Субъекты назначения и производства судебной экспертизы, их права и обязанности. Тактика назначения и производства судебных экспертиз Субъекты судебно экспертной деятельности их виды


Всевозможные задачи данного исследования делятся на несколько групп:

  1. Обоснование использования, списания денег или материальных ценностей.
  2. Установление наличия (отсутствия) излишков, недостачи, ущерба, времени и места происшествия, суммы ущерба, способы сокрытия.
  3. Определение соответствия между данного ведения учета, отчетности с установленными нормами ведения бухгалтерской документации.
  4. Обнаружение степени ответственности лиц, в руках которых находились денежные средства, за которые они (лица) несут материальную и другие виды ответственности, но при этом нарушают определенные правила ведения контрольно-измерительных актов и прочих документов.
    Будучи исполнителем экспертного исследования ведущий специалист (экономист), как субъект данного исследования, с высоты своих познаний определяет решение вопросов некорректного использования денег бухгалтером организации, а также обличает неправомерные действия кассиров.

Объекты бухгалтерской экспертизы определяют как информативные источники, пригодные для достаточной формулировки поставленных задач и для достижения поставленных целей, связанных с исследованием вещной обстановкой дела.

Всякая задача экспертизы должна иметь жесткую привязку ко всем сторонам исследуемого дела. Проводимая специалистом экспертиза теснейшим образом связана с судебной финансово-кредитной или даже комплексной и комиссионной экспертизой. Данное обстоятельство может потребовать привлечения дополнительных ресурсов современной судебной системы, обличающих неправомерное использование средств либо хищение материальных ценностей.

Ревизия – основа всякого контроля, выражающаяся письменном (печатном) отображении хозяйственной или производственной деятельности лица либо учреждения.

Ревизия производится по распоряжению, реже по приказу определенного должностного лица.

Субъект судебно бухгалтерской экспертизы – ревизор, использует в своей деятельности методы проверки фактических данных (закупки, обмеры, инвентаризация).

А эксперт-бухгалтер эту методику не применяет, так же отсутствуют в арсенале экономиста некоторые методические приемы документальной ревизии.

Процессуально работа эксперта и ревизора отличается тем, что ревизор более самостоятелен в сборе пакета документов, что не может себе позволить экономист, так руководствуется лишь стандартными правилами, в отличие от ревизора, опирающегося на нормативы и документы организации, назначившей ревизию.
Ревизор, свидетельствует в суде о проделанной им лично работе, являясь активным свидетелем, а в какой-то мере не только помощником следствия, но и главной движущей силой всего процесса. Эксперт-экономист так же, являясь субъектом данной экспертизы, на должности свидетеля не состоит по причине того, что данная функция не входит в его обязанности по определению, но является наиболее весомым аргументом за или против, в зависимости от результатов экспертизы.

Эксперт может спрашивать у участников судебного разбирательства все, что ему вздумается в пределах своей компетенции и с разрешения судьи.

Эксперт изучает и анализирует голые факты, настолько точно и конкретно, насколько ему позволяет профессия и тут же оценивает ситуацию.

Ревизор же, опираясь на факты, выявляет недочеты нарушения на уровне современного законодательства, но не совершает оценку произошедших фактов, так как это входит в обязанности совершенно других органов власти, вполне справляющихся со своими обязанностями самостоятельно.

Проведение субъектом каждой бухгалтерской экспертизы назначается строго по постановлению определенного должностного лица, производящего дознавательные процедуры. В любом случае исследование подобного характера никогда не доверят новичку или малообразованному специалисту, что, безусловно, повышает уровень оказываемых услуг.

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Таким образом, вышеуказанная статья определяет судебно-экспертную деятельность, осуществляемую в специализированных государственных судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях государственных учреждений, наделенных соответствующими полномочиями, в качестве разновидности деятельности государства.

