Какой самый классный институт театральный. Актерские университеты США: лучшие вузы для будущих звезд. Игорь ясулович, народный артист россии, заведующий кафедрой актерского мастерства во вгике


Если вы планируете стать актером Голливуда и уже купили билет в Лос-Анджелес, поздравляем - вы очень самонадеянный человек. Специально для таких, как вы, продюсер кино и ТВ Алина Тригубенко изучила Голливуд изнутри и выяснила, в каких американских школах учат актерскому мастерству и стоит ли тратить на них свои кровные сбережения

Л ос-Анджелес — идеальный сад для взращивания и правильного ухода за актерским талантом. В городе, как грибы, растут и открываются новые школы, мастерские, студии, университеты. Способствуют тому идеальный климат, географическое положение для съемок и покровительствующая Венера — планета красоты, творчества, гармонии, тщеславия и артистизма.

Я четко осознала, что хочу отдать зародыш своего актёрского таланта в любящие, заботливые руки мастера, который не сделает из меня икебану, а аккуратно, направляя к источнику творческого канала, даст взрасти тому, что уже решило взойти.

Полтора месяца своей жизни я посвятила тому, что ходила по Лос-Анджелесу в поисках интересных школ и изучала атмосферу, методику коучей и их возможности. Ниже — 10 самых толковых и полезных учебных заведений, которые мне удалось обнаружить.

Школа Иваны Чаббак


Ивана Чаббак очень раскручена во всем мире и последние годы особенно популярна в России и Европе. Школа имеет три уровня обучения: новичкам нужно пройти определенное количество занятий, месяцев или лет с разными преподавателями introductory class, затем (или же сразу, при наличии какого-то опыта в профессии) перейти в advanced class. Только после этого, а также если Ивана выберет именно ваше резюме из сотен или вы оплатите ее частный курс, вы попадаете лично к ней.

Правда, все классы Иваны переполнены и никто не гарантирует, что вы сможете еженедельно получать заветные комментарии мастера в адрес своей игры. Но и здесь есть плюс: побыть наблюдателем, увидеть работу преподавателя с другими тоже довольно полезно. Особенностью техники Иваны стал приоритет интеллектуального труда над работой тела, к тому же принцип актерской игры у нее построен на использовании сексуальной энергии. Все преподаватели школы обучают студентов по авторской технике Чаббак, прекрасно изложенной в книге "Мастерство актера".

Вероятность попасть к самой Иване не так высока, но есть. Каждый сам решает, стоит ли заниматься у малоизвестного преподавателя под прикрытием ее бренда, который, кстати, прославили звездные ученики Чаббак — Бейонсе, Шарлиз Терон, Джессика Бил и другие. В этой школе, как и в некоторых других, есть прекрасная возможность познакомиться с кастинг-директорами, агентами и продюсерами.

Margie Haber Studios


Это студия имени известного коуча Марджи Хэйбер. Прежде чем попасть на занятия к Марджи, здесь тоже сперва необходимо отучиться какое-то время у других преподавателей. Если вы уже достаточно много снимались, то шансы увеличиваются.

Особенность этой школы в том, что все уроки записываются на камеру. Полезный опыт: запись безжалостно обнажает ошибки, нервозность и недоработки. Говорят, Холли Берри осталась очень довольна системой Марджи под названием "Три Пи", которая, согласно обещаниям, убирает: Panic (панику), Pain (боль), Performance anxiety (страх неудачи) и привносит в роль "большое Пи" — Power (силу). Брэд Питт, Винс Вон, Кристин Дэвис, Молли Симс и другие тоже брали уроки у Марджи, но отзывов, правда, не оставили.

Школа Ларри Мосса


Один из самых именитых преподавателей актерского мастерства всея Америки — Ларри Мосс. Он признается, что ненавидит актеров Лос-Анджелеса за позерство, поверхностность и отсутствие усердия, с которым работают их нью-йоркские коллеги.

Ларри воспринимает каждого студента прежде всего как человека, а потом уже как актера. Будто под лупой рассматривает он его внутренний мир, сострадательно отправляет каждого к психотерапевту, причем прописывает доктора в обязательном порядке несколько раз в неделю. Ларри не терпит лентяев и халтурщиков — разнесет в пух и прах, но, правда, с любовью, по-отечески. Все его ученики обязаны работать голосом и телом, владеть техникой Александра (западная альтернатива методу Станиславского) и навыками сценической речи, быть очень образованными и умными. Именно поэтому актеры на его занятиях совершенно иного уровня, чем на большинстве других воркшопов.

Возможность попасть к Ларри есть только четыре раза в году — два раза в Нью-Йорке и два в Лос-Анджелесе. Но всегда можно прийти на аудирование, то есть понаблюдать за работой мэтра и заодно насладиться трудом профессионалов, известных и не очень актеров. Не факт, конечно, что вы увидите там Леонардо ДиКаприо, Хилари Суонк и Хелен Хант, которых Ларри готовил к их звездным ролям, но вдруг вам повезет? Судя по списку наград своих учеников, Ларри приносит удачу.

Школа под названием Larry Moss Studio не имеет никакого отношения к Ларри Моссу. Она принадлежит Мишель Дэннер, бывшему партнеру по бизнесу Ларри, с которой тот однажды прекратил работать, но изменить название школы или забрать бренд с собой не смог.

Sharon Chatten Studio


Шэрон Чаттен держит маленькую студию, преподает сама и принципиально не хочет ставить школу на поток. Это женщина с характером, у которой занимаются в основном уже состоявшиеся актеры и знаменитости вроде Ванессы Уильямс, Уилла Смита, Джима Керри или Кэмерон Диаз. Шэрон берет далеко не всех и предъявляет к кандидатам жесткие требования. Ее подход к обучению — и телесный, и интеллектуальный. Актер обязан изучить каждый нюанс произведения, понять каждый оттенок смысла и, что еще более важно, очистить свои тело и речь от зажимов и прочей шелухи, мешающей свободной игре. Многих учеников Шэрон действительно раскрывает, но большинству она зачастую кажется слишком деспотичной и критически настроенной.

Anthony Meindl Actor Workshop


Отличающаяся от других школ философия Anthony Meindl Actor Workshop очень близка русским, с нашим вечным поиском смысла жизни и фатализмом. Энтони Мейндл делает большой акцент на духовный аспект актерского мастерства. В Лос-Анджелесе духовность и эзотерика сейчас в моде — каждый пятый гуру и просветленный. Под статистику попадают и преподаватели.

В этой школе вы обучаетесь актерскому ремеслу и заодно проходите тренинг личностного роста. Как говорят ученики, Энтони заглядывает в потаенные уголки вашей души, меняет жизнь, помогает раскрыть любовь к себе и развить самооценку. Кармен Электра, к примеру, считает, что именно Мейндл подарил ей тотальную уверенность в себе и раскрепощенность, а значит, и восхищение зрителей.

Ruskin School & Theatre


Джон Раскин — ученик знаменитого Сэнфорда Мейзнера (американского актера и преподавателя) и носитель его техники. В Голливуде любят ссылаться на знакомство с Мейзнером и называть его своим учителем, но чаще всего это оказывается чистым блефом. Джон в этом смысле — приятное исключение. В кабинете на видном месте он держит неоспоримое доказательство — фотографию с мэтром.

