Примеры экзаменационных эссе. Примеры экзаменационных билетов физика Типовые задачи по физике


Задача 1.

Проанализируйте ситуации и объясните, какие из них возможны в Украине, а какие - нет. Ответ обоснуйте.

а) Правительство приняло постановление об оплате обучения во всех государственных образовательных учреждениях.

Ответ: Такого не может быть, так как в конституции закреплено право о бесплатном образовании Статья 53 конституции Украины

б) Администрация предприятия безосновательно освободила работника.

Ответ: Это противоречит закону. Увольнение работников происходит только в случаях, предусмотренных законодательством, в частности, по ст. ст. 7, 25, 28, 36, 38, 39, 40, 41, 45, 199 кодекса законов о труде Увольнение может происходить лишь по одному основанию.

в) Решением ректората вуза был определен процент студентов, которых зачислят на первый курс в зависимости от их социального статуса и национальности.

Ответ: Этого не может быть. Все равны в своих правах вне зависимости от социального статуса и национальности. Это закреплено в статьях 12,22,26 конституции Украины.

г) Налоговая администрация наложила штраф на руководителя предприятия за нарушения им налогового законодательства.

Ответ: За нарушение налогового кодекса в Украинском законодательстве предусмотрена административная и уголовная ответственность.

д) Местные власти запретили выход местной газеты за ее оппозиционное движение.

Ответ: Это противоречит ст. 34 конституции Украины про свободу слова.

е) Гражданин обратился в суд с жалобой на редакцию журнала за распространение недостоверных сведений о его личной жизни.

Ответ: Гражданин может защищать свою личность, так как право на это предусмотрено ст32 конституции Украины.

ж) Парламент страны принял закон, определяющий одну официальную религию в государстве.

з) Решением администрации учебно-воспитательного заведения в учебный план как обязательный предмет введен предмет "Закон Божий".

Ответ: Это противоречит ст. 35 конституции Украины про свободу вероисповедания.

Задача 2.

Проанализируйте ситуацию. Опираясь на знание признаков правонарушения, определите, является ли такая ситуация правонарушением.

Ситуация 1: Сергей шел домой. На пустынной улице он увидел двух молодых людей, которые приставали к девушке. На просьбы Сергея прекратить молодые люди не реагировали. Тогда, чтобы защитить девушку, Сергей избил ребят, нанеся им телесные повреждения.

Сергей имеет право, на необходимую оборону исходя из ст.36 криминального кодекса Украины. Но возможно превышение границ необходимой обороны ст124,118 криминального кодекса Украины. Умышленное нанесение тяжких телесных повреждений при самообороне (ст124) или умышленное убийство (ст118) при превышении границ самообороны.

Ситуация 2: Сергей шел домой. Рядом с домом Светланы он увидел Андрея, который тоже симпатизировал Светлане. Со словами: "Я же предупреждал тебя, чтобы ты больше здесь не появлялся." - Сергей начал бить Андрея, в итоге, Андрей получил телесные повреждения.

Произошло нарушение криминального кодекса Украины, в котором предусматривается ответственность за нанесение легких телесных повреждений (ст125 ККУ), за нанесение средних телесных повреждений (ст122 ККУ), за нанесение тяжких телесных повреждений (ст121 ККУ). В зависимости от степени повреждений будет избрана мера наказания.

Задача 3.

Рабочий археологической экспедиции С. во время раскопок нашел клад - горшок с золотыми и серебряными монетами. С. передал клад государственным органам в надежде на выплату вознаграждения. Его товарищ М. высказал мнение, что найденный клад имеет должен принадлежать лицу, которое его нашло. А как считаете вы?

Право на клад в Украине регулируются ст343 гражданского кодекса Украины. Особа, которая нашла клад и заявила про это в милицию или в органы местного самоуправления, имеет право на 20% стоимости клада. Соответственно рабочий все сделал правильно, а его товарищ неправ.

Задача 4.