Положительным фактором государственных экспертных систем является прочная научная база и накопленный богатый экспертный опыт. Данные знания постоянно усовершенствуются вследствие удовлетворения потребностей судебной и следственной практики, в том числе современное оборудование, позволяющее выполнить экспертизы на высоком научно-техническом уровне и вводить в экспертную практику новые методы и методики экспертных исследований.

Необходимо отметить, что действующее процессуальное законодательство не содержит норм, положений, регулирующих различия между экспертами, осуществляющими производство судебных экспертиз в государственных экспертных учреждениях и негосударственных экспертных учреждениях, и просто частными экспертами.

Все же данный вопрос должен быть четко урегулирован законодателем, либо путем установления полного равенства между экспертными организациями независимо от форм собственности, либо путем утверждения некоего перечня экспертиз, которые могут выполняться только в государственных судебно-экспертных учреждениях.

В судебно-экспертной деятельности можно выделить субъектов, принимающих участие в производстве судебной экспертизы и наделенных соответствующими процессуальными правами и обязанностями.

Итак, субъектами являются:

Во-первых, органы и лица, осуществляющие назначение судебной экспертизы (суд общей юрисдикции, арбитражный суд и др.);

Во-вторых, лица, которые осуществляют подготовку производства и непосредственно производство судебной экспертизы – эксперты и эксперт, судебно-экспертные учреждения в лице их руководителей, его заместителей, руководителей структурных подразделений;

В-третьих, лица, которые имеют собственный или представляемый интерес в деле – истец, ответчик, третьи лица, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и др.;

В-четвертых, лица, в отношении которых производится экспертиза - истец, ответчик и др.

Необходимо отметить, истец и ответчик могут выступать в двух качествах - указанные в третьей и четвертой группе участников судебно-экспертной деятельности, таким образом, обладая соответствующими права и обязанностями.

Именно такая классификация вызвана действиями, которые связаны с ними соответствующими правоотношениями, возникающие в процессе судебного разбирательства. Такое взаимодействие и правоотношения возникают только в процессе установления доказательственных фактов в 2-х формах: процессуальной и непроцессуальной.

Деятельность по организации и производстве судебной экспертизы осуществляется государственными судебными экспертами.

Из чего можно сделать вывод, субъектами являются судебно-экспертные учреждения, осуществляющие функции по организации производства судебной экспертизы, а также, судебные эксперты, которые, непосредственно, выполняют судебную экспертизу.

Процессуальное законодательство не запрещает производить судебную экспертизу работниками негосударственных экспертных организаций, неэкспертными организациями, частными экспертами.

Таким образом, судебную экспертизу можно производить как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации. Действующее законодательство дает возможность производить экспертизу конкретными лицами, обладающие специальными знаниями в той или иной области.

Так, РЦСЭ и ЦЛСЭ имеют как основную, так и дополнительную зоны обслуживания. В основной зоне предполагают выполнение всех видов судебных экспертиз, а в дополнительной – только те, которые не выполняются в зональной (не центральной) ЛСЭ.

Необходимо уяснить тот момент, основная деятельность экспертных учреждений заключается в проведение судебных экспертиз.

Важным является то, что деятельность учреждений (СЭУ) Министерства юстиции Российской Федерации осуществляется на основе процессуального законодательства РФ, закона о государственной судебно-экспертной деятельности и в соответствии с Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации.

РЦЛСЭ и ЛСЭ являются постоянными участниками научно-исследовательской работы, проводимой РФЦСЭ, где постоянно улучшаются научно-методическая база в области судебной экспертизы.

Региональные центры обслуживают весь регион, закрепленный за лабораториями тогда, когда они выступают в качестве экспертных учреждений для выполнения судебных экспертиз по новым родам и видам.

Центр должен обеспечивать экспертные учреждения всех ведомств, в том числе правоохранительные органы, суды, юридические вузы методическими и информационными изданиями, переводами иностранной литературы.

