Как доказать авторское право


Как доказать свое авторство контента мы рассмотрели . Но рассмотрели далеко не все способы доказательств своего авторства. Кроме того, часто в борьбе с воровством необходимо доказывать свое авторство в различных инстанциях. В этой статье рассмотрим еще несколько методов доказательства своего авторства. Рассмотрим методы более затратные, требующие больше времени для их реализации. Но, как мне кажется, более надежные, более действенные.

Вступление.

Эти сервисы и методы могут использовать те сайты, которые действительно боятся воровства, которым воровство контента может доставить неприятности. Их использовать могут сайты, для которых может обернуться материальными потерями.

Сервисы, подтверждающие авторство контента.

В Интернете существуют сервисы, подтверждающие авторство контента. Скажу сразу, что я не пользовался услугами этих сервисов. Поэтому не буду рекомендовать, какой из них лучше использовать. По каждому из них есть и положительные и отрицательные отзывы.

1) Фиксация авторства на бирже контента TEXT.RU. При проверке своего текста на уникальность на этом сервисе, биржа контента TEXT.RU, предоставляет две функции, подтверждающие авторство. Во-первых возможность «Зафиксировать уникальность» . Во-вторых, заархивировать проверку на уникальность. Обе эти функции фиксируют дату проверки. Если ваш текст уникален, то дата фиксации уникальности будет служить доказательством своего авторства.

2) Воспользоваться услугами системы COPYTRUST для подтверждения и фиксации авторских прав. Как пишут на их сайте, автор контента может за пару минут зарегистрировать свой объект интеллектуальной собственности и получить доказательства его существования на момент регистрации. Это доказательство подойдет даже для судебных разбирательств.

Если объем информации менее 1 мегабайта, то фиксация авторства на 1 год будет бесплатной.

Как положительных, так и отрицательных отзывов об этом сервисе очень мало. Но бесплатный вариант можно попробовать без труда.

3) Воспользоваться услугами сервиса DMСА http://www.dmca.com/ Сервис англоязычный, но есть русскоязычная версия. В Европе и США этот сервис защиты имеет хорошие отзывы и довольно популярен.

После проверки вашего текста, ему присваивается значок DMCA (значок авторства). Если у вас своровали контент, значок DMCA дает право обратиться к юристам сервиса и они уже сами разбираются с ворами, вплоть до блокировки ресурса, который украл ваш контент.

В бесплатной версии сервиса возможна 1 услуга юристов сервиса в год. К сожалению, отзывов об этом сервисе в русскоязычном Интернете я не нашел. Но протестирую его работу и тогда напишу более подробно о нем.

Фиксировать авторство контента.

Существует несколько методов, позволяющих юридически защитить авторство контента.

1) Отправить себе письмо с текстом статьи, авторство которой необходимо защитить. Такой метод защиты предлагают использовать даже некоторые издательства литературы. Суть метода проста. Необходимо распечатать статью на принтере и отправить ее по почте на свой адрес заказным письмом. После получения, письмо не открывать. И открыть только для предъявления в суде или в другой инстанции, подтверждающей авторство.

Метод этот несколько неудобен. Постоянная отправка и получение заказных писем требует времени. А его не всегда хватает даже на написание и публикацию статьи.

Как разновидность этого метода, я встречал предложения отправлять себе письмо по электронной почте. Но не думаю, что это может иметь юридическую силу.

2) Распечатать текст статьи и заверить его у нотариуса. Безусловно, самый действенный метод. Но и самый затратный, как материально, так и по времени.

Во-первых, нотариальные услуги довольно дороги. Во-вторых, не каждый нотариус даже знает, как проверить авторство для его подтверждения. В-третьих, не думаю, что из-за статьи кто-нибудь будет морочиться и подтверждать свое авторство у нотариуса. Тем более, что статей на сайте обычно много и их защита этим методов вылетит в немалую сумму.

Я этот метод использовал только один раз, когда по требованию литературного издательства подтверждал авторство на свою книгу у нотариуса.

Как я случайно нашел прекрасный способ подтвердить авторство контента.

Сказу сразу же, что я этот метод не изобретал. Все получилось совершенно случайно. Но способ этот оказался очень эффективным. Пожалуй, для меня, лучший из всех существующих.

Для описания этого метода защиты контента, придется открыть некоторые секреты того, как я пишу большинство своих статей.

У меня на сайте есть три разновидности статей. Небольшое количество статей ситуационных, как говорится, на злобу дня. Это статьи о мошенничестве, лохотронах, о борьбе с пирамидами, предпраздничные и праздничные статьи.

