Портал образования. Исследовательская работа «Для чего нам нужен нос? пользоваться чужим носовым платком)


С детства мы учим детей своих тому, как нужно правильно есть, пить, ходить, говорить. А вот как дышать? Мы взрослые не учим. А зря, ведь не используются огромные резервы здоровья, заложенные природой в самом организме. Это весьма серьезное упущение. Зимой когда резко увеличивается опасность простудных заболеваний, гриппа, правильному дыханию принадлежит далеко не последняя роль в профилактике этих болезней. Когда дышит ребенок ртом , у детей возникает кислородное голодание, снижается аппетит, нарушается обмен веществ. Постоянное ротовое дыхание замедляет рост щитовидной железы, уменьшается гемоглобин, снижается уровень сахара и кальция, что очень заметно сейчас у молодого поколения. Нередко встречается расстройство памяти, задержка психического и физического развития. У постоянно дышащих детей ртом, отмечаются головные боли, раздражительность, ночные страхи, недержание мочи и т. д. В результате, при дыхании ртом воздух не подвергается должной «биологической обработке» , т. е. эти дети часто болеют ангиной, бронхитом, пневмонией, а частые и длительные болезни серьезно подрывают иммунитет у ребенка. Следовательно, мы педагоги должны обьяснить и научить наших воспитаников как правильно дышать.Это первый шаг на пути самооздоровления.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

Образовательная деятельность область «Физическое развитие»

«Путешествие в страну Носарию»

(старший дошкольный возраст)

Подготовила: инструктор по физической культуре

Наумова Т.И.

Г.Сухиничи

Цель : Формирование представления о своем теле и способах сохранения здоровья.

Задачи:

  1. Сформировать у детей анатомо-физиологические представления о строении носа.
  2. Научить применять оздоровительные методики: игровой массаж; гимнастику для глаз; корригирующую гимнастику; упражнения для укрепления мышц стоп для самооздоровления.

3. Развить устойчивость внимания, развивать логическое мышление, память продолжать работу по укреплению здоровья детей.

4. Воспитать доброжелательность.

Методическое обеспечение: иллюстрации - слон, аист, волк, заяц.., "пеликан, утка; платки по количеству детей. Презентация «Нос» Аудио запись песня «Ужасно интересно», «Паровоз», «Песенки про носы» , «Песни Сольвейг» (кассета «Григ и звуки океана»).

Предварительная работа:

  1. Разучить с детьми игровой массаж «Улитки», «Свинки».
  2. Разучить гимнастику для глаз «Любопытный нос»
  3. Подготовить презентацию «Нос»
  4. Запись музыкального сопровождения.

Ход мероприятия.

Входят под музыку «Ужасно интересно всё то, что неизвестно»

Ведущий:

Я задам вам всем вопрос:

Для чего нам нужен нос?

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышел Носик погулять.

Нос не хочет простужаться

И не хочет он чихать.

Значит, надо нам, ребята,

Упражненья выполнять.

Дети слегка тянут себя за нос.

Массаж носа «Улитки»

Ведущий:

От крылечка до калитки

Три часа ползли улитки,

Три часа ползли подружки,

На себе таща избушки.

Дети трут указательные пальцы друг о друга; массируют ноздри сверху вниз и снизу вверх 10-20 раз.

Видит носик - паровоз

В гости всех ребят привез.

Доставил за минуту за одну

В Носарию, волшебную страну .

Музыка песня «Паровоз».

Ходьба. Перестроение в три колонны для выполнения ОРУ.

Упражнения «Забавные животные».

Ведущий:

  1. Головой кивает слон,

Он ребятам шлет поклон.

Дети наклоняют голову вперед. Повтор 6-8 раз

  1. Волк играет с Зайцем в мячик

Это что-нибудь, да значит.

Повороты вправо-влево с отведением руки в сторону. Повтор 6-8 раз

  1. Пеликан ныряет ловко

Вот, что значит тренировка!

Наклоны вперед, руки за спиной сцеплены в «замок». Повтор 6-8 раз.

  1. Утки плавали в канале

В результате - три медали.

Наклоны вправо, влево. Руки на пояс. Повтор 6-8 раз

  1. Аист делает зарядку;

То вприскочку, то вприсядку.

Приседание с хлопком в ладоши над головой. Повтор 6раз

  1. Юный заяц встал на лыжи.

Вот он - финиш! Ближе! Ближе!

Прыжки разных видов. 2раза по 6-8 чередуем с ходьбой.

Ведущий: Носик посмотрел по сторонам и увидел обитателей этой удивительной страны, как они играют. Вы хотите поиграть вместе с ними, тогда идём дальше. «Цапля» (ходьба, высоко поднимая колени с выпрямлением ноги вперёд); «Обезьянки» (прыжки); «Пингвины» (ходьба с разведением носков в стороны); «Леопард» (бег). Ходьба в колонне по одному. Перестраиваемся в колонну по два.

Музыка для ходьбы и бега.

Зайчата играют в мяч.

  1. Передача мяча двумя руками снизу, в парах.
  2. Передача. Мяча двумя руками от груди с отскоком от пола.

Ведущий: Смотрите, веселые свинки высунули свои любопытные носики.

Массаж спины «Свинки»

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Все постукивают,

Все похрюкивают:

Туки-туки-туки-тук!

Хрюки-хрюки - хрюки-хрюки! Поглаживают ладонями.

