Соотношение общества и государства. Понятие общества. Соотношение общества и государства Общества и государства в отношении


После того как научная мысль начала различать такие понятия, как общество и государство, возникла проблема их соотношения. Эта проблема довольно сложна и весьма актуальна. К примеру, В.М. Корельский даже считает, что это основной вопрос в В данной статье мы попробуем разобраться в этой проблеме. Вы узнаете, каково соотношение государства и общества в различные исторические периоды, а также в современном мире.

и "государство"

Общество - это взаимодействие людей, которые преследуют частные интересы. Данные интересы весьма многообразны, порой противоположны, поэтому они нередко сталкиваются друг с другом. Общество как сложная система неизбежно приводит к созданию государства. Дело в том, что существует необходимость согласования групповых и частных интересов и выражения на их основе интереса всеобщего. Характеристика государства следующая: это политическая организация общества, которая не совпадает непосредственно с населением. Оно состоит из административного аппарата (то есть чиновников), системы различных учреждений государственной власти, а также принудительных учреждений (суд, полиция, вооруженные силы, карательные органы). Следовательно, государство - это политическая форма существования того или иного общества. А содержание данной формы определяет непосредственно социум. Однако на протяжении человеческой истории характер взаимодействия между ними был непростым. Предлагаем подробно рассмотреть соотношение государства и общества. Начнем с древних времен.

Государство для всеобщего блага

Государство в древности создавалось людьми с целью всеобщего блага. Оно было необходимо для обуздания животного страха и эгоизма, защиты от различных внешних врагов, организации производственной деятельности, обеспечения личной безопасности и порядка. Таким образом, соотношение государства и общества отмечено в этот период главенством последнего. Однако постепенно чиновничий аппарат начинает использовать власть для удовлетворения не общественных, а групповых интересов. Из-за этого соотношение государства и общества меняется. Появляются новые тенденции, о которых мы сейчас расскажем.

Особенности традиционного общества, полицейское государство

Все изменилось с развитием кастового или сословного Оно могло быть упорядочено и организовано с помощью системы насилия, которую разрабатывает государство. Последнее отождествляется в это время с организованным меньшинством управляющих (на Востоке) или собственников (на Западе), подавляющим бесправное большинство. При этом узкоклассовый интерес чиновников выдавался за всеобщий, а целью развития общества провозглашалось благо государства. В это время существовали различные его разновидности. Однако самым устойчивым являлось Этот его тип является исторически первым. Долгое время оно существовало в государствах Западной Европы и в странах Востока. и европейские монархии являются классическими его образцами. Какова же характеристика государства полицейского? Давайте разберемся.

Роль монарха в полицейском государстве

В данном случае государство в лице императора, монарха было господином, который дарует гражданам некоторые свободы и права. Всесилие его власти опиралось на якобы божественное ее происхождение. Управление обществом обеспечивал развитый бюрократический аппарат. Он обеспечивал контроль над людьми. Система карательных органов могла подавлять любое неповиновение власти. Таким было устройство государства полицейского.

Государство как общественный договор

Покрывало святости с монарха было снято в период с 17 по 18 век, когда наблюдался переход сознания от религиозного к светскому. В это время на государство перестали смотреть как на результат божественного промысла. Его начали понимать как заключенный свободными гражданами договор для удовлетворения своих общезначимых потребностей. Устройство государства теперь должно было быть таким, чтобы оно могло служить обществу. Основной его целью декларируется теперь уже совсем другая задача. Человеку должны быть предоставлены естественные права: на жизнь, собственность, свободу, стремление к счастью. Все эти права принадлежат каждому индивиду просто в силу его рождения. Роль государства в жизни общества заключается в их обеспечении. Осознание этого привело к новым изменениям в общественном устройстве.

Переход к правовому государству

Совершившиеся в 17-18 веках буржуазные революции во Франции, США, Англии привели к воплощению в жизнь этой идеи. Результатом данных изменений стал переход к правовому государству (второго типа) от отжившего себя абсолютистского.

Было провозглашено верховенство закона в различных сферах общественной жизни. Граждане и государство подчинены в равной степени конституции. Способом взаимосвязи индивида, общества и государства является право. К этому времени относится учреждение разделения властей, а также гарантии прав личности, неотчуждаемых от нее, и условия свободного развития каждого индивида. Провозглашается теперь взаимная ответственность перед законом личности и государства за свои действия.