РФЦСЭ выполняет:

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также дает консультации;

Деятельность по оценке;

Несудебные экспертизы (по договорам);

Организационно-методическое руководство деятельностью региональных СЭУ.

Федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают соответствующие экспертные подразделения, основными функциями которых являются организация и производство судебной экспертизы.

Если судебная экспертиза поручается экспертному подразделению, то в этом случае оно осуществляет функции, исполняет обязанности, имеет права и несет ответственность как государственное судебно-экспертное учреждение.

Законодательством четко сформулирован порядок ликвидации государственного судебно-экспертного учреждения.

Вопрос о равенстве или приоритете данных учреждений должен все-таки регулироваться законодателем путем либо установления полного равенства между экспертными организациями независимо от форм собственности, либо путем утверждения некоего перечня экспертиз, которые могут выполняться только в государственных судебно-экспертных учреждениях.

Каждые государственные судебно-экспертные учреждения имеют свой профиль, определенными для них федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с которым производят судебную экспертизу.

Итак, следующим субъектом выступает руководитель государственного судебно-экспертного учреждения. Его основной функцией является общее руководство деятельностью экспертов.

Статус руководителя закреплен в законе о государственной судебно-экспертной деятельности. Основной его обязанностью является поручение производства судебной экспертизы конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения (ст. 14).

Какими же качествами должен обладать руководитель судебно-экспертной деятельности?

Лицо, осуществляющее функции по распределению экспертных заданий, само должно обладать высшей экспертной квалификацией, а также широким кругозором и специальными знаниями в различных родах или видах экспертиз данного направления. Руководитель должен хорошо знать возможности своих подчиненных, кто наиболее лучше справится с заданием. Он обязан знать, в каких случаях экспертиза проводится единолично, а когда комиссией экспертов. Если по одному объекту назначен комплекс экспертиз, то руководитель определяет последовательность их производства.

Действующий закон устанавливает как обязанности руководителя, так и его права. Так в соответствии со ст. 14 руководитель разъясняет эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права.

Руководитель перед отправкой заключения контролирует полноту и качество исследования, то есть проверяет все ли объекты, представленные на экспертизу, были изучены; на все ли вопросы ответил эксперт; соответствуют ли выводы эксперта содержанию исследовательской части и др.

Однако могут возникнуть ситуации, когда руководитель судебно-экспертного учреждения не согласен с выводами государственного судебного эксперта. В законодательстве данный вопрос четко не урегулирован. Закон не наделяет руководителя государственного судебно-экспертного учреждения правом назначить иного эксперта, так как экспертиза уже проведена. Если, допустим, проводить ее вновь, то она фактически будет являться повторной. Выход усматривается в выражении руководителем своего мнения по поводу данного заключения, указанного в сопроводительном письме к экспертному заключению.

В компетенции руководителя находится контроль за соблюдением сроков производства экспертизы, с учетом установленных судом. Законодатель четко устанавливает обязанность руководителя не распространять сведений, которые стали ему известными в связи с проведением экспертизы.

Руководитель также отвечает и за соблюдение правил техники безопасности при эксплуатации оборудования для экспертных исследований во вверенной ему организации. Иногда необходимы специальные условия во избежание нанесения ущерба жизни и здоровью людей.

Законодатель установил запрет руководителю привлекать, без согласования с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, лиц, не работающих в данном учреждении.

Руководитель не должен давать указания, которые впоследствии могут предрешить результат исследования, проводимые экспертом, так как это может оказать «прямое» влияние на содержание экспертных выводов.

Права и обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения распространяются и на руководителя негосударственной экспертной организации. Однако вопрос легитимности действий, совершаемых руководителем негосударственной экспертной организации, остается открытым. Так, достаточно часто суды общей юрисдикции в определении о назначении судебной экспертизы указывают только экспертную организацию, которой она поручена. Назначение конкретного эксперта производится непосредственно руководителем данной организации, однако никаким нормативно-правовым актом данное право ему не представлено.