Дети стоят «паровозиком» и легонько похлопывают ладонями по спине впереди стоящего. Поворот на 180°. Поколачивать кулачками, постукивать пальчиками.

Ведущий

Нос говорит: «Погуляем!

Я в духоте сижу!»

Нос говорит: «Погуляем!

Очень тебя прошу!»

Упражнение для глаз

Смотрит носик вправо-влево. Дети перемещают взгляд вправо-влево.

Смотрит носик вверх и вниз, Переметают взгляд вверх-вниз за

Что увидел хитрый носик? За указательным пальцем .

Ну, куда мы забрались?

Мягко проводят указательными пальцами по векам.

Ведущий: Отгадайте загадку:

Лег в карман и караулит

Реву, плаксу и грязнулю,

Им утрет потоки слез,

Не забудет и про нос. (Носовой платок.)

Вдруг нос увидел платочки и так обрадовался! Почему? Для чего нужны платки? Дети отвечают.

Вытри носик, вытри слезки и скорей пускайся в пляс.

Упражнение для укрепления мышц свода стопы

Мы платочки в ножки взяли,

И немного помахали.

Собрали пальчиками ног платочек в «гармошку».

Переложили правой, левой ногой справа на лево и наоборот.

Ведущий:

Носик принюхался: Дети принюхиваются.

Пахнет морским воздухом.

И увидели мы море -

Красивое, большое.

Игра «Море волнуется»

На полу разложены обручи, дети встают в них. Водящий ходит «змейкой» между играющих. Те дети, которым он скажет: «Море волнуется!», встают за ним, образуя цепочку. Так они ходят, взявшись за руки, до тех пор, пока все играющие не будут взяты со своих мест. Неожиданно водящий объявляет: «Море спокойно!» Все опускают руки и бегут занимать обручи. Тот, кто останется без места, назначается новым водящим.

Ведущий:

Воздух мы морской вдохнем.

Дышим носом, а не ртом!

Плечи не поднимаем,

Животиком помогаем. Выполняют дыхательные упражнения.

Ребята, что происходит с воздухом в носу? Дети отвечают.

Вы все правильно сказали. Воздух согревается, увлажняется, очищается от пыли. Поэтому на прогулке надо дышать носом, а не ртом.

Музыка песня «Про носы».

Вот такое интересное путешествие совершили мы вместе с Носиком. А сейчас пора прощаться. До свидания! До новых встреч, друзья!


Людмила Архипова
НОД «Для чего человеку нужен нос?»

Цель : формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.

Задачи :

1. Закрепить знания об органах чувств;

2. Познакомить детей с правилами профилактики простудных заболеваний;

3. Вспомнить правила пользования предметами туалета;

4. Воспитывать желание следить за своей внешностью и вести здоровый образ жизни.

Методическое обеспечение : фломастеры, альбомного листа, рисунки скульптур, рисунок носа в разрезе.

Мотивация : личная заинтересованность детей.

Ход занятия:

1. Рисование человека

Воспитатель стоит у мольберта и обращается к детям :

-- Отгадайте вот такую загадку :

Между двух светил я в середине один. (нос)

Да, это нос. Я вспомнила, как рисовала в детстве человека : точка, точка, два крючочка, носик, ротик, оборотик, ручки, ножки, огуречик – получился человечек . Вот такой человечек у меня на мольберте . Пожалуйста, сядьте за свои столы и нарисуйте фломастерами весёлых человечков .

(Дети рисуют)

Посмотрите на свои рисунки, как вы нарисовали нос своему человечку ? На моём рисунке нос похож на острый угол, а у вас?

(спрашивает у нескольких детей или, проходя у столов, комментирует рисунки форму носа на рисунках детей)

Кто-то нарисовал палочку, кто-то точки, кто-то дугу. У каждого человечка нос имеет разную форму при изображении на бумаге. Скажите, а носы у всех людей похожи или отличаются?

(ответы детей)

2. Рассматривание рисунков скульптур

Посмотрите на фото скульптур. Что вы можете сказать о носах?

(ответы детей)

Да, у одних скульптур маленькие носики, у других – большие. Есть носы прямые, а есть с изгибом - горбинкой. Носы – разного размера и разной формы. Обратите внимание на эту скульптуру. Лоб плавно переходит в нос. Такой нос называют греческим. А почему, как вы думаете?

(такой нос у большинства людей, живущих в Греции)

Да, у некоторых людей между началом носа и лбом есть углубление. Когда кончик носа сильно приподнят, то такие носы называют курносыми. Такие носики бывают у малышей. Посмотрите друг на друга, видите свои курносики? А когда вы вырастете, то подрастут и ваши носики.

А на какую геометрическую фигуру похож нос человека ?

(ответы детей)

Да, если смотреть человеку прямо в лицо , то нос напоминает треугольник.

3. Закрепление правил оказания первой помощи при ушибах носа

Когда я была возрастом как вы, зимой любила кататься на санках с горки. Однажды мои санки перевернулись, и я ударилась носом о ледяную горку. Было так больно, что показалось, искры из глаз посыпались. Боль долго не проходила, и я тогда подумала, зачем мне нужен такой нос ? Потом нос распух и стал синим. Как вы думаете, что надо было сделать, чтобы облегчить боль?

(ответы детей)

Можно было в носовой платок положить чистый снег или лёд и приложить к носу. К ушибленному месту всегда прикладывают холод. А я не знала об этом. Надо было сразу идти домой к родителям, а я продолжала кататься на санках.

Физкультминутка

4. Проблемная ситуация

А вы задумывались, для чего человеку нужен нос ?

(Ответы детей)

Правильно, но дышать можно и ртом. Смотрите.

(В. зажимает пальцами нос и дышит ртом, дети повторяют)

Расскажите мне о своих ощущениях, когда дышали ртом.

(дети делятся впечатлениями)

А попробуйте дышать и говорить с зажатым носом, что происходит с вашим носом?

(дети рассказывают)

Да, голос меняется. Когда у вас насморк и нос не дышит, кажется, что воздуха не хватает и можно задохнуться. Нос очень нужен для того , чтобы сохранять наше здоровье. Может, кто-то знает, как это происходит?

(ответы детей)

Что находится внутри носа? Возьмите маленькие зеркальца и посмотрите внимательно на свой нос, его форму, размеры. Потом запрокиньте немного голову и посмотрите, что находится внутри носа?

(ответы детей)

В носу вы увидели два прохода, разделённых между собой носовой перегородкой. Перегородка тоненькая и при надавливании на неё может покачиваться. Через носовые проходы заходит воздух, который попадает в лёгкие. Стенки носового прохода покрыты волосиками. Как вы думаете, для чего они там нужны ?

(Ответы детей)

Волосики задерживают пылинки и микробы, которые летают в воздухе. Они выполняют роль охранников. Стенки носового прохода покрыты жидкостью – слизью, на которой эти пылинки и микробы осаживаются, а воздух очищается и прогревается в это время, когда проходит по проходам. Когда в носу скапливается много микробов, человек начинает чихать . Тогда микробы вылетают из носовых проходов и могут заразить рядом стоящих людей. Что же делать, если хочется чихнуть?

(Ответы детей)

Поэтому у каждого человека должен быть свой носовой платок. Поднимите руки, у кого сегодня есть с собой носовой платочек. Завтра попросите у своих мам носовые платки и носите их с собой постоянно, каждый день свежий.

5. чтение стихотворения

Представляете, про нос даже стихи есть. Их написала детская поэтесса Э. Машковская. Послушаем?

Я ничего не знаю , и вдруг мой нос говорит,

Что где-то и кого-то что-то сейчас подгорит!

Я ничего не знаю… это нос доложил.

Кто-то купил апельсин.

Я ничего не знаю , я в духоте сижу.

Нос говорит : «Погуляем? Очень тебя прошу!»

Ходишь с ним и гуляешь,а он говорит :

«А знаешь, пахнет уже зимой.»

7. Рассказ воспитателя о профилактике простудных заболеваний

Когда нос вас просит погулять и вы гуляете долго, то можно и заболеть в морозную и прохладную погоду. Как только у человека замерзают ноги , из носа начинает капать жидкость, начинается насморк. Как от него лечиться?

(Ответы детей)

Надо не переохлаждаться на прогулке. Но если это случилось, надо попить горячего чая с лимоном или малиновым вареньем, попарить ноги в горячей воде, вытереть их насухо и надеть тёплые шерстяные носки. А ещё нос рекомендуют промывать морской водой в холодный период, чтобы не болеть простудными заболеваниями.

8. Правила для носа

Берегите свой нос и всегда проявляйте заботу о нём. В жизни человека есть правила , которые ему необходимо соблюдать. Есть правила и для носа. Попробуем рассказать друг другу, что же можно делать с носом и чего нельзя . Не суй в нос посторонние предметы, так можно поранить нос. При чихании всегда прикрывай нос платочком, чтобы не заразить других людей. Никогда не пользуйся чужим носовым платком. Постоянно при умывании очищай нос от слизи и пыли.

Правил мало, но о них надо помнить всегда.

Публикации по теме:

Путь к экологическому человеку Экология – наука о доме, местопребывании. Немецкий ученый Геккель дал первое толкование термину «экология» как науке об отношении живых.

Детям театр необходим и как зрителям, и как артистам. Воспитательное значение театра огромно. Театр делает это в увлекательной, занимательной.

Консультация для родителей «Для чего нужен режим дня?» Режим дня основан на правильном чередовании видов деятельности и отдыха. Режим дня способствует развитию ребенка, приучает его к дисциплине.

Конспект НОД для детей средней группы «Для чего нужен нос?» Программное содержание: дать детям представление и расширить знания о носе, как органе дыхания. Познакомить с понятиями: приятные и неприятные.

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Для чего человеку нос» ЦЕЛЬ: Познакомить детей с важным органом чувств – носом и его функциями. ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ: Познакомить детей с внутренним строением человеческого.

Носы бывают курносые, прямые, с горбинкой, но у всех у них одинаковые задачи. Нос — это естественный фильтр, который помогает очищать от пыли и микробов попадающий в организм воздух, а также его согревать и увлажнять, что важно для бронхов и легких. И, конечно же, благодаря носу мы способны различать запахи.

Уникальная конструкция носа

Наш нос состоит из костей, хрящей и разделен на две полости, которые соединены с носоглоткой. Снаружи нос покрыт кожей, а изнутри выстлан слизистой оболочкой. Именно здесь, в полости носа сосредоточены клетки, которые выполняют как защитные функции, так и помогают улавливать запахи.

Профилактика болезней носа

Для того чтобы избежать затрудненного дыхания, воспользуйтесь нашими советами.

