forethought и нанял разработчика Денниса Остина. Боб и Деннис объединили усилия и создали программу Presenter. Деннис создал оригинальную версию программы с Томом Рудкиным. Позже Боб решил сменить имя на PowerPoint, которое и стало названием конечного продукта.

В 1987 году вышел PowerPoint 1.0 для Apple Macinitosh. Он работал в черно-белом цвете. Вскоре появились цветные Macintosh и новая версия PowerPoint не заставила себя ждать. Программное руководство с первой редакцией было уникально. Это была книга синего цвета в твердом переплете. Компания Forethought считала, что это лучше чем куча исполняемых файлов помощи на компьютере и инструкций в электронном виде. Но обновление инструкции было необоснованно дорого. Идея с подобными книгами была вскоре заброшена.

Позже в 1987 году Forethought и ее продукт были куплены Microsoft за 14 млн. $. В 1990 году вышла версия для Windows. C 1990 года PowerPoint стал стандартом в наборе программ Microsoft Office.

В 2002 году вышла версия PowerPoint, которая не только была включена в пакет Microsoft Office XP, но также распространялась как отдельный продукт. В нем появились такие функции, как сравнение и смешение изменений в презентации, возможность задавать пути анимации для индивидуальных форм, создание пирамидальных, радиальных и целевых диаграмм, а также кругов Эйлера, панель задач для просмотра и выбора объектов, буфера обмена, защита презентации паролем, автоматическая генерация фотоальбома, а также “умные теги” для быстрого выбора формата текста, скопированного в презентацию.

Microsoft PowerPoint 2003 не сильно отличается от предшественника. Он увеличивает эффективность работы в группе и теперь имеет возможность создания “Пакета для CD”, который легко позволяет скопировать презентацию с мультимедийным содержанием на компакт диск.

Текущая версия PowerPoint 2007 привносит основные изменения в интерфейс программы и увеличивает графические возможности.

PowerPoint является частью Microsoft Office. Это позволило PowerPoint стать наиболее распространенной во всем мире программой для создания презентаций. Файлы презентаций PowerPoint часто пересылаются пользователями программы на другие компьютеры, что означает необходимую совместимость с ними программ конкурентов. Однако, поскольку PowerPoint имеет возможность подключения элементов других приложений через OLE, некоторые презентации становятся сильно привязанными к платформе Windows, что делает невозможным открытие данных файлов, например, в версии для Mac OS. Это привело к переходу на открытые стандарты, такие как PDF и OASIS OpenDocument. Презентация разработана с помощью Microsoft PowerPoint 2003 и представлена в ПРИЛОЖЕНИИ А.

3 СИСТЕМА КОМПАС-ГРАФИК

Чертежный редактор КОМПАС-График предоставляет широчайшие возможности автоматизации проектно-конструкторских работ в различных отраслях промышленности. Он успешно используется в машиностроительном проектировании, при проектно-строительных работах, составлении различных планов и схем. КОМПАС-График может использоваться как полностью интегрированный в КОМПАС-3D модуль работы с чертежами и эскизами, так и в качестве самостоятельного продукта, полностью закрывающего задачи 2D-проектирования и выпуска документации. Система изначально ориентирована на полную поддержку стандартов ЕСКД. При этом она обладает возможностью гибкой настройки на стандарты предприятия. Средства импорта/экспорта графических документов (КОМПАС-График поддерживает форматы DXF, DWG, IGES, eDrawings) позволяют организовать обмен данными со смежниками и заказчиками, использующими любые чертежно-графические системы.

Весь функционал КОМПАС-График подчинен целям скоростного создания высококачественных чертежей, схем, расчетно-пояснительных записок, технических условий, инструкций и прочих документов. К услугам пользователя:

· продуманный и удобный интерфейс, делающий работу конструктора быстрой и приносящей удовольствие;

· многолистовые чертежи;

· разнообразные способы и режимы построения графических примитивов (в том числе ортогональное черчение, привязка к сетке и т.д.);

· управление порядком обрисовки графических объектов;

· мощные средства создания параметрических моделей для часто применяемых типовых деталей или сборочных единиц;

· создание библиотек типовых фрагментов без какого-либо программирования, чертеж изделия, ассоциативный с трехмерной моделью;

· любые стили линий, штриховок, текстов;

· многочисленные способы простановки размеров и технологических обозначений;

· автоподбор допусков и отклонений;

· быстрый доступ к типовым текстам и обозначениям;

· встроенный текстовый редактор с проверкой правописания;

· встроенный табличный редактор.

