При президенте российской федерации по. Совет при президенте российской федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам


Характерной чертой общественно-политической жизни России периода второго президентства В.В. Путина является не только наличие двух сегментов гражданского общества, по разному строящих свои отношения с государством, но и существование определенной структуры, в рамках которой те и другие имеют возможность встречаться вместе, а также, раз в год, общаться с Президентом РФ. Именно такой структурой является Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, созданный на основе Комиссии по правам человека при Президенте РФ в ноябре 2004 г. Интересно подчеркнуть, что Указ Президента РФ о создании этого Совета появился именно в те дни, когда в Перми проходил Социальный форум, на котором, в частности, обсуждался законопроект «Об Общественной палате РФ» Такой параллелизм двух инициатив может объясняться, на наш взгляд, наличием в Администрации Президента РФ по крайней мере двух проектов развития отношений государства и структур гражданского общества..

В соответствии с Положением о Совете, его основными задачами являются:

  • · оказание содействия Президенту РФ в реализации организация проведения экспертиз конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • · подготовка предложений Президенту РФ по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации;
  • · систематического информирования Президента Российской Федерации о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом;
  • · организация проведения экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих регулирование вопросов обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации, и др.

В состав Совета вошли около половины из состава Комиссии по правам человека, утвержденного в 2002 г., включая и ее председателя - Э.А. Памфилову, при этом остались практически все лидеры правозащитных, экологических и иных сильных сетевых организаций, составлявших ранее основу Народной ассамблеи, а спустя месяц, в декабре 2004 г. - вошедшие во Всероссийский гражданский конгресс Два из трех сопредседателей Всероссийского гражданского конгресса - Л.М.Алексеева и А.А.Аузан являются одновременно и членами Совета при Президенте РФ.. Более того, в состав Совета вошли и председатель правления общества «Мемориал» Юрий Орлов, и председатель петербургской организации «Гражданский контроль» Борис Пустынцев, ранее не входившие в состав Комиссии по правам человека.

С другой стороны, в состав совета вошли и такие активные участники создания Общественной палаты, ставшие затем ее членами, как Сергей Марков и Валерий Фадеев Членами Общественной палаты стало шесть членов Совета при Президенте.. Были представлены в Совете и телеведущие основных телеканалов страны, и лидеров ассоциаций малого и среднего бизнеса - «Опоры России» и «Деловой России», представители научной общественности. Таким образом, Совет при Президенте РФ стал достаточно уникальной, с учетом прочих внешних факторов, «переговорной площадкой», включающей представителей гражданского общества и общественности в целом, представляющих действительно основную часть спектра позиций на взаимодействие власти и структур гражданского общества и включающих как лидеров Всероссийского гражданского конгресса, так и Общественной палаты РФ.

Совет проводит свои заседания примерно раз в два месяца, на которых обсуждаются многие острые проблемы соблюдения прав человека и развития гражданского общества в России, а также готовятся конкретные предложения по их решению. Часть этих предложений выносится на регулярные встречи членов Совета в Президентом РФ. Такие встречи состоялись 20 июля 2005 года и 11 июля 2007 г. в Георгиевском зале Кремля, на каждой из них имел место серьезный, детальный, иногда - нелицеприятный обмен мнениями, по их итогам принимались специальные поручения Президента сотрудникам его Администрации и Правительства РФ. Все материалы Совета, включая и стенограммы встреч с Президентом РФ, представлены на его веб-сайте www.sovetpamfilova.ru.

Одним из фокусов внимания членов Совета в 2005-2006 гг. стали изменения в законодательство о некоммерческих организациях, а также мониторинг применения нового законодательства с целью последующего устранения тех его сторон, которые мешают развитию организаций гражданского общества в России. Вторым примером деятельности Совета может служить обеспечение международной программы встреч и дискуссий «Гражданская восьмерка», проходившей в год саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2006 г. Интересно подчеркнуть, что в подготовке и реализации мероприятий «Гражданской восьмерки» принимали активное участие и те члены Совета, которые одновременно участвовали и в «альтернативном» форуме «Другой России».

Опыт Совета при Президенте РФ стал, по-видимому, хорошей основой для распространения его опыта на другие структуры федеральной исполнительной власти. Так, летом 2006 г. появился Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 04.08.2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам», в соответствии с которым подобные советы стали создаваться и при соответствующих структурах. Вопрос о персональном составе таких советов и о формах их деятельности пока остается за границами обсуждения в настоящем тексте.

Таким образом, мы видим наличие весьма разнообразных институционализированных форм взаимодействия структур гражданского общества и государственной власти на федеральном российском уровне.

Польша уже в предвкушении российских репараций

ярусский

Александр Голованов - ЦК КПСС: в войну деятельность Сталина оцениваю как позитивную

Николай Андреевич

Кому Россия за Победу должна?

ярусский

ярусский

Души убитых евреев скорбят по утраченной памяти Украины

Украина: «Почему наша власть потворствует антисемитам?»

Поляки начали готовиться к Освенциму ещё с 1920 года

Этот совет «образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества,..» На деле же сначала появился весьма спорный проект по «десталинизации» России, а теперь совет решил вступиться за НКО, финансируемые из иностранных источников.

Напомним, что совсем недавно Государственная Дума РФ приняла получивший широкую известность Федеральный закон N121-ФЗ « Об иностранных агентах». Согласно ему все некоммерческие организации, получающие финансирование от иностранных источников, обязаны зарегистрироваться в качестве иностранных агентов. Подобные законы действую во всех развитых странах. А российский закон наиболее близок по духу и букве аналогичному закону США, который начал действовать еще в … 1938 году!

И тут началось… Казалось бы, что тут такого? Зарегистрируйся и защищай интересы своих грантодателей, сколько хочешь… Но не тут-то было: правозащитники принялись истерично утверждать что никакие они не «иностранные агенты», а непримиримые борцы за счастье российского народа, эдакие идейные бессребреники, которым иностранные гранты нужны только для того, чтобы не умереть с голоду. Правда, президент РФ Владимир Путин озвучил цифру, которой на приобретение хлебы и воды явно хватит с избытком – 1 миллиард долларов…

Массовые проверки российских НКО начались 21 марта. Им подверглись более чем 90 организаций, в числе которых "Агора", Amnesty International, "Мемориал", "Общественный вердикт", "Гражданское содействие", московские офисы Human Rights Watch и Transparency International. Всего, как сообщили в Минюсте, "на 2013 год запланировано 7,37 тысячи проверок НКО".

Складывается впечатление, что некоторые силы в российском обществе, получающие финансирование из-за рубежа попросту приватизировали понятие «права человека» в России, причем за иностранные гранты.

И вот уже Совет по правам человека при президенте РФ вступился за некоммерческие организации (НКО): членов СПЧ крайне обеспокоили начавшиеся в конце марта массовые проверки НКО, которые проводит Генпрокуратура.

Как сообщает газета «Взгляд», массовые проверки НКО начались в конце марта из-за скандального закона об иностранных агентах, согласно которому получающие финансирование из-за рубежа организации могут подвергаться тщательным проверкам. По информации руководителя правозащитной ассоциации «Агора» Павла Чикова, на данный момент прокуратура проверила более 200 организаций из 50 регионов страны. Эти ревизии вызвали панику среди общественных деятелей, которые восприняли действия властей как попытку давления на НКО.

Член СПЧ Сергей Кривенко настаивает на том, что Генпрокуратура должна обосновывать проведение проверок.

В законе, регламентирующем действия Генпрокуратуры, есть указание, что ревизия должна носить обоснованный характер и основываться либо на доносе, либо на заявлении, либо на каких-то подозрениях. Однако во время массовых проверок не было дано никакого объяснения, - рассказал Кривенко.

Он напомнил, что за последние годы не было случаев возбуждения уголовных дел против руководителей НКО за экстремизм или шпионаж. Так что явного повода для проверок организаций по всей стране Кривенко не видит и считает происходящее «политическим заказом».

Исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова подчеркивает, что своими действиями в отношении НКО прокуратура нарушает требования закона.
- Эти проверки незаконны. Прокуратура без предупреждения может проверять только государственные структуры. Пугает массовость проверок и то, как они проводятся. Это массовая дискриминация тех НКО, которые получают иностранное финансирование, - считает она.

Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сомневается, что Генпрокуратура прислушается к мнению правозащитников и выполнит их просьбы.

Это предложение действовать по закону. Однако наши органы власти зачастую сами являются правонарушителями, так что предсказать, удастся ли вернуть деятельность Генпрокуратуры в рамки законодательства, сложно, - считает она…» (Конец цитаты)

А у Генпрокуратуры есть доказательства финансирования российских НКО из-за рубежа. Об этом заявила официальный представитель надзорного ведомства Марина Гриднева.
В 2011 г., по словам Гридневой, российские НКО получили не менее 19 млрд руб. от иностранных спонсоров. А с 21 ноября прошлого года, когда вступил в силу Закон об "иностранных агентах", на счета некоммерческих организаций поступило более 28,3 млрд руб. из-за границы. Именно эти цифры и озвучил президент Владимир Путин.

Странное дело получается… Совет по правам человека вместе с гражданкой США Алексеевой тратит свое драгоценное время на отстаивание чьих-то интересов, которые, мягко выражаясь, далеко не всегда совпадают с интересами России и россиян. В частности, этот совет почему-то загадочно молчит, глядя на тот беспредел, который творится в сфере образования. Точно также неизвестна его широкая публичная реакция на поголовное закрытие поликлиник, фельдшерских пунктов и родильных домов в российской глубинке, из-за чего роженицы вынуждены добираться за 200 километров по разбитым дорогам, чтобы выполнить пожелание президента РФ улучшать демографическую ситуацию.

Ежегодно в РФ на дорогах гибнет около 30 тысяч человек и совершается около 100 тысяч убийств. Вот проблемы, где бы совет мог себя показать… Но нет, ему, вероятно, сподручнее заниматься защитой НКО, которые де-юре действуют в России в качестве иностранных агентов, и не желая выполнять российские законы, отказываются регистрироваться. Очень интересно, какова бы была реакция американского общества и конгресса, если бы в США кто-то вздумал защищать интересы иностранных агетов?

Что-то, вероятно, не ладно в «королевстве Датском», то есть в совете по правам человека при президенте РФ… Ближе ему надо быть к людям.

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека


Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2012 года N 281 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.03.2012);
Указом Президента Российской Федерации от 12 ноября 2012 года N 1513 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.11.2012);
Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 1549 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.11.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.02.2013),
Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2013 года N 305 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2013);
Указом Президента Российской Федерации от 26 мая 2015 года N 268 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.05.2015, N 0001201505260020);
Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2015 года N 412 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.08.2015, N 0001201508100065);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.11.2015);
Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2016 года N 68 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.02.2016, N 0001201602180011);
Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2016 года N 600 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.11.2016, N 0001201611110016);
Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 286 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.06.2017, N 0001201706270044);
Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 2018 года N 691 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.12.2018, N 0001201812030027);
Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2019 года N 512 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.10.2019, N 0001201910210023).

____________________________________________________________________

В целях совершенствования государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также содействия развитию институтов гражданского общества

постановляю:

1. Преобразовать Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

2. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2019 года N 512 ..

3. Утвердить прилагаемые:

Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;

абзац утратил силу - .

4. Признать утратившими силу:

пункты 2 и (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 46, ст.4511);

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст.813);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 июля 2010 года N 991 "О Памфиловой Э.А ." (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 33, ст.4406);

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 34, ст.4466);

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 42, ст.5349).

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации
Д.Медведев

Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

1. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - Совет) является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества в Российской Федерации, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Основными задачами Совета являются:

а) оказание содействия Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, рассмотрение по поручению главы государства вопросов, относящихся к компетенции Совета;

б) содействие процессам гуманизации и модернизации российского общества, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по развитию указанных процессов;

в) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития институтов гражданского общества и расширения участия граждан в модернизации страны, в том числе путем передачи отдельных функций государственных органов институтам гражданского общества;

г) систематическое информирование Президента Российской Федерации о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом;

д) организация проведения экспертизы проектов федеральных законов, находящихся на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации, для определения их соответствия целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка по результатам экспертизы соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

е) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными объединениями и иными структурами гражданского общества;

ж) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам становления институтов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработки технологий учета общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

з) подготовка предложений к ежегодным посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Совета;

и) содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

к) участие в укреплении международного сотрудничества в области развития гражданского общества, обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

л) содействие правовому просвещению населения путем активного взаимодействия Совета с представителями средств массовой информации и иных структур гражданского общества;

м) анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

н) рассмотрение иных вопросов, относящихся к компетенции Совета.

5. Совет не рассматривает обращения по личным вопросам, в том числе связанным с имущественными, жилищными и трудовыми спорами, а также с жалобами на решения судов, органов следствия и дознания.

6. Совет для решения возложенных на него задач имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые информацию и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также требовать от них своевременного представления информации и материалов, запрашиваемых Советом;

б) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти;

в) приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений;

г) привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

д) направлять своих представителей для участия в совещаниях, конференциях и семинарах, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями по проблемам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, развития институтов гражданского общества;

е) участвовать в организации и проведении круглых столов, конференций и семинаров по вопросам, относящимся к компетенции Совета;

ж) использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации.

7. В состав Совета входят председатель Совета, заместитель председателя Совета, ответственный секретарь и члены Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах.

7_1. Членами Совета не могут быть члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Общественной палаты Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2015 года N 575)

8. Совет формирует из числа членов Совета постоянные и временные комиссии и рабочие группы по направлениям своей деятельности. К участию в работе этих комиссий и рабочих групп могут привлекаться ученые, специалисты, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений. Состав комиссий и рабочих групп определяется решением Совета.

Координацию деятельности рабочих групп осуществляет ответственный секретарь Совета.

8_1. Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется президиум Совета. В состав президиума Совета входят представители комиссий и рабочих групп Совета, избираемые из составов комиссий и рабочих групп на их заседаниях. Персональный состав президиума Совета подлежит ротации один раз в полгода.

Президиум Совета возглавляют три сопредседателя, одним из которых по должности является председатель Совета, а двое других избираются из состава президиума Совета на заседании президиума Совета.

Президиум Совета предлагает вопросы для обсуждения на заседаниях Совета, рассматривает организационные и иные вопросы, связанные с осуществлением информационно-аналитических и экспертных работ в сфере компетенции Совета, а также рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета. Решения президиума Совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов президиума Совета.
(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 года N 106)

9. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в два месяца. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.

Заседание Совета ведет председатель Совета, а в случае его отсутствия - заместитель председателя Совета.

Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Совета. Решения Совета принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета, за исключением решений по процедурным вопросам. При необходимости по решению Совета может проводиться заочное голосование. Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета.

Порядок созыва и проведения заседаний Совета и президиума Совета, процедура принятия решений Советом и президиумом Совета, порядок формирования президиума Совета, а также порядок формирования постоянных и временных комиссий и рабочих групп Совета определяются регламентом Совета, принимаемым на заседании Совета большинством голосов от общего числа членов Совета.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 года N 106 .

10. В целях обеспечения деятельности Совета председатель Совета:

а) созывает очередные и внеочередные заседания Совета, организует их подготовку и проведение, определяет повестку дня заседаний;

б) представляет Совет в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами, общественными объединениями, а также с организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации;

в) осуществляет иные полномочия по обеспечению деятельности Совета.

11. Председатель Совета вправе:

а) вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по составу Совета;

б) представлять Президенту Российской Федерации от имени Совета проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Совета, а также аналитические записки и иные материалы, подготовленные по результатам организованных Советом экспертиз.

12. Члены Совета участвуют в заседаниях Совета и в принятии его решений, а также в работе комиссий и рабочих групп Совета.

Члены Совета вправе вносить предложения по повестке дня заседания Совета, а также получать информацию о деятельности Совета, его комиссий и рабочих групп.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, а также общественные объединения, получившие рекомендации Совета, в установленные сроки рассматривают их и уведомляют Совет о принятых решениях. В необходимых случаях информация о рекомендациях Совета доводится до сведения Президента Российской Федерации.

14. Совет имеет собственный бланк. При ведении переписки, связанной с деятельностью Совета, письма подписываются председателем Совета или заместителем председателя Совета.

15. Обсуждаемые Советом общественно значимые вопросы и принятые на заседаниях Совета решения доводятся до сведения общественности через средства массовой информации, а также размещаются в сети Интернет.

16. Обеспечение деятельности Совета осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации.

Состав Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

(с изменениями на 27 июня 2017 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу -
Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 2018 года N 691 . -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"



Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека был создан Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября № 1417 на базе Комиссии по правам человека, действовавшей с 1 ноября 1993 года . Этим же Указом утверждено Положение о Совете.

Задачи - подготовка предложений по совершенствованию защиты прав и свобод граждан, взаимодействию власти с правозащитниками, экспертиза законодательства, информирование Президента о ситуации в области соблюдения прав и свобод.

В состав совета вошли 33 правозащитника и известных общественных деятеля во главе с председателем Эллой Памфиловой .

Совет осуществляет законотворческую деятельность, анализ законодательства и правоприменительной практики, координацию деятельности неправительственных организаций, деятельность, направленную на борьбу с неуставными отношениями в армии, работу по рассмотрению индивидуальных и коллективных обращений граждан, взаимодействие с ведомствами и региональными властями по профильным влпросам .

В июне 2005 Совет по правам человека направил открытое письмо белорусскому президенту Александру Лукашенко с осуждением «действий тех представителей белорусских властей, которые ущемляют права белорусов и россиян», и создал в своём составе российско-белорусскую правозащитную комиссию. В 2005 году совет также выступал с заявлениями по поводу массовых нарушений прав граждан в Благовещенске (Башкирия) и по подготовке в Государственной Думе нового закона о некоммерческих организациях.

Заявление в защиту Подрабинека

Первоначальный вариант заявления, выложенный на официальном сайте Совета и растиражированный в интернете, не содержал положений о том, что Совет осуждает откровенно высказывания Подрабинека. В дальнейшем заявление было отредактировано (по некоторым данным, после звонка Э.Памфиловой, поступившего от высокопоставленного чиновника) и в него были включены реплики о том, что Совет не согласен с позицией Подрабинека и считает её оскорбительной для ветеранов.

Заявление было встречено неоднозначно. Некоторые члены Совета заявили о своём несогласии с позицией, высказанной от имени Совета его главой Эллой Памфиловой без учёта мнения других членов. Среди них тележурналист Алексей Пушков , Владимир Легойда , глава Национального фонда развития здравоохранения Елена Николаева, российский кинорежиссёр и писатель Сергей Говорухин . Комментируя ситуацию Елена Николаева заявила следующее: «К сожалению, о том, что такое заявление появилось, я узнала, можно сказать, только из газет и информагентств. Лично со мной как с членом Совета текст не согласовывался и на последнем заседании Совета, где я присутствовала, это заявление не принималось ». Сергей Говорухин , ранее в открытом письме обвинивший Подрабинека в моральном уродстве, подлости и скотстве , отозвал свою подпись под обращением.

С критикой Э. Памфиловой по данному вопросу выступили многие общественные и политические деятели, в том числе директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков , лидер правозащитного движения «Сопротивление » Ольга Костина , правозащитник Александр Брод , депутат Госдумы Андрей Исаев , главный редактор журнала «Эксперт » Валерий Фадеев . Так, по мнению последнего, Совет, возглавляемый Эллой Памфиловой, ведёт себя странно и неестественно, поскольку, будучи «органом, который по своему предназначению должен способствовать предотвращению или затуханию конфликтов, выступать независимым арбитром в спорах гражданских институтов, вдруг категорично становится на позиции одной из сторон. И этим только разжигает конфликт. Кроме того, история с заявлением, сделанным от имени Совета, но, как выяснилось, без согласия отдельных его членов, тоже выглядит абсурдной» . .

Бывший пресс-секретарь движения «Наши», а ныне депутат Государственной Думы Роберт Шлегель внёс на рассмотрение нижней палаты парламента предложение по смещению Памфиловой с занимаемого поста. В своём блоге член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи выступил с резкой критикой позиции Э. Панфиловой.

По результатам прокурорской проверки по заявлению Эллы Памфиловой нарушений законодательства в действиях движения «Наших» выявлено не было.

В настоящее время функционирует состав Совета, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 148:

  • Памфилова Э. А. - председатель президиума Общероссийского общественного движения «Гражданское достоинство» (председатель Совета)
  • Абрамкин В. Ф.
  • Айвазова С. Т. - главный научный сотрудник Института социологии Российской академии наук
  • Алексеева Л. М.
  • Амбиндер Л. С. - президент некоммерческой организации благотворительного фонда «Помощь»
  • Аузан А. А. - президент Ассоциации независимых центров экономического анализа
  • Ганнушкина С. А.
  • Гефтер В. М. - директор автономной некоммерческой организации «Институт прав человека»
  • Говорухин С. С. - председатель правления фонда ветеранов и инвалидов вооружённых конфликтов «Рокада»
  • Головань А. И. - уполномоченный по правам ребёнка в Москве, исполнительный директор региональной общественной организации «Благотворительный центр „Соучастие в судьбе“»
  • Джибладзе Г. Д. - президент автономной некоммерческой организации «Центр развития демократии и прав человека»
  • Кабанов К. В. - председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет»
  • Караганов С. А. - председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике
  • Кривенко С. В. - член правления международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“», координатор общественного движения «Гражданин и армия»
  • Кузьминов Я. И. - сопредседатель Российского общественного совета по развитию образования, ректор Государственною университета - Высшей школы экономики
  • Куклина И. Н. - член координационного совета Союза комитетов солдатских матерей России
  • Легойда В. Р. - председатель правления Фонда содействия развитию культурно-просветительской деятельности «Фома Центр», главный редактор журнала «Фома»
  • Литовченко С. Е. - исполнительный директор межрегиональной общественной организации «Ассоциация менеджеров»
  • Лукьянов Ф. А. - главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»
  • Малеева Т. М. - директор автономной некоммерческой организации «Независимый институт социальной политики»
  • Морщакова Т. Г. - судья Конституционного Суда Российской Федерации в отставке, советник Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
  • Николаева Е. Л. - председатель попечительского совета некоммерческого фонда «Национальный фонд развития здравоохранения»
  • Орешкин Д. Б. - ведущий научный сотрудник Института географии Российской академии наук
  • Панфилова Е. А. - директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси интернешнл - Россия»
  • Полникова И. Г. - первый заместитель председателя Хабаровского краевого историко-просветительского общественного движения «Мемориал», член совета при губернаторе Хабаровского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека
  • Полякова М. Ф. - председатель правления региональной общественной организации «Независимый экспертно-правовой совет»
  • Пустынцев Б. П.
  • Пушков А. К.
  • Симонов А. К.
  • Сорокина С. И. - журналист
  • Федотов М. А. - секретарь Союза журналистов России
  • Цыпленков С. А. - исполнительный директор отделения международной неправительственной некоммерческой организации «Совет Гринпис» - Гринпис
  • Чмыхов Г. Д. - председатель Общественной палаты Калининградской области, первый вице-президент регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Калининградской области»
  • Юргенс И. Ю. - председатель правления фонда «Институт современного развития»
  • Ямщиков С. В. - председатель Ассоциации реставраторов России
  • Ясина И. Е. - председатель экспертного совета негосударственного учреждения «Клуб региональной журналистики»

Прежний состав был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1417:

  1. Памфилова Элла Александровна - председатель Общероссийского союза общественных объединений «Гражданское общество - детям России», председатель президиума Общероссийского общественного движения «Гражданское достоинство» (председатель Совета)
  2. Абрамкин Валерий Федорович - директор региональной общественной организации «Центр содействия реформе уголовного правосудия»
  3. Айвазова Светлана Григорьевна - главный научный сотрудник Института сравнительной политологии
  4. Алексеева Людмила Михайловна - председатель Московской Хельсинкской группы
  5. Аузан Александр Александрович - президент Института национального проекта «Общественный договор»
  6. Борисов Сергей Ренатович - президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»
  7. Ганнушкина Светлана Алексеевна - председатель региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие»
  8. Говорухин Сергей Станиславович - председатель правления фонда ветеранов и инвалидов вооруженных конфликтов «Рокада»
  9. Головань Алексей Иванович - Уполномоченный по правам ребенка в Москве, исполнительный директор региональной общественной организации "Благотворительный центр «Соучастие в судьбе»
  10. Жженов Георгий Степанович - актёр Государственного академического театра имени Моссовета
  11. Забелин Святослав Игоревич - сопредседатель совета международной общественной организации «Международный социально-экологический союз»
  12. Караганов Сергей Александрович - председатель президиума региональной общественной организации «Общественный совет по внешней и оборонной политике»
  13. Клямкин Игорь Моисеевич - вице-президент научного фонда теоретических и прикладных исследований «Либеральная миссия»
  14. Кузьминов Ярослав Иванович - сопредседатель Российского общественного совета по развитию образования, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики
  15. Куклина Ида Николаевна - член координационного совета Союза комитетов солдатских матерей России
  16. Левада Юрий Александрович - директор автономной некоммерческой организации «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-Центр)
  17. Марков Сергей Александрович - председатель Национального гражданского совета по международным делам
  18. Морщакова Тамара Георгиевна - судья Конституционного Суда Российской Федерации в отставке
  19. Орлов Олег Петрович - председатель совета правозащитного центра «Мемориал»
  20. Подберезкин Алексей Иванович - директор межрегиональной организации содействия защите прав и свобод граждан «Правозащитный центр»
  21. Познер Владимир Владимирович - президент фонда «Академия Российского телевидения»
  22. Поляков Юрий Михайлович - главный редактор «Литературной газеты»
  23. Полякова Мара Федоровна - председатель правления региональной общественной организации «Независимый экспертно-правовой совет»
  24. Пустынцев Борис Павлович - председатель Санкт-Петербургской общественной правозащитной организации «Гражданский контроль»
  25. Пушков Алексей Константинович - автор и ведущий аналитической программы «Постскриптум»
  26. Рошаль Леонид Михайлович - президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах
  27. Симонов Алексей Кириллович - президент некоммерческой организации «Фонд защиты гласности»
  28. Смирнов Вильям Викторович - заведующий сектором политологических исследований Института государства и права Российской академии наук (ответственный секретарь Совета)
  29. Соловьев Владимир Рудольфович - тележурналист
  30. Сунгуров Александр Юрьевич - президент общественной организации «Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр „Стратегия“»
  31. Титов Борис Юрьевич - председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
  32. Третьяков Виталий Товиевич - профессор факультета международной журналистики Московского государственного института международных отношений (университета) МИДа России
  33. Фадеев Валерий Александрович - главный редактор журнала «Эксперт»

См. также

Примечания

Ссылки

  • . (рус.) - 19.02.2009.

Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества. В его состав входят представители всех традиционных религий: православные, иудеи, мусульмане, буддисты, протестанты, католики.

В состав Совета входят три представителя протестантских церквей:

, Архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России
, начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) (пятидесятники)
, пастор,первый заместитель председателя Евро-Азиатского дивизиона (отделения) Генеральной конференции Церкви христиан-адвентистов седьмого дня

Состав Совета утверждается Президентом Российской Федерации . Члены Совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Руководит заседаниями председатель Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации либо по его поручению заместитель председателя Совета. Изменения состава Совета происходили в декабре 1997г., в сентябре 1999г., в марте 2001г., в феврале 2004г., в апреле 2007г., в августе 2008г. в апреле 2009г. в июле 2012г. в мае 2015г.

Совет создан распоряжением Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995г. № 192-рп . Этим же распоряжением обязанности ответственного секретаря Совета возложены на Красикова Анатолия Андреевича (до 1996г. в Совете не было председателя). Положение о Совете утверждено распоряжением Президента Российской Федерации от 2 августа 1995г. № 357-рп (ныне действует в редакции распоряжения Президента Российской Федерации от 17 марта 2001г. №133-рп). Будучи президентом РФ, В.В.Путин издал распоряжение "О Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации". В целях совершенствования взаимодействия Президента России с религиозными объединениями, а также взаимоотношений государства и религиозных объединений им были внесены изменения в Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, утвержденное распоряжением Президента Российской Федерации от 2 августа 1995 г. N 357-рп. Основные изменения касались перераспределения функций между структурными подразделениями администрации Президента Российской Федерации. Обеспечение деятельности совета как консультативного органа было возложено на Главное управление внутренней политики Президента Российской Федерации.

В работе Совета сочетаются внутренние и международные аспекты развития межконфессионального диалога. Совет носит консультативно-совещательный характер, рассматривающий вопросы взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций. Президент и его Администрация используют рекомендации совета при принятии решений в области государственно-церковных отношений.