В каких случаях требуется экологическая экспертиза. Общественная экологическая экспертиза: проводится в каких случаях, примеры. Общественная экологическая экспертиза


Термин "общественная экологическая экспертиза" впервые стал использоваться в конце 80-х гг. прошлого столетия. Первоначально понятие трактовалось в очень широком смысле. В настоящее время термин закреплен на законодательном уровне. Рассмотрим далее, что собой представляет общественная экологическая экспертиза, кем проводится и при каких условиях.

Общие сведения

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных объединений. Инициаторами процедуры могут стать органы территориальной власти. В качестве исполнителей выступают общественные организации, основное направление деятельности которых - охрана природы.

Цель

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится для предотвращения неблагоприятного воздействия предполагаемой деятельности объекта на окружающую среду, социально-экономических и прочих последствий, связанных с ней.

Указанные цели достигаются посредством оценки выполнения предписаний законодательства, соблюдения требований к разработке проектной документации. В ходе общественной экологической экспертизы проводится анализ качества прогноза воздействия на окружающую среду.

Права инициаторов проверки

Они закреплены в 19 статье ФЗ № 174. В соответствии с нормой, граждане и объединения вправе:

  1. Формулировать и направлять в уполномоченные органы предложения об организации общественной экологической оценки.
  2. Получать сведения о проведении экспертизы.
  3. Осуществлять другие действия, связанные с экологической проверкой, не противоречащие действующему законодательству.

Права исполнителей

Организации, осуществляющие экспертизу, вправе:

  1. Получать документацию, подлежащую проверке, от заказчика.
  2. Знакомиться с нормативно-техническими документами.
  3. В статусе наблюдателей участвовать в заседаниях комиссий государственной экспертизы, в обсуждении заключений, составленных по результатам общественной проверки.

Условия проведения

Общественная экологическая экспертиза проводится после госрегистрации заявления от инициаторов. При поступлении заявки на проверку одного объекта от двух и более общественных объединений может создаваться одна комиссия.

Орган территориальной власти в семидневный срок с даты поступления заявки должен ее зарегистрировать либо отказать в этом. Если в установленный срок не было отказано в регистрации, заявление признается зарегистрированным.

Оформление заявки

В заявлении общественных объединений указываются следующие сведения:

  1. Наименование.
  2. Адрес (юридический/места нахождения).
  3. Вид деятельности, определенный уставом.
  4. Состав экспертной комиссии.
  5. Характеристика объекта экспертизы.
  6. Сроки проведения проверки.

Отказ в регистрации заявления

Он допускается только в случаях, закрепленных 24 статьей ФЗ № 174. Перечень оснований, приведенный в норме, считается закрытым. Отказ в регистрации заявления допускается, если:

  1. Общественная экологическая экспертиза проводится в отношении объекта, ранее уже проверенного дважды.
  2. Общественное объединение не зарегистрировано по правилам, закрепленным законодательством. Речь идет об отсутствии госрегистрации в статусе юрлица на день обращения.
  3. Устав объединения не соответствует положениям, закрепленным 20 статьей ФЗ № 174.
  4. Не выполнены требования к содержанию заявки, предусмотренные ст. 23 Закона.

Общественная экологическая экспертиза объекта не может проводиться, если сведения о нем составляют тайну, охраняемую законом (государственную, коммерческую и пр.).

Незаконный отказ должностных лиц местных структур власти в госрегистрации заявления влечет ответственность, согласно нормам законодательства.

Объекты

На федеральном и региональном уровнях общественная экологическая экспертиза проводится только в отношении :

  1. Проектов нормативно-технической и инструктивно-методической документации в сфере охраны природы, утверждаемой органами госвласти РФ.
  2. Материалов обоснования лицензий на ведение деятельности отдельных видов, негативно влияющих на состояние окружающей среды, в соответствии с нормами, регламентирующими использование атомной энергии.
  3. Проектов целевых программ, в рамках которых предусмотрены строительство и эксплуатация объектов, оказывающих воздействие на природу, в части их размещения.
  4. Материалов комплексной экологической проверки участков местности, обосновывающих наделение этих территорий статусом особо охраняемых зон, зон экологического бедствия либо экологической ситуации чрезвычайного характера.
  5. Проектов соглашений о разделе продукции.
  6. Материалов, обосновывающих преобразование природного заповедника в национальный парк.

Проверке также подвергается проектная документация:

  • по реконструкции, строительству объектов на особо охраняемых территориях, в том числе относящихся к сфере обороны и безопасности, особо опасных, уникальных, технически сложных объектов;
  • объектов, предназначенных для обезвреживания/размещения отходов 1-5 кл. опасности, в том числе по выводу их из эксплуатации;
  • рекультивации почвы, нарушенной при размещении отходов указанных выше классов, а также земель, не предназначенных для их размещения, но использованных в этих целях;
  • по ликвидации выработок с использованием производственных отходов черной металлургии 4-5 кл. опасности.