Дедушка, поздравляя с днем ​​рождения своего совершеннолетнего внука, объявил, что дарит ему свой дом. Со временем оказалось недоразумение: после смерти дедушки о своих правах на это жилье заявили другие родственники. Что забыл сделать дедушка, чтобы избежать такой ситуации?

Дедушка должен был составить письменно акт о дарении и нотариально его заверить, или должен был указать в завещании, что дарит дом внуку.

Задача 5.

Куратченко, отец двух малолетних детей, увлекся игрой в карты. Из-за бесконечных проигрышей семья терпела большие лишения. Детям часто нечего было дать есть. Жена Куратченко обратилась к руководителю предприятия, где работал ее муж, с просьбой выдавать его зарплату ей. Директор просьбу удовлетворил. Правомерно ли решение? Свой ответ обоснуйте.

В этом случае нужно подать в суд на отца, чтобы в связи с его зависимостью от карточных игр его признали ограниченно дееспособным. В связи с этим жена получит право распоряжаться собственностью на свое усмотрение. Получать деньги на предприятии мать может только с согласия отца и при условии, что его признают недееспособным или ограниченно дееспособным. Соответственно удовлетворение просьбы матери неправомерно, если не было предоставлено письменное согласие отца на получение зарплаты матерью.

Задача 6.

После службы в армии Саша решил поступить в столичный вуз, но это ему не удалось. За время сдачи вступительных экзаменов ему очень понравилось в г.Киеве и он остался в столице. Однако все его попытки найти работу натыкались на одну преграду: везде требовали наличие регистрации по месту жительства в Киеве. Саша позвонил Ольге, с которой познакомился на вступительных экзаменах. Его предложение заинтересовало девушку: они заключают брак и Саша регистрируется по ее адресу. Это дает ему возможность устроиться на работу, и когда он начнет зарабатывать - отблагодарит Ольгу тем, что в течение года будет ежемесячно платить ей по 100 грн. Через месяц брак был заключен. Вечером Саша неожиданно приехал к Ольге и поставил ультиматум: раз они супруги, то он имеет право проживать в ее квартире и никакие деньги платить не собирается.

На чьей стороне закон и какое решение этой проблемы?

Так как Ольга с Сашей состоят в браке, Ольга имеет право на 50% доходов супруга. Но Ольга не сможет отказать Саше в проживании, так как они в браке и он прописан в ее квартире. Ольга может подать в суд и попытаться добиться признания брака фиктивным. Еще можно было составить брачный договор, в котором бы оговаривались все условия, на которые они договаривались.

Задача 7.

Несовершеннолетний Р. (17 л.) и его товарищ Г. (19 л.), будучи в нетрезвом состоянии, вытащили сигареты и начали курить в вагоне метрополитена, за что были задержаны сотрудниками милиции.

Какие органы правомочны наложить взыскание на Р. и Г. и какое именно?

Два друга совершили административное нарушение. Административная ответственность наступает с 16 лет. Соответственно милиция может составить протокол об административном правонарушении и после вынесения судом решения вынудить заплатить штраф. Алкогольное опьянение в этом случае не является нарушением.

При поступлении в Белорусский государственный университет на дневное отделение на ряд факультетов абитуриенты должный пройти помимо централизованного тестирования внутривузовский экзамен.

Абитуриенты, поступающие на факультет журналистики (на все специальности) должны пройти вступительное испытание по творчеству (1 этап - творческое сочинение, 2 этап - творческое тестирование). Желающие учиться по специальностям "Белорусская филология", "Славянская (славянская и белорусская) филология" филологического факультета сдают устный экзамен по белорусской литературе; по специальностям "Русская филология", "Славянская (славянская и русская) филология" филологического факультета - устный экзамен по русской литературе; по специальности "Теология" Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла - устный экзамен по библейской теории; по специальности "Дизайн (направление - коммуникативный дизайн)" гуманитарного факультета - вступительное испытание по творчеству (1 этап - рисунок, 2 этап - свободная композиция); по специальности "Дизайн (направление - дизайн предметно-пространственной среды)" Государственного института управления и социальных технологий - вступительное испытание по творчеству (1 этап - рисунок, 2 этап - свободная композиция); по специальности "Журналистика (направление - печатные СМИ, специализация - военная журналистика)" военного факультета - вступительное испытание по творчеству (1 этап - творческое сочинение, 2 этап - творческое тестирование).

