Организационные договоры в праве. Договор в гражданском праве. Что такое учредительные документы


Е. Б. Подузова

Монография


Организационные договоры в гражданском праве


ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике и дальнейшее развитие рыночных отношений приводят к увеличению потребности субъектов гражданского права в установлении стабильных деловых связей. Данная потребность реализуется, в частности, посредством планирования заключения в будущем договора (договоров). Такое планирование становится необходимым как при осуществлении предпринимательской деятельности, так и вне рамок таковой.

В последнее время для планирования заключения в будущем договора (договоров) в различных сферах деятельности широко используются организационные договоры. Они заключаются, например, в сфере грузовых перевозок, в сфере страхования, в кредитно-расчетной сфере.

Следует отметить, что в Общей части Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, посвященные организационному договору. Кроме того, в Особенной части Гражданского кодекса РФ закреплены не все виды организационных договоров, применяемых в отдельных сферах деятельности. В Гражданском кодексе РФ предусмотрены лишь конструкции предварительного договора (ст. 429 ГК РФ), договора об организации перевозки (ст. 798 ГК РФ), генерального полиса (ст. 941 ГК РФ). Однако закрепление данных конструкций на законодательном уровне не решает множества теоретических и практических проблем. В проекте федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организационным отношениям и организационным договорам не уделено достаточного внимания.

В науке гражданского права дискуссионными остаются вопросы о понятии, признаках, правовой природе, видах организационных договоров, о субъектном составе, содержании, способах обеспечения, ответственности за неисполнение организационных договоров.

Судебной практике не свойственно единообразие в разрешении споров, связанных с организационными договорами, поскольку неоднозначно решается вопрос о квалификации тех или иных договоров в качестве организационных.

В деловой практике в содержание различных видов организационных договоров зачастую включают условия, не соответствующие их правовой природе и целевой направленности.

Недостаточная разработанность понятия и природы организационного договора, его видов, необходимость унификации судебной практики и приведения деловой практики в соответствие с законом определили тематику и содержание настоящей работы.

В монографии «Организационные договоры в гражданском праве» подробно рассматриваются общая конструкция организационного договора, а также его отдельные виды и разновидности, проведен анализ действующего российского и зарубежного законодательства, судебной и деловой практики, рассмотрены основные перспективы развития российского гражданского законодательства об организационных договорах.

ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ДОГОВОР В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗУЮЩИХ ДОГОВОРОВ

§ 1. Понятие организационных отношений и их место в системе гражданских отношений

С середины XX в. в юридической литературе исследуется проблема обоснованности выделения группы организационных отношений среди иных общественных отношений, а также их правовая природа.

Согласно одному из мнений, организационные отношения возникают и существуют в сфере государственного управления1, поскольку управление и организационная деятельность государства – это не метод правового регулирования, а особый вид общественных отношений2. Организационные отношения являются отношениями власти и подчинения и относятся к предмету административного права3.

Иной позиции придерживается О. А. Красавчиков, который полагает, что в каждой отрасли права, особенно в праве гражданском, имеется немало организационных норм, которые регулируют соответствующие организационные отношения и принадлежность которых к предмету регулирования административного права исключена4. При этом под организационными отношениями понимаются построенные на началах координации или субординации социальные связи, направленные на упорядочение (нормализацию) иных общественных отношений, действий их участников либо на формирование социальных образований5.

По мнению автора, организационные отношения имеют ряд особенностей. Содержание организационного отношения складывается из организационных действий (неимущественных, неличных, нетрудовых и т. д.), направленных на упорядочение (нормализацию) организуемых отношений. Данное отношение имеет объектом упорядоченность отношений, а целью – организованность соответствующего акта (процесса)6.

В дальнейшем иные юристы, наряду с административными организационными отношениями, признавали и гражданско-правовые организационные отношения. При этом в качестве квалифицирующего признака данных отношений также выделяли их направленность на упорядочение иных общественных отношений7.

Мы присоединяемся к мнению О. А. Красавчикова относительно определения понятий организационного отношения и гражданско-правового организационного отношения, построенного на началах равенства их участников8.

В литературе была высказана точка зрения, согласно которой выделяемые О. А. Красавчиковым гражданско-правовые организационные отношения следует именовать отношениями координационными, поскольку отсутствие подчиненности в общественных отношениях исключает их организационный характер9.

Считаю, что с данной позицией сложно согласиться. Сам термин «организация» имеет несколько значений. Во-первых, под организацией понимается внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого. Во-вторых, организация определяется как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. В-третьих, под организацией понимается объединение людей, совместно реализующих программу или цель10. Таким образом, при организации общественных отношений взаимодействие участников не ограничивается подчинением одной стороны другой стороне, осуществление такого взаимодействия возможно и на началах координации. Поэтому применение термина «организационные отношения» исключительно к отношениям власти и подчинения представляется неверным.

В качестве признаков организационных отношений указывается, что данные отношения складываются ради реализации «чужого» интереса, заложенного в организуемых отношениях, при этом субъектный состав участников организационных отношений, построенных на началах координации и организуемых отношений, совпадает11.

По нашему мнению, поскольку субъекты гражданского права вступают в организационные отношения для упорядочивания иных отношений, которые в дальнейшем возникнут между теми же субъектами, в организуемых отношениях заложены интересы субъектов организационных отношений. Данные отношения складываются ради реализации интересов их участников, а не «чужого» интереса.

В литературе отмечается ряд иных особенностей гражданско-правового организационного отношения. В данном отношении отсутствуют явно выраженные обязанная и управомоченная стороны, поскольку обязанности в организационном обязательстве носят не встречный, а взаимный характер. Отсутствие встречного предоставления предопределяет то, что организационные отношения в чистом виде должны носить безвозмездный характер, при этом в отличие от общего правила, в соответствии с которым безвозмездное обязательство носит односторонний характер, безвозмездное организационное отношение характеризуется двух- или многосторонним характером. Часть организационных обязательств предусматривает формирование определенных общественных отношений в будущем. Для таких обязательств характерно исполнение в определенный срок12. Полагаю, что к данной позиции следует присоединиться.

Как указывается, назначение организационных отношений заключается в обслуживании иных гражданских правоотношений (организуемых правоотношений)13.

Организационные отношения направлены на упорядочение организуемых отношений. Организация отношений включает их обслуживание. Мы разделяем мнение, что организационные отношения характеризуются как обслуживающие организуемые отношения.

В науке гражданско-правовые организационные отношения подразделяются на определенные виды.

Как отмечается в литературе, в зависимости от содержания данные отношения делятся на группы организационно-предпосылочные (образующие), организационно-делегирующие, организационно-контрольные и организационно-информационные отношения. Организационно-предпосылочные отношения характеризуются тем, что в результате становления и реализации данных отношений происходит завязка, а в определенных случаях и развитие отношений имущественно-правовых. Посредством реализации организационно-делегирующих отношений происходит наделение определенными полномочиями одних лиц по осуществлению известного рода действий от имени других, т. е. делегирование полномочий. Организационно-контрольные отношения отличаются тем, что содержащиеся в них права дают возможность одному субъекту гражданского права контролировать действия другого субъекта, состоящего с первым в определенном гражданском правоотношении. Суть организационно-информационных отношений сводится к тому, что в силу гражданских организационных прав и обязанностей стороны имущественного правоотношения обязаны обмениваться определенного рода информацией14.

При классификации договоров коммерческого права в качестве особой группы должны выделяться организаци­онные договоры. Они представляют собой самостоятель­ный тип договоров коммерческого (и гражданского) права, включающий в себя целый ряд разнообразных видов таких договоров. Названные договоры требуют отдельного рас­смотрения в силу своей распространенности и высокой зна­чимости.

Определение сущности организационных договоров пред­ставляет известную сложность. Дело в том, что организацион­ные договоры могут служить вспомогательной частью «ос­новных» имущественных договоров, хотя организационные вопросы выходят в них на первое место. Наряду с этим орга­низационные договоры могут быть обособлены от имуще­ственных, выполняя самостоятельные функции в организа­ции взаимоотношений субъектов торговой деятельности.

Впервые на необходимость выделения организационных неимущественных отношений и регулирующих их органи­зационных договоров обратил внимание О.А. Красавчи­ков. Он также предложил выделить договоры, в которых на первый план выходит организационное начало. - Взгляды О.А. Красавчикова встретили как поддержку, так и резкие возражения. Основным контрдоводом было то, что в ст. 2 ГК РСФСР (а ныне в ст. 2 ГК) организационные отношения не названы в числе объектов регулирования гражданского права. В ней говорится, что гражданское пра­во регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Подобный аргумент явно несостоятелен. Во-первых, само правовое регулирование общественных отношений означа­ет, прежде всего, внесение в них должной организованнос­ти. Во-вторых, как показывает практика, объективное су­ществование правовых явлений совершенно не зависит от того, урегулированы они законом или нет.

Кроме того, утверждение о законодательной неурегули­рованности организационных договоров не соответствует действительности. Транспортные уставы и кодексы на про­тяжении многих десятилетий предусматривали и преду­сматривают заключение организационных договоров. В настоящее время ст. 798 ГК устанавливает необходимость заключения договоров об организации перевозок грузов. Организационный характер носят договоры о простом то­вариществе (гл. 55 ГК), о создании финансово-промышлен­ных групп, холдингов и др.

Таким образом, организационные договоры представля­ют распространенную группу, нуждаясь в специальном рассмотрении.

Отличия организационных и имущественных договоров мо­гут быть проведены по ряду признаков, прежде всего по предме­ту договора и согласованной цели участников договора.

Предметом организационных договоров служит опреде­ление наиболее общих условий взаимосвязанной деятельнос­ти, которые не могут быть предусмотрены в заключаемых субъектами отдельных имущественных договорах. Весьма важно то обстоятельство, что соответствующий уровень организованности отношений создается не в результате за­конодательного регулирования, как в публичном праве, а на основе правовой инициативы и согласованного волеизъ­явления самих договорных контрагентов. Закрепление принципа свободы договора, автономии воли лиц расширя­ет возможности использования организационных догово­ров в сфере торгового оборота.


Всякий имущественный договор в коммерческом праве носит возмездный характер и имеет целью получение иму­щества или иного блага. В отличие от этого целью органи­зационных договоров служит создание возможностей и предпосылок для более успешного осуществления взаимосвязанной деятельности лиц, повышение координирован­ности и согласованности совершаемых в дальнейшем иму­щественных операций.

Организационное содержание и направленность рас­сматриваемых договоров не являются самоцелью, а ориен­тированы на последующие имущественные отношения сто­рон, связаны с ними. Таким образом, организационные договоры рассчитаны на последующий учет их содержания, а нередко - на детализацию и конкретизацию их условий в отдельных имущественных договорах.

Можно предложить следующее определение. Организа­ционный договор - это соглашение об упорядочении взаимосвязанной деятельности двух и более лиц, опреде­ляющее процедуру возникновения и общие условия ис­полнения конкретных имущественных обязательств в последующем, и (или) мерах, направленных на повыше­ние эффективности этой деятельности.

Отсюда проистекает ряд отличительных черт органи­зационных договоров. Поскольку организационные догово­ры направлены преимущественно на регламентацию буду­щих имущественных отношений сторон, они, как правило, носят долгосрочный или бессрочный характер. Лишь в уста­новленных законом случаях они заключаются на годичный или иной краткий срок.

Организационные договоры упорядочивают имуществен­ные отношения субъектов, но на уровне не единичного обяза­тельства, а определенной их совокупности. Это означает, что организационный договор предусматривает общие требова­ния к заключению и исполнению всего множества отдельных обязательств в пределах его действия. Данная функция орга­низационных договоров определяется как формирование и стабилизация долгосрочных отношений участников договора

Организационные договоры могут являться предпосыл­кой заключения его участниками любых видов имуществен­ных договоров. Так, участники контрактного объединения в дальнейшем способны заключать между собой самые раз­личные договоры, вытекающие из взаимосвязанного харак­тера их деятельности. Наряду с этим организационные договоры могут служить основанием заключения и испол­нения договоров определенного вида. Например, транспорт­ные организационные договоры определяют отдельные ус­ловия выполнения договоров на перевозку конкретных партий грузов.

Из названных функций организационного договора про­истекает впечатление его обслуживающего характера, вспомо­гательной роли по отношению к заключаемым отдельным имущественным договорам. Такой взгляд будет неточным. Организационные договоры значимы сами по себе, имеют собственную ценность, состоящую в достигаемом на их основе повышении организованности взаимосвязанной деятельности субъектов, что дает непосредственный экономический эффект. Вместе с тем, поскольку организационный договор не преду­сматривает достижение конкретного имущественного ре­зультата, он остается по своей природе организационным.

Крайне важно использование такой функции организа­ционных договоров, как создание условий и предпосылок для последовательного совершенствования взаимоотношений сторон. Здесь следует выделять два аспекта: 1) четкое опре­деление условий и порядка действий, подлежащих учету при заключении и исполнении отдельных имущественных договоров; 2) включение в договоры обязанностей, преду­сматривающих меры по непосредственному совершенство­ванию взаимосвязанной деятельности. Таково, например, включение в организационные транспортные договоры ус­ловий о расширении фронтов одновременной погрузки и выгрузки, оборудовании их дополнительными механизмами для ускорения погрузочно-разгрузочных работ и др. В по­добных случаях организационный договор начинает вклю­чать в себя отдельные элементы имущественного договора, однако общая цель - направленность на улучшение органи­зации взаимосвязанной деятельности - остается неизмен­ной. Между тем сущность договора определяется основной целью, а не сопутствующими условиями.

Спецификой организационных договоров является то, что предусматриваемые ими организационные, производ­ственные, технологические усовершенствования осуществ­ляются за счет одной из сторон. Затраты на указанные цели не компенсируются другой стороной, не распределя­ются между участниками. Однако положительный резуль­тат произведенных улучшений используется одновременно обоими участниками договора.

Введение

Глава I. Организационный договор в системе организующих договоров 12

1. Понятие организационных отношений и их место в системе гражданских отношений 12

2. Виды организующих договоров и их система 23

Глава II. Организационный договор в общей части обязательственного права 55

1. Общая характеристика организационного договора 55

3. Способы обеспечения исполнения организационного договора 90

4. Прекращение организационного договора, признание его недействительным и ответственность за неисполнение 107

Глава III. Организационные договоры в отдельных сферах деятельности и договоры спорной квалификации 117

1. Организационные договоры в сфере перевозки грузов 1 1 7

2. Организационные договоры в сфере страхования 147

3. Организационные договоры в кредитно-расчетной сфере 164

4. Организационные договоры на рынке ценных бумаг и в биржевой деятельности 177

5. Организационные договоры в сфере энергетики 189

6. Организационные договоры в иных сферах деятельности 195

Список использованных источников 201

Введение к работе

Актуальность темы научного исследования. Переход к рыночной экономике и дальнейшее развитие рыночных отношений приводят к увеличению потребности субъектов гражданского права в установлении стабильных деловых связей. Данная потребность реализуется, в частности, посредством планирования заключения в будущем договора (договоров). Такое планирование становится необходимым как при осуществлении предпринимательской деятельности, так и вне рамок таковой.

В последнее время для планирования заключения в будущем договора (договоров) в различных сферах деятельности широко используются организационные договоры. Они заключаются, например, в сфере грузовых перевозок, в сфере страхования, в кредитно-расчетной сфере.

Следует отметить, что в Общей части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) отсутствуют специальные нормы, посвященные организационному договору. Кроме того, в Особенной части ГК РФ закреплены не все виды организационных договоров, применяемых в отдельных сферах деятельности. В Гражданском кодексе РФ предусмотрены лишь конструкции предварительного договора (ст. 429 ГК РФ), договора об организации перевозки (ст. 798 ГК РФ), генерального полиса (ст. 941 ГК РФ). Однако закрепление данных конструкций на законодательном уровне не решает множества теоретических и практических проблем.

В науке гражданского права дискуссионными остаются вопросы о понятии, признаках, правовой природе, видах организационных договоров, о субъектном составе, содержании, способах обеспечения, ответственности за неисполнение организационных договоров.

Судебной практике не свойственно единообразие в разрешении споров, связанных с организационными договорами, поскольку неоднозначно решается вопрос о квалификации тех или иных договоров в качестве организационных.

В деловой практике в содержание различных видов организационных договоров зачастую включают условия, не соответствующие их правовой природе и целевой направленности.

Недостаточная разработанность понятия и природы организационного договора, его видов, необходимость унификации судебной практики и приведения деловой практики в соответствие с законом определили выбор темы, цель и задачи настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности и теоретическая основа исследования. Исследованием и разрешением проблем, связанных с организационными договорами, занимались многие отечественные ученые. В дореволюционный период данные проблемы рассматривались Е. Даниловым, Л.А. Кассо, Г.Ф. Шершеневичем и др. В советский период изучению проблем организационных отношений уделяли внимание в своих работах такие цивилисты как М.М. Агарков, М.К. Александров-Дольник, М.И. Брагинский, С.Н. Братусь, Н.В. Васева, Н.Д. Егоров, Н.И. Клейн, О.А. Красавчиков, Е.В. Кулагина, М.И. Кулагин, А.М. Мартемьянова, И.Б. Новицкий, Г.А. Свердлык, Е.А. Суханов, М.А. Тарасов и др.

В разработку теоретических положений об организационных договорах за последнее двадцать лет внесли вклад: О.А. Беляева, В.В. Богданов, К.В. Гницевич, В.В. Груздев, Л.Я. Данилова, М.Н. Илюшина, М.В. Карпов, К.А. Кирсанов, М.Е. Кукла, А.Н. Кучер, Д.В. Майдаровский, И.А. Масляев, П.А. Меньшенин, С.Ю. Морозов, С.А. Свирков и др.

Исследования ученых послужили фундаментальной теоретической базой, которая позволила выделить и систематизировать вопросы, связанные с организационными договорами, требующие дополнительного изучения и решения, а также разработать определенные подходы к их решению.

Безусловно, отдавая должное проведенным ранее исследованиям, необходимо отметить, что, в целом, избранная тема не получила заслуженного системного научного осмысления.

Теоретическую основу исследования составили труды российских юристов в области гражданского права, таких как В.А. Белов, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Б.М. Гонгало, М.А. Егорова, Л.Г. Ефимова, В.А. Егиазаров, В.С. Ем, О.А. Красавчиков, М.Н. Малеина, Д.И. Мейер, В.П. Мозолин, С.Ю. Морозов, И.Б. Новицкий, Г.П. Савичев, О.Н. Садиков, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов, Ю.С. Харитонова, А.Е. Шерстобитов, А.М. Эрделевский и др.

При написании диссертации были использованы труды таких зарубежных юристов как Дж.М. Крид (J.M. Creed), А. Фарнсворт (A. Farnsworth), Дж.П. Кострицки (J.P. Kostritsky), Дж. О’Салливан (J. O’Sullivan), Дж. Хиллиард (J. Hilliard) и др.

Объект исследования – это урегулированные правовыми нормами организационные отношения.

Предметом исследования являются правовые акты, регулирующие организационные отношения, судебная и деловая практика их применения, а также комплекс теоретических положений об организационном договоре и его видах.

Целью диссертационной работы является системный анализ организационного договора и его видов, выявление теоретических и практических проблем, связанных с субъектным составом, формой, содержанием, обеспечением исполнения и ответственностью за неисполнение организационного договора, разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего организационные отношения.

Для достижения указанной цели исследования, диссертант поставил перед собой следующие задачи :

Проанализировать проблемы правового регулирования организационных отношений;

Разработать систему договоров, направленных на организацию отношений сторон;

Сформулировать определение организационного договора и его видов, выявить их квалифицирующие признаки;

Изучить субъектный состав, форму организационного договора и его видов;

Исследовать содержание организационного договора и его видов;

Рассмотреть способы обеспечения исполнения обязательства, возникающего из организационного договора;

Определить особенности ответственности сторон по организационному договору.

Методологическая база исследования. Настоящее диссертационное исследование основывается на общенаучных методах познания: диалектическом, формально-логическом, системно-структурном и сравнительно-правовом. В исследовании используются также различные способы толкования правовых норм: грамматический, логический, систематический.

Нормативную основу исследования составляют положения гражданского законодательства Российской Федерации, Концепции развития гражданского законодательства РФ, проекта Федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, разработанного Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, и проекта Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», разработанного Министерством транспорта РФ. В диссертации также используются зарубежные акты: английский Закон о продаже товаров, Единообразный Торговый Кодекс США, Гражданские кодексы Республики Казахстан, Республики Беларусь, Республики Узбекистан, Республики Молдова.

Эмпирической основой исследования послужили определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, информационные письма и постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, определения Верховного Суда РФ, постановления Федеральных арбитражных судов округов, постановления Апелляционных арбитражных судов, отдельные акты судов общей юрисдикции, а также деловая практика – некоторые организационные договоры с участием юридических лиц.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно является одним из первых комплексных исследований организационного договора и его видов. В диссертации представлен авторский подход к систематизации договоров, направленных на организацию отношений сторон.

Основные положения, выносимые на защиту. Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие положения.

1. Организующим является договор, устанавливающий порядок взаимоотношений сторон по совершению ими определенных действий, связанных с заключением данными сторонами в будущем другого договора (нескольких других договоров) или с осуществлением ими совместной деятельности.

По целевой направленности организующие договоры следует подразделять на две группы: договоры по организации договорных отношений (организационные договоры) и договоры по организации совместной деятельности.

2. Организационным является договор, по которому стороны обязуются заключить между собой в определенный срок основной договор (несколько основных договоров), некоторые условия которых содержатся в организационном договоре, и (или) совершить действия, способствующие заключению между теми же сторонами основного договора (нескольких основных договоров).

По целевой направленности организационные договоры делятся на договоры, направленные на организацию процедур, способствующих заключению основного договора (либо нескольких основных договоров) и договоры, непосредственно направленные на заключение основного договора (или нескольких основных договоров).

Договоры, непосредственно направленные на заключение основного договора (или нескольких основных договоров), по структуре организации договорных связей подразделяются на предварительные договоры и рамочные (собственно организационные) договоры.

3. Рамочным (собственно организационным) следует считать договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем основной договор (или несколько основных договоров), содержащий условие о сроке своего действия, о предмете основного договора (основных договоров), а также некоторые иные условия основного договора (основных договоров).

Рамочные (собственно организационные) договоры по структуре организации связей и сроку действия делятся на договоры, предусматривающие заключение на их базе только одного основного договора, и прекращающие свое действие, когда заключен основной договор, а также на договоры, предусматривающие возможность заключения одного или нескольких основных договоров, и действующие в течение срока, указанного в данных рамочных договорах.

4. Существенными условиями рамочного (организационного) договора должны быть признаны условие о его предмете и сроке его действия, а также о предмете основного договора (основных договоров). Представляется нецелесообразным в рамочном (организационном) договоре обязательное согласование иных существенных условий основного договора (основных договоров), поскольку на момент заключения рамочного (организационного) договора могут быть неизвестны факторы, определяющие содержание этих условий.

В Общей части ГК РФ следует закрепить положение, согласно которому условия основного договора, согласованные в рамочном (организационном) договоре, применяются к основному договору, если иное не предусмотрено основным договором.

Необходимо установить в законе правило о приоритете условий основного договора перед условиями любого вида рамочного (организационного) договора; соответственно в случае противоречия условий основного и рамочного договоров должны применяться условия основного договора, поскольку именно условия основного договора отвечают потребностям сторон на момент его заключения.

5. Сроком действия рамочного (организационного) договора является период, в течение которого должен быть заключен основной договор, если иной срок (иные сроки) не предусмотрен в рамочном (организационном) договоре. В рамочном (организационном) договоре для заключения каждого из основных договоров (каждой группы основных договоров) может быть установлен отдельный срок в пределах общего срока действия рамочного (организационного) договора.

6. Предлагается в дальнейшем изменить саму конструкцию задатка, исходя из того, что задатком должна признаваться денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в доказательство заключения договора, исполнение которого обеспечивается задатком. В диссертации обосновывается возможность обеспечения задатком помимо денежного обязательства также обязательства заключить в будущем договор (договоры). При надлежащем исполнении обязательства заключить в будущем договор (договоры) задаток должен быть возвращен стороне, давшей задаток. При ненадлежащем исполнении обязательства заключить в будущем договор (договоры) должны применяться положения ст. 381 ГК РФ, п. 5 ст. 448 ГК РФ.

7. Необходимо закрепить в законе следующие существенные условия договора об организации перевозки грузов, заключаемого перевозчиком и грузовладельцем (грузоотправителем): о сроке действия договора об организации перевозки, о сроке предъявления грузовладельцем груза к перевозке, о сроке принятия перевозчиком груза, о сроке подачи транспортных средств перевозчиком, о предмете договора перевозки груза, об объеме предъявления груза к перевозке, об объеме предоставления транспортных средств.

На основании проведенного исследования в диссертации сделаны предложения о дополнении главы 27 ГК РФ статьей о рамочном (организационном) договоре и статьей, посвященной соглашению о процедуре переговоров, 2 главы 42 ГК РФ статьей о специальном генеральном (рамочном) соглашении об открытии кредитной линии, главы 48 ГК РФ статьей о существенных условиях генерального полиса. Также предлагается изменить и дополнить ст. 2, 380, 429, п. 1 ст. 441, п. 2 ст. 448, ст. 798, 941 ГК РФ, ст. 68 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, ст. 118 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, ст. 10 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, ст. 32 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Кроме того, сделано предложение исключить из ст. 10 Устава железнодорожного транспорта РФ упоминание грузополучателя как субъекта договора об организации перевозки грузов, из п. 1 ст. 941 ГК РФ – термин «договор страхования».

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, где проведено ее рецензирование и обсуждение.

Основные положения и выводы диссертационного исследования представлены в шести статьях и докладывались на Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «МГЮА имени О.Е. Кутафина: история и современность» (г. Москва, МГЮА имени О.Е. Кутафина, октябрь 2011 г.), на IV ежегодной Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей и молодых преподавателей «Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права» (г. Москва, Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов РФ, ноябрь 2011 г.), на XI Международной научно-практической конференции молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права» (г. Москва, Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина, апрель 2012 г.).

Результаты исследования были использованы в учебном процессе при проведении занятий по курсу «Гражданское право» в Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и положения, содержащиеся в диссертации, могут использоваться в законотворческом процессе в целях совершенствования правового регулирования организационных отношений, правоприменительной практике, научной деятельности и преподавании в высших учебных заведениях курсов «Гражданское право», «Договорное право».

Структура диссертации обусловлена объектом, целью и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих двенадцать параграфов, и библиографии.

Виды организующих договоров и их система

По содержанию все гражданско-правовые договоры делят на товарные (имущественные) и организационные." Одной из наиболее распространенных классификаций является деление гражданско-правовых договоров в зависимости от направленности на определенный результат. По данному критерию различают договоры, направленные: на передачу имущества, на выполнение работ, на оказание услуг, на передачу денег/ Используя этот критерий, также выделяют договоры, направленные на учреждение различных образований4, и обособленную группу соглашений (договоров) об изменении или расторжении договора1.

Полагаю, что на современном этапе развития гражданского права и законодательства гражданско-правовые договоры в зависимости от направленности на определенный результат можно разделить на следующие группы: договоры по передаче имущества, договоры по выполнению работ, договоры по оказанию услуг, договоры по предоставлению исключительных прав, договоры, направленные на организацию отношений сторон (организующие договоры).

В юридической литературе договоры, направленные на организацию отношений сторон, именуются по-разному: организационные, генеральные (организационные), рамочные (организационные).

Так, согласно одному из первых в российской юридической литературе определений, организационный договор - это взаимное соглашение двух или более сторон, направленное на организацию, упорядочивание взаимоотношений и создание предпосылок, необходимых и достаточных для вступления его участников в иные общественные отношения имущественного характера." Указывается также, что организационным является договор, который направлен на организацию организационно-правовых связей между его участниками/ В последующих определениях организационного договора подчеркивается его направленность на организацию иных отношений сторон, а также то, что в течение всего действия организационного договора осуществляется деятельность по управлению3. Отмечается, что на основании организационного договора возникает гражданско-правовое обязательство, указывается, что по организационному договору стороны обязуются выполнить определенные договором совместные действия, направленные на возникновение иного гражданского обязательства между теми же или иными лицами и (или) на его исполнение в соответствие с условиями организационного договора." К данным определениям примыкает объяснение рамочного (организационного) договора как соглашения, целью которого является организация длительных деловых отношений, для достижения которой требуется заключение (как правило, между теми же сторонами) договоров-приложений, отдельные условия которых согласовываются в базовом договоре."1 Но мнению другого автора, рамочный договор является видом организационного договора, рамочный договор направлен на систематическую организацию в будущем локальных договоров без принятия на себя обязательств по их заключению.4

В ином определении основное внимание обращается на то, что по организационному (генеральному) договору стороны обязуются к оформлению экономических отношений друг с другом, одной либо каждой из них с третьими лицами, посредством единообразных по форме и типовых по содержанию договоров определенного рода и вида в определенных количественных, временных и иных пределах.3

По нашему мнению, сложно согласиться с тем утверждением, что по организационному (генеральному) договору сторона (стороны) обязуется к оформлению экономических отношений с третьими лицами. Субъектный состав организационного и организуемого отношений совпадает, стороны организационного отношения наделены взаимными обязанностями. В отношении, возникшем из генерального (организационного) договора, по которому сторона (стороны) обязуется к оформлению экономических отношений с третьими лицами, эти признаки отсутствуют.

К числу организационных договоров обычно юристы относят как договоры, направленные на организацию договорных отношений (связей), так и договоры, направленные на организацию совместной деятельности. Указывается, что организационными договорами являются, в частности, предварительный договор (ст. 429 ГК РФ) и договор простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ). В судебной практике предварительный договор и договор простого товарищества также относят к числу организационных договоров."

Согласно другой позиции, организационными (генеральными, рамочными) являются только договоры, направленные на заключение в будущем иных договоров" , то есть направленные на организацию договорных отношений (связей).

Содержание организационного договора составляют его условия, а также права и обязанности сторон. Относительно условия о предмете организационного договора в литературе существуют различные позиции. Согласно наиболее распространенному мнению, предметом организационного договора является не товарообмен вещами и услугами, а организация взаимоотношений между участниками. Отмечается, что содержанием обязательств участников организационного договора является совместное осуществление определенных действий, направленных на достижение конкретного результата, действия по принятию сторонами мер по организации процедуры переговоров", действия по определению существенных условий конечного договора путем выбора организатором торгов участника, предложившего наилучшие условия, и заключению с этим участником конечного договора1.

Существует также точка зрения, что предметом организационных (генеральных) договоров является условие о тех будущих договорах, условия которых, если не будет согласовано иного, будут определяться на основе организационного (генерального) договора.

По нашему мнению, предметом организационного договора является организация договорных отношений (связей), то есть действия по заключению в будущем основного договора (нескольких основных договоров) и (или) действия, способствующие заключению между теми же сторонами основного договора (нескольких основных договоров). Это следует из сущности организационного договора.

Представленное в литературе определение предмета организационного договора как условия об основных (будущих) договорах еще не означает, что данные договоры будут заключены, такая формулировка условия о предмете организационного договора не в полной мере отражает сущность организационного договора.

Содержание каждого из видов организационного договора в общей части обязательственного права имеет свои особенности. Рассмотрим содержание рамочного (организационного) договора, договора на проведение торгов, предварительного договора, соглашения о процедуре переговоров. В содержание рамочного (организационного) договора входят следующие условия. Условие о предмете рамочного (организационного) договора представляет собой действия по заключению в будущем основного договора (нескольких основных договоров). В условие о предмете рамочного (организационного) договора также может входить порядок заключения основного договора (основных договоров), то есть может быть предусмотрено, какая из сторон составляет и направляет оферту, какой срок для акцепта такой оферты, а также иные положения о порядке заключения основного договора (основных договоров). В том случае, если стороны порядок заключения договоров (договора) не установят, подлежат применению нормы главы 28 ГК РФ.

Как отмечается в литературе, в организационные (генеральные) договоры должны быть включены пределы действия организационного (генерального) договора, к числу существенных условий организационного договора относится условие о сроке его исполнения, поскольку для организационного отношения существенным элементом является срок его исполнения."

Считаю, что к числу существенных должно быть отнесено условие о сроке действия рамочного (организационного) договора. Рамочный (организационный) договор - форма самостоятельного планирования деловых отношений (связей) сторон по заключению договоров в будущем. Следовательно, такое планирование предполагает наличие срока, в течение которого взаимоотношения сторон будут регулироваться рамочным (организационным) договором. Заключая данный договор, стороны исходят из своих интересов и возможностей заключить основной договор (основные договоры) в течение определенного периода времени.

Полагаю необходимым установить в Гражданском кодексе РФ, что условие о сроке действия рамочного (организационного) договора -существенное, и оно должно быть согласовано в данном договоре.

При планировании заключения нескольких основных договоров не всегда возможно согласовать в рамочном (организационном) договоре конкретный срок для заключения каждого из основных договоров, так как могут быть неизвестны все обстоятельства, влияющие на определение такого срока. Считаю, что в Гражданском кодексе РФ следует закрепить правило о том, что сроком действия рамочного (организационного) договора является период, в течение которого должен быть заключен основной договор, если иной срок (иные сроки) не предусмотрен в рамочном (организационном) договоре. В рамочном (организационном) договоре для заключения каждого из основных договоров (каждой группы основных договоров) может быть установлен отдельный срок в пределах общего срока действия рамочного (организационного) договора.

Как справедливо отмечается в литературе, стороны могут включить некоторые условия о процедурах переговоров в рамочный (организационный) договор. Так, в данный договор могут быть включены условия о месте и времени проведения переговоров, о документах, необходимых для осуществления переговоров, о технических средствах, используемых в ходе переговоров и ряд иных. Условия о процедурах переговоров существенными не являются.

Стороны также могут указать в рамочном (организационном) договоре порядок распределения расходов, связанных с совершением подготовительных действий, способствующих заключению договора (например, связанных с проведением переговоров), а также расходов по нотариальному оформлению или государственной регистрации основного договора (основных договоров). Стороны вправе выбрать любой порядок распределения расходов, например, в равных долях либо пропорционально понесенным затратам. Данные расходы производятся сторонами (стороной) и оплачиваются третьим лицам в рамках исполнения по иным договорам или в связи с осуществлением третьими лицами юридических действий.

В литературе отмечается, что в содержание организационного договора, могут входить имущественные условия. Указанные условия, как правило, обеспечивают надлежащее исполнение организационных условий и сводятся чаще всего к имущественным санкциям на случай неисполнения (ненадлежащего исполнения) организационного договора. Существенными условиями они не являются.

Способы обеспечения исполнения организационного договора

Для стимулирования сторон к надлежащему исполнению обязательства заключить основной договор (несколько основных договоров) и (или) совершить действия, способствующие заключению основного договора (нескольких основных договоров), а также для компенсации имущественных потерь стороны в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения данного организационного обязательства необходимо использовать способы обеспечения исполнения обязательств. Целесообразно закрепить в организационном договоре условия об определенном способе обеспечения.

Одним из способов обеспечения исполнения обязательства является задаток (ст. 380, 381 ГК РФ). В силу указания в п. 4, 5 ст. 448 ГК РФ обязательство заключить основной договор с победителем торгов, возникшее из договора на проведение торгов, обеспечивается задатком.

Однако как отмечается в литературе, суммы, вносимые участниками торгов, не являются задатком в значении этого слова, определенном ст. 380 ГК РФ. Они не являются доказательством заключения договора, поскольку договор будет заключен в будущем (путем проведения торгов) и лишь с лицом, выигравшим торги. По той же причине переданную участником торгов сумму нельзя считать частью «причитающихся с нее по договору платежей другой стороне». На торгах нет места классическому задатку, на них используется комбинированная форма обеспечения, включающая в себя элементы обычного задатка и неустойки. Своеобразная неустойка в данном случае применяется за неисполнение участником конкурса или аукциона обязательств, связанных с участием в торгах. Полного отождествления с неустойкой здесь быть не может, так как неустойка уплачивается лишь после нарушения обеспеченного ею обязательства, а не вносится наперед."

Полагаю, что предусмотренный в п. 4, 5 ст. 448 ГК РФ способ обеспечения договора на проведение торгов по своей природе задатком (ст. 380-381 ГК РФ) не является, поскольку данный способ обеспечения при надлежащем исполнении договора на проведение торгов засчитывается в счет платежей по основному договору.

В литературе и судебной практике высказано мнение о недопустимости использования задатка в качестве способа обеспечения исполнения обязательства из предварительного договора. Это объясняется тем, что никакой платеж в обеспечение предварительного договора и в доказательство его заключения не может осуществляться, поскольку предварительный договор сам по себе не содержит денежного обязательства. Между тем в силу п. 1 ст. 380 ГК РФ задаток передается в счет причитающихся по договору платежей другой стороне. Но обязанность производить платежи возникнет только после заключения основного договора. Следовательно, при заключении предварительного договора нельзя обеспечить задатком исполнение основного договора (нельзя обеспечить задатком обязательство, которого еще нет).

Федеральный арбитражный суд Московского округа признал соглашение сторон в предварительном договоре об обеспечении уплатой аванса обязательств истца перед ответчиком по внесению арендной платы по основному договору ничтожным, как противоречащее ст. 380, 429 ГК РФ, поскольку договоры аренды не были заключены, у истца обязательств по уплате арендных платежей не возникло, невозникшее обязательство не могло быть обеспечено авансом."

Согласно иной позиции, задаток, обеспечивая обязательство при проведении торгов, засчитывается в счет исполнения обязательства, отличного от обеспечиваемого. В связи с этим денежная сумма, внесенная как задаток, трансформируется в аванс.

В деловой практике и литературе допускается применение задатка в качестве способа обеспечения обязательства из предварительного договора." Отмечается, что задаток, обеспечивающий предварительный договор, выполняет платежную функцию, только эта функция носит отложенный характер, потому что, если основной договор будет заключен, сумма задатка засчитывается в счет платежей по основному договору. В судебной практике указывается на правомерность обеспечения задатком обязательства из предварительного договора, поскольку ГК РФ не исключает возможности обеспечения задатком предварительного договора и применения при наличии к тому оснований (уклонение стороны от заключения основного договора) обеспечительной функции задатка. Денежным является обязательство покупателя по основному договору, в зачет которого и поступила сумма задатка. Таким образом, задаток выполняет и платежную функцию.

Предложено следующее объяснение применения задатка к предварительному договору. Денежным является одно из обязательств основного договора, в зачет которого и поступает сумма задатка в случае, если основной договор будет заключен. Таким образом, три функции задатка фактически распределяются между двумя взаимосвязанными договорами: предварительным и основным. Переход суммы задатка из одного обязательства (предварительного договора) в другое (основной договор) можно рассматривать как зачет по умолчанию, который может быть предусмотрен в законе.

При использовании конструкции зачета (ст. 410 ГК РФ) необходимо наличие встречного однородного требования. Исходя из приведенной выше аргументации, одна сторона выдает другой денежную сумму в счет платежей, которые эта же сторона должна уплатить другой стороне по основному договору. В таком случае встречных требований не возникает. Кроме того, зачет по умолчанию, то есть без волеизъявления хотя бы одной стороны, в Гражданском кодексе РФ не предусмотрен. В связи с этим считаю, что в соответствие с действующим законодательством несостоятельны приведенные в литературе аргументы в пользу применения конструкции задатка к обеспечению предварительного договора.

Следует отметить, что в п. 4 ст. 380 проекта Закона о внесении изменений в ГК РФ закреплено, что по соглашению сторон задатком может быть обеспечено исполнение обязательства заключить основной договор на условиях, предусмотренных предварительным договором (ст. 429), если иное не установлено законом. В литературе отмечается, что задаток по смыслу проекта представляет собой не способ обеспечения обязательства, а, скорее, устанавливает основание и размер ответственности за нарушение обязательств из предварительного договора." Считаю, что в проекте Закона о внесении изменений в ГК РФ не предлагается менять правовую природу задатка, задаток по-прежнему остается способом обеспечения исполнения денежных обязательств.

В литературе указывается на возможность и правомерность использования в качестве способа обеспечения исполнения обязательства заключить основной договор конструкции, обладающей некоторыми признаками задатка.

Так, при заключении предварительного договора одна сторона может передать другой фиксированную сумму денег. Стороны указывают в соглашении, что если от заключения основного договора будет уклоняться сторона, передавшая деньги, то они остаются у другой стороны. Если же от заключения основного договора будет уклоняться сторона, получившая деньги, то она обязана уплатить другой стороне двойную сумму. Соглашение подобном способе обеспечения должно быть отнесено к непоименованным договорам. Нормы ст. 380 - 381 ГК РФ могут применяться субсидиарно.

Высказана точка зрения, что в ряде случаев при заключении предварительного договора одна сторона передает другой стороне часть денежной суммы, которую она обязана будет выплатить во исполнение основного договора. С точки зрения формально-юридической таких действий производиться не должно: обязанность по оплате товаров (работ, услуг) еще не возникла. Но и запрещать такую передачу денег нет оснований. В случае спора суду, по-видимому, придется квалифицировать переданную сумму в качестве аванса."

Организационные договоры в сфере страхования

В сфере страхования вызывают споры отдельные договоры, имеющие организующее начало. К ним относятся: генеральный полис, договор облигаторного перестрахования, страховой пул. В ст. 941 ГК РФ, ст. 262 - 264 КТМ РФ закреплена конструкция генерального полиса. Следует отметить, что страхование по генеральному полису предусмотрено и в других странах, в частности, в ст. 928 ГК Республики Узбекистан и в ст. 831 ГК Республики Беларусь содержатся правила, аналогичные нормам ст. 941 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 941 ГК РФ генеральный полис - это договор страхования, на основании которого осуществляется систематическое страхование разных партий однородного имущества на сходных условиях и в течение определенного срока. На основании ст. 262 КТМ РФ генеральный полис - это особое соглашение, по которому могут быть застрахованы все или известного рода грузы, которые страхователь получает или отправляет в течение определенного срока. Правовая природа генерального полиса в литературе и судебной практике определяется неоднозначно. Так, генеральный полис квалифицируется как предварительный договор, а не договор страхования, потому что не содержит всех существенных условий договора страхования.

Указывается, что генеральный полис представляет собой организационный договор, на основе которого и в соответствии с условиями которого заключаются договоры страхования каждой в отдельности партии."

Согласно иной позиции, генеральный полис рассматривается как разновидность договора страхования имущества или как форма договора страхования.

Существует также точка зрения, что природа генерального полиса зависит от его содержания. Если, например, в полисе указано, что страхование распространяется на все табачные изделия, которые страхователь отгружает своим покупателям по железной дороге, то генеральный полис действует в отношении каждой партии товара и является договором имущественного страхования. Если же в полисе говорится, что его действие распространяется на каждую партию однородного имущества, указанную страхователем, то генеральный полис является рамочным договором.

Представляется, что данная позиция не является обоснованной. Генеральный полис не содержит ряда существенных условий договора страхования партии имущества (п. I ст. 929 ГК РФ, п. 1 ст. 942 ГК РФ): об объекте страхования, о размере страховой суммы, о размере страховой премии. Согласно п. 2 ст. 941 ГК РФ и п. I ст. 263 КТМ РФ страхователь обязан в отношении каждой партии имущества, подпадающей под действие генерального полиса, сообщать страховщику обусловленные таким полисом сведения. Следовательно, в генеральном полисе не определены все сведения о партии имущества, то есть не согласовано условие об объекте страхования. Размер страховой суммы и размер страховой премии определяются в зависимости от характеристик объекта страхования, а так как характеристики объекта страхования в генеральном полисе не определены, то и эти условия не могут быть согласованы. Поэтому генеральный полис не может быть квалифицирован как договор имущественного страхования.

Конструкция генерального полиса используется при необходимости осуществления систематического страхования. Полагаю, что целевая направленность генерального полиса заключается в организации взаимоотношений сторон по заключению договоров страхования партий однородного имущества. Генеральный полис по своей правовой природе является организационным договором.

По нашему мнению, генеральный полис не может быть определен в качестве предварительного договора, потому что согласно п. 3 ст. 429 ГК РФ предварительный договор должен на момент своего заключения содержать все существенные условия основного договора, однако генеральный полис всех существенных условий договора имущественного страхования не содержит.

Считаю, что генеральный полис является видом рамочного (организационного) договора. Соответственно из п. 1 ст. 941 ГК РФ необходимо исключить термин «договор страхования» как не соответствующий правовой природе генерального полиса и дополнить ст. 941 ГК РФ положением о том, что к генеральному полису применяются правила о рамочном (организационном) договоре, если иное не предусмотрено в ст. 941 ГК РФ.

Следует отметить, что понятие «договор» употребляется не только применительно к соглашению сторон, но и применительно к документу как к письменной форме этого договора. Поэтому под понятием «генеральный полис» может подразумеваться не только соглашение сторон, но и форма этого договора.

Сторонами генерального полиса являются страховщик и страхователь. Страховщиками могут быть юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида (ст. 938 ГК РФ, ст. 6, 32 Закона от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Полагаю, что необходимо ввести в ст. 32 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» лицензирование организации заключения договоров страхования. Поскольку один и тот же страховщик является стороной генерального полиса, а затем стороной договора страхования, кроме того, нецелесообразно планировать договор страхования со стороной, которая в отсутствие лицензии не имеет права его заключать.

Страхователем может быть любое физическое или юридическое лицо (ст. 5 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»), но исходя из того, что происходит систематическое страхование партий имущества (товаров, грузов) в течение определенного срока в деловой практике таким лицом являются организация или индивидуальный предприниматель.

Генеральный полис регулирует длительные взаимоотношения сторон при систематическом страховании на сходных условиях. Генеральный полис, как и любая сделка, одной стороной которой является юридическое лицо, должен быть заключен в простой письменной форме (п. 1 ст. 161 ГК РФ).

В литературе относительно условия о предмете генерального полиса отмечается, что в предмете должны быть отражены отношения страхования и организации страхования либо только отношения страхования, если в генеральном полисе не предусмотрена выдача разовых полисов.1 В судебной практике условие о предмете генерального полиса определяется как действия по страхованию имущественных интересов страхователя или выгодоприобретателя." В образце генерального полиса (договора) на страхование партий однородного товара, подготовленном юридической фирмой ООО «Новые правовые знания»"5, предметом этого договора названы действия, относящиеся к предмету договора имущественного страхования (действия по выплате страхового возмещения), действия организационного характера (сообщение страховщику указанных в договоре сведений о каждой партии застрахованного имущества), а также партии товара.

УДК: 34.347

Еремин А.А.

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОГОВОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

CONCEPT AND CLASSIFICATION OF ORGANIZATIONAL CONTRACTS

Ключевые слова: договор, организационные отношения, организационный договор, рамочный договор, предварительный договор, Гражданский кодекс.

Keywords: the contract, organizational relations, the organizational contract, the frame contract, the preliminary contract, the Civil code.

Аннотация: в статье исследуется понятие организационных отношений, автор рассматривает различные подходы к классификации организационных договоров, применяемых в гражданском обороте. В науке гражданского права дискуссионными остаются вопросы о понятии и признаках организационного договора. Представлено мнение автора относительно понятия и правовой природы организационного договора.

Abstract: in article the concept of organizational relations is investigated, the author considers various approaches to classification of the organizational contracts applied in a civil turn. In a civil law science debatable there are questions on concept and signs of the organizational contract. The opinion of the author concerning concept and the legal nature of the organizational contract is presented.

Давно обращено внимание на наличие в предмете правового регулирования любой отрасли двух «пластов» общественных отношений: «организуемых» общественных отношений, складывающихся по поводу осуществления насущных потребностей людей во всех сферах жизни, и организационных отношений, направленных на упорядочивание (нормализацию) процессов в организуемых отношениях.1 Последние обладают относительной самостоятельностью и требуют самостоятельного правового регулирования. Их субъекты наделяются правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей, входящих в содержание «организуемых» правоотношений. Вследствие наличия самостоятельного предмета правового регулирования (организационных отношений) в праве выделяется особая разновидность норм - организационно-правовые нормы. В цивилистике проблема организа-

1 См.: Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Советское государство и право. 1966. № 10. С. 56; Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. С. 30.

ционных отношений исследуется с различных точек зрения. Концепция гражданско-правового регулирования организационных отношений была выдвинута на теоретическом уровне О.А. Красавчиковым сорок лет тому назад2, выделившим три основных признака, позволяющие включить организационные отношения в состав предмета гражданско-правового регулирования. Эти отношения:

1) возникают по инициативе самих участников правоотношения;

2) строятся на началах равенства (координации) субъектов, а не субординации (власти и подчинения);

3) направлены на упорядочение организуемых (имущественных) отношений, вследствие чего выполняют применительно к последним служебную функцию3.

2 См.: Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения. С. 50-57; Он же. Структура предмета гражданско-правового регулирования социалистических общественных отношений // Теоретические проблемы гражданского права: Сб. учен. тр. Вып. 13. Свердловск, 1970.

3 См.: Красавчиков О.А. Категории науки граждан-

Данная проблема исследовалась и ранее профессором С.Н. Братусем, который, признавая наличие организационных общественных отношений, не видел их в качестве элемента предмета гражданско-правового регулирования.1

Проблема организационных отношений являлась и является предметом серьезной полемики, связанной в первую очередь с трудностью дифференциации предмета этих отношений в системе частноправового регулирования, поскольку этот вид отношений невозможно отнести ни к имущественным, ни к личным неимущественным отношениям субъектов права. Прежде всего потому, что объектом организационного отношения является деятельность его субъектов, направленная не на прямой экономический результат, а на создание условий для его скорейшего и более эффективного достижения.

Активное использование различных организационных договоров ставит проблему их определения. Полагаем, к видам организационных договоров надо отнести: предварительный договор, рамочный (собственно организационный) договор, включая договор на проведение торгов, соглашение о процедуре переговоров.3 Однако организационные начала в гражданско-правовом регулировании являются неотъемлемой частью любых отношений, в том числе и имущественных. Организационно-правовые отношения могут возникать из различных юридических фактов, в том числе и из договоров. Напомним, что под организационно-правовыми отношениями понимаются "такие построенные на началах координации и суб-

ского права // Избр. труды: В 2 т. Т. 1. - М.: Статут, 2005. С. 46 - 53.

1 См.: Братусь С.Н. Имущественные и организационные отношения и их правовое регулирование в СССР // Вопросы общей теории советского права: Сб. статей. - М.: Госюриздат, 1960. С. 104; Он же. Предмет и система советского гражданского права. - М.: Госюриздат, 1963. С. 66. См., например: Кирсанов К.А. Гражданско-правовое регулирование организационных отношений: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008.

2 См.: Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. Т. 1. М., 2009. С. 851. См., также: Кирсанов К. А. Гражданско-правовое регулирование организационных отношений: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008.

3 См.: Подузова Е.Б. Организационные договоры в гражданском праве. - М.: Проспект, 2014.

ординации социальные связи, которые направлены на упорядочение (нормализацию) иных общественных отношений, действий их участников либо формирование социальных образований"4.

В цивилистической науке дискуссионными остаются вопросы о понятии, признаках и видах организационных договоров. В судебной практике неоднозначно решается вопрос о квалификации тех или иных договоров в качестве организационных. Так, согласно одному из первых в российской юридической литературе определений организационный договор - это взаимное соглашение двух или более сторон, направленное на организацию, упорядочивание взаимоотношений и создание предпосылок, необходимых и достаточных для вступления его участников в иные общественные отношения имущественного характера5. Указывается также, что организационным является договор, который направлен на организацию организационно-правовых связей между его участниками6. В последующих определениях организационного договора подчеркивается его направленность на организацию иных отношений сторон, а также то, что в течение всего действия организационного договора осуществляется деятельность по управлению8. Отмечается, что по организационному договору стороны обязуются выполнить определенные договором совместные действия, направленные на возникновение иного гражданского обязательства между теми же или иными лицами и (или) на его исполнение в соответствии с

4 Красавчиков, О.А. Гражданские организа-ционно-правовые отношения // Антология уральской цивилистики: 1925 - 1989: Сборник статей. - М.: Статут, 2001. С. 163.

5 Васева, Н.В. Имущественные и организационные договоры // Гражданско-правовой договор и его функции: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. О.А. Красавчиков. Свердловск, 1980. С. 69.

6 Советское гражданское право: Учебник. Т. I / Под ред. О.А. Красавчикова. М., 1985. С. 445. Автор главы -О.А. Красавчиков.

7 Гражданское право: Учебник. Т. III / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2008. С. 182. Автор главы -Е.А. Суханов; Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2005. С. 277; Данилова Л.Я. Органи-зационные гражданско-правовые договоры // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 1. С. 13 - 14.

8 Правовое регулирование социально-эконо-мических отношений в условиях реформ / Под науч. ред. З.М. Фат-кудинова, З.А. Ахметьяновой. Казань, 2004. С. 217. Автор параграфа - Ю.С. Харитонова.

условиями организационного договора1. К данным определениям примыкает объяснение рамочного (организационного) договора как соглашения, целью которого является организация длительных деловых отношений, для достижения которой требуется заключение (как правило, между теми же сторонами) договоров-приложений, отдельные условия которых согласовываются в базовом договоре2.

Все большее внимание в юридической литературе стало уделяться понятию и сущности организационного договора. Возросший интерес к указанному виду договоров вызван их частым применением на практике. Так, например, конструкция организационных договоров широко применяется в сфере предоставления транспортных услуг3, в стро-ительстве4, в предпринимательской сфере при установлении долгосрочных партнерских отношений. Однако, несмотря на столь широкое практическое применение, в законодательстве Российской Федерации не нашлось отражения легально закрепленного понятия организационного договора. Поэтому в настоящее время силы многих ученых направлены на выработку данного понятия. Следует сказать, что большинство ученых, занимающихся изучением правовой природы организационных договоров, смешивают два понятия - организационного и рамочного договоров, считая их синонимами.

Под организационным договором, на наш взгляд, следует понимать соглашение об организации длительных правовых связей в виде потока разнообразных деловых отношений, направленных на повышение эффективности соответствующего вида предпринимательской деятельности. Т. Е. Ключевым моментом организационного договора, отражающего его сущность, является цель заключения, а именно организация длительных партнерских отношений. В данном случае основными характеристиками рассматриваемого вида договоров будут служить непосред-

1 Морозов, С.Ю. Система транспортных организацион-ных договоров: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 132.

2 Ефимова, Л.Г. Рамочные (организационные) договоры. М., 2006. С. 3.

3 Долинская В.В. Транспортные договоры // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 8. С. 15.

4 Ершов О.Г. Предварительный договор в строительстве // Право и экономика. 2010. № 11. С. 8.

5 Ефимова Л.Г. Рамочные (организационные) догово-

ры. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 46.

ственно стороны, заключившие данное соглашение, и его условия (предмет, сроки, права и обязанности сторон).

Договоры, из которых возникают названные отношения, в гражданско-правовой доктрине принято именовать организационными. Несмотря на то, что различные виды таких договоров все больше освещаются в юридической литературе, до настоящего времени не было серьезных попыток выделить их сущностные черты, на основании которых можно было бы выработать правила, которые распространялись бы одинаково на все виды организационных договоров. К сожалению, нет также единой классификации организационных договоров.

К числу организационных договоров обычно юристы относят как договоры, направленные на организацию договорных отношений (связей), так и договоры, направленные на организацию совместной деятельности. Указывается, что организационными договорами являются, в частности, предварительный договор (ст. 429 ГК РФ)6 и договор простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ7). В судебной практике предварительный договор и договор простого товарищества также относят к числу организационных договоров. В качестве организационного также квалифицируется договор об организации перевозки грузов, договор, устанавливающий порядок совершения и исполнения в будущем разовых

агентских сделок, соглашение об организации взаиморасчетов11.

6 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I от 30 ноября 1994 г. № 51 -ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

7 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.

8 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 апреля 2004 г. по делу № А17-181/1; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2010 г. № 17АП-2240/2009-ГК // СПС "КонсультантПлюс: Судебная практика".

9 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 ноября 2010 г. по делу № А43-8233/2010 // СПС "КонсультантПлюс: Судебная практика".

10 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2009 г. № Ф09-9813/09-С5 // СПС "КонсультантПлюс: Судебная практика".

11 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 апреля 2001 г. по делу № Ф09-604/01-ГК // СПС "КонсультантПлюс: Судебная практика".

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. От 05.05.2014 № 129-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. От 21.07.2014 № 224-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.

3. Васева, Н.В. Имущественные и организационные договоры // Гражданско-правовой договор и его функции: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. О.А. Красавчиков. - Свердловск, 1980.

4. Горшенев, В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М., 1972.

5. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. Т. 1. - М., 2009.

6. Гражданское право: Учебник. Т. III / Под ред. Е.А. Суханова. - М., 2008.

7. Данилова, Л.Я. Организационные гражданско-правовые договоры // Законы России:

Опыт, анализ, практика. - 2009. - № 1. - С. 13 - 14.

8. Долинская, В.В. Транспортные договоры // Законы России: опыт, анализ, практика.

2009. - № 8. - С. 15.

9. Ефимова, Л.Г. Рамочные (организационные) договоры. - М., 2006.

10. Ершов, О.Г. Предварительный договор в строительстве // Право и экономика. -

2010. - № 11. - С. 8.

11. Красавчиков, О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Антология уральской цивилистики: 1925 - 1989: Сборник статей. - М.: Статут, 2001.

12. Красавчиков, О. А. Гражданские организационно-правовые отношения // Советское государство и право. - 1966. - № 10. - С. 56.

13. Красавчиков, О.А. Структура предмета гражданско-правового регулирования социалистических общественных отношений // Теоретические проблемы гражданского права: Сб. учен. тр. Вып. 13. - Свердловск, 1970.

14. Красавчиков, О.А. Категории науки гражданского права // Избр. труды: В 2 т. Т. 1.

М.: Статут, 2005.

15. Кирсанов, К.А. Гражданско-правовое регулирование организационных отношений: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2008.

16. Морозов, С.Ю. Система транспортных организационных договоров: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2011.

17. Правовое регулирование социально-экономических отношений в условиях реформ / Под науч. ред. З.М. Фаткудинова, З.А. Ахметьяновой. - Казань, 2004.

18. Подузова, Е.Б. Организационные договоры в гражданском праве. - М.: Проспект,

19. Пугинский, Б.И. Коммерческое право России. - М., 2005.

20. Советское гражданское право: Учебник. Т. I / Под ред. О.А. Красавчикова. - М.,

Договор - это соглашение лиц (двух или более) об установлении определенных гражданских прав и обязанностей, а также их изменениях либо прекращении.

Договор является разновидностью сделки, в которой выражается взаимное волеизъявление двух или более лиц-участников. То есть выдача доверенности считается сделкой, но не договором, поскольку в этих случаях выражается воля только одного лица.

Понятие и виды договоров существуют различные в зависимости от условий, количества участников и прочих обстоятельств, определяющих характер соглашений и сделок.

Виды договоров в зависимости от момента возникновения обязательств различают следующие.

Основной - непосредственно порождает обязанности и права, которые связаны с выполнением работ, услуг, перемещением имущества и так далее.

Предварительный - соглашение о заключении основного договора в будущем. Заключается в форме, установленной для основного соглашения, содержит условия, позволяющие определить предмет и другие условия основной сделки. В нем также прописываются сроки заключения основного соглашения.

Виды договоров по субъекту, в пользу которого заключается соглашение.

В пользу участников - позволяет требовать исполнения такого соглашения только его участникам.

В пользу третьего лица - устанавливает, что должник обязан исполнить требования не кредитора, а указанного в документе третьего лица. Примером такого вида соглашения может быть депозит на имя другого лица.

Виды договоров по соотношению прав и обязанностей сторон.

Односторонний - в нем одна сторона имеет только права, а другая только обязанности. Пример: соглашение займа или поручительства.

Взаимный - правами и обязанностями наделяются все стороны. Пример: соглашение о купле-продаже, аренде, подряде и т.д.

Виды договоров по возмездности.

Возмездный - по которому имущественное предъявление одной из сторон влечет встречное имущественное предъявление другой стороны.

Безвозмездный - имущественное предоставление возможно только одной стороной без встречного предоставления. К примеру, безвозмездного пользования.

Отдельные договоры могут быть как возмездными, так и безвозмездными, например или поручения.

Виды договоров по степени обязательности их заключения.

Свободный - заключается по усмотрению сторон.

Обязательный - заключается обязательно для одной или обеих сторон, согласно требованию законодательства. К примеру, договор банковского счета для юридического лица. Среди обязательных соглашений особое значение имеют так называемые Они обязательны для

Виды договоров в зависимости от времени возникновения правоотношения.

Консенсуальный - заключается по соглашению сторон, при этом права и обязанности по нему возникают в момент заключения соглашения (подряд, купля-продажа, др.).

Реальный - права и обязанности по данному соглашению устанавливаются в момент передачи имущества (заем, хранение).

Виды договоров по количеству участвующих сторон в согласовании условий.

Взаимосогласованные - устанавливаются всеми сторонами-участниками.

Договоры присоединения - по таким соглашениям условия устанавливает только одна сторона. К примеру, соглашение перевозки, страхования, проката, т.д.

Наиболее распространенные отдельные виды договоров , которые чаще всего используются в работе предприятий, фирм и организаций различных

Договор купли-продажи заключаются по поводу продажи имущества или прав.

Дарственные - по поводу бесплатной передачи имущества, ранее принадлежащего дарителю.

Найма - передача имущества в пользование за плату.

Аренды - предоставление имущества в пользование и для расширенного развития за плату.

Проката - передача во временное пользование без оплаты.

Ссуды - платная или бесплатная передача денег с последующим расчетом.

Трудовой - служба за оплату.

Подряда - выполнение работ за плату из материалов заказчика.

Поставки - выполнение работ за плату из материалов поставщика.

Служебный - служба за плату (например, ведение бухучета).

Страхования - борьбе с последствиями рисков за плату.