Появление гражданского общества

Однако только появление зрелого гражданского общества (то есть сообщества личностей, которые способны самостоятельно, без государственного вмешательства, придерживаться разумных форм общежития, не ущемляющих индивидуальности) способно сделать государство на практике средством удовлетворения интересов общества в целом. Социальный прогресс в настоящее время зависит именно от его создания. Должно существовать развитое гражданское общество, охраняющее и расширяющее свободу каждой личности. Только оно сможет не допустить чрезмерного увеличения государственной власти. Следует сделать так, чтобы правительство было слугой, а не хозяином народа. А для этого нужно переосмыслить роль государства в жизни общества. Кроме того, люди должны осознать необходимость уважения каждой отдельной личности. Только после этого можно говорить о существовании гражданского общества.

Соотношение и государства

Прежде всего, первое является основой последнего. Одним из проявлений вторичности государства и первичности общества является приоритет ценностей и интересов населения по отношению к ценностям и интересам государства. Это отражено в Конституции (в нашей стране, например, в ст. 2 Конституции РФ), где сказано, что человек, его свободы и права являются высшей ценностью. А государство обязано соблюдать и защищать их.

Во-вторых, это соотношение также проявляется в единстве правового государства и гражданского общества как "социального целого". В основе этого целого лежат преследуемые ими общие цели (политические, экономические и другие). Данное единство основывается на тезисе о немыслимости государства и общества друг без друга. При этом отношения между ними являются социально-политическими. Это значит, что государство обусловлено социально, а общество носит политический характер. Таким образом, они не могут развиваться и даже просто существовать друг без друга. Государство и общество непременно должны взаимодействовать между собой. Следовательно, между ними существует обоюдная зависимость в виде взаимной обусловленности. Теснейшим образом оказываются переплетены результаты их функционирования и сказываются непосредственно на каждом из них. Таким образом, и правовое государство, и гражданское общество являются необходимыми сторонами социума.

С другой стороны, несмотря на наличие общих целей, конфликты и противоречия между ними неизбежны. Но не только между ними, а даже внутри самого гражданского общества. Это связано с несовпадением публичных и частных интересов. Государство, к примеру, не всегда в своих действиях руководствуется приоритетом ценностей и интересов общества. Иногда оно отдает предпочтение собственным геополитическим.

А порой его действиями могут руководить и интересы надгосударственные. Например, присоединение государств Европы к политическим и экономическим ограничительным мерам в отношении РФ привело впоследствии к сокращению производства, разорению фермерских хозяйств и увеличению количества безработных в самой Европе. Приведем еще один пример. Коррумпированный государственный аппарат порой пренебрегает интересами общества. Он может использовать свою власть для удовлетворения корпоративных или личных интересов или же интересов каких-то отдельных социальных групп.

Кроме того, правовое государство и гражданское общество являются сдерживающими факторами друг для друга. Отсутствие взаимного контроля, а также юридической ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия создают большую опасность. Поэтому в государстве правовом осуществляется контроль за гражданским обществом в формах, предусмотренных законом. Тем самым обеспечивается правопорядок и законность. Также в соответствующих формах гражданское общество контролирует деятельность государства.

Почему правовое государство не оправдало связанных с ним надежд?

Провозглашение принципов равенства перед законом, индивидуальной свободы в правовых государствах не оправдало надежд. Оно не остановило роста конфликтности и нищеты в обществе, и до всеобщего благоденствия по-прежнему далеко. Не сбылись надежды на то, что в условиях рыночного хозяйства данные принципы автоматически приведут человечество к процветанию. Почему же до сих пор актуальны проблемы соотношения общества и государства?

Прежде всего, потому, что правовое государство стало исполнять функции "ночного сторожа", то есть взяло на себя обеспечение правопорядка, физической безопасности и индивидуальной свободы, а в социальную и экономическую сферу не вмешивалось. Однако рынок, на котором установилась свободная конкуренция, привел к тому, что богатства и ресурсы стали сосредоточены у имущих классов. А для большей части общества не были созданы достойные условия существования.

Это вызвало необходимость сглаживания неравенства с помощью проведения активной социальной политики. Вновь было переосмыслено соотношение государства, общества и права. За ним последовали новые изменения. Появилось государство социальное.