Регулярно промывайте нос слабым раствором поваренной соли, чтобы удалить со слизистой болезнетворные бактерии и вызывающие раздражение вещества.

Не дайте «засохнуть» себе, а значит и своему носу. Каждый день выпивайте не менее 2 л жидкости.

Инфекционный насморк обычно длится около недели, и многим кажется, что обращаться за помощью к врачу не нужно - все равно болезнь пройдет. Однако, если насморк не лечить, то на его фоне могут возникнуть осложнения: синусит, фарингит, отит, бронхит и даже пневмония.

Чем болеет нос?

Кроме гриппа и других ОРВИ, свободному дыханию мешают аллергический ринит, искривление носовой перегородки и полипы. Если трудно дышать, мы вынуждены «глотать» воздух через рот и лишаемся естественной защиты от инфекций и охлаждения. Нарушается также и кислородный обмен, в результате появляются проблемы с сердечно-сосудистой системой. Когда заложен нос, днем нас не покидает ощущение дискомфорта, а ночью с трудом удается заснуть. Некоторым заболеваниям носа сопутствует временная и даже безвозвратная потеря обоняния.

➤ Мы можем различать более 10 000 запахов. И эта наша способность - естественный механизм, предупреждающий организм об опасности. Например, вовремя почувствовав едкий запах дыма и вредных газов, представляющих угрозу для жизни, мы не попадем в беду,

➤ Когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной.

В. БУКОВ, доктор медицинских наук

«Без носа человек – черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..»

Н.В. Гоголь

Спросите опытного врача, даже из числа обладающих научными степенями и званиями: «Для чего человеку нос?». В лучшем случае вы получите ответ: «Для очищения вдыхаемого воздуха от пылевых частиц, увлажнения его и согревания», И еще добавят: «Для обоняния». Но очевидно, что все упомянутые важные для жизни процессы прекрасно осуществляются и у животных, не имеющих носа, но обладающих верхними дыхательными путями, то есть гортанью, трахеей и бронхами.

Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему ни относиться, – украшение лица. Представить человека с двумя дырками на ровном месте просто невозможно!

А если серьезно?

Для чего нос появился у «человека разумного»? Ведь у его предков – человекообразных обезьян – такого органа не было! Давайте искать ответ вместе.

«Злые языки страшнее пистолета»

Говорят: слово ранит. Но это относится лишь к человеческой психике. Животные воспринимают не сами слова, а лишь интонацию, с которой они произнесены. Дело в том, что способность говорить, мыслить присуща человеку благодаря так называемой второй сигнальной системе мозга, которая у животных отсутствует. Чрезмерное раздражение клеток коры больших полушарий мозга – нейронов – у зверей, птиц, рыб происходит только по механизму первой сигнальной системы – через физическую боль. У людей, кроме того, и через слово, которое может действовать сильнее любой боли. Это делает наш мозг иногда беззащитным и ставит его в опасное положение.

Если бросить в стоячую воду один крупный камень, а в другом месте – с десяток поменьше, можно видеть, что волнение в первом случае будет сильнее и длительнее. Мелкие круги на воде быстро гасят друг друга. Такой же принцип используется мозгом для ослабления очагов возбуждения, он получил название индукционного. Получив сильное раздражение (испуг, боль, нервное потрясение), организм включает защитную систему. Животные начинают визжать, метаться, прыгать. Человек тоже неосознанно прибегает к использованию индукционного механизма – он стремится двигаться, громко говорит, иногда кричит, стискивает зубы или вызывает у себя сильную боль. От всего этого в нейронах коры больших полушарий возникают многочисленные дополнительные очаги вторичного возбуждения. Они-то, подобно волнам от мелких камней в нашем примере, отчасти гасят первичный очаг раздражения. По этой же причине зубная боль переносится легче днем во время бодрствования. И становится порой совершенно нетерпимой ночью, когда кора мозга спокойна, и в ней действует только один очаг раздражения – болевой.

Согласно законам физиологии, чрезмерное раздражение нервной клетки (нейрона), выходящее за пределы выносливости, обязательно приводит к возникновению в ней защитного торможения, которое называется «запредельным». Благодаря этому, клетка ослабляет или вообще перестает воспринимать какие бы то ни было раздражения, и тем самым спасает себя от повреждения. Надо сказать, что такая ситуация очень опасна для организма, ибо может надолго отключить целые группы нейронов. Обморок в этом случае, если можно так сказать, лучший выход из положения – он обычно недолог и проходит сам по себе. Иногда же нейроны отключаются на длительное время – дни, месяцы и даже годы, что сопровождается потерей человеком жизненно важных функций – способности говорить, слышать, видеть, двигаться. Такие состояния известны медикам как функциональные параличи на истерической основе. К счастью, иногда они обратимы, то есть исчезают при сильном нервном потрясении.

Эти свойства человеческой психики были, по-видимому, известны церковникам. Порой они пытались использовать их в своих интересах, совершая «чудесные исцеления» страждущих. Похожий случай высмеян в давнишней кинокомедии «Праздник святого Йоргена».

В суровой жизни древнего человека было много причин для страха, и потому нейроны коры больших полушарий мозга наших пращуров должны были испытывать непомерные нагрузки. Обладая такой невыгодной особенностью нервной системы, первобытный человек не смог бы выжить в борьбе за существование Но его спас новый защитный механизм, возникший одновременно со второй сигнальной системой. Этот защитный механизм – слезы.

Поплачь – легче будет...

Суть «слезного механизма» заключается в том, что в нейронах коры больших полушарий при стрессовых ситуациях мгновенно может возникать новый мощный, как бы отвлекающий очаг возбуждения.

Рис. 1. Слезный механизм: а) расположение функциональных центров; б) возникновение дополнительных очагов возбуждения

а) Рецепторы верхних дыхательных путей связаны с разными нервами: рецепторы носовых путей – с тройничными и обонятельными, а рецепторы гортани, трахеи и бронхов – с блуждающими нервами. Поступающие по тройничным и обонятельным рецепторам импульсы попадают в сосудодвигательный, дыхательный центры, в нейроны коры больших полушарии, в сердце. Они активизируют деятельность этих структур и всей центральной нервной системы, органов и систем организма. При сильном раздражении рецепторов верхних дыхательных путей повышается артериальное давление, усиливается дыхание и пульс, ускоряется обмен веществ. Человек начинает испытывать состояние нервного напряжения. Импульсы, поступающие по блуждающим нервам, действуют противоположно – снижают артериальное давление, замедляют дыхание и пульс.

б) Нос хорошо приспособлен к тому, чтобы слезы, вытекающие из носовых каналов, орошали все рецепторы – чувствительные окончания – тройничного и обонятельного нервов. Их раздражение вызывает в нейронах коры мозга встречный очаг возбуждения, который ослабляет чрезмерно опасный очаг, возникший от боли или в стрессовых ситуациях. Рыдания, нередко сопутствующие плачу, усиленно раздражают рецепторы блуждающих нервов в гортани. Идущие от них сигналы ослабляют функции нервных центров, сердца, нейронов коры головного мозга.

Вот как запускается этот механизм. Чрезмерное раздражение нейронов активизирует кору мозга. Усиливается функция всех систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, нервно-психической, центров мозга, желез внутренней и внешней секреции, в том числе и слезных Все это сопровождается расслаблением тонуса гладкой мускулатуры мочевого пузыря, прямой кишки, слезно носовых каналов. Именно поэтому при сильном испуге у некоторых людей с повышенной чувствительностью нервной системы и особенно у детей может произойти непроизвольное мочеиспускание и даже «медвежья болезнь». Но в первую очередь – слезы. Усиленно выделяясь из слезных желез, они поступают по слезно-носовым каналам в носовую полость. Нос человека отлично приспособлен к тому, чтобы слезы мгновенно орошали его слизистую оболочку, обильно насыщенную чувствительными окончаниями – рецепторами тройничного и обонятельного нервов. Раздражающие сигналы поступают в мозг и создают дополнительные очаги возбуждения. При нервном потрясении многие не просто плачут, а рыдают и даже кричат. С точки зрения физиологии это еще один защитный механизм, ослабляющий возбуждение нейронов коры мозга. При крике происходит усиленное раздражение рецепторов голосовых складок гортани (их почему-то часто ошибочно называют «связками»). Потоки импульсов из этой зоны, поступая в головной мозг, ослабляют возбуждение его структур. Поэтому неудивительно, что некоторые люди иногда пользуются таким способом обороны от вредного действия стрессов. Вероятно, они вынуждены так вести себя из-за слабой выносливости нервных клеток. Это свойство может быть не столько врожденным, сколько приобретенным по ряду причин. Например, «слезный механизм» работает плохо или совсем отсутствует, как бывает в случае непроходимости слезно-носовых каналов после перенесенного воспалительного процесса в слизистой оболочке. Такие люди плачут только «видимыми миру слезами», которые стекают по щекам. Поэтому, если человек не может плакать, – это не положительная особенность организма, а болезнь, требующая лечения.

Младенцы плачут по-особому. Вторая сигнальная система у них не развита, слезы выделяются в небольшом количестве, а слезно-носовые каналы еще не функционируют. Их крик служит сигналом физиологического неблагополучия, сообщить о котором малыши иначе не могут.

Встречаются люди с малой выносливостью нейронов к раздражениям. Когда потрясение очень сильно для них, а «слезный механизм» не успевает сработать, то деятельность нейронов затормаживается и их функция прекращается. Результат – обморок, Если в этот момент сильно раздражить рецепторы носа, например, дать понюхать нашатырный спирт, или причинить сильную боль, то под влиянием появившегося очага возбуждения торможение нейронов исчезает, и человек приходит в себя.

Люди с ослабленной функцией корковых нейронов чаще пользуются «слезным механизмом» – они плаксивы. И невропатологи по этому симптому судят о состоянии нейронов и его изменении при лечении. По мере выздоровления плаксивость пропадает.

В преклонном возрасте люди чаще пользуются носовым платком – выносливость их нейронов к раздражениям ослаблена, поэтому выше эмоциональная чувствительность.

Капризы погоды – капризы организма

Когда одновременно падает атмосферное давление, снижается температура воздуха и повышается влажность, самочувствие людей, особенно пожилых и больных, ухудшается. Труднее дышать, «скачет» кровяное давление, болит голова, быстрее устаешь. У страдающих гипертонической болезнью возникают кризы. Таковы печальные последствия капризов погоды.

Чтобы ослабить ущерб, наносимый здоровью переменой погоды, нужно знать механизм ее действия на организм. Казалось, погодные факторы прежде всего должны влиять на рецепторы кожных покровов. Однако эти предположения не подтвердились. Дело в том, что все существующие в организме человека рецепторы к постоянным, монотонным воздействиям быстро «привыкают» и не отвечают на них. Такое свойство рецепторов – благо. Нас не раздражает поэтому постоянная тяжесть одежды, мы не обращаем внимания на монотонный шум, ровный свет... Да ведь иначе и жить было бы невозможно! Зато рецепторы очень чувствительны к раздражениям переменной силы. Именно поэтому мы сразу ощущаем ничтожные перепады давления от ползущей, например, по телу мухи. Атмосферное давление, влажность и температура воздуха почти всегда изменяются медленно, их действие можно считать практически постоянным. Что же происходит с организмом при перемене погоды?

Основной фактор, раздражающий мозг при дыхании, – потоки импульсов, возникающие от перепадов давления воздуха в рецепторах дыхательных путей. При вдохе давление понижается, а при выдохе – повышается. Чем глубже и чаще дыхание, тем мощнее возникающие воздушные потоки и сильнее раздражение. Величина перепадов, в свою очередь, зависит от атмосферного давления: чем оно ниже – тем глубже вдох и длительнее выдох. Усиленно раздражаются структуры мозга, быстрее наступает их утомление. Оно и проявляется в затруднении дыхания, повышении артериального давления, головной боли, повышенной раздражительности и т.д. Таков в самых общих чертах механизм влияния на организм атмосферного давления.

Другой сильный раздражающий фактор – влага, особенно солоноватая, подобно слезам, крови, поту и другим физиологическим жидкостям. Как мы уже говорили, увлажнение рецепторов слизистой носа значительно повышает их чувствительность к иным раздражающим факторам – механическим, физическим, химическим. Конденсация на слизистой носа теплых водяных паров, насыщающих выдыхаемый воздух, и приводит к увлажнению. Причем процесс идет тем интенсивнее, чем ниже температура слизистой оболочки. Это, в свою очередь, зависит от степени охлаждения и влажности вдыхаемого воздуха, а также от интенсивности испарения влаги с поверхности слизистой, так как тепло при этом расходуется.

Наконец, раздражающим действием обладает мороз, начиная со слабого (от минус шести), а особенно после 20 градусов. Такое влияние холодного воздуха все мы не раз испытывали на себе. Во время зимних прогулок устаешь гораздо сильнее, чем после тяжелой работы в теплое время года. Даже если просто долго побыть на морозе, то вскоре утомишься – захочется спать. Происходит это потому, что вначале усиленное раздражение носовых путей морозным воздухом активизирует деятельность нервных центров головного мозга, всех функций организма. Через некоторое время наступает утомление – нужен отдых, сон.

Таким образом, при понижении атмосферного давления одновременно с похолоданием и увеличением влажности более интенсивно раздражаются рецепторы носовых путей, отчего усиливаются потоки импульсов к головному мозгу.

Безусловно, многих заинтересует: можно ли если не полностью, то хотя бы частично устранить отрицательные погодные влияния? И если да, то каким образом?

Пенсионерам, которые в основном и страдают от перемены погоды, вполне под силу выполнять следующие несложные рекомендации. При неустойчивой погоде необходимо по возможности «беречь дыхание». В эти дни избегайте повышенных физических нагрузок – временно прекратите занятия физкультурой, ограничьтесь минимумом работы на дому. Вредны и резкие запахи хвойного леса, цветов, духов, краски, особенно ацетона. Следует избегать повышенной влажности воздуха, которая бывает в квартире от стирки и сушки белья, кипячения воды, сжигания газа для отопления. Выходя на улицу, лучше всего укутать нос шарфом или платком, не переохлаждаться.

Постарайтесь меньше волноваться. Кору больших полушарий мозга надо беречь от дополнительного раздражения по механизму второй сигнальной системы – словом, шумом, музыкой и т.д. Полезно максимально ограничить круг общения с людьми – посещение общественных мест и особенно зрелищ (кино, театр, стадион).

Представление о том, что отрицательные последствия перемены погоды будто бы связаны с уменьшением в воздухе кислорода, глубоко ошибочно. Многие стремятся в такие дни поскорее выехать за город, погулять «на свежем воздухе». И зря. Кислорода в воздухе даже при резкой смене погоды вполне достаточно. Тем более для человека, не занятого физической работой, а живущего спокойно и размеренно.

О «мертвой точке» и «втором дыхании»

Утомление, усталость может испытывать не только организм в целом, но и некоторые группы его клеток в отдельности, об этом мы упоминали в начале статьи.

Плохо выносят раздражение нейроны коры больших полушарий мозга, и они почти отключаются от активной работы каждый раз, когда их хозяин спит. Если же им долго не давать отдыха, нейроны в конце концов заставят уснуть человека несмотря ни на что, – в любом, пусть самом неудобном, положении. Корковые нейроны могут постоять за себя! Собственно, они-то и вызывают в организме потребность в сне.

Гораздо труднее приходится нейронам дыхательного центра: они обязаны работать без остановок всю жизнь, ведь дыхание – это и есть жизнь! Правда, природа предусмотрительно снабдила дыхательный центр множеством «запасных» нейронов, которые подменяют уставшие клетки – «дежурят» в организме по очереди.

Но, увы, гомо сапиенс, человек разумный, не всегда благоразумен. Каким только испытаниям, даже издевательствам, не подвергаем мы часто свой организм. О пьянстве и курении и говорить нечего. Но вред здоровью – причем немалый – наносит и неосмотрительная погоня за спортивными достижениями В некоторых случаях запасных нейронов может оказаться недостаточно и дыхательный центр «объявит забастовку» – он резко ослабит и даже прекратит дыхание Если это продлится больше пяти минут, то наступит неизбежный финал – смерть. Не секрет, что во время спортивных соревнований бывают случаи остановки дыхания, в первую очередь у нетренированных новичков. И это несмотря на выработанную в организме защиту для предотвращения опасного раздражения нейронов дыхательного центра.

Суть этого механизма в следующем Главное «действующее лицо» здесь – голосовые складки гортани Как выяснилось, их тонус обусловлен состоянием дыхательного центра мозга. Когда этот центр усиленно работает, тонус складок повышен, и они плотно прижаты к стенкам гортани. Поэтому просвет голосовой щели максимально расширен и воздух проходит свободно.

Рис. 2.

Перевозбуждение дыхательного центра мозга грозит его остановкой. В процессе эволюции выработалась защитная реакция. При опасном перевозбуждении центра ослабляется тонус голосовых складок. Они частично закрывают голосовую щель, и их рецепторы усиленно раздражаются воздушной струей. Возникающие сигналы поступают по блуждающим нервам в головной мозг, замедляют функции нервных центров, двигательной зоны коры и работу сердца. Этим и объясняется так называемая «мертвая точка» – ослабление дыхания, способности к движению, снижение артериального давления и т.д.

По мере нарастания нагрузки (например, бег на длинную дистанцию) дыхательный центр устает, а когда возникает опасность торможения, тонус складок ослабляется, и они закрывают часть просвета голосовой щели. Дыхание у человека в это время интенсивное, поэтому мощная воздушная струя, проходя через суженную щель, усиленно раздражает рецепторы голосовых складок. Потоки импульсов по блуждающему нерву поступают в дыхательный, сосудодвигательный центры, сердце и двигательную зону коры полушарий, сигнализируя о необходимости сбавить обороты.

Команда выполняется: ослабляется дыхание, падает артериальное давление, пульс. Силы организма на исходе, но еще и не поздно остановиться, отдышаться. Если же, не вняв голосу организма, человек принудит себя работать или бежать дальше, то вскоре в прямом смысле упадет от изнеможения и не всегда его удается «откачать».

Такой резкий сбой в работе организма первыми подметили жокеи у лошадей. Ему дали название «мертвая точка», а наступающее, как правило, вскоре восстановление нормального дыхания и работоспособности организма назвали «вторым дыханием». Такие явления могут повторяться Вскоре они были обнаружены и у спортсменов. С ипподромов терминология перекочевала в спортивную медицину.

Подобное состояние живых организмов давно используют звероловы Они сутками с собаками преследуют зверя, не давая отдыха. Животное доходит до такого изнеможения, что не может двигаться и способно только огрызаться. Так при помощи лишь веревок и рогатин ловят даже тигров.

Опытные спортсмены утверждают, что при прочих равных условиях в спорте побеждает тот, у кого больше «остается» дыхания. Как пишет известный рекордсмен по бегу Петр Болотников, некоторые спорт смены начинают «умирать» от недостатка дыхания уже после нескольких сотен метров, другие же легко преодолевают «мертвую точку»

Недавно ученые выяснили, что если усиленно продувать верхние дыхательные пути воздухом, то можно экспериментально изучать, как возникают «мертвая точка» и «второе дыхание».

Дышите носом

О недугах, связанных с долгим нарушением носового дыхания, известно давно. В первую очередь это относится к детям. Постоянно «заложенный» нос, чаще от разросшихся аденоидов, может привести даже к отставанию малышей в умственном и физическом развитии. Нарушается сон, слабеет память, в облике появляется то, что медики называют «аденоидной маской». Помочь здесь может только оперативное восстановление носового дыхания. Причем обращаться к врачу надо не медля.

Как видим, недостаточное раздражение носовых рецепторов так же пагубно действует на здоровье, как и чрезмерное. Практические наблюдения были подтверждены экспериментами. Мало того: врачи доказали благотворное и даже лечебное влияние искусственного раздражения рецепторов носовых путей физическими, химическими и электрическими агентами. Этим объясняется умиротворяющее действие на организм запахов леса, лугов, полей, морского воздуха. Вдыханием приятных запахов в прошлом веке лечили многие болезни. Ингаляция паров химических веществ в носовые пути широко используется и в наше время.

Все то, что мы рассказали о роли носа и верхних дыхательных путей в работе организма, было установлено физиологами недавно. Теперь стало известно, что эти органы имеют еще большее значение: они обеспечивают рефлекторную регуляцию дыхания и участвуют в дополнительной регуляции кровообращения Но этот вопрос уже выходит за рамки нашей статьи.

И еще одно любопытное соображение, скорее гипотеза. Поскольку нос появился одновременно с гомо сапиенс как следствие возникновения второй сигнальной системы, видимо, по величине носовой кости можно судить о стадиях превращения человекообразной обезьяны в человека. Если это подтвердится, антропологи получат дополнительный критерий для определения возраста найденных при раскопках останков древних людей.

Литература:

  1. Костьиина Т., Никулина Г. Зачем человеку нос? Наука и жизнь, № 5, 1963.
  2. Буков В.А, Фельдербаум Р.А. Рефлекторные влияния с верхних дыхательных путей. М.: Медицина, 1980.
  3. Эйдельштейн С. Цивинский Е. Секреты дыхательных путей. Наука и жизнь, № 4, 1979.
  4. Самое загадочное чувство. Наука и жизнь, № 3, 1984.

Наука и жизнь. 1986. №4.

См. также:

  1. Буков В. Насморк – благо или зло? , 2007.
  2. Плужников М.С. Среди запахов и звуков.

В поисках иного смысла существования.

Пригласили в СХТ (Современный художественный театр). Сказали: «Будет весело». Журналисты пришли в конференц–зал, уселись в кресла, достали ручки и блокноты... Пустой круглый стол, за которым должны были вот–вот появиться артисты СХТ, нервировал: «Пора бы начинать нашу «веселую встречу». Но руководитель театра Владимир Ушаков все не шел, мы внимательно разглядывали противоположную стену, атрибуты конференц–зала: флаг, карту, герб... Медитацию прервали четыре маленьких человека, которые бесшумно проникли в зал, - серые клоуны с белыми носами. Они «с ногами» полезли на стол, кое–кто из них на флаг стал карабкаться, затрещал на птичьем языке... Жуть... Эти клоуны были совсем неуправляемы: казалось, закидают сейчас журналистов гнилыми помидорами или мукой обсыплют. Их появление было похоже на счастливый конец света - сидишь ты себе, как обычно, с блокнотом, ждешь чего–то серьезного, и вдруг приходят за тобой носатые, говорят: «Летим на Луну мандарины кушать...»

Под сводами СХТ родился новый клоун–проект «Люди с носом», в субботу у них премьера в клубе им. Дзержинского, спектакль «Лунатики, или Вторые люди». Рекомендую к просмотру всем, кому нравится творчество Вячеслава Полунина и его «Лицедеев». Белорусский вариант поэтической клоунады - «Людей с носом» - возглавил актер ТЮЗа Сергей Ковальский: пригласил в труппу мальчика и двух девочек (Михаил Зуй, Ольга Скворцова, Юлия Морозова), сейчас они вчетвером старательно репетируют премьеру. Мне трудно представить, как это будет на сцене клуба им. Дзержинского, спектакль в интерьере я не видела, но за попытку уйти от нашего хронического, стереотипного драмтеатра Ковальскому спасибо. Я все ждала на пресс–конференции, когда уже актеры «сбросят маски» и начнут отвечать на вопросы журналистов. Но нет, «люди с носом» ровно час держались перед журналистами в образе лунатиков, щебетали по–птичьи, а на человеческий язык так и не перешли. На моей памяти еще «клоуны» Саша и Сирожа умели долго держаться в своих «дурацких» образах: хочешь - час, а хочешь - и несколько лет. Автор и режиссер проекта «Люди с носом» Сергей Ковальский тоже усиленно акцентировал внимание на своей инфантильности: «От меня мало что зависит. Если бы не Ушаков...» Трагедия «маленького» человека в белорусском театре набила оскомину еще в конце прошлого века. Вот сегодня, на наших глазах рождается новый театральный проект - трансмодерн, так сказать, лицедейство в его первозданной форме. Казалось бы, ну отойдите вы от этой удобной позиции: «Моя хата с краю. Не знаем, что у нас получится...» Нет. Сергей Ковальский упорно опускает свой большой нос в стол и бормочет: «В нашем театре много предсказуемого». Ой, как много, Сережа...

Так что же это за проект такой? Что–то новое? Безусловно. Ускользающее от определений? Пожалуй. Смелое? Вот здесь ребятам есть над чем работать. Пока они мечтают даже не об аншлагах. Они просят публику не расходиться до конца сеанса: все чувства и эмоции в спектакле передаются фонемами, в пластике, жесте, мимике... А что как зритель не поймет? На мой взгляд, опасения совершенно беспочвенные: аншлаги в театре «Инжест», на спектаклях японских мастеров буто, в конце концов, полные залы на фестивале современной хореографии IFMC давно меня приучили к мысли: «Молодежь у нас - «эдвансд» (думающая, значит). Более того, музыку к «Лунатикам, или Вторым людям» Ковальский писал совместно с Леонидом Павленком: группа «Нагуаль» обещает присутствовать на сцене по ходу спектакля и «давать живака». Сторонники альтернативной музыки наверняка не упустят своего шанса за 15 тысяч рублей (средняя цена билета на спектакль) и «Нагуаль» послушать, и еще на печальных клоунов посмотреть.

На вопрос, о чем этот спектакль, Сергей Ковальский ответил так (цитата из пресс–релиза): «История о людях, которые помогают сделать нашу жизнь светлее и добрее, а взамен ничего не просят. Для кого–то это может быть бабушка, для кого–то друг, у кого–то это просто случайный знакомый. Да это и не важно кто. Просто от таких людей наше существование приобретает другое звучание, иной смысл».

Сверхидея Ковальского - вывести «Людей с носом» на улицу и устроить наконец в Минске карнавал с праздничным шествием артистов, со щедрой эксцентрикой и клоунадой и добрыми улыбками прохожих, с подбрасыванием чепчиков и дружескими поцелуями.

Поддержим премьеру? «Люди с носом» в наши дни - большая редкость...

Фото ЕвгениЯ Грабкина.