Как менялась компьютерная мышь: от куска дерева до беспроводных технологий. История первой компьютерной мышки и о её изобретателе Кто сделал компьютерную мышь


Один из главных аксессуаров для стационарного компьютера, да и ноутбука тоже, является компьютерная мышка. С её помощью происходит управление всеми функциями и возможностями прибора, поэтому обойтись без неё довольно-таки сложно. И хотя ноутбуки отличаются тем, что имеют сенсорную панель управления, не всем она кажется удобной.

Именно поэтому большинство пользователей предпочитает приобретать компьютерную мышь, чтобы эксплуатация устройства была максимально комфортной и понятной. Но знаете ли вы о том, в каком году изобрели самые первые мышки и кто их придумал? Почему именно такая конструкция показалась производителям самой удобной и приемлемой для управления компьютерами? Обо всём этом вы сможете узнать в данной статье. Кроме того, весьма любопытно проследить эволюцию этого устройства - то, как менялись мыши с течением времени, действительно поражает.

Кто является изобретателем компьютерного манипулятора мыши

Первым подобный манипулятор был представлен 9 декабря 1968 года. Его изобретателем стал Дуглас Энгельберт, который получил патент только в 1970 году. Мышь была показана на выставке интерактивных устройств в Калифорнии, где сразу же привлекла внимание большинства посетителей.

Кто же такой Дуглас Энгельберт? Среди его изобретений не только привычная всем мышка, но и другие вещи, которыми мы привыкли пользоваться в современном мире. Например, текстовый редактор, гипертекст, графический пользовательский интерфейс.

Этот американский учёный имеет огромное количество патентов на самые разные изобретения. Он внёс огромный вклад в развитие компьютеров, благодаря чему современные модели оснащены интуитивно понятным интерфейсом и многими функциями и приложениями. У Дугласа Энгельберта есть также и награды, присуждённые за его разработки в области техники. Учёный прожил до 88 лет и умер совсем недавно, в 2013 году.

Все эти открытия были сделаны ещё в то время, когда широкая публика не пользовалась компьютерами. Их не было ни у кого, и присутствовали они исключительно на каких-либо производствах или фабриках. Первая мышь состояла из деревянного корпуса и имела два металлических колёса.

Название, которое так распространено сейчас и прочно укрепилось за устройством, объясняется тем, что провод, который был его обязательным атрибутом, очень сильно напоминает мышиный хвост. И хотя в настоящее время всё больше используются беспроводные мышки, наушники и другие аксессуары, менять их название никто не собирается.

История создания и развития компьютерной мыши

Теперь рассмотрим дальнейшую судьбу устройства. Оно приобрело популярность сразу же, ещё в семидесятых годах прошлого века, потому что было удобным и компактным, а управление любыми приборами, для которых было предназначено, значительно упрощалось.

Компьютером, в комплектацию которого была добавлена мышь, стал Alto. Несмотря на то что практичность и удобство в использовании были признаны огромным количеством людей сразу же, мышке пришлось претерпеть некоторые изменения. Во-первых, это то, что корпус начали выполнять из пластмассы - это дешевле и устройство получается более лёгким. В настоящее время практически все модели выполняются из этого материала.

Провод, который так сильно повлиял на название манипулятора, переместился на передний план. Именно поэтому теперь нам сложнее разгадать природу подобного прозвища - теперь устройство не так сильно похоже на настоящую мышку, как первоначальный вариант.

Кнопки, которые являются одним из главных элементов, стали более удобными для использования. А диски-ролики, используемые перед этим, уступили место шарикам, которыми распространены до сих пор.

Затем появилась оптическая мышка. Её работа происходит с помощью оптического датчика. А вот беспроводные модели появились не так недавно, как кажется - ещё в далёком 1991 году. Но большого распространения они тогда не получили - передача сигнала не по проводу, а с помощью инфракрасных волн слишком замедляла работу устройства. Поэтому подавляющее большинство компьютеров было оборудовано обычными мышками с «хвостом» из привычного кабеля.

Между прочим, сам изобретатель не слишком много участвовал в совершенствовании придуманного им гаджета - все наработки производились преимущественно другими изобретателями. Дуглас на тот момент имел проблемы со здоровьем, что заставило его отвлечься от работы в этой области. Получил он также и не слишком большой гонорар. Это свидетельствует о том, что изобретения были его призванием и создавались не ради денег или наживы.