Таким образом, действия на практике выполняет и руководитель негосударственной экспертной организации, но их легитимность остается под вопросом. Так, например, достаточно часто суды общей юрисдикции в определении о назначении судебной экспертизы указывают только экспертную организацию, которой она поручена. Назначение конкретного эксперта производится непосредственно руководителем данной организации, однако никаким нормативно-правовым актом данное право ему не предоставлено. Так как руководитель экспертной организации является лицом, играющим важную роль в производстве судебных экспертиз, то его компетенция должна быть четко установлена нормативно-правовыми актами.

В силу того что руководитель экспертной организации является лицом, играющим важную роль в производстве судебных экспертиз, то его компетенция должна быть четко установлена нормативно-правовыми актами.

Следующим субъектом судебно-экспертной деятельности является эксперт. В соответствии со ст. 12 закона о государственной судебно-экспертной деятельности, государственный судебный эксперт – это аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Эксперт является самостоятельным субъектом процесса, который обладает собственным объемом процессуальных прав и обязанностей, именно этим его отличают от иных субъектов, в том числе свидетелей. Гражданское процессуальное законодательство не допускает смешения процессуальных функций различных участников процесса.

Эксперт относится к субъектам гражданского процесса, содействующим осуществлению правосудия. Отличительным признаком таких субъектов является их незаинтересованность в исходе дела.

Эксперт выступает источником судебного доказательства – заключения эксперта. Основная особенность заключается в том, что эксперт не обладает доказательственной информацией – он добывает ее в ходе специального исследования при помощи своих профессиональных знаний. Эксперт становится носителем доказательственной информации только после проведения исследования. Именно этим он отличается от свидетеля, который также является источником судебного доказательства - свидетельских показаний, но никаких исследований не проводит, а становится только носителем сведений о фактах в результате стечения обстоятельств, в результате того, что попадает в какое-либо отношение с воспринимаемыми фактами.


Похожая информация.


В каждой процедуре судебной экспертизе задействован субъект и объект.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

  1. Субъект представляет собой лицо, который проводит исследование.
  2. Объект – что изучают.

Что это такое

Для начала стоит разобраться, что представляют собой объекты исследования. В основном это товары массового потребления. В некоторых ситуациях проводят изучение дополнительных товаров: материалы, полуфабрикаты, сырье и т.д.

В целом они представляют собой товары, которые продаются для потребителя.

В последующем он использует их для личных целей.

Правом проводить экспертизу качества товара может быть наделена не каждая организация.

  1. Лишь те, которые напрямую находятся в подчинении министерствам и федеральным агентствам.
  2. Также законодательно закреплены общественные организации, независимые коммерческие предприятия и эксперты, занимающиеся индивидуальным предпринимательством. Соответственно вся деятельность регулируется правовыми актами (более подробно рассмотрим далее).

В качестве заказчика могут выступать как юридические, так и физические лица.

Это связано с:

  • личной заинтересованностью в продовольственных характеристиках товара;
  • дате изготовления;
  • условиях хранения;
  • последствиях некачественного товара и причинах их возникновения.

Экспертизы, согласно действующему законодательству назначаются:

  • судебными органами;
  • органами гос-ной власти контроля и надзора;
  • представителями налоговой службы.

В перечень деятельность экспертного учреждения входит:

  • не только непосредственное проведение исследования;
  • но и оценка стоимости причиненного материального и морального ущерба;
  • консультации по сопроводительной документации;
  • предоставление пояснений по законодательным актам;
  • оценка соответствия товара и установленных норм сертификации.

Внимание: при доведении дела до судебного заседания, обратите внимание, что акт экспертизы будет принят и рассмотрен, лишь при наличии у нее аккредитации и лицензии на право проведения деятельности.

Непосредственно субъектами при исследовании выступают эксперты. На данный момент ни в одном законодательном акте не зафиксировано определение специалистов. Ученые дают следующее определение.

