О мероприятиях по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Учет затрат на охрану труда Мероприятий по улучшению условий и


В статье рассмотрен Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, которые должны быть ежегодно реализованы работодателем, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н.

Работодатель обязан ежегодно обеспечивать реализацию мероприятий, направленных на улучшение , в том числе разработанных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценку уровней профессиональных рисков. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции.
Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утверждается в соответствии со ст. 226 ТК РФ. Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности. В 2012 г. были внесены изменения в действовавший ранее перечень . Рассмотрим новую редакцию данного обязательного к применению нормативно-правового акта. На рисунке 1 представлены наиболее значимые и часто проводимые предприятиями мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

Наиболее значимые мероприятия Перечня по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков :

Аттестация рабочих мест по условиям труда, оценка уровней профессиональных рисков
- Обеспечение работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами
- Обучение, инструктаж, проверка знаний по охране труда работников
- Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)
- Устройство новых, модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов
- Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах
- Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства и т.д.

Рассмотрим подробнее наиболее значимые мероприятия, а также определим остальные мероприятия, входящие в Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.
1. Проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н.
Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты аттестации используются в целях:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
- контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- оценки профессионального риска и т.д.
При этом аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в 5 лет.
2. Обеспечение в установленном порядке работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н (с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н).
Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты (СИЗ) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды.
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно. СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ.
3. Организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников. Порядок утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей.
Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.
Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.
Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).
Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
4. Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
5. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
6. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
7. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.
Далее перечислим остальные мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, обозначенные в Типовом перечне.
8. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков.
9. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.
10. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.
11. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.
12. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.
13. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.
14. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.
15. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.
16. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.
17. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).
18. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.
19. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.
20. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.
21. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
22. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.
23. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.
24. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
25. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.
26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.
27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.
28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.
29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.
30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.
31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.
Проводить все мероприятия из данного Перечня предприятиям не обязательно. Возможным и оптимальным вариантом является выбор одного или нескольких мероприятий, наиболее значимых, по мнению руководства, и их оформление соответствующим приказом на весь год.

К.М. Деркач, М.Е. Борисов

ОХРАНА ТРУДА В ОТРАСЛИ

Методические указания

ДОНЕЦК – 2007

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО

КАФЕДРА ХОЛОДИЛЬНОЙ И ТОРГОВОЙ ТЕХНИКИ

В.В. Осокин, Ю.А. Селезнева, Л.В. Шаруга,

К.М. Деркач, М.Е. Борисов

ОХРАНА ТРУДА В ОТРАСЛИ

Методические указания

к практической работе «Определение социально-экономической эффективности затрат на охрану труда

на предприятии (в учреждении, организации)»

для студентов всех специальностей и форм обучения

Утверждено на заседании кафедры

холодильной и торговой техники

Протокол № 16 от 17.12.2007г.

Одобрено учебно-методическим

советом ДонНУЭТ

Протокол № 3 от 27.12.2007г.

ДОНЕЦК – 2007

ББК 65.246я73

УДК (075.8)

Рецензенты:

д.т.н., проф., зав. кафедрой охраны труда

и аэрологии ДонНТУ Ю.Ф. Булгаков,

д.т.н., проф., зав. кафедрой компьютерных

систем мониторинга ДонНТУ Г.В.Аверин

О-92 Охрана труда в отрасли [текст]: метод. указания к практ. работе «Определение соц.-экон. эффективности затрат на охрану труда на предприятии (в учреждении, организации)» для студентов всех специальностей и форм обучения /В.В. Осокин, Ю.А. Селезнева, Л.В. Шаруга, К.М. Деркач, М.Е. Борисов; Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, каф. холодил. и торг.т. – Донецк: ДонНУЭТ, 2007. – 84с.

Методические указания разработаны в соответствии с «Методикой определения социально-экономической эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда», разработанной Национальным научно-исследовательским институтом охраны труда, Институтом экономики Национальной Академии наук Украины.