Нюансы

Если объект ранее получил положительное заключение, в случаях:

  1. Доработки данного объекта с учетом замечаний комиссии.
  2. Реализации с отступлением от документации или при внесении в нее изменений.
  3. Окончания срока действия заключения, выданного ранее.

Специфика проведения

Общественная экологическая экспертиза проводится до организации государственной проверки либо одновременно с ней. Соответствующее положение закрепляет 1 часть 22 статьи ФЗ № 174.

Во 2 части этой же нормы, однако, предусмотрено, что общественная экологическая экспертиза проводится независимо от государственной проверки в отношении тех же объектов.

Согласно ч. 4 ст. 22, на экспертов, осуществляющих оценку объектов, распространяются требования, закрепленные п. 2 и п. 5 16 статьи ФЗ № 174.

Экспертное заключение

Этот документ направляется:

  • в федеральный/региональный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную проверку;
  • заказчику документации;
  • структурам, принимающим решения о реализации объектов экспертизы;
  • местным органам власти;
  • иным заинтересованным лицам.

Экспертное заключение приобретает силу после его утверждения органом региональной или федеральной исполнительной власти. Оно учитывается при выполнении государственной проверки, если общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении этого же объекта до даты завершения госэкспертизы.

При придании заключению силы на членов комиссии и руководителя распространяются требования, закрепленные статьями 30-34 ФЗ № 174.

Требования к экспертам

Общественная экологическая экспертиза проводится специалистами, обладающими практическими/научными знаниями по рассматриваемой проблеме. Субъекты привлекаются в соответствии с 15 статьей ФЗ № 174.

Экспертом не может являться:

  • Представитель заказчика/разработчика документов, являющихся объектом проверки.
  • Гражданин, находящийся в трудовых либо других договорных отношениях с разработчиком/заказчиком документации.

Права эксперта

Специалисты, привлекаемые к проведению экспертизы, вправе:

  1. Заявлять федеральному или региональному госоргану о необходимости предоставления заказчиком дополнительной документации для обеспечения объективной и всесторонней оценки объекта.
  2. Формулировать особое мнение в отношении проверяемого объекта. Оно составляется в письменной форме и прилагается к экспертному заключению.

Обязанности специалиста

Эксперт должен:

  1. Выполнять полный, всесторонний, комплексный и объективный анализ материалов, применяя передовые научно-технические достижения.
  2. Определять соответствие документации нормативным и нормативно-техническим актам, принятым на региональном и федеральном уровнях в сфере охраны природы, давать заключения по ней.
  3. Выполнять предписания законодательства, регламентирующего проведение экспертизы.
  4. Соблюдать сроки и порядок выполнения проверки, установленные федеральным исполнительным органом.
  5. Обеспечивать обоснованность и объективность выводов, сформулированных в экспертном заключении.
  6. Участвовать в подготовке обоснований учета заключений общественной экспертизы, аргументированных предложений, поступивших от общественных объединений и граждан, по экологическим аспектам деятельности, подлежащей экспертизе.
  7. Обеспечивать сохранность документации и других материалов, конфиденциальность информации, представленной на проверку.

Примеры результатов общественных экспертиз

В 1996 г. по инициативе жителей п. Коренево была проведена проверка проекта рекультивации затопленного карьера. Используя результаты экспертизы, гражданам удалось в суде отменить решение о землеотводе и не допустить превращения карьера в место размещения отходов.

В том же 1996 г. в г. Сергиевом Посаде было отменено решение о возведении завода по переработке ракетного топлива. Вместе с общественной экспертизой в городе собирались подписи местных жителей против реализации проекта, велась активная кампания в СМИ.

В 1997 г. в г. Троицке местная дума, приняв во внимание мнение населения и рассмотрев заключение общественной экспертизы, отменила ряд решений, допускавших строительство в городе мусороперерабатывающего завода. В процессе экспертизы были организованы слушания, в которых участвовали депутаты и члены комиссии. Заключение было направлено в Минздрав, который сформировал собственную комиссию. По ее решению проект строительства завода был заблокирован.

В России основным составляющим системы экологической оценки является экологическая экспертиза, организуемая государственными природоохранными органами. Экологическая экспертиза основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадиях ее осуществления.

Экологическая экспертиза - оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей.

То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системе рационального природопользования и определение возможности реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

В России работы по экологической экспертизе основываются на Федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ, который вместе с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, Регламентом проведения государственной экологической экспертизы и Положением о нормах оплаты труда членов экспертных комиссий составляет нормативную правовую основу процесса проведения государственной экологической экспертизы.

В развитие Федерального закона «Об экологической экспертизе» многие территориальные комитеты разрабатывают нормативно-правовые и инструктивно-методические документы уровня субъекта Федерации.

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы закреплено за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами.

На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ - Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения - Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).