В Ruskin School & Theatre есть дневные и вечерние группы, для новичков и профи. Люди без опыта, уже состоявшиеся актеры или просто те, кому нужно раскрыть себя, проходят классы начального уровня. Занятия больше напоминают сеансы психотерапии: в мягкой, доверительной атмосфере каждый вытаскивает из своего сознания то, что мешает ему найти гармонию с самим собой и раскрыться, чтобы пойти навстречу миру и успеху. Уроки проводятся два раза в неделю. Сначала студенты работают над личностью и учатся чувствовать настроение и состояние партнера, а уже спустя месяц принимаются собственно за актерское мастерство. По выходным для особо продвинутых, то есть уже действующих актеров, преподают известные люди индустрии — Энтони Хопкинс, например. Принцип тот же, что и в других студиях: сценка и разбор на 20—30 минут.

У этой школы есть три плюса. Во-первых, она дает возможность рассмотреть себя и свой талант под разными углами. Во-вторых, дарит роскошный шанс подружиться с профессионалами и быть замеченным. В-третьих, если вы хорошо себя покажете, вам могут предложить стать актером театра при школе. С точки зрения связей и перспектив — прекрасный опыт.

Сам Джон Раскин — интересная, вовлеченная личность, каждый урок он пропускает через себя и создает атмосферу радости, спокойствия и уверенности. Все его ученики обычно становятся друзьями.

Berg Studios


Не слишком раскрученная школа, чистая жемчужина в океане активно промотирующих себя студий, агрессивно зарабатывающих деньги.

В этой студии, в отличие от большинства других, важнее имени, славы и денег — настоящее искусство, обучение, передача знаний и мастерства, постижение невыразимого, волшебство. Все три преподавателя школы очень профессиональны, заинтересованы в прогрессе и успехе каждого ученика; они прекрасно дополняют друг друга, у каждого очень глубокий подход и уникальная методика расслабления, познания себя и высшего смысла искусства актерской игры. Помимо сценического мастерства есть много приятных бонусов: занятия по разбору сценария с проникновением в историю, культуру, дух времени, семинары приглашенных профессионалов индустрии и многое другое. Здесь хорошие возможности для налаживания полезных связей: актеры у Берга снимаются в топовых фильмах ("Доктор Хаус", "Человек-паук", "Хэнкок", "Звездные войны", "Подмена").

Грегори Берг, основатель студии, на мой взгляд, настоящий гений. Он необъяснимо тонко чувствует, что и как нужно сказать своему ученику, моментально находит необходимый рычаг для того, чтобы выключить фальшь и заставить вас прожить жизнь героя. Простые слова, простые советы — но в этой простоте кроется вся суть.

Школа Эрика Морриса


Известный в Голливуде преподаватель и автор потрясающих книг. У Морриса маленькая школа с особой атмосферой. Трогательный, обаятельный, добрый, он тоже сосредоточен на искусстве, а не зарабатывании денег, излучает любовь с уверенностью и проявляет высокий профессионализм. Преподает исключительно сам — в его студии легко раскрыться и вылезти из скорлупы, которая мешает настоящему мастерству. Своя, очень интересная методика, основанная на телесности и чувствовании.

Актерские школы в Лос-Анджелесе — весьма прибыльная индустрия. Помимо действительно талантливых преподавателей попадается много тех, кто пока добился немногого и снялся в кино от силы раза три. У Эрика же цифры весьма внушительные: преподает уже больше 53 лет, снялся в 25 фильмах, 85 шоу, 50 пьесах. В отличие от многих других коучей, он не станет заполнять дыру непрофессионализма упоминанием громких имен актеров, якобы своих учеников. Кстати, предисловие к его книге No Acting Please написал Джек Николсон.

Howard Fine Acting Studio


Говард Файн, основатель этой школы, был назван лучшим преподавателем актерского мастерства в Лос-Анджелесе в 2006 году по версии журнала Backstage West. В его студии улучшают свои навыки в основном уже профессиональные актеры. Все занятия построены вокруг личности самого Говарда, на его весьма субъективном вкусе. Очень специфическая техника, которая подойдет не всем. Но если вы сойдетесь в интересах, студия предложит вам качественные занятия по вокалу, речи, импровизации и технике Александра. Благодарности в адрес Говарда пишут известные режиссеры и актеры, например Мартин Кэмпбелл ("Казино "Рояль", "Маска Зорро"), Крис Пайн ("Звездные войны") и Виктория Берроуз ("Хоббит").

Студия Лизы Робертсон


Здесь очень мягкий, женский, уважительный, аккуратный подход к ученикам. Лиза помогает каждому бутону раскрыться в свое время, в своем режиме и стиле. В отличие от многих других школ, здесь нет навязывания определенной техники и специальных инструментов. Главное — раскрыть свое видение, чувствование. После занятий из студии Лизы не хочется уходить. Она работала со многими актерами из саги "Сумерки", а также из популярных сейчас в Америке сериалов Walking Dead и The Riches.

В Лос-Анджелесе очень много соблазнов, но если у вас есть четкая цель и понимание пути, то все эти прекрасные пафосные тусовки со знаменитостями и без, не дадут свернуть в сторону и увести от понимания первостепенной важности труда, работы, усердной, ежедневной, даже в каком-то смысле бесстрашной. Изучать себя — самое неожиданное, захватывающее и рисковое путешествие. Никогда не знаешь, где и кем вынернешь. Успехов!

Среди абитуриентов всегда было много желающих стать актёрами. Эта профессия привлекает своей яркой внешней стороной, рождая множество мифов. Но рано или поздно молодое дарование понимает, что театральных студий и курсов недостаточно для профессионального роста. В нашей стране много городов, где обучают этой привлекательной профессии. Но всё же самые популярные - это театральные Нами составлен их рейтинг по популярности и престижности.

ГИТИС

Этот вуз считается крупнейшим у нас в стране и в Европе, пользуется он известностью и в других странах. Здесь можно получить образование по разным специальностям для работы в театре на нескольких факультетах.

ГИТИС отличается разнообразием методик преподавания, в зависимости от того, кто является художественным руководителем курса. Готовят здесь специалистов для разных видов театрального искусства, не только для драматического театра. Вуз считается творчески более свободным, так как не привязан к какому-либо театру, в отличие от некоторых других институтов. Здешняя режиссёрская школа очень котируется. Дата основания - 1878 год. В Москве ГИТИС является старейшим театральным Но если рассмотреть то можно найти ещё старше. Например, СПбГАТИ открылась в 1779 году.

Школа-студия при МХТ им. А. П. Чехова

Дата основания студии - 1943 год. Несмотря на то что в названии фигурирует слово "школа", по факту это высшее учебное заведение. В театральном кругу считается очень престижной, открытой всему новому, хотя открылась позже, чем другие. Правда, есть мнение, что уровень преподавательского состава бывает неровным: от всеми признанных мэтров до малоизвестных мастеров.

Имеется три факультета: актёрский, сценографии и театральной технологии, продюсерский, также множество разнообразных кафедр. Студенты здесь загружены полностью, в отличие от ГИТИСа: мастерство актёра проходит каждый день по два раза. Учебный театр пользуется популярностью у зрителей. Проводятся открытые экзамены по профильным предметам, что может быть интересным для абитуриентов. Также студенты советуют: чтобы поступление в театральный вуз увенчалось успехом с большей вероятностью, полезно больше узнать о набирающем учеников мастере.

Театральный институт имени Бориса Щукина при театре имени Евгения Вахтангова

Год основания - 1914-й. Между собой называют Щукинским, или Щукой. Институт отличается тем, что ориентирован на яркую индивидуальность будущего актёра, чему способствует атмосфера творческого настроя в учебном процессе, которую активно поддерживает ректор Евгений Князев.

Есть два и режиссёрский. Существует ещё магистратура «Театральное искусство», где учатся два года и аспирантура по двум направлениям: «Теория и история искусства» и «Искусствоведение», там учатся три года. Считается, что Щука возглавляет список театральных вузов по особому подходу к подбору преподавательского состава. Здесь в основном преподают те, кто сами выросли в этих традициях и продолжают передавать их новым поколениям.

Театральное училище им. Михаила Щепкина при Малом театре

Год основания - 1809 год. Это небольшой институт, потому что выпускает только артистов. Говорят, что здесь при поступлении на положительное решение комиссии влияет типаж: русские богатыри и красавицы имеют больше шансов. В народе этот вуз называют Щепкинским, или Щепкой.

В основном здесь также стараются развивать педагогическую преемственность. Все театральные вузы отличает строгость к соблюдению правил внутренней институтской жизни, но Щепка среди них более консервативна. Актёрское мастерство преподаётся в традиционном классическом стиле - это придаёт вузу свою характерную черту.

ВГИК

Год основания - 1919-й. Во ВГИКе есть разные факультеты, где готовят специалистов для телевидения, кино. При этом обучение построено на системе творческих небольших мастерских. Общение между педагогами и студентами построено на доверительном отношении друг к другу, которое помогает создать благоприятную дружескую атмосферу.

ВГИК отличается тем, что принимает ребят в 25 лет и старше, чем не могут похвастаться другие театральные вузы. Данное учебное заведение имеет такое преимущество, как своя киностудия с техническим оснащением, достаточным, чтобы создавать дипломные фильмы. В институте ведётся научная и исследовательская работа, есть аспирантура, где готовят к педагогической и научной деятельности. Существует очная и заочная форма обучения. Очная форма есть на всех факультетах, заочная - на операторском, сценарно-киноведческом и экономическом факультете.

Особенности поступления

Чтобы приступить к обучению, нужно пройти творческий конкурс, который является решающим. Этим отличается поступление в театральный вуз, здесь ЕГЭ влияет на возможность учиться на бюджетной основе, но не гарантирует самого факта зачисления. Одного таланта и желания недостаточно, необходимо много работать над собой, жертвовать временем и силами. Эти требования сохраняют актуальность на всё время обучения, так как театральные вузы выделяются среди прочих очень высоким процентом отсева.

При каждом вышеперечисленном институте существуют подготовительные курсы по специальностям. Знатоки советуют готовиться к поступлению как минимум за полгода, а лучше за год. Необходимо подобрать программу, выучить, разобрать и начитать на публику (можно читать друзьям и близким), чтобы на практике научиться справляться со скованностью. Можно нанять репетитора и заниматься индивидуально, если позволяет финансовое положение. К выбору репетитора следует подойти очень тщательно: навести справки, попросить показать диплом. Имеет смысл поступать во все вышеперечисленные театральные вузы сразу - так шанс пройти конкурс увеличится.

Главное - очень захотеть

Не всем может повезти учиться на актёра в Москве, но если желание действительно сильное, то можно попытать счастье в другом городе. Например, театральные вузы Санкт-Петербурга также очень котируются среди профессионалов. Главное для абитуриента - иметь боевой настрой и максимальную готовность жертвовать собой.

Настоящими актёрами эта профессия воспринимается как служение зрителю, а не просто как обычная работа. Потому что самоотдача в ней - высочайшая. Ежедневные репетиции при полной физической и психической выкладке, практически круглосуточная работа над ролью, публичность. И только потом актёр может рассчитывать на аплодисменты и успех у зрителей.

Напоследок ещё раз перечислим лучшие так называемую знаменитую большую пятёрку: ГИТИС, МХАТ, Щукинское, Щепкинское, ВГИК.

Московские театральные вузы являются заветной целью для тысяч абитуриентов со всей страны, а конкурсам в эти учебные заведения могут позавидовать даже МГИМО и МГУ. Давайте попробуем понять, в какой театральный институт Москвы лучше подавать документы.

Крупнейший:

ГИТИС, основанный в 1878 году, является крупнейшим театральным вузом не только России, но и Европы в целом. Здесь готовят актёров (для драматических, музыкальных и эстрадных театров), режиссёров, театроведов, балетмейстеров, продюсеров и сценографов. Актёров выпускают четыре факультета ГИТИСа: актёрский, режиссёрский, эстрады и музыкального театра. Причём только в этом театральном вузе Москвы совместное обучение режиссёров и актёров проходит на постоянной основе. И именно знаменитые актёрско-режиссёрские мастерские делают ГИТИС привлекательным для многих абитуриентов. Однако некоторые студенты жалуются, что в вузе великолепно преподают режиссуру, но мало развивают в них актёрские способности.

Важно отметить, что ГИТИС, в отличие от остальных театральных вузов Москвы, не «приписан» ни к одному театру. В этом учебном заведении нет и не может быть единой актёрской школы. Границы, порой фундаментальные, проходят между факультетами и мастерскими, которые возглавляют художественные руководители и режиссёры крупных московских театров.

Престижный:

Школа-студия МХАТ является самым молодым (основан в 1943 году) и открытым новым течениям классическим театральным вузом Москвы. Студенты здесь уверенно говорят о будущем и чувствуют себя нужными. В отличие от других театральных мастерских, студентов здесь загружают на 100%: занятия по актёрскому мастерству проходят ежедневно утром и вечером, порой приходится готовить сразу по два этюда. Преподаватели Школы-студии полагают, что у актёра должно быть что-то в душе. Что-то, что он сможет отдать своему зрителю. Поэтому здесь много времени уделяют общению, формированию гражданской позиции и разговорам о смысле вещей.

В программу для прослушивания часто рекомендуют включать современных авторов, например, Виктора Пелевина, Евгения Гришковца или Людмилу Улицкую. Однако радикальность нововведений Школы-студии всё-таки имеет пределы, о которых можно понять, прочитав объявление, висящее на заветных для будущих актёров стенах: «Вход в пляжной обуви и шортах в Школу-студию МХАТ категорически воспрещён».

В Школе-студии существует три факультета: актёрский, продюсерский и факультет сценографии и театральных технологий.

Для нестандартных:

На Щуку, как в народе называют театральный институт им. Щукина, основанный в 1914 году, стоит обратить внимание абитуриентам с типичной актёрской внешностью - высоким темноволосым красавицам и красавцам. Однако ректор данного театрального института Москвы - Евгений Князев - заверяет, что к ним часто поступают абитуриенты, которые не смогли пройти в другие вузы: маленького роста и с нестандартным голосом, поскольку в Щуке могут найти в таких людях индивидуальность. В институте есть два факультета: актёрский и режиссёрский.

Консервативный:

Щепка является старейшим театральным вузом Москвы, история которого восходит к театральному училищу, учрежденному в 1809 году. И, как это и положено старейшему, Щепкинское училище является ревностным хранителем классических традиций. Пьесы здесь ставят так, как написано, отбрасывая любую возможную пошлость. При наборе студентов преподаватели вуза также придерживаются определённого типажа: предпочтение здесь отдают статным русским богатырям и благовоспитанным девушкам с длинными косами и высоким голосом.

За время учёбы студент Щепки, в отличие от вузов, где педагоги набирают собственные мастерские, обучаются у всех преподавателей. Подготовка ведётся только по направлению «Актёрское искусство».

Кинематографический:

ВГИК, основанный в 1919 году, является Меккой для абитуриентов, мечтающих купаться в лучах славы. Ведь в наши дни сделать по-настоящему известным могут только кино и телевидение. Именно на этих двух сферах ВГИК и специализируется.

Нелишне заметить, что в отличие от сугубо театральных вузов Москвы, куда набирают только очень молодых студентов, в Институт кинематографии могут зачислить даже в 25 лет. Кроме того, ВГИК является единственной в стране киношколой с собственной киностудией, в которой возможно снимать учебные фильмы всех существующих жанров.

Для людей с ограниченными физическими возможностями:

ГСИИ, основанный в 1991 году, на сегодняшний день является единственным в мире вузом, который даёт возможность студентам с ограниченными физическими возможностями получить высшее театральное и музыкальное образование. За 4 года на актёрском факультете можно получить диплом по специальности «Актёрское искусство».

ВУЗ Факультет Количество бюджетных мест Количество «контрактных» мест Сумма баллов ЕГЭ самого слабого зачисленного
Российский университет театрального искусства Актёрский 58
(из них 4 для целевого приёма)
288 63 233 198 900
-//- Режиссёрский 514 476 198 900
-//- Музыкального театра 357 247 198 900
-//- Эстрады 316 213 198 900
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова Актёрский 17 276 8 209 161 779
Школа-студия (институт) им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова Актёрский 23 нет данных - нет данных 235 000
Театральный институт им. Бориса Щукина при ГАТ им. Евгения Вахтангова Актёрский 30 нет данных - нет данных 210 000
Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина (институт) при ГАМТР Актёрский 25 374 - 271 160 000
Государственный специализированный институт искусств Театральный 8 114 - - -

Кроме того, стать актёром можно и после негосударственного театрального вуза. В Москве таких учебных заведений 9. Но прежде чем подавать документы в подобные вузы, задумайтесь, много ли актёров, окончивших коммерческий театральный вуз, вам известно.

ВУЗ Факультет Количество мест Сумма баллов по ЕГЭ самого слабого зачисленного Стоимость обучения (руб. в год)
Институт гуманитарного образования и информационных технологий Театрального искусства не ограничено 200 125 000
Институт русского театра - не ограничено 68 (2 предмета) 130 000
Институт современного искусства Актёрский 30 131 138 710 (135 850 при оплате до 1 июля)
Институт театрального искусства им. П.М. Ершова - не ограничено - 134 700
Международный славянский институт Актёрский 40 - 142 400
Институт современного управления, кино и телевидения Творческих профессий и сценических искусств не ограничено 68 (2 предмета) 120 000
Московский гуманитарный университет Философии, культуры и искусства 20 128 118 000
Московская академия образования Натальи Нестеровой Кино и телевидения не ограничено 168 90 000
Международный гуманитарно-лингвистический институт Театра и кино не ограничено 150 (3 предмета) 85 000

Окончательное решение всегда остаётся за абитуриентом. Однако студенты театральных вузов Москвы дают своим будущим коллегам один хороший совет: «Будьте собой! Не подстраивайтесь и не пытайтесь понравиться - всё равно не угадаете, кому что нравится».

Вероника Гебриаль

кандидат социологических наук

C 16 по 30 апреля в ТЦ "На Страстном" состоится XIII Московский Международный фестиваь студенческих спектаклей «Твой шанс».


С 16 по 30 апреля 2017 года Министерство культуры Российской Федерации, Департамент культуры города Москвы, Союз театральных деятелей Российской Федерации и Театральный центр СТД РФ «На Страстном» проводят престижный, хорошо известный в России и за рубежом, любимый зрителями и театральными профессионалами XIII Московский международный театральный фестиваль студенческих и постдипломных спектаклей «Твой шанс».

Театральный центр «На Страстном» - место старта театральной молодежи Москвы и России, площадка для дебютов, на которой делают первые значительные шаги в профессии будущие знаменитые актеры и режиссеры. Участники фестиваля «Твой шанс» разных лет - звезды ведущих театров страны: МХТ им. Чехова, Театра им. Евг. Вахтангова, Театра им. В.В. Маяковского, Театра-студии под руководством О.П. Табакова, Мастерской П.Н. Фоменко и многих других.

«Твой шанс» собирает под одной крышей молодых, полных творческой энергии студентов, а также именитых режиссеров, художников, театральных критиков, художественных руководителей и директоров театров, кастинг-агентов. Театральный центр «На Страстном» на время фестиваля становится профессиональным клубом - местом увлекательных встреч, экспериментов, творческих открытий и бурных обсуждений спектаклей со зрителями, экспертами и участниками.

Ежегодно фестиваль «Твой шанс» расширяет географию, принимая в Москве студентов лучших театральных школ мира. Зарубежная программа фестиваля 2017 года будет представлена спектаклями студентов Университета искусств Фолькванг (Бохум, Германия), Школы драматического искусства им. Марианджелы Мелато при театре Стабиле (Генуя. Италия), Ереванского государственного института театра и кино (Армения). В региональной программе - спектакли студентов из театральных вузов Саратова, Самары, Ярославля, Новосибирска и Санкт-Петербурга.

В афише фестиваля лучшие студенческие спектакли ведущих театральных вузов Москвы. Российский университет театрального искусства - ГИТИС представит курс С.В. Женовача, Школу-студию МХАТ - курс Е.А. Писарева, Театральный институт имени Бориса Щукина - курс В.П. Николаенко, Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина - курс В.М. Бейлиса и В.Н. Иванова, Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова - студенты В.Н. Шиловского. Уже второй год в «Твоем шансе» принимают участие две молодые школы Москвы - Высшая школа сценических искусств Константина Райкина и Московский театральный колледж Олега Табакова.

В специальной программе фестиваля - гала-концерт и церемония награждения VIII Международного фестиваля «Серебряная шпага» - единственного в своем роде профессиональног о фестиваля сценического фехтования, проходящего при поддержке СТД РФ. Гала-концерт по сценбою станет уникальной возможностью для зрителей увидеть воочию то, что они видели раньше только на экране.

ВЫСТАВКА МОЛОДЫХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ХУДОЖНИКОВ

ИМЕНИ ОЛЕГА ШЕЙНЦИСА

16 апреля, в день открытия XIII Московского международного фестиваля студенческих спектаклей «Твой шанс», в «Боярских палатах СТД» состоится открытие одной из самых крупных в стране выставок молодых театральных художников, студентов и выпускников факультетов сценографии и художественных факультетов. Выставка 2017 года обещает стать одной из самых масштабных за свою историю - под старинными кирпичными сводами Боярских палат будет представлено около 500 экспонатов, в числе которых эскизы декораций, костюмы и макеты спектаклей.

В 2017 году в выставке примут участие молодые художники - студенты и выпускники Школы-студии МХАТ, ГИТИСа, ВГИКа, Британской высшей школы дизайна, Высшей школы сценических искусств (Театральной школы Константина Райкина), МАХУ памяти 1905 года, МГАХИ имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств, МГХПА имени С.Г. Строганова, МГПУ, РГУ имени А.Н. Косыгина, КМТИ имени Галины Вишневской, Института бизнеса и дизайна, а также Санкт-Петербургс кого РГИСИ.

30 апреля 2017 года, в день закрытия фестиваля, будет объявлено имя лучшего молодого художника этого сезона. Последние несколько лет победителя определяли выдающиеся театральный деятели, среди которых Марк Захаров, Роберт Стуруа, Теодорос Терзопулос, Пьетро Валенти, Александр Калягин и др.

Выставка носит имя легендарного сценографа и художника Олега Шейнциса, который выпустил не один курс талантливых сценографов, успешно работающих сегодня в лучших театрах России. Именно Олег Аронович открывал первую выставку в фойе Театрального центра «На Страстном» в 2006 году.

Вход на выставку свободный для всех желающих!

воскресенье

18.00

Боярские палаты

19.00

Открытие выставки молодых театральных художников имени Олега Шейнциса

Театральный институт Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова
Курс Александра Григорьевича Галко
Лопе де Вега
«СОБАКА НА СЕНЕ» 12+
Режиссер Александр Галко
(2 часа 30 минут с антрактом)

«Собака на сене» - одна из жемчужин мировой драматургии, комедия плаща и шпаги, затейливая история любви с блестящей развязкой. Беспроигрышный вариант для дипломного спектакля, задача которого - показать сценический потенциал выпускного курса, его ансамблевость, харизму и характерность начинающих актеров.

Спектакль стал последней работой выдающегося театрального педагога и драматического артиста Александра Галко. В этой студенческой постановке жажда жизни, озорство, театральность и молодость достигли наивысшей концентрации во имя главной задачи режиссера - создать на сцене увлекательный и невероятно эмоциональный гимн любви. Традиционная (но от этого не менее захватывающая) история рассказывает о любовных хитросплетениях, ревности, которая разжигает страсть, а также борьбе чувства долга и сердечных переживаний.

понедельник

19.00

Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом Театре имени Евг. Вахтангова

Курс Валентины Петровны Николаенко

«СЭЛИНДЖЕР» 16+

по произведениям Дж.Д. Сэлинджера

Режиссер Валентин Стасюк

(1 час 40 минут без антракта)

На сцене Америка 30-40-х годов XX века. Джаз, дым, приглушённый свет, звон стекла и льющихся в бокалы напитков. Элегантные люди из мира американского бомонда. Именно таким был мир Джерома Сэлинджера, начинающего писателя, молодого двадцатилетнего человека, который спустя десять с небольшим лет выпустит роман, в категорической и непримиримой форме отвергающий такую жизнь.

Спектакль "Сэлинджер" рассказывает о пути, который проходит самый загадочный автор Америки XX века. Пути от самовлюбленного пижона, завсегдатая баров и вечеринок, до философа-бунтаря, подарившего миру бессмертный шедевр «Над пропастью во ржи».

В спектакле использованы тексты из произведений Сэлинджера: «Подростки», «Девчонка без попки в проклятом 41-м», «Раз в неделю с тебя не убудет», «Последний день последнего увольнения», «Солдат во Франции», «Мягкосердечный сержант», «Хорошо ловится рыбка-бананка», «Посторонний», «Лапа-растяпа», «И эти губы, и глаза зеленые...», «Над пропастью во ржи», текст из романа Фредерика Бегбедера «Уна и Сэлинджер» и биографические материалы.

вторник

19.00

Школа-студия им. Вл.И. Немировича-Данче нко при МХТ им. А.П.Чехова

Курс Евгения Александровича Писарева
Антон Чехов
«БЕЗОТЦОВЩИНА» 16+
Режиссер Евгения Дмитриева
(2 часа 10 минут с антрактом)

Первая пьеса Антона Павловича Чехова «Безотцовщина», написанная им в 18 лет, декорация в виде деревянной стены и скамейка - вот все, что понадобилось студентам Евгения Писарева из Школы-студии МХАТ, чтобы представить историю страсти, обмана, разочарования и убийства в дипломном спектакле «Безотцовщина». Такой минимализм в декорациях и костюмах, по мнению создателей спектакля, выводит сюжет пьесы из временного контекста, делая его вечной историей человеческих страстей, актуальной для любого поколения. Смешное в спектакле тесно переплетается с трагическим, что позволяет режиссеру и педагогу Евгении Дмитриевой максимально раскрыть актерский потенциал выпускного курса.

среда

19.00

Московский театральный колледж О. Табакова

Курс Олега Павловича Табакова

Александр Вампилов
«ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В ЧУЛИМСКЕ» 16+
Режиссеры Михаил Хомяков и Анна Гуляренко
(1 час 30 минут без антракта)

Дипломный спектакль студентов четвертого курса «Прошлым летом в Чулимске» - своеобразное подтверждение стремления Олега Павловича Табакова возродить и развить в Школе традиции легендарной Табакерки, сохранить свою мастерскую для талантливых студентов со всех уголков большой страны. Режиссеры спектакля - первые студенты Олега Табакова - известные сегодня артисты Михаил Хомяков и Анна Гуляренко, стоявшие у истоков создания «Подвала на Чаплыгина». Они прошли колоссальный путь в театре своего Мастера и теперь передают опыт будущим актерам.

Действие этой пьесы, написанной Вампиловым в 1971 году специально для Театра Маяковского, разворачивается в таежном райцентре. Жизнь с особенной силой кипит в придорожной чайной, где милая и безнадежно провинциальная Валентина влюблена в «городского» и «пожившего» следователя Шаманова. Ссоры, драки, свидания, разлуки и встречи - богатейшую палитру красок провинциального быта видели эти стены.

четверг

19.00

Российский институт театрального искусства — ГИТИС

Курс Сергея Васильевича Женовача

Михаил Булгаков

«СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ. ЧУДОВИЩНАЯ ИСТОРИЯ» 16+

Режиссер Айдар Заббаров

(2 часа 15 минут с антрактом)

Мастерская Сергея Васильевича Женовача давно стала визитной карточкой ГИТИСа. На этот раз выпускной курс, на котором одновременно обучаются актеры и режиссеры, превратил программное произведение Михаила Булгакова из сатирической фантасмагории в философскую притчу. Студенты трансформировали жанр: знакомая зрителям история теперь рассказывается от лица Шарика. В своем исследовании преображений студенты мастерской изучают внутренние метаморфозы и задаются привычными для творческих людей вопросами: позволительно ли талантливому человеку вмешиваться в законы природы, и какова цена таких преобразований души.

На сцене фирменный минимализм Мастерской Женовача: пустая сцена, дверь, странные металлические конструкции. Открытое для театральной условности пространство становится то темной и заснеженной московской улицей, на которой трясется от холода измученный Шарик, то гостиной в квартире профессора Преображенского, а то и вовсе операционной.

пятница

19.00

VIII Международный фестиваль сценического фехтования

«СЕРЕБРЯНАЯ ШПАГА» им. Н.В. Карпова

Гала-концерт

(1 час 45 минут без антракта)

Вход свободный

«Серебряная шпага» - первый в мире профессиональный фестиваль сценического фехтования, учрежденный в 2007 году и проходящий при неизменной поддержке Союза театральных деятелей РФ. C 2014 года он носит имя его основателя Николая Васильевича Карпова. Фестиваль имеет особое значение для повышения качества пластической подготовки профессиональных актёров и популяризации фехтования.

В спецпрограмму фестиваля «Твой шанс» нынешнего года включены гала-концерт и церемония награждения VIII Международного фестиваля «Серебряная шпага» - единственного в своем роде профессиональног о смотра сценического фехтования. Российская школа фехтования - одна из ведущих в мире. Только в России этот предмет является обязательным элементом обучения в театральных вузах.

суббота

19.00

Школа драматического искусства им. Марианджелы Мелато при Театре Стабиле (Генуя, Италия)

Уильям Шекспир

«ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ» 14+

Режиссер Марко Шаккалуга

(2 часа 20 минут с антрактом)

на итальянском языке с субтитрами

В вымышленной стране Иллирии живет герцог Орсино, страдающий от неразделенной любви к графине Оливии, которая погружена в траур по умершему брату. Но с появлением одетой в мужское платье Виолы, разыскивающей своего брата-близнеца Себастьяна, печали Орсино и Оливии приходит конец. Они погружаются в мир человеческих страстей, где не обходится и без комических положений, в которые то и дело попадают придворные, за которыми в свою очередь наблюдает ироничный шут Фесте.

«Работа со студентами - прекрасная возможность научиться чему-то новому. В основе любого обучения лежит обмен, он помогает не забыть, что театр - это необходимость. Молодые актеры очаровывают меня своей преданностью искусству и жаждой работать. Постановка Шекспира в традициях «бедного театра» подтвердила, что сознательный отказ от многообразия выразительных средств не ограничивает творческую свободу, наоборот, он подстегивает воображение».

(Марко Шаккалуга)

воскресенье

19.00

Университет искусств Фолькванг (Бохум, Германия)

Мишель Уэльбек

«ВОЗМОЖНОСТЬ ОСТРОВА» 16+

Режиссер Даниэль Кунце

(1 час 30 минут без антракта)

на немецком языке с субтитрами

На фестивале «Твой шанс» - своеобразная премьера. «Возможность острова» - редкое и мало знакомое российской сцене название, несмотря на то, что книги Гонкуровского лауреата Мишеля Уэльбека пользуются в России огромной популярностью.

«Возможность острова» - сценическая адаптация романа именитого французского писателя, поставленная студентами немецкого Университета искусств Фолькванг. Пятеро актеров иронично и отстраненно разыгрывают сюжет романа с точки зрения людей будущего - НЕОлюдей, клонов современного человека. Немецкие студенты чтение дневника нашего современника перекладывают на язык жестов, в пластической форме переживают описанный Уэльбеком рассвет и закат жизни человека нашего времени, стареющего в обществе, в котором тело - всего лишь продукт, подлежащий усовершенствован ию.

понедельник

19.00

21.00

фойе

Самарская государственная областная академия Наяновой
(целевой набор на базе Самарского академического театра драмы им. М.Горького)
Курс Вячеслава Алексеевича Гвоздкова
Иван Крылов
«УРОК ДОЧКАМ» 12+
Режиссер Валерий Гришко
(1 час 10 минут без антракта)

Студенты Вячеслава Гвоздкова из Самары для своего дипломного спектакля выбрали комедию легендарного баснописца, которую нередко называют русской версией «Смешных жеманниц» Мольера. Переписанный Крыловым на русский манер водевиль с каскадом характерных ролей показался педагогам идеальным материалам для презентации выпускного курса молодых актеров.

Фёкла и Лукерья, дочери дворянина Велькарова, воспитывались у своей тётки гувернанткою мадам Григри «на последний манер». Отец приехал со службы к ним в Москву и решил взять дочерей к себе. Но юные модницы рассердили старика своим презрением ко всему русскому и обожанием всего французского. В это же время горничная барышень Даша собирается замуж, однако у нее и ее жениха Семена нет денег на свадьбу. И Семен придумывает хитрость: он переодевается и выдает себя за французского маркиза.

Новосибирский государственный театральный институт

Курс Марины Андреевны Шелевер

Александр Галин

«ЗВЕЗДЫ НА УТРЕННЕМ НЕБЕ» 18+

Режиссер Сергей Афанасьев

(2 часа с антрактом)

Москва, 1980 год. Вся страна находится в сладком предвкушении грандиозного события. Граждане Великого и могучего Советского Союза готовятся к проведению Олимпиады. Город готовится встречать гостей. Улицы «зачищают» от лимиты, чтобы не портить внешний вид Белокаменной и произвести впечатление на иностранцев. Все «отбросы общества» свезены в пригород под чуткий надзор служивых.

Для студентов из Новосибирска, решающих спектакль в традициях психологического театра, смысловым «центром тяжести» становится не прекрасная столица, а жизнь, судьба и чувства тех, кто по велению времени и истории оказался в зоне отчуждения.

вторник

19.00

Высшая школа сценических искусств (Театральная школа Константина Райкина)

Курс Константина Аркадьевича Райкина

Александр Островский

«БЕСПРИДАННИЦА» 16+

Режиссер Елена Бутенко-Райкина

(2 часа 10 минут без антракта)

Драматический спектакль о «выставленной на продажу» невесте. И шумные цыгане на набережной Волги, и «новые русские» купцы Кнуров и Вожеватов, и желчный самовлюбленный Карандышев, жених Ларисы, и «тетенька» Харита Игнатьевна, её мать - все потеряли ориентиры от бешеных денег. Одни - потому что монеты попали в руки, другие - потому что купюры проплыли мимо. Появление «Ласточки» и «барина» Паратова превращает их унылое провинциальное житьё в разухабистый парад-алле с безумными тратами и циничным расчетом. Лишь однажды свет истины нисходит на этот отравленный собственной ложью мир - когда Лариса поёт знаменитый романс «Не искушай меня без нужды». В хоре голосов героев он звучит как молитва, как соборное единение.

среда

19.00

Ярославский государственный театральный институт
Курс Олега Леонидовича Нагорничных
«ИУДУШКА. СТРАСТИ» 16+
по роману М.Е. Салтыкова-Щедрин а «Господа Головлевы»
Режиссер Олег Нагорничных
(2 часа 30 минут с антрактом)

В основе спектакля «Иудушка. Страсти» классический текст русской литературы - роман Салтыкова-Щедрин а «Господа Головлевы». Раскрыть его смыслы средствами театра - смелая педагогическая попытка. Режиссер Олег Нагорничных и студенты его мастерской предлагают неожиданную трактовку, в которой местом действия становится сама Смерть - духовная и физическая, в которой Иудушка инициируется, превращаясь в настоящего кровопийцу.

По задумке режиссера, эпицентром обитания семьи Головлевых становится большой стол, который объединяет на недолгое время ужина этих близких по крови, но разных по духу людей. Но этот же стол - преисподняя: герои падают в открывающиеся в нем люки, как в гиену огненную. Он же - место разврата, место финальной агонии главного героя.

четверг

19.00

Российский государственный институт сценических искусств (Санкт-Петербург)

Курс Юрия Михайловича Красовского

«ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ ДЛЯ ВЕСЕЛЫХ ЛЮДЕЙ» 16+

драма по произведениям А.П.Чехова

Режиссер Юрий Красовский

(2 часа 30 минут с антрактом)

В название этого студенческого спектакля вынесена фраза, произнесенная Владимиром Набоковым на лекции по русской литературе. Так писатель охарактеризовал жанр, в котором работал Антон Чехов. Этот студенческий спектакль открывает большие горизонты для размышлений, так как для него взят материал из главных произведений классика. Основой сюжета стала повесть «Палата № 6». Но, по сути «Грустная история» - отражение жизни многих чеховских героев «после “Вишневого сада”». На сцене - вырубленные и засохшие фруктовые деревья, среди которых бродит врач Андрей Ефимыч Рагин. Или это повзрослевший Петя Трофимов, а может, дядя Ваня, только что проводивший все семейство…

Будучи пациентом больницы, главный герой получает возможность говорить правду, скрываясь под маской сумасшедшего. Больничная палата становится полем для поисков смысла жизни и размышлений о судьбе России, а образ Рагина - олицетворением человека, который боится не только любить, но и существовать в принципе, человека, объятого экзистенциальным кризисом.

пятница

19.00

Российский государственный институт сценических искусств

Театр-студия «Небольшой драматический театр» (Санкт-Петербург)

Курс Льва Борисовича Эренбурга

Фёдор Достоевский

«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» 16+

Постановка Льва Эренбурга

(3 часа с антрактом)

Глыба романа Достоевского расколота создателями спектакля на горсть этюдов (традиционный для Эренбурга метод) - этюдов дерзких, острых, гротескных, преисполненных вулканической страсти, юмора, трюков, но собранных, нанизанных при этом на живую нитку психологического театра. У этого спектакля не повествовательны й ритм, здесь нет чтения вслух, морализаторства и красивых поз. В нем - энергия несущейся тройки, молодецкая удаль и красота, сила и смелость, и даже в молчании - звон и дрожь.

После предыдущих постановок, в частности спектакля «Преступление и наказание» (Гран-при фестиваля «Твой шанс» 2013 года), размышления о взаимоотношениях человека и Бога на курсе не закончились. У Льва Эренбурга «Братья Карамазовы» - это спектакль не столько о Боге, сколько о черте, о соблазне, о бездне греха, о потере себя. И конечно, о любви, запредельной и всепобеждающей, ибо, какая бы она ни была, жизни без нее нет.

суббота

19.00

Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России

Курс Владимира Михайловича Бейлиса и Виталия Николаевича Иванова

Фрэнсис Гудрич, Альберт Хаккет

«ДНЕВНИК АННЫ ФРАНК» 14+

Режиссер Алексей Дубровский

(2 часа 45 минут с антрактом)

«Дневник Анны Франк» - книга, которая сумела объединить в судьбе одной девочки миллионы человеческих трагедий, связанных со страшнейшей трагедий прошлого века - Холокостом.

Студенты Щепкинского училища взялись за непростой сценический материал - создать спектакль о тех, чьё детство и юность убила война. Вопреки трагедийному характеру текста, эта студенческая работа - гимн жизни, рассказ о необычайной силе духа, об умении искренне радоваться каждой секунде, о безграничной воле к миру вокруг.

Анна Франк, тринадцатилетняя еврейская девочка, которая скрывалась со своей семьёй в тайном убежище от нацистского террора в течении двух лет и одного месяца. Два мучительных года в замкнутом пространстве, наполненные ссорами и радостями, гневом и юмором, ненавистью и любовью. Все это нашло своё удивительное отражение не только в дневнике юной, фантастически одарённой девочки, которая так мечтала стать настоящей писательницей, но и в спектакле, память о которой хранят студенты Щепкинского училища.

воскресенье

15.00

Боярские палаты

19.00

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А.Герасимова

Курс Всеволода Николаевича Шиловского

Юрий Поляков

«ОДНОКЛАССНИКИ» 16+

Режиссер Всеволод Шиловский

(2 часа 40 минут с антрактом)

Взяв для дипломного спектакля текст «последнего советского писателя», как сам себя называет общественный деятель Юрий Поляков, народный артист РСФСР, мастер курса Всеволод Николаевич Шиловский из ВГИКа преследовал цель ближе познакомить студентов с работой в традициях русского психологического театра.

Перед студентами поставлена непростая задача - сыграть время подведения жизненных итогов во время незнакомой им, ушедшей эпохи. Время, когда человек задает сам себе неудобные вопросы, обнажая зоны внутренней боли. Примеряя характерные роли сорокалетних: олигарха, героя Афганской войны, священника, спившегося поэта, эмигранта и школьного учителя - студенты призваны ответить на высокие, бытийные вопросы: во что превратились мечты, гревшие душу в детстве, и чем обернулось стремление к тому, что казалось «правильным».

Материалы любезно предоставлены пресс-службой фестиваля "Твой шанс".


Окультурить друзей:

ВКонтакте

Одноклассники

По их развитию. Этот курс может быть своеобразным введением в основы для всех интересующихся. Но для складывавшейся веками театральной традиции это лишь капля в океане обучения актёрскому искусству. Поэтому в поддержку тренинга наш сайт публикует перечень нескольких наиболее известных театральных вузов России с краткой информацией о них, которая, несомненно, пригодится тем, кто решил посвятить себя театру или кино и хочет получить образование в данной сфере.

Сразу отметим, что целью статьи не является составление рейтинга или дача рекомендаций, какой театральный вуз лучше. В узких кругах этот вопрос уже давно стал вечным, но наша задача другая – создать удобный материал для ориентации в теме.

Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России

ВТУ им. М. С. Щепкина – театральная школа с давней и славной историей не только по меркам России, но и Европы. Своё существование она начала в 1809 г., когда указом Александра І театральная школа при воспитательном доме была реорганизована в Московское императорское театральное училище. Со временем заведение отошло в ведомство Малого театра. С 1832 г. в училище работал Михаил Семёнович Щепкин – известный русский актёр и педагог, а с 1838 г. оно получило его имя. Статус вуза «Щепке» (так сокращённо называют училище) был присвоен в 1943 г.