Эксперт это специалист, который обладает определенными навыками, знаниями в определенной области знаний.

Эксперты могут предоставлять свои услуги индивидуально или работать в экспертном учреждении. При сложной экспертизе, заказчики могут прибегнуть к проведению комплексной экспертизы. При этом задействованы специалисты обладающие навыками и опытом работы в разных областях знаний.

Видео: назначение

Чем регулируется процесс экспертизы

Нормативно-правовые акты, регулирующие процесс судебной экспертизы:

  • УПК РФ;
  • УК РФ;
  • АПК РФ;
  • прочие законы, которые регулирую экспертную деятельность.

Субъекты в зависимости от вида

О том, зависит ли субъекты от вида экспертизы написано далее.

Экологическая

Цель проведения экспертизы – анализ отрицательной деятельности людей на ресурсы природы, окружающей среды и других людей.

В зависимости от субъектов государственной экологической экспертизы проведения подразделяется на:

  • общественную;
  • и государственную.

Первая проходит по индивидуальной инициативе граждан или общественной организации. Общественная проходит на уровне региона или федеральном.

Правовая

В целом правовая представляет собой сопоставление юридического документа законодательным актам РФ и цели его составления.

При обнаружении расхождения с законодательством или не соответствия цели, выдается заключение, которое помогает клиенту доказать юридическую несостоятельность документа.

Юридическую имеют право проводить органы исполнительной власти и судебные.

Товарная

Цель – изучение объекта исследования (товара или сырья). Выявление качества продукции, состава, технологии производства и т.д.

Подразделяется на:

  • потребительскую;
  • судебную;
  • и таможенную.

Проводить товароведную имеют право судебные органы, органы исполнительной власти, общественные организации.

Антикоррупционная

Проводится для выявления в документах коррупционных составляющих и их устранения в последствие.

Субъекты проведения антикоррупционной экспертизы — прокуратура, орган исполнительной власти федерального уровня и др.организациями.

Экономическая

Связана с изучением финансово-хозяйственной деятельности предприятия, подтверждая или опровергая налоговое преступление. Субъекты проведения: налоговые органы, исполнительной власти.

Судебно медицинская

Такой вид экспертизы характерен при временной нетрудоспособности в связи с беременностью или травмы полученной во время рабочего процесса. При несогласии с заключение первой экспертизы, проводится независимая мед.экспертизы. Для военнослужащих проводится, выделенная отдельно военно-врачебная экспертиза.

Субъектами выступают органы судебной власти с врачами.

Кто назначает и проводит комплексные или повторные

Комплексная экспертиза представляет собой работу нескольких специалистов, обладающие навыками и знаниями в разных областях.

Назначаются судебными органами или органами исполнительной власти.

Обычно к ней прибегают, когда объем исследования слишком большой для одного специалиста или его знаний и навыков в одной области будет недостаточно для составления объективного заключения.

Назначение повторной экспертизы возможно лишь в судебном порядке.

Основания для проведения повторной экспертизы:

  • заключение вынесено не обосновано, не даны ответы на вопросы;
  • заинтересованность эксперта;
  • вероятность не достоверности заключения.

При повторной, вопросы остаются неизменными. Новый эксперт заново проводит изучение материалов и выносит свое заключение.

Требования к субъекту

Субъекты исследования должны соответствовать следующим требованиям:

  • независимость – на специалиста не оказывают влияние не одна из заинтересованных сторон;
  • компетентность: иметь базовое профильное образование;
  • знания, навыки и умения по своей специальности для проведения экспертизы (нац.стандарты, знание рынка и т.д.), знание определенных методик для проведения исследования.

    В образовании: специалист должен получить диплом об окончании ВУЗа, аттестаты. Постоянное обновление знаний путем постоянного участия в экспертизах, самостоятельное изучение новых нормативных правовых актов и справочной литературы.