Передача полномочий по проведению государственной экологической экспертизы субъектам Российской Федерации указанным законом не предусмотрена. Статьей 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация и проведение государственной экологической экспертизы отнесены к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Концептуальное положение о закреплении исключительного права на проведение государственной экологической экспертизы за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами учитывается в таких законодательных актах, как Водный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации; федеральных законах «О животном мире», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об использовании атомной энергии», «О мелиорации земель», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об уничтожении химического оружия», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также в иных нормативных правовых актах, регламентирующих организацию и проведение государственной экологической экспертизы, общественной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду, и ряде отраслевых документов.

В 1996 г. Правительством РФ утверждено «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы».

Более подробно порядок ее проведения регулируется «Регламентом проведения государственной экологической экспертизы», утвержденным Госкомэкологией РФ в 1997 году. Регламент определяет порядок представления документации на экспертизу и требования к ней, порядок формирования и работы экспертной комиссии, разграничение ответственности между экспертами - членами комиссии и специально уполномоченным органом, порядок утверждения заключения государственной экологической экспертизы и проч.

Регламент подразделяет все объекты экологической экспертизы на три категории: сложные, средние и простые, и устанавливает сроки, количество привлекаемых экспертов и стоимость проведения для экспертиз каждого уровня сложности. Сложность объекта экспертизы определяет штатный сотрудник специально уполномоченного органа, ответственный за ее проведение (ответственный исполнитель). Однако ни Регламент, ни другие нормативные акты не устанавливают конкретных способов отнесения объекта экспертизы к той или иной категории сложности (например, критериев).

Объектами экологической экспертизы являются:

>проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия;

>нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;

>проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.

Субъектами экологической экспертизы являются:

>законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;

>специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, министерства);

>специализированные неправительственные организации (частные, общественные).

Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов.

  • 1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
  • 2. Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
  • 3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.
  • 4. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.
  • 5. Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу.
  • 6. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.
  • 7. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.
  • 8. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.
  • 9. Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

На государственную экологическую экспертизу представляются материалы проектов комплексных и целевых федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, например: проект федеральной целевой программы «Перепрофилирование Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и решение связанных с этим социальных проблем г. Байкальска», проект «Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и перспектива до 2010 года».

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы. Приказом Минприроды №392 от 28 сентября 1995 года установлена форма Заключения государственной экологической экспертизы

Работа экспертных комиссий и экспертов базируется на положениях законодательных и подзаконных актов, отражающих общие требования к охране окружающей природной среды, а также на многочисленных нормативных документах, регламентирующих экологические вопросы при проектировании и строительстве объектов и комплексов всех отраслей экономики.

Они дают рекомендации по применению более прогрессивных технологий и оборудования, наиболее экологически безопасному месту размещения объекта, по снижению воздействия на растительный покров и животный мир, почвы и недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух и т.д. К предусмотренным в документации природоохранным мероприятиям рекомендуют включить в проект дополнительные, в частности, мероприятия по ликвидации последствий возможных аварий.

Так, за счет реализации предписаний заключений Государственной экологической экспертизы (внедрение пылегазоочистных установок, строительство очистных сооружений сточных вод, перевод котельных на газ и т.д.) по 37 проектируемым объектам в Калужской области ожидается снижение (потенциальный предотвращенный экологический ущерб) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 58,818 т/год, предотвращение сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты - на 853 т/год.

После доработки проекта реконструкции сернокислотного производства на АО «Аммофос» в г. Череповце Вологодской области образование пиритного огарка сократилось на 483 т, а выбросы в целом по предприятию - на 58 т/год.

В результате отклонения по результатам экспертизы от реализации объектов предполагаемой хозяйственной деятельности в местах с неблагополучной экологической обстановкой или на лесных землях в Архангельской области предотвращено: заболачивание лесного массива на площади 15,6 га; эрозия почв - 4 га; свод лесов в нерестовоохранных зонах рек - 16 га.

В проекте строительства волоконно-оптической линии связи по территории Республики Марий Эл сохранено 10,5 га лесов первой группы в результате уменьшения ширины отвода под трассу с 6 до 4 м.

В Красноярском крае предотвращено изъятие земель государственного лесного фонда с переводом их в земли, не связанные с ведением лесного хозяйства, на площади 1489 га.

Из-за несоответствия требованиям природоохранительного законодательства, нормативной и инструктивно-методической документации, существенных недоработок по экологическим и техническим вопросам получено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования строительства комплекса каталитической гидрогенизации гептила в НИИМАШ в г. Нижняя Салда Свердловской области.

Эффективность деятельности экспертных подразделений выражается в том, что с помощью процедуры государственной экологической экспертизы удается добиться в проектной документации строгого соблюдения требований и норм законодательства, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерация, специализированных нормативных документов.