Вторая разновидность статей – это мои авторские статьи по теме сайта, нигде до этого не опубликованные. Такие статьи составляют приблизительно 20% всех статей сайта.

Третья разновидность статей – это тоже мои авторские статьи, но прежде опубликованные в моих «бумажных» книгах в различных издательствах, но не в Интернете. Мне гораздо удобнее писать книгу, издавать ее, а после истечения договора с издательством, писать выдержки их этих книг в виде статей на сайте.

Хочу заметить, что после небольших правок, эти статьи также имеют уникальность 96 – 100%.

Для примера приведу скриншот страницы из моей книги , изданной в 2013 году издательством « Beit Nelly Media » в бумажном варианте двумя тиражами и скриншот страницы сайта.

На этом скриншоте вы видите титульный лист книги и страницу с текстом. А на втором скриншоте — страницу с моего сайта. Как видите, текст один и тот же.

Я могу привести примеры еще сотен страниц из моих книг и с сайта. Могу предоставить примеры и украденных у меня статей из сайта-воришки. Все это хорошие материалы для искового заявления в суд.

Изданная бумажная книга служит неопровержимым доказательством моего авторства в любых сервисах, инстанциях и, даже, в суде. Причем доказательством неопровержимым.

Некоторые читатели могут меня обвинить в плагиате. Другие могут предположить, что поисковики будут такие материалы плохо индексировать. Но это не так. Безусловно, мои статьи не являются плагиатом. Во-первых, я публикую выдержки из своих книг и никто не запретит мне это делать. Во-вторых, я публикую материалы, еще не опубликованные в Интернете, еще не индексируемые поисковиками.

Заключение.

Как видите из трех статей о защите своего контента от воровства, способов защиты существует очень много. И, если уделять этому вопросу должное внимание,

Каждый сам для себя решает, защищаться от воровства или нет. Каждый сам для себя выбирает те, или иные способы, как защитить авторство контента.

Можно использовать любой способ или их комбинации. В любом случае, следует выбирать самые надежные и удобные для себя. И, если заранее предусмотреть защиту контента от кражи, сложностей при разбирательствах с воришками контента можно избежать.

Который прочитали многие. Но мы не сказали главного: что же делать, если заказчик хочет оставить вас без штанов?

Кто предупрежден, тот вооружен. И не надо думать, что с вами такого не случится. Разве что вы стоите по ту сторону баррикад и кидаете своих разрабов направо и налево. Тогда пролистайте эту статью в своей ленте. Сейчас мы будем учить разработчиков ПО тому, как подготовиться к атакам мерзавцев разных пород и размеров.

Перфокарты и ЭВМ

Для начала необходимо понять, что думает об этом законодательство. Все-таки Его язык несколько отличается от простого человеческого. К тому же многие определения в Его словаре появились десятки лет назад и не особо менялись с тех пор.

Так, согласно ГК любое программное обеспечение носит гордое имя Программа для ЭВМ. Чтобы таковой признаваться, она должна отвечать ряду признаков:

  • объективная форма;
  • совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств;
  • давать определенный результат, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Скромный создатель

С понятием авторства все проще, оно с течением времени смысла своего не меняло. Говорим ли мы об эксклюзивных дизайнерских горшках или об адронном коллайдере – с точки зрения авторских прав разницы нет. Создатель всегда является первоначальным обладателем всех прав на продукт, в нашем случае на ПО.

Для возникновения авторских прав никаких дополнительных действий (депонирования, регистрации) не требуется. Регистрация программы в Роспатенте (об этом мы поговорим чуть позже) факультативна.
Но это с точки зрения закона. А вот на деле возникают случаи, когда доказать свое авторство сложно.