  • личные качества: наличие стандартного восприятия мира (слух, зрение, физическое состояние, внимание, подвижность и т.д.), ответственность, принципиальность, объективность;
  • опыт работы – более 4 лет в области, заявленной для аттестации.

Права и обязанности

На основании опыта работа субъекты подразделяются на кандидата, эксперта, главного эксперта.

Чтобы стать полноправным специалистом, необходимо отвечать требованиям, приведенным выше и пройти аттестацию. Сдав тест, кандидат получает соответствующий документ и переходит во вторую категорию субъектов.

Главный эксперт, как и субъект предыдущего уровня, должен отвечать требованиям к специалисту, отработать им 3 года , обладать организаторскими качествами и знаниями для проверки экспертиз.

Права специалистов:

  • для составления заключения по исследованию ознакомление с документацией и материалами по делу;
  • проводить осмотр территории, объектов изучения;
  • выбирать из партии аналогичные товары для проведения сравнительного анализа;
  • производить отправку объектов на изучение в лаборатории;
  • оценить фин.состояние организации, технологические процессы на производстве (по необходимости);
  • для оценки работы организации производить опрос сотрудников и покупателей;
  • по завершению исследования оформлять выводы в заключении.

Специалист - лицо, привлекаемое для содействия в собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств.

Эксперт (от лат. ехреНиь - опытный) - это квалифицированный специалист в определнной области, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, предложений, проведения экспертизы; в праве - лицо, обладающее специальными познаниями и привлекаемое органами расследования, судом и иными государственными органами (например, арбитражем) для проведения экспертизы. Кроме того, эксперт - наименование должности в экспертных учреждениях.

Компетенция эксперта - это владение теорией и методикой судебной экспертизы конкретного рода, вида и подвида. Принято различать научную и субъективную стороны компетенции эксперта. Научная компетенция эксперта - это объем специальных знаний, которыми обязан владеть каждый представитель данного рода, вида, подвида судебной экспертизы. Возможна компетенция эксперта в пределах всего рода, вида.

Субъективная сторона компетенции конкретного лица - это степень владения теорией и методикой экспертиз конкретного вида, подвида. Она зависит от опыта данного лица, его базового и специального образования (о котором эксперт обычно указывает в вводной части своего заключения), знания им новых методов и методик.

Компетентность эксперта - это способность решать задачи, относящиеся к предмету экспертизы. Она определяется уровнем его образования и специальной подготовки, а также опытом работы в данной области исследований. В экспертных учреждениях компетентность эксперта проверяется и удостоверяется квалификационными комиссиями, выдающими проверяемому лицу соответствующий документ (допуск) на право самостоятельного производства определенного вида экспертиз.

Этика эксперта (нравственные начала) выражается в следующих моральных нормах:

  • объективность и беспристрастность;
  • принципиальность и самостоятельность в суждениях, относящихся к экспертному исследованию;
  • самокритичность;
  • научная добросовестность;
  • корректность поведения.

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей .

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.

Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

При производстве судебной экспертизы эксперт не может находиться в какой бы то ни было зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, несут за это ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Эксперт обязан:

  • принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;
  • провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
  • составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, если объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, а также современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;
  • не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе те, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
  • обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

Эксперт не вправе:

  • принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;
  • осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;
  • вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
  • самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;
  • сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы за исключением органа или лица, ее назначивших;
  • уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

Эксперт вправе:

  • ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
  • делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;
  • обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

Вызов эксперта, назначение и производство судебной экспертизы осуществляются в порядке, установленном ст. 195-207, 269, 282 и 283 УПК РФ .

Эксперт вправе:

  • знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;
  • ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов;
  • участвовать с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;
  • давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования;
  • приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права;
  • отказаться отдачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения.

Эксперт не вправе:

  • без ведома следователя и суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы;
  • самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования;
  • проводить без разрешения дознавателя, следователя, суда исследования, способные повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств;
  • давать заведомо ложное заключение;
  • разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ }