Декрет 3 о предупреждении социального иждивенчества


Алла СОПИКОВА, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
– Если человек получает деньги в конверте и не платит налоги, если 30-летний мужчина сидит на шее у родителей, ни у кого не возникает сомнений в том, что социальное иждивенчество – это явление, с которым надо бороться.
Но есть и другие ситуации. Человек ищет работу, и не может ее найти. Родителям приходится оставлять работу из-за болезни детей. Семья переехала в другой город, и один из супругов не может устроиться по специальности. Молодому специалисту работодатель отказывает из-за отсутствия опыта работы. И таких ситуаций немало. Поэтому во всех районах созданы комиссии, которые каждую ситуацию рассматривают индивидуально и идут навстречу тем, кто обратился с обоснованным заявлением, освобождая их от уплаты сбора.
Относительно небольшой период действия Декрета №3 выявил ряд недоработок в его реализации. И в настоящее время по поручению Президента на правительственном уровне вносятся предложения по его корректировке с учетом возникших на местах ситуаций и проблем, с которыми люди обращались в региональные комиссии и к депутатам Палаты представителей.
Конечно, документ будет доработан. Но его основа останется прежней. И это – не финансовая составляющая. Его главная цель – предупреждение социального иждивенчества.

Валентин СЕМЕНЯКО, заместитель председателя райисполкома:

– На примере нашего района уже сегодня можно говорить о социальном эффекте, который несет в себе Декрет «О предупреждении социального иждивенчества». Многие люди, которые не имели легального дохода в 2015 году, пересмотрели свой правовой статус и официально оформили трудовую деятельность. Те, кто в состоянии изготовить что-то своими руками, зарегистрировались в качестве ремесленников. Многие, у кого не возделывались приусадебные участки, пришли к выводу, что они не должны пустовать, и стали обрабатывать землю, производить сельхозпродукцию. В большинстве случаев люди поняли, что обращение в службу занятости за предоставлением рабочего места – не пустая формальность, а обязанность заниматься поиском работы. Сам факт, что все эти люди задумались над вопросом, насколько они участвуют в финансировании государственных расходов, уже есть положительный момент.

– Работая в сфере социального обслуживания населения, я вижу, сколько граждан нуждается в социальной поддержке со стороны государства. И это не значит, что все те люди, которым нужна помощь, были тунеядцами. Многие честно проработали на своих трудовых местах, но в силу определённых причин не могут решить свои бытовые и жизненные проблемы самостоятельно. Общество должно помогать таким людям… через уплату налогов. Ведь никто не может быть уверен, что в старости и ему самому не понадобится помощь. Но когда видишь, как престарелые родители содержат своих трудоспособных детей, которые не работают и не стремятся найти работу, которым, при достижении ими пенсионного возраста, придётся оказывать помощь со стороны государства, понимаешь, для чего нужен Декрет №3. Я считаю, что не стоит платить за тех, кто не хочет работать, а живёт за чужой счет.

Татьяна ШОСТАК, старший инспектор уголовно-исполнительной инспекции районного отдела внутренних дел:
– Считаю, что Декрет №3 является не чем иным, как дополнительным стимулом граждан к трудовой деятельности. К примеру, на учете в нашей уголовно-исполнительной инспекции находится 163 жителя района, освободившихся из мест лишения свободы или осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Из них 44 человека не заняты трудовой деятельностью. Подавляющее большинство лиц этой категории не способны на равных конкурировать на рынке труда. Как правило, во время самостоятельного поиска работы они сталкиваются с определёнными трудностями, и здесь им необходима поддержка. С этой целью по инициативе нашей инспекции регулярно проводятся ярмарки вакансий, участие в которых принимают представители заинтересованных районных служб. Кроме того, всех желающих направляем на переобучение. Одним словом, делаем все возможное, чтобы наши подопечные нашли работу. А будет работа – будут и средства для существования. А значит меньше будет совершаться преступлений.

Ирина МЕКЕНЯ, главный специалист районного Совета депутатов:
– Социально справедливым видится решение в течение года не взыскивать сбор на финансирование государственных расходов с трудоспособных граждан, которые не участво-вали в финансировании государственных расходов либо участвовали менее 183 дней в году. Оно направлено на избежание социальных перекосов и защиту прав граждан. Объявленная пауза даст возможность уточнить все списки на местах, ведь в них должны входить исключительно те, кто обязан платить сбор.
Важно помнить, что участие в финансировании госрасходов является конституционной обязанностью граждан. Расходы на образование, здравоохранение, безопасность предполагают покрытие, в том числе за счет поступлений в бюджет налогов, пошлин и иных платежей.

Лидия ЮРГЕЛЬ, специалист службы «одно окно»:

– Под каждую ситуацию невозможно написать закон. Жизнь еще раз подтвердила: сколько людей – столько судеб. И у каждого свои причины, очень часто объективные, которые не позволили участвовать в финансировании государственных расходов. А если у человека действительно трудное положение, ему обязательно пойдут навстречу. К каждому случаю члены комиссии подходят индивидуально, детально вникают в суть вопроса, учитывают аспекты, чтобы принятое решение было максимально объективным.

Алина СОЛУЯН, жительница г.п.Зельва:

– Я не работала несколько последних лет, в том числе и в 2015 году. Поэтому получила извещение от налоговой на уплату сбора.
Обстоятельства сложились так, что маме-пенсионерке понадобился уход. А меня как раз стало подводить здоровье – было тяжело совмещать работу и заботу о больной маме. Пришлось уволиться. А в прошлом году я вышла на заслуженный отдых. Свою жизненную ситуацию я подробно описала в заявлении. Приложила соответствующие документы. Что касается решения комиссии по моему заявлению, то я довольна результатом. На личном примере убедилась, что возможность быть услышанным есть у всех, кто получил извещение на уплату сбора. Очень хорошо, что районная власть готова строить цивилизованный диалог в решении ситуации и проблемы каждого человека.

Виктор ВАСИЛИЦКИЙ, председатель районного совета ветеранов:
– Я сам и наши ветераны считаем: декрет своевременный и очень правильный. Это ведь ни что иное как побуждение к труду.
В свое время мое поколение тру-
дилось не покладая рук. Знаю многих зельвенцев с солидным стажем. Некоторые не однажды были отмечены разными премиями и грамотами. Всем им не стыдно смотреть в глаза нынешней молодежи.
Но сегодня, чего греха таить, и среди моих земляков находятся такие, кто в буквальном смысле слова отлынивает от работы. А когда узнают, что нужно заплатить деньги государству, жалуются на несправедливость. Таких, естественно, нужно подстегивать, чтобы не сидели на шее у государства. Но есть люди, которых надо освободить от уплаты налога. И Декрет №3 – это не тот документ, который нельзя повернуть в пользу тех, кто нуждается в участии.

Александр БОЛТИК, инспектор РОЧС:
– Считаю, что необходимость принятия Декрета «О предупреждении социального иждивенчества» очевидна и объяснима. Если человек работает и приносит пользу обществу – ему нечего опасаться, ведь он выполняет граждан-ский долг. Если же нет, то придется пересмотреть свои взгляды на жизнь и что-то в них изменить. И Декрет №3 как раз-таки дает возможность направить тех социально пассивных людей, которые заняты лишь собственными делами, в новое русло и подтолкнуть к тому, чтобы они вышли «из тени». Это справедливо по отношению к другим членам общества, которые платят налоги и поддерживают государство.

Анатолий ДОРОЖКО, председатель Комитета государственного контроля Гродненской области:

– Документ очень важный и своевременный, работает в нужном направлении. Главная цель декрета – не административными, а экономическими методами побудить людей к официальному трудоустройству. Прежде всего, вывести из тени тех, кто работает нелегально и не платит налоги. Есть еще одна часть трудоспособного населения: одни работают в России и Польше, другие – промышляют челночным бизнесом. И те, другие не спешат легализировать свои доходы на территории нашей страны. Находятся и такие личности, которые могут работать, но не хотят трудоустраиваться и живут непонятно за чей счет. При этом все они должны вносить свой вклад в финансирование государственных расходов.

То, что действие декрета приостановлено, это правильно. Однако документу быть, и документу работать. В этой ситуации одной из важнейших задач остается создание рабочих мест. Я не говорю, что это сиюминутно произойдет. Однако тем, кто стремится работать, нужно помочь трудоустроиться.

С другой стороны граждане сами должны стремиться к этому. В нашем государстве есть много сфер приложения талантов и способностей. К примеру, развитие малого бизнеса. Любой человек, будь то горожанин или житель маленькой деревушки, может без всяких проблем организовать любую предпринимательскую инициативу. Тем более что государство выделяет под это дело стартовый капитал. Причем, безвозмездно. Сейчас разрабатываются подходы по упрощению ведения бизнеса в стране. Будут максимально сокращены ограничения и барьеры, которые мешают легальной работе малого и среднего бизнеса. Организуй свою самозанятость, зарабатывай деньги и производи отчисления в бюджет.

Владислав РОЩЕНКО, житель г.п.Зельва:

Я считаю так: платить налоги - обязанность каждого гражданина. Побывал за рубежом и увидел, что к этому относятся серьезно не только у нас. Взять, к примеру, коммунальные платежи. Никто на Западе даже не думает о том, чтобы не оплачивать их только из-за того, что не имеет официальной работы. Работники ЖКХ делают свое дело: ремонтируют, благоустраивают, досматривают, убирают - мы им платим. Налоги - примерно то же самое. Только от них зависит обеспечение некоторых общественно важных сфер жизнедеятельности. Я сам сейчас получаю зарплату именно потому, что кто-то честно заплатил свои налоги.

Николай ГОРДЕЙКО, председатель Зельвенского сельисполкома:
– Полностью согласен с позицией районной власти: прежде чем занести человека в списки неработающих, надо самым тщательным образом изучить его ситуацию. На территории нашего сельсовета есть разные семьи. Многие не смогли найти работу из-за того, что живут в отдаленных от производственных объектов населенных пунктах. Но они хотят трудиться на своих подворьях: выращивают картофель и овощи на огородах, некоторые держат скот, сдают излишки заготовителям. Кто-то вынужден постоянно находиться дома, потому что нужно ухаживать за больными родителями. Язык не повернется назвать этих людей иждивенцами. Но ведь есть и те, кто выпивает, живет за счет пожилых родителей. Эти люди не зарабатывают себе пенсии, не заботятся о своем будущем. Вот с них спрашивать нужно самым строгим образом.
В первую очередь, конечно же, заставить трудиться, а если будут отказываться, брать с них сбор на финансирование госрасходов. И платить они должны не с материнской или отцовской пенсии, а самостоятельно отрабатывать долг государству хотя бы на временных работах. Это, считаю, будет справедливо.

Ирина ПУЗАЧ, председатель районного объединения профсоюзов:
– Профсоюзы всегда отстаивали и отстаивают интересы трудящихся людей. Поэтому позиция нашего общественного объединения в отношении Декрета №3 понятна и открыта: для нас важно, чтобы человек был занят, чтобы он трудился и трудился легально.
Образование, здравоохранение и многие другие государственные услуги одинаково доступны для всех наших людей. Это создается за счет налоговых отчислений трудящихся белорусов, в том числе и зельвенцев. Многие из них закономерно задают нам вопрос: почему тот, кто работает на законных основаниях, за счет своих отчислений с заработной платы должен оплачивать социальные блага людей, получающих теневые доходы?
Считаю, что декрет направлен на тех, кто занят в теневом секторе экономики, и тех, кто не желает работать, имея для этого все необходимые возможности. Другой вопрос, что этот документ на сегодня еще не имеет широкой практики применения. Поэтому местным органам власти дано право освобождать людей от уплаты сбора, если они действительно попали в трудную жизненную ситуацию и по объективным причинам не могли работать. Важно, чтобы при вынесении решения учитывались все обстоятельства – от состояния здоровья до ситуации на рынке труда в конкретном регионе.

Ольга ДМИТРИЕВА, директор социально-педагогического центра:
– Уточняя практику применения Декрета № 3, Александр Лукашенко подчеркнул, что все платежи по сбору на финансирование госрасходов должны оставаться в местных районных бюджетах и до копейки идти на содержание детей.
В Зельвенском районе с каждым годом улучшаются условия проживания детей, которые находятся в приюте. Благодаря выделенным средствам из местного бюджета и спонсорской помощи реконструированы и отремонтированы столовая, пищеблок, медицинская комната и прачечная. В минувшем году поступившие средства от профсоюзной организации Волковысских электрических сетей, Слонимского мясокомбината и одного из строительных предприятий Гродненской области использованы на замену оконных рам и капитальный ремонт потолка в учебном классе. Были выделены деньги на приобретение письменных столов, ноутбуков, мебели для спальных комнат. Ряд проектов, к примеру, по ремонту санузла и игровой комнаты, осуществлен при поддержке отдела образования, спорта и туризма и СПК «Сынковичи». Много помощи оказывается приюту в рамках акции «Наши дети».
Наш центр ежегодно принимает от 20 до 24 ребятишек. Содержание одного ребенка в месяц обходится государству приблизительно в 200 рублей. В эту сумму входит сбалансированное витаминизированное питание, оплата коммунальных платежей и т.д. Кроме воспитателей с детьми работают и узкие специалисты, которые помогают воспитанникам адоптироваться в трудной жизненной ситуации.