Защити себя сам

Например, вы дома написали программу. Спустя год оказалось, что ее кто-то присвоил и зарегистрировал в Роспатенте на себя. Что делать?
Для формирования доказательственной базы (на всякий случай) можно сделать следующее:
  • При выпуске программы на носителе указывайте год релиза и имя автора. Закон устанавливает презумпцию, согласно которой при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или на экземпляре произведения.
  • Помечайте территорию исходный код. Это будет рассмотрено судом в качестве доказательства (наряду с другими документами/обстоятельствами).
«… Согласно же заключению профессора Национального университета Гьенсана Ким Бьюнг Су, в результате исследования 138 файлов было установлено, что только 24 содержат ссылки на права истца, из них 21 файл содержит указание на то, что они были созданы физическими лицами, которые, по заявлению истца, являются его работниками; 5 файлов содержат информацию о правах компании «Дэу Хеви Индастриз, Лтд.»; 6 файлов содержат сведения о том, что они созданы программистами компании «Дэу Хеви Индастриз, Лтд.»; 43 файла содержат ссылки на создание их иными лицами – членами правления университета Калифорнии, «Риал-Тайм Инновейшнс», Болдыревым И., Смолко В., Вараввой В., Кирейчиковым В.; 59 файлов вообще не содержат сведений о том, кем они были созданы, либо о наличии авторских прав» (см. подробнее Решение по делу № А40-56928/2004 от 02.07.2014. СИП).
  • Отправьте себе по почте заказное письмо с вложенным диском с финальной версией программы.
  • Депонирование. Не путайте с публикацией в свободном доступе. Мы подразумеваем под этим фиксацию прав на ПО, альтернативную регистрации в Роспатенте. Эту процедуру можно пройти через нотариуса или в специализированной компании.
Если дело дойдет-таки до суда, то в качестве доказательств можно будет использовать ваши исходники и рабочие материалы, поэтому храните их до второго пришествия.
«… При новом рассмотрении суду первой инстанции предлагается учесть вышеизложенное, определить круг лиц, чьи права и охраняемые законом интересы могут быть затронуты при принятии решения по существу настоящего спора; предложить сторонам представить первоначальные версии программ для ЭВМ, а именно: программы для ЭВМ АК «Кредит» Автоматизация кассовых расчетов кредитных кооперативов граждан и программного продукта «Программный комплекс для автоматизации кассовых, бухгалтерских и налоговых расчетов кредитных кооперативов граждан», а также обсудить вопрос о назначении по делу судебной экспертизы для разрешения вопроса о наличии сходства между указанными программами для ЭВМ» (Решение по делу № А27-6440/2013 от 27.01.2015. СИП).

Служебные задания

Не все имеют счастье работать прямо с дивана, а если и с дивана, то все равно «на дядю». Поэтому такой поворот мы тоже учтем.
Итак, если программа создана в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, то в качестве дополнительных доказательств можно использовать:
  • договор;
  • техническое/служебное задание;
  • акт оказанных услуг (приема-передачи).
Надеемся, понятно, что такие документы у вас должны быть в любом случае. Они должны быть распечатаны, подписаны в двух экземплярах обеими сторонами и лежать в шкафчике. «Невозможно давать все поручения в письменной форме», – скажете вы. Возможно. Если не хватает времени – наймите специально обученного человека. Помните, что разгребать проблемы в суде будет дороже и сложнее.
«А если вторая сторона в другом городе и не хочет ничего подписывать?». Если игра стоит свеч, то позвольте себе маленькую слабость и подпишите документы на личной встрече с заказчиком и с разработчиками. Более того, если они упорно не хотят подписывать документы, это очень тревожный звоночек. Стоит задуматься о честности другой стороны уже на этом этапе.

Важно! Во всех документах максимально подробно указывайте идентифицирующие признаки ПО – иначе в суде столкнетесь с тем, что понять, какую именно программу Вы создали, просто невозможно.

Авторская группа

Если авторов несколько, то они признаются соавторами произведения и по общему правилу используют программу совместно. Однако помните, что для признания соавтором необходимо внесение творческого вклада в создание произведения.
«…удовлетворяя встречные исковые требования ИП ХХХ о признании ее соавтором фотографии «В поисках сокровищ» и отказывая в защите авторских прав Пименовой Л. Л., суд первой инстанции установил, что сюжет, план изображения на фотографии разработаны Федосеевой М. А., а также модель и реквизиты также выбраны ею, т. е. благодаря умственной и интеллектуальной деятельности Федосеевой М. А. её идея воплотилась в сюжет фотографии, образ, конкретный план изображения» (Определение по делу № 33-1581 от 26.07.2010. Верховный Суд Республики Бурятия (Республика Бурятия)).

Дела о признании соавторства в ПО рассматриваются нередко. И в одном из таких дел суд обратил внимание именно на необходимость творческого вклада в создание продукта. При этом лицо, которое выполняло лишь технические функции контроля, соавтором не является.
«…Ссылка на приказ директора «У***» № *** от 14.08.2006 об исправлении недостатков и недоработок в программе не может быть принята во внимание, поскольку данный приказ авторства З*** А. А. в отношении программы для ЭВМ не подтверждает. Напротив, из содержания названного приказа усматривается, что программа была разработана начальником отдела разработок Е*** И. П., которому приказом было предписано устранить выявленные в программе недостатки. З*** А. А. в качестве соавтора в приказе не указан, на него лишь была возложена ответственность за исполнение данного приказа. То обстоятельство, что З*** А. А. контролировал исполнение приказа по устранению Е*** И. П. недостатков программы, не дает основания для признания его соавтором программы» (Решение по делу № 33-***-2008 от 28.10.2008. Ульяновский областной суд).