Особенности социального государства

Оно означало переход от декларативности свобод и прав к их практической гарантированности. Особенность социального государства заключается в том, что оно нацелено на предоставление каждому индивиду достойных условий жизни с помощью перераспределения различных благ. При этом распределении соблюдаются принципы Государство в данном случае берет на себя ответственность за развитие общества и заботу о нем. Оно поощряет индивидуальную ответственность, повышение эффективности производства, конкуренцию, частную собственность. В заключение отметим, что достойные условия существования человека, а также равные для всех возможности участия в управлении производством только в 60-е годы 20 века могло реально гарантировать государство, да и то лишь в развитых странах.

Актуальность проблемы

Общество как сложная система и государство как его политическая организация представляют большой интерес для многих исследователей. А их соотношение - это важная проблема, от решения которой зависит будущее каждого из нас. Поэтому многие исследователи изучают вопрос о том, в какой взаимосвязи должны находиться государство и общество. Характер соотношения их - тема, которая имеет не только большое теоретическое значение, но и практическое. Этим и другими смежными вопросами занимается теория государства и права.

Понятие " общество " более широкое чем государство, потому что общество - это продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни с внутренними противоречиями, сущность которой заключается в различных (экономических, духовных, религиозных и других) связях и отношениях между людьми, их об объединениями. В обществе действуют социальные законы. Во взаимодействии с обществом человек совершенствуется сама и совершенствует свои социальные силы.

Общество не может обойтись без социальных , а затем и политических институтов , то есть устойчивых социальных или политических учреждений, исполняющих необходимые для общества социальные или политические функции. Жизнь людей, находящихся во взаимодействии между собой, должно быть определенным образом упорядоченное , организованное в соответствии с общепринятой и обязательной системы норм. Одним из способов такого упорядочения и организации является государство .

Исторически первым видом общества было первоначальное (догосударственное ) общество. В развитии этого общества выделяют два периода и средства его существования и восстановления: экономики, присваивает (охота, рыболовство, собирательство), и экономики, производящей (земледелие, скотоводство, металлообработка и т.п.). Исторически первым социальным институтом был род, первой формой организации к государственному общества - родовая община. Существовала коллективная работа, совместное производство и уравнивание распределения.

Первым политическим институтом была государство . По мере того, как усложнялось общество, возникали новые социально-производственные (например, кооперативы), социально-политические (в частности, профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.

Вместе с человеческим обществом возникла социальная власть. В широком смысле власть - всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, слоями в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Власть - явление социальное. Социальная власть - это волевые отношения между людьми по поводу организации их совместной деятельности. Власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) обладателем своей воли подвластным, а с другой - подчинение подвластных этой свободы. Социальная власть присутствует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в производственных коллективах, в государстве, то есть там, где есть реальные возможности и способность влиять на поведение людей с помощью каких-либо средств. Социальная власть предоставляет обществу целостность, организованность, порядок. Под влиянием власти общественные отношения становятся целенаправленными, управляются, контролируются, а совместная жизнь людей становится организованным.

Власть делится на два вида - неполитическая и политическая (государственная).

Социальная власть в догосударственном обществе имела публичный (общественный) характер и была в форме потестарного (от лат. Власть, мощь) власти, которая является разновидностью социальной. Потестарного власть носила анонимный характер, то есть не была монополизирована какой группой общества, лицом, а осуществлялась всеми членами рода без создания специальных органов. Источником и носителем власти был род. Субъект и объект власти совпадали, поэтому власть была неотделима от общества и неполитическая. Высшим органом общественной власти было собрание всех взрослых членов общества. Такая власть не предполагала выделение из общества социальной группы, занятой руководством на постоянной профессиональной основе. Собрание рода, племени, племенного союза наделяли властными функциями определенное лицо, и они же лишали ее властных полномочий. Власть вождей, военачальников держалась не в специальном аппарате управления и принуждения, а на их личных качествах: авторитете, харизме, силе, уме, опыте. Единственным средством реализации власти было общественное самоуправление. Решение собрания, указания вождя были обязательны для всех.

В классово-организованном обществе власть приобрела политический характер. Политическая, государственная власть предметно-материальные источники силы - органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Общество как сложная социальная система нуждается в регуляции. Регулирование означает определение поведения людей и их коллективов, предоставления направлений ее функционирования и развития, введение поведения в конкретные рамки, ее благоустройства. В целом система социального регулирования представляет собой процесс закрепления социально необходимой позитивного поведения людей с целью обеспечения целостности общества и его развития. Общественный порядок возникает в результате урегулирования общественных отношений.

Существует два вида социального регулирования - индивидуальное и нормативное. Индивидуальное - это упорядочение поведения людей с помощью одноразовых персональных решений (со стороны руководителей, родителей и т.д.). Единого порядка здесь нет. Эта система регуляции допускает влияние на поведение людей с помощью как убеждение их в полезности, выгодности такого поведения (побуждения), так и принуждения. Нормативное регулирование - это упорядочение поведения с помощью общих правил, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все, кто будет в сфере действия таких правил. Для нормативной системы более характерен такой способ регуляции, как принуждение. Влияние на поведение индивида осуществляется путем насилия в форме санкций, применяемых за нарушение установленных в обществе социальных норм.

Переход от индивидуальных до нормативных методов регулирования общественных отношений был качественным скачком в социальном регулировании.

Отношения в первобытном обществе регулировались обычаями, правилами поведения, которые исторически возникли и вошли в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Особое место в обеспечении обычаев занимали табу (запреты). Обычаи, как правило, выполнялись в силу авторитета и привычки, но когда нужно было принуждение,; общество было коллективным носителем силы - обязывало нарушителей, прогоняло их и даже применяло в отношении них смертную казнь.

Итак, общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без нее. Объективная потребность в государстве возникла с усложнением внутреннего строения общества (социальной, расслоением), обострением в нем противоречий в силу того, что не совпадали интересы отдельных социальных групп. Государство пришло на смену родовой организации, отжила свой век, как новая форма организации общества, изменилось и усложнилось. Весь опыт истории показывает, что обществу со сложной структурой, многими противоречиями внутренне присуща государственная организация.

Основное назначение государства состоит в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Политической и классовой она в силу существования в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях государство в значительной мере выполняет общесоциальные функции.

С появлением государства начинается сложная история ее взаимодействия с обществом . Как форма организации общества и система, им управляет, государство выполняет функции в интересах всего общества, решает противоречия и кризисные ситуации, которые возникают. Вместе с тем государство может играть деструктивную роль - подменять собой общество, "огосударствливать" его, неадекватно заполнять все общественные сферы.

Государство сохраняет относительную самостоятельность по отношению к обществу. Без этого не может быть влияния государства на общество в целом или на отдельные его сферы. Самостоятельность государства выражается в свободе выбора при принятии ею управленческих и других актов, при определении стратегии и тактики государственной политики. Самостоятельность государства ограничивается контролем общества за ее деятельностью, оценкой такой деятельности. Это характерно прежде всего для гражданского общества и правового государства. Недемократическим (неразвитым) обществам присущи неразвитые государства, сила которых концентрируется в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства могут иметь силу, которая значительно превышает объективные потребности общества, слишком большую самостоятельность, бесконтрольная власть здесь часто концентрируется в руках диктатора. Цивилизованное же гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования государственных органов, осуществляет контроль за их деятельностью на основе закона и права.

Право возникает как результат объективной потребности общества, усложняется. Своим регулятивным воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе. Право активно взаимодействует с обществом. В этом взаимодействии основная роль принадлежит обществу, которое определяет содержание права, влияет на его развитие. Поэтому право не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня соответствующего общества и развивается вместе с ним. Право принимает в себя все социально ценное от обычаев, религии, морали, мировой культуры и цивилизации. В результате оно получает значительную самостоятельность относительно общества и возможность активно влиять на него. С помощью права в обществе обеспечивается необходимый правопорядок, решаются социальные конфликты и противоречия. Право удерживает общество от самоуничтожения.

Право выступает мерой общественной и личной свободы. В рамках права, правовых норм люди, их объединения и организации могут свободно действовать и совершать поступки по своему усмотрению. Но право не заменяет другие социальные регуляторы, оно входит в единой нормативной системы общества, является регулятором важнейших общественных отношений.

В обществе с антагонистическими противоречиями право является проводником воли правящей олигархии. В таких условиях право теряет гуманистические ценности, становится деспотическим и тираническим. В демократическом обществе роль права и правового регулирования возрастает. Общество, в котором превалирует право, приобретает качества правового.