Сейчас без мышки нельзя представить ни одного стационарного компьютера, хоть они и сильно отличаются от того, что было показано на выставке в Калифорнии в 1968 году. Посмотрим на первичный вариант и определим, чем же ещё отличается он от той мышки, которую вы сейчас, возможно, держите в руках.

После того как была представлена первая мышка, большинство учёных поняли, что все существующие до этого способы управления были не такими уж действенными, как ранее казалось.

Это устройство не имело практически ничего, кроме диска управления, торчащего провода и очень громоздкого корпуса. Датчик перемещения мыши, который больше всего изменялся с течением времени и стал практически неузнаваемым в наше время, у такого изобретения был представлен в виде двух перпендикулярных колёс, они выступали из-за корпуса. При перемещении они крутились в своём измерении, что позволяло управлять компьютером.

У подобной модели было достаточно много недостатков, поэтому эта часть мыши была одной из первых, изменённых в угоду комфорту в использовании устройства.

Очень долгое время после этого использовался шаровой привод, но и такая конструкция была далеко не идеальной. Происходило постоянное загрязнение элемента мыши, что приводило к её заеданию и требовало регулярной чистки устройства.

После этого было ещё много самых разных способов перемещения мыши так, чтобы это было удобно и конструкция не слишком влияла на функциональность и работоспособность аксессуара.

Самой современной разработкой, которая ещё не получила широкого распространения ввиду своей высокая стоимости, является мышь, которую можно использовать вне зависимости от наличия поверхности, куда её можно положить. Это значит, что вы можете управлять ей даже в воздухе - отличный вариант для тех, кто отказывается от использования полноценной мыши в пользу сенсорной, работая в кровати или другом не слишком предназначенном для этого месте.

Такие устройства невероятно маленькие и весят не более 13 граммов, что делает их весьма привлекательным манипулятором для управления своим прибором. Но в широкие массы это изобретение попадёт ещё нескоро - сейчас технология на стадии разработки и используется исключительно в профессиональных целях.

Большое значение имеет и количество кнопок на мышке. Изначально самые разные производители выпускали то двух кнопочные модели, то трёх кнопочные, что делало невозможным подключение одной мыши к компьютеру другой фирмы. Но с появлением всем известного колесика, которое теперь исполняет роль той самой третьей кнопки, эта проблема была решена.

Заключение

Таким образом, изобретение компьютерной мыши, которое датируется примерно 1968 годом, когда мышка была представлена кругу учёных, стало важным моментом в развитии компьютеров. И хотя тогда они ещё не имели такого огромного влияния на жизнь общества, которое имеют сейчас и не были настолько распространены, мышь сделала управление прибором максимально простым и понятным. Теперь любой пользователь может приобрести домой компьютер и эксплуатировать его в своих целях, и ему вовсе не обязательно изучать огромную инструкцию по управлению, как это могло бы быть в случае с использованием клавиатуры.

Первое устройство, которое стало прототипом всех существующих на данный момент мышек, значительно отличалось от современных не только по внешнему виду, но и по функциональности и удобству в работе. Мышь прошла огромный путь развития, благодаря которому сейчас является неотъемлемой частью комплектации любого ПК, предоставленного на рынке.

Ровно 40 лет назад, 9 декабря 1968 г., на компьютерной конференции в Сан-Франциско в числе других инноваций Дугласом Энджелбартом (Douglas Engelbart) была продемонстрирована первая мышь. Одни компьютерные легенды гласят, что компьютерную мышь создали в лаборатории Xerox, другие - что мышь была создана по заказу компании Apple. На самом деле, компьютерная мышь, она же индикатор позиций x и y, она же компьютерный манипулятор, она же манипулятор типа мышь, «родилась» в 1964 г. Ее изобрел Дуглас Карл Энгельбарт (Douglas Carl Engelbart; род. 30 января 1925 г.) из Стэнфордского исследовательского института.

«Госзаказа» на мышь не было, - она появилась как один из побочных продуктов при разработке Энгельбартом операционной системы oN-Line System (NLS). В ходе работы над NLS появилась концепция «оконного» интерфейса, и мышь была создана как один из возможных манипуляторов для работы с окнами. Вообще-то, идея такого манипулятора появилась в 1963 г., а в 1964 г. был изготовлен первый действующий прототип (в одном интервью Энгельбарт сказал, что первые мысли о создании подобного устройства появились у него еще в 1951 г.).

Первая компьютерная мышь представляла собой деревянную коробку ручной работы, внутри которой находились два перпендикулярных колеса и кнопка. При движении мыши колеса катились по столу и позволяли узнать направление и величину перемещения устройства. Эти данные преобразовывались в перемещение курсора на экране.