В методических указаниях приведены общие положения, касающиеся определения социально-экономической эффективности затрат на улучшение условий и повышение безопасности труда, а также методика соответствующих расчетов. При выполнении данной практической работы студенты решают конкретные задачи, оценивают эффективность затрат на охрану труда, приобретают навыки определения оптимального варианта положения средств предприятий на реализацию трудоохранных мероприятий. Практическая работа рассчитана на 8 часов, выполняется на ПЭВМ с использованием программы автоматических расчетов, разработанной авторами.

ББК 65.246я73

 Осокин В.В., Селезнева Ю.А., Шаруга Л.В.,

Деркач К.М., Борисов М.Е., 2007

 Донецкий национальный университет

экономики и торговли имени Михаила

Туган-Барановского, 2007

Введение

    Мероприятия по улучшению условий и повышению уровня безопасности труда…………………………………………………………

    Система показателей оценки эффективности мероприятий по улучшению условий и повышению уровня безопасности труда…………

    Характеристика затрат на реализацию мероприятий по улучшению условий и охране труда……………………………………………………

    Определение социально-экономической эффективности мероприятий по улучшению условий и охране труда……………………………………

4.1 Общие положения………………………………………………………..

4.2 Выбор источника финансирования……………………………………..

4.3 Расчет затрат на трудоохранные мероприятия………………………

4.4 Определение социальной эффективности трудоохранных мероприятий……………………………………………………………

4.5 Расчет эффективности капитальных затрат на реализацию трудоохранных мероприятий…………………………………………

4.6 Определение эффективности и выбор варианта инвестирования средств на улучшение условий и охрану труда………………………

    Практические ситуации……………………………………………………

Практическое задание 5.1………………………………………………………

Практическое задание 5.2………………………………………………………

Практическое задание 5.3………………………………………………………

Практическое задание 5.4………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………..

Приложение А. Исходная информация для выполнения расчетов по оценке социально-экономической эффективности инвестиций для реализации трудоохранных мероприятий……………………………………………………

Приложение Б. Критерии оценки знаний студентов по выполнению практических ситуаций по курсу «Охрана труда в отрасли»…………………

Приложение Г. Методические указания по установке программы Эффект_1.

ВВЕДЕНИЕ

Целью преподавания курса «Охрана руда в отрасли» является обучение студентов – будущих руководителей производства, организаторов экономической, финансовой, предпринимательской деятельности методам и средствам обеспечения безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Программа курса предусматривает чтений лекций, проведение лабораторно-практических занятий, а также самостоятельную работу студентов. Формой итогового контроля по дисциплине «Охрана труда в отрасли» является экзамен.

В результате изучения дисциплины «Охрана труда в отрасли» студенты должны знать:

Основные положения трудового законодательства;

Особенности управления охраной труда на предприятиях отрасли;

Методы и средства нормализации санитарно-гигиенических условий труда на предприятиях отрасли, методику оценки эффективности их реализации;

Принципы обеспечения безопасности производственного оборудования и производственных процессов на предприятиях отрасли;

Основы обеспечения пожарной безопасности в отрасли.

В формате реализации цели и задач курса «Охрана труда в отрасли» предусмотрено выполнение студентами практической работы «Определение социально-экономической эффективности затрат на охрану труда на предприятии (в учреждении, организации)».

В условиях рынка жизнедеятельность предприятия существенно зависит от прибыли. На прибыль промышленного предприятия влияет ряд факторов, основными из которых являются: объем выпускаемой продукции, ее структура, текущие затраты, уровень цен.

К текущим затратам относятся ряд затрат, связанных с эксплуатацией и обслуживанием техники, которая приобретается промышленным предприятием для улучшения условий и охраны труда.

Улучшение условий труда положительно влияет на самочувствие работников и их производительность. Совершенствование системы управления охраной труда снижает травматизм и уровень профессиональных заболеваний. Оба перечисленных процесса позволяют снизить текущие затраты, и, следовательно, - увеличить прибыль предприятия. Однако реализация трудоохранных мероприятий требует единовременных затрат или капитальных инвестиций.