Примерные варианты экзаменационных заданий

Беларуская літаратура

Прыкладныя пытанні ў экзаменацыйных білетах:

  • Асветніцкая дзейнасць Францыска Скарыны.
  • Духоўнае багацце лірычнага героя ў давераснёўскай творчасці Максіма Танка.
  • Паэтызацыя роднага кута і палешукоў у рамане Івана Мележа "Людзі на балоце".

Русская литература

Примерные вопросы в экзаменационных билетах:

  • Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин": проблематика, художествен­ное своеобразие.
  • Идейно-художественное своеобразие прозы А.П.Чехова.
  • "Серебряный век" русской поэзии: общая характеристика, крупней­шие представители.

Творчество (профиль - журналистика)

Вступительное испытание по творчеству проходит в два этапа, на каждом из которых экзамен оценивается отдельно по десятибалльной шкале.

Первый этап - творческое сочинение, объемом до четырех страниц. От абитуриента требуется написать сочинение с соблюдением правил построения публицистического текста. Время выполнения работы - 180 минут.

Оценка выставляется за содержание (глубину и полноту раскрытия темы, общую осведомленность в вопросах культуры, публицистики, художественной литературы) и за письменность (орфография, пунктуация, грамматика, стилистика).

Основными критериями при оценке содержания сочинения являются:

  • освещение темы с анализом фактов действительности,
  • умение выделить главное и самое важное из фактического материала,
  • системность, последовательность, логичность изложения, аргументированность выводов и обобщений,
  • лексическое богатство, выразительность и образность речи,
  • оригинальность, творческая индивидуальность, энциклопедичность знаний абитуриента.

Примерные темы творческого сочинения:

  • В ответе за слово: журналист и современность.
  • Мой кумир в журналистике.
  • Слово лечит и калечит.
  • Пером журналиста: от портрета современника до портрета современности.

Второй этап - творческое тестирование, которое включает:

  • анализ творческих работ абитуриента (публикации в газетах и журналах, сценарии теле- и радиопередач, которые вышли в эфир и другие творческие работы),
  • ответы на вопросы по актуальным темам современности в рамках общеобразовательной подготовки абитуриента),
  • выполнение письменного задания по редактированию текстов (белорусскоязычных или русскоязычных).

Творческие работы подаются абитуриентами в приемную комиссию вуза до начала вступительных испытаний. В случае если поступающий не может предоставить оригиналы публикаций, то их копии, а также копии сценарий теле- и радиопередач должны быть подписаны ответственным лицом средств массовой информации и заверены печатью данного учреждения.

Оценка творческих работ зависит от их качества, времени опубликования или выхода в эфир, а также от типа СМИ (республиканские, областные, районные или другие). При анализе работ учитываются: тема публикации, ее актуальность и новизна; насущность поднятых проблем; оригинальность авторской позиции; достоверность фактов; убедительность изложения мыслей, аргументированность и основательность высказанных мнений и размышлений; стилистические достоинства и языковая культура.

Темы бесед на собеседовании можно разделить на блоки, которые включают общественно-политическую и экономическую проблематику, вопросы культурной жизни, международных отношений, специфику работы журналиста в периодических изданиях, в аудиовизуальных средствах массовой информации.

Заканчивается второй этап выполнением письменного задания по редактированию текстов.

Пример письменного задания:

Первоначальный текст

Колькасць хворых расце

У Гродне працягвае павялічвацца колькасць хворых на серозны менінгіт. Ужо зафіксавана больш за 130 выпадкаў захворвання. Для вучняў пачатковых класаў усіх школ горада, а менавіта яны складаюць большую палову сярод хворых, на 2 тыдні раней распачаліся летнія канікулы.

Заўвагі да тэксту:

1. Няправільна выкарыстаны займеннік яны , які можа суадносіцца і з вучнямі , і з хворымі .

2. Словазлучэнне большая палова лагічна памылковае: паловы - гэта дзве роўныя часткі.

3. Слова распачаліся трэба замяніць на слова пачаліся . Распачаліся азначае пачалі здзяйсняцца , адбывацца пэўныя падзеі.

4. Парушаны прычынна-выніковыя сувязі паміж сказамі.

Отредактированный текст

Колькасць хворых расце

У Гродне працягвае павялічвацца колькасць хворых на серозны менінгіт. Ужо зафіксавана больш за 130 выпадкаў захворвання. Таму для вучняў пачатковых класаў усіх школ горада, а менавіта яны складаюць большую частку хворых, на 2 тыдні раней пачаліся летнія канікулы.

Библейская история

Образцы экзаменационных билетов:

Билет № 1

1. Встреча Авраама с Мелхиседеком.

2. История апостола Павла.

Билет № 2

1. Видение Иаковом таинственной лестницы.

2. Евангельские притчи о зерне горчичном и о закваске.

Билет № 3

1. Сорокалетнее странствование евреев в пустыне.

2. Евангельская притча о Страшном Суде.

Творчество (профиль - дизайн)

Дизайн (направление - дизайн предметно-пространственных комплексов):

Этап І. Рисунок.

Рисунок гипсового слепка головы Аполлона Бельведерского античного образца (канонический) на фоне нейтральной (серой) драпировки.

Этап ІІ. Композиция.

Падающее. Взлетающее.

Темы музыкальных отрывков:

1. Альфред Шнитке. Симфония № 1, часть 1. Senza tempo-Moderato.

2. Эдвард Григ. Пьеса "Свадебный день в Тролльдхаугене".

3. Бен Уэбстер. Джаз.

Дизайн (направление - коммуникативный дизайн):

Этап І. Рисунок.

Рисунок с натурной постановки при боковом контрастном освещении с ясно выраженными тремя глубинными планами. Постановка включает три гипсовые фигуры строгой геометрической формы (например, шар, куб, восьмигранная призма, цилиндр, конус, пирамида) на горизонтальной плоскости на фоне белой драпировки со складками.

Этап ІІ. Композиция.

Абитуриенту предстоит создать три художественно-графические композиции, визуально выражающие смысловое содержание любых трех тем из пяти предложенных.

Абитуриенту выдаются три листа бумаги формата А4, на лицевую сторону которых печатным способом нанесена строго заданная и ясно читаемая система различных по расположению, величине и конфигурации отрезков линий. Система линий общая для всех абитуриентов. Эти линии в процессе композиционной работы можно как угодно объединять, развивать, дополнять, трансформировать и дублировать. Можно вносить новые элементы, заполнять пространство тоном, фактурой и деталями, придавать всему этому различные смысловые содержания и предметные функции, по-разному ориентировать сам лист бумаги по отношению к зрителю и т. д. Основное требование - органичное включение системы линий в композиционную структуру и максимально полное соответствие предлагаемого решения концептуальному содержанию избранной темы.

Композиции выполняются в черно-белой графике с помощью простого карандаша.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ ПО ФИЗИКЕ

В РТУ МИРЭА вступительный экзамен по физике проводится в письменной форме (для абитуриентов не сдававших ЕГЭ). В состав экзаменационного билета входят два теоретических вопроса и пять задач. Теоретические вопросы экзаменационных билетов формируются на основе общероссийской программы вступительных экзаменов по физике в технические ВУЗы. Полный перечень таких вопросов приведен ниже.

Следует отметить, что при проведении экзамена основное внимание уделяется глубине понимания материала, а не его механическому воспроизведению. Поэтому ответы на теоретические вопросы желательно в максимальной степени иллюстрировать поясняющими рисунками, графиками и т.д. В приводимых аналитических выражениях должен быть обязательно указан физический смысл каждого из параметров. Не следует подробно описывать эксперименты и опыты, подтверждающие тот или иной физический закон, а можно ограничиться лишь констатацией выводов из них. Если закон имеет аналитическую запись, то следует привести именно ее, не приводя словесную формулировку. При решении задач и ответах на теоретические вопросы векторные величины должны быть снабжены соответствующими значками и из работы абитуриента у проверяющего должно сложится четкое мнение о том, что абитуриент знает разницу между скаляром и вектором.