9 декабря 1968 г. состоялась первая публичная демонстрация системы NLS и, вместе с ней, прототипа мыши. А в 1970 г. Энгельбарт получил патент на «индикатор координат x и y для дисплейной системы».

Энгельбарт работал над созданием манипулятора не один: он «только» изобрел мышь, а воплотил его идею в жизнь аспирант Билл Инглиш (Bill English; в мире много «биллов-инглишей», но след этого утерян, его биографические сведения скудны и отрывочны. С одной из немногих фотографий Билла Инглиша можно ознакомиться на «мышином сайте» виртуального музея Стэнфорда). Позднее Джеф Ралифсон (Jeff Rulifson, ныне руководитель VLSI Research Group в Sun Microsystems Laboratories) существенно улучшил конструкцию мыши и разработал для нее программное обеспечение.

В архивах виртуального музея Стэнфордского университета хранится учебный фильм 1968 г., в котором демонстрируется первая компьютерная мышь и ее потрясающие для того времени возможности. Следующий «мышиный шаг» был сделан в 1972 г. в исследовательском центре Xerox PARC в Пало-Альто. Улучшенная версия мыши для Xerox была создана Биллом Инглишем, перешедшим в PARC из лаборатории Энгельбарта: два больших колеса были заменены одним подшипником, перемещения которого фиксировались при помощи двух роликов внутри мыши. В таком случае публикуйте объявления на REAL6 или других каталогах похожей тематики. Дизайн корпуса стал больше напоминать современную мышь.

До начала 80-х годов XX в. мышь все еще оставалась экзотическим устройством. В 1983 г. существовало около 10 компаний, производивших и продававших различные модели компьютерных мышей. Часть этих компаний была основана бывшими сотрудниками лаборатории Энгельбарта или PARC.

Кстати, мышь в те времена стоила недешево. Например, мыши компании The Mouse House, основанные на дизайне и патентах Xerox, стоили около $400 (плюс около $300 за интерфейсную плату, к которой подключалась мышь). Это объяснялось тем, что мышь имела достаточно сложное (и не очень надежное) механическое устройство.

Короче говоря, мышь, хотя и стала «официально признанным» периферийным устройством, но все еще оставалась уделом исследователей и разработчиков новых компьютерных технологий, но отнюдь не рядовых пользователей.

В 1979 г. компания Apple разрабатывала ПК Macintosh и Lisa. Решено было оснастить их мышами, и Стив Джобс заказал создание мыши - неприхотливой, надежной, с себестоимостью порядка $20-30 - дизайнерской компании Hovey-Kelley Design. В результате мышь была существенно доработана: вместо небольшого стального подшипника в сложной механической подвеске появился большой резиновый шар, свободно катающийся в корпусе. Система колес и ненадежных электрических контактов сменилась оптоэлектронными преобразователями и колесиками со щелевыми прорезями. Кроме того, было решено использовать литой пластиковый корпус, в котором все необходимые детали четко крепились на своих местах. Таким образом, можно было отказаться от прецизионной обработки корпуса и ручной сборки, - теперь мышь мог собрать любой рабочий на конвейере.

Можно сказать, что компьютерная мышь обрела популярность благодаря компьютерам Apple Macintosh, - а сама она, в свою очередь, стала одной из причин ошеломляющего успеха ПК Macintosh в 1984 г

Успешному старту в августе 1995 г. Windows 95 тоже в немалой степени поспособствовала мышь Энгельбарта.

Кстати, Microsoft ввела поддержку мыши в IBM PC еще в 1983 г., но позже (Билли, как всегда немного запаздывает, но вовремя спохватывается…), чем Apple, обратила внимание на возможности мыши при работе с «оконными» системами.

О названии мыши тоже ходят околокомпьютерные легенды, - что ее предлагали назвать, например, «жуком». Это легенды и не более того: во всех интервью - на вопрос о названии - Энгельбарт неизменно отвечал: «Я не знаю, почему мы назвали ее мышью. Это название прижилось сразу, и мы никогда не меняли его».

В 1968 г. Энгельбарт получил за свое изобретение чек на $10 тысяч и весь гонорар внес в качестве первого вклада за скромный загородный домик… 1 декабря 2000 г. Энгельбарт за все свои изобретения, включая изобретение компьютерной мыши, был награжден Национальной Медалью технологий (The National Medal of Technology) — одной из высших наград США для ученых за достижения в IT-сфере.