Сегодня училище им. М. С. Щепкина ведёт набор на 2 специальности: «актёрское искусство» и «театральное искусство», по окончанию которых предусмотрено распределение. Все курсы и студии организованы опытными профессионалами. Учиться можно в одной из девяти мастерских. Также очевидно, что учебное заведение с более чем 200-летней историей, может похвастаться не только преподавательским составом, но и гордиться своими великими выпускниками. А их было немало. Вот только имена известные современному человеку: Д. Харатьян, М. Башаров, А, Домогаров, А. Чадов и др.

Контактные данные и ведомости относительно поступления ищите на официальном сайте училища .

Театральный институт имени Бориса Щукина

Один из лучших театральных вузов был в начале любительской студией, появившейся в 1914 г. благодаря усилиям ученика – Е. В. Вахтангова. Современное название училище получило лишь в 2002 г. До этого было несколько других, характеризирующих этапы становления этого учебного заведения: Московская драматическая Студия Е. Б. Вахтангова (1917), III Студия МХТ (1920), Театр им. Евгения Вахтангова (1926) с собственной театральной школой. В 1939 году театр стал училищем, названным в честь великого актёра, ученика Вахтангова – Бориса Щукина.

Институт ведёт набор на специальности «актёр театра и кино» и «режиссёр». Интересным фактом и в то же время особенностью «Щуки» (как и в предыдущем случае – это жаргонное название училища) является то, что преподают в ней только бывшие выпускники. Правда, с такой историей проблем с подбором квалифицированных педагогов у вуза быть не должно. Среди окончивших институт: А. Гордон, А. Миронов, А. Вертинская, К. Райкин и многие другие.

Детальная информация о правилах поступления и другие данные на сайте .

Школа-студия имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А. П. Чехова

И школа-студия, и сам Московский художественный академический театр многим обязаны Владимиру Ивановичу Немирович-Данченко. Именно его взгляды послужили отправной точкой в создании при театре собственной школы. Она была учреждена в 1943 г., на следующий день после его смерти, как акт увековечивания памяти великого педагога и режиссёра и, впоследствии, стала кузницей кадров для советского, а позже и российского, театра и кино.

В наше время обучение проводят три факультета: актёрский, продюсерский, сценографии и театральной технологии. При школе-студии действует свой учебный театр (как, впрочем, и при ВТУ им. М. С. Щепкина, и при Театральном институте им. Б. Щукина). В разные года вуз окончили такие известные актёры, как Л. Дуров, В. Гафт, О. Басилашвили, О. Табаков, и не только актёр, но и «голос поколения» – В. Высоцкий.

Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова

ВГИК назван в честь выдающегося советского кинорежиссёра, сценариста и актёра Сергея Апполинариевича Герасимова. Свою историю этот вуз, который в отличие от всех вышеперечисленных ориентирован на обучение актёров для кино, ведёт с 1919 г. Тогда, впервые в мире, в Советском Союзе была создана Государственная киношкола. С её именем в дальнейшем связано не только зарождение обучения искусству киноактёра, но и становление советского кинематографа в целом. На базе Госкиношколы был снят первый советский полнометражный художественный фильм – «Серп и молот».

И после распада СССР, и сегодня ВГИК остаётся главным центром подготовки кадров всех специальностей для кино и телевидения. Университет имеет несколько филиалов: в Сергиевом Посаде, Ростове-на-Дону, Советске (Калининградская область), Иркутске. Помимо этого ВГИК – единственный государственный вуз, имеющий полную техническую базу для создания полноценных медиа продуктов (в первую очередь, фильмов). А завершает формирование образа одного из лучших отраслевых учебных заведений список известных выпускников, среди которых С. Параджанов, К. Муратова, Н. Михалков, Ф. Бондарчук и др.

С условиями поступления и специальностями можно ознакомиться на .

Российский университет театрального искусства

Несмотря на то, что сегодня аббревиатура этого учебного заведения РУТИ, привычным названием одного из наиболее крупных (план приёма на «Актёрское мастерство» свыше 200 человек) вузов театрального профиля остаётся ГИТИС (Государственный институт театрального искусства). Здесь прослеживается не столько традиция (вуз повидал много разных имён), сколько память о периоде, когда его возглавлял . Берёт же свое начало история данного заведения с Музыкально-драматической школы, которую в 1878 г. открыл П. А. Шостаковский.

Перечень специалистов, которых готовит ГИТИС значительно больше, чем в других вузах. Кроме актёров и режиссёров, университет выпускает кадры для музыкального театра, эстрады, театроведов, хореографов, продюсеров. Это в свою очередь делает разнообразным и список известных выпускников. Так, ГИТИС окончили актёры Е. Леонов, А. Папанов, Р. Хаит, певица А. Пугачёва, балетмейстер Б. Акимов, спортивный комментатор Н. Озеров.

Подробную информацию о вступительной кампании на разных факультетах читайте на сайте .

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

СПбГАТИ – старейший и один из крупнейших образовательных центров, обучающих театральным специальностям. В конце мая 2014 г. академия отпраздновала своё 235-летие. Основан этот театральный вуз был в далёком 1779 г., когда Танцевальная школа была расширена и реорганизована в Театральную школу разных специальностей. С тех пор заведение часто меняло названия, но сохраняло историю и традиции самого старого учреждения данного профиля.

Сегодня СПбГАТИ является ведущим вузом по подготовке высококвалифицированных специалистов в области театра и смежных специальностей. Академия ведёт набор на шесть факультетов: факультет актёрского искусства и режиссуры, факультет театра кукол, факультет сценографии и театральной технологии, продюсерский факультет, театроведческий факультет, факультет мастерства сценических постановок. В прошлом на них учились М. Боярский, М. Пореченков, И. Ургант, Н. Фоменко, К. Хабенский и многие другие.

Все необходимые для абитуриентов ведомости собраны на официальной странице академии в Интернете.

Екатеринбургский государственный театральный институт

ЕГТИ – единственный театральный вуз на Урале. Возник в годы Второй мировой войны стараниями эвакуированных в Свердловск педагогов и актёров. На этой базе после окончания войны было создано театральное училище, получившее в 1985 г. статус института.

ЕГТИ готовит специалистов по нескольким направлениям: актёры драматического театра и кино, актёры кукольного театра, режиссёры, концертмейстеры, искусствоведы, литературные работники. В своё время этот театральный вуз окончили В. Мотыль (режиссёр фильма «Белое солнце пустыни»), В. Логинов (главный герой сериала «Счастливы вместе», действие которого происходит в Екатеринбурге), народный артист России В. Ильин и др.

Вся информация о вузе собрана на сайте .

Ярославский государственный театральный институт

Театральный техникум существовал в Ярославле еще в 1930-е гг., но лишь в 1962 г. при сотрудничестве с Академическим театром драмы имени Ф. Г. Волкова было создано училище. Благодаря усердной работе, а она велась постоянно – меньше, чем за 20 лет с момента получения статуса училища, заведение выпустило множество востребованных специалистов, в 1980 г. ему был присвоен статус вуза.

Сегодня ЯГТИ своей деятельностью продолжает хоть и недолгую, но полную ярких страниц историю одного из сильнейших региональных центров подготовки кадров для театральной сферы. Среди выпускников вуза – знакомые российскому зрителю имена А. Самохиной, А. Болтнева, В. Гвоздицкого, Ю. Цурило.

Информация об институте