Глубина излагаемого материала определяется содержанием стандартных учебников для средней школы и пособиями для поступающих в ВУЗы.
При решении задач рекомендуется:

  • привести схематический рисунок, отражающий условия задачи (для большинства физических задач это просто обязательно);
  • ввести обозначения для тех параметров, которые необходимы для решения данной задачи (не забыв указать их физический смысл);
  • записать формулы, выражающие физические законы, используемые для решения данной задачи;
  • провести необходимые математические преобразования и представить ответ в аналитическом виде;
  • в случае необходимости проделать численные расчеты и получить ответ в системе СИ или в тех единицах, которые указаны в условии задачи.

При получении ответа к задаче в аналитическом виде, необходимо проверить размерность полученного выражения, а также, безусловно, приветствуется исследование его поведения в очевидных или предельных случаях.

Из приведенных примеров вступительных заданий видно, что предлагаемые в каждом варианте задачи довольно сильно различаются по сложности. Поэтому максимальное количество баллов, которое можно получить за правильно решенную задачу и теоретический вопрос неодинаково и равно: теоретический вопрос - 10 баллов, задача №3 - 10 баллов, задачи №№ 4, 5, 6 - 15 баллов и задача №7 - 25 баллов.

Таким образом, абитуриент, полностью выполнивший задание, может набрать максимум 100 баллов. При пересчете в 10 бальную оценку, которая и проставляется в экзаменационный лист абитуриента, в настоящее время действует следующая шкала: 19 и менее баллов - “три”, 20÷25 баллов -“четыре”, 26÷40 баллов - “пять”, 41÷55 баллов - “шесть”, 56÷65 баллов - “семь”, 66÷75 баллов -“восемь”, 76÷85 баллов - “девять”, 86÷100 баллов - “десять”. Минимальной положительной оценке соответствовала оценка “четыре”. Заметим, что шкала пересчета может меняться в ту или иную сторону.

При проверке работы абитуриента преподаватель не обязан заглядывать в черновик, и делает он это в исключительных случаях с целью уточнения отдельных вопросов, недостаточно ясных из чистовика.

На экзамене по физике допускается использование непрограммируемого калькулятора. Категорически запрещается использовать любые средства связи и карманные компьютеры.

Продолжительность письменного экзамена по физике составляет четыре астрономических часа (240 минут).

ВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ФИЗИКЕ

*
Adobe Reader

Вопросы составлены на основе общероссийской программы вступительных экзаменов по физике в вузы.