Так, например, в Иркутской области все проекты автозаправок, гаражей, складов горюче-смазочных материалов и прочих объектов, получивших положительные заключения, обеспечены ливневой канализацией, очисткой производственных и ливневых вод, решен вопрос их дальнейшей утилизации. В проектах отслеживается создание санитарно-защитных зон и санитарных разрывов, а также проведение мероприятий по благоустройству и озеленению проектируемого объекта.

Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1%). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений.

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:

  • 1. непредставление документации на экологическую экспертизу;
  • 2. фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
  • 3. принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;
  • 4. создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
  • 5. уклонение от представления федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
  • 6. реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • 7. осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в области экологической экспертизы и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:

  • 1. нарушение установленных настоящим Федеральным законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;
  • 2. нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
  • 3. неисполнение установленных настоящим Федеральным законом для федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы обязанностей;
  • 4. нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств на проведение государственной экологической экспертизы;
  • 5. несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
  • 6. необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы являются:

  • 1. нарушение требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
  • 2. необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
  • 3. фальсификация выводов заключения экологической экспертизы;
  • 4. сокрытие от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:

  • 1. фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы; экология экспертиза проведение
  • 2. выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • 3. организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями);
  • 4. прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;
  • 5. незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в и настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

(см. текст в предыдущей редакции)

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

Истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.

Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, - кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

8. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

В систему охраны окружающей среды и управления природопользованием входит ряд специфических инструментов и рычагов.

Рис. 6.1. Система управления экологической безопасностью

Как видно из схемы, одним из основных направлений деятельности природоохранных учреждений, комитетов и общественных организаций является экологическая экспертиза – эффективный вид управленческой деятельности в форме предупредительного контроля.

В соответствии с законом «Об экологической экспертизе»:

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимой реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных экологических воздействий и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза включает в себя:

1. Оценку воздействия на ОС (ОВОС), которая обеспечивает учет экологических требований на стадии разработки.

2. Государственную экологическую экспертизу, которая учитывает экологические требования на стадии принятия управленческих решений.

Также в Российской Федерации может проводиться общественная экологическая экспертиза.

В основу экологической экспертизы закладываются следующие принципы:

 презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой и иной деятельности;

 обязательности проведения ГЭЭ до принятия решений о реализации объекта экспертизы (в качестве гарантии предусматривается возможность открытия финансирования работ по проектам и программам только при наличии положительного заключения экспертизы);

 комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

 обязательности учета требований экологической безопасности;

 достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

 независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий (то есть непременным условием является организационная и финансовая независимость организующих и осуществляющих экспертизу органов, которая обеспечивается как за счет финансирования из бюджета, так и за счет средств, поступающих от заказчика за выполнение экспертных работ);

 научной обоснованности, объективности и законности сделанных заключений (учитывая, что экспертиза представляет собой научно-исследовательский процесс, очевидна необходимость ее проведения на современном научно-техническом уровне с использованием новейших форм исследований и квалифицированных ученых и специалистов; причем результаты работы должны не только фиксировать допущенные нарушения, но и давать научно обоснованную оценку последствий, а также – рекомендации органам, принимающим решения, по устранению и исправлению недостатков);

 гласности, участия граждан и общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

 ответственности участников экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экологической экспертизы.

Объектами ГЭЭ являются все материалы по объектам и мероприятия, намеченным к реализации на территории РФ (плановые работы – прогнозы развития отрасли хозяйства, состояния окружающей природной среды и т.п.; предплановая документация – схемы расселения, схема охраны малых рек и т.п.), а также все предпроектные (ТЭО, задание на проектирование) рабочая и сметная документация) по объектам и мероприятиям,

намеченным к реализации на территории РФ, экологические обоснования выдаваемых лицензий на природопользование. Т.о., ГЭЭ подлежат как гражданские, так и военные, оборонные и т.п. объекты.

Материалы по объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня направляются в Министерство природных ресурсов, а по объектам, относящимся к субъектам местного и регионального управления – в территориальные органы

Полномочия, права и обязанности органов, специально уполномоченных в области экологической экспертизы.

Федеральный орган

Территориальный орган

Органы самоуправления

Полномочия

Разработка порядка и регламента проведения ГЭЭ

Организация и проведение ЭЭ объектов

Организация ОЭЭ

федерального уровня

находящ. в территориальном ведомстве

Установление правил определения срока и условий действия положит. заключения ГЭЭ

Установление сроков проведения и условий действия положит. заключения ГЭЭ

Научно-методическое обеспечение

Организация информационного обеспечения

Координация эколого- экспертной деятельности в РФ и осуществление методического руководства территор. органов ГЭЭ

Организация конференций, семинаров по ЭЭ

Организация общественных осуждений, проведение опросов среди населения

Ведение реестра экспертов ГЭЭ

Организация, проведение и участие в ЭЭ (и в совм. ЭЭ неск. государств)

Участие в ЭЭ, возможность доступа к банку данных

Направление делегата в качестве наблюдателя в экспертные комиссии, если объект находится на их территории, получение все информации об уровне воздействия на ОС объекта ЭЭ

Привлечение иностранных специалистов и ученых

согласовывая это с федеральными органами

Направление в банк информации (финансовые потоки)

Направление предложений по улучшению ЭБ объектов, которые планируются для строительства

Обязанности

Обеспечение соответствия принятых решений

государственным законам

федеральным законам

Информирование правоохранительных органов о выявленных правонарушениях

а также информирование средств массовой информации

*Органы самоуправления – управа, префектура.

Официально установленный порядок организации и проведения экологической экспертизы включает в себя пять основных стадий:

1. назначение экспертизы и ее организацию;

2. сбор, обобщение, анализ и оценку поступившей информации;

3. формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;

4. представление окончательного заключения экспертной комиссии и утверждение его в качестве заключения ГЭЭ руководителем компетентного органа;

5. разрешение споров и при необходимости проведение повторной (дополнительной) экспертизы.

Работы по проведению ГЭЭ осуществляются на платной основе. Заказчик должен своевременно произвести оплату и представить подтверждающие документы в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты, в противном случае экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику вместе с сопроводительным письмом.

После поступления материалов в экспертное подразделение, специализирующееся в проведении ГЭЭ, документы регистрируются и руководство подразделения определяет ответственного исполнителя из числа штатных сот-рудников, в обязанности которого входит организация и проведение ГЭЭ.

Ответственный исполнитель определяет:

 сложность объекта ГЭЭ;

 срок проведения ГЭЭ (для простых объектов – до 30 дней, для объектов средней сложности – до 60 дней, для сложных – 120 дней; допускается корректировка сроков экспертизы, однако они не должны превышать 6 месяцев);

 количество привлекаемых экспертов (нечетное, не меньше 3; в качестве экспертов выступают специалисты, обладающие научными или практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, экспертом не может быть представитель заказчика или разработчика или гражданин, имеющий трудовые или договорные отношения с заказчиком или разработчиком);

 стоимость проведения ГЭЭ.

В течение времени, предусмотренного для оплаты работ, ответственный исполнитель подготавливает техническое задание экспертной комиссии на проведение ГЭЭ и предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря (обычно это ранее назначенный ответственный секретарь).

Председатель ГЭЭ участвует в формировании ГЭЭ и согласовывает ее состав, участвует в подготовке задания членам комиссии, организует подготовку сводного заключения.

Эксперт имеет право заявлять специально уполномоченному государственному органу о необходимости представления дополнительных материалов, а также формулировать особое мнение. В обязанности эксперта входит всестороннее осуществление анализа представленных материалов, соблюдение общих требований РФ, соблюдение установленных сроков, объективность и обоснованность выводов, соблюдение конфиденциальности сведений и сохранности материалов, представленных на экспертизу.

ГЭЭ начинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуют члены комиссии, заказчик, представители заинтересованных организаций. Территориальные органы могут делегировать своего представителя в состав экспертной комиссии (без права голоса).

В процессе работы члены экспертной комиссии изучают материалы, представленные на ГЭЭ и на основании их анализа готовят индивидуальные экспертные заключения. При необходимости осуществляется выезд членов экспертной комиссии на место для получения дополнительной информации. На основании индивидуальных экспертных заключений руководители групп подготавливают проекты групповых заключений, которые обсуждаются на заседаниях экспертных групп и представляются ответственному секретарю или руководителю экспертной комиссии. Обобщенный проект заключения обсуждается на заключительном заседании в присутствии заказчика, разработчика материалов, представителя администрации, представителей общественности и территориальных органов.

После обсуждения заключение ГЭЭ подписывается всеми членами экспертной комиссии. В случае, если заключение ГЭЭ не подписано квалифицированным большинством голосов и после продления срока проведения ГЭЭ, данная экспертиза считается безрезультатной. Все заключения и особые мнения принимаются к сведению и создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвующих в предыдущей ГЭЭ.

Оплата работы экспертной комиссии при продление срока проведения ГЭЭ производится за счет средств МПР России.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения ГЭЭ после его утверждения руководством МПР России приказом, в котором устанавливается срок действия заключения.

После завершения ГЭЭ ответственный исполнитель направляет заключение ГЭЭ заказчику в течение 5 дней со дня утверждения, копию заключения – специально уполномоченным на то государственным органам в области охраны окружающей среды и исполнительным органам власти, направляет письма о выполнении поручения в специально уполномоченные федеральные органы, письма в СМИ, подготавливает информацию в банковские организации, оформляет акты приемки выполненных экспертами работ и документы для их оплаты.

Проведение повторной ЭЭ возможно, если:

 необходимо доработать материалы по замечаниям и предложениям;

 если произошло изменение условий природопользования;

 реализация объекта происходила с отступлением от ранее принятых решений;

 истек срок действия ГЭЭ.