Сейчас Дуглас Энгельбарт мог бы быть более богатым и знаменитым чем Билл Гейтс, но, в отличие от последнего, он не по-американски скромен: сознательно «ушел в тень», и о нем мало кто вспоминает.

Конечно, про изобретателя компьютерной мыши не скажешь, что он беден, как церковная мышь, но и миллионов/миллиардов на своем изобретении он не заработал…

по информации из открытых источников

Во всём мире изобретателем компьютерного манипулятора или же первой компьютерной мыши справедливо считают Дугласа Энгельбарта. Однако, как и в случае с большинством изобретений, она не взялась из ниоткуда, и до того, как было придумано устройство, породившее современную мышь, уже существовало несколько подобных концепций, прототипов и вполне функционирующих устройств. Так что, если вы вдруг заинтересовались происхождением и историей этого помощника в навигации по вашей рабочей области, то найдёте в данной статье достаточное количество информации, которая, возможно, прольёт свет на возникшие у вас вопросы.

Первый трекбол

Прослеживая историю создания компьютерной мыши, стоит начать с одного британского инженера, изобретение которого было классифицировано как военная тайна и скрыто от общественности. Этот инженер был профессором Ральфом Бенджамином , который, работая в научном отделе военно-морских сил Великобритании, изобрел устройство, функционировавшее почти так же, как и трекбол, ещё в середине 40-х годов прошлого века. Согласно интервью с доктором Бенджамином, проведенном в 2013 году, ему поручили задание помочь с разработкой устройства под названием «Комплексная система отображения». Она являла собой раннюю версию ЭВМ, которая должна была рассчитывать теоретическую траекторию отслеживаемого самолета на основе входных данных пользователя.

Курсор на экране контролировался простым джойстиком, который, по мнению Бенджамина, мог быть значительно улучшен, и после некоторых доработок он придумал то, что назвал «roller ball ». Он функционировал почти также, как и стандартная механическая мышь, имея внешний шар, манипулирующий двумя прорезиненными колесами внутри, предназначенных для осей X и Y. Затем это движение было переведено на соответствующее перемещение курсора на экране.

Так почему же люди не считают, что именно профессор изобрел мышь? Кроме того, что устройства Бенджамина не было прародителем современной компьютерной мыши, оно являлось скорее её абсолютной противоположностью. Ведь вместо того, чтобы перемещать мышь, задействовав трение шара о рабочую поверхность, вы должны были поворачивать огромный шар вручную. Так что это была скорее вывернутая наизнанку огромная механическая мышка. И хотя устройство Бенджамина было более точным, чем джойстик, оно никогда не было реализовано, а из-за статуса военной тайны профессор не получил заслуженного внимания к изобретению, по сути, современного трекбола. И даже несмотря на новаторский характер устройства, он остается безвестной фигурой в истории компьютерной техники.

Вторая попытка

Аналогичное предыдущему устройство было разработано независимо от дизайна Бенджамина в 1952 году компанией Ferranti Canada , работающей по заказу Канадского совета по исследованиям в области обороны. Компании, помимо прочего, было поручено создать устройство ввода для компьютеров с бюджетом «около нуля долларов». Три инженера, работающие на Ferranti Фрэд Лонгстаф , Том Крэнстон и Кэньйон Тэлор , придумали идею использования шара, размещенного в специальном корпусе, который постоянно контактировал с четырьмя колесиками, расположенными вокруг него. Когда шар проворачивался в заданном направлении, движение колесиков переводилось в соответствующие движения курсора на экране.

Проще говоря, это была независимая «четырехколесная» версия трекбола доктора Бенджамина. Забавно, что в угоду низкого бюджета, с которым инженеры должны были работать, они не стали «изобретать велосипед». Вместо того чтобы проектировать трекбол с нуля, они просто использовали 16-сантиметровый шар для боулинга. Ну а в связи с тем, что устройство также разрабатывалось для военных, оно было покрыто пеленой секретности.

Видите ли, мышь Энгельбарта вообще не использовала шар, вместо этого два перпендикулярных колеса непосредственно касались для управления положением курсора. Несмотря на то, что дизайн этого устройства был довольно функциональным, его недостатком стало то, что одно колесо постоянно частично царапало поверхность стола. Однако, не будем опережать события.

