Правовое регулирование инновационной деятельности в организации. Источники права в инновационной сфере. Понятие и признаки инновационной деятельности


ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 343.3 Б.А. Коканов

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационная деятельность развивается бурными темпами, но не имеет должного правового регулирования. Анализируется сложившаяся ситуация по регулированию инновационной деятельности в мире и в Российской Федерации.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, малые инновационные предприятия.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности работающих. Их доля в ВВП превышает 50%. Как свидетельствует зарубежный опыт, малое предпринимательство в инновационной сфере - первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала промышленно развитых стран.

В странах Восточной Европы резкое сокращение государственных средств, выделяемых на научные разработки, привело к созданию альтернативных исследовательских и инновационных структур в форме малых государственных, кооперативных, акционерных и частных предприятий. Подобная система инновационного бизнеса обладает большими возможностями при организации производства на переходном этапе. Она способствует оживлению предпринимательской деятельности, созданию дополнительных рабочих мест.

В Чехии, например, реализуется программа «Прогрессивные технологии для малых и средних предприятий», в Венгрии создаются технологические парки, объединяющие ученых с предпринимателями, в Болгарии появились негосударственные фонды по обеспечению малого инновационного бизнеса. Договор об объединении Германии предусматривал специальную статью по созданию общегерманского научно-технического пространства, что позволило трансформировать инновационные структуры бывшей ГДР под западногерманскую модель.

В Г ермании на малые и средние фирмы приходится значительная часть изобретений и инноваций, так как они охотнее идут на внедрение нововведений, оперативно реализуют инновации, в том числе технологические. В части финансирования они имеют наиболее высокую долю расходов на НИОКР (6,1%). Малые фирмы стоят ближе к конечному потребителю, проявляют большую гибкость и приспособляемость к требованиям рынка, быстрее перестраивают производственную программу, максимально учитывают растущий спрос, оперативнее реагируют на структурные изменения в экономике. Государство стремится не столько защитить малый и средний бизнес, сколько создать для него равные условия для конкуренции с крупными компаниями. Придается важное значение укреплению связей малых и средних предприятий с наукой, привлечению их к работе государственных исследовательских центров. Министерство экономики Германии разработало программу «ЕвроФИТНЕС», задача которой заключается в оказании помощи малым и средним предприятиям в подготовке к функционированию в условиях единого внутреннего рынка ЕС. Таким образом, обеспечиваются стимулирование инновационной деятельности, расширение масштабов НИОКР, рост конкурентоспособности продукции.

В настоящий момент в мире можно проследить тенденцию активного стимулирования государством осуществления инновационной деятельностьи. Во Франции, например, были разработаны проекты о стимулировании изобретательства и поощрении новаторов, где для независимых новаторов предусматривается дополнительная скидка с налогов около 30 - 40%. Французское страховое общество предложило для мелких и средних фирм два новых вида контракта, разработанных совместными усилиями Патентного ведомства Франции и агентством ANVAR (Национальное агентство по использованию научных исследований). Первый из этих контрактов предусматривает страхование от различных видов риска, возникающего при реализации инноваций. Второй - гарантирует лицам, подавшим заявление на патентование или получившим патент, выплату судебных издержек, связанных с юридической защитой их прав в случае контрафакции. Кроме этого, во Франции же в соответствии с Законом от 23 декабря 1985г. №85-1376 научные исследования и технологическое развитие при-

знаются общенациональными приоритетными задачами. В приоритетном порядке предоставляются государственные ассигнования и создаются рабочие места для продолжения работ в области фундаментальных исследований, содействия научным разработкам на предприятиях, а также для поддержки новаторских предприятий и усилия передачи технологии малым и средним предприятиям.

Особое внимание необходимо обратить на стимулирование активности к занятию инновационной деятельностью со стороны государства в США посредством принятия многочисленных законодательных актов. Поскольку именно в этой стране с 80-х гг. развитию инновационного сектора уделяется особое внимание, так как инновационный путь, по мнению американских представителей, является одним из перспективных для поддержки экономических позиций государства . В качестве примера можно назвать следующие законодательные акты США:

Закон о развитии инноваций в малом бизнесе 1982 г. (Small Bussiness Innovation development act of 1982, Public law 97-219) , согласно которому малый бизнес является двигателем экономического роста. Закон обязывает Федеральные агентства США выделять ассигнования малому бизнесу на проведение НИОКР;

Закон Бай-Доула 1980 г. (Bayh-Dole Act of 1980, Public Law 96-517) предоставил университетам, коммерческим организациям и малым предприятиям права собственности на изобретения, созданные при финансовой поддержке правительства;

Закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера 1980 г. (Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980, Public Law 96-480) сыграл значительную роль в создании благоприятной среды для развития взаимовыгодной кооперации между частным и государственным секторами экономики. Этот законодательный акт предоставил широкие полномочия Министерству торговли США по повышению роли технологических инноваций в коммерческих и государственных целях, поддержке их трансфера.

Малые фирмы США, действующие в сфере науки, дополняют традиционные научноисследовательские и конструкторские комплексы промышленных предприятий и университеты, бесприбыльные исследовательские организации, государственные лаборатории, другие целевые структуры. По оценкам американских специалистов, не менее 1/8 ежегодно создаваемых в США малых фирм специализируются на разработке, производстве и коммерциализации новой продукции и технологий. Административные механизмы предусматривают распределение средств в пользу малых инновационных фирм. В настоящее время государством в той или иной форме финансируется до 1/3 расходов малых фирм на научно-технические исследования и разработки.

Исходя из мировой практики инвестиционные средства должны вкладываться в основном в капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на разработку, коммерциализацию и внедрение технологий наукоемких продуктов. Наглядным примером венчурных инвестиций является зарубежный опыт: например, в США большинство ведущих компаний в области компьютерных техники и технологий, таких как Microsoft, Intel, Apple Computers, Sun Microsystems, на этапе своего возникновения были профинансированы именно венчурными фондами. Для развития венчурного бизнеса в России в настоящее время сложились не самые благоприятные условия. Основными причинами этого являются, во-первых, стагнация на отечественном фондовом рынке, который составляет основу для обращения венчурного капитала, во-вторых, недостаток отечественных инвестиционных ресурсов и, как следствие, трудности с формированием российского венчурного бизнеса.

В России правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации.

Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.

В отношении научной и научно-технической деятельности существуют нормы правового регулирования, которые закреплены в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Инновационные отношения же в основном регулируются международными договорами и соглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).

Источники правового регулирования инновационной деятельности ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием инноваций в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами.

Г осударственной Думой РФ был принят ряд федеральных законов в области науки и инноваций: «О патентных поверенных» от 30 декабря 2008 г. №316-Ф3; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 2 августа 2009 г. №217-ФЗ; «О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”» от 27 июля 2010 г. №220-ФЗ; «Об инновационном центре “Сколково”» от 28 сентября 2010 г. №244-ФЗ.

Все эти документы обеспечивают формирование правовых основ осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности отдельными субъектами (элементами) инновационной системы. Как отмечалось ранее, специального федерального закона, регулирующего инновационную деятельность в целом по стране, пока не принято. При этом более чем в 50 субъектах Российской Федерации приняты региональные законы об инновационной деятельности .

Несмотря на это специальному законодательству в данной сфере предстоит еще развиваться, так как правовой режим некоторых объектов сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).

Задачей региональных органов власти в таких условиях будет являться разработка необходимых механизмов, способных привлечь коммерческие инвестиционные компании к инвестированию в малый бизнес в инновационной сфере (например, с помощью частичного гарантирования, разделения с инвестором определенных видов рисков, присущих отрасли).

Мировой опыт показывает, что все страны с развитой рыночной экономикой применяют определенные методы, средства и формы воздействия на предпринимательскую деятельность, из которых мы выделяем экономические и организационные.

Государственное и правовое регулирование осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им нормативных актов (законы, постановления, указы и т.д.). Государственное экономическое регулирование предполагает внедрение в практику системы мер экономического и финансового воздействия на деятельность и развитие предпринимательства для установления оптимальных пропорций в национальной системе экономики, регулирование системы налогообложения и финансово-кредитных отношений, создание равных условий для осуществления хозяйственной деятельности предприятий.

С каждым годом усиливается роль негосударственной поддержки малого бизнеса. Негосударственная поддержка малого бизнеса включает в себя ассоциации, союзы, гильдии, российское агентство по поддержке малого бизнеса, лизинговые и франчайзинговые фирмы, бизнес-инкубаторы, учебные центры, страховые компании и т.д.

Однако без государственной поддержки и регулирования малый бизнес не в состоянии противостоять крупному и даже среднему капиталу, отстаивать свои экономические и социальные интересы. Об этом свидетельствует весь опыт развития мировой экономики.

Малое предпринимательство формирует в стране средний класс и способствует становлению инновационной экономики. Малые предприятия способны оперативно создавать новые рабочие места, стимулировать спрос и предложение, уменьшать безработицу. В настоящее время заметно активизировалась работа по формированию нормативной правовой базы антикризисного регулирования и стимулирования малого и среднего бизнеса.

Инновационная деятельность в нашей стране еще не имеет должного правового регулирования. На федеральном уровне не существует официального документа, регулирующего инновационную деятельность, несмотря на то что во многих регионах такие законы приняты. В настоящее время существуют более 400 нормативных актов государственной власти субъектов Российской Федерации, в той или иной мере использующих понятия «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационная политика». Таким образом, прослеживается необходимость принять единый нормативноправовой акт, регулирующий данную область.

2011. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 2009. № 7.

2. Мамедов А.А. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования // Налоги. 2009. №5.

3. Тодосийчук А.В. Правовые основы формирования инновационной экономики // Менеджмент инноваций. 2011. № 1.

4. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/

5. URL: http://thomas.loc.gov/cgi-bin/bdquery/D?d096:2/temp/

6. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Bayh-Dole_Act

7. URL: http://www.csrees.usda.gov/about/offices/legis/techtran.html

Поступила в редакцию 07.07.11

Sources of legal regulation of innovative activity

Nowadays, innovative activity develops very quickly but it does not have a proper legal regulation. The author aims to analyze a current situation on the regulation of innovative activity both in the world and in the Russian Federation.

Keywords: Innovation, innovative activity, intellectual property, the small innovative enterprises.

Коканов Бауржан Ахметович, аспирант Kokanov B.A., postgraduate student

ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» Astrakhan state university

414041, Россия, г. Астрахань, ул. Восточная, 38 414041, Russia, Astrakhan, Vostochnaya st., 38

Вопросы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в связи с деятельностью, направленной на использование научных знаний с целью получения нового или усовершенствованного продукта либо технологического процесса всегда занимали и продолжают занимать далеко не последнее место в комплексе мер, осуществляемых государством, в области инновационной политики.