  1. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Скорость и ускорение.
  2. Закон сложения скоростей материальной точки в различных системах отсчета. Зависимость скорости и координат материальной точки от времени для случая равноускоренного движения.
  3. Равномерное движение по окружности. Линейная и угловая скорости и связь между ними. Ускорение при равномерном движении тела по окружности (центростремительное ускорение).
  4. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Масса. Сила. Равнодействующая сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
  5. Плечо силы. Момент силы. Условие равновесия тел.
  6. Силы упругости. Закон Гука. Сила трения. Трение покоя Трение скольжения. Коэффициент трения скольжения.
  7. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Первая космическая скорость (вывод).
  8. Импульс тела. Импульс силы. Связь между изменением импульса тела и импульсом силы.
  9. Замкнутая система тел. Закон сохранения импульса. Понятие о реактивном движении.
  10. Механическая работа. Мощность, мощность силы. Кинетическая энергия. Связь работы и изменения кинетической энергии тела.
  11. Потенциальные силы. Потенциальная энергия. Связь между работой потенциальных сил и потенциальной энергией. Потенциальная энергия силы тяжести и упругих сил. Закон сохранения механической энергии.
  12. Давление. Закон Паскаля для жидкостей и газов. Сообщающиеся сосуды. Принцип устройства гидравлического пресса. Закон Архимеда для жидкостей и газов. Условие плавания тел на поверхности жидкости.
  13. Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Молярная масса. Число Авогадро. Количество вещества. Идеальный газ.
  14. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура и ее физический смысл. Абсолютная температурная шкала.
  15. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона-Менделеева). Изотермический, изохорный и изобарный процессы.
  16. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа в термодинамике. Закон сохранения энергии в тепловых процессах (первый закон термодинамики).
  17. Теплоемкость вещества. Фазовые превращения вещества. Удельная теплота парообразования и удельная теплота плавления. Уравнение теплового баланса.
  18. Принцип действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя и его максимальное значение. Цикл Карно.
  19. Испарение и конденсация. Кипение жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
  20. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Электростатическое поле точечного заряда. Принцип суперпозиции полей.
  21. Работа электростатического поля при перемещении заряда. Потенциал и разность потенциалов. Потенциал поля точечного заряда. Связь между напряженностью однородного электростатического поля и разностью потенциалов.
  22. Электроемкость. Конденсаторы. Емкость плоского конденсатора. Энергия, запасенная в конденсаторе, энергия электрического поля.
  23. Емкость батареи последовательно и параллельно соединенных конденсаторов (вывод).
  24. Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление металлических проводников. Последовательное и параллельное соединение проводников (вывод).
  25. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной цепи. Работа и мощность тока - закон Джоуля-Ленца (вывод).
  26. Индукция магнитного поля. Сила, действующая на проводник с током в магнитном поле. Закон Ампера.
  27. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Характер движения заряженной частицы в однородном магнитном поле (скорость частицы ориентирована перпендикулярно вектору индукции).
  28. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Характер движения заряженной частицы в однородном магнитном поле (скорость частицы составляет острый угол с вектором индукции магнитного поля).
  29. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
  30. Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции. Индуктивность. Энергия, запасенная в контуре с током.
  31. Свободные электромагнитные колебания в LC-контуре. Превращение энергии в колебательном контуре. Собственная частота колебаний в контуре.
  32. Переменный электрический ток. Получение переменного тока. Действующее значение напряжения и тока. Трансформатор, принцип его действия.
  33. Законы отражения и преломления света. Показатель преломления. Полное внутреннее отражение, предельный угол полного отражения. Построение изображения в плоском зеркале.
  34. Собирающая и рассеивающая линзы. Ход лучей в линзах. Формула тонкой линзы. Построение изображения в собирающей и рассеивающей линзах (по одному характерному случаю для каждой линзы на собственный выбор).
  35. Кванты света. Явление фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
  36. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Ядерная модель атома. Постулаты Бора.
  37. Ядерная модель атома. Состав ядра атома. Изотопы. Радиоактивность. Альфа- бета- и гамма-излучение.


ПРИМЕРЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

*
*Чтобы скачать файл, нажмите на ссылку правой кнопкой мыши и выберите пункт "Сохранить объект как..."
Для чтения файла необходимо скачать и установить программу

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО КУРСУ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ»

1. Понятие и предмет гражданского права как отрасли права. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Отграничение гражданского права от других отраслей права. Система гражданского права.

2. Принципы гражданского права (основные начала гражданского законодательства).

3. Источники гражданского права: система и общая характеристика. Значение судебной практики в применении и совершенствовании гражданского законодательства.

4. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Применение гражданского законодательства по аналогии.

5. Понятие, характерные черты и элементы гражданских правоотношений.

6. Классификация гражданских правоотношений.

7. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений (юридические факты).

8. Правоспособность граждан: понятие и содержание.

9. Понятие и виды дееспособности граждан (по возрастному критерию). Эмансипация.

10. Признание гражданина недееспособным. Ограничение дееспособности гражданина.

11. Опека и попечительство: понятие, цели, установление и прекращение. Органы опеки и попечительства. Патронаж над дееспособными гражданами как особая форма попечительства.

12. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей. Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного.

13. Предпринимательская деятельность граждан. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя.

14. Имя и место жительства гражданина.

15. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим: порядок, условия и правовые последствия. Акты гражданского состояния и их регистрация.

16. Понятие и признаки юридического лица. Теории юридического лица.

17. Правосубъектность юридических лиц (возникновение, прекращение, виды и способы реализации правоспособности). Представительства и филиалы юридических лиц. Наименование (фирменное наименование) и место нахождения юридического лица.

18. Образование (создание, учреждение) юридического лица: способы, порядок, государственная регистрация. Учредительные документы юридических лиц. Ответственность юридических лиц.

19. Реорганизация юридических лиц: понятие, формы, процедура, защита прав кредиторов.

20. Ликвидация юридических лиц: понятие, процедура.

21. Несостоятельность (банкротство) юридического лица: понятие, признаки, правовое регулирование, процедуры банкротства (общая характеристика).

22. Полное товарищество: понятие, фирменное наименование, учредительные документы, управление и ведение дел, реорганизация и ликвидация.


23. Складочный капитал полного товарищества. Правовой статус участника полного товарищества.

24. Товарищество на вере.

25. Общество с ограниченной ответственностью: понятие, учредительные документы, управление, уставный капитал, реорганизация и ликвидация, правовое регулирование.

26. Правовой статус участника общества с ограниченной ответственностью. Переход доли в уставном капитале; выход и исключение участника из общества с ограниченной ответственностью.

27. Акционерное общество: понятие и виды; учредительные документы; учреждение, реорганизация и ликвидация; правовое регулирование.

28. Управление акционерным обществом. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества.

29. Уставный капитал акционерного общества. Понятие и виды акций. Права и обязанности акционеров.

30. Общество с дополнительной ответственностью. Дочерние и зависимые общества.

31. Производственный кооператив (артель): понятие, виды, имущество кооператива, управление, правовой статус члена кооператива, правовое регулирование.

32. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создание, управления и ликвидации, правовое регулирование.

33. Некоммерческие организации: понятие и общая характеристика видов; особенности осуществления предпринимательской деятельности.

34. Потребительский кооператив как некоммерческая организация.

35. Общественные и религиозные организации (объединения).

36. Фонды, учреждения и объединения юридических лиц как некоммерческие организации.

37. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты гражданского права.

38. Объекты гражданских прав: понятие, виды, оборотоспособность.

39. Использование термина «имущество» в гражданском законодательстве. Понятие и юридическая классификация вещей.

40. Понятие и классификация ценных бумаг. Вексель.

41. Работы (услуги), информация и результаты интеллектуальной деятельности (исключительные права) как объекты гражданских прав.

42. Нематериальные блага как объекты гражданских прав. Компенсация морального вреда.

43. Защита чести, достоинства и деловой репутации.

44. Понятие и виды сделок. Соотношений понятий «сделка» и «договор».

45. Форма и государственная регистрация сделок.

46. Условия действительности сделок. Понятие и правовая природа недействительной сделки. Полная и частичная недействительность сделки. Последствия недействительности сделки.

47. Ничтожные сделки: виды, последствия недействительности.

48. Оспоримые сделки: виды, последствия недействительности.

49. Понятие, правовая природа, субъектный состав и виды представительства.

50. Основания возникновения представительства. Представительство без полномочия.

51. Доверенность: понятие, виды, форма, срок, прекращение. Передоверие.

52. Понятие и виды сроков в гражданском праве. Исчисление сроков.

53. Исковая давность: понятие, виды, течение и применение. Требования, на которые исковая давность не распространяется.

54. Понятие, принципы, способы и пределы осуществления гражданских прав.

55. Защита гражданских прав: понятие, порядок и способы. Понятие и состав убытков в гражданском праве.

56. Понятие, виды и признаки вещных прав.

57. Собственность и право собственности: соотношение понятий. Содержание и границы осуществления права собственности. Правоотношение собственности. Формы и виды собственности по российскому законодательству.