Устройство Энгельбарта

Дуглас Энгельбарт разработал то, что считается прямым «предком» современной мыши в 60-х годах в рамках проекта по открытию наиболее эффективного способа взаимодействия с компьютером. Энгельбарт считал, что существующие устройства, используемые в то время (в основном клавиатуры и джойстики), были неэффективными. С помощью инженера Билла Инглиша он разработал портативное устройство, вмещающее два перпендикулярных колеса, движения которых контролировали курсор. По сути, принцип работы был тот же, что и у двух ранее упомянутых трекбольных устройств, но без шара и в куда более удобном для управления одной рукой размере.

Энгельбарт придумал концепцию этого устройства в 1961 году, а первый прототип был создан Инглишем уже в 1964 году. Позже, в 1966 году Энгельбарт и Инглиш к НАСА с просьбой финансировать исследование, с целью определения наиболее интуитивного и эффективного устройства ввода. Космическое агентство согласилось, после чего была проведена серия испытаний. Мышь оказалась наиболее эффективной, что удивило многих, даже создателей, так как она вообще не тестировалась до этого. А само название «мышь» прилипло к устройству в неопределённый момент, в ходе испытаний. Как отмечает Энгельбарт: «Причиной тому, скорее всего, послужил провод, идущий от задней части конструкции».

На осенней компьютерной конференции Joint, проходившей в Сан-Франциско 9 декабря 1968 года, Энгельбарт представил мышку более чем тысячи инженеров-компьютерщиков в одной из самых влиятельных компьютерных презентаций всех времен, где также были презентованы и другие ныне широко известные разработки, вроде гиперссылок, видео связи, удалённого доступа и т.д.

Механическая компьютерная мышь и Xerox

Несмотря на публичный дебют мыши перед лучшими умами мира компьютерных технологий, роль Энджелбарта и даже сама монументальная презентация, которая сильно повлияла будущие десятилетий развития компьютеров, были в основном забыты. Как и многие другие изобретатели до него, Энгельбарт не получал особого признания. Это, несмотря на тот факт, что спустя несколько лет Инглиш продолжил разработки механической компьютерной мыши, которая использовала шар для управления положением курсора, что в последствии станет общим дизайном почти всех мышей, вплоть до появления оптических.

Помимо получения небольшого признания, за счёт того, что Энгельбарт и Инглиш работали в Стэндфордском исследовательском институте, когда разработали первую мышь, окончательный патент, который был предоставлен для неё в 1970 году, им не принадлежал. Таким образом, у создателей не было денег и прав на её изобретение. По сообщениям, Стэндфордский научно-исследовательский институт заработал немного денег с патента до того, как его срок истек в 1984 году, когда они лицензировали его для Apple.

Кстати, говоря об Apple, мышь, какой мы ее знаем сегодня, пришла к своему окончательному виду во многом именно благодаря Стиву Джобсу. Когда Джобс отправился в исследовательский центр, он ознакомился прототипом механической мыши, изобретенной Биллом Инглишем, который теперь работал на Xerox PARC . Джобс сразу увидел глубокий потенциал устройства. Как позже оказалось, Xerox продавали свой первый компьютер Xerox Alto вместе с этой мышью с 1973 года и позже комплектовали её с Xerox 8010 , выпущенным в 1981 году.

Однако «верхушка» компании, по-видимому, не правильно оценила, насколько инновационной была их система. Как отмечает Джобс: «Если бы Xerox знали, чем обладают, и воспользовались своими реальными возможностями, они могли бы быть такими же большими, как и I.B.M ., Microsoft и сами Xerox вместе взятые – крупнейшей высокотехнологичной компания в мире».

Мышь от Apple

Джобс, ошеломленный подобным отсутствием видения, отправляется назад в Apple, и заставляет свою команду полностью переосмыслить видение персонального компьютера компании, кардинально меняя свои планы, представляя оконную систему с мышью в качестве ключевого компонента. По словам Дина Хови, Джобс позже объяснил ему: «Мышь Xerox – это мышь, стоимость которой составляет $300, и она ломается в течение двух недель. Наша задача – изготовить аналог менее чем за $15. При этом он должен прослужить минимум пару лет, и я хочу пользоваться им как на ламинате, так и на джинсах». Затем Хови пояснил, что он скупил все шариковые дезодоранты (из-за самих шариков), а также маслёнку в качестве «корпуса». Это и было началом мыши от Apple. Что касается того, почему мышь Apple имела лишь одну кнопку, в отличие от других конкурентов (мышь Xerox имела три кнопки), здесь всё максимально просто. В компании посчитали, что управляться с таким диковинным и новым на то время устройством итак было морокой, поэтому сделать её простой и удобной было приоритетной задачей.