Важно оценить экономическую и социальную эффективность инвестиций на реализацию трудоохранных мероприятий, чтобы обосновать целесообразность их реализации.

Для повышения эффективности практических занятий преподавателями кафедры холодильной и торговой техники разработана программа автоматических расчетов по четырем ситуациям, каждая из которых рассчитана на 2 часа аудиторных занятий в компьютерном классе:

Расчет показателей социальной эффективности трудоохранных мероприятий;

Расчет рентабельности инвестиций на реализацию трудоохранных мероприятий;

Расчет периода окупаемости инвестиций с учетом инфляции;

Расчет по обоснованию выбора более эффективного проекта реализации трудоохранных мероприятий.

В разработке программы автоматизированных расчетов принимал участие магистрант Борисов М.

Для того, чтобы студент мог самостоятельно изучить методику расчетов по оценке социально-экономической эффективности инвестиций на реализацию трудоохранных мероприятий, приведен пример расчетов по одному из вариантов, который в таблицах имеет название «базовый».

В приложении Б указаны критерии оценки знаний студентов. В приложении В дано разъяснение как студентам выполнять задание, используя предложенную программу расчетов по оценке социально-экономической эффективности трудоохранных мероприятий.

1.Мероприятия по улучшению условий и повышению

уровня безопасности труда

Оценка эффективности мероприятий по улучшению условий и охране труда является одной из основных задач управления охраной труда. Она необходима для принятия обоснованных управленческих решений, касающихся повышения уровня безопасности производства.

К мероприятиям по улучшению условий и охране труда относятся все виды хозяйственной деятельности, направленные на предупреждение, нейтрализацию или снижение отрицательного воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов.

Безопасные и безвредные условия труда обеспечиваются путем:

Доведения параметров производственной среды до нормативного уровня (технические и технологические решения);

Защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Необходимо различать трудоохранные мероприятия на предприятиях (микроэкономический уровень) и на уровне отраслей, регионов, государства (мезоэкономический и макроэкономический уровни). В настоящих методических указаниях будут рассмотрены мероприятия на уровне предприятия.

Трудоохранные мероприятия на предприятии планируются и внедряются в соответствии с совместными рекомендациями государственных органов и профсоюзов, использующимися при формировании раздела «Охрана труда» в коллективном договоре (соглашении, трудовом договоре) .

В перечень указанных мероприятий на предприятии входят:

    разработка, изготовление и установка более эффективных инженерно-технических устройств безопасности (ограждения, блокировки, быстродействующие выключатели и т.п.);

    реконструкция системы естественного и искусственного освещения с целью достижения нормативных требований по освещенности рабочих мест;

    разработка, изготовление и монтаж новых, реконструкция имеющихся вентиляционных систем и устройств, установок для кондиционирования воздуха в помещениях действующего производства, а также в кабинах управления оборудованием;

    принятие и реализация конструкторских и организационных решений, направленных на включение или снижение до регламентированных уровней шума, вибрации, вредных излучений и других негативных факторов на рабочих местах;

    внедрение оборудования и устройств, обеспечивающих электробезопасность;

    применение в электрооборудовании устройств контроля состояния изоляции и способов сигнализации или выключения электрического питания в случаях ее повреждения;

    применение сигнальных цветов и знаков безопасности;

    использование специальных механизмов и устройств, обеспечивающих удобное и безопасное выполнение работ на высоте;

    реализация мероприятий по устранению непосредственного контакта работников с вредными веществами и материалами, выводу их из опасных зон, например, путем внедрения средств механизации, дистанционного управления, надежной герметизации оборудования;

    реконструкция на действующих предприятиях систем отопления с целью доведения температурного режима на рабочих местах до установленных средств;

    оборудование специальных площадок, сходов и установка других приспособлений для безопасного выполнения работ по ручному креплению контейнеров и других пакетованных грузов, открывания люков транспортных средств, обслуживания запорной арматуры, размещенной на высоте;

    расширение, реконструкция санитарно-бытовых помещений с целью доведения обеспеченности ими работников до действующих нормативов, оснащение этих помещений (гардеробных, душевых, комнат приема пищи и т.п.) современными инвентарем и устройствами.