В прежние годы правовое регулирование в данной области осуществлялось в русле единой научно-технической политики посредством многочисленных актов, издаваемых министерствами и ведомствами. Отсутствие прочного и ясного законодательного базиса развития научного и научно-технического потенциала страны порождало селективность регулирования и не создавало стройной системы нормативно-правовых актов, которая была бы способна опосредовать реальные закономерности научно-технического прогресса, одной из движущих сил которого выступают нововведения.

Не существует такой системы и в настоящее время. Об этом свидетельствует, прежде всего, отсутствие базового нормативного правового акта в ранге федерального закона, что на наш взгляд, препятствует процессу развития инновационной деятельности и, более того, снижает инновационную активность хозяйствующих субъектов.

В литературе отмечается, что «из-за отсутствия самостоятельного законодательного обеспечения понятие инноваций сегодня находится в «лоне» экономической науки.

В массиве нормативно-правовых актов, посвященных регулированию отношений, связанных с осуществлением инновационной деятельности, заметное место занимают, прежде всего, Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Федеральный закон ««Об инновационном центре «Сколково» .

Первый из них регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг). Указанный Закон может применяться на так называемых интеллектуальных стадиях инновационного процесса. К важнейшим положениям Закона относятся нормы о статусе научного работника, специалиста научной организации и работника сферы научного обслуживания (ст. 4), о статусе научной организации (ст. 5), о договорах (контрактах) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции (ст. 8), об основных целях и принципах государственной научно-технической политики (ст. 11), о полномочиях органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области формирования и реализации государственной научно-технической политики (ст. 12). В Законе, кроме того, раскрывается содержание таких принципиальных понятий, как фундаментальные и прикладные научные исследования, научно-техническая деятельность, экспериментальные разработки, научный и (или) научно-технический результат, научная и (или) научно-техническая продукция.

Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» регулирует отношения, связанные, в частности, с критериями присвоения муниципальному образованию статуса наукограда (ст. 2 ), порядком присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и его сохранения (ст. 3), государственной поддержкой наукограда (ст. 7), реорганизацией или ликвидацией организаций научно-производственного комплекса наукограда в случае прекращения статуса наукограда (ст. 11).

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» регулирует отношения, связанные, в частности, с созданием и прекращением существования особых экономических зон, в том числе технико-внедренческих (гл. 2), управлением особыми экономическими зонами (гл. 3), правовым положением резидентов особой экономической зоны (гл. 4), соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности (гл. 6), гарантиями, предоставляемыми резидентам особых экономических зон (гл. 9).

Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» регулирует отношения, возникающие при реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково») и обеспечении жизнедеятельности на его территории.

Заметное влияние на процессы развития инновационной деятельности в РФ оказывает влияние и гражданское законодательство, прежде всего, ГК РФ.

Так, ГК РФ содержит нормы о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 38), о коммерческой концессии (гл. 54).

Раздел VII ГК РФ, специально посвященный охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, регламентирует отношения, связанные с правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Указанный раздел содержит восемь самостоятельных глав, каждая из которых отражает особенности правовой охраны, признания и использования различных продуктов интеллектуального труда и приравненных к ним средств индивидуализации.

Сферу отношений, связанных с осуществлением инновационной деятельности затрагивает значительное количество подзаконных актов в ранге указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, которые посвящены различным направлениям, сторонам и аспектам указанной деятельности. В подзаконных актах находят, в частности, правовое закрепление вопросы:

  • -сохранения интеллектуального потенциала страны и его эффективного использования (Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной деятельности в сфере науки и технологий»);
  • -защиты интересов государства в сфере гражданско-правового оборота результатов НИР и ОКР (Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения», постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» );
  • -развития фундаментальной науки (Указ Президента РФ от 15 апреля 1996 г. № 558 (с изменениями на 6 апреля 2000 г.) «О мерах по развитию фундаментальной науки в Российской Федерации и статусе Российской академии наук» );
  • -статуса научных центров и наукоградов (Указ Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 (с изменениями на 25 февраля 2003 г.) «О государственных научных центрах Российской Федерации» , Указ Президента РФ от 6 мая 2000 г. № 821 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Обнинску Калужской области»; Указ Президента РФ от 20 декабря 2001 г. № 1472 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Дубне Московской области»; Указ Президента РФ от 29 декабря 2003 г. № 1530 «О присвоении статуса наукограда Российской

Федерации г. Реутову Московской области»; Указ Президента РФ от 17 января 2003 г. № 45 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации рабочему поселку Кольцово Новосибирской области»; Указ Президента РФ от 4 ноября 2003 г. № 1306 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Мичуринску Тамбовской области»; Указ Президента РФ от 29 декабря 2003 г. № 1532 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Фрязино Московской области»; постановление Правительства РФ от 23 июля 2005 г. № 449 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Петергофу»; постановление Правительства РФ от 27 октября 2005 г. № 642 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Пущино (Московская область)»;

  • -финансирования научных исследований и научных разработок (постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1156 «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок». );
  • -привлечение инвестиций в инновационную сферу (постановление Правительства РФ от 31 марта 1998 г. № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» );
  • -об использовании результатов научно-технической деятельности (постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности», постановление Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» );
  • -контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности (постановление Правительства РФ от 26 января 2012 г. № 9 « Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» ;

Значительное количество нормативных правовых актов по инновационной тематике применяется на уровне министерств и ведомств. Назовем некоторые их них.

  • -приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 23 мая 1997 г. № 994 «О системе независимой экспертизы по проблемам инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания и порядке проведения конкурсов проектов».
  • -приказ Министерства образования РФ от 6 июня 2000 г. № 1705 «О концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы».
  • -приказ Министерства образования РФ от 4 февраля 2002 г. № 294 «О научно-технической программе «Инновационная деятельность высшей школы».
  • -приказ Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2004 г. № 111 «Об образовании Межведомственной комиссии по научноинновационной политике».
  • -Методические указания «Проведение экспертизы завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) при оценке целесообразности их включения в банк инновационных предложений», одобренные Советом ИКС Минсельхоза РФ от 21 апреля 2000 г.
  • -приказ Министерства промышленности, науки и технологий РФ от 14 июля 2003 г. № 168 «Об организации в Минпромнауки России работы по участию научно-технического и инновационного потенциала регионов России.

Вопросы формирования инновационного потенциала, утверждения отдельных направлений инновационной политики, получают правовое закрепление и на уровне субъектов РФ. Нормативные правовые акты, посвященные регулированию инновационной деятельности, приняты, в частности, в Ямало-Ненецком автономном округе, Курганской области, Москве, Ленинградской области (региональные законы).

  • Волынкина М.В. Каким быть инновационному законодательству (постановка проблемы)//Законодательство и экономика. 2005. № 5.
  • СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137; РГ. 1998. 28 июля; 23 декабря; 2000. 11 января, 28 декабря; 2001. 4 января, 31 декабря; 2004. 31 августа; 2005. 5 июля.
  • СЗ РФ. 1999. № 15. Ст. 1750; РГ. 2004. 31 августа.
  • СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3127; РГ. 2006. 8 июня.

Ежегодно в России органами законодательной и исполнительной власти принимаются от полутора до двух тысяч нормативных актов. «Согласно оценке экспертного совета по кодификации и систе­матизации законодательства при Председателе Государственной Думы, законодательство Российской Федерации на современном этапе включает порядка 1 млн. нормативных актов, причем федеральное за­конодательство составляет не более 10 процентов, а остальное — законодательство субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления» .


Большое количество нормативных документов, упоминающих в своем контексте словосочетания «инновация», «инновационный продукт», «инновационная деятельность», значительно усложняет их изучение, а так же делает непростым применение на практике. Вот почему законодательная деятельность должна состоять не только в принятии очередных нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность, но и в упорядочении действующих правовых норм и выработке единого механизма правового регулирования инновационной деятельности. Только тщательный анализ действующего инновационного законодательства поможет понять и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.


Основным источником права является Конституция РФ, которая гарантирует свободу предпри­нимательской деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, финансовых средств и услуг, поддержку конкуренции.


Конституция РФ закрепляет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственно­сти, а так же гарантирует равенство всех форм собственности. Каждый может использовать находящееся в собственности имущество для любой не запрещенной законом экономической деятельности.


Конституция РФ отнесла правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и ин­теллектуальной собственности к исключительному ведению Российской Федерации. Такой подход объ­ясняется как важностью регулируемых общественных отношений, так и заинтересованностью всех субъ­ектов Федерации и самой Федерации в едином правовом пространстве в сфере гражданско-правового регулирования.


Основополагающим законодательным актом, регулирующим предпринимательскую деятельность, является Гражданский кодекс РФ. В нем более детально регламентируются отношения в сфере пред­принимательства, дается определение предпринимательской деятельности и закреплена классификация хозяйствующих субъектов. Важным событием является принятие четвертой части Гражданского ко­декса РФ, в которой закреплены материальные нормы, регулирующие отношения в сфере создания и использования результатов интеллектуальной деятельности.


К числу специальных федеральных законов, регулирующих инновационную предпринимательскую деятельность, необходимо отнести следующие:


1.Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.


2.Федеральный закон «Об инновационном центре "Сколково"» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.


3.Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ.


4. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.



7. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 4 декабря 2006 г. № 202-ФЗ.


8. Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ.


9. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ.


10. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ» от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ.


11. Налоговый кодекс: часть первая от 31.07.1998 № 146 -ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 № 117-ФЗ.


12. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу от 30 марта 2002 г. Пр-576.


Представленный перечень нормативно-правовых актов не является исчерпывающим. Правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется и иными правовыми актами принятыми как федеральными органами власти, так и на региональном уровне.


В большинстве государств, в том числе федеративных, законодательство об интеллектуальной собственности, патентной службе строго централизовано, поскольку в этом секторе правоотношений единообразное регулирование служит интересам личности и государства в целом, гарантирует защиту творческой деятельности человека, производителей и создателей продукции. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности на федеральном уровне создает условия для сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны, предотвращения его утечки за рубеж. Однако отнесение названных вопросов к исключительному ведению Российской Федерации не означает, что субъекты Федерации в своих нормативных актах не вправе касаться этих вопросов. Напротив, они должны на региональном уровне расширять права и свободы, но сужать и ущемлять их они не вправе. Многие субъекты Федерации воспользовались этим правом .


Ориентируясь на сферу правового регулирования, следует иметь в виду, что инновационная деятель­ность - деятельность коммерческая, связанная с получением нового продукта и реализацией его другим участникам рынка. Такое понимание инновационной деятельности находится в русле традиционных представлений о бизнесе, характерном для зарубежных предпринимателей. Так, в деловой практике США инновация определяется как использование нового продукта (услуги, метода) в практике бизнеса, непосредственно следующее за его открытием; новый подход к конструированию, производству и сбыту продукции, позволяющий обойти конкурентов. Поэтому целью инновационной деятельности явля­ется не только социально-экономический эффект от использования интеллектуального потенциала, но и получение прибыли. Следовательно, необходимыми компонентами инновационной деятельности являются:


Развитие прикладной науки;


Создание пилотного образца;


Оформление технической документации на новый продукт;


Юридическое оформление прав на интеллектуальную собственность;


Серийное производство;


Передача инновационного продукта в коммерческий оборот.


Таким образом, инновационную деятельность как процесс преобразования научного знания в новшество и доведение полученного интеллектуального продукта до рынка можно представить в виде последовательно сменяющихся правовых отношений, опосредующих действия, в процессе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется на рынке путем ее коммерциализации. Инновационный процесс, в отличие от иных видов деятельности, имеет достаточно необычный правовой механизм. Дело в особом характере инновационной деятельно­сти, являющейся процессом, где один вид отношений сменяется другим, равно как и участники этой деятельности.


Объектами правового регулирования выступают: порядок создания и использования инноваци­онной продукции; механизм взаимодействия между участниками инновационного процесса; защита интеллектуальной собственности и прав субъектов инновационного процесса.


Изучение правового механизм регулирования инновационной деятельности в современных россий­ских условиях позволяет выявить главный пробел российского законодательства в данной области - отсутствие системности. Имеющаяся в России правовая база инновационного развития во многом носит декларативный характер, инструктивные документы нередко вступают в противоречие с законодатель­ными актами, а некоторые предметные области отношений субъектов инновационной деятельности вообще остались вне правового регулирования. Так, правовое регулирование российской науки и отечественной системы образования осуществляется вне связи с другими важнейшими элементами инновационной системы: рыночным сектором, производством, инновационной инфраструктурой .


Правовое регулирование в сфере инноваций должно обеспечивать комплексное регулирование во всех направлениях, начиная с создания и использования инновационных продуктов, и заканчивая отношениями, возникающими в процессе их реализации: в области производства, бизнеса, торговли, обновлением образования, науки. Только комплексное правовое регулирование способно обеспечить эффективность инновационной предпринимательской деятельности и создать конкурентоспособную экономику.


Список литературы


1. Волынкина М. В. Правовой инновационный опыт регионов / Журнал российского права, 2006.


2. Шкатулла В. И. Право. М.: Высшая школа, 2004. С. 55.


3. Курочкин В. Н. Правовое обеспечение инновационной деятельности в интересах экономической безопасности России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 05.26.02. М., 2004. 27 с.


4. Сушкова О. В. Гражданско-правовой режим инноваций в научно-технической сфере: на приме­ре деятельности высших учебных заведений: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2010. - 22 с.

Общая характеристика инновационной деятельности

Под инновационной деятельностью в общем смысле следует понимать деятельность, непосредственно связанную с созданием и использованием интеллектуального продукта, доведением новых оригинальных идей до их реализации в качестве готовой продукции. Как правило, она ориентирована на трансформацию результатов научной деятельности.

Определение 1

Инновационная деятельность представляет собой процесс, ориентированный на практическую реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, а также прочих достижений научно-практического характера в виде новых или усовершенствованных товаров или процессов, внедренных на рынок, а также связанных с ними дополнительных научных разработок. Центральным звеном инновационной деятельности выступает разработка, планирование и реализация инноваций.

Инновации являются конечным результатом инновационной деятельности и представляют собой новый или усовершенствованных продукт, реализуемый на рынке, технологию или процесс, используемые в практической деятельности. Проще говоря, это нововведение, реально используемое в практической деятельности и востребованное рынком, то есть коммерциализированное.

Основными чертами инновационной деятельности считаются:

  • самостоятельность;
  • рисковый характер;
  • ориентация на получение прибыли, особенно в долгосрочном периоде.

Получение прибыли, в свою очередь, возможно лишь в тех случаях, когда конечный продукт инноваций реализован на рынке, а ее величина напрямую зависит от его качества.

Основы правового регулирования инновационной деятельности

Реализация инновационной деятельности, ее границы, правила организации и защиты регламентируются на уровне действующего законодательства. Источниками ее правового регулирования выступают нормативно-правовые акты, имеющие различную юридическую силу и отраслевую принадлежность. В общем виде основы нормативно-правового регулирования инновационной деятельности представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основы правового регулирования инновационной деятельности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Свое закрепление основы правового регулирования инновационной деятельности находят в действующей нормативно-правовой базе. Нормативно-правовая база представляет собой всю совокупность законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные стороны и вопросы осуществления инновационной деятельности. Ее соблюдение обеспечивает правоприменительную практику. В случае нарушения установленных прав субъекты инновационной деятельности обращаются за их защитой в органы судебной власти.

Механизм правового регулирования инновационной деятельности представлен на рисунке 2. Рассмотрим его более подробно.

Рисунок 2. Механизм правового регулирования инновационной деятельности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Нормативно-правовая база инновационной деятельности формирует правовую основу ее осуществления. Действующие законы, подзаконные нормативно-правовые акты и положения формируют у участников инновационной деятельности наличие определенных прав и обязанностей. В процессе осуществления инновационной деятельности обеспечивается их реализация. Нарушение прав и обязанностей участников инновационной деятельности влечет за собой соответствующие нормативно-правовые последствия.

Законодательная база нормативно-правового регулирования инновационной деятельности

Система источников нормативно-правового регулирования сферы инновация формируется на основе законов, подзаконных нормативных актов, нормативных актов программного и декларативного характера. К последним, в свою очередь, относятся концепции, стратегии и программы развития.

Основой правового регулирования инновационной деятельности выступает Конституция и Гражданский Кодекс РФ. На основе Конституции формируется первичная база гражданского законодательства. Гражданское законодательство включает в себя:

  • законы об интеллектуальной собственности;
  • законы об авторских правах;
  • патентное законодательство.

Правовая охрана результатов инновационной деятельности обеспечивается посредством государственной регистрации интеллектуальных прав на новые изобретения и технологии в соответствующих комитетах по патентным и товарным знакам.

Отдельные элементы правового регулирования инновационной деятельности находят свое отражение в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в России». В частности, закон предполагает необходимость оказания субъектам малого и среднего предпринимательства, задействованного в инновационной деятельности, поддержки со стороны государств.

Государственная поддержка инновационной деятельности, вопросы ее организации и оказания закреплены в соответствующем федеральном законе «О науке и государственной научной политике».

Государственная поддержка инновационной деятельности – это совокупность мер, реализуемых органами государственной власти и направленных на создание необходимых условий правового, экономического и организационного характера, а также стимулов для физических и юридических лиц, которые осуществляют инновационную деятельность.

Замечание 1

Основной целью оказания подобной поддержки считается модернизация российской экономики, обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, а также общее повышение качества жизни населения.

Несмотря на наличие определенных правовых механизмов регулирования инновационной деятельности, законодательная система в данном направлении до конца еще не сформирована. Отсутствуют специальные норма права, обеспечивающие и регламентирующие инновационное развитие малых инновационных предприятий. На законодательном уровне не установлен круг лиц, принимающих участие в инновационном процессе. Не регламентированы финансовые вопросы обеспечения разработки и реализации инновационных проектов.

На современном этапе рамки инновационной деятельности в России постепенно расширяются с активным проникновением института инноваций в сферу бизнеса через предпринимательские структуры как в отраслях с крупным наукоемким производством, так и в малом предпринимательстве. К инновационной деятельности можно отнести комплекс научно-технических и посреднических работ, реализуемых в народном хозяйстве:

Организация внедрения тиражирования изобретений, «ноу-хау», научно-технических разработок, включая создание опытных образцов, проведение испытаний, разработку и передачу технологий и научно-технической документации, подготовку производства, проведение патентных исследований, дизайнерских работ;

Организация информационного поиска, создание и ведение баз данных;

Проведение научно-исследовательских, проектных и опытно-конструкторских, маркетинговых исследований, связанных с инновационным процессом;

Организация экспертизы проектов, проведение конкурсов, консалтинг;

Решение организационно-правовых, экономических, управленческих проблем, связанных с повышением эффективности производства, экономией сырья, материалов и энергоресурсов, улучшением обеспечения потребностей населения в товарах и услугах, с повышением экологической безопасности;

Подготовка и повышение квалификации кадров в области интеллектуальной деятельности, новых технологий, рыночных механизмов;

Проведение работ в области создания информационных технологий и продуктов;

Пропаганда достижений науки и техники, выставочное и издательское дело;

Международное научно-техническое сотрудничество.

В целом указанные направления связаны с инновационной деятельностью. Однако при их детальном рассмотрении необходимо обратить внимание на то, что из них следует выделить саму инновационную деятельность, которая отлична от сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), поскольку именно она представляет собой сам процесс использования нововведений в целях получения прибыли коммерческими предприятиями как главной задачи любого субъекта предпринимательства.

В качестве соответствующего инновационного продукта могут быть новые изобретения, изделия, технологии, управленческие механизмы, что является результатом инновационной деятельности. Исходя из такого подхода более точно инновацию (нововведение) можно определить как конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. С учетом этого в зависимости от характера деятельности производителей и потребителей определенных нововведений в предпринимательской сфере следует выделить инновации, прежде всего, в сфере производства и оказания услуг.

В производственной сфере предпринимательства принято выделять два вида инноваций: продуктовые и процессные. К продуктам относятся инновации, воплощенные в технологически новом либо в существенно улучшенном продукте. Именно технологически новый продукт следует рассматривать ядром продуктовых инноваций, поскольку таковым является тот продукт, который по своим конструктивным признакам, использованным для его изготовления материала, не имеет аналогов, что свидетельствует о присущей ему инновационной новизне, внедряемой в промышленном производстве. Исходя из этого, для характеристики технологически улучшенного продукта значимыми уже будут такие условия, как наличие определенного продукта, который в результате соответствующих инноваций претерпел, например, ряд существенных изменений, способствовавших получению ощутимого экономического эффекта от их использования.

Процессные инновации, в отличие от продуктовых, проявляются непосредственно не в виде нового оборудования, машин или материалов, а в виде внедрения технологически новых процессов производства либо их совершенствования путем существенного улучшения организации производственных циклов по изготовлению той или иной товарной продукции. Направленность таких инноваций заключается в повышении эффективности производства через использование новых либо усовершенствованных традиционных методов организации производственных процессов. Наряду с изложенным следует отметить, что для инноваций в рассмотренных сферах характерны такие общие черты, как применение отличающихся новизной разработок, технологий или знаний, что может быть воплощено в конструктивно новые технические продукты (машины, оборудование), программные средства, в которых нашли отражение не имеющие аналогов или усовершенствованные технологические процессы либо процедуры взаимодействия участников соответствующих системных методов управления бизнесом субъектов предпринимательства в отдельно взятом сегменте рыночной экономики в масштабах региона, страны. В результате, говоря о главной цели использования инноваций предприятием и другими видами субъектов предпринимательства, необходимо выделить устойчивое получение ими дополнительной прибыли в условиях рыночной конкуренции, основываясь на хозяйственной самостоятельности с возможным несением имущественного риска.

Для полноты характеристики инноваций по видам их необходимо различать по функциональному назначению, а именно: инновации производственные, организационно-экономические и управленческие, в социально-политической области и в сфере духовного производства (наука, культура, образование, искусство и др.). Кроме того, по уровню новизны, что уже отмечалось, принято различать: базисные инновации, т.е. нововведения, основанные на фундаментальных научно-технических результатах и направленные на освоение принципиально новых научно-технических систем и технологий; улучшающие инновации с созданием новых машин и материалов, направленностью которых является совершенствование параметров выпускаемой продукции, технологий. Приведенные классификации инноваций не исключают возможности их деления на виды по другим основаниям. Так, инновации можно различать по видам в зависимости от источников их финансирования, субъектного состава, генерирования и использования результатов инноваций, юридическим формам регулирования отношений участников инновационного процесса. Определяя инновации как собирательное понятие нововведений, целесообразно учитывать, что они проявляются как научные, конструкторские или технологические идеи, принципы, механизмы, организационные решения, принципиально новые технологии, а также усовершенствования или рационализация применяемых технологий. Вместе с тем сами по себе инновации - это результат (итог) процесса, который именуется инновационной деятельностью, представляющей собой разнообразные отношения, складывающиеся между ее участниками.

В понимании инновационной деятельности, как и инноваций, в отечественной экономической и правовой науке существуют различные подходы. В экономической науке чаще всего под инновационной деятельностью понимается «порядок создания нового товара от формирования его идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта» . Если рассматривать разработки представителей правовой науки, то в них также наличествует множество определений рассматриваемого понятия.

Согласно Основным направлениям политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации М.Фрадковым от 5 августа 2005 г. N 2473п-П7, под инновационной деятельностью понимается выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных:

На создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

Создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

Применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Политика Российской Федерации в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности. При этом целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Создание благоприятной правовой среды в отношении инновационной деятельности предусматривает совершенствование законодательства по следующим направлениям:

Охрану, использование и защиту результатов интеллектуальной деятельности;

Определение правовых норм, регламентирующих использование ресурсов систем научно-технической и военно-технической информации для информационной поддержки инновационной деятельности, включая обмен знаниями и технологиями между оборонно-промышленным и гражданским секторами экономики;

Создание правовых условий для консолидации усилий федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления по формированию инновационной системы;

Расширение полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по ресурсной поддержке инновационной деятельности;

Разработку и реализацию мер налоговой, таможенной и тарифной политики, нацеленных на стимулирование коммерциализации и внедрения в производство новых технологий;

Создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности, включая развитие форм совместного финансирования инновационных проектов за счет средств федерального бюджета и средств частных инвесторов;

Создание институциональных и правовых условий для развития венчурного предпринимательства в области наукоемких инновационных проектов.

Согласно Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в п. 2 ст. 11, определяющем принципы государственной научно-технической политики, в п. 1,2 и 4 ст. 112, закрепляющих объем компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов в области формирования и реализации государственной научно-технической политики, только упоминается понятие «инновационная деятельность» без какой-либо его содержательной характеристики. При этом данное понятие фигурирует в условиях соответствующих норм настоящего закона вместе с такими понятиями, как научная и научно-техническая деятельность, что свидетельствует о признании законодателем различий между этими видами деятельности.

С учетом этого обстоятельства отметим, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» под научной деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний как фундаментального, так и прикладного характера. Тогда как научно-техническая деятельность определяется как деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения системного функционирования науки, техники и производства. Кроме того, с учетом рассматриваемых проблем следует принять во внимание данные в этом законе определения научно-технического результата и продукции. Так, если научно-техническим результатом признается продукт научной или научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения, зафиксированные на любом информационном носителе, то к научно-технической продукции отнесен сам научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности.

Закон о науке прямо предусматривает развитие государственной политики в отношении науки. Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.

К мерам государственной поддержки научной, технической и инновационной деятельности относят следующие, которые разбиты по направлениям деятельности государства:

В области финансов;

Области сохранения и подготовки научных кадров;

Области совершенствования структуры государственного сектора науки и высоких технологий, укрепления материально-технической базы науки, повышения эффективности использования государственного имущества;

Области эффективного использования результатов научной и научно-технической деятельности и создания условий для их коммерциализации.

Концепция развития науки определяется Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1) , которая в качестве генеральной цели стратегии определяет развитие научного потенциала и превращение его в важную часть экономики страны. Данный документ имеет долговременное действие и разбивает процесс развития науки в указанный период на три этапа, опосредующие определенный набор задач. На первом этапе приоритетом выступают развитие фундаментальной науки, стимулирование внедрения в предпринимательство инновационных технологий, создание недостающих элементов инновационной инфраструктуры, т. е. отдельных отраслей научных и научно-технических знаний, а также подведение их под международные принципы. Второй этап предусматривает включение инноваций в глобальную экономику, реализацию крупных научных проектов, создание целостной инновационной системы. В третьем этапе должны будут проводиться развитие сектора исследований, изменение реализации крупных проектов в связи с развитием науки, развитие инновационных систем в соответствии с зарубежными стандартами.

В целом инновации дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии, где преобладают технологические инновации; а в остальных отраслях - продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат. Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана:

− на поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;

− поиске необходимых ресурсов;

− создании и управлении предприятием;

− получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.

При этом для регулирования инновационной деятельности сегодня не существует специального законодательства, посвященного инновационному предпринимательству, поэтому используются общие законы, направленные на регулирование инновационной деятельности в целом. Не существует и определенной системы законодательных актов, способствующих ее активизации. Правовая незащищенность инновационного предпринимательства, деятельность которого связана с большими рисками, делает инновационную сферу недостаточно привлекательной для российских и зарубежных инвесторов. Хотя при этом данная сфера бизнеса является зоной потенциально благоприятной и привлекательной для инвестирования при наличии комплексного правового регулирования, которое подразумевает максимальную широту охвата и согласованность использования государственной поддержки инновационного процесса.

Правовая база, регламентирующая развитие инновационной инфраструктуры и инновационное предпринимательство, может быть охарактеризована как многоуровневое и слабо структурированное правовое образование, складывающееся из нормативно-правовых актов различной отраслевой принадлежности, направленных на регулирование отношений с не четко определенным особым субъектным составом и недостаточно согласованным понятийным аппаратом. Тем не менее, можно констатировать, что начато формирование отдельных блоков нормативно-правовых актов, которые определяют основные институциональные особенности, правовые контуры преобразования законодательства в этой предметной области. Анализ правовой базы показал, что возможно классифицировать нормативно-правовые акты, направленные на регулирование инновационной деятельности, по следующим признакам:

Юридическая сила нормативно-правовых актов (федеральные законы, подзаконные акты, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, локальные акты предприятий), определяющая принципы непротиворечивости правовых актов;

Нормативное содержание нормативно-правовых актов (общие правовые предписания или специальное правовое регулирование), например, Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года (одобрено Правительством РФ от 17.01. 2008) ;

Отраслевая принадлежность (гражданское, финансовое, экологическое право и т.д.): Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ;

По сфере народного хозяйства (металлургическая, химическая, легкая промышленность, фармацевтика, транспорт, электроэнергетика и др.), например, Приказ Минпромэнерго РФ от 14.03.2008 № 119 «Об утверждении Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года», Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об электроэнергетике» и Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» и др.;

По региональной ориентированности, например, Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года», Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» и т.д.

Основными направлениями формирования правовой среды, связанными с обеспечением благоприятных условий для развития инновационной инфраструктуры и инновационного предпринимательства являются положения:

О науке и научно-технической деятельности;

Предпринимательской деятельности и формах ее осуществления;

Интеллектуальной деятельности, а также коммерциализации и внедрении в производство новых технологий;

Инвестиционной деятельности;

Налоговом, таможенном и тарифном регулировании.

Отсутствие базового законодательного акта, который бы закреплял понятие и виды инноваций с учетом современных мировых тенденций, механизм осуществления инновационной деятельности, порядок ее поддержки со стороны государства в наукоемких сферах производства, формы стимулирования привлечения иностранных инвестиций для активизации нововведений в ключевые для современной экономики области, включая информационные технологии.

Если сопоставить нормативные правовые акты действующего законодательства, в той или иной мере предназначенные для регулирования отношений, связанных с инновационной деятельностью, то из их числа можно сгруппировать несколько блоков правовых источников в зависимости от их формы и целевой направленности. Так, следует выделить законодательные акты с нормами, призванными регулировать в качестве объекта интеллектуальную собственность, научно-техническую деятельность и отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов - объектов промышленной собственности. С учетом вышеуказанного следует подчеркнуть, что правовой базой инновационных процессов в России на сегодняшний день является законодательство об интеллектуальной собственности, принятие которого в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ находится в федеративном ведении.

Согласно ст. 138 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) в качестве интеллектуальной собственности признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции и выполняемых работ или услуг. Вместе с тем в ГК РФ нет специальных норм, определяющих инновационную деятельность как объект регулирования, что дает основание для констатации факта отнесения законодателем инноваций к специфическому объекту, который не может быть отнесен к традиционным гражданско-правовым институтам.

Вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности являются весьма важными в инновационной сфере, так как призваны обеспечить основу инновационного предпринимательства и являются необходимым условием конкурентности и коммерческой привлекательности. Согласно ст. 2 ГК РФ под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. Следовательно, инновационное предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от инновационной технологии и/или инновационного продукта.

Помимо вышеперечисленных факторов, влияющих на становление и развитие венчурной деятельности, следует выделить проблемы стандартизации и управления качеством. При решении вопросов сертификации и контроля качества инновационной продукции гарантируется определенный уровень качества продукции и технологий. В рыночных условиях они представляют собой часть более широкого понятия - «управление качеством продукта» как совокупности форм и методов достижения определенных потребительских свойств товара, обеспечивающих определенную конкурентоспособность выпускающей его фирме при производстве и продвижении товара на рынок к потребителю.

В сравнении с указанными актами Закон о техническом регулировании нацелен на установление требуемых со стороны государства технических параметров, которые должны предъявляться в отношении продукции, процессов проектирования (включая изыскания), используемых в различных сферах производства, строительства, монтажа, наладки и т. д.

Система управления качеством, обеспечение установленных технических требований при разработке и внедрении в производство инновационного продукта должны быть включены в организационный механизм осуществления инновационной деятельности. Инновационный продукт, запущенный в массовое производство, должен быть обеспечен гарантией надлежащего качества, за которое могут нести солидарную ответственность предприниматель-разработчик инновационного продукта и производитель. Именно эти субъекты инновационного предпринимательства заинтересованы напрямую в обеспечении конкурентоспособности.

Предыдущая