58. Первоначальные способы приобретения права собственности (за исключением самовольной постройки и приобретательной давности).

59. Приобретение права собственности на самовольную постройку и в силу приобретательной давности.

60. Производные способы приобретения права собственности.

61. Классификация и общая характеристика способов прекращения права собственности. Приватизация (понятие, правовое регулирование, порядок осуществления, способы приватизации) и национализация.

62. Принудительное изъятие имущества у собственника.

63. Право собственности граждан.

64. Право собственности юридических лиц.

65. Право государственной и муниципальной собственности: специфические черты, субъекты, объекты, осуществление.

66. Право хозяйственного ведения: субъекты, содержание, осуществление, приобретение и прекращение.

67. Право оперативного ведения: субъекты, содержание, осуществление, приобретение и прекращение.

68. Земельный участок как объект вещных прав. Система и общая характеристика вещных прав на землю.

69. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения.

70. Понятие, виды и основания возникновения общей собственности.

71. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей собственности. Распоряжение долей в праве общей долевой собственности.

72. Раздел имущества, находящегося в общей собственности, и выдел из него доли.

73. Общая совместная собственность супругов и членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

74. Правовая охрана отношений собственности. Система гражданско-правовых средств (способов) защиты вещных прав. Защита прав владельца, не являющегося собственником.

75. Гражданско-правовое обязательство: понятие, характерные черты, основания возникновения, виды.

76. Стороны и участники обязательства. Третьи лица в обязательстве. Множественность лиц в обязательстве. Особенности долевых и солидарных обязательств.

77. Перемена лиц в обязательстве.

78. Понятие и значение гражданско-правового договора. Принцип свободы договора. Договор и закон. Действие договора.

80. Виды гражданско-правовых договоров.

81. Заключение договора: общие положения.

82. Особенности заключения договора в обязательном порядке и на торгах.

83. Изменение и расторжение договора: основания, порядок и последствия.

84. Понятие и система принципов исполнения обязательств.

85. Надлежащее исполнение обязательств: требования к субъектам, предмету, сроку, месту и способу исполнения.

86. Понятие и виды способов обеспечения исполнения обязательств. Специфика обеспечительного обязательства. Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств.

87. Удержание и задаток как способы обеспечения обязательств.

88. Залог как способ обеспечения исполнения обязательств: понятие, правовая природа, основания возникновения, виды, прекращение. Предмет залога и обеспечиваемое залогом требование.

89. Субъекты залогового правоотношения и их права и обязанности. Обращение взыскания на заложенное имущество и его реализация.

90. Ипотека (залог недвижимости).

91. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательств.

92. Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств.

93. Понятие, функции и виды гражданско-правовой ответственности.

94. Возмещение убытков, взыскание неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами как формы гражданско-правовой ответственности.

95. Основания и условия гражданско-правовой ответственности.

96. Последствия неисполнения обязательства в натуре.

97. Уменьшение размера ответственности. Просрочка должника и кредитора.

98. Прекращение обязательства исполнением и невозможностью исполнения. Отступное. Прощение долга.

99. Прекращение обязательства зачетом. Случаи недопустимости зачета. Зачет при уступке требования.

100. Прекращение обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице, смертью гражданина и ликвидацией юридического лица. Новация.

ПРИМЕРЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

ПО КУРСУ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ЧАСТЬ 1»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА

ДИСЦИПЛИНА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, Ч.1»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

1. Понятие, система и принципы гражданского права.

2. Порядок раздела, выдела и отчуждения доли участников общей долевой собственности.

3. Задача. Кружков проиграл в карты 500 рублей, которые немедленно в присутствии нескольких свидетелей уплатил. Когда он поделился этой новостью со своими домашними, сын Кружкова - студент юридического факультета - указал отцу, что в Комментарии к ГК РФ написано: «Из игр и пари обязательства не возникают». Рассудив, что он не был обязан платить проигранную сумму, Кружков с помощью своего сына составил исковое заявление об истребовании неосновательно уплаченного и обратился в суд. Какового будет решение суда?