Унитарное государство определение и примеры. Унитарное государство это. Виды унитарных стран


Унитарное государство — это форма государственно-территориального устройства, при котором все административно-территориальные образования находятся в подчинении центральной власти и не имеют никаких законодательных собственных полномочий. Дочитав статью до конца, вы сможете узнать более подробнее об этом.

В современном мире существует несколько видов государственного устройства: , конфедерация и унитарное государство. Каждая форма государственного устройства отличается своими особенностями и имеет ряд определяющих стереотипов.

По большому счету, ключевое отличие скрыто в вертикали власти. Самыми демократичными являются конфедерации, поскольку при этой форме устройства части единого государства максимально независимы друг от друга и от центральной власти. Существующие и развивающиеся социально-экономические, культурные, гражданско-правовые отношения между субъектами-частями государства основаны на принципах равенства, взаимовыгодного сотрудничества и добровольного участия.

Абсолютным антиподом конфедерации можно назвать унитарный тип правления. Современное унитарное государство — это устройство, в котором все части территории государства объединены принципом административного подчинения. Ни одна территория унитарного государства не имеет суверенитета и даже не вправе рассчитывать на его получение без изменения формы государственного устройства.

Классификация по признаку формирования власти

Административно-территориальные единицы унитарного государства – это области, земли, вотчины и прочие единицы. Каждой структурной единицей унитарного государства управляет избираемый (или назначаемый) орган власти, который в свою очередь находится в строгом подчинении к выше стоящим органам управления. Вертикальное подчинение является главным признаком унитарного государственного правления.

По признаку демократического избрания кандидатов в органы власти или единовластного назначения их «сверху» подразделяют такие виды унитарных государств:

  • Централизованное, где формирование нижестоящих ветвей власти осуществляется методом прямого назначения должностных лиц;
  • Децентрализованное, когда государственные органы местного самоуправления состоят из избираемых лиц путем тайного голосования жителей данной территории.

Структурной единицей унитарного децентрализованного государства может быть одна или несколько автономных территорий. В централизованной унитарии автономия исключается однозначно.

Предпосылкой для образования автономии может стать национальный признак, то есть значит если на данной территории проживает большая этническая группа, которая радикально разнится от остальной части населения государства своим культурно-историческим укладом жизни. Автономия предполагает частичное самоуправление в сфере общественной, социально-культурной, экономической деятельности.

Но, автономные республики не могут представлять свои интересы на международной политической арене, участвовать в межгосударственных компаниях по личной инициативе, корректировать государственные правила, закрепленные в Конституции государства (например, менять государственный язык, валюту, административно-территориальное деление, границы и пр). Говоря простыми словами, при решении столь крупных вопросов государственного значения обязательно необходимо согласие/разрешение центральных органов власти.

Административно-территориальное деление государства не всегда однозначно влияет на структуру ветвей управления. Более крупная по размеру территории Великобритания имеет всего 3 ступени административного подразделения государства, а Франция – 4.

Признаки унитарного государства

Вне зависимости от типа управления, состава и количества структурных единиц, кратко и понятно признаки унитарного государства можно описать так:

  • Единый для всех субъектов данного государства законодательный документ – Конституция;
  • Имеются высшие государственные органы исполнительной, судебной и законодательной власти в столице
  • государства, а на местах – есть представители этих органов;
  • Единое гражданство, одна армия, денежная единица;
  • Один государственный язык и символы государства (герб, гимн, флаг);
  • Органы власти на местах могут решать проблемы местного самоуправления, то есть обладают властными полномочиями только в рамках данной территории и только по строго определенному кругу вопросов.

Исходя из выше сказанного, можно дать следующее определение унитарного государства: Унитарная форма государства заключается в централизованной вертикали власти. В результате стремления мирового сообщества к принципам свободы, равенства, демократии, сегодня практически все унитарные государства добровольно перешли на стадию децентрализации, то есть исключили авторитарно-командный стиль из государственного управления. Такое переосмысление схемы руководства обществом в перспективе приведет к тому, что каждый человек сможет активно принимать участие в государственной жизни, то есть стать полноценным строителем своего государства, а не пассивно ждать изменений.

Краткий перечень унитарных государств мира

Большую часть Европы занимают страны с унитарным типом устройства – это 41 государство, из которых есть самые карликовые по размерам территории (Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино и Ватикан) + более крупные примеры (Португалия, Ирландия, Австрия. Греция, Албания, Чехия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Польша, Словакия, Дания, Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Молдавия, Нидерланды, Румыния, Сербия, Словения, Украина, Франция, Хорватия, Черногория, Эстония и пр.)

В Азии количество унитарных государств насчитывается также 41 страну – и это около 90% всех государств Азии. Исключением стали всего 6: Пакистан, Малайзия, Арабские Эмираты, Индия, Россия и Ирак – это представители федеративной формы.

В Африке и в Латинской Америке преобладают страны с централизованной формой унитарного устройства. Такие государства, как Алжир, Египет, Ливия, Мавритания, Тунис, Центральноафриканская Республика, Южно-Африканская Республика, Багамы, Боливия, Доминиканская Республика, Колумбия, Куба, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и другие.

Вывод из данного анонса: унитарная форма устройства государства считается достаточно удобной и выгодной как для государственной власти, так и для простых жителей стран. Тем более с переходом к децентрализации и другим демократическим видам.

Более детально обо всем этом, равно как и о других темах из курса обществознания, вы сможете найти в нашем видеокурсе « ».

Франция,Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее боль­шинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.

Для стран с унитарной формой государственного устройства (такие государства называются простыми или слитными) характерно наличие следующих основных признаков:

1. Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений.

2.Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция ко­торых распространяется также на территорию всей страны. Функциональная, предметная и территориальная компетенция высших органов государственной власти и подчиненной им центральной администрации ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов.

    Единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность. Никакие админи­стративно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут.

    Единая система права. Местные органы управления обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоуста­навливающая деятельность носит сугубо подчиненный характер.

    Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы, создаваемые в административно-территориальных единицах, представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.

    Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Созда­ваемые в этих административно-территориальных единицах местные органы управления в той либо иной степени подчинены центральным органам государственной власти и центральной администрации. Их правовой статус определяется правовыми нормами, входящими в единую общегосударственную систему права.

Таким образом, унитаризм предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой либо косвенный контроль над муниципальными органами, создаваемыми в административно- территориальных единицах.

Исторически унитаризм был прогрес­сивным явлением, ибо он пришел на смену феодальной разд­робленности и партикуляризму. Унитаризм вызывался по­требностями единого рынка, удобствами осуществления государ­ственной админи страции и не ставился в связь с национально­этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств - государства мононациональные. Однако имеются и исключения из этого правила (Испания).

Присущая унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени :

1)В некоторых странах вообще отсутствуют муниципальные органы и адми­нистративно-территориальные единицы управляются назна­чаемыми агентами центральной власти.

2)В других странах местные выборные органы самоуправления создаются, но они поставлены под прямой (Франция, Турция, Япония) или косвенный (Вели­кобритания, Новая Зеландия) контроль центральной адми­нистрации.

Различия в степени и формах контроля со стороны центральной администрации над местными органами само­управления дают определенные основания для деления унитарных государств на:

а) централизованные (Франция, Турция, Япония) и

б) децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия), однако это деление носит сугубо формальный характер.

В настоящее время существует несколько унитарных госу­дарств (Великобритания, Испания, Италия, Дания, Финляндия), государственное устройство которых характеризуется наличием админи стративной автономии для некоторых структурных под­разделений территории.

В состав унитарной Великобритании входят Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер), которые пользуются ограниченной автономией.

За Шотландией согласно Акту об унии 1707 года сохранена привилегия иметь собственную правовую и судебную систему, собственную церковь. В обеих палатах британского пар­ламента за Шотландией резервируются места. Согласно Акту об управлении Ирландией 1920 года Северной Ирландии пре­доставлены права полуавтономной территории, представляющей собой юридически интегральную часть Великобритании.Автономные органы Северной Ирландии обладают ограниченными правами при решении местных вопросов. Исполнительная власть осуществляется губернатором, который назначается британской короной. Имеется кабинет, состоящий из восьми министров во главе с премьер-министром. Парламент Северной Ирландии состоит из двух палат: палаты общин и сената.

Определенные элементы областной автономии имеются в Финляндии. В основных административно-территориальных единицах этой страны - провинциях - отсутствуют какие-либо выборные органы местного самоуправления. Главой провин­циальной администрации является назначаемый президентом республики губернатор. В особую автономную единицу выделены Аландские острова, населению которых, согласно закону о самоуправлении Аландских островов 1957 года, предоставлено право избирать провинциальное собрание.

Федеративное государство.

Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание унитаризма, федерация до настоящего времени является достаточно распространенной формой госу­дарственного устройства и существует в ряде зарубежных стран (США, Канада, Республика Аргентина, Бразилия, Республика Венесуэла, Мексиканские Соединенные Штаты, ФРГ, Австрия, Швейцария, Индия, Федерация Малайзия, Австралийский Союз и др.). В 1988 году бельгийский парламент принял решение о пересмотре конституции, в соответствии с которым Королевство Бельгия преобразуется в федеративное государство, состоящее из Фландрии, Валонии и Брюсселя как самостоятельного региона.

Введение федеративной формы государственного устройства должно быть осуществлено в три этапа.

Федерация представляет собой сложное (союзное) госу­дарство, состоящее из государственных образований, облада­ющих юридической и определенной политической самостоя­тельностью. Составляющие федеративное государство государст­венные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, госу­дарства) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федера­тивная форма государственного устройства обладает следующими характерными признаками, отличающими ее от унитаризма:

1.В отличие от унитарного государства территория федера­тивного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации.

В некоторых федерациях наряду с госу­дарственными образованиями имеются такие территориальные единицы, которые не являются субъектами федерации:

1) В США в самостоятельную единицу выделен Федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица страны - Вашингтон. Территория Бразилии состоит из штатов, Федерального округа и двух особых территорий.

В Индии наряду с 25 штатами имеются 7 союзных территорий.

Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, ибо они не обладают суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой в сфере как внут­ренних, так и внешних отношений. 2)Субъекты федерации юри­дически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или союзного зако­нодательства центральная власть имеет право применения принудительных мер по отношению к субъекту федерации.

Это право центральной власти может быть закреплено в конституции (Индия, Аргентина, Венесуэла и др.), но и в тех случаях, когда подобных норм в конституции нет, центральная власть всегда имеет возможность силой принудить субъект федерации к повиновению.

3) Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза. Однако вопреки широко рас­пространенному мнению вряд ли можно считать отсутствие права сецессии обязательным признаком федерации. История знает целый ряд случаев, когда сецессия осуществлялась фактически (Гражданская война в США, сецессия Сенегала из Федерации Мали, сецессия Сингапура из Федерации Малайзия, сецессия Бангладеш из Пакистанской федерации); еще больше было неудачных попыток осуществления сецессии. Нет никаких органических причин, которые исключали бы юридическое закрепление права сецессии в конституции.

2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью , т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции. Следует сразу же оговорить, что некоторые федерации не наделяют субъекты учредительной властью.

Наделение субъектов федерации учредительной властью обычно закрепляется в соответствующих положениях союзной конституции. Однако федеративные конституции устанавливают принцип субординации, согласно которому конституции субъек­тов федерации должны полностью соответствовать союзным конституциям. Так, ст. 28. 1 Основного закона ФРГ гласит: «Конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе настоящего основного закона».

Принцип соответствия конституций субъектов федерации союзной конституции неукоснительно соблюдается и в тех случаях, когда в отдельных государственных образованиях со­храняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию (в Баварии и Гессене конституции были приняты в 1946 г., в Рейнланд-Пфальце, Сааре и Бремене - в 1947 г., в штате Массачусетс действует конституция, принятая в 1780 г., в штате Нью-Гэмпшир - в 1783 г.).

3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Эти акты действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций. Соответствующие нормы содержатся в конституциях. Так, ст. 31 Основного закона ФРГ постановляет. «Федеральное право имеет перевес над правом земель». Более детально это положение регулируется в ст. 75 конституции Федерации Малайзия: «Если какой-либо закон государства про­тиворечит федеральному закону, то преимущественную силу имеет федеральный закон, а закон государства в той части, в которой он противоречит федеральному закону, является недей­ствительным» .

Следует иметь в виду также и то, что в пределах субъектов федерации действуют общесоюзные законы. Кроме того, феде­ральные законодательные органы могут, как правило, принимать законы специально для определенных членов федерации.

4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституция союза и соответ­ствующего государственного образования определяет порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации.

Обычно независимо от числа членов федерации судебная система строится по единому образцу. Наиболее типичный пример в этом отношении - судебная система 50 американских штатов.

Высшей судебной инстанцией штата является верховный суд штата, состав которого либо избирается населением, либо назначается губернатором с согласия сената штата. Верховный суд штата главным образом занимается рассмотрением апелляций на решения нижестоящих судов. Подобно Верховному суду США верховные суды отдельных штатов обладают также правом конституционного надзора. Они не только могут отменить любой закон штата под предлогом его несоответствия конституции штата, но и ревизовать конституцию штата. Верховный суд штата может признать недействительным любой раздел конституции штата на том основании, что он противоречит федеральной конституции.

В крупных штатах создаются промежуточные апелляционные суды, которые рассматривают жалобы на решения судов первой инстанции по менее важным делам. Наиболее важными судами первоначальной юрисдикции, рассматривающими дела с участием присяжных заседателей, являются окружные суды штатов. Они в свою очередь располагают апелляционной юрисдикцией в отношении решений низших судов (единоличные мировые судьи, полицейские суды, муниципальные суды).

    Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образо­вания. Система двойного гражданства закрепляется конституци­ями большинства федеративных государств. В США двойное гражданство закрепляется разделом вторым статьи 4 и разделом первым XIV поправки к конституции. Соответствующие положения содержатся в конституциях ФРГ, Швейцарии, Австрии. Конституции некоторых федераций (Индия, Малайзия и др.) признают только союзное гражданство.

Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства является, по сути дела, обычной юридической фикцией, так как этот институт на практике никаких правовых последствий не порождает.

    Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Исключения из этого общего правила появились только после второй мировой войны в связи с образованием молодых государств.

Впервые однопалатная система при федеративной форме государственного устройства была введена конституцией Исламской Республики Пакистан 1956 года, но она просуществовала лишь до ок­тябрьского переворота 1958 года. Конституция Пакистана 1962 года восстановила федеративную форму государственного устройства и однопалатный парламент. Согласно Конституции 1973 года федеральный парламент Пакистана состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Однопалатная система была установлена конституцией Федеративной Республики Камерун 1961 года. Конституция 1972 года отменила федерацию.

В настоящее время во всех федерациях применяется би­камерализм. Нижняя палата рассматривается как орган обще­союзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации (принцип формирования: равного и неравного представительства):

*Согласно принципу неравного представительства норма пред­ставительства субъекта федерации в верхней палате устанав­ливается в зависимости от численности населения . Так, каждая земля ФРГ располагает в бундесрате не менее чем тремя голосами; земли с населением свыше двух миллионов жителей имеют четыре голоса, а земли с населением свыше шести миллионов жителей - пять голосов. Число представителей, посылаемых землями Австралии в союзный совет, колеблется от 3 до 12. В Канаде установлены следующие нормы представительства провинции в сенате: Онтарио и Квебек - по 24, Новая Шотландия и Нью- Брансуик - по 10, Манитоба, Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван и Ньюфаундленд - по 6, остров Принца Эдуарда - 4. Норма представительства штатов Индии в совете штатов колеблется от 1 (Гоа, Манипур, Сикким и др.) до 34 (Уттар- Прадеш), норма представительства союзных территорий от 1 (Пондичери) до 3 (Дели).

*Принцип равного представительства на практике приводит к тому, что преобладающее влияние в верхних палатах получают малонаселенные и обычно политически и экономически отсталые субъекты федерации.

По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (сенаты США, Мек­сики, Венесуэлы, Австралийского Союза) и назначаемые (сенат Канады, бундесрат ФРГ).

Все вышеперечисленные признаки федерации отличают ее как от унитаризма, так и от конфедерации, которая не представляет собой формы государственного устройства, а является формой объединения суверенных государств.

7.Разграничение полномочий между федерацией и субъектами:

1)принцип «дуалистического федерализма»- конституция устанавливает сферу исключительной компетенции союза, давая перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативные акты. Все остальные полномочия относятся к ведению субъекта. Например, США.

2) принцип двух исключающих компетенций- устанавливается перечень

Полномочий союза и субъектов федерации. Например, Канада.

Устанавливаются две сферы компетенции: компетенция союза и конкурирующая компетенция. Например, ФРГ.

Три сферы полномочий: союза, субъекта, совместная компетенция союза и субъекта. Например, Индия.

Автономия

В некоторых зарубежных странах в том либо ином виде существует административная автономия, предоставляемая их структурным подразделениям, обладающим существенными национальными, этническими, географическими или истори­ческими особенностями.

В настоящее время к числу этих стран относятся Дания, Испания, Финляндия, Португалия, Шри-Ланка и Индия. Обычно это страны с унитарной формой государственного устройства.

Общие положения об автономии устанавливаются конститу­циями соответствующих стран. Кроме того, их парламенты принимают специальные законы об автономном статусе конкретных территориальных подразделений.

Автономные обра­зования наделяются более широкими правами, чем муни­ципальные органы обычных административно-территориальных единиц. Создаваемые в автономных образованиях предста­вительные учреждения и органы управления более самостоя­тельны по отношению к центральной власти, чем обычные муниципалитеты. Таким образом, создаются чисто юридические гарантии того, что управление автономными образованиями будет осуществляться с учетом присущих им определенных специфи­ческих особенностей. Следует иметь в виду, что, как правило, объем полномочий автономных образований значительно меньше, чем у субъектов федерации.

Структура органов управления автономными образованиями мало чем отличается от обычной структуры органов власти и управления субъектов федерации. Обычно автономное образование избирает свой представительный орган и формирует органы управления. Как правило, центральная власть имеет в автономном образовании своего представителя, наделенного конт­рольными полномочиями.

Так, например, на Фарерских островах, которые получили автономный статус в рамках Датского ко­ролевства в 1948 году, местное население избирает свой мини­парламент - лигтинг, который осуществляет «законодательную власть» и формирует свой исполнительный орган. Центральное правительство представляет наместник, назначаемый королевой по представлению совета министров. Наместник осуществляет контроль за исполнением на Фарерских островах законов датского парламента, возглавляет местную полицию и осуществляет некоторые другие административные функции.

С 1979 года статус автономного образования получила Гренландия. В 1984 году был избран местным населением представительный орган - ландстинг. Исполнительные полно­мочия осуществляются губернатором, который назначается в том же порядке, что и наместник на Фарерских островах.

В Финляндии автономными правами наделены Аландские острова, населенные преимущественно шведами. Законодательные полномочия осуществляются ландстингом, а исполнительные губернатором, назначаемым президентом республики.

Статья 2 Конституции Испании 1978 года «признает и га­рантирует право на автономию национальностей и регионов...». Процесс реального воплощения в жизнь этих конституционных предписаний формально завершился в 1983 году, когда были созданы четыре «национальных области» (Страна Басков, Каталония, Андалусия и Галисия) и 13 исторических областей. Правовой статус автономных сообществ на основании пред­писаний Главы третьей конституции определяется органическим законом, который принимается центральным парламентом для каждого сообщества (области) в отдельности. Проекты этих законов разрабатываются областными ассамблеями. Националь­ные области наделяются более широкими полномочиями, чем исторические.

Деятельность областных властей поставлена под контроль правительства, конституционного суда и некоторых других органов центральной администрации. «Автономизация» Испании была осуществлена под сильным влиянием Итальянской конституции 1947 года, которая предусматривает наделение всех областей общим и специальным автономным статусом.

Согласно принятой в 1956 г. 7-й поправке к Конституции, Индия допускает ограниченную автономию для семи союзных территорий.

Конфедерация.

Конституционному праву и международному праву известно по­нятие «конфедерация». Объединение государств в конфедеративный союз не ведет к созданию нового государства; это международно-пра­вовое объединение. Поэтому словосочетание «конфедеративное госу­дарство» просто не имеет права на существование.

Разумеется, конфедерация может быть первым шагом на пути к более тесному единству, тогда на смену конфедерации приходит фе­деративное государство (это имело место в Швейцарии, бывшей сна­чала конфедерацией, затем она стала федерацией, сохранив прежнее название «Швейцарская Конфедерация»). Однако известны и такие примеры, когда конфедерации существовали недолго, к более тесно­му единству не привели и распадались (например, конфедерация Се­негала и Гамбии - Сенегамбия, просуществовавшая восемь лет и уп­раздненная в 1989 г.).

Для истории нашего государства вопрос о конфедерации интере­сен по двум периодам:

во-первых, некоторые исследователи считают: когда на террито­рии бывшей Российской Империи образовались независимые республики и в них победила советская власть, отношения между совет­скими республиками в период 1919-1922 гг. были конфедеративны­ми, а затем на смену им пришло создание Союза ССР; т.е. здесь можно говорить как бы о переходе от конфедерации к федерации (мы кос­немся данного вопроса далее);

во-вторых, М.С. Горбачев и его сторонники, пытаясь сохранить Союз ССР в 1990- 1991 гг. и разрабатывая Союзный договор, который взамен Договора 1922 г. должен был сохранить и укрепить СССР, в по­следних вариантах этого документа фактически превращали союзное государство в конфедерацию - оно лишь формально оставалось еди­ным государством, а наделе превращалось в международно-правовое объединение союзных республик, подтверждая это даже своим новым названием ССГ - Союз Суверенных Государств; в данном, случае можно говорить об обратном процессе - переходе от федерации к конфедерации.

Исследуем понятие, признаки, принципы и виды унитарных государств .

Понятие унитарного государства

Государство является унитарным (целостным, простым, единым), в случае если все или большинство его частей представляют собой обычные административно-территориальные единицы.

В составе унитарного государства отсутствуют какие-либо государственные образования, обладающие политической самостоятельностью. На территории унитарного государства могут быть отдельные автономные национально-государственные образования, в том числе обладающие отдельными атрибутами и признаками собственной государственности.

Признаки унитарного государства

К признакам унитарного государства относят следующие: единая конституция, единая система центральных органов государственной власти, единое гражданство, единая правовая и судебная системы.

Принципы унитарного государства

Самым важным принципом функционирования унитарного государства признается то, что местные органы в определенной степени находятся в подчинении у центральных институтов государственной власти и подконтрольны им.

Одним из принципов выступает то, что составные части унитарного государства обычно обладают статусом простых административно-территориальных единиц. Управление ими осуществляется на основе центрального законодательства.

Важным принципом является отсутствие у административных образований возможности повлиять на территориальные изменения их границ . Их территория может изменяться простым общенациональным законом, при этом согласия местных или региональных органов власти и населения не требуется.

Виды унитарных государств

В зависимости от формы и степени контроля центральной власти за местными органами исследователи выделяют три вида унитарных государств : децентрализованные, относительно децентрализованные, централизованные.

К децентрализованному виду унитарных государств относят страны, в которых региональные органы власти создаются вне зависимости от центральных органов. По этой причине юридические отношения между ними выстраиваются на началах децентрализации (Япония, Новая Зеландия). Примером децентрализованного вида унитарного государства считается Великобритания, отдельные регионы которой (Уэльс и Шотландия) имеют самостоятельность (автономию).

Относительно децентрализованные унитарные государства - это страны с развитой административно-территориальной автономией (Италия, Испания, Португалия).

Централизованными унитарными государствами считаются страны, в которых преобладает роль центра в государственном управлении. Поэтому подчинение региональных органов власти центру реализуется при посредничестве должностных лиц, которых назначает столица (Норвегия, Нидерланды, Дания, Казахстан, Узбекистан и т.д.).

Введение……………………………………………………………………………3

1 Форма государственно-территориального устройства. ………………………5

1.1 Понятие и характеристика унитарного государства………………………..10

2 Унитарные государства в современном мире…………………………………14

Заключение.………………………………………………………………………...22

Глоссарий…………………………………………………………………………..23

Список использованных источников …………………………………………….25

Приложение...………………………………………………………………….......27

Введение

Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства. В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов.

Унитарные государства:

Одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;

Одна конституция, финансовая, налоговая и законодательные системы, единые вооруженные силы;

Наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.

Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. В унитарном государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы.

Унитаризм по сравнению с дроблением территории на уделы, княжества, - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы

Цель моей курсовой работы - раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.

Для написания работы я использовал учебную литературу по курсу "Теория государства и права" и "Конституционное право зарубежных стран"., а также монографии. В целом, мне хотелось бы отметить, таких авторов учебников как: Мишина А. А. Венгерова А. Б. Хропанюка В. Н. Данные учебные пособия отличает простота и доступность, с которой излагается тема, а также множество приведенных примеров, позволяющих мыслить уже не гипотетически, а основываясь на конкретных фактах.

Основная часть

1глава основной части

Для рассмотрения понятия «унитарная форма государственного устройства», на мой взгляд, необходимо сказать несколько слов о формах государственного устройства, так как «унитарное государство» является составляющей формой государственного устройства.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Форма государственного устройства показывает:

а) из каких субъектов состоит государства;

б) каково правовое положение субъектов, и какие взаимоотношения между ними;

в) как строятся отношения между центральными и местными органами власти;

г) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

«Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику наличной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована» .

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на основные группы:

1) Унитарное государство - это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложи­лась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут слу­жить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран и иных форм государственного устройства федераций и конфедератив­ных государственных союзов.

С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными власти, унитарные государства можно разделить:

а) Децентрализованные государства - это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостаятельно решает переданные им в ведвние вопросы. Чаще всего – это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

б) Централизованные государства - это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральными органами управления.

Также являются государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родо-племянным вождям. В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

в) На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.

Унитарное государство в зависимости от этнического состава может быть:

● национальным (Франция, Эстония, Япония);

● многонациональным (Китай, Афганистан);

Унитарная форма государственного устройства ха­рактерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, например любая республика в составе Российс­кой Федерации является государством с унитарной формой правления .

2) Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Такие государства как: Российская Федерация, Канада, Австрия, Индия и т.д.

Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических ре­волюций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

В зависимости от принципа формирования различают виды федерации:

а) административные, где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности, запасы полезных ископаемых и другие территориально-экономические признаки (США, Мексика);

б) национальные, основой территориального деления служит этнический состав населения (Югославия).

3) Конфедерация - это государствен­ный союз государств . То есть ни одно из государств - членов кон­федерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную сис­тему, армию, полицию и т.д.

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для ре­шения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управле­ния; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Унитарное государство – это модель государственного строя, которая характеризуется отсутствием каких-либо государственных формирований, имеющих элементы суверенности. Все административно-территориальные единицы, будь то губернии, области, края или районы, подчинены единому центральному органу власти. Помимо всего прочего, на территории унитарного государства в большинстве случаев действует единый правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, а также единые судебные и законодательные акты. Стоит отметить, что львиная доля стран мира обладает унитарной моделью государственного строя.

Унитарная форма государственного устройства считается одной из самых первых. По мнению историков, она появилась, как только возникло первое государство. То есть все без исключения страны и государственные образования в далеком прошлом обладали унитарной формой государственного строя. В качестве примера можно привести Римскую империю, императорский Китай, Японию, а также все средневековые королевства Европы.

Позднее, в большинстве своем из-за развития идей просвещения и построения человеческого общества, в котором наивысшей ценностью выступает жизнь и благополучие человека, стали зарождаться иные формы государственного строя, к коим относятся федерации и конфедеративные государственные союзы.

Признаки и преимущества унитарных государств

Государство считается унитарным, если оно обладает следующими признаками:

  1. Отсутствие суверенитета у составных частей государства.
  2. Единая правовая связь физического лица и государства, выраженная в совокупности взаимных прав, ответственности и обязанностей.
  3. Единая исторически сложившаяся или установленная на законодательном уровне единица измерения денег.
  4. Единая система взаимосвязанных нормативно-правовых актов, обладающих юридической силой.
  5. Единый для всей страны учредительный правовой акт или их совокупность, имеющие верховенство на всей территории государства.

Достоинства унитарного государства:

  • на территории всего государства действует единый основной закон, обладающий наивысшей юридической силой (конституция);
  • равноправие всех административно-территориальных единиц государства;
  • общая для всей страны система высших органов власти;
  • все решения и юридические действия органов местного самоуправления контролируются и подчиняются парламенту, главе государства или правительству (в зависимости от формы правления);
  • общий бюджет государства, то есть все финансы страны контролируются единой совокупностью финансовых служб или правительственных программ;
  • расходы на содержание правительства и власти в целом не распыляются на федеральном уровне;
  • общая судебная система;
  • общий рынок;
  • внутренние войска подчинены только центральным органам власти.

Из недостатков же можно выделить возможность поглощения всей государственной власти органами местного самоуправления. Более того, в случае возникновения конфликтов, они могут продолжаться на протяжении не одного столетия. Яркими примером является Великобритания и Северная Ирландия.

В связи с этим данная система управления государством подходит только тем странам, которые имеют небольшие территории. В противном случае власть не может быстро реагировать на возможные конфликты и недовольства. Как следствие, страдает качество контроля над административно-территориальными единицами.

Ниже представлен список стран с унитарной формой государственного строя.

Европа Азия Африка
Андорра Азербайджан Алжир
Беларусь Армения Ангола
Беларусь Афганистан Бенин
Ватикан Бангладеш Ботсвана
Бахрейн Буркина
Венгрия Бруней Фасо
Греция Бутан Бурунди
Дания Восточный Тимор Габон
Ирландия Вьетнам Гамбия
Исландия Грузия Гана
Испания Израиль Гвинея
Италия Индонезия Гвинея-Бисау
Латвия Иордания Джибути
Литва Иран
Лихтенштейн Йемен Замбия
Люксембург Казахстан Зимбабве
Македония Камбоджа Кабо-Верде
Мальта Катар Камерун
Молдавия Кипр Кения
Монако Киргизия Конго (Браззавиль)
Нидерланды Китай Конго (Киншаса)
Норвегия Кувейт Кот-д’Ивуар
Польша Лаос Лесото
Португалия Ливан Либерия
Румыния Мальдивы Ливия
Сан-Марино Монголия Маврикий
Сербия Мьянма Мавритания
Словакия Оман Мадагаскар
Словения Саудовская Аравия Малави
Украина Северная Корея Мали
Сингапур Марокко
Франция Сирия Мозамбик
Хорватия Таджикистан Намибия
Черногория Таиланд
Чехия Туркменистан
Швеция Турция
Эстония Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка

Классификация

Несмотря на единый строй, унитарные государства имеют множество классификаций.

Классификация по признакам централизованности:

  1. Децентрализованные – это такие государства, в которых административно-территориальные единицы создаются вне зависимости от центральных региональных органов. Яркими примерами децентрализованных унитарных государств являются: Япония, Испания, Великобритания, Италия и Новая Зеландия.
  2. Централизованные унитарные государства характерны наличием региональных органов, возглавляемых какими-либо должностными лицами. Последние, в свою очередь, назначаются центральным органом власти. Из централизованных унитарных государств можно выделить Казахстан, Нидерланды и Узбекистан.
  3. Относительно децентрализованные унитарные государства представляют собой страны, которые одновременно сочетают в себе местное и централизованное государственное управление. Проявляется такой способ управления центральным административным контролем, следящим за деятельностью каждого органа местного самоуправления.

Классификация по признакам автономии:

  1. Простые унитарные государства – это те государства, которые по большей части характерны полным отсутствием административно-территориального разделения по причине маленькой территории, занимаемой государством.
  2. Сложные унитарные государства имеют в своем составе небольшое количество автономий. Например, Абхазская Автономная Республика входит в состав Грузии, а Фарерские острова и Гренландия в состав Дании.
  3. Регионалистские унитарные государства полностью состоят из автономных республик или округов. Являются своего рода промежуточным этапом в эволюции из унитарного государства в федерацию.

Примеры

Япония – это островное государство, располагающееся в Тихом океане, восточнее Японского моря, Южной и Северной Кореи, Китая и России. Территория Японии раскинулась от Охотского моря до Тайваня. Благодаря такому расположению, Японию часто называют Страной восходящего солнца.

Официальной датой основания Японии считается 11 февраля 660 года до н. э. Однако некоторые ученые считают, что это произошло в 3-4 веке. Несмотря на то, что на законодательном уровне официальный язык в этой стране никак не регламентируется, им все же считается японский. Столицей Японии является город Токио. Помимо него, в государстве имеются такие крупные города как Кобе, Киото, Осака, Сайтама и другие.

Форма правления Японии – конституционная монархия, то есть монарх в сфере государственной власти не наделен верховными полномочиями. Императором Японии в настоящий момент является Нарухито, а премьер-министром Синдхо Абэ.

Территория Японии составляет 377 944 квадратных километров. Ее населяет свыше 126 млн. человек. Основная валюта страны – иена.

Великобритания – это островное государство, расположенное на северо-западе от стран Европы, находящихся на континенте. Полное название страны — Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Расположено государство на Британских островах в Атлантическом океане.

Официальная дата основания Великобритании – 1922 год. Именно в этом году Ирландское Свободное государство отделилось от Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии. Официальный язык Великобритании — английский. Столицей этого государства является Лондон, на административном уровне образующий регион под названием Большой Лондон и разделенный на 33 автономных территорий.

В Великобритании формой правления является парламентарная монархия, то есть монарх здесь не имеет властных полномочий и выступает скорее в роли представительской или церемониальной фигуры. На 2019 год Королевой Соединённого Королевства является Елизавета 2, а премьер-министром Тереза Мэй, в мае объявившая о том, что с 7 июня намерена уйти в отставку.

Великобритания занимает 243 тыс. квадратных километров, 1,3% которых является водной поверхностью. Населения страны 66 млн. человек.

Египет – это арабское государство, располагающееся в Северной Африке, а также на территории Синайского полуострова. Вследствие этого данное государство нередко называют страной двух материков. Официальное название Египта – Арабская Республика Египет.

Официальная дата основания, или правильнее будет сказать дата независимости, — 22 февраля 1922 года. Именно на нее приходится отделения Египта от Британской империи. Официальный язык — арабский. Столицей же Республики Египет является Каир.

В Египте действует президентско-парламентская форма правления, которая характерная балансом между парламентом и президентом, коим на 2019 год является Мустафа Мадбули. Территория страны — 1 млн. квадратных километров, а население — 97 млн. человек.

Финляндия – это государство в Северной Европе с населением свыше 5 млн. человек и площадью 338 тыс. квадратных километров. Официальное название – Финляндская Республика. Столица страны и одновременно с этим крупнейший ее город – Хельсинки, расположенный в южной части Финляндии. В государстве официальными языками считаются финский, саамский и шведский, причем используются они в зависимости от территориальной принадлежности граждан. Так, на Аландских островах преобладает шведский, а вот в северной части Финляндии для общения используют саамские языки.

Основной формой государственного правления является парламентская республика. Это система организации высших органов государственной власти характерна тем, что основные бразды власти лежат в руках парламента, а не президента.

Независимость Финляндия получила только 6 декабря 1917 года. До этого она входила в состав Советской России. Также стоит отметить, что эта страна состоит в Северном паспортном союзе, ООН, Шенгенском соглашении, а также Северном и Европейском союзе.

На востоке Финляндия граничит с Россией, на северо-западе со Швецией, а ее северная часть имеет общую границу с Норвегией. Западная же часть Финляндии омывается водами Балтийского моря, если быть точнее, его заливами – Финским и Ботническим. Пределы Финляндской республики на море ограничиваются границей с Эстонией.

Примечательно то, что согласно докладу Организации Объединенных Наций о счастье, опубликованном в 2018 году, Финляндия занимает первое место. То есть жители этой страны являются самыми счастливыми. Помимо всего прочего, в 2010 году это государство возглавляло список «Лучших стран мира» по версии американского новостного журнала Newsweek. А с 2011 по 2014 годы фонд «Fund for Peace» признал Финляндскую Республику самой стабильной страной во всем мире.

Южная Корея, или Республика Корея, – это государство, территория которой расположена в Восточной Азии на Корейском полуострове. Население страны составляет 51 млн. человек, а ее площадь не превышает 100 тыс. квадратных километров. Форма правления Южной Кореи – президентская республика, то есть президент здесь играет значительную роль в управлении государством, в отличие от той же парламентской республики.

Началом появления этой страны послужило советско-американское соглашение, заключенное летом 1945 года, согласно которому две сверхдержавы разделили свое влияние на Корейском полуострове. Согласно договоренностям, северная часть острова перешла под юрисдикцию СССР, а южная — США. Тем самым, днем независимости Республики Корея от Японской империи считается 15 августа 1945 года.

17 июля 1948 года был принят основной закон страны, то есть Республика Корея обзавелась своей собственной конституцией. Временное правительство Южной Кореи, находящее в изгнании во время оккупации Японией Восточного Китая, согласно принятой конституции, считалось законным только с 1919 по 1948 года.

На протяжении своего существования страна управлялась как демократическими, так и авторитарными политическими режимами. Только представьте, за какие-то пятьдесят с небольшим лет, в Южной Кореи было сформировано шесть разных правительств. Так, Первая Республика, к слову, имевшая демократический режим, постепенно скатилась до авторитарного способа правления, что и привело к реформам. Вторая Республика также основывалась на демократии, однако и она была свергнута, причем произошло этого всего за год. Опять на смену демократии пришло военное правительство. Третья, Четвертая и Пятая Республики, несмотря на свою демократичность, считаются продолжением авторитарного режима, поэтому и они не просуществовали долго. Начиная с 1987 года, в Южной Корее действует Шестая Республика, полностью вернувшаяся к демократическому способу управления страной.

Вконтакте