Что относится к ухудшению жилищных условий. Намеренное ухудшение жилищных условий для получения права на субсидию. Что считается ухудшением жилищных условий


Суть вопроса:

Добрый день. Я действующий военнослужащий. В 2009 году был признан нуждающимся в жилом помещении. На данный момент получил извещение о распределении жилого помещения. Сотрудниками Департамента жилищного обеспечения МО РФ был отправлен запрос в ЕГРП о наличии собственности военнослужащего и членов его семьи. У меня обнаружилась собственность сроком владения один месяц (данная собственность появилась у меня в следствие дарственной от бабушки, потом я ее продал в течение одного месяца). Вопрос: является ли эти действия ухудшением жилищных условий, которые ведут к доплате за квадратные метры данной квартиры?

Ответ военного юриста:

Здравствуйте. В соответствии с п. 2 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

  • не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
  • имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
  • расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;
  • признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления.

Евгений, отчуждение Вами указанного жилого помещения является действием по намеренному ухудшению жилищных условий. Вы можете быть сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях.


ВВЕДЕНИЕ

Вы - намеренно ухудшили свои жилищные условия!!!
Это - любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста. Это - как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции.

Поучаствовал в приватизации? - Ухудшил! Намеренно!!
Продал - подарил? - Еще худшее, ещё намереннее!!!
Выкидываем из очереди! Через пять лет - поставим снова, но в самый конец!
Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

«Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

КОММЕНТАРИИ
Если вы попытаетесь расширить свои знания в области намеренного ухудшения жилищных условий, используя опубликованные комментарии к жилищному законодательству, то будете неприятно удивлены. В худшем случае это будет «пересказ своими словами» (лохотронистый, но, видимо, коммерчески очень успешный вид издания дорогостоящих комментариев), а в лучшем случае – кочуемая из комментария к комментарию цитата (как правило, без ссылок) из Грудцыной Л.Ю.

1) они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

3) эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);

4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.

Особое внимание обратим на тезис № 2: какие-либо действия можно признать намеренным ухудшением только тогда, когда гражданин не состоит на учёте . Это совершенно справедливо, так как если гражданин уже состоит на учёте нуждающихся, то любые его действия необходимо оценивать не по ст. 53, а уже по части 8 ст. 57 ЖК РФ (подробнее об этом – чуть ниже).

И, наконец, наиболее «продвинутые» комментарии всё-таки дают ссылку на правовую позицию, изложенную в Постановление Конституционного суда РФ:

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий , могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются .
В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции .
Надо сказать, что данная правовая позиция имеет необыкновенно важное значение . Дело в том, субъекты РФ, а также министерства, вправе принимать нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия, признаваемые (или не признаваемые) намеренным ухудшением жилищных условий. И хотя, в целом, они во многом похожи, всё-таки тенденция «кто в лес, кто – по дрова» - явно прослеживается. Но главное заключается в том, что в большинстве случаев эти самые условия никак не соответствуют правовой позиции, изложенной КС РФ , а значит, для нас, для адвокатов, есть непаханое поле для работы .

Для примера возьмём закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», где в статье 10 установлено, в частности, что:
«Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
… - вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве»
Давайте построим эту тяжёлую для восприятия фразу попроще:
Если супруг(а) ранее не была принята на жилищный учёт, то его/её вселение является намеренным ухудшением жилищных условий.

Абсурдность этого правила очевидна. Возьмём весьма распространённую ситуацию: гражданин проживает в квартире своих родителей, собственности не имеет, но является членом семьи собственника, на каждого приходится более учётной нормы – он не может быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения и принят на учёт. Далее вступление в брак, где супруг имеет в собственности жильё, также не имеет права быть принятым на учёт, но после вселения супруга приходящаяся на каждого площадь становится меньше учётной. Можно ли вселение одного супруга к другому считать «умышленными действиями с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий»?

Но выход есть. Ниже приводится интересная позиция Верховного Суда РФ:

«Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также учитывает следующее.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О (далее следуют вышеприведённые цитаты)…

Из содержания искового заявления следует, что после заключения брака Рыбкина В.П. и Рыбкин В.И. пришли к выводу о том, что проживание и ведение совместного хозяйства целесообразно в квартире, в которой проживает Рыбкина В.П., площадью 56.1 кв. метров). При этом они исходили из того, что данная квартира является трехкомнатной, то есть позволяет семье Рыбкиных, семье Хорошавиных, а также совершеннолетней Хорошавиной Е.П. проживать в изолированных жилых помещениях, в то время как квартира, в которой проживал Рыбкин В.И. (площадью 51,6 кв. метров), является двухкомнатной, что исключает возможность истцам, Рыбкину И.Я. и Рыбкину М.И. проживать в изолированных жилых помещениях.

Таким образом, следует признать разумными, добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства действия Рыбкина В.И. по вселению в квартиру N и регистрации в ней.

(Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147).
Определение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О
Определение Верховного Суда РФ от 15 марта 2011 г. N 5-В10-102

Продолжение следует.


АНОНС
! (публикация – 23 января) будут рассмотрены вопросы:
1. Почему при определении намеренного ухудшения жилищных условий не обойтись без математики .
2. Методика определения намеренного ухудшения жилищных условий.
3. Разграничение правовых последствий статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ - наглядная таблица.

В связи с ростом цен на недвижимость, снижением дохода населения, многие российские граждане пытаются получить недвижимое имущество на условиях социального найма с последующей приватизации или без нее.

Как известно, постановка на учет нуждающихся в жилье возможна при необеспеченности семьи учетной нормой жилья на человека с условием, что семья является малоимущей. Также отдельные жилые помещения полагаются гражданам с некоторыми тяжелыми хроническими заболеваниями.

Стоит отметить, что совершение действий, свидетельствующих об ухудшении жилищных условий влечет отсрочку в постановке на учет на 5 лет.

Что является ухудшением жилищных условий?

В федеральном законодательстве четко не определены действия, которые считаются ухудшением условий жизни.


Однако, жилищным законодательством установлено, что это действия, которые могут повлечь признание лица и членов его семьи претендующими на получение жилья.

Каждый регион принимает собственный закон об улучшении условий жизни, где указываются и действия, которые ухудшают жилищные условия, а также действия которые таковыми не являются.

Для примера рассмотрим законодательство Москвы относительно ухудшающих условия жизни действий.

Так в настоящее время действует Закон города Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».


Действиями ухудшающими жилищные условия по законодательству Москвы являются:

  1. изменение порядка использования жилых помещений путем заключения сделок;
  2. обмен жилым недвижимым имуществом;
  3. невыполнение условий сделок об использовании жилого недвижимого имущества, повлекшее выселение граждан через суд;
  4. изменение состава семьи, в том числе вследствие развода;
  5. вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
  6. выдел доли собственниками жилого недвижимого имущества;
  7. продажа или дарение имеющегося в собственности лиц и членов их семей жилого недвижимого имущества или частей помещения.

Однако, существуют действия, которые не влекут ухудшение жилых условий по законодательству Москвы:

  1. вселение несовершеннолетних детей по месту проживания отца или матери;
  2. вселение мужа или жены, нетрудоспособных родителей, иных лиц в недвижимое имущество в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилой учет в г.Москве;
  3. прекращение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения её получателю;
  4. признание сделки с недвижимым имуществом жилого назначения недействительной через суд;
  5. вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
    1. имели по предыдущему месту жительства в г.Москве самостоятельным правом пользования недвижимым имуществом, признанным непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
    2. безвозмездно передали жилое недвижимое имущество по прежнему месту жительства в г.Москве органам государственной власти г.Москвы;
  6. отказ дарителя от исполнения договора дарения, отказ от принятия дара одаряемым.

Конечно, с некоторыми условиями можно было поспорить, например, с условием об изменении состава семьи, в том числе с разводом. Получается, что пока лицо состоит на учете на улучшение жилых условий жизни, оно не имеет права расторгнуть брак.

Однако, по российскому законодательству никто не может быть ограничен в личных неимущественных правах. Выходит, что данная норма противоречит федеральному законодательству. Однако, сведений о признании указанной нормы таковой не имеется.

Ухудшение жилищных условий ребенка

Чаще всего данное понятие используется, когда несовершеннолетний является хозяином квартиры или доли в ней и родители намереваются продать долю ребенка, выделив ему меньшую по площади долю.

Важно! Однако, для того, чтобы продать недвижимое имущество ребенка, необходимо разрешение органов опеки и попечительства.

Естественно, что при таких условиях разрешение на продажу органы опеки не дадут. Необходимо выделение аналогичной по площади доли в ином недвижимом имуществе или внесение денежных средств соразмерно стоимости его доли на счет, который будет открыт на имя ребенка.

Также указанное понятие может быть использовано при семейных спорах об определении места проживания ребенка с иным родителем, когда фактически ребенок попадает в условия менее пригодные для его проживания и которые бы удовлетворяли все его потребности.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Действия, которые могут повлечь ухудшение жилых условий жизни военнослужащих устанавливаются Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280

"О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".

Данные действия почти идентичны действиям, которые влекут ухудшение условий жизни по законодательству Москвы.

Так, военнослужащие не могут быть признаны претендующими на улучшение жилых условий жизни ранее прошествия пяти лет после произведения ими действий по намеренному ухудшению жилых условий жизни, вследствие которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее учетной нормы площади жилого недвижимого имущества, в том числе связанных с изменением порядка использования жилых помещений, обменом недвижимого имущества, неисполнением условий сделки социального найма жилого недвижимого имущества, развода, выделением доли жилых помещений собственниками, продажа, дарение недвижимого жилого имущества или их частей.

Действия, не влекущие ухудшение жилищных условий, также во многом совпадают с действиями установленными законодательством Москвы.

Так, не относятся к действиям по намеренному ухудшению жилых условий жизни:

  1. вселение военнослужащими в недвижимое жилое имущество супругов, детей и через суд - родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их прописка по адресу воинской части, в которой военнослужащие осуществляют военную службу, если до вселения или прописки по адресу воинской части перечисленные лица:
    1. не владели недвижимым жилым имуществом на праве пользования или на праве собственности;
    2. имели право использования недвижимым жилым имуществом или являлись собственниками жилой недвижимости, которые в у были объявлены непригодными для жительства;
    3. произвели действия по прекращению права использования жилой недвижимостью в связи с выездом к месту осуществления военнослужащими военной службы при регистрации с ними брака;
    4. осуществили действия по прекращению права использования жилой недвижимостью в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их матерью или отцом (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
  2. прекращение по инициативе получателя ренты договора ренты недвижимого жилого имущества, совершенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этой недвижимости;
  3. объявление сделки с недвижимым жилым имуществом недействительной через суд, в результате чего военнослужащие и (или) члены их семей прекратили право использования жилой недвижимостью или собственности на помещение жилого назначения.

Таким образом, видно, что положения законодательства во многом схожи, но имеются и различия и нюансы.

Является ли приватизация ухудшением жилищных условий?

Напомним, что действиями по ухудшению жилых условий жизни являются действия, которые могут привести к постановке на учет в качестве претендующих на получение жилья.

Вследствие приватизации, вы получаете дополнительную жилую площадь и чаще всего уже не можете быть поставлены на учет в качестве указанных лиц. Поэтому приватизация не является действием, ухудшающим жилые условия жизни.

Однако, получая дополнительные метры, вы утрачиваете право состоять на учете.

Является ли прописка мужа ухудшением жилищных условий?

В каждом регионе устанавливаются действия, которые влекут и не влекут ухудшение жилых условий жизни. По законодательству Москвы регистрация супруга не относится к действиям, ухудшающим жилые условия.

Могу предположить, что в регионах приблизительно схожее законодательство и в вашем регионе данные действия также не будут считаться ухудшением условий жизни.

Важно! Однако, нужно удостоверится в этом и посмотреть региональное жилищное законодательство.

Итак, в настоящей публикации мы разобрали что считается ухудшением жилых условий и какие действия к этому относятся по законодательству Москвы и наоборот, изучили вопросы ухудшения жилищных условий ребенка и военнослужащих, попытались понять является ли приватизация и регистрация супруга ухудшением условий жизни.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Проблема жилья в России стоит очень остро. На это влияет постоянное увеличение населения, преобладающее над появлением новостроек. Большинство людей не имеют источника доходов, позволяющего купить новую квартиру даже раз в жизни. Поэтому некоторые граждане намеренно используют ухудшение жилищных условий. Целью такого маневра является постановка на учёт в государственном органе.

Предпринимаются незаконные методы, чтобы встать на может рассчитывать только население определённой категории граждан. Формирование списка людей производится согласно критериям, вписанным в Жилищный кодекс РФ. В основу расчёта результатов берётся минимально допустимая площадь проживания на человека.

Как получить квартиру от государства

Государство установило жёсткие рамки, в которых происходит постановка на улучшение жилищных условий. С целью получить желаемые квадраты нужно документально подтверждать свои права. Предстоит доскональная процедура проверки со стороны госслужащих.

Законодательно подсчитана фиксированная норма площади на человека. Если реальные квадраты ниже, чем устанавливает Жилищный кодекс, то государство принимает заявки на расширение площади. По задумке создателей программы по улучшению площади проживания, граждане отдельных групп не могут другим образом обзавестись нормальными условиями жизни.

Однако следует учитывать тот факт, что ст. 53 ЖКРФ предусматривает ограничения для лиц, играющим не по правилам. Так, предусмотрено продление срока постановки в очередь. Это возможно, если было намеренное ухудшение жилищных условий. В этом деле существуют некоторые нюансы, которые возникают, исходя из одного вопроса о том, что является ухудшением жилищных условий. При умышленном снижении жилплощади можно действовать несколькими путями:

  • переезд в более тесную квартиру через купле-продажу или обмен;
  • подселение в дом, где уже живет много народу;
  • полное избавление от недвижимости (имеются в виду граждане без определенного места жительства);
  • отписывание квартиры родственникам или знакомым.

Если стечение обстоятельств указывает на то, что были совершены противоправные действия, то нарушитель может быть привлечен к ответственности. На практике действует отсрочка на 5 лет с момента, определяемого как ухудшение жилищных условий. ЖК РФ не имеет четких определений и критериев, однозначно указывающих на умысел. Судебная практика насчитывает более 80% выигрышных дел в сфере муниципального жилья.

Кто может претендовать на получение квартиры

Неумышленное ухудшение жилищных условий не снимает права встать в очередь. К таким людям относятся лица в следующих случаях:

  • оправданное документально подселение родственника, лишившегося своей жилплощади;
  • прибавление семейства снижает количество квадратов на каждого члена;
  • судебные решения по изъятию доли в доме;
  • утрата жилья вследствие стихийных бедствий позволяет встать на очередь на улучшение жилищных условий незамедлительно и претендовать на новую квартиру в числе первых.

Размытые определения ст. 53 ЖК РФ позволяют повернуть ситуацию в интересах граждан. Желаемые квадратные метры обязательно достаются человеку, грамотно строившему свою доказательную базу. Только ленивый не продолжает борьбу за своё пространство, теряя терпение. Муниципальное жилье могут получать:

  • малоимущие граждане;
  • военнослужащие;
  • сотрудники полиции;
  • государственные служащие.

Для пользования жильем заполняется договор социального найма. Дальнейшее пользование осуществляется безвозмездно. Человеку, не посвященному в правила подсчета граждан на приобретение дополнительных квадратных метров, сложно будет определить свои права на очередность.

В состав математических вычислений входит большое количество параметров. Четко определены несколько подгрупп лиц, имеющих право на дополнительное жилье. К ним относят многодетные семьи, к таковым относят родителей, имеющих более 3 детей. Кроме количества членов семьи в расчет закладывается норма жилой площади на одного человека.

Чтобы претендовать на улучшение жилищных условий, потребуется собрать кипу бумаг. Документы должны быть заверены во всех необходимых инстанциях. К таким относят:

  • справки о доходах с места работы, об отсутствии задолженностей перед налоговой, о составе семьи;
  • бумаги, подтверждающие квадратные метры в квартире и число проживающих.

Каждый административный округ может затребовать пакет дополнительных документов, на то ему дано законное право.

Процедура постановки на учет

Вся процедура постановки на учет содержится в Жилищном кодексе РФ. Почерпнув полную информацию, можно окончательно уяснить все тонкости законодательства. Документ был принят в 2005 году датой 1 марта. Особый интерес вызывает пункт номер 7 ЖК РФ. В нем указано все, что содержится в понятии «ухудшение жилищных условий».

Каждый регион вправе определять свою норму жилого помещения. Последние данные в области законотворчества определены 2005 годом от 1 марта. На одного члена семьи установлена нижняя граница комфортного проживания в квартире в пределах 11 метров квадратных. Все граждане, имеющие более низкие результаты подсчета, входят в группу претендентов на новое жильё.

Приватизированные квартиры в подсчете не участвуют, речь идет только о социальном жилье, состоящем на учете государства. Последняя редакция Жилищного кодекса изменила структуру подсчета нормы жилья на человека. Ранее учитывалась жилая площадь, которая гораздо меньше полной. ЖК от 2005 года установил нормативы, регистрирующие граждан по количеству общей квадратуры помещения.

Поясним, квартира имеет 52 квадратных метра жилой площади и 72 общей. На одного члена семьи из пяти человек приходятся 14,4 единиц, что гораздо больше нормы. Однако, если в количество прописанных прибавится родственник с ребенком, то при расчетах получится уже 10,28. Эти данные позволяют претендовать на постановку в очередь.

Однако процедура регистрации жильцов не всегда позволяет прописывать людей в квартирах выше нормы. Исключение составляют несовершеннолетние дети, переезжающие к отцу или матери.

Какими правилами руководствуются госслужащие

Выводы строятся на законодательной базе, уточняющей обязательства госслужащих проводить оценку в пределах разумности и добросовестности. Злоупотребление недоработкой законодательной сферы приводит к выводу, что гражданин является нарушителем. Частный случай судебного права основывается на фактах применения субъективного права в ущерб социальному назначению. Так, проводя ухудшение жилищных условий, подменяется конечная цель законотворчества.

Умышленные действия могут быть квалифицированы как сознательное причинение ущерба государству. Следуя комментариям к Жилищному кодексу РФ, можно выделить пункты в отношении действий лица, что считается ухудшением жилищных условий:


Наличие положительных результатов при анализе всех четырех пунктов приведет к полной уверенности, что совершено ухудшение жилищных условий. Судебная практика, в свою очередь, показывает противоположные моменты в недоказательности вины гражданина.

Что не является нарушением

По статье 49 ЖК РФ гражданин имеет право перейти в категорию нуждающихся и встать в очередь на жилье. Обязанность государства - соблюсти законные требования людей. До проведения действий не появилось претензий на расширение жилплощади, в результате которых норма на человека стала ниже. Тут возникают противоречия: считать действия человека преднамеренными нельзя, потому что он на момент деяния не состоял на учете и не являлся претендентом на жильё.

Невозможность признать действия гражданина преднамеренными исходит из одного момента: на момент заявления о претензии на расширение жилплощади семья не имела заниженных квадратов на одного человека, а значит, не имела умысла на противоправный поступок. Согласно статье 53 ЖК РФ, преднамеренность действий заключается в юридически значимых поступках, конечной целью которых должно быть снижение нормы территории проживания. Существует важное условие - на момент деяния один человек обладал жилплощадью больше нормы.

Существуют некоторые нюансы законодательства, при которых вина гражданина не может быть доказана, хотя она и очевидна. Бездействие человека не классифицируется как ухудшение жилищных условий. Манипулируя стечением обстоятельств, можно искусственно создать благоприятные условия для вступления в очередь на жильё. Защитный механизм против такого рода пассивного владения ситуацией не разработан. К таким моментам можно отнести невступление в наследство. Часть квадратных метров квартиры отойдет государству, оно будет вынужденно создать возможность для переселения семьи в более просторную жилплощадь.

Какие существуют методы по снижению жилплощади на одного члена семьи

Законодательство РФ включает в себя полный перечень ситуаций, результатом которых становится намеренное ухудшение жилищных условий. Военнослужащих и членов их семей Жилищный кодекс РФ не обходит стороной, применительно к ним действуют те же правила, что и у обычных граждан. По Жилищному кодексу без внимания остаются реальные аспекты, из которых гражданин может получать выгоду. Среди таких выделяют отсутствие учета стоимости квартиры, районной местности, внутренних предметов и качества ремонта.

Под статью ухудшения попадут люди, обменявшие жилье на более дорогое, но имеющее меньшую жилплощадь. Основой обвинений будет снижение нормы на человека. Преднамеренными действиями являются следующие моменты, сопровождающиеся уменьшением квадратных метров на одного члена семьи:


Вселить законно можно только:

  • несовершеннолетних детей;
  • родителей недееспособных;
  • мужа или жену;
  • неродных детей состоявшейся жены или мужа.

ЖК РФ накладывает ответственность за поступки, приводящие к потере помещением условий для нормального проживания. Отсутствие санитарных и гигиенических мероприятий во время пользования жилплощадью.

Что ещё может быть воспринято как нарушение

Процедура дарения в адрес государства целой квартиры либо её части не может восприниматься как ухудшение жилищных условий, только если она не предшествовала заявлению на улучшение жилплощади. В оценку противоправности действий берутся также временные рамки осуществляемых действий. Так, супруга имеет право прописаться на жилплощадь к мужу, а дети безоговорочно вселяются к родителям.

Но если такое действие совершается через несколько лет после регистрации с целью снижения количества жилья на одного человека, то это будет являться преднамеренным ухудшением жилищных условий. Не подпадают под оценку все акты бездействия: отказ от наследства, принятия в дар жилплощади. Также в учет нормы жилья не берутся временные жильцы.

Чтобы сделать выводы о намеренном ухудшении жилищных условий, нужно провести глубокий анализ всех обстоятельств каждого конкретного случая. Непростые гражданско-правовые взаимоотношения граждан и государственных структур вносят сложности в оценку действий нанимателей. Зачастую решение о постановке в очередь принимается из соображений разумности и добросовестности, отодвигая прямые свидетельства нарушения.

Обязанности нанимателя

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий заключаются в отказе в предоставлении новой квартиры. Следующая дата получения улучшений следует через 5 лет. Это решение можно обжаловать через суд, если имеется уверенность и документальное подтверждение обстоятельств, приведших к этому.

У военнослужащих не заключается договор социального найма на следующую квартиру, пока не будет сдана предыдущая. Причинами для отказа могут быть:

  • Прописанные жена или дети, оставшиеся в документах после развода.
  • Жильё более не пригодно к проживанию.
  • Квартира является объектом спора в суде.

На квартиросъёмщике лежит ответственность за состояние жилья. Он должен содержать его в чистоте, своевременно проводить ремонт. Не допускать ущерба от действия третьих лиц. Бездействие в этом вопросе может квалифицироваться как намеренное ухудшение жилья.

Как происходит подсчет квадратных метров

В законодательстве учет площади квартиры производится, исходя из общей квадратуры. В учет берется не жилое пространство, а подсчитываются коридоры, ванные, туалет, кладовые. Основное внимание уделяется именно размерам жилья для постановки на очередь нуждающихся.

По федеральным документам приводится ссылка на Инструкцию 2008 года, которой нужно руководствоваться при определении новой жилплощади. В ней указаны нормативы, исключающие неразумное распределение квадратуры, когда спальня может занимать 5 метров из пятидесяти.

Местным властям дано преимущество для создания собственных законодательных актов. Таким методом некоторые регионы подсчитывают общую жилплощадь вопреки разумным действиям. В нормативы закладываются даже балконы и лоджии.

Учетная норма может быть изменена только местным органом управления. В каждом регионе она может отличаться. Так для Москвы цифра составляет 10 метров, ниже этой планки присваивается критерий "нуждающийся". Существует понятие "норма предоставления" - это площадь, на которую ориентируются госслужащие по определению следующего жилья. Она больше учетной, и для текущего региона составляет 18 метров.

Как государство определяет состоятельность граждан

Результат признания малоимущим происходит в каждом регионе страны по-своему. В учет берется средний заработок в этой местности, среднерыночная стоимость квартир. Для этого введено понятие "имущественная обеспеченность". Этот критерий сравнивают со стоимостью квартиры, которая требуется гражданам для соответствия нормативам. Если обеспеченность меньше последней, то семья признается нуждающейся.

Для подсчета имущественной состоятельности введено более 10 пунктов. Существует ряд показателей, при нарушении которых решение меняется не в пользу граждан. Лицевой счет у семьи должен быть один, если же он будет разбит, то и подсчет будет отдельным для каждого.

Для количественной оценки в расчет принимается совокупный доход семьи и собственность, подпадающая под налогообложение. Нормативный акт для определения уровня обеспеченности берется того месяца, когда было подано заявление. Законодательство в регионах обновляется каждый квартал. Доход подсчитывают по справкам НДФЛ за предыдущие 2 года.

В подсчет имущественной обеспеченности вкладывается стоимость имущества. В него входит вся недвижимость: гаражи, помещения складские, дачи. Оценка производится по кадастровой стоимости. Также рассматривается владение движимыми средствами: автомобили, катера и другой транспорт, находящийся на учете. Учитываются накопления: на счету в банке, наличие паевой собственности, средства в виде акций и ценных бумаг.

Какие нужны документы для постановки на учёт

Для постановки на учет потребуется собрать необходимые документы. Первым делом в органы местного управления подается заявление согласно установленному образцу. Нужно предъявить документы, удостоверяющие личность, с заверенными копиями для каждого члена семьи. К ним прикладывается идентификационный номер налогоплательщика.

Нужны также все бумаги, подтверждающие родственные связи. К ним относят: свидетельство о браке, рождении, документы на текущую жилплощадь. Учитывается общий доход семьи, включающий все виды совокупных поступлений за 2 последних года.

Предоставить потребуется трудовые книжки, срочные договора и другие формы, подтверждающие занятость. Также проводится анализ всего недвижимого имущества, находящегося в собственности заявителей. Указываются все виды объектов, подлежащих налогообложению. Если было обжаловано ранее признанное ухудшение жилищных условий, то прилагается решение суда по этому вопросу.