В систему орд не входят. Предмет и система науки "оперативно-розыскная деятельность". Понятие принципов ОРД, их система и значение


    Характер и состав унифицированной системы организационно-распорядительной документации.

    Состав реквизитов ОРД и схема их расположения по ГОСТ Р 6.30-2003.

1. Деятельность любой организации сопровождается созданием документов. Оформление деловой документации в соответствии с действующими правила обеспечивает защиту интересов организации, повышает эффективность управленческого труда. Требования к оформлению документации организации устанавливает ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». ГОСТ Р 6.30-2003 принят постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003г. № 65-ст и введен в действие с 1 июля 2003 г.

Среди большого разнообразия видов служебных документов, образующихся на предприятиях и в организациях организационно-распорядительная документация (ОРД) занимает особое место. ГОСТ Р. 511141-98 понятие организационно-распорядительные документы трактует следующим образом: «Вид письменного документа, в котором фиксируют решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц».

Согласно Общероссийскому классификатору управленческой документации

(ОКУД) организационно-распорядительные документы систематизированы по следующим функциям:

    создание организации, предприятия;

    реорганизация организации, предприятия;

    ликвидация организации, предприятия;

    приватизация государственных и муниципальных организаций, предприятий;

    распорядительная деятельность организации, предприятия;

    организационно-информационное регулирование деятельности организации, предприятия.

Исходя из перечисленных функций, ОРД классифицируют на три группы:

    организационная документация – уставы, положения, правила, инструкции, штатные расписания;

    распорядительная документация – приказы, распоряжения, постановления, решения, указания;

    информационно-справочная документация – письма, телеграммы, телефонограммы, факсы, акты, протоколы, докладные и служебные записки, и т.д.

ОКУД в число ОРД включает документы по личному составу (кадрам) – заявления, справки, личные карточки, приказы (распоряжения) о приеме на работу и др.

2. Под реквизитом документа ГОСТ Р 51141-98, понимается «обязательный элемент оформления официального документа». Некоторые исследователи, подчеркивая значение реквизитов документов, указывают, что под документированной информацией понимается такая организационная форма, которая определяется как единая совокупность: содержания информации; реквизитов, позволяющих установить источник, полноту информации, ее достоверности, принадлежность и другие параметры; материальные носители информации, на котором ее содержание и реквизиты закреплены (Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации: Комментарий / Институт государства и права РАН. М., 1996).

В данном случае, однако, следует иметь в виду, что зафиксированная на материальном носителе информация относится к тем или иным реквизитам и содержание информации складывается из отдельных реквизитов, таких как «дата документа, регистрационный номер документа, подпись, оттиск печати» и др. основную содержательную нагрузку несет реквизит «текст документа».

Каждый документ состоит из отдельных составляющих его элементов, которые называются реквизитами (подпись, печать, текст и др.).

Совокупность реквизитов, расположенных в документе определенным образом, составляет его формуляр.

Формуляр-образец разрабатывается при создании системы документирования и представляет собой графическую модель или схему построения документа. Он устанавливает форматы, размеры полей, расположение постоянных и переменных реквизитов. Формуляр-образец делит площадь формата на три зоны: служебное поле документа, поле для размещения углового штампа и рабочее поле документа. Служебным полем документа является часть площади формата, предназначенная для полей документа и закрепления его в средствах хранения. Поле для размещения углового штампа располагается в левом верхнем углу формата или в верхней части при продольном варианте расположения штампа. Остальная часть площади формата составляет рабочее место документа. Площадь формата заполняется информационными элементами документа.

Государственный стандарт Российской Федерации Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» устанавливает почти максимальный набор реквизитов для любого из управленческих документов и их месторасположение на бумажном носителе информации. Всего установлено 30 реквизитов. Но так как некоторые из них взаимоисключающие и часть реквизитов зависит от вида документа, то на конкретном документе их будет гораздо меньше. Весь набор реквизитов при подготовке одного документа не применяется. Так, на бланке нельзя одновременно поместить изображение Государственного герба Российской Федерации и товарного знака, «Справочные данные об организации» (реквизит письма) и «Место составления или издания документа» (реквизит общего бланка и бланка конкретного вида документа). Указанные в стандарте реквизиты используются в зависимости от вида организационно-распорядительного документа. Следует иметь в виду, что закрепленный в ГОСТ 6.30 – 2003 перечень реквизитов относится только к организационно-распорядительным документам (хотя с помощью этих реквизитов оформляются и документы других систем документации). В законодательстве нет единого перечня реквизитов для всех систем документации. Реквизиты бухгалтерских, отчетно-статистических и других документов определяются правилами, установленными для этих систем документации. В стандарте указаны реквизиты, используемые для изготовления бланков, и реквизиты, используемые при оформлении документов. Классификация реквизитов по другим признакам в стандарте не проводится. В некоторых нормативных актах, устанавливающих требования к оформлению документов, разделяются обязательные и дополнительные реквизиты либо указывается перечень реквизитов, которые должен иметь документ определенного вида. Например, в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации определено, что подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

    наименование органа (органов), издавшего акт;

    наименование вида акта и его название;

    дата подписания (утверждения) акта и его номер;

    наименование должности и фамилии лица, подписавшего акт.

ГОСТ Р 6.30-2003 не разграничивает реквизиты традиционных бумажных документов и электронных документов. Такой подход характерен и для нормативных актов, определяющих правила оформления документов других систем. Вместе с тем следует учитывать, что продолжает действовать ГОСТ 6.10.4-84 Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения, устанавливающий обязательные реквизиты машиночитаемых документов: код и наименование организации – создателя документа; местонахождение организации – создателя документа или почтовый адрес; код формы документа; название документа; дата подписания документа; кодовое наименование лица, ответственного за изготовление документа. При создании дубликатов и копий машиночитаемых документов в состав реквизитов включается отметка о подлинности документа (подлинник, дубликат, копия). Установлен следующий состав реквизитов:

01 – Государственный герб Российской Федерации;

02 – герб субъектов Российской Федерации;

03 – эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);

04 – код организации;

05 – основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;

06 – идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет

(ИНН/КПП);

07 - код формы документа;

08 – наименование организации;

09 – справочные данные об организации;

10 – наименование вида документа;

11 – дата документа;

12 – регистрационный номер документа;

14 – место составления или издания документа;

15 – адресат;

16 - гриф ограничения к доступу документа;

17 – резолюция;

18 - заголовок к тексту;

19 - отметка о контроле;

20 – текст документа;

21 – отметка о наличии приложения;

22 – подпись;

23 – гриф согласования документа;

24 – виза согласования документа;

25 – оттиск печати;

26 – отметка о заверении копии;

27 – отметка об исполнителе;

28 – отметка об исполнении документа и направлении его в дело;

29 – отметка о поступлении документа в организацию;

30 - идентификатор электронной копии документа.

Предусмотренный стандартом состав реквизитов следует считать типовым , поскольку набор их при подготовке документов одного и того же наименования в различных управленческих ситуациях может быть различным.

При работе с электронными (машиночитаемыми) документами следует учитывать требования ГОСТ 6.10.4 – 84 (Унифицированная система документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения), который устанавливает обязательные реквизиты машиночитаемых документов; код и наименование организации – создателя документа; местонахождение организации – создателя документа или почтовый адрес; код формы документа; название документа; дату подписания документа; кодовое наименование лица, ответственного за изготовление документа. При создании дубликатов и копий электронных документов в состав реквизитов включается отметка о подлинности документа (подлинник, дубликат, копия).

Контрольные вопросы:

1. Какие виды организационно-распорядительной документации обращаются на предприятиях и

организациях?

2. Что собой представляет формуляр образец для ОРД?

3. Каков типовой состав реквизитов ОРД?

4. Назовите постоянные (основные) реквизиты любого документа.

Оперативно-розыскная деятельность, как и другие виды юридической деятельности, осуществляется исключительно на основе основополагающих правил, роль которых выполняют принципы. Принципы (от лат. principium - начало, основа) выступают в объективной действительности в качестве руководящих, организующих идей, требований и правил, которыми руководствуются люди в той или иной области своей практической деятельности. Наряду с этим под термином «принцип» подразумевается внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения. В сфере ОРД внутреннее убеждение должно отражать объективные и существенные закономерности, обусловленные складывающимися в данной сфере общественными отношениями. В наиболее общем виде принципы ОРД можно представить в следующем виде:

  1. конституционные принципы законности, уважения и соблюдений прав и свобод человека и гражданина (при осуществлении ОРД следует соблюдать права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Конституцией РФ);
  2. принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Принципы являются связующим звеном в любой системе, они не существуют сами по себе, вне какой-либо деятельности, которая дает им конкретное организационное и тактическое наполнение. В то же время они вносят единство в истолкование знания и служат отражением в нем основных объективных закономерностей какой-либо деятельности. Внешнее отклонение от принципов неизбежно приводит к извращениям ее сути, а при большом количестве отклонений - к перерождению в иной вид деятельности.

Принципы ОРД были сформулированы теорией на основе обобщения и анализа практической деятельности оперативных подразделений и, как следствие, познания этих закономерностей. Эти принципы закреплены в нормах Закона об ОРД и ведомственных подзаконных нормативных актах, которые должны соблюдаться оперативными сотрудниками. Они также являются отражением специфических закономерностей в области борьбы с преступностью, ведущейся с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов.

Принципы ОРД - это закрепленные в законодательных и иных нормативных актах и выработанные оперативно-розыскной практикой руководящие идеи, основополагающие начала, а также нравственные представления общества относительно сущности, цели и задач организации и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов.

По своей сути принципы ОРД носят императивный, властно-повелительный характер и содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом оперативно-розыскных средств.

Первоначально систематизированная научная классификация принципов получила наибольшее распространение в специальной литературе 1970-х гг. Несмотря на то что в ней существует различное толкование понятия, содержания и системы принципов, ученые единодушно признают их наличие в сфере ОРД и обосновывают их определенную специфику.

Каждый принцип отражает определенные закономерности общественной жизни, сочетает в себе комплекс однородных свойств и признаков, совокупность которых, отличаясь автономным характером, приобретает очертание того или иного исходного положения ОРД. В свою очередь, каждый принцип ОРД неизбежно должен влиять на систему ее руководящих начал. В своей целостности система призвана в общем виде выражать сущность, социальную и юридическую природу ОРД.

Под системой следует понимать объединение некоторого разнообразия в единое и одновременно четко расчлененное целое. В системе должно быть в наличии такое количество принципов, которое в полной мере способствует исполнению функций и решению задач, стоящих перед субъектами ОРД. Каждый принцип системы по содержанию должен быть относительно независим. Однако это не означает, что нарушение одного принципа не повлечет за собой нарушения другого. Они создают предпосылки к формированию концепции каждого положения либо всей их системы в целом, обеспечивая тем самым совершенствование различных направлений оперативно-розыскной работы.

В зависимости от характера и содержания выделяются правовые, организационные и морально-этические принципы.

1. Правовые принципы классифицируются на две группы:

  • конституционные (общеправовые), находящие применение в ОРД;
  • отраслевые, относящиеся только к ОРД.

Общеправовые принципы - это руководящие начала для всей правоохранительной системы. К ним относятся: I) законность; 2) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.

Эти два принципа законодатель обозначил как конституционные, так как они основаны на конституционных нормах.

Отраслевые (специальные) принципы действуют только в рамках одной отрасли права, т.е. ОРД. Они вытекают из закономерностей данной деятельности, поэтому имеют локальный характер и реализуются только в сфере ОРД. Отраслевыми принципами являются: 1) конспирация; 2) сочетание гласных и негласных методов и средств.

В зависимости от текстуального закрепления принципы подразделяются: а) на нормы-принципы, находящие закрепление в статьях законов и подзаконных нормативных актах; б) принципы- положения, выработанные теорией и практикой ОРД в качестве организационно-управленческой основы функционирования оперативных подразделений.

Все принципы ОРД самостоятельны, среди них нет главных и второстепенных, и внутри их системы не может быть противопоставления одного принципа другому.

Вместе с тем ОРД как вид практической деятельности оперативных подразделений представляет собой специфическую систему со своим специальным аппаратом и организацией работы, которые соответствуют общепринятым в государстве правилам. В связи с этим выделяют организационные принципы.

2. Организационные принципы - это основополагающие идеи, требования и правила, выработанные оперативно-розыскной теорией и практикой. Данная группа принципов отражает основополагающие начала, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности оперативно-розыскных органов, а также исходные моменты их организации и функционирования.

Основными принципами теории ОРД являются объективность, конкретность, связь теории с практикой.

Под принципами практики ОРД понимаются основные положения, которые должны соблюдаться оперативными сотрудниками в их повседневной практической деятельности. Многие из них были сформулированы в 1960-х гг. профессором А.Г. Лекарем и получили дальнейшее развитие в работах других ученых (И.А. Климов, В.А. Лукашов, Г.К. Синилов, К.В. Сурков и др.).

Принципы практики ОРД классифицируются на три группы:

  1. общие принципы - научность, плановость, связь с населением;
  2. принципы управления оперативными подразделениями - демократический централизм, коллегиальность, единоначалие и др.;
  3. принципы осуществления ОРД - объективность, прогнозирование оперативной обстановки, оперативная готовность, наступательность 1 Подробнее см.: Климов И.А. Принципы теории и практики оперативно розыскной деятельности: Лекция. М., 1993. С. 9-17. , привлечение конфидентов и др.

3. Морально-этические принципы являются основой, на которой базируется правовое регулирование ОРД для ее успешного осуществления в границах нравственности.

Если осмысливать сущность оперативно-розыскной деятельности с точки зрения нравственности, то мы неизбежно столкнемся с этическими оценками этой деятельности и рассуждениями о моральной дозволенности или недопустимости тех или иных конкретных способов решения частных задач в сфере ОРД. Поскольку в процессе осуществления возникают подобные нравственные отношения, то в рассматриваемой системе соответственно выделяется группа морально-этических принципов.

Игнорирование в процессе осуществления ОРД одного принципа или группы принципов разрушает целостность восприятия данного вида деятельности, снижает эффективность всей оперативно-розыскной работы.

В качестве наиболее общего и главного основания для всей классификации принципов ОРД могут выступать те закономерности, которые они отражают.

Следовательно, принципы ОРД должны в своей совокупности:

  • отражать ее социальный и правовой характер;
  • способствовать познанию ее сущности;
  • обеспечивать дальнейшее совершенствование ее правового регулирования;
  • находить закрепление и отражение в действующих нормативных актах, а также в содержании конкретных организационных и тактических аспектов деятельности оперативных аппаратов;
  • подчеркивать специфический и самостоятельный характер этой деятельности;
  • отражать ее место и соотношение с другими видами правоохранительной деятельности;
  • гарантировать соблюдение прав и свобод личности при проведении ОРД;
  • служить базой при выявлении основных направлений совершенствования теории и практики ОРД.

Кроме того, при отсутствии нормативного регулирования порядка решения конкретных оперативно-тактических задач принципы могут быть своеобразным регулятором выбора путей и пределов их правильного выполнения, принятия обоснованных и законных решений.

Органы, осуществляющие ОРД, и их должностные лица строят свою деятельность на основе рассмотренной системы принципов и несут ответственность за их нарушение. Наряду с этим данными принципами могут руководствоваться различные государственные органы, судьи при рассмотрении ходатайств оперативно-розыскных органов о проведении ОРМ, затрагивающих конституционные права граждан, а также лица, вовлекаемые в сферу оперативно-розыскных отношений.

Унифицированная система организационно-распорядительной документации (далее - УСОРД) является рационально организованным комплексом взаимосвязанных унифицированных форм документов, рекомендуемых для применения в организационно-распорядительной деятельности организаций всех организационно-правовых форм (далее - организации).

Цель разработки УСОРД заключается в проведении унификации и сокращении видового разнообразия форм организационно-распорядительных документов (далее - ОРД). Использование УСОРД в деятельности организации способствует оперативному решению управленческих задач, снижению трудовых и материальных затрат на работу с документами, повышению качества организационно-распорядительной документации и сокращению объема документооборота.

Основополагающим документом для разработки УСОРД является Государственный стандарт Республики Беларусь 6.10.1-95 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Основные положения», устанавливающий требования к разработке, согласованию и утверждению унифицированных систем документации (УСД).

В ОРД выделяют три группы документов:

Организационные (устав организации, положение об ор­ганизации (структурном подразделении), структура и штат­ная численность, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция);

Распорядительные (постановление, решение, приказ, распоряжение, указание);

Справочно-информационные (письмо, акт, записки (объяснительная, служебная, докладная), справка (личная, служебная), протокол, телефонограмма, телеграмма и др.).

В состав УСОРД входят:

Государственный стандарт 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;

Методические указания по практическому применению Государственного стандарта Республики Беларусь 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;

Классификатор унифицированных форм организационно-распорядительных документов и пояснительная записка по его применению;

Альбом унифицированных форм ОРД.

12. Служебное письмо: виды писем и особенности их оформления.

Письмо - это обобщенное название различных по содержанию документов, служащих средством общения между организациями, частными лицами.

При подготовке писем используется специальный бланк для письма, оформляемый в соответствии с требованиями СТБ 6.38-2004. Подготовить письмо можно и на чистом листе бумаги формата А4 или А5, однако использование бланков не только создает положительный имидж организации, но и упрощает восприятие документа, а главное - значительно экономит время на подготовку документов.

Наличие бланка, оформленного в соответствии со всеми требованиями нормативных документов, еще не гарантирует правильности составления письма. При подготовке этого вида документа используется большое количество реквизитов, оформление которых также регламентировано нормативными правовыми актами.

Одним из таких реквизитов является «заголовок к тексту». Согласно СТБ 6.38-2004 без заголовка допускается составлять лишь письма формата А5, т.е. текст которых не превышает 5-7 строк (как правило, сопроводительные письма).

Заголовок письма формулируется при помощи существительного (прямого или отглагольного) в предложном падеже и отвечает на вопрос «О чем?».

Важнейшим реквизитом, который всегда присутствует в письмах, является реквизит «адресат». Его располагают в правом верхнем углу рабочей площади документа под бланковыми надписями (на уровне реквизитов «дата» и «регистрационный индекс»).

Основным информационным элементом любого документа, в т.ч. письма, является текст. В зависимости от вида письма (служебное, коммерческое, рекламное, информационное и т.п.) его текст будет иметь свои особенности. Что касается общих требований к тексту письма, то они заключаются в следующем: во-первых, письмо должно быть посвящено одному вопросу, во-вторых, оно не должно быть большим по объему (как правило, до 1 страницы, в исключительных случаях - до 5). Если необходимо обратиться в организацию по нескольким разным вопросам, то следует составлять отдельные письма по каждому из них.

Деловое письмо должно быть написано деловым стилем. При составлении писем рекомендуется пользоваться простыми предложениями, применять устойчивые (трафаретные) словосочетания и словесные формы.

«Сообщаем, что в период с … по …»;

«Просим Вас изыскать возможность …» и др.

В деловой переписке принята форма изложения текста от первого лица множественного числа («просим», «направляем, «сообщаем», «предлагаем» и т.д.), так как должностное лицо, подписавшее письмо, выступает от имени организации.

Завершать текст письма рекомендуется заключительной формулой вежливости, которая является традиционной: «С уважением, …». Эту формулу следует употреблять во всех случаях, если в начале письма было использовано личное обращение. После формулы вежливости располагается подпись автора письма.

Напечатав в проекте письма отметку о наличии приложения, следует оформить подпись. «Подпись» является одним из реквизитов, придающих документу, в т.ч. письму, юридическую силу, без подписи документ будет недействительным.

Исходящие письма подлежат визированию на общих основаниях. Визы в исходящих документах оформляются на экземплярах, остающихся в организации-отправителе (отпусках).

Обязательным реквизитом письма является также отметка об исполнителе, оформляемая согласно установленным требованиям.

Полностью оформленное и завизированное письмо представляется на подпись руководителю.

Для придания письму юридической силы в большинстве случаев достаточно подписи, а также реквизитов бланка и регистрационных данных, поэтому печать на письмах не ставится. Проставление печати является обязательным только на гарантийных письмах, которые связаны с расходованием денежных и материальных средств.

Уяснение предмета любой науки имеет исключительно важное значение – как теоретическое, так и практическое. Во-первых, наличие специфического предмета исследования предопределяет возможность и необходимость самостоятельного научного существования соответствующей системы знаний. Во-вторых, без уяснения предмета науки нельзя определить ее содержание, сформулировать задачи, наметить основные направления развития, разработать систему, методы, определить ее место в ряду других наук. Наконец, предмет науки определяет формы, способы, пределы использования положений этой науки в соответствующей сфере общественной практики.

Теория ОРД на протяжении длительного периода сложилась как самостоятельная отрасль научного знания в результате дифференциации системы наук криминального цикла. Развиваясь в рамках криминалистики, теория ОРД начала формировать специфическую систему знаний, изучающих тайные действия преступников, типичные признаки латентных преступлений и наиболее эффективные, преимущественно негласные, силы, средства и методы, применяемые оперативными подразделениями для их своевременного выявления, предупреждения и раскрытия.

Длительное время происходили не только дифференциация наук уголовно-правового цикла (криминалистика, уголовный процесс, криминология, уголовное право, уголовно-исполнительное право и др.), но и формулирование тех внутренних составляющих, которые отличают их предметы.

Понятие предмета теории ОРД впервые в специальной литературе было определено в 1973 г. А. И. Алексеевым и Г. К. Синиловым как исследуемый круг проблем, относящихся к оперативно-розыскной работе, который состоит из трех частей:

  • 1) характеристики системы мер борьбы с преступностью, осуществляемых с применением оперативно-розыскных сил, средств и методов;
  • 2) исследования правовой основы оперативно-розыскной работы;
  • 3) изучения системы отношений (правовых и других), складывающихся в этой работе.

Впоследствии профессор И. А. Климов (1993 г.) внес в эти признаки ряд логико-гносеологических дополнений и разработал оригинальную конструкцию предмета теории ОРД как производного от объекта ее познания, включающего: а) преступность как определенное социальное явление; б) ОРД как один из видов общественной практики борьбы с преступностью; в) правовое регулирование ОРД.

Главным структурным элементом предмета познания теории ОРД являются определенного рода закономерности , проявляющиеся в процессе применения оперативно-розыскными органами специальных сил, средств, методов и форм борьбы с преступностью. Следует выделить следующие закономерности:

  • 1) раскрывающие познавательную сущность теории ОРД;
  • 2) вытекающие из причинно-следственных связей механизма образования оперативно значимой информации (правила поиска, фиксации, оценки и ее дальнейшего использования для принятия юридически значимых решений);
  • 3) возникающие из общественных отношений, связанных с применением оперативно-розыскных сил, средств и методов;
  • 4) связанные с практикой применения организационных форм, методик, тактики и технических средств в борьбе с преступностью.

Таким образом, предметом учебной дисциплины (несекретного курса) "Оперативно-розыскная деятельность" являются объективные закономерности, обусловливающие необходимость применения оперативно-розыскными органами специальных сил, средств и методов для обеспечения защиты человека, собственности, общества и государства от преступных посягательств.

Система теории ОРД на современном этапе развития может быть представлена следующим образом:

I раздел – Общая теория оперативно-розыскной деятельности;

II раздел – Оперативно-розыскная тактика;

III раздел – Оперативно-розыскная методика;

IV раздел – Оперативная техника.

Рассмотрим названные элементы системы более детально.

  • 1. Общая теория ОРД охватывает основные идеи, принципы, понятия, категории, определения, термины и теоретические концепции, а также методы их познания и развития. В качестве структурных разделов она включает в себя ряд частных оперативно-розыскных теорий и учений. В первую очередь к ним относятся:
    • учение о познавательной, деятельностной и организационной сторонах ОРД;
    • теория научных методов ОРД;
    • учение о языке и систематике ОРД;
    • учение об оперативно-розыскной информации;
    • учение об оперативно-розыскном обеспечении решения задач уголовного судопроизводства;
    • учение об оперативно-розыскных версиях;
    • учение об использовании результатов ОРД в правоприменительной деятельности;
    • теория оперативного обслуживания;
    • теория документирования;
    • теория розыскной работы;
    • учение об оперативных комбинациях и тактических операциях и др. Перечень частных теорий и учений в сфере ОРД постоянно обновляется и пополняется по мере развития науки, обоснования их специфической направленности в решении ее общих задач.
  • 2. Оперативно-розыскная тактика начала формироваться в рамках криминалистики. Она представляет собой систему научных положений, методов, приемов и рекомендаций для осуществления оперативно-розыскных действий (мероприятий) по своевременному выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию неочевидных, тяжких преступлений, лиц, их совершивших, розыску преступников и без вести пропавших, а также для сопровождения расследования по сложным уголовным делам, требующим дополнительного сбора доказательственной информации об организаторах и соучастниках преступлений, обнаружения и изъятия следов, документов, орудий преступления и средств, нажитых преступным путем.

Оперативно-розыскная тактика как подсистема теории ОРД основывается на единых с ней целях, принципах, субъектах действия и правовом регулировании, отличаясь некоторыми автономными характеристиками.

В настоящее время структура этого раздела представлена многими научными концепциями и учениями. Теоретические положения оперативно-розыскной тактики призваны обслуживать два самостоятельных направления.

Первое направление – обеспечение применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в борьбе с преступностью. В него входят такие вопросы, как оперативно-розыскная ситуация, оперативно-розыскная версия, оперативно-тактическое прогнозирование и планирование, выработка и принятие стратегических и тактических решений, теория оперативных комбинаций и тактических операций, общие положения и организационно-тактические формы взаимодействия субъектов оперативно-розыскной деятельности между собой, с субъектами процессуальной, административной и исправительной деятельности, иными государственными и общественными формированиями.

Второе направление – теоретическая разработка проблем оперативно-розыскной тактики в целях совершенствования ее сил, средств и методов. В него входят следующие частные теории: тактика подготовки и привлечения граждан к конфиденциальной форме сотрудничества с субъектами ОРД; организационно-тактические основы установления и осуществления на доверительных отношениях оперативных контактов с гражданами; тактика внедрения негласных сотрудников в криминальную среду и поддержания с ними постоянной связи; организационно-тактические основы применения негласными сотрудниками оперативной техники и т.п.

3. Оперативно-розыскная методика – это система научных положений и разрабатываемых на их основе методических рекомендаций по организации и тактике эффективного применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в предупреждении и раскрытии однотипных групп либо видов преступлений.

Общие положения оперативно-розыскной методики выполняют функцию методологической основы раскрытия отдельных видов преступлений и могут обеспечить научное построение любой частной методики раскрытия преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ .

Важнейшим качественным признаком любой методики действий является системность применяемых сил, средств и методов в единстве их связи и в зависимости от характеристики оперативно-розыскной ситуации, способов совершения конкретных видов преступлений, типологии свойств личности подозреваемых (проверяемых). Этот принцип многие годы реализуется теорией ОРД в ее учении об оперативно-тактической характеристике однотипных групп, или видов, преступлений и разрабатываемых на этой основе методических рекомендациях по их выявлению, предупреждению и раскрытию.

Оперативно-розыскная методика всегда рассчитана таким образом, чтобы адаптироваться к ситуации, в которой проводятся ОРМ. Следовательно, при разработке частных методик необходимо сформулировать типичные оперативно-розыскные версии, определить перечень возможных фактических данных, подлежащих выявлению, сохранению, изъятию для последующего использования в уголовном процессе. Научное обоснование эти требования получили в теории документирования как одной из организационных форм ОРД.

В документировании применяются разнообразные технические и тактические приемы, но с учетом их ориентации на типичные признаки конкретных видов преступлений и системности целенаправленного использования соответствующих сил, средств и методов оно носит, по сути, методический характер. Именно научные рекомендации по документированию действий лиц, подозреваемых в совершении конкретных преступлений, выступают в качестве организационной формы ОРД, но, в сущности, выполняют функции оперативно-розыскной методики.

  • 4. Оперативная техника как самостоятельный раздел теории ОРД включает в себя ряд традиционных научных направлений разработки и применения технических средств:
    • визуальный и слуховой контроль и фиксацию действий разрабатываемых и проверяемых лиц;
    • поиск объектов и предметов, представляющих оперативный интерес, с использованием технических средств (тайники, орудия преступления и т.д.);
    • изъятие образцов изделий, инструментов, микрочастиц для экспресс-исследований на предмет идентификации со следами и орудиями преступления;
    • искусственное создание условий для образования следов преступлений в период документирования действий разрабатываемых лиц.

В последние годы все большее значение приобретают новые направления развития оперативной техники: АИПС оперативно-розыскного назначения; идентификация личности по запахам, крови, микрочастицам; методики экс- пресс-исследований наркотикосодержащих и взрывчатых веществ и т.д.

Разделы теории ОРД взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как все они определяются потребностями практики и стимулируют развитие друг друга. Так, под воздействием методики и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в борьбе с преступностью развивается и совершенствуется раздел оперативной техники. В свою очередь появление новых средств оперативной техники оказывает позитивное влияние на методику и тактику ОРД. Продолжая исследование концептуальных положений своего предмета, общая теория ОРД создает фундамент и стимулы для развития всех четырех разделов.

  • См.: Климов И. А. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности: лекция. М., 1993. С. 15.
  • Давыдов С. И. Ситуационный подход в теории и практике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: моногр. Барнаул: БЮИ МВД России, 2009. С. 149.

Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства .

Оперативно-розыскная деятельность регулируется специальным Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД»). Согласно ст. 1 этого закона ОРД - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Из законодательного определения следует сделать следующие выводы. ОРД - это особый вид правоохранительной государственно-правовой деятельности, который определен и поддерживается государством, регламентируется специальным законодательством. ОРД осуществляется специально уполномоченными государственными органами и оперативными подразделениями. Исчерпывающий перечень таких органов содержится в ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» . ОРД осуществляется гласно и негласно в отношении предоставляющих оперативный интерес лиц, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, ОРМ могут осуществляться в двух формах: гласно и негласно. Негласность означает неочевидность, скрытость проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников оперативно-розыскных органов, даже если они имеют соответствующий допуск, но прежде всего - от объектов (лиц, групп, организаций), в отношении которых они проводится. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРД, обеспечить безопасность участников ОРМ, результативность мероприятий, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы. Гласность ОРМ - это проведение ОРМ, содержание, цели, участники которых не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом и закреплен в ст. 2 Конституции РФ .

Данный принцип прошел долгий исторический путь, модернизировался и, в конечном счете, предстал в современном законченном виде. Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель ОРД согласно ст. 1 комментируемого Закона - защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина - должна достигаться любыми законными методами. При этом должны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и появившихся в поле деятельности оперативных работников. Соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан (ст. 8 и 9), а с другой регламентацию порядка восстановления нарушенных прав (ст. 5). Таким образом, указанный принцип материализуется в ряде статей комментируемого Закона.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления ОРД, в первую очередь, распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД. В отношении таких лиц недопустимо никакое ограничение их конституционных прав и свобод. Следует иметь в виду, что ряд прав и свобод гражданина и человека на основании Конституции РФ носят неотъемлемый характер, т.е. не могут ограничиваться ни при каких условиях. К ним, в частности, относится право на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти (ст. 53 Конституции РФ), право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ) и др. .

Цель ОРД - защита человека, общества и государства от преступных посягательств. В законодательном определении ОРД отражена лишь конечная, главная цель ОРД - защита от преступных посягательств. Такую же цель преследуют и другие виды правоохранительной деятельности государства (например, уголовно-процессуальная деятельность, деятельность законодателя по установлению преступности и наказуемости деяний, деятельность по исполнению наказания и др.).

Отличие ОРД от других видов правоохранительной деятельности заключается в специфических задачах ОРД. К ним согласно ст. 2 ФЗ «Об ОРД» относится:

  • 1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • 2. Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших,
  • 3. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

В других статьях ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» указаны и другие задачи ОРД:

  • 1. Установление личности неопознанных трупов (п. 4 ч. 1 ст. 7);
  • 2. Применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц (п. 5 ч. 1 ст.7);
  • 3. Сбор данных, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; об обеспечении безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (ч. 2 ст. 7). С учетом цели ОРД среди задач главенствующее положение занимает группа задач превентивного назначения: предупреждение совершения преступлений, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ. Определение целей и задач имеет большое значение, поскольку, согласно ст. 5 ФЗ «Об ОРД», не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом «Об ОРД».

Цели осуществления ОРД условно можно разделить на два блока. Это защита (обеспечение безопасности) от преступных посягательств:

  • - жизни, здоровья, собственности, прав и свобод человека и гражданина;
  • - общества и государства.

Узловым моментом данного положения является то, что ОРД используется для указанных целей лишь в случае угрозы либо реализации не просто противоправных, а именно преступных, то есть обладающих высокой общественной опасностью, посягательств. Следует также отметить, что законодатель не использовал термин «конституционные права и свободы» человека и гражданина, а дал перечень объектов преступного посягательства, выделив жизнь, здоровье, собственность, права и свободы, не ограничиваясь конституционными и подразумевая, по-видимому, также моральные, нравственные, этические и др.

Что же касается «обеспечения безопасности общества и государства», то здесь также предполагается защита от преступных посягательств на политическую, экономическую, социальную, экологическую и другую государственную и общественную деятельность.

Оперативно-розыскная деятельность в определенной степени является вынужденной мерой государства и обусловлена скрытыми и маскировочными формами противодействия преступников нормальному функционированию государства и общества .

По мнению некоторых ученых, легальное определение неполно отражает содержание ОРД.

Так, законодатель указал, что ОРД может достигать своих целей только «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий», следовательно, можно сделать вывод, что ОРД может выражаться только в проведении гласно и негласно оперативно-розыскных мероприятий. По мнению ряда ученых, ОРД может выражаться не только в проведении ОРМ, но также в осуществлении следующих видов деятельности:

  • 1. Привлечение к конфиденциальному содействию лиц (ч. 2 ст. 15, ст. 17 ФЗ «Об ОРД»);
  • 2. Ведение специфической финансовой деятельности, заключающейся, например, в закрытых от налогообложения выплатах лицам, оказывающим содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ст. 18 ФЗ «Об ОРД»);
  • 3. Создание и использование информационных систем и учетов, документирование ОРД (ст. 10 ФЗ «Об ОРД»);
  • 4. Проведение мероприятий по защите сведений (ст. 12 ФЗ «Об ОРД»).
  • 5. Проведение иных действий по борьбе с преступностью: засады, оперативные комбинации, поиск информации в компьютерных сетях, включая Интернет, и средствах массовой информации, ее сбор, анализ, обработка и фиксация, покупка информации и др. Вся названная деятельность включается в содержание ОРД, является ее частями, поэтому ОРД не является совокупностью только предусмотренных законом ОРМ, а включает в себя и другие элементы. Негласность, специфические задачи ОРД обуславливают ее отличительную особенность - разведывательно-поисковый характер, т.е. направленность на, как правило, тайное получение скрываемой информации (скрываемых преступлений, их субъектов, розыск скрывшихся лиц и т.п.).

На основании изложенного можно предложить следующие определение ОРД: оперативно-розыскная деятельность - это разведывательно-поисковая государственная деятельность, регламентированная специальным Законодательством, осуществляется в случаях прямо предусмотренных ФЗ об ОРД, оперативными подразделениями государственных органов, специально уполномоченных на то ФЗ об оперативно-розыскной деятельности, в пределах их полномочий, посредством проведения ОРМ, агентурной работы и других мероприятий, предусмотренных ФЗ об ОРД, осуществляемых гласно или негласно, с целью защиты человека, общества и государства от преступлений путем решения специфических задач, свойственных только ОРД и указанных в ФЗ «Об ОРД» .