КОМПАС-График автоматически генерирует ассоциативные виды трехмерных моделей (в том числе разрезы, сечения, местные разрезы, местные виды, виды по стрелке, виды с разрывом). Все они ассоциированы с моделью: изменения в модели приводят к изменению изображения на чертеже.

Стандартные виды автоматически строятся в проекционной связи.

Данные в основной надписи чертежа (обозначение, наименование, масса) синхронизируются с данными из трехмерной модели. Чертежи деталей представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Б.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ВВЕДЕНИЕ

1 ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

1.1 Преступление в сфере информационных технологий

1.2 Условия гражданско-правовой ответственности интернет-провайдеров за нарушение авторских и смежных прав

1.4 Виды ответственности

2. РАЗРАБОТКА ПРЕЗЕНТАЦИИ В MS POWER POINT

3. СИСТЕМА КОМПАС-ГРАФИК

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

Понятие юридической ответственности относится к числу общетеоретических и применяемых в различных отраслях права . Это понятие неоднозначное и, в известной мере, спорное для юридической науки. Доктринальному единству подхода к данной категории препятствуют различия в исходных правовых позициях ученых, которые нашли отражение в многочисленных работах, посвященных проблемам юридической ответственности.

Являясь одним их юридических средств, нейтрализующих последствия ненадлежащего поведения субъекта, нарушающего права и охраняемые законом интересы других лиц, юридическая ответственность выступает как реакция государства на совершенное правонарушение. Эта реакция имеет властный, принудительный характер, понуждающий правонарушителя претерпеть неблагоприятные для него последствия в виде лишения определенных материальных или нематериальных благ. Исходя из этого, содержанием юридической ответственности будет выступать государственное властное принуждение, проявляющее себя в различных формах. Однако не всякое государственное принуждение следует считать ответственностью. Например, принудительное (судебное) воздействие, побуждающее нарушителя к исполнению своих обязанностей, не будет мерой ответственности, поскольку в данном случае отсутствует элемент дополнительных неблагоприятных последствий для нарушителя, т.е. тех самых лишений, которые выходят за рамки принудительно исполненной обязанности.

Юридическая ответственность за нарушения законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере, имеет ряд специфических особенностей. Эти особенности заключаются в следующем:

  • правонарушения, подпадающие под применение тех либо иных мер воздействия на совершившего их субъекта, всегда связаны с информацией;
  • правонарушения можно рассматривать в качестве информационно-правовых, если их связь с информацией является не только непосредственной, но и опосредованной наличием ее материального носителя.

Как и любая юридическая ответственность, ответственность за правонарушения в информационной сфере реализуется в рамках правоохранительных правоотношений, субъектами которых выступают нарушитель информационно-правовых норм и государство в лице уполномоченных на применение санкций органов. Лицо, привлекаемое к ответственности, имеет право на защиту от незаконного привлечения.

В доктрине выделяют принципы юридической ответственности, которые в полной мере распространяются и на ответственность в информационной сфере. К их числу относятся:

  • принцип законности, означающий, что ответственность имеет место лишь за правонарушения в информационной сфере, признаваемые в качестве таковых законом;
  • принцип обоснованности, заключающийся в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения;
  • принцип справедливости, означающий, в частности, что ответственность должна быть соизмерима тяжести совершенного правонарушения;
  • принцип неотвратимости, предполагающий неизбежность наступления для правонарушителя неблагоприятных последствий;
  • принцип целесообразности, заключающийся в индивидуализации мер воздействия на правонарушителя и соответствии этих мер целям юридической ответственности.

Государственное принуждение осуществляется путем применения к нарушителю различных мер воздействия. От характера этих мер и характера последствий их применения зависит отраслевая принадлежность юридической ответственности за нарушения законодательства в информационной сфере. Если неблагоприятные последствия носят имущественный характер и выражаются в возмещении убытков, уплате неустойки, возмещении вреда, имеет