Юлия ЛУЗЬКО, ответственная за организацию идеологической работы государственного предприятия «Каролино»:

– Время сейчас непростое. Проблем хватает. Но чтобы их решать и жить лучше – нужно работать. Именно через труд можно добиться многого. А Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» является дополнительным стимулом к трудовой деятельности. И не надо его бояться. Тем более что последние изменения в декрет подчеркивают его направленность исключительно против тех, кто сознательно уклоняется от обязанностей по уплате налогов.
Добросовестный труд во все времена объединял наш народ. Он и сегодня консолидирует молодежь. Юноши и девушки не хотят сидеть на шее у родителей. Многие из них и учатся, и работают, и зарабатывают.
Жанна КЕДАЛО, заведующий учебно-методическим кабинетом отдела образования, спорта и туризма:
– Считаю, что принятие Декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» своевременно. Каждый добропорядочный гражданин отдает из заработка налоги, которые поступают в бюджет. А уже из бюджета средства направляются на строительство детских садов, школ, поликлиник – туда, где это сегодня нужно. Чтобы мы могли получить качественную медицинскую помощь, гулять по благоустроенному городу, не бояться преступников, чтобы дети обучались в комфортных группах и классах, занимались в кружках и спортивных секциях.
По-моему, правильно ставится вопрос о возмещении государственных затрат теми, кто не вносит посильный вклад и не платит налоги, зато сполна пользуется социальными благами.


Елена Кроткова, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь:

– Принятие Декрета №3 считаю правильным и своевременным. В нашей стране все граждане имеют равные права и социальные гарантии, которые финансируются из бюджета, значит, и по участию в уплате налогов все должны быть равны. Действие декрета направлено на выявление скрытых доходов наших граждан. Увеличение налоговых поступлений будет способствовать увеличению государственных расходов на образование, здравоохранение, культуру, социальную адресную помощь и выплаты. Тем самым это окажет положительное влияние на качество и уровень жизни каждого гражданина нашей страны.

Также надо отметить, что данным декретом определяется дифференцированный подход к каждому человеку и выделено понятие «тяжелой жизненной ситуации».

При проведении мониторинга работы по реализации Декрета «О предупреждении социального иждивенчества» в Зельвенском районе мною отмечен высокий уровень ответственности местной исполнительной власти. Все обращения об освобождении от уплаты сбора на финансирование госрасходов районной комиссией рассматриваются в срок.



Руслан Архипчик, председатель Голынковского сельисполкома:

– Меры, предпринятые по предупреждению социального иждивенчества, считаю очень правильными. Возможно, это надо было бы сделать еще раньше. Но, хорошо, что государство и общество выстраивают принципиальную позицию в отношении людей, которые привыкли жить за «чужой счет». Действительно, почему кто-то должен трудиться, платить налоги, а другим все равно?

На территории нашего сельсовета располагается два сельхозпредприятия, рабочие руки нужны всегда. И потому невольно возникают вопросы в отношении к деревенским неработающим, что фактически сидят на шее у родителей-пенсионеров. Они должны не деньги тянуть со стариков, а сами зарабатывать и помогать родителям.

Ирина Шабаловская, заведующий сектором по охране детства отдела образования, спорта и туризма:

– По роду деятельности мне не однажды приходилось сталкиваться с людьми, которых Декрет №3 причисляет к социальным иждивенцам. Некоторые из них не в состоянии создать надлежащие условия для воспитания своих малолетних детях, потому что не работают. И государству приходится брать таких несовершеннолетних под защиту. Знаю семьи, где великовозрастные (30–40-летние!) дети сидят дома и живут за счёт стареньких родителей-пенсионеров.

Вместе с тем такие люди, наравне с нами, законопослушными плательщиками налогов, вызывают скорую помощь, приходят на прем в поликлиники, лечатся в больницах, пользуются коммунальными услугами, и не задумываются, что участвовать в финансировании государственных расходов – и их обязанность тоже.

Получается, что всех нас одинаково поддерживает государство в плане жизнеобеспечения, но взамен одни пополняют государственную казну, как положено, а другие не считают нужным платить налоги.

На мой взгляд, Декрет №3 будет способствовать самому главному – заставит работать тех, кто стремится жить за счёт других.

Инна Шевцова, первый секретарь РК ОО «БРСМ»:

Молодость - это прекрасный возраст для реализации себя в профессии, достижения определённых успехов в жизни. И большинство молодых людей идут по этому пути: стараются получить хорошее образование, найти работу по душе. Да, возможно время сейчас и не самое простое. Но чтобы решать проблемы и жить лучше - нужно работать. Справедливо, что Декрет №3 заставил тех, кто привык бездействовать, принимать участие в софинансирования госрасходов.
Важно при этом, что люди, которые оказались в трудной жизненной ситуации, решением местных органов власти освобождаются от уплаты сбора. Каждая ситуация рассматривается индивидуально, власти идут навстречу тем, кто обратился с обоснованным заявлением.

Ирина Полубок, жительница г.п.Зельва:

Декрет №3 стимулирует граждан, особенно тех, кто сознательно уклоняется от обязанностей по уплате налогов, к трудовой деятельности. С выходом документа многие задумались: что делать дальше? Годами нигде не работавшие и зарабатывающие «топливном бизнесе» в Польше люди сейчас озаботились поиском работы. Это правильно, ведь все мы одинаково обращаемся за медицинской помощью, водим детей в школы и сады, поэтому и отчисления в бюджет должны вносить наравне.

Ирина БОДАК , пенсионерка :
– Я поддерживаю Декрет №3 и считаю, что он издан для сохранения социальной справедливости. Я более 40 лет отработала педагогом, воспитывала подрастающее поколение, исправно платила налоги, а сейчас получаю заслуженную пенсию.
Приходится обращаться за медицинской помощью. И не понимаю, почему те, кто ничего не вносит в казну, пользуются такими же благами, как я. Либо почему скрытые предприниматели – здоровые крепкие люди, делающие ремонты, к примеру, – не участвуют в формировании госбюджета, пенсионного фонда.

Уверена, власть на местах разберется с каждым конкретным случаем объективно.

Светлана ЖАМОЙТИНА, директор центра социального обслуживания населения:
– Работая в сфере социального обслуживания населения, я вижу, сколько граждан нуждается в социальной поддержке со стороны государства. И это не значит, что все те люди, которым нужна помощь, были тунеядцами. Многие честно проработали на своих трудовых местах, но в силу определённых причин не могут решить бытовые и жизненные проблемы самостоятельно. Общество должно помогать таким людям… через уплату налогов. Ведь никто не может быть уверен, что в старости и ему самому не понадобится помощь. Но, когда наблюдаешь, как престарелые родители содержат своих трудоспособных детей, которые не работают и не стремятся найти работу, которым, при достижении ими пенсионного возраста, придётся оказывать помощь со стороны государства, понимаешь, для чего нужен Декрет №3. Считаю, что не стоит платить за тех, кто не хочет работать, а живёт за чужой счет.

Следующая новость

МИНСК, 3 авг — Sputnik. Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что отменять декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" в стране не планируется, и поручил до 1 октября представить ему проект обновленного документа.

В четверг на совещании о демографической политике и занятости населения президент подчеркнул, что декрет направлен на те 300 тысяч граждан, которые должны работать, но официально нигде не трудятся и не платят налогов государству.

"Общество должно знать, что никакой отмены декрета №3 быть не может. Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тысяч мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тысяч где?" — задал вопрос президент. Его слова приводит пресс-служба главы государства.

Он подчеркнул, что именно этих людей надо "заставить работать". "Вот и вся идеология. Скрывать здесь от народа ничего не надо", — добавил Лукашенко.

Обновленный проект декрета — до 1 октября

Декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" был принят в апреле 2015 года и распространил свое действие на все отношения с 1 января того года. По нормам декрета, граждане, не участвующие в финансировании госрасходов в течение более 183 дней в году, признавались плательщиками сбора в размере 20 базовых величин. От уплаты сбора был освобожден ряд категорий граждан. В марте 2017 года в Беларуси прошли массовые выступления против декрета, которые, в том числе, были огранизованы и белорусской оппозицией. После этого власти пообещали, что перечень категорий граждан, которые могут быть дополнительно освобождены от уплаты сбора, будет пересмотрен. Тогда же было принято решение о том, что действие декрета будет приостановлено: лица, которые трудоустроились в 2017 году, освобождаются от уплаты сбора за 2015-2016 годы, если в это время они официально нигде не работали.

Во время совещания президент заявил, что к 1 октября ждет от заинтересованных министерств и ведомств обновленного проекта декрета.

"Как мне доложили, уже завершена подготовка новой редакции декрета №3. Я хотел бы обстоятельного доклада на эту тему. К первому октября мы должны иметь этот документ", — сказал президент.

Лукашенко заметил, что о своих предпочтениях и концептуальных мыслях на эту тему он уже неоднократно высказывался.

"Еще раз повторюсь: местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на местах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения данной проблемы. Вот, что мы должны сделать и прописать в новой редакции декрета", — сказал глава государства.

Он выразил надежду, что, кроме правительства этим вопросом серьезно займутся депутаты. "Это их хлеб. Устраняться от этой проблемы депутату нельзя", — сказал он.

Кто хочет работать, должен иметь такую возможность

Президент подчеркнул, что государство обязано предоставить гражданам, которые желают трудиться, возможность зарабатывать себе на жизнь и платить налоги. По его словам, власть должна оказать помощь всем, кто в этом нуждается, в том числе заниматься переобучением безработных на востребованные на рынке труда специальности и содействовать им в организации своего дела.

"На эту тему слишком много рассуждений в нашем обществе. Поэтому я хотел бы расставить все точки над "i" — кому-то понравится это, кому-то нет. Еще раз подчеркиваю: каждый, кто хочет работать, должен иметь работу, и он в нашей стране ее имеет. И не надо вокруг этого нагнетать какие-то витиеватые процессы и страдать, что нам вот надо кого-то переучивать, потому что многие хотят работать, но не работают. Те, кто хочет работать, у нас работают", — констатировал Лукашенко.

"Вот этих господ надо заставить. Они не хотят работать. Пока только разговоры о желании работать. Поэтому больше всего надо акцентировать внимание на тех, кто сегодня не работает и работать не хочет, но должен", — убежден глава государства. Лукашенко также напомнил, что к октябрю необходимо подготовить и ряд других принципиальных документов, в том числе по развитию предпринимательской инициативы и облегчению условий ведения бизнеса.

Не работаешь — плати за госуслуги

По итогам совещания у президента министр труда и социальной защиты Ирина Костевич рассказала журналистам, что реализацией норм обновленного декрета №3 будут заниматься местные органы власти.

"Декрет №3 не отменяется, при этом правительство предлагает новые подходы по стимулированию занятости населения. Акцент делается на органах исполнительной власти на местах. Прежде всего, они работают с трудоспособными гражданами в плане активизации стимулирования и содействия занятости. Всем, кто хочет и может работать, органы исполнительной власти должны предоставить эту возможность и оказать содействие в трудоустройстве", — сказала Костевич.

Тем, кто не участвует в финансировании госраходов, предлагается платить за оказание государственных услуг, такие предложения внесло белорусское правительство.

Министр пояснила, что речь идет об оплате услуг, которые сегодня субсидируются из государственного бюджета. Перечень будет определять правительство, в настоящее время оно работает в этом направлении.

Костевич подчеркнула, что к разработке этого перечня услуг подключатся и местные органы власти. Возможно, они конкретизируют общий перечень, предложенный правительством, для своих регионов.

На ID-карту запишут все, чем занимается гражданин

Костевич также рассказала, что для реализации такого подхода к стимулированию занятости населения будут создаваться базы данных с информацией о роде деятельности каждого гражданина.

"Вы знаете, что к концу 2018 года стоит задача создать Белорусскую интегрированную сервисно-расчетную систему — ID-карту. Получение этой ID-карты и сопряжение через общегосударственную автоматизированную информационную систему на ведомственные базы данных позволит увидеть человека: работает он сегодня или нет. Если не работает, то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять услуги", — пояснила она. Президент поддержал возможность рассмотрения такой концепции декрета, однако поручил доработать новую редакцию документа.

Глава государства подчеркнул, что реализация его норм должна уйти из центра на места — в компетенцию местных органов власти.

Лукашенко также поставил задачу как можно быстрее разработать в Беларуси интегрированную сервисно-расчетную систему, поскольку она будет задействована в различных сферах жизни общества.

Кроме того, было обращено внимание, что в новой редакции декрета необходимо сохранить норму, в соответствии с которой положения документа не будут распространяться на граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. На совещании поднимались также темы декларирования доходов и имущества, уклонения от неуплаты налогов. Принято решение уделить им большее внимание.

Обновленный декрет № 3 заработает в полном объеме с 1 января 2019 года, сообщил журналистам вице-премьер Василий Жарко после совещания у президента 21 декабря.

По словам вице-премьера, обновленный декрет будет изложен в новой редакции, изменится и его название. «Реализация норм данного декрета о стимулировании занятости населения предусматривает два механизма их реализации - экономический и административно-управленческий» , - сказал Жарко.

Предусмотрено освободить граждан, подпадающих под действие декрета, от уплаты сбора на финансирование госрасходов, что предусмотрено действующей редакцией документа. Вместо этого они должны быдыт возмещать в полном объеме перечень услуг, который правительству еще предстоит определить.

«Правительству отведен первый квартал следующего года для разработки перечня таких услуг, чтобы неработающие граждане, которые обязаны возмещать, понимали, за что они будут платить. Также правительство определит критерии отнесения к плательщикам» , - цитирует вице-премьера БЕЛТА .

«С 1 января 2019 года будет возмещение по полной стоимости. А за этот год создастся информационная база, ее будет вести Министерство труда и социальной защиты» , - добавил он.

«Самый важный подход - это стимулирование занятости. Чтобы максимально создать условия для стопроцентной занятости граждан, которые должны работать по своим возможностям» , - подчеркнул Жарко.

Он напомнил, что в Беларуси сейчас создаются дополнительные условия для реализации предпринимательской инициативы, стимулирования самозанятости.

В этом направлении уже принят ряд документов, которые позволяют легализоваться и либерализировать условия ведения бизнеса.

Кроме того, на местные органы власти возложена обязанность по созданию новых рабочих мест, доведены соответствующие поручения.

Таким образом, отметил Жарко, государство создает условия для вовлечения граждан в трудовую деятельность, а в отношении тех, кто «может и должен работать, но не хочет» , будут включаться экономические рычаги.

Чиновник также отметил, что работа в рамках новой редакции декрета предусматривает максимально индивидуальный подход. Основными ответственными исполнителями при реализации документа станут местные органы власти и комиссии, которые будут создаваться в администрациях районов и городов.

Комиссии возглавят председатели районных советов депутатов, в их состав войдут представители местных органов исполнительной власти и общественных организаций.

Прежде чем принимать решение о стопроцентном возмещении затрат гражданином, комиссия должна будет изучить все обстоятельства индивидуально, предложить трудоустройство либо исключить плательщиков из перечня при наличии веских оснований.

Комиссии будут работать на постоянной основе, периодически пересматривая перечень плательщиков. При установлении факта трудоустройства человек будет исключаться из списка.

Если в той или иной местности не будет рабочих мест, то задача по их созданию или обеспечению переподготовки незанятых граждан будет лежать на органах власти, подчеркнул Жарко.

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан Александром Лукашенко 2 апреля 2015 года. Он обязывал граждан Беларуси, постоянно проживающих на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не участвовали в финансировании государственных расходов или участвовали в таком финансировании менее 183 календарных дней в году, уплачивать сбор в 20 базовых величин. Иначе им грозил штраф либо административный арест.

Срок уплаты сбора истек 20 февраля 2017 года. По данным Министерства по налогам и сборам, сбор уплатили более 54 тыс. человек из 470 тыс., которым были разосланы уведомления.

Декрет вызвал возмущение в обществе и привел к массовым уличным протестам, пик которых пришелся на весну этого года. Уличные акции жестко разгоняла милиция, их участников штрафовали и наказывали административным арестом.

В начале июля Лукашенко распорядился начать возврат сбора, уплаченного по декрету, но деньги возвращают только тем, кто смог трудоустроиться. На совещании 3 августа он подчеркнул, что «никакой отмены декрета № 3 быть не может» - речь идет о новой редакции этого документа.

Информация
для граждан г. Узда и Узденского района

По возникающим вопросам реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее - Декрет) Вы вправе обратиться с понедельника по пятницу 08.00-13.00, 14.00-17.00 в следующие организации:

Наименование организации

Прием заявлений об освобождении от уплаты
сбора на финансирование государственных расходов
за 2015 год

Узденский районный
совет депутатов

Служба
«Одно окно»

Разъяснение норм Декрета
в части предоставления социальных гарантий:

Трудоустройство;

Управление по труду, занятости и социальной защите

Занятость;
- пенсионное обеспечение

Материально-бытовое обслуживание

Уточнение списков граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов
за 2015 год

Инспекция Министерства
по налогам и сборам Республики Беларусь
по Узденскому району

Не плацяць і не аспрэчваюць…

Другога лютага 2015 года Прэзідэнт краіны падпісаў дэкрэт № 3 “Аб папярэджаннні сацыяльнага ўтрыманства”. З сярэдзіны снежня 2016 года Міністэрства па падатках і зборах пачало рассылаць з дапамогай Белпошты ўведамленні аб уплаце збораў на фінансаванне дзяржаўных расходаў. Рабілася гэта з мэтай прыцягнення насельніцтва да легальных відаў дзейнасці, скарачэння так званай ценевай эканомікі, забеспячэння стабільнасці працоўных рэсурсаў прадпрыемстваў і вяртання да стваральнай работы асоб, што вядуць асацыяльны лад жыцця.

У цэлым па Беларусі пісьмы былі накіраваны больш як на 470 тысяч адрасоў, якія паступалі ў міністэрства з загсаў, сельвыканкамаў, прадпрыемстваў, устаноў. Гэта не абавязкова людзі, якія нідзе не працуюць і не хочуць гэтага рабіць. Проста на той перыяд не было дакладных звестак дзе яны, чым займаюцца (працуюць, вучацца, хварэюць, гадуюць дзяцей і г. д.). І вось наступае канчатковы тэрмін уплаты збора…

З дня абнародавання дэкрэта прайшло два гады. Увесь гэты час ішло яго актыўнае абмеркаванне. Хтосьці адабраў памкненні стваральнікаў дакумента (“Карыстаешся дабротамі цывілізацыі – працуй ці плаці”), хтосьці спрачаўся наконт мэтазгоднасці ўключэння ў спіс плацельшчыкаў збора той ці іншай катэгорыі насельніцтва, былі і такія, што ўвогуле прымалі ў штыкі саму ідэю і спадзяваліся на адмену дэкрэта.

На тэрыторыі Уздзенскага раёна пісьмы-уведамленні атрымалі 819 чалавек. Да выплаты ім была налічана агульная сума ў 260.395,89 рубля. Як жа адрэагавалі на такую справу нашы землякі?

Яшчэ задоўга да таго, як пачалі рассылаць пісьмы з канкрэтнымі сумамі, да нас у інспекцыю да канца мая мінулага года, як гэта і было прадугледжана дакументам, з’явіліся пяць чалавек, -- расказвае начальнік інспекцыі Міністэрства па падатках і зборах Рэспублікі Беларусь па Уздзенскім раёне Валерый Кіб. – Яны прынеслі пэўныя дакументы, якія сведчылі пра іх занятасць у 2015 годзе (усе яны працавалі за мяжой). Спецыялісты інспекцыі зрабілі адпаведныя разлікі, налічылі пэўныя сумы, і фізічныя асобы ўплацілі збор, прытым на 10 працэнтаў меншы за тое, што аб’явілі пра свой намер датэрмінова.

Найбольшую актыўнасць сталі праяўляць жыхары раёна пасля атрымання пісьмаў. 105 чалавек добрасумленна аплацілі налічаныя сумы (усяго – 30.263,05 рубля). За месяц з лішкам падатковую інспекцыю наведалі, атрымалі кансультацыю па тэлефоне ці з дапамогай электроннай пошты больш як 200 чалавек. У кожнага з іх свая гісторыя, пэўная няпростая жыццёвая сітуацыя. Відавочна, што большасць з іх зусім не ўхіляліся ад уплаты збора, проста жыццё склалася так, што не стала работы. Выслухаўшы не адну сповядзь-тлумачэнне, пазнаёміўшыся з прадастаўленымі дакументамі, супрацоўнікі інспекцыі палічылі мэтазгодным ануляваць 187 уведамленняў аб уплаце збора.

Хто ж трапіў у спіс магчымых утрыманцаў, а затым быў вызвалены ад уплаты? У інспекцыі назвалі некалькі найбольш распаўсюджаных катэгорый фізічных асоб.

Каля 20 працэнтаў атрымаўшых уведамленні – людзі, якія, маючы тутэйшую рэгістрацыю, жывуць за мяжой. Хтосьці там працуе, іншыя – вучацца, лечацца ці стварылі сем’і з іншаземцамі, нарадзілі там дзяцей. Прытым адрасам новага часовага месца жыхарства з’яўляецца не толькі Расія, але і такія краіны, як Польшча, Літва, Германія, ЗША і нават Тайланд. Збор неабходна плаціць, калі час знаходжання за мяжой не перавышае 183 дзён у год. А доказам знаходжання ў іншай краіне могуць стаць дакументы аб рэгістрацыі, даведкі з новага месца работы ці вучобы, прытым перакладзеныя ва ўстаноўленым парадку на рускую ці беларускую мову.

Наступная катэгорыя – мамы, якія выхоўваюць дзяцей. Няма нічога кепскага ў тым, што сям’я мае магчымасць жыць за заробак мужа ды з прыватнай гаспадаркі атрыманыя прадукты, даходы, а мама атрымала больш часу для выхавання, культурнага развіцця дзетак. Першапачаткова дэкрэтам дазвалялася займацца з дзецьмі, афіцыйна не працуючы, да іх сямігадовага ўзросту, а пазней у дакумент была ўнесена папраўка аб тым, што дзеці пры гэтым не павінны наведваць дашкольныя ўстановы (дзетсад).

Атрымалі ануляванні дакумента на ўплату збору і выпускнікі сярэдніх спецыяльных і вышэйшых навучальных устаноў, якія вучыліся на платнай аснове, атрымалі свабоднае размеркаванне, але самастойна працаўладкавацца не змаглі.

Ці такая жыццёвая сітуацыя. Прыехала сям’я ў былы калгас, атрымалі там дом, а з часам для аднаго з членаў сям’і работы не стала. Жывуць з таго, што вырасцілі ў хлеўчуку, на агародзе. Работы ў вёсцы не бачыцца ў перспектыве, а ездзіць за дзясяткі кіламетраў не кожны захоча. Такіх плацельшчыкаў збора могуць вызваліць ад яго ўплаты, але пры наяўнасці дзвюх умоў: гэтыя людзі павінны быць зарэгістраваны ў сельскай мясцовасці і мець участак, спецыяльна прызначаны для вядзення асабістай падсобнай гаспадаркі (а не для абслугоўвання жылога дома).

Не будуць лічыцца дармаедамі і людзі, што прадаставяць дакументы-сведчанні аб пэўных захворваннях.

Гэтыя і іншыя прычыны ўважліва вывучалі ў падатковай інспекцыі, а таксама ў раённым Савеце дэпутатаў, куды па стане на 17 лютага звярнуліся з заявамі аб пераглядзе рашэння 28 фізічных асоб (цяпер з гэтай мэтай неабходна звяртацца ў службу “адно акно”). Галоўны спецыяліст райсавета Фаіна Жукоўская паведаміла, што ўжо разгледжана 19 спраў. Прынята рашэнне аб вызваленні ад аплаты збора 16 чалавек поўнасцю, аднаго – на 50 %, а дакументы двух заяўнікаў аказаліся непераканаўчымі і ім адмовілі. Сярод тых, каго вызвалілі ад уплаты збора, 8 хворых (у 2015 годзе яны лячыліся, але групу інваліднасці не атрымалі; былі цяжарнымі; мелі агульныя захворванні), 4 дзяўчыны, што вучыліся на платнай аснове і не змаглі працаўладкавацца, адна жанчына даглядала цяжка хворага мужа. Астатнія заявы будуць разгледжаны на сесіі раённага Савета, якая адбудзецца 28 лютага.

Такім чынам, з 819 асоб, што атрымалі пісьмы з налічанымі сумамі, аплацілі іх ці былі вызвалены ад уплаты толькі крыху больш як 300. Некалькі чалавек катэгарычна адмаўляюцца плаціць, а амаль пяцьсот пакуль ніяк не заявілі пра сябе. Магчыма, многія з іх падпалі б пад адну з пералічаных вышэй катэгорый і пэўнымі дакументамі пацвердзілі б, што яны не дармаеды, а законапаслухмяныя грамадзяне, але абцяжарваць сябе дадатковымі клопатамі пакуль не жадаюць…

Віктар САБАЛЕЎСКІ, ДУ «Рэдакцыя газеты «Чырвоная зорка»

Не будите лихо...

В пятницу и субботу в Минске и некоторых других городах состоялись собрания граждан, которые протестовали против Декрета № 3. Сами по себе эти «протесты» при всем желании масштабными назвать нельзя, т.к. участие в них приняла какая-нибудь десятая часть процента от числа всех граждан страны. Это с одной стороны. С другой - мероприятия состоялись, замалчивать их глупо и бессмысленно.

Но поразмышлять над причинами и следствиями нужно.

Прежде всего трудно разделить ту радость, которую излила из себя оппозиционная пресса. В ход пошли все пронафталиненные инструменты пропаганды и агитации. И «просветленные счастливые лица демонстрантов», и «пять тысяч участников», и «миллионы просмотров на Ютубе», и глухие угрозы в адрес власти, а также призывы сделать «протест» нескончаемым, вплоть до...

Каждый, у кого есть глаза и уши и кто не зомбирован пропагандой, сам и без подсказки разберется в тенденциозности и лживости всей этой трескотни.

Вопрос в другом: если «марши» действительно являются протестными в отношении декрета, то энергия устроителей и участников тратится попусту. Совершенно понятно, что декрет, установивший необходимость уплаты сбора тем, кто не может подтвердить и/или обосновать причины несвоевременной выплаты налогов, то ясно, что мера эта правильная. Иначе как понять десятки тысяч коллизий, о которых все прекрасно знают, в том числе и оппозиционные журналисты, но предпочитают помалкивать? Например, человек официально не работает, соответственно не платит налогов, поскольку... ежедневно занимается ремонтными и отделочными работами в тех самых пресловутых роскошных коттеджах, которые кольцом окружили наш город.

Он хороший мастер - плиточник, сантехник, электрик, его услуги нарасхват, и получает он на порядок больше рабочего МТЗ, учительницы и даже нелюбимого некоторыми согражданами милиционера. Причем в СКВ. Но и тракторозаводец, и врач, и милиционер каждый месяц платят налоги, а «хитрый» плиточник полученные в конверте доллары несет исключительно для дома, для семьи.

А чем он, спрашивается, лучше слесаря–наладчика МАЗа, почему у него такая привилегия - жить в государстве, но считаться вольным иностранцем?

Внятный ответ на этот простой вопрос - это, собственно говоря, и есть ответ, для чего издан Декрет № 3. Если вкратце, то - для сохранения социальной справедливости! Ни одна страна не может нормально существовать и развиваться, если у нее есть две параллельные экономики: одна - легальная, в которой все граждане и субъекты исправно платят налоги и пользуются социальными возможностями, другая - полуподпольная, в которой вольготно себя чувствуют разного рода «ремонтники», мелкие контрабандисты, живущие за счет близости к границе, всевозможные «гастарбайтеры», опять же получающие где–то «серые» конверты и потому уклоняющиеся от налогов, а также множество иных пройдох и ловкачей. Если вы, уважаемый читатель, согласны с тем, что каждый согражданин, находящийся в хорошей физической форме, зарабатывает деньги, но не считает нужным участвовать в формировании госбюджета, пенсионного фонда и других важнейших государственных институций, то первейшая задача и госорганов, и любого сознательного человека выявить такого «подпольного Корейко» и заставить его рассчитаться с обществом. Иначе мы рискуем получить новый класс засекреченных богачей и полную вследствие их цинизма деградацию медицины, образования, пенсионных выплат и других пособий для инвалидов, немощных, стариков и детей.

Тогда почему «протестуют»? Приняли беседу Президента с Середичем за «капитуляцию», за «слабость»? Полноте, не надо иллюзий, не путайте вежливость со слабостью...

Поверьте, государство просто не имеет права поддаться на «протесты» шумных групп, которые выходят на площади под призывы оппозиционных политиков, которые увидели в этой коллизии возможность попытать свой шанс и половить рыбку в мутной воде. Потому что отступление по принципиальному, судьбоносному вопросу, от которого зависит благополучие миллионов белорусов, будет со стороны власти актом предательства по отношению к тем, кто честно трудится и честно платит налоги. Неужели неясно?

Понятно, что никому не хочется платить свои деньги, действительно, что в этом приятного? Но, извините за банальность, цивилизованное государство тем и отличается от неорганизованной, живущей эмоциями толпы, что оно должно создавать условия для работы, бизнеса, повышения благосостояния, но также вправе и безукоснительно требовать от всех без исключения, чтобы законы страны соблюдались неукоснительно, в том числе и законы в налоговой сфере.

К сожалению, нельзя обойти вниманием и такое объективное обстоятельство - определенная «неповоротливость» властных структур, а также неосведомленность некоторых сограждан привели к тому, что Декрет № 3 отдельные «комментаторы» стали истолковывать как «наступление на бедных» и желание, как говорится, вырвать кусок из горла тех, кто сегодня объективно находится в трудных жизненных условиях. Конечно, никакой закон не может учесть все жизненные обстоятельства. Такие, например, как невозможность трудоустройства некоторых граждан в силу возраста, здоровья, отсутствия в их местности работы... А многие люди на периферии просто «живут с огорода» и им действительно трудно заплатить сбор! Много и других индивидуальных историй. Неудовольствие людей, получивших уведомление из налоговой инспекции, по–человечески можно понять. Ведь они не построили на неведомо откуда взявшиеся доходы коттеджи в мавританском стиле, они не имеют не только «Бентли», но не наскребут на какую–нибудь древнюю «Мазду» и чаще всего пользуются велосипедом «Аист». И, безусловно, частый гребешок налоговых органов не должен буксовать на этих людях. Надо разбираться с каждым случаем. Объективно и справедливо.

Но что выяснилось во время десанта руководителей Администрации в регионы? На личные приемы к Н.Кочановой, М.Рыженкову, Н.Снопкову, В.Мицкевичу и другим руководителям пришли сотни людей, которые от них узнали, что местным органам власти Президентом предоставлено право самим решать - могут ли люди, попавшие в трудное жизненное положение, получить освобождение от уплаты сбора. Вот и вся коллизия: если ты нетрудоспособен, если в семье сложилась такая ситуация, что за кем–то из членов семьи необходим постоянный уход, если где–то элементарно нет рабочих мест, то вопрос со сбором решается в пользу гражданина. Во всех остальных случаях - платить придется, ибо это справедливо и судьбоносно для страны.

Страсти вокруг этой проблемы заострили еще один момент - несмотря на сложную экономическую конъюнктуру, и центральные, и местные власти, и бизнес должны прилагать максимальные усилия, чтобы у трудоспособной части населения всегда была возможность устроиться, переквалифицироваться, вообще включиться в трудовой процесс. И эта задача должна решаться, она приоритетна, потому что перед тем как взять, надо и что–то дать. Это общеизвестно.

Возвращаясь к «протестам», то у любого человека, «интересующегося политикой», возникает простой вопрос: для чего это все? Неужели только для того, чтобы попробовать власть на крепость, устойчивость, попытаться, как любят выражаться политологи, раскачать лодку? Ну, предположим, «раскачали», а дальше? Для того чтобы понять это «дальше», давайте вспомним мрачную историю содержащихся под арестом корреспондентов агентства «Регнум», которые фактически призывали ослабить государство, что привело бы к ликвидации такой страны, как Беларусь. Не забудем и зловещие фразы Жириновского, одного из начальников Госдумы, которые нужно понимать так: Беларуси уготована судьба стать одной из областей России. Вчитаемся в «свежий» текст практически официального идеолога Суздальцева, в котором тот прямо заявляет, что война в Донбассе, присоединение Крыма и пр. - все это произошло «из–за политики Лукашенко». Но это не бред какого–нибудь алкаша, это звено в формировании нового образа «врага» для падкого на подобные сенсации общественного мнения. Это перепечатано в крупнейших газетах России! И делается это в далеко идущих целях... Да и западные ветры приносят мрачные вести - в Польше усиливается обработка молодых граждан нашей страны для получения пресловутой «карты поляка» и ставятся вопросы их массовой эмиграции в Польшу. И это говорится на официальном уровне.

Можно привести много разных примеров, которые показывают, что совершенно разные политические силы спят и видят, как бы устроить в Беларуси какую–нибудь массовую заваруху - конкретные причины не так и важны! Главная цель - чтобы впиться нам в горло. Только клинический идиот посчитает, что газета, мол, сгущает краски, что Беларусь, мол, все нежно любят и неустанно пекутся о благополучии ее граждан.

Конечно, в таких деликатных вопросах, как упрочение независимости и развитие всесторонних дружеских отношений со своими соседями, надо быть предельно корректными и вежливыми, но игнорировать очевидные факты, тем более - тенденции могут только беспринципные местные аферисты, для которых в любом процессе превалируют похоть к власти и желание разжечь костерок. На украинскую ситуацию, которая также начиналась с внешне безобидных «протестов», а закончилась расчленением страны, уже неприлично и ссылаться... Так что, будем учитывать ошибки других или создавать собственноручно проблемы, чтобы потом мужественно и с болью их преодолевать?

В заключение. Каждый гражданин имеет право высказать свое мнение в любой форме, если это не наносит ущерба обществу и государству. Поэтому каждый волен решать, что он преследует, выходя на улицу, прихватывая с собой алюминиевую кастрюлю и половник для создания шума и гама! Ослабить власть, надавить на государство, добиться справедливости, предложить нечто такое, что будет способствовать общему благосостоянию? Или просто пошуметь, «оторваться», профигурировать перед телекамерой зарубежной станции? И каждый журналист должен трижды подумать, чем отзовется его слово. Единением белорусов или конфликтом?

Кстати, в нынешнем году отмечаются две глобальные даты - Февральская и Октябрьская революции, когда среди прочего эмоциональная интеллигенция, а прежде всего пламенные публицисты тех лет, приложили титанические усилия, чтобы убедить сограждан выйти на улицы и протестовать. Что из этого вышло? Не счесть количества покаяний, которые потом принесли российскому народу Бунин, Дорошевич, Гучков - Милюков, а также другие герои «общественного мнения» тех лет - «главари и глашатаи», как назвал их Маяковский. Вожди восставших - Троцкий, Бухарин, Каменев, те не успели покаяться - кровавые демоны, которых они безответственно разбудили, просто убили их...

17 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Министерство труда и социальной защиты прокомментировало декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества", сообщает БЕЛТА.

В комментарии, который размещен на сайте ведомства, отмечается, что декрет №3 принят в целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей. В соответствии со статьей 56 Конституции Республики Беларусь граждане обязаны принимать участие в финансировании госрасходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

С точки зрения социальной справедливости уплата налогов должна быть обеспечена всеми трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте. За счет средств государственных дотаций из бюджета страны ежегодно обеспечивается финансирование систем здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, связи, объектов социальной инфраструктуры. Расходы на предоставление этих услуг компенсируются гражданами в виде уплаты различных налогов (например, подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения и др.). В настоящее время большинство граждан в трудоспособном возрасте исполняют данную конституционную обязанность посредством уплаты установленных налогов и сборов (пошлин) по доходам, получаемым ими от работы по найму, военной службы, от различных форм самозанятости.

Декретом №3 предусмотрена обязанность по ежегодной уплате сбора на финансирование государственных расходов для трудоспособных граждан, которые на протяжении соответствующего года не участвовали в финансировании госрасходов либо участвовали в таком финансировании менее 183 дней в году. Суммы сбора зачисляются в бюджеты базового уровня и бюджет Минска, что позволит увеличить ресурсную базу местных органов власти и направить дополнительные средства на решение актуальных задач.

Определены категории граждан, которые освобождаются от уплаты сбора за соответствующий налоговый период. Например, это лица пенсионного возраста; признанные инвалидами, недееспособными; граждане, которые фактически находились на территории республики менее 183 календарных дней; граждане, которые за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения, в том числе путем осуществления им зачета налогов, сборов (пошлин), пеней в счет уплаты указанных налогов и (или) проведения взаимозачета указанных налогов, подлежащих уплате гражданами, и денежных обязательств получателей бюджетных средств из республиканского и местных бюджетов перед ними, в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода. В качестве уплаченного подоходного налога с физических лиц учитываются также суммы такого налога, на которые он был уменьшен в результате применения стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов. Плательщиками данных налогов являются все физические лица, осуществляющие трудовую, предпринимательскую и (или) иную деятельность.

В качестве участия граждан в финансировании государственных расходов предусмотрены не только периоды работы по трудовому договору (контракту), но и периоды самозанятости. К ним можно отнести выполнение работ по гражданско-правовым договорам, осуществление предпринимательской, ремесленной деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, осуществление таких видов деятельности, как репетиторство, услуги по чистке и уборке жилых помещений, уход за взрослыми и детьми, услуги, выполняемые домашними работниками, а также некоторые другие виды деятельности.

Определены и периоды, которые учитываются как участие граждан в финансировании государственных расходов, когда гражданин не занимался никакими видами деятельности по уважительным причинам. Например, периоды получения государственных пенсий и пособий (за исключением пособий, носящих единовременный характер), временной нетрудоспособности (подтверждается листком нетрудоспособности или справкой о временной нетрудоспособности), зарегистрированной безработицы. Эти периоды суммируются, если они не совпадают по времени. В случае совпадения по времени периодов, учитывается только один из них.

В комментарии дается разъяснение порядка взимания сбора за 2015 год.

Так, размер сбора за налоговый период составляет 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января 2015 года (Br18). При уплате налогов в размере менее 20 БВ подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных налогов.

Причем подлежащая уплате сумма сбора могла быть уменьшена на 10% в случае самостоятельного представления плательщиком сбора в налоговый орган с 1 августа 2015 года по 31 мая 2016 года уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в 2015 году.

Тем гражданам, которые не уплатили сбор за налоговый период 2015 года самостоятельно, налоговым органом до 20 января 2017 года вручены извещения на уплату сбора не позднее 20 февраля 2017 года. Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора либо о неправильном исчислении сумм сбора в соответствии с нормами декрета №3. Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Что касается декрета от 12 января 2017 года №1, то он был разработан во исполнение поручений Президента, данных 29 апреля 2015 года при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Органами государственного управления проведен мониторинг обращений граждан, юридических лиц, их предложений, а также предложений депутатов Палаты представителей Национального собрания. На основании этого, а также в связи с принятием новых актов законодательства сформированы предложения по изменениям и дополнениям в декрет №3.

Большинство норм декрета №1 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 года. Например, это нормы, которые вводят новые периоды участия граждан в финансировании госрасходов, а также нормы, касающиеся зачета (взаимозачета) налогов, уплаченных гражданами, учета стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов при уплате подоходного налога с физических лиц и др.

Периоды участия в финансировании государственных расходов дополнены новыми периодами, в течение которых гражданин проходил альтернативную службу (с 1 июля 2016 года); находился в списочном составе национальной или сборной команды Беларуси по видам спорта; к гражданину применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие ему участвовать в финансировании госрасходов. Также исключены дополнительные условия, касающиеся уплаты налогов за осуществление предпринимательской деятельности (в целях соблюдения единого подхода по признанию участвующими в финансировании государственных расходов граждан, осуществляющих трудовую и иную деятельность); касающиеся срока уплаты сбора за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма (факт и период осуществления этой деятельности подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом, что и является достаточным условием).

В связи с принятием указа от 11 апреля 2016 года №137 "О совершенствовании пенсионного обеспечения" внесены изменения редакционного характера в норму об освобождении от уплаты сбора на финансирование государственных расходов граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста и старше.

Нормы, которые распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2017 года, дополнены определенными условиями.

Так, в соответствии с новой редакцией закона "О занятости населения Республики Беларусь" дополнены требования к периоду, когда гражданин, зарегистрированный в качестве безработного, признается участвующим в финансировании государственных расходов. Безработные должны выполнять свои обязанности - формально не отказываться от предложенной работы, обращаться к нанимателям в установленный срок, участвовать в оплачиваемых общественных работах, качественно осваивать содержание образовательной программы обучающих курсов и др.

Период воспитания одним из родителей ребенка в возрасте до 7 лет дополнен условием, что в этот период ребенок в возрасте с 3 до 7 лет не получает дошкольное образование, предусмотренное Кодексом об образовании Республики Беларусь. Данное условие не коснулось родителей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.

Следует особо отметить, что в декрете №1 учтено предложение депутатов Палаты представителей - в декрет №3 добавлена норма, которая распространяет действие на отношения с 1 января 2015 года. Речь идет о предоставлении местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам права освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под такой ситуацией понимается объективное обстоятельство (или их совокупность), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей. Только рассмотрение на местах каждого конкретного случая позволит учесть все множество возможных ситуаций, когда гражданина следует освободить от уплаты сбора без учета его имущественного положения, резюмировали в Минтруда и соцзащиты.-0-