Гражданская оборона. Основные задачи. История. Организация гражданской обороны на предприятии Кто входит в состав гражданской обороны


История развития ГО. Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения возникла в начале XX в. в Российской империи и других странах в связи с ростом боевых возможностей авиации. В России ее зарождение относится к периоду гражданской войны, когда в воззвании Комитета революционной обороны "К населению Петрограда и его окрестностей" (март 1918 г.) были впервые определены правила поведения населения в условиях воздушного нападения.

В дальнейшем в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздушной и противохимический обороне в единую систему. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 04.10.1932 "О противовоздушной обороне СССР" закрепило это объединение. В результате была создана местная противовоздушная оборона, которая организовывала и проводила комплекс организационно-технических мероприятий по защите населения в зоне досягаемости авиации вероятного противника.

В ходе Великой Отечественной войны бойцы частей и подразделений местной противовоздушной обороны, личный состав невоенизированных формирований, комплектуемых из гражданского населения, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары и возгорания, восстанавливали коммуникации, линии связи, разбирали завалы, обезвреживали невзорвавшиеся боеприпасы, возводили оборонительные укрепления, бомбо- и газоубежища, аэродромы, дороги и другие объекты.

В 1956 г. в связи с появлением реальной угрозы применения ядерного оружия были изменены состав и организационная структура местной противовоздушной обороны, уточнены ее задачи. В 1961 г. она была преобразована в Гражданскую оборону СССР, которая стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Гражданская оборона была создана по территориально-производственному принципу, ее возглавлял начальник Гражданской обороны СССР. За время своего существования ГО страны прошла несколько этапов своего развития.

В ходе первого этапа (1961–1972 гг.) за основу защиты населения при возможном массированном ядерном нападении противника, когда в соответствии со стратегическими планами США ожидалось несколько тысяч ударов по всем крупнейшим городам СССР и важнейшим объектам народного хозяйства, была принята концепция о проведении массовой эвакуации в загородную зону из городов – вероятных целей нападения. Для обеспечения защиты персонала, который оставался работать на предприятиях этих городов, строились убежища. Проводилась активная подготовка к обеспечению крупномасштабных спасательных операций и мероприятий в очагах поражения. Для этого совершенствовались войска ГО, создавались массовые невоенизированные спасательные и аварийно-спасательные формирования.

На втором этапе (1972–1992 гг.) появились новые направления в ГО. Главное внимание уделялось быстрейшему накоплению средств защиты населения от оружия массового поражения. В этот период ежегодно в стране строилось: убежищ на 1 млн чел. и противорадиационных укрытий на 3–4 млн чел. Активно приспосабливались под защитные сооружения метрополитены и подземные горные выработки, создавался запас средств индивидуальной защиты (СИЗ), достаточный для обеспечения всего населения страны. Особую актуальность в эти годы приобрела проблема обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой было также возложено на ГО.

С 1992 г. начался третий этан развития ГО, характеризующийся несколькими особенностями.

  • 1. Чернобыльская катастрофа в 1986 г. и землетрясение в Армении в 1988 г., принесшие огромные человеческие жертвы и материальный ущерб, заставили по-новому взглянуть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и, соответственно, на роль и место в этом ГО.
  • 2. За прошедшие годы существенно изменилась военнополитическая обстановка в мире, значительно снизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объективно несколько ослабило внимание к мероприятиям ГО.
  • 3. Изменились характер и средства вооруженной борьбы. На первый план выдвинулась вероятность возникновения локальных вооруженных конфликтов с применением обычных средств поражения, в первую очередь высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах.
  • 4. В условиях коренного политического реформирования общества и перехода к рыночной экономике кардинально изменилась социально-экономическая обстановка в России, государство уже не могло финансировать нужды ГО в прежних объемах.

В январе 1992 г. ГО была выведена из структуры Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), Вооруженных Сил России и объединена с созданным в декабре 1991 г. Государственным комитетом Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России). Органы управления и войска ГО нацеливали на решение задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. В 1994 г. ГКЧС России был преобразован в МЧС России. На вновь образованное министерство возложили ряд дополнительных функций, включая ведение аварийно-спасательных работ на акваториях и координацию работ в области мобилизационной подготовки экономики.

Организационные основы ГО. В Федеральном законе "О гражданской обороне" определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области ГО.

Гражданская оборона страны – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Основными задачами ГО являются:

  • обучение населения способом защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и СИЗ;
  • проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Органы исполнительной власти субъектов РФ:

  • организуют проведение мероприятий по ГО, разрабатывают и реализуют планы ГО и защиты населения;
  • осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;
  • организуют подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления ГО, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты ГО;
  • планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
  • планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
  • создают и содержат в целях ГО запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по ГО, разрабатывают и реализуют планы ГО и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет территориальные органы, созданные в установленном порядке, – региональные центры. Границы регионов, в которых осуществляют свою деятельность региональные центры, практически совпадают с границами федеральных округов.

По согласованию между МЧС России и субъектами РФ повсеместно созданы органы, осуществляющие управление ГО на территориях республик, краев, областей, автономных округов, а также на территориях, отнесенных к группам по ГО. Этими органами являются министерства, государственные комитеты и комитеты по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также главные управления, управления и отделы по делам ГО и ЧС, созданные в составе или при соответствующих органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления. Они возглавляются и комплектуются военнослужащими войск ГО.

Решением соответствующих органов местного самоуправления аналогичные управленческие структуры ГО образуются на территориях сельских районов, городов, не отнесенных к группам по ГО, и других населенных пунктов. Они возглавляются и комплектуются гражданским персоналом, содержащимся за счет средств соответствующих бюджетов.

В федеральных органах исполнительной власти для планирования и организации выполнения мероприятий ГО, контроля за их выполнением по решению их руководителей создаются за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), специально уполномоченные на решение задач в области ГО.

Основными направлениями деятельности ГО по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС мирного и военного времени, являются:

  • планирование мероприятий ГО;
  • создание и поддержание в готовности надежной системы оповещения об угрозе нападения противника, технических систем связи и управления ГО;
  • накопление в соответствии с установленным порядком фонда защитных сооружений ГО для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему людей;
  • создание необходимых запасов СИЗ, а также запасов воды, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к размещению эвакуированного населения, развертыванию больничных баз, лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • развитие сил ГО и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обеспечения;
  • организация и проведение обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовка руководящего и командно-начальствующего состава органов управления и сил ГО, подготовка формирований сил ГО;
  • развитие научных исследований в области ГО, разработка и совершенствование технических средств, технологий и способов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" основным планирующим документом является

"План гражданской обороны и защиты населения", где расширен перечень планируемых мероприятий ГО в сторону увеличения мер защиты населения страны с учетом всего спектра современных угроз как в мирное, так и в военное время.

Силы ГО в соответствии с законодательством включают воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны (войска ГО) и нештатные аварийно-спасательные формирования.

Войска гражданской обороны (войска ГО). Войска гражданской обороны Российской Федерации являются составной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время.

Подразделения и воинские части войск ГО не раз доказывали свою востребованность и высокий профессионализм при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Наиболее масштабными операциями с участием подразделений войск ГО являются: ликвидация последствий землетрясений, наводнений, участие в тушении природных пожаров, проведение превентивных мероприятий и ликвидация ледяных заторов в паводкоопасный период на реках, участие в проведении контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, доставка грузов гуманитарной помощи в пострадавшие от чрезвычайных ситуаций регионы Российской Федерации и зарубежные страны.

Одна из важных задач войск ГО – проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов.

Созданы восемь спасательных воинских формирований регионального подчинения и два – центрального. Общая их численность составляет 7230 чел.

Нештатные аварийно-спасательные формирования. Самая массовая часть сил ГО – нештатные аварийно-спасательные формирования.

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС.

Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, их перечень и примерные нормы оснащения специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами определены приказом МЧС России от 23.11.2005 № 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут создавать, содержать нештатные аварийно-спасательные формирования и организовывать их деятельность для решения задач на своих территориях.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований. В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно- спасательные формирования. Их оснащают в соответствии с примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

  • проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
  • санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
  • участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
  • обеспечение мероприятий ГО по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

Нештатные аварийно-спасательные формирования действуют но планам ГО и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

  • по подчиненности – на территориальные и принадлежащие организациям;
  • по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации, – на посты, группы, звенья, команды;
  • по предназначению – на радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать в мирное время – 24 ч, военного время – 6 ч.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации). С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях нештатные аварийно-спасательные формирования доукомплектовываются невоеннообязанными.

Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, комплектуется в первую очередь аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Нештатные аварийно-спасательные формирования обеспечиваются специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для производственной деятельности. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен знать:

  • 1) характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них;
  • 2) особенности ЧС природного и техногенного характера;
  • 3) поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно-химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);
  • 4) предназначение формирования и функциональные обязанности;
  • 5) производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зависимости от содержания паспорта безопасности объекта;
  • 6) порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;
  • 7) место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;
  • 8) назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, включенных в оснащение формирования;
  • 9) порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен уметь:

  • 1) выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ;
  • 2) поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;
  • 3) оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;
  • 4) работать на штатных средствах связи;
  • 5) проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;
  • 6) незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры но ее локализации и ликвидации;
  • 7) выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации.

Организация формирований ГО. Спасательная команда – это объектовое формирование общего назначения обычной готовности. Она предназначена для проведения спасательных работ на объекте. В своем составе спасательная команда имеет три спасательные группы по 25 чел. в каждой и одну санитарную дружину, в которую входят 24 чел. (шесть звеньев по 4 чел.). Всего в спасательной команде находятся 105 чел., один автомобиль и один мотоцикл. В снаряжение включены приборы радиационной и химической разведки и ручной инструмент для резки металла. За 10 ч работы команда может извлечь из-под завалов и защитных сооружений до 1000 чел. и оказать пострадавшим первую помощь. В зависимости от характера выполняемых задач команда усиливается формированиями служб.

Аварийно-спасательная команда – это объектовое формирование обычной или повышенной готовности. Она предназначена для ликвидации и локализации аварий и временного восстановления поврежденных участков коммунально-энергетических сетей. В составе аварийно-спасательной команды находятся три группы по 13 чел.: электротехническая, водопроводно-канализационных и газовых сетей. Всего в ней 45 чел. В команде имеются бульдозер, экскаватор, автокран, компрессор и электростанция.

Обычно при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ аварийно-спасательная и спасательная команды, работая вместе, дополняют друг друга, что ускоряет и облегчает проведение всего комплекса работ в очаге поражения.

Сводная команда – это основное формирование общего назначения повышенной готовности промышленного комплекса. Она предназначена для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в очаге поражения на объекте и может привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий как на объекте, так и на других объектах района (города). В состав сводной команды входят звено связи и разведки – 6 чел., две спасательные группы по 25 чел. в каждой, группа механизации – 26 чел. (четыре звена специалистов) и санитарная дружина – 24 чел. (шесть звеньев по 4 чел.); всего 108 чел. Команда имеет бульдозер, автокран, компрессор, две электростанции, два сварочных аппарата, радиостанцию, приборы радиационной и химической разведки, шесть грузовых автомобилей, из них один – в звене связи, один в санитарной дружине, остальные в группе механизации.

Ориентировочно за 10 ч работы сводная команда может:

  • устроить проезд по завалу шириной 3,0-3,5 м – до 1 км;
  • откопать и вскрыть три-четыре заваленных убежища;
  • извлечь до 500 пострадавших и оказать им помощь;
  • отключить 5–10 участков разрушенных коммунально-энергетических сетей;
  • установить в 10 колодцах пробки (заглушки);
  • возвести до 10 защитных сооружений.

Перечисленные силы и средства РСЧС, как показывает практика, успешно справляются с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Перспективы развития РСЧС и ГО. В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ на гражданскую оборону возложена задача по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Следовательно, РСЧС и ГО решают одну и ту же задачу в мирное время.

Единство решаемой задачи, организации выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ

(АСДНР), использование одинаковых технических средств и т.д. диктуют необходимость сближения этих систем.

Уже сейчас в РСЧС и ГО используются единые системные связи, оповещения и информационного обеспечения, имеются постоянно действующие органы управления на всех уровнях и органы повседневного управления. Идет дальнейшее сближение этих систем и по другим направлениям. Ставится задача интеграции РСЧС и ГО в единую систему защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени – Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ).

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Задачи в области гражданской обороны

(с изменениями от 9 октября 2002г., 19 июня, 22 августа 2004г., 19 июня 2007г. №103-ФЗ)

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

История Гражданской обороны Российской Федерации


image

Защита гражданского населения в ходе вооруженного противоборства была одной из самых важных задач на протяжении всей истории человечества. Историки подсчитали, что за последние пять с половиной тысячелетий на планете прогремели около 15 тысяч войн, в которых погибло более трех с половиной миллиардов человек. А за всю свою историю человечество прожило всего 292 года без вооруженных конфликтов.

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

1. своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;

2. укрытие населения в защитных сооружениях;

3. использование средств индивидуальной защиты;

4. эвакуация, рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы;

5. защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;

6. обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;

7. защита населения на всей территории страны;

8. дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

9. заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;

10. необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

Принципы организации и ведения Гражданской Обороны

1. Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;

2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.

Направления развития гражданской обороны в современных условиях определяются:

Наличием конфликтных ситуаций вблизи государственных гра-ниц Российской Федерации;

Сохранением тенденции развития и укрепления НАТО;

Наличием и совершенствованием оружия массового поражения, появлением оружия нового поколения;

Возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения;

Возрастанием роли в вооруженных конфликтах высокоточного оружия и разработкой оружия нового поколения, в том числе на новых физических принципах;

Существенным возрастанием экономического, политического, информационного и других видов воздействия на население:

Усилением угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций при-родного и техногенного характера, в том числе в связи с наличи-ем больших запасов химического оружия и подлежащих утили-зации ядерных энергетических установок.

В настоящее время гражданская оборона представляет собой сис-тему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, ма-териальных и культурных ценностей на территории Российской Феде-рации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

– это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Цели, задачи и сколько их

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в .
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения . Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны ). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований - соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Непосредственное повседневное руководство гражданской обороной осуществляют органы управления:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороной (в настоящее время - МЧС России), и его территориальные органы - региональные центры по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
  • структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной;
  • структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде - федеральному правительству, в Норвегии и Испании - министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

0

1. Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи

В феврале 1918 г. России пришлось принимать меры по защите Петрограда от бомбардировок германских аэропланов. Комитет обороны обратился с воззванием к населению города. В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания первой медицинской помощи пострадавшим гражданам, о правилах поведения при воздушном нападении. Так зарождалась система противовоздушной обороны (ПВО) в России.

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР». Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации - Местной противовоздушной обороны СССР (МПВО), а впоследствии (в 1961 г.) на ее основе была создана система Гражданской обороны.

В ходе Великой Отечественной войны подтвердилась целесообразность проводившихся в МПВО инженерно-технических мероприятий (строительство командных пунктов, убежищ и укрытий). МПВО страны обеспечило укрытие в убежищах, землянках и щелях 25 млн. человек.

Появление атомного оружия и других видов оружия массового поражения (ОМП) - химического и бактериологического - потребовало новых способов и средств защиты населения. В свете этого Гражданская оборона (ГО), созданная в 1961 г., стала системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно на всей территории страны.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О Гражданской обороне» от 28 января 1998 г., Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Силы Гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны. На вооружении войск Гражданской обороны имеется специальное вооружение и техника.

Деятельность войск Гражданской обороны осуществляется с момента фактического начала военных действий, а также по особому указанию в мирное время при стихийных бедствиях, крупных авариях, катастрофах.

Служба Гражданской обороны - служба, предназначенная для организации мероприятий Гражданской обороны, включая подготовку необходимых сил и средств.

Задачами Гражданской обороны являются:

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в результате этих действий;

Оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время;

Эвакуация населения, материальных, и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению средств коллективной и индивидуальной защиты;

Проведение аварийно-спасательных работ.

2. Организация управления Гражданской обороной

Государство заблаговременно, в мирное время, ведет подготовку экономики и объектов с учетом развития вооружения и средств защиты населения, возникающих при ведении военных действий.

Введение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны или введения Президентом Российской Федерации военного положения на какой-либо территории России.

При этом Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области Гражданской обороны.

Все органы исполнительной власти и организации:

Планируют и организуют проведение мероприятий по Гражданской обороне;

Осуществляют обучение населения и своих работников;

Проводят мероприятия по устойчивому функционированию в военное время.

Каждый гражданин России:

Принимает участие в мероприятиях по Гражданской обороне;

Проходит обучение способам защиты от опасностей по месту жительства, работы или учебы.

Управление Гражданской обороной в стране осуществляют:

Федеральный орган исполнительной власти - МЧС России, специально уполномоченный на решение задач в области Гражданской обороны, и его территориальные органы;

Специальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в области Гражданской обороны.

3. Структура и органы управления Гражданской обороной

В стране создаются службы:

Федеральные,

Республиканские,

Областные,

Автономной области и округов,

Районные и городские службы Гражданской обороны,

Службы Гражданской обороны организаций.

На территориях есть службы:

Аварийно-спасательные,

Экстренной медицинской службы в ЧС,

Наблюдения и контроля за потенциально опасными объектами экономики и вероятными источниками ЧС,

Противопожарные,

Оповещения и связи,

Торговли и питания и др.

Гражданские организации Гражданской обороны - это специальные формирования, которые создаются на базе организаций по территориально-производственному принципу. Они владеют специальной техникой и имуществом, а личный состав подготовлен для защиты населения и организаций в чрезвычайных ситуациях. В них зачисляются мужчины в возрасте от 18 до 60 лет и женщины в возрасте от 18 до 55 лет.

Территория, отнесенная к Гражданской обороне - это территория, на которой расположен город (населенный пункт), имеющий важное оборонное или экономическое значение.

Формирования Гражданской обороны подразделяются:

По назначению - общего назначения и служб Гражданской обороны (специального назначения);

По подчиненности - территориальные и объектовые;

По срокам (степени) готовности - повышенной и обычной.

Формирования Гражданской обороны обычно создаются в виде отрядов (200...400 человек), команд (50...150 человек), групп (15...20 человек) и звеньев (3... 10 человек).

К формированиям общего назначения относятся:

Сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы),

Сводные отряды (команды) механизации работ.

Сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы) предназначены для розыска и выноса пораженных, находящихся под завалами, в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях; для оказания первой медицинской помощи пострадавшим и их доставки к местам погрузки; для расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных и поврежденных защитных сооружений; для локализации аварий на коммунальных и энергетических сетях и др.

Объектовые формирования служб Гражданской обороны предназначаются для выполнения специальных мероприятий по проведению спасательных работ (ведения разведки, оказания медицинской помощи, локализации и тушения пожаров, охраны общественного порядка и др.) и усиления формирования (общего назначения и служб Гражданской обороны) используются по планам начальников Гражданской обороны объектов.

Территориальные формирования (общего назначения и служб Гражданской обороны) используются по планам начальников ГО района, города, республики для ведения АС и ДНР на наиболее важных объектах самостоятельно или совместно с объектовыми формированиями.

Отделы Гражданской обороны совместно с командирами формирований разрабатывают планы приведения формирований в состоянии готовности (как приложения к плану Гражданской обороны объекта).

Для борьбы с лесными пожарами, для ликвидации стихийных бедствий, аварий (катастроф) часть территориальных и объектовых формирований в мирное время содержится в состоянии повышенной готовности. Эти формирования обеспечиваются необходимым имуществом (средствами индивидуальной защиты, в первую очередь приборами радиационной и химической разведки).

Для решения задач по защите личного состава формирований и населения, а также для специальной обработки транспорта и техники на крупных предприятиях, особенно химической промышленности, развертывается сеть учреждений. К ним относятся:

Лаборатории Гражданской обороны (радиометрические и химические);

Стационарные обмывочные пункты (СОП),

Станции обеззараживания одежды (СОО),

Станции обеззараживания транспорта (СОТ).

Учреждения Гражданской обороны создаются на базе предприятий коммунального хозяйства, автохозяйств и других учреждений по решению соответствующих начальников Гражданской обороны.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Гражданская оборона - важная составляющая национальной безопасности и обороноспособности страны

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральным законом РФ «О гражданской обороне» установлены следующие основные задачи гражданской обороны:

  • * обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • * эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • * предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • * проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • * проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • * первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий (медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер);
  • * борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • * разведка и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и другому заражению;
  • * обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • * восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • * срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • * срочное захоронение трупов в военное время;
  • * разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • * обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению задач при любых вариантах развертывания и ведения военных действий и в условиях совершения крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание должно уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна принимать участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

В мирное время гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения положенных мероприятий, созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального и регионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по их предотвращению и ликвидации.

В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации главной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса запланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления, сил гражданской обороны, а также организаций - исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций - к переходу на работу в условиях военного времени.

В военное время гражданская оборона проводит комплекс мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств вооруженной борьбы, в том числе и оружия массового поражения.

Организационную основу гражданской обороны составляют органы управления, силы и средства гражданской обороны различных органов власти, местных административно-территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений).

Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной МЧС России, которое создает территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти для планирования, организации и контроля выполнения мероприятий гражданской обороны по решению их руководителей создаются за счет установленной численности и фонда заработной платы штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. В организациях управление гражданской обороной осуществляют структурные подразделения или работники, специально уполномоченные на решение этих задач. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Их количество в зависимости от численности работников организации.

В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек назначается один освобожденный работник по гражданской обороне, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по гражданской обороне выполняется одним из сотрудников по совместительству.