Поэтому если ваше ПО создается несколькими сотрудниками (фрилансерами), стоит заключить договор с каждым из них на конкретные работы, а не идти на соблазн уменьшить объем бумажной работы и сделать договор только с одним, «главным» разработчиком.

Регистрация в Роспатенте

Регистрировать ПО или нет – желание автора/правообладателя. Процедура эта не является обязательной.
При этом нужно понимать, что ПО регистрируется как литературное произведение – это значит, что регистрация не дает защиты от возможных модификаций/переработок – это не патентование. Это лишь фиксация конкретного ПО и подтверждение (не более того) авторства/правообладания.

Имеет смысл регистрировать ПО в случае:

  • когда вы передаете его по лицензионному договору (в таком случае общение с налоговой проходит проще – они понимают, на что вы передаете права);
  • если вы привлекаете инвестора (они любят дополнительные подтверждающие бумаги).
Процедура регистрации проста и не требует подтверждающих авторство документов. В отличии, кстати, от реестра ПО (о нем мы недавно писали). Занимает до 1,5 месяца и требует, помимо заявления и пошлины, предоставления фрагмента исходного кода.
Обратите внимание, что регистрация может быть оспорена автором произведения (если вы указали автором себя, не имея на это прав).

Долгожданные выводы:

1. Несмотря на автоматическое возникновение авторских прав на ПО, стоит подстелить соломки и запастись доказательственной базой.
2. Принимая решение о регистрации программы в Роспатенте, подумайте, нужно ли вам это. От копирования конкурентами регистрация не защищает – это не патентование.
3. Регистрируя ПО в Роспатенте, не указывайте себя автором (если им не являетесь) – не думайте, что отсутствие необходимости предоставления подтверждающих документов спасет вас от суда.
4. Если авторов несколько – они соавторы. Поэтому оформляйте отношения с каждым из них. Не ленитесь!


Учитывая, что именно автор изначально получает в полном объеме права на произведение, то и доказывание факта авторства (обладание первоначальными правами на произведение) является первоочередным при рассмотрении исков о .

В соответствии с процессуальным законодательством, регулирующим порядок рассмотрения дела в суде, каждая сторона процесса, в том числе истец (в данном случае – автор), должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Как установлено пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» при разрешении вопроса о том, какой стороне подлежит доказывать обстоятельства, имеющие значение для дела о защите авторского права или смежных прав, суду необходимо учитывать, что истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или право на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком.

При этом необходимо исходить из презумпции авторства, то есть при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или на экземпляре произведения.

Озвученная позиция Верховного Суда РФ основана на статье 1257 Гражданского кодекса РФ, которая дословно звучит как: «Автором произведения науки, литературы, искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное».

Из приведенных положений следует, что при обращении в суд автору достаточно представить, например, экземпляр произведения, на котором будут указаны его данные, чтобы суд изначально воспринял его как автора произведения.

Уже после вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса РФ, регулирующей авторские права, было утверждено Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 29 от 26.03.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ».

Пунктом 42 Постановления также разъясняется, что «при рассмотрении судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что пока не доказано иное, автором произведения (обладателем исключительного права на произведение) считается лицо, указанное в качестве такового на экземпляре произведения.
Необходимость исследования иных доказательств может возникнуть в случае, если авторство лица на произведение оспаривается ».

На последнюю фразу следует обратить особенное внимание. Из нее следует, что если в материалах дела имеются оригинал или экземпляр произведения с указанием на его автора и ни одна из сторон процесса не оспаривает авторство произведения, то суд не будет требовать какие-либо новые доказательства авторства.

В противном случае, если, например, ответчик оспаривает авторство произведения, то его экземпляра с указанием автора будет уже недостаточно и автору необходимо будет представить другие возможные доказательства. В качестве таких доказательств могут служить:

1. Созданное автором произведение могло быть заверено у нотариуса или зарегистрировано в общественных организациях, таких как Российское авторское общество, Российская книжная палата и т.д.
В этом случае в суд может быть подан нотариально заверенный документ, подтверждающий авторство гражданина, или свидетельство о регистрации произведения в соответствующей организации.