Первое появление Apple мыши было отмечено в комплекте с довольно спорным компьютером Apple Lisa . Эта первая мышь Apple, имевшая стальной шар для управления внутренними колесами для позиционирования. Вследствие, дизайн был переработан в очередной раз (с пришедшим на смену резиновым шаром) для более популярного компьютера Apple Macintosh, выпущенного в 1984 году, который стал одним из первых коммерчески успешных устройств для использования мыши. Microsoft также выпустила свою собственную мышь в 1983 году для ПК, в период между Apple Lisa и гораздо более известным Macintosh 128K , но именно последние впоследствии стимулировали более широкое внедрение мыши.

После успеха Macintosh другие компании последовали этому примеру, и мышь стала основным дополнением каждого персонального компьютера. Несмотря на многие предсказания, звучавшие в разные времена, что мышь пойдет по пути кассет и кнопочных мобильников, они всё ещё популярны и обретают различные формы и типы для предоставления наибольшего удобства и комфорта при взаимодействии с компьютером.

Оптическая мышь

Оптическая мышь была разработана примерно в 1980 году, наконец-то избавившись от шарика, который часто становился грязным от катания по поверхности рабочего стола, что, естественно, оказывало отрицательное влияние на работу мыши. В 1988 году был выпущен патент для оптической мыши, изобретенной Лизой М. Уильямс и Робертом С. Черри, которая должна была продаваться на коммерческой основе с продуктами Xerox, такими как Xerox STAR . Стоимость производства одной мыши составляла $17, а в продажу они поступали за $35. Несмотря на это, только в 1998 году оптические мыши стали коммерчески жизнеспособной альтернативой механическим мышкам и попали на массовый потребительский рынок. Это было достигнуто благодаря увеличению мощности обработки микроконтроллеров и сокращению затрат на компоненты.

И начиная с этого момента рынок контроллеров и манипуляторов стал развиваться стремительными темпами, равно, как и другие области техники и электроники. В 2004 году появилась первая лазерная мышь, позже в 2010 году были представлены такие устройства, как первая 3-D мышь, позволяющая свободно позиционировать курсор в объёмном пространстве, а также Microsoft Kinect , являющийся считывающим жесты устройством. Возвращаясь же именно к компьютерным мышам, мы ещё раз напоминаем, что современный рынок полон самых разных, проводных, беспроводных, геймерских и прочих моделей. А с рейтингами актуальных новинок в этой сфере вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Сегодня без этого приспособления не сможет обойтись ни один современный стационарный компьютер. Да и на ноутбуках многие профессионалы предпочитают подключить его, отчаянно поругивая тачпады за их сверхчувствительность и неудобность расположения. А вот о том, кто изобрел компьютерную мышь, не все еще знают. Так давайте обсудим этот вопрос поподробнее.

Несколько фактов

О том, кто изобрел компьютерную мышь, сегодня доподлинно известно. Этот факт даже не оспаривается, как во многих случаях с другими, не менее нужными приспособлениями, придуманными изобретателями. Произошло представление нового устройства на компьютерной конференции в США (Сан-Франциско). Кто является изобретателем компьютерного манипулятора (мышь тогда называлась именно так)? Разработал и продемонстрировал всему миру ее а родилась она еще раньше, в 1964. Хотя сам легендарный утверждал, что идея подобного устройства появилась у него в 1951! А в 1970 году он получил патент на данное изобретение.

создатель, история, эволюция

У каждой вещи есть своя история, и по мере погружения в прошлое она обрастает своими легендами. Если ответ на вопрос, кто является изобретателем компьютерного манипулятора (мышь), вроде бы ясен, то мнения относительно того, для кого данное устройство было создано, так сказать, по чьему заказу сделано, расходятся. Некоторые источники говорят, что прообраз мыши был разработан для компании Xerox. Другие - что заказали ее разработку в Apple. Сам изобретатель говорит, что спецзаказа как такового на произведение не поступало. Манипулятор появился довольно неожиданно, как побочный продукт (как это часто бывает с гениальными вещами, их никто специально не изобретает, а они как бы сами появляются). При разработке Энгельбартом одной из операционок возникла необходимость в манипуляторе для работы с окнами (в концепции оконного интерфейса). И в 1964 был сооружен первый действующий экземпляр. Так начинается история компьютерной мыши, создатель которой - изобретатель и ученый Дуглас Энгельбарