Вступил в силу закон о хранении и обработке персональных данных россиян с использованием серверов, находящихся на территории россии. Чего ждать бизнесу от закона о хранении персональных данных? Закон хранение персональных данных на территории рф


Гражданство

Как следует из положений частей 2 и 3 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной; билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. Таким образом, авиаперевозчикам в целях реализации вышеуказанных положений закона, требуется осуществление деятельности по обработке персональных данных пассажира в целях оформления документов, удостоверяющих заключение договора воздушной перевозки.

В соответствии со ст. 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности и законодательством Российской Федерации в области персональных данных, при международных воздушных перевозках также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. При этом следует иметь ввиду, что Российская Федерация является стороной ряда международных конвенций в области авиаперевозок, в частности, Чикагской конвенции («Конвенция о международной гражданской авиации» заключена в Чикаго 7 декабря 1944 года, вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 года - «Собрание законодательства РФ», 30.10.2006, №44) , Варшавской конвенции («Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» заключена в Варшаве 12 октября 1929 года, вступила в силу для СССР 13 февраля 1933 года, Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. VIII, - М., 1935, с. 326 - 339. ) и Гваладахарской конвенции («Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору» заключена в Гвадалахаре 18 сентября 1961 года, вступила в силу для СССР 21 декабря 1983 года, «Ведомости ВС СССР», 15.02.1984, №7 ), которые также составляют неотъемлемую часть правового регулирования деятельности авиаперевозчиков и связанных с нею информационных процессов.

Исходя из вышеизложенного, требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» не распространяются на деятельность российских, а также иностранных авиаперевозчиков в части сбора и обработки персональных данных граждан-пассажиров для целей бронирования, оформления и выдачи им авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов, так как они подпадают под исключение, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных».

Требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» также не распространяются на деятельность лиц, действующих от имени авиаперевозчика (уполномоченный агент), деятельность которых предусмотрена пунктом 6 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России №82 от 28 июня 2007 года «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», а также иных лиц, в части обработки персональных данных граждан-пассажиров исключительно для целей бронирования, оформления и выдачи последним авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов, в том числе в электронном виде при внутрироссийских и международных перелетах, в случае, если вышеуказанная деятельность данных лиц предусмотрена законодательством Российской Федерации или соответствующим международным договором, в том числе для целей обеспечения авиационной безопасности.

В случае, если обработка персональных данных подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», положения части 5 статьи 18 152-ФЗ не применяются. Соответствующая квалификация осуществляемых действий по обработке персональных данных и обеспечение ее соответствия требованиям законодательства осуществляются оператором персональных данных при обеспечении (организации обеспечения) такой обработки. Корректность упомянутой квалификации и обеспечения обработки в конкретной ситуации проверяется уполномоченным федеральным органом при проведении контрольных мероприятий.

Товары и услуги

Из совокупности положений части 5 статьи 18 Федерального закона «О персональных данных» («при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона) и пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» («обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей») следует, что обработка персональных данных в целях и в соответствии с требованиями, установленными ратифицированной Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера не противоречит законодательству Российской Федерации, регулирующему отношения в области защиты персональных данных. Кроме того, часть 5 статьи 18 152-ФЗ не ограничивают трансграничную передачу персональных данных граждан Российской Федерации.

Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор». Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории Российской Федерации. Таким образом, если для составления отчетности, либо анализа информации, содержащей персональные данные, оператору требуется осуществить упомянутые формы обработки персональных данных, то такие действия должны осуществляться с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Трактовка в части первичного сбора является неверной по следующим основаниям. Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор». Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 7 части 4 статьи 16 Федерального закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.

Принимая во внимание также положения части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» (вступающей в силу с 1 сентября 2015 года), устанавливающих, что при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, считаем, что обработка ПД граждан Российской Федерации на территории другого государства может осуществляться исключительно в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», для которых имеется изъятие в части 5 статьи 18 152-ФЗ. Следует также учитывать, что законодательно не имеется разделений на «основную» базу персональных данных и ее «копию». В обоих случаях речь идет о базе данных, с помощью которой обрабатываются персональные данные. Вместе с тем, Федеральный закон не содержит указаний на общий запрет обработки персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, не находящихся на территории Российской Федерации.

В этой связи считаем, что обработка персональных данных граждан Российской Федерации посредством сбора, записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения может осуществляться с использованием баз данных, не находящихся на территории Российской Федерации в следующих случаях:

  • если такая деятельность подпадает под случаи, предусмотренные пунктами 2-4, 8 части 1 статьи 6 152-ФЗ;
  • если такая деятельность не подпадает под случаи, предусмотренные пунктами 2-4, 8 части 1 статьи 6 152-ФЗ, и на территории Российской Федерации находятся используемые для такой обработки персональных данных базы данных, в которых содержится больший объем персональных данных или равный находящемуся за пределами территории Российской Федерации (в этом случае недопустимо нахождение за пределами территории Российской Федерации персональных данных, которые одновременно не находятся в пределах территории Российской Федерации).

Трансграничная передача персональных данных не запрещена при условии соблюдения требований, установленных в статье 12 Федерального закона №152-ФЗ. При этом трансграничная передача данных должна иметь заранее определенную цель обработки, при достижении которой субъекту персональных данных должно быть гарантировано уничтожение переданных данных на территории иностранного государства. При соблюдении указанных требований ответственность, предусмотренная российским законодательством, применима к оператору в случае нарушения порядка и условий, установленных для договора-поручения.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных», оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, положения Федерального закона №242-ФЗ распространяются на всех вышеуказанных субъектов. Принятый федеральный закон не привязывает распространение части 5 статьи 18 152-ФЗ только к операторам, где обработка персональных данных является их основным видом деятельности, либо к операторам, обрабатывающим персональные данные только с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных», оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, положения Федерального закона №242-ФЗ распространяются на всех вышеуказанных субъектов. Принятый федеральный закон не привязывает распространение части 5 статьи 18 152-ФЗ только к операторам, где обработка персональных данных является их основным видом деятельности, либо к операторам, обрабатывающим персональные данные только с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. В существующих планах законопроектной деятельности не предусмотрена разработка проекта федерального закона, корректирующего это положение.

Вышеуказанные требования закона распространяются, в том числе, и на обработку оператором полученных в результате сбора персональных данных, а именно запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение.

Понимание правильное. 152-ФЗ термин «использование персональных данных» не раскрывает. В целях толкования под «использованием персональных данных» можно понимать действия с персональными данными, не относящиеся к иным формам обработки персональных данных, в том числе принятие решений на основе персональных данных, для осуществления которых был осуществлен сбор персональных данных (цель сбора персональных данных должна соответствовать цели использования персональных данных).

Понятие «оператор» содержится в статье 3 закона №152-ФЗ, под которым понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Принимая во внимание, что статья 3 Закона №152-ФЗ не содержит исключений в части осуществления лицом отдельных операций по обработке персональных данных, а равно иных определений, отличных от оператора, лицо, определяющее цель обработки персональных данных, либо осуществляющее отдельные действия по обработке персональных данных в контексте положений закона №152-ФЗ является оператором, осуществляющим обработку персональных данных.

— Действительно ли не требуется повторное или дополнительное уведомление об обработке персональных данных после 1 сентября 2015 года. Нужно ли дополнительно сообщать, где находятся базы данных?

Понятия «повторного» или «дополнительного» уведомления не существует. Статьей 22 Федерального закона «О персональных данных» установлена обязанность оператора до начала обработки персональных данных направить уведомление. В части 2 указанной статьи приведен ряд исключений, когда такого уведомления не требуется. В Федеральный закон №242-ФЗ вносятся изменения в часть 3, которая определяет требования к содержанию уведомления. Если организация ранее направила в Роскомнадзор уведомление об обработке персональных данных, то после вступления в силу закона операторы, руководствуясь частью 7 данной статьи, должны сообщить сведения о месте нахождения базы данных в течение десяти рабочих дней.

— Подпадает ли первоначальный сбор персональных данных на бумажных носителях с последующим их внесением в электронную базу данных под требования части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ?

Согласно требованиям части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Основополагающим принципом законодательства в области персональных данных является принцип, согласно которому обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. В связи с этим внесение персональных данных в информационную систему персональных данных, используемую в целях, аналогичных сбору данных на бумажных носителях, следует рассматривать как единый процесс, реализация которого должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ. Разделение указанного единого процесса на отдельные действия законодательством Российской Федерации в области персональных данных не предусмотрено. Таким образом, отдельные виды обработки персональных данных, предусмотренные частью 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ, в том числе сбор персональных данных на бумажных носителях с последующим их внесением в электронную базу данных, должны осуществляться как единый процесс в правовом поле законодательной нормы, обязывающей хранить персональные данные на территории Российской Федерации.

29 Дек 2016

Персональные данные — это практически любая информация о физическом лице. Поэтому если Ваша организация работает с людьми, о которых Вы так или иначе информацию собираете, то эта инструкция будет Вам полезна. Она затронет следующие аспекты: получение согласия на обработку, уведомление субъекта персональных данных об обработке данных, уведомление Роскомнадзора, трансграничная передача данных, необходимость хранить персональные данные в России и организационные требования к оператору. Так что наберитесь терпения.

Законодательство о персональных данных в России аморфное — неясного в нем больше, чем доподлинно известного. Помимо «аморфности» законодательство еще вводит сложные и трудоемкие алгоритмы работы с персональными данными, что автоматически делает работу по его соблюдению более сложной, а данную инструкцию — более объемной.

Получение согласия

По общему правилу, если Вы обрабатываете (например, храните обращения граждан), то всегда лучше иметь согласие лица на обработку его персональных данных. Примерную форму такого согласия можно найти по ссылке.

Естественно, в работе правозащитных организаций иногда получить согласие человека невозможно. Например, при похищении человека или при применении пыток к заключенному. В законодательстве есть ряд исключений, которые позволяют обрабатывать персональные данные без согласия. Поэтому при работе с такими обращениями важно понимать, в какую категорию исключений они могут попасть (на случай, если к Вам после публикаций придет Роскомнадзор с проверкой). Но их немного:

Если обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, и если получение согласия субъекта персональных данных невозможно. Как только угроза жизни или здоровью прекращается, обработка должна быть прекращена. При этом понять, когда, по мнению Роскомнадзора, угрозу можно считать прекращенной, например, при жалобах на пытки в СИЗО, не совсем ясно. Очевидно одно, что в течение короткого времени, данное исключение будет позволять работать с персональными данными, но если есть перспектива долгосрочной работы над обращением, лучше взять согласие.

Если есть договор между организацией и лицом (например, родственником пропавшего), в котором бенефициаром (человеком, в пользу которого договор исполняется) является лицо, чьи персональные данные подлежат обработке. Это может быть договор оказания услуг (например, юридических, и например, на безвозмездной основе). Поэтому если получение согласие от субъекта персональных данных никак невозможно, то рекомендуем заключить подобный договор с родственником. В таком случае, Вам будет, что предъявить Роскомнадзору при внеплановой проверке.

Однако если Вы обрабатываете данные, которые относятся к категории «специальные персональные данные» (это данные относительно расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни), то нужно обязательно брать согласие человека.

Уведомление Роскомнадзора

Помимо получения согласия на обработку персональных данных есть еще одна бюрократическая сложность. В некоторых случаях необходимо уведомлять Роскомнадзор о том, что Ваша организация обрабатывает персональные данные. Как только такое уведомление Роскомнадзор получает, Вашу организацию могут включить в список плановых проверок. Само уведомление заполнить несложно. Его форму можно найти . (ссылка на).

В каких случаях можно не уведомлять Роскомнадзор:

  1. При обработке персональных данных работников организации
  2. Если персональные данные включают только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных.
  3. Если персональные данные обрабатываются для исполнения договора, который был заключен между организацией и субъектом персональных данных. Если Ваша организация не заключает договоры, но у Вас есть письменное обращение доверителя в Вашу организацию, то такое обращение также можно рассматривать в качестве основания для неуведомления Роскомнадзора. Обращаем внимание, что в случае заключения договора, в котором субъект персональных данных является бенефициаром (как, например, при похищениях и насильственных исчезновениях), а не стороной, то такой договор не освобождает от необходимости уведомления Роскомнадзора.
  4. Если данные обрабатываются без использования средств автоматизации. Многие общественные организации пользуются примерно следующим спектром офисных программ — Word, Excel, Power point + СПС типа Консультант. Мы полагаем, что обработка персональных данных с использованием данных программ не является обработкой с использованием автоматизации (почему мы так считаем, можете прочитать ). Таким образом, уведомлять Роскомнадзор об обработке не требуется. Однако судебная практика еще окончательно не ответила на этот вопрос. Поэтому если желаете перестраховаться, то лучше подать уведомление в Роскомнадзор.

Трансграничная передача персональных данных

Закон устанавливает, что трансграничная передача персональных данных – это передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу. Чаще всего правозащитные организации осуществляют трансграничную передачу в случае отправления жалоб в Европейский суд по правам человека или в органы ООН.

Требования законодательства таковы, что если трансграничная передача осуществляется не в безопасную страну (список безопасных стран можно посмотреть ), то необходимо или иметь договор с субъектом персональных данных, который бы предусматривал возможность такой передачи, или необходимо получить отдельное согласие на такую трансграничную передачу.

Хранение персональных данных на территории России

Может быть, помните, что начиная с лета 2014 года было много шума из-за принятия закона о персональных данных (№242-ФЗ)? Этот закон обязывает операторов персональных данных обеспечить запись, хранение (и прочие операции) персональных данных граждан РФ с использованием баз данных на территории РФ с 1 сентября 2015 года. Это означает, что персональные данные наших соотечественников должны храниться на российской территории. Однако это не означает, что за рубежом они не могут храниться вовсе. Согласно позиции Министерства связи, хранение данных за пределами РФ является возможным, если первоначальная обработка осуществлялась на территории РФ. Другими словами, можно иметь две базы данных – одна в России, а другая – за рубежом. При этом Роскомнадзор, скорее всего, не сможет проверить, насколько эти базы идентичны.

Организационные требования к НКО

Огромное внимание Роскомнадзор уделяет правильно составленным обязательным документам. Поэтому рекомендуем Вам в самое ближайшее время разработать и утвердить следующие документы:

  1. Правила обработки персональных данных ()
  2. Порядок доступа работников в помещения, в которых проводится обработка персональных данных
  3. Документ о назначении лица, ответственного за организацию обработки персональных данных.

С правилами обработки персональных данных необходимо ознакомить всех работников НКО под роспись. Документы, содержащие персональные данные, должны храниться в запирающихся шкафах.

Закон также требует, чтобы персональные данные уничтожались тогда, когда их хранение уже не является необходимым. Например, жалоба была выиграна в Европейском суде, решение ЕСПЧ было исполнено, значит, данные нужно уничтожить. А об уничтожении составить акт.

Более того, мы Вам ранее рассказали, что закон требует, чтобы хранение и обработка велась в России, поэтому необходимо иметь документы, подтверждающие размещение баз данных на технических площадках (ЦОД, сервера) в России. Это могут быть либо собственные серверные мощности, либо арендованные.

Одни называют этот закон возвращением к железному занавесу и запоздалой рефлексией на изменение информационного пространства. Другие связывают с ним укрепление позиций и дальнейшее развитие мощностей отечественных ИТ-компаний. Авторы поправок настаивают на том, что новый закон поможет защитить права российских граждан в сфере обработки и хранения персональных данных. За разъяснениями о том, с чем же в ближайшем будущем придется иметь дело бизнесу и обычным пользователям, мы обратились к руководителю проекта компании «Глобал Офис» Мартыновой Кристине.

Сегодня законы 242-ФЗ и 152-ФЗ на слуху у многих. За последние несколько месяцев они стали острыми болевыми зонами в дискуссиях бизнесменов, айтишников и простых смертных. Принятый в июле этого года федеральный закон 242-ФЗ установил для всех участников, вовлеченных в процесс обработки и хранения персональных данных, новые правила игры. Одно из главных нововведений затронуло текст закона 152-ФЗ , положения которого дополнились требованием с 1 января 2016 года хранить персональные данные россиян на серверах, находящихся в РФ:

При сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ.

При этом под запрет могут попасть любые действия с данными - вплоть до выведения на экран компьютера, если физически базы данных «лежат» за рубежом. Правда, до сих пор ни парламентарии, ни Роскомнадзор не дали однозначных ответов на вопрос о том, что же конкретно следует понимать под извлечением данных, их систематизацией и самой базой данных.

Еще более расплывчатым остается содержание нового термина «лицо, обеспечивающее обработку информации в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», внесенное в закон 149-ФЗ « . Кто вправе получить этот статус и каковы правовые признаки такого лица? Не исключено, что разбор законодательных полетов будет происходить уже по факту предполагаемого нарушения. В этом случае прояснить букву закона поможет судебная практика. Но опять же непонятно, на каком основании будет начинаться судебное разбирательство – по обращению Роскомнадзора или любого другого лица.

Блокировка сайта нарушителя, внесение его в «черный список» Роскомнадзора и право пользователей на удаление своих персональных данных по решению суда – все это едва ли можно считать новеллами закона. По сути это небольшой «апгрейд» положений законов «О персональных данных» и «Об информации», в которых достаточно полно изложены и карательные процедуры (включая формирование реестра нарушителей), и механизмы судебной защиты граждан.

О персональных данных

Стоить отдать должное тому широкому общественному резонансу, который развернулся синхронно с официальными обсуждениями закона. Пользователи, которые прежде считали, что персональные данные – это Ф.И.О., сведения паспорта и номер телефона, наконец-то получили глоток трезвости и здравомыслия. Оказалось, что за аббревиатурой ПД скрывается «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)» (п. 1 ст. 3 152-ФЗ). Это могут быть и данные о здоровье, и информация по проведенным транзакциям, и переписка в соцсетях, и зарегистрированные аккаунты в онлайн-магазинах.

Для бизнеса персональные данные – вездесущий информационный «материал». Например, для клиентов «Глобал Офис», работающих на выделенном сервере «1С: Предприятие. Зарплата и Управление Персоналом» , вопрос о персональных данных встает всякий раз при подготовке отчетности, начислении заработной платы и отпускных, расчете больничных и изыскании налогов. Более того, безобидные на первый взгляд документы, созданные с помощью программных продуктов Microsoft Word , Excel, Power Point и др., могут попасть под статью нового закона, даже если их основное содержание не имеет никакого отношения к отправителю или получателю. Как такое возможно? Благодаря метаданным, которые могут храниться не только в самом документе, но и в описании его свойств: например, имя автора, имя пользователя, почтовый адрес, сохранившего документ последним, заголовки сообщений электронной почты и т.д. Такую же скрытую опасность представляет регистрация профиля и пересылка писем через Microsoft Outlook.

Наряду с персональными данными сотрудников компаниям приходится иметь дело и с другими видами конфиденциальной информации, к которой относятся реквизиты компании, информация о контрагентах и др. По закону персональные данные – один из шести видов сведений конфиденциального характера (см. Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»). Для удобства между нами и нашими клиентами существует договоренность о том, что все сведения, хранящиеся в предоставляемых нами программных продуктах 1С, являются персональными, а, следовательно, к ним применяются процедуры шифрования, обезличивания и др. механизмы зашиты данных.

Что делать бизнесу?

Построить собственный дата-центр и спать спокойно – технологическая роскошь, которая по зубам только крупным компаниям. У компании «Яндекс» на строительство первой фазы дата-центра ушло порядка двух лет и еще большая куча денег. Самое вероятное решения для большинства российских середнячков – это звонок в уже действующий дата-центр, где предлагают услуги по размещению серверов (colocation).

Другой законный способ установить с новым законом дружественный контакт – обезличивание данных. Некоторые эксперты возлагают на него большие надежды. Персональные данные будут отделены от субъекта таким образом, чтобы их невозможно было соотнести с конкретным человеком. В таком «аморфном» виде с ними можно делать все, что угодно. Предполагается, что обратная привязка к человеку будет осуществляться по возвращению обезличенных данных на территорию РФ. Сегодня такая технология успешно применяется в медицине. Обезличить данные можно при помощи популярных решений ERP и CRM производства Microsoft, SAP или Oracle.

На еще одну лазейку в принятом законе указали юристы. Ныне действующее законодательство не запрещает пересылку данных за границу и дублирование информации. Теоретически персональные данные могут храниться на территории России и далее свободно уходить в продублированном виде на иностранные серверы.

Формально выполнить требование о хранении данных на российских серверах также позволяют специальные программы (в компании «Глобал Офис» это SecurityIP). Они скрывают конечный IP-адрес рабочего сервера, для того чтобы нельзя было определить точное местоположение сервера.

Безусловно, изменения в главном законе о персональных данных создают трудности не только для бизнес-сообщества, но и для пользователей. И при настойчивом молчании Роскомнадзора ответы на возникающие вопросы пока остаются открытыми. Поправки о перенесении сроков вступления закона в силу на 1 января 2015 года все еще обсуждаются в правительственных кабинетах. Бизнес по-прежнему требует от парламентариев больше конкретных формулировок и меньше туманных фраз. Первое в списке – замена определения персональных данных. Без четкого понимания того, какие виды сведений могут быть классифицированы как ПД, едва ли возможна защита прав граждан, громко заявленная в новом законе.

С 01.09.2015 года вступили поправки к федеральному закону “О персональных данных" (Закон 152 ФЗ) .
Согласно закону, данные, которые клиент вводит на вашем сайте должны хранится на территории РФ.
И это еще не все. О том, кого коснется этот закон и что делать, в нашей в статье.

С 1 сентября 2015 года вступили поправки к закону “О персональных данных”.
Согласно этому закону, все данные, которые клиент вводит на вашем сайте и которые являются именно персональными данными (паспортные, адреса, в т.ч. e-mail, платежные данные и т.д.) должны храниться на территории Российской федерации.

ВОТ ВЫДЕРЖКА ИЗ ЗАКОНА 152 о защите персональных данных

“При сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона» (ч. 5 ст. 18 ФЗ “О персональных данных”).”


Под термином “Оператор” стоит понимать все компании, в частности e-commerce, на сайтах которых клиенты указывают личную информацию.

Ну и это еще не все. В феврале 2017 года были внесены очередные поправки в закон о защите персональных данных. Эти поправки обязывают всех владельцев сайтов и интернет-магазинов (Операторов), оповещать пользователей о том, что при вводе личных данных на сайте, они дают свое согласие на их сбор, обработку и хранение.

Если проигнорировать эти поправки в закон, то вы рискуете получить штраф в размере до 75000 рублей за одно нарушение. А если их больше, то сумма штрафа возрастет (о нарушении законодательства РФ в области персональных данных - статья 13.11 КоАП РФ)

ЧЕМ ЕЩЕ ГРОЗИТ НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ?

Мы уже рассказали про немалые штрафы. Это может коснуться каждого. И не думайте, что это не про вас:) Посмотрите судебную практику и вы поймете, что это не шутки. Вот, например, нашумевшее дело Тамбовской юридической компании (Постановление № 4А-288/2016 от 4 октября 2016 г. по делу № 4А-288/2016), которую оштрафовали за нарушения в области хранения ПД. Сумма штрафа незначительная, но нужно иметь в виду, что с 1 июля 2017 года штрафы существенно выросли.

Помимо административной ответственности может быть и уголовная. Так если вы причините моральный вред пользователю, чьи персональные данные, например, попали в чужие руки.
Ну и за подобные нарушения Роскомнадзор может заблокировать сайт и внести вас в так называемый “черный список”.
И тогда будьте готовы к дополнительным проверкам со стороны Роскомнадзора.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

  1. Первое, что нужно сделать - уведомить пользователей об обработке персональных данных . Если вы этого еще не сделали, то сейчас самое время. Разработайте и разместите на сайте документ об обработке ПД, а также заручитесь согласием пользователей на такую обработку (например, поставив чекбокс с информацией под каждой формой регистрации).
    Вообще, это можно сделать по-разному, в зависимости от ваших целей и особенностей бизнеса. Например, Озон размещает на сайте политику конфиденциальности и при регистрации пользователя берет согласие на обработку ПД. Или можно разместить информацию о сборе ПД в рамках публичной оферты, как это делает Ламода и также собирать согласие на обработку при регистрации. Или как у СберБанка, который размещает такую информацию в договоре.
  2. Подготовьте внутренние документы , регулирующие правила для исполнения данного закона. К таким можно отнести приказы, инструкции и назначения ответственных лиц за хранение персональной информации.
  3. Очень важно убедится, что данные хранятся в России (на российских серверах).
    Этого требует закон о защите информации пользователей (ч. 5 ст. 18 ФЗ “О персональных данных”).
    Поэтому уточните у своего хостинг-провайдера адрес места расположения серверов, на которых размещается ваш сайт и заключите с ним договор, где будет указан данный адрес. Этот адрес вам потребуется для заполнения уведомления в Роскомнадзор. Если у вас свой сервер, то обязательно сохраните документы на него. Их может потребовать Роскомнадзор в ходе возможной проверки. То же самое справедливо и для договора с хостинг-провайдером.

    Если ваш хостинг-провайдер размещает свои серверы в российском Дата-центре, то все хорошо.
    Это самый простой способ удовлетворить требования закона, купив хостинг у отечественного провайдера.

    Есть и другой способ, который называется трансграничная передача данных. Законом это не запрещено. Позволяется хранение ПД за рубежом, но с некоторыми оговорками. Так, компания в любом случае, помимо хранения ПД заграницей, должна иметь такую базу данных и на территории РФ. Но при этом база должна быть наиболее полной и актуальной. Схема тут такая - вся база с персональными данными собирается, систематизируется и хранится на территории РФ, а потом уже данные можно передавать за рубеж. Тут важно понимать, что первоисточник - это база на территории РФ.

  4. После этого, подготовьте и отправьте уведомление в Роскомнадзор.
    Сделать это можно через электронную форму на сайте :

    Уведомление подавать не нужно, если:


      вы обрабатываете только данные сотрудников;

      заключаете договор с конкретным лицом и указанные в договоре данные используются только для исполнения этого договора, т.е. информация не публикуется и не передается третьим лицам без согласия на то субъекта персональных данных (данный пункт является неоднозначным, так как могут возникнуть вопросы из-за специфики бизнеса. Важно грамотно составить договор, учитывая все нюансы, удовлетворяющие требованиям закона. Поэтому, рекомендуем проконсультироваться с юристом. И если однозначного ответа нет, то лучше подайте уведомление.);

      если собираемые данные включают в себя только ФИО пользователей;

      если пользователь сам сделал свои персональные данные общедоступными.

Обратите внимание , что речь идет только о случаях, когда уведомление подавать не надо. Вышеперечисленные данные все равно являются персональными и уведомлять об этом пользователя нужно обязательно.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Боятся этого закона не стоит. Он же регулирует наши с вами права, как физических лиц. Каждый из нас хотя бы раз приобретал товары через интернет и оставлял свои личные данные. Теперь у нас с вами есть основания для отстаивания своих прав в законном порядке, если права наши будут нарушены.

Для владельцев сайтов самое главное все грамотно оформить. Этим вы обезопасите себя от штрафов, иной ответственности и заручитесь доверием клиентов.
Маленькая ремарка: советуем не делать под копирку, например, как у конкурентов - у каждого своя специфика. Лучше потратить время на разработку документации конкретно под ваш бизнес, чем потом платить штрафы. И если у вас все еще остались вопросы, обратитесь к помощи вашего юриста, так как данная статья не заменит специалиста , который поможет вам сделать все так как нужно и конкретно под ваши цели и задачи.

  • Поделиться:

Гражданство

Как следует из положений частей 2 и 3 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной; билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. Таким образом, авиаперевозчикам в целях реализации вышеуказанных положений закона, требуется осуществление деятельности по обработке персональных данных пассажира в целях оформления документов, удостоверяющих заключение договора воздушной перевозки.

В соответствии со ст. 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности и законодательством Российской Федерации в области персональных данных, при международных воздушных перевозках также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. При этом следует иметь ввиду, что Российская Федерация является стороной ряда международных конвенций в области авиаперевозок, в частности, Чикагской конвенции («Конвенция о международной гражданской авиации» заключена в Чикаго 7 декабря 1944 года, вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 года - «Собрание законодательства РФ», 30.10.2006, №44) , Варшавской конвенции («Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» заключена в Варшаве 12 октября 1929 года, вступила в силу для СССР 13 февраля 1933 года, Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. VIII, - М., 1935, с. 326 - 339. ) и Гваладахарской конвенции («Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору» заключена в Гвадалахаре 18 сентября 1961 года, вступила в силу для СССР 21 декабря 1983 года, «Ведомости ВС СССР», 15.02.1984, №7 ), которые также составляют неотъемлемую часть правового регулирования деятельности авиаперевозчиков и связанных с нею информационных процессов.

Исходя из вышеизложенного, требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» не распространяются на деятельность российских, а также иностранных авиаперевозчиков в части сбора и обработки персональных данных граждан-пассажиров для целей бронирования, оформления и выдачи им авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов, так как они подпадают под исключение, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных».

Требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» также не распространяются на деятельность лиц, действующих от имени авиаперевозчика (уполномоченный агент), деятельность которых предусмотрена пунктом 6 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России №82 от 28 июня 2007 года «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», а также иных лиц, в части обработки персональных данных граждан-пассажиров исключительно для целей бронирования, оформления и выдачи последним авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов, в том числе в электронном виде при внутрироссийских и международных перелетах, в случае, если вышеуказанная деятельность данных лиц предусмотрена законодательством Российской Федерации или соответствующим международным договором, в том числе для целей обеспечения авиационной безопасности.

В случае, если обработка персональных данных подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», положения части 5 статьи 18 152-ФЗ не применяются. Соответствующая квалификация осуществляемых действий по обработке персональных данных и обеспечение ее соответствия требованиям законодательства осуществляются оператором персональных данных при обеспечении (организации обеспечения) такой обработки. Корректность упомянутой квалификации и обеспечения обработки в конкретной ситуации проверяется уполномоченным федеральным органом при проведении контрольных мероприятий.

Товары и услуги

Из совокупности положений части 5 статьи 18 Федерального закона «О персональных данных» («при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона) и пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» («обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей») следует, что обработка персональных данных в целях и в соответствии с требованиями, установленными ратифицированной Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера не противоречит законодательству Российской Федерации, регулирующему отношения в области защиты персональных данных. Кроме того, часть 5 статьи 18 152-ФЗ не ограничивают трансграничную передачу персональных данных граждан Российской Федерации.

Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор». Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории Российской Федерации. Таким образом, если для составления отчетности, либо анализа информации, содержащей персональные данные, оператору требуется осуществить упомянутые формы обработки персональных данных, то такие действия должны осуществляться с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Трактовка в части первичного сбора является неверной по следующим основаниям. Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор». Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 7 части 4 статьи 16 Федерального закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.

Принимая во внимание также положения части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» (вступающей в силу с 1 сентября 2015 года), устанавливающих, что при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, считаем, что обработка ПД граждан Российской Федерации на территории другого государства может осуществляться исключительно в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», для которых имеется изъятие в части 5 статьи 18 152-ФЗ. Следует также учитывать, что законодательно не имеется разделений на «основную» базу персональных данных и ее «копию». В обоих случаях речь идет о базе данных, с помощью которой обрабатываются персональные данные. Вместе с тем, Федеральный закон не содержит указаний на общий запрет обработки персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, не находящихся на территории Российской Федерации.

В этой связи считаем, что обработка персональных данных граждан Российской Федерации посредством сбора, записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения может осуществляться с использованием баз данных, не находящихся на территории Российской Федерации в следующих случаях:

  • если такая деятельность подпадает под случаи, предусмотренные пунктами 2-4, 8 части 1 статьи 6 152-ФЗ;
  • если такая деятельность не подпадает под случаи, предусмотренные пунктами 2-4, 8 части 1 статьи 6 152-ФЗ, и на территории Российской Федерации находятся используемые для такой обработки персональных данных базы данных, в которых содержится больший объем персональных данных или равный находящемуся за пределами территории Российской Федерации (в этом случае недопустимо нахождение за пределами территории Российской Федерации персональных данных, которые одновременно не находятся в пределах территории Российской Федерации).

Трансграничная передача персональных данных не запрещена при условии соблюдения требований, установленных в статье 12 Федерального закона №152-ФЗ. При этом трансграничная передача данных должна иметь заранее определенную цель обработки, при достижении которой субъекту персональных данных должно быть гарантировано уничтожение переданных данных на территории иностранного государства. При соблюдении указанных требований ответственность, предусмотренная российским законодательством, применима к оператору в случае нарушения порядка и условий, установленных для договора-поручения.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных», оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, положения Федерального закона №242-ФЗ распространяются на всех вышеуказанных субъектов. Принятый федеральный закон не привязывает распространение части 5 статьи 18 152-ФЗ только к операторам, где обработка персональных данных является их основным видом деятельности, либо к операторам, обрабатывающим персональные данные только с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных», оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, положения Федерального закона №242-ФЗ распространяются на всех вышеуказанных субъектов. Принятый федеральный закон не привязывает распространение части 5 статьи 18 152-ФЗ только к операторам, где обработка персональных данных является их основным видом деятельности, либо к операторам, обрабатывающим персональные данные только с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. В существующих планах законопроектной деятельности не предусмотрена разработка проекта федерального закона, корректирующего это положение.

Вышеуказанные требования закона распространяются, в том числе, и на обработку оператором полученных в результате сбора персональных данных, а именно запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение.

Понимание правильное. 152-ФЗ термин «использование персональных данных» не раскрывает. В целях толкования под «использованием персональных данных» можно понимать действия с персональными данными, не относящиеся к иным формам обработки персональных данных, в том числе принятие решений на основе персональных данных, для осуществления которых был осуществлен сбор персональных данных (цель сбора персональных данных должна соответствовать цели использования персональных данных).

Понятие «оператор» содержится в статье 3 закона №152-ФЗ, под которым понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Принимая во внимание, что статья 3 Закона №152-ФЗ не содержит исключений в части осуществления лицом отдельных операций по обработке персональных данных, а равно иных определений, отличных от оператора, лицо, определяющее цель обработки персональных данных, либо осуществляющее отдельные действия по обработке персональных данных в контексте положений закона №152-ФЗ является оператором, осуществляющим обработку персональных данных.

— Действительно ли не требуется повторное или дополнительное уведомление об обработке персональных данных после 1 сентября 2015 года. Нужно ли дополнительно сообщать, где находятся базы данных?

Понятия «повторного» или «дополнительного» уведомления не существует. Статьей 22 Федерального закона «О персональных данных» установлена обязанность оператора до начала обработки персональных данных направить уведомление. В части 2 указанной статьи приведен ряд исключений, когда такого уведомления не требуется. В Федеральный закон №242-ФЗ вносятся изменения в часть 3, которая определяет требования к содержанию уведомления. Если организация ранее направила в Роскомнадзор уведомление об обработке персональных данных, то после вступления в силу закона операторы, руководствуясь частью 7 данной статьи, должны сообщить сведения о месте нахождения базы данных в течение десяти рабочих дней.

— Подпадает ли первоначальный сбор персональных данных на бумажных носителях с последующим их внесением в электронную базу данных под требования части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ?

Согласно требованиям части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Основополагающим принципом законодательства в области персональных данных является принцип, согласно которому обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. В связи с этим внесение персональных данных в информационную систему персональных данных, используемую в целях, аналогичных сбору данных на бумажных носителях, следует рассматривать как единый процесс, реализация которого должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ. Разделение указанного единого процесса на отдельные действия законодательством Российской Федерации в области персональных данных не предусмотрено. Таким образом, отдельные виды обработки персональных данных, предусмотренные частью 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ, в том числе сбор персональных данных на бумажных носителях с последующим их внесением в электронную базу данных, должны осуществляться как единый процесс в правовом поле законодательной нормы, обязывающей хранить персональные данные на территории Российской Федерации.