Например, профессиональные фотографы обычно используют формат.RAW при съемке. Поэтому, если фотографии в этом формате остались у фотографа, то ему будет легче доказать свое авторство и , ведь в формате.RAW хранятся полные данные о том, когда, кем и на какой фотоаппарат сделан снимок.

3. Доказывание авторства может быть осуществлено с помощью свидетелей, которые могут подтвердить факт создания произведения автором. В качестве свидетелей в суд могут быть вызваны: соавторы, родственники, коллеги, заказчики и иные лица. Главное, чтобы вызванные свидетели располагали необходимой информацией.

4. В некоторых случаях, когда невозможно представить достоверные и достаточные сведения, подтверждающие авторство произведения, может быть проведена экспертиза. Наиболее часто по подобным делам проводится автороведческая экспертиза. Однако использование такой экспертизы возможно, если произведение обладает какими-то индивидуальными авторскими особенностями, например в литературных произведениях.

Приведенный перечень доказательств не является исчерпывающим и в каждом случае могут использоваться индивидуальные способы подтверждения авторства произведения.

Несмотря на то, что законодатель предоставляет авторам защиту их личных и имущественных (исключительных) правомочий уже с момента выражения произведений в объективной форме, то есть сразу же с момента их создания, у авторов в современных условиях есть потребность в официальном подтверждении своих прав.

Так происходит потому, что хоть закон и охраняет права автора, но на деле, если кто-то начинает несанкционированное использование произведения, автору очень трудно доказать свое авторство (практически невозможно) в том случае, если при создании произведения его автор сразу же не подтвердил свои права на него.

В этом плане, правообладателям иных результатов творческой интеллектуальной деятельности защищать свои права гораздо легче, особенно, если речь идет об объектах промсобственности, поскольку они требуют обязательного прохождения процедуры госрегистрации.

В ходе госрегистрации сведения об объекте промсобственности вносятся в специальный госреестр соответствующего вида промсобственности, а правообладатель получает на руки свидетельство гособразца о госрегистрации объекта промсобственности .

У автора произведения таких возможностей нет, так как на государственном уровне госрегистрация произведений, за исключением компьютерных программ, программных комплексов и баз данных законом не предусмотрена . Поэтому авторам о подтверждении своих авторских прав приходится думать самостоятельно.

Способов подтверждения авторства есть несколько:

  1. Подтверждение авторства путем отправления себе самому посылки через почту России. В посылке, в конверте находится произведение в виде рукописи, графики и пр.

    Конверт не вскрывается до тех пор, пока не возникает соответствующая проблема, то есть открыть конверт будет возможно только в суде, иначе он утратит силу доказательства. Конверт надо отправлять, естественно, до того, как ваше произведение будет опубликовано или попадет в поле доступа третьих лиц.

  2. Подтверждение авторства путем похода в нотариальную контору с целью удостоверить свою подпись на рукописи или графическом изображении.

    Следует отметить, что это не самый лучший и надежный способ, поскольку нотариус вправе удостоверить лишь вашу подпись не более того, к тому же многие нотариусы отказываются удостоверять подписи на произведениях.

  3. Подтверждение авторства посредством депонирования произведений.

    На сегодняшний день депонирование является наиболее простым, цивилизованным и надежным способом подтверждения авторства.

Депонирование произведений

Сущность процедуры депонирования произведения заключается в регистрации авторских прав с последующим принятием зарегистрированного экземпляра (требуется одна копия) авторского произведения на ответственное хранение в соответствующем интеллектуальном депозитарии до момента его обнародования. Интеллектуальные депозитарии создаются при различных авторских обществах и юридических компаниях, специализирующихся на оказании юридических и консалтинговых услуг в области интеллектуальной собственности.

При обращении в интеллектуальный депозитарий автор регистрирует в нем свое произведение и получает на руки соответствующий правоустанавливающий документ на него- свидетельство о депонировании.

Сегодня, депонирование произведений является довольно востребованной услугой, поскольку процесс депонирования не занимает много времени и по своей стоимости доступен всем желающим (в большинстве случаев стоимость депонирования является чисто символической).

Для чего требуется депонирование?

  1. Произведение легальным путем вводится в гражданский оборот.

    С момента депонирования у автора появляются подтвержденные права на произведение и полноценная возможность ими распоряжаться любым способом, не запрещенным законом: продавать, передавать в пользование, дарить, оставлять по наследству и пр. А если авторские права на произведение ничем объективно не подтверждены, то любые сделки с ними будут невозможны.

  2. Свидетельство о депонировании является неопровержимым доказательством в суде.
  3. Депонирование необходимо для заключения договоров с издательствами и другими организациями.

    Сегодня ни одна организация не будет заключать договор на произведение, которое не было задепонировано. Депонирование представляет собой обычное условие авторского договора.

  4. Депонирование представляет собой превентивную меру защиты от недобросовестных контрагентов.

Легко сказать, что вы автор, но как доказать это в суде? Одних ваших заверений в суде будет недостаточно, поэтому каждый автор, защищающий свои права, должен об этом знать. Подтверждение авторства это одна из гарантий охраны объекта авторского права от чужого посягательства.

Авторское право возникает с момента создания произведения и не требует, какой - либо регистрации. Другое дело с патентоохраняемыми объектами - изобретения, полезные модели, промышленные образцы, на которые также возникает авторское право, но они требуют государственной регистрации в Роспатенте, что обеспечивает им надежную защиту под «крышей» государства. Сведения о них вносятся в специальный реестр и изобретатель получает свидетельство в виде патента.

    Указание имени автора на экземпляре произведения при опубликовании. Лучше чтобы такая надпись была в виде имени и фамилии или в виде «водяных знаков» обычно используемых в живописи. При этом, если другая сторона не представит иных доказательств, то в соответствии со ст.1257 ГК РФ, считается автором лицо указанное на экземпляре или оригинале произведения;

    Предоставление материалов, подтверждающих процесс создания конкретного объекта авторских прав. Например, касательно фотографий, в качестве доказательства выступают RAW-файлы вместе с фотоаппаратом, которым был создан снимок;

    Письменные доказательства. Ими могут, является различные договоры, в том числе авторского заказа с актом приема – передачи результата работы, электронные переписки, документы об участии в выставках и иные;

    Почтой России вы отправляете посылку или конверт где находится ваше произведение, например рукопись, график, схема или картина. Данное действие стоит сделать до опубликования вашего материала или представления третьим лицам. Когда у вас возникает необходимость в защите своих прав и образуется вопрос об авторстве, вы в судебном заседании вскрываете данный конверт. Такой способ наиболее часто используется за рубежом для достижения целей фиксации обладания экземпляром произведения на определённую дату;

    Депонирование произведений является наиболее надежным способом подтверждения авторских прав. Суть заключается в том, что вам за определенную плату удостоверяют факт предъявления результата интеллектуальной деятельности конкретным лицом. Авторские права на произведение регистрируются в официальном реестре и оформляются свидетельством о депонировании, которое подтверждает авторство на произведение с именем или псевдонимом.

Депонирование как доказательство в суде

Депонирование осуществляется Российским обществом по управлению авторскими правами НП КОПИРУС совместно с Федеральным государственным учреждением культуры Российская книжная палата. Данное юридическое лицо подтверждает, что им известном о таком авторе как вы, о произведении и творческой деятельности.

Также, вы можете зарегистрировать произведение на международном уровне в Национальном фондохранилище отечественных изданий с присвоением международных стандартных номеров, что подтверждает обнародование экземпляра произведения с именем автора. В таком случае, в суде вам следует представить свидетельство о регистрации и экземпляр произведения с точно установленной датой создания или депонирования именно на материальном носителе, так как на цифровом не признается доказательством.

Для депонирования и регистрации могут быть представлены различные объекты авторского права, такие как:

    рассказы, повести, романы, стихотворные произведения;

    сценарии драматургических произведений, телевизионных передач, сценарии телефильмов, киносценарии;

    Интернет - сайты (контент и дизайн сайта);

    музыкальные произведения с текстом или без текста;

    литературные и издательские проекты;

    статьи, брошюры, научные работы, рукописи учебников и учебных пособий;

    фотографические произведения;

    архитектурные и дизайнерские проекты;

    геологические, географические и иные карты и планы;

    эскизы товарных знаков, логотипов, эмблем;

    аудиовизуальные произведения - кинофильмы, телевизионные программы и фильм, видеоролики, клипы;

Тем не менее, не могут депонироваться просто слова, слоганы, фразы, словосочетания.

Большинство из представленных способов не требуют капитальных вложений, поэтому стоит обезопасить себя как автора всей совокупностью предложенных способов. Данные меры используются для подтверждения авторства, признаются судебной практикой и считаются наиболее весомыми доказательствами в суде.