Общество - (в широком смысле) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) исто­рически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Государство - это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Общество и государство - понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосудар­ственные структуры (политические партии, политические движе­ния, общественные организации и объединения, трудовые коллек­тивы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и иг­рает в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.

Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам гос­подствующего класса - нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологические рамки общества и государства тоже не совпа­дают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю свое­го развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности посто­янно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их вза­имодействия.

Еще по теме 11. Соотношение общества и государства:

  1. § 4. Политические партии как связующее звено между гражданским обществом и государством и их роль в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина
  2. § 1. Б. Н. Чичерин о сущности государства и его составных элементах. Проблема власти. Государство и общество. Государство и общественный строй. Вопрос о правах и обязанностях граждан. Проблемы государственной политики. Вопрос о размерах государства
  3. Глава II. Правовые и нравственные регуляторы взаимодействия личности, общества, государства
Теория государства и права: конспект лекций Шевчук Денис Александрович

§ 5. Соотношение общества и государства

Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.

Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, имманентна (внутренне присуща) государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.

Государство – социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство – явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль – возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется в конечном счете объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. «Понятие „относительная самостоятельность государства“, – подчеркивает В.В. Лазарев, – призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.» Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.

Существуют ли пределы самостоятельности государства по отношению к обществу? Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объективные потребности. Если политика государства соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив, деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления. Сказанное означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его политика становится антисоциальной. Следовательно, самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

Отмеченное касается прежде всего гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества – на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.

Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентрируется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху – авторитарные и тоталитарные государства.

Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.

Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью на основе закона и права, а в конечном счете ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства.

Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество – обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество – ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой – соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием.

При помощи сознательного государственно-правового регулирования рыночное саморегулирование определенным образом ограничивается. В противном случае оно неизбежно перерастает в рыночную стихию. Но рыночная стихия и рыночная экономика далеко не одно и то же. Отсюда сложная и важная проблема – найти более или менее оптимальное соотношение между целенаправленным регулированием и рыночным саморегулированием. Но такое соотношение отнюдь не постоянно. В каждой стране и в каждое время оно подвижно и зависит от многочисленных причин и условий.

Так, в 20 –30-е гг. разрушительные кризисы и затяжные депрессии, спровоцированные рыночной стихией, поставили на грань гибели многие, до того могущественные буржуазные державы. И одним из первых, кто претворил в жизнь теорию Д. Кейнса о необходимости гибкого государственного вмешательства в экономику, кто осознал, что рынок не является совершенным экономическим механизмом, был президент США Ф. Рузвельт. В 1933–1938 гг. его администрация осуществила комплекс государственно-правовых мер, направленных на сбалансирование сознательного регулирования и рыночного саморегулирования, вошедших в американскую историю под названием «Новый курс». По этому пути пошли многие другие государства.

Примерно в то же время в СССР стала прослеживаться другая тенденция. Здесь экономический потенциал страны почти полностью стал объектом государственной собственности. Общество постепенно превратилось как бы в единую «государственную фабрику», управляемую из центра командно-бюрократическими методами. Вместе с тем это было довольно сильное государство, которое в экстремальных условиях решало крупные задачи: в исторически короткие сроки была создана мощная промышленная экономика, успешно развивались народное образование, наука, а военно-промышленный комплекс занимал передовые позиции в мире. Однако тотальное огосударствление сковывало живые творческие силы и возможности общества, чему способствовали слабая мотивация к труду и хроническая бесхозяйственность, дополненные субъективизмом и волюнтаризмом партийно-государственной верхушки. Названные факторы и породили системный кризис, охвативший все сферы жизни общества. Выход из кризиса оказался очень трудным. Вот уже несколько лет в стране ведется поиск путей сбалансирования рыночных и государственно-правовых механизмов. Но допускаемые крайности и ошибки, неумение и нежелание делать из них выводы пока препятствуют нахождению оптимальных решений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства 1. Понятие безопасности и ее виды В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» безопасность – состояние защищенности жизненно важных

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права 1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно

Из книги Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 8.1. Особенности проведения оперативными подразделениями органов федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих

Из книги Федеральный закон «Об акционерных обществах». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

Раздел VII. Государственное управление охраной и защитой безопасности личности, общества и

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

3. Организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства (система и краткая характеристика) Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Тема 29. Государственное управление в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и их защиты в интересах личности, общества и государства 1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности в общей системе государственного

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Глава III. Уставный капитал общества. акции, облигации и иные эмиссионные ценные бумаги общества. Чистые активы

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Статья 87. Заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества или аудитора общества По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества или аудитор общества составляет заключение, в котором должны

Из книги автора

4.5 Соотношение государства, государственной власти и государственности В юридической науке одной из дискуссионных и в то же время малоразработанных является проблема соотношения понятий государства, государственной власти и государственности. Сопоставляя категории

Из книги автора

12.1 Соотношение государства и права Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства.Можно выделить пять основных позиций в

Из книги автора

Раздел второй. Соотношение общества, государства и

Из книги автора

§ 7. Соотношение государства и права Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции по этой проблеме.Этатически-тоталитарная

Из книги автора

Из книги автора

§ 3.7. Соотношение государства и права Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство, с одной стороны, создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от

Из книги автора

§ 10.7. Место и роль современного государства в политической системе общества Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов. Именно в этом качестве

Общество - это исторически сложившаяся, постоянно развивающаяся система отношений межаулюдьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.

Государство - это особым образом организованный разряд людей, систематически осуществляющий управление обществом, особый вид управления этим обществом, который обеспечивает территориальное, юридическое, политическое и духовное единство населения.

Государство выступает как официальный уполномоченный представитель всего общества.

Таким образом, государство - это только часть общества, его политический элемент. В обществе оно играет ведущую роль, так как занимает центральное положение.

По характеру государства мы судим об обществе: развитое, отсталое, демократическое, свободное и т. д.

Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и безопасность. По отношению к противникам общества - как внешним, так и внутренним - как орудие подавления и насилия.

Общество возникло раньше государства и поэтому имеет более развитую историю своего развития. Государство, порожденное обществом, в ходе своего развития приобретает самостоятельность, впрочем, достаточно условную. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется и зависит от условий их взаимодействия, так как в различных обществах степень независимости государства от общества различна.

Впервые письменное упоминание о гражданском обществе можно найти в трудах Аристотеля. Он писан, что прежде чем определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество.

Большое внимание уделялось разработке проблем гражданского общества в трудах Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье и др.

Огромную роль в исследовании гражданского общества сыграли Г.В.Ф. Гегель и К. Маркс. Исследованию гражданского общества посвящено большое число научных изданий. Его исследованием занимались и продолжают заниматься сотни ученых.

Несмотря на это, его структура, признаки и институты по настоящее время находятся в стадии развития и изучения.

К каким же результатам и выводам пришли ученые на нынешнем этапе?

Гражданское общество можно определить как совокупность семейных, нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личностей и их групп.

Иначе можно сказать, что гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Структура гражданского общества охватывает: 1)

сферу воспитания и негосударственного образования; 3)

собственность и предпринимательство; 4)

общественные объединения и организации; 5)

политические партии и движения; 6)

негосударственные средства массовой информации; 7)

Этот список не исчерпывающий, его можно продолжить.

Отметим ряд существенных признаков, которые присущи гражданскому обществу.

Во-первых, это общество социального рыночного хозяйства, в котором обеспечены свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция.

Во-вторых, это общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека.

В-третьих, это общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека.

В-четвертых, это общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов.

В-пятых, «открытость» гражданского общества.

Рассмотрев ранее структуру гражданского общества, мы можем сделать вывод, что важнейшими структурными элементами гражданского общества являются: -

добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, различные ассоциации, хозяйственные корпорации и другие общественные объединения); -

совокупность негосударственных (т. е. неполитических) общественных отношений; -

производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции; -

сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, защищенная от вмешательства государственной власти.

Эти элементы рассматриваются либо как общественно-политические категории, либо как самостоятельные конституционные (государственно-правовые) институты, закрепляющие существенные черты и признаки гражданского общества. Среди них можно выделить следующие институты:

а) основы экономических отношений;

б) основы социальных отношений;

в) основы духовно-культурных отношений;

г) основы политических отношений. ШЯ

Подытоживая сказанное, отметим, что степень зрелости гражданского общества и всех его институтов является тем критерием, который характеризует стабильность и прочность конституционного строя. Поэтому закрепление в конституционных нормах основ гражданского общества позволяет юридически обеспечить независимость общества от государства, предусмотреть гарантии от незаконного вмешательства последнего в дела общества, установить границы и пределы государственного воздействия на общественные отношения.