Мероприятия по улучшению условий и охране труда делятся на одно- и многоцелевые. Одноцелевые мероприятия направлены полностью или главным образам на улучшение условий и охрану труда, многоцелевые (автоматизация технологических процессов, механизация ручных работ и т.п.) – на улучшение результатов производственной деятельности предприятий (рост производительности труда, повышение качества продукции и т.п.) и условий труда.

Комментарий к статье 19

1. Часть 1 ст. 226 ТК РФ о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда, соответствующая по содержанию п. 1 комментируемой статьи, не ограничивает финансирование указанных мероприятий из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников только рамками соответствующих целевых программ и предусматривает, что финансирование мероприятий по улучшению условий труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.

2. Вопросы финансирования охраны труда на уровне субъектов Российской Федерации решаются региональным законодательством.

Так, ст. 19 Закона Красноярского края от 24 июня 1999 г. "Об охране труда в Красноярском крае" предусматривает, что финансирование охраны труда в крае осуществляется из средств работодателя, краевого бюджета и внебюджетных источников.

Работодатели ежегодно выделяют средства, необходимые для обеспечения условий и охраны труда, в соответствии с нормативными требованиями и условиями коллективного договора.

Бюджетные ассигнования на охрану труда используются для выполнения краевых целевых программ по охране труда, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, содержания органов управления охраной труда.

3. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде, зачисляемые в соответствии с комментируемой статьей на текущий счет государственной инспекции труда, согласно п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ и п. 5 ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящее время в полном объеме подлежат зачислению в бюджет.

4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) производится в размерах, определяемых коллективными договорами и соглашениями, но не может быть менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7% эксплуатационных расходов.

Законодательством субъектов Российской Федерации данное правило может уточняться. Например, согласно ст. 15 Закона города Москвы от 14 марта 2001 г. "Об охране труда в г. Москве" финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях осуществляется за счет средств организаций в расчете на одного работника в размерах, устанавливаемых Московским трехсторонним соглашением, отраслевыми городскими соглашениями и коллективными договорами, но не ниже предусмотренных федеральным законодательством. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" Фонду социального страхования Российской Федерации разрешено в 2004 г. направлять до 20% сумм страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных названному Фонду страхователями за 2003 г., за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим у страхователя, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этих страхователей, включая финансирование периодических медицинских осмотров и санаторно-курортного оздоровления работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Порядок и условия осуществления такого финансирования определяются Правительством Российской Федерации (Российская газета. 2003. 17 декабря).

5. При создании фондов охраны труда необходимо руководствоваться ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" с последующими дополнениями (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; Там же. 1998. N 48. Ст. 5849).

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном порядке. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету, а также печать с полным наименованием, открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории и т. д. (ст. 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

6. Согласно п. 1 ст. 252 и подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, непосредственно находящихся на территории организации (СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3413).

7. В соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 гг. (Российская газета. 2002. 19 января) стороны приняли на себя обязанность предусмотреть:

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовой формы собственности;

Выделение необходимых финансовых средств бюджетным организациям федерального подчинения на приобретение для работников спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, а также для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов. Средства на эти цели в соответствии с разделом V Плана мероприятий Правительства РФ по реализации указанного Генерального соглашения должны предусматриваться в составе расходов подведомственных федеральным органам исполнительной власти бюджетных учреждений (План мероприятий утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. // СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4953).

8. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Для оценки результатов мероприятий по улучшению условий и охране труда в настоящее время предложены четыре группы показателей: изменения состояния условий труда; социальные; социально-экономические; экономические.

1. Изменение состояния условий труда на рабочих местах включает:

− повышение уровня безопасности труда – характеризуется увеличением количества машин, механизмов и производственных помещений, приведенных в соответствие с требованиями стандартов, безопасности труда и строительных норм и правил;

− улучшение санитарно-гигиенических показателей – характеризуется уменьшением содержания в воздухе вредных веществ, улучшением микроклимата, снижением уровней шума и вибрации, инфразвуковых и ультразвуковых колебаний, ионизирующих и электромагнитных излучений, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации; улучшением освещенности;

− улучшение психофизиологических показателей – характеризуется снижением повышенных физических и нервно-психических нагрузок, в том числе и монотонности труда;

− улучшение эстетических показателей – характеризуется рационализацией компоновки рабочих мест и машин; благоустройством помещений и территории предприятия, цветовой отделкой оборудования и интерьеров и др.

2. Социальные последствия внедрения мероприятий по охране труда определяются разностью величии до и после осуществления мероприятий по следующим показателям:

– увеличению численности работающих, для которых условия труда соответствуют нормативным требованиям;

– снижению травматизма и заболеваемости;

– сокращению текучести кадров из-за неудовлетворительных условий труда.

Могут использоваться и другие социальные показатели (степень удовлетворенности трудом, повышение престижности профессий, создание условий для развития личности и т.д.).

3. Некоторые социальные результаты могут быть выражены в денежной форме, а также через рабочее время. Поэтому такие показатели называются социально-экономическими (например, снижение травматизма и заболеваемости).

4. Экономические результаты мероприятий по охране труда выражаются в виде экономии или предотвращения потерь живого и общественного труда в народном хозяйстве и на предприятиях.

К ним относят:

− экономия выплат по возмещению вреда пострадавшим;

− снижение суммы страхового взноса в результате получения скидки к страховым тарифам по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

− сокращение затрат на льготы и компенсации работающим во вредных условиях;

− повышение производительности труда;

− снижение потерь, связанных с авариями, пожарами, утратой трудоспособности из-за травм и заболеваемости;

− прибыль, полученную в результате увеличения производительности труда, связанного с улучшением медико-биологических и технолого-технических условий;

− снижение потерь за счет уменьшения текучести кадров по причине улучшения условий труда;

− экономию сырья, материалов, энергии при использовании коллективных средств защиты;

− снижение издержек, связанных с обеспечением льгот и компенсаций для работающих во вредных условиях труда.

При этом производится совместный учет экономических результатов от реализации мероприятий и затрат, связанных с их осуществлением на основе расчета следующих трех основных показателей:

– чистого экономического эффекта;

– общей экономической эффективности;

– сравнительной экономической эффективности.

Показатель чистого экономического эффекта рассчитывается во всех случаях экономического обоснования мероприятий и определяется в виде разности между приведенными к годовой соразмерности экономическими результатами мероприятий и затратами на их осуществление:

Э = Р – З

Этот показатель используется для определения ожидаемого (расчетного) эффекта научных и проектных решений по охране труда, для выбора наиболее эффективного варианта мероприятий, а также для определения фактического экономического эффекта внедренных мероприятий.

Показатель общей экономической эффективности определяется как отношение экономических результатов к затратам:

Э = Р / З

Этот показатель рассчитывается во всех случаях экономического обоснования и используется для определения народно-хозяйственных результатов затрат на охрану труда, выявление динамики их эффективности, для сравнительного анализа эффективности затрат на различных предприятиях, а также для сравнения ожидаемой и фактической эффективности с утвержденными нормативами.

Показатель сравнительной экономической эффективности нескольких мероприятий определяется в виде разницы приведенных на эти мероприятия затрат с учетом фактора времени.

Этот показатель рассчитывается в тех случаях, когда сравниваемые варианты обеспечивают достижение тождественных социальных и экономических результатов, но требуются различные затраты на их реализацию. Показатель используется для выбора варианта, который обусловливает минимальные затраты на его осуществление.