Заключение ГЭЭ, утвержденное уполномоченным органам теряет юридическую силу по решению суда.

Повторная комиссия, проводимая по решению судебных органов, осуществляется экспертным подразделением, которое выбирает суд.

После завершения повторной экологической экспертизы заключение направляется в тот орган, по решению которого она проводилась.

Как было сказано выше, в Российской Федерации также может проводиться общественная экологическая экспертиза. Цель ее совпадает с целью ГЭЭ, но наряду с задачами непосредственной экспертизы ОЭЭ имеет цель привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту и широко распространить научно обоснованную информацию о его потенциальной экологической опасности.

Объектами ОЭЭ являются те же объекты, что и подлежащие ГЭЭ, кроме объектов составляющих государственную тайну.

ОЭЭ проводится по инициативе граждан, общественных организаций, органов самоуправления либо до ГЭЭ, либо одновременно с ее проведением, но независимо от нее.

ОЭЭ может осуществляться общественными органами, основным видом деятельности которых является охрана ОС.

Организация, проводящая ОЭЭ, имеет право:

 получать от заказчика документацию для ЭЭ; знакомиться с нормативно-технической документацией;

 принимать участие в работе ГЭЭ без права голоса.

Обязанности общественных экспертов аналогичны обязанностям государственных экспертов.

ОЭЭ может проводиться, если зарегистрировано государственное заявление о проведение экспертизы.

Органы самоуправления должны в 7-дневный срок разрешить или не разрешить экспертизу.

Отказ в проведении ОЭЭ возможен, если:

 ОЭЭ уже была дважды проведена в отношении этого объекта;

 не выдержаны требования к заявлению;

 в уставе, не приведены в качестве основной деятельности работы, связанные с охраной ОС.

Заключение ОЭЭ, соответствующее всем требованиям ГЭЭ, направляется специально уполномоченным органам ЭЭ, органам самоуправления, органам, принимающим решения о реализации данного проекта.

Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверждения ее специально уполномоченным органом в области ЭЭ. Результаты ОЭЭ могут быть опубликованы в СМИ.

При обсуждении экологической экспертизы нельзя забывать о таком важном ее этапе, как оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.

Методология ОВОС – это один из важнейших инструментов системы подготовки, принятия и реализации решений в области природопользования.

Процедура ОВОС осуществляется, как правило, в рамках технико-экономического обоснования, в ее основе – взгляд на экологические проблемы, как на конфликт в общественных отношениях.

Существующая сейчас система оценки имеет ряд недостатков:

 нормирование всегда базируется на прошлом опыте, но однозначно нельзя сказать, будут ли пригодны эти данные в будущем;

 многогранность воздействия на объект (ПДК учитывают действие каждого конкретного вещества, в то время как вещества действуют одновременно);

 ОВОС должен учитывать экологические конфликты, которые могут возникнуть независимо от качества проекта из-за столкновения интересов как различных природопользователей, так и населения.

Очевидно, что при решении экологических проблем наряду с использованием опыта в виде пороговых величин необходимо учитывать возможные экологические последствия любой деятельности. Поэтому большое значение имеет одна из главных черт ОВОС – это возможность выявлять и учитывать последствия намечаемой деятельности.

ОВОС представляет собой выявление, анализ и оценку предполагаемых воздействий намечаемой деятельности, изменений в ОС в результате этих воздействий.

ОВОС в значительной степени является предсказанием последствий, но независимо от того, как получены эти предсказания, они являются не факторами, а лишь предположениями вероятностного характера.

В рамках ОВОС инициатор деятельности фиксирует и представляет то, что проделано им в процессе разработки проекта.

Сформулируем цели ОВОС:

 Всестороннее рассмотрение предполагаемых выгод и потерь эколого-социально - экономического развития.

 Выработка эффективных мер по снижению уровня неблагоприятного воздействия.

 Разрешение в регионах экологических конфликтов.

Информация, необходимая для проведения ОВОС, как правило представляется в виде двух блоков:

 Внутренний блок. (Связан с получением исходных данных о характере намечаемой деятельности и видах воздействия на ОС, степени озабоченности профессионалов, общественности, местного населения).

 Внешний блок. (Содержит исходные данные о характере природных условий и антропогенной нагрузки в том месте, где предполагается реализация продукта).

Результатом выполнения процедуры ОВОС являются проектные и другие решения, подлежащие ГЭЭ.

Таким образом, необходимо четко представлять себе, что ОВОС является процедурой предваряющей, а, следовательно, и тесно связанной с ГЭЭ, которая представляет собой эффективный вид управленческой деятельности в форме предупредительного контроля и позволяет учитывает экологические требования на стадии принятия управленческих решений, а,значит, играет важную роль в системе экологической безопасности.

  1. Понятие и предмет, виды, объекты экологической экспертизы
  2. Порядок государственной экологической экспертизы
  3. Права и обязанности экспертов экологической экспертизы
  4. Общественная экологическая экспертиза

1. Понятие и предмет, виды, объекты экологической экспертизы

Понятие экологическое экспертизы. Предмет экологической экспертизы.

Экологическую экспертизу можно рассматривать как "превентивный контроль", то есть процедуру, предотвращающую инвестирование и реализацию заведомо вредных для окружающей среды проектов.

Определение понятию "экологическая экспертиза" дается в статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Рис. 1 . Предмет экологической экспертизы.


На рис.1 схематично представлен предмет экологической экспертизы как установления соответствия между проектом намечаемой деятельности(1) и экологическими требованиями (2), установленными законодательством или техническими регламентами. Экспертиза проводится с целью предотвращения негативного воздействия намечаемой деятельности (в случае ее реализации) на окружающую среду. Оговорка "в связи с реализацией объекта экспертизы " не случайна, так как не всякая намечаемая хозяйственная и иная деятельность является объектом экологической экспертизы (что, по мнению автора, нарушает принцип презумпции экологической опасности).

В действующей редакции, вступившей в силу с 01 января 2007 года, понятие "экологическая экспертиза " охватывает более узкий предмет. Ранее (до 01.01.2007) экспертизе подлежала "намечаемая хозяйственная и иная деятельность", помимо соответствия экологическим требованиям устанавливалась также допустимость данной деятельности, экологические требования не ограничивались требованиями, закрепленными в законодательстве и технических регламентах (соответственно, эксперт мог ссылаться также и на данные научных исследований). Кроме того, прежняя редакция в качестве цели экологической экспертизы рассматривала не только предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, но и связанных с таким воздействия социальных, экономических и иных последствий. Таким образом, можно заключить, что в предыдущей редакции понятие "экологическая экспертизы" в бо льшей степени соответствовало принципу презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и принципу научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

Виды экологической экспертизы.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" предусмотрено проведение экологической экспертизы двух видов:

1. государственной;

2. общественной.

Различают экологическую экспертизу федерального и регионального уровней в зависимости от объектов экологической экспертизы. Объекты экологической экспертизы федерального уровня определены в статье 11 названного Федерального закона, а регионального уровня - в статье 12.

Государственная экологическая экспертиза федерального уровня проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящий момент такие полномочия есть у Федеральной службы по экологического, технологическому и атомному надзору - Ростехнадзор России).

Государственная экологическая экспертиза регионального уровня проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Рис. 2 . Виды экологической экспертизы.


Объекты экологической экспертизы.

Как уже отмечалось выше, объекты экологической экспертизы указаны в статьях 11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе". После внесения изменений в указанный Закон, с 01 января 2007 года количество объектов экологической экспертизы существенно сократилось, причем перечни объектов стали исчерпывающими, то есть не предполагают возможность их расширительного толкования. В действовавшей ранее редакции перечни объектов экспертизы не только были значительно шире, но и носили открытый характер, так как содержали формулировки: "иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации". Таким образом, значимость института экологической экспертизы значительно уменьшилась.

Объекты экологической экспертизы федерального уровня (статья 11) включают:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
  • проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • проекты соглашений о разделе продукции;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
  • проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  • объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.

Объекты экологической экспертизы регионального уровня (статья 12) включают:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, являющихся объектами экологической экспертизы федерального уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, объекты экологической экспертизы, в основном, связаны с экспертизой отдельных правовых актов (нормативно-технических и инструктивно-методических документов, целевых программ), с обеспечением экологической безопасности (техническая документация на новые технику, технологию, вещества - например, наноматериалы, обоснование некоторых лицензий, проекты размещения и обезвреживания отходов), с особо охраняемыми природными территориями, зонами экологического бедствия, а также с некоторыми видами природных ресурсов (расположенными на континентальном шельфе, соглашения о разделе продукции - могут заключаться при получении лицензии на недропользование).

2. Порядок государственной экологической экспертизы

Порядок государственной экологической экспертизы закреплен в Главе III Федерального закона "Об экологической экспертизе" (порядок ее проведения - статья 14, положения, касающиеся экспертной комиссии, экспертов и заключения государственной экологической экспертизы - в статьях 15-18), а также в целом ряде подзаконных правовых актов:

  • Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. №698;
  • приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2008 г. №283 "Об утверждении Административного регламента по исполнению федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня".
  • приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 апреля 1998 г. N 238 "Об утверждении положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации".

Порядок проведения государственной экологической экспертизы в общем виде включает в себя следующие этапы:

1. Заказчик экологической экспертизы направляет в уполномоченный орган материалы. Для этого заказчик направляет сопроводительное письмо (письменное обращение) с приложением необходимых материалов в уполномоченный орган. Документация, являющаяся объектом экологической экспертизы, представляется в 2-х экземплярах.

Заказчик экологической экспертизы - физическое или юридическое лицо, орган государственной власти, в интересах которого оформляется документация, являющаяся объектом экологической экспертизы.
Уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти или орган государственной власти субъекта РФ, наделенный полномочиями по организации и проведению государственной экологической экспертизы (соответственно - федерального или регионального уровня).

Представляемые на экологическую материалы включают:

  • документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе;
  • материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
  • положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
  • материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Для отдельных объектов экологической экспертизы (проектная документация для объектов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также для некоторых объектов на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, для олимпийских объектов в Сочи) установлены особенности состава представляемых на экспертизу материалов.


2. В случае, если представленные материалы являются неполными, заказчику направляется письмо о некомплектности представленных материалов. В письме о некомплектности должен быть исчерпывающий перечень недостающих материалов, которые необходимо представить, а также указаны сроки, в которые необходимо исполнить данное требование. Если в 30-дневный срок дополнительные материалы не представлены, то заказчику возвращаются его материалы без проведения экологической экспертизы.


3. При комплектности материалов заказчику направляется извещение о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы, смета, счет, сообщается срок проведения экспертизы.

Срок государственной экологической экспертизы составляет:

Для простых объектов государственной экологической экспертизы - до 30 дней;

Для объектов государственной экологической экспертизы средней сложности - до 60 дней;

Для сложных объектов государственной экологической экспертизы - от 60 до 120 дней.

4. После получения оплаты уполномоченный орган:

  • подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам проведения государственной экологической экспертизы;
  • с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы;
  • подготавливает проект приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы.

5. Издается приказ об организации и проведении государственной экологической экспертизы.

В приказе указываются:

  • cостав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии);
  • сроки;
  • задание на проведение государственной экологической экспертизы.

6. Проводится организационное заседание экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

С экспертами подписываются индивидуальные договоры на возмездное оказание работ (услуг) с руководителем экспертной комиссии и всеми членами экспертной комиссии. Экспертам выдаются индивидуальные задания, утвержденные руководителем комиссии, и документация, подлежащая экспертизе.

Ответственный секретарь согласовывает с руководителем и членами экспертной комиссии проект календарного плана работы экспертной комиссии.


7. Подготавливаются индивидуальные и групповые заключения экспертов, проводятся заседания экспертной комиссии, на которых обсуждается проект сводного заключения. Руководитель экспертной комиссии подготавливает проект сводного заключения.

8. Заключительное заседание экспертной комиссии и подписание сводного заключения (заключения государственной экологической экспертизе).

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" ).

Обсуждается проект сводного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения.

Руководитель и члены экспертной комиссии подписывают акты приемки выполненных работ.

При одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе.

При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.


9. Приказ об утверждении заключения государственной экологической экспертизы.

Схематично основные функции заказчика, уполномоченного органа и экспертной комиссии изображены на рис. 3.

Рис. 3 . Схема проведения государственной экологической экспертизы.


Заключение государственной экологической экспертизы :

  • может быть положительным (представленная на экспертизу документация соответствует экологическим требованиям, содержащимся в законодательстве и технических регламентах) или отрицательным (НЕ соответствует экологическим требованиям);
  • должно быть одобрено не менее чем 2/3 состава экспертной комиссии;
  • утверждается федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • теряет юридическую силу в случае:
    • доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
    • реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

3. Права и обязанности экспертов экологической экспертизы

Правовой статус экспертов экспертной комиссии государственной экологической экспертизы закреплен в статье 16 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Эксперт государственной экологической экспертизы - специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в установленном порядке к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

Правовые гарантии независимости эксперта государственной экологической экспертизы содержатся в части 2 статьи 16 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и сводятся к тому, что экспертом не может быть лицо, каким-либо образом связанное с заказчиком или разработчиком документации, подлежащей экологической экспертизе.

Права эксперта:

  • заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;
  • формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.
Обязанности эксперта:
  • осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам;
  • соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;
  • соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
  • участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
  • обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

4. Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза - одна из форм участия граждан, общественных объединений в принятии экологически значимых решений, в экологическом управлении.

С инициативой проведения общественной экологической экспертизы могут выступать (субъекты инициативы проведения общественной экологической экспертизы ):

  • граждане;
  • общественные организации (объединения);
  • органы местного самоуправления.

Общественную экологическую экспертизу могут проводить (субъекты организации и проведения общественной экологической экспертизы ): общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Объекты общественной экологической экспертизы : те же, что и государственной экологической экспертизы. Иными словами, нельзя провести общественную экологическую экспертизу документации, которая не подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.

Сроки проведения общественной экологической экспертизы : общественная экологическая экспертиза проводится до или одновременно с государственной экологической экспертизой. На практике проведение общественной экспертизы до государственной мало вероятно в связи с тем, что общественности, как правило, о намечаемой деятельности становится известно в связи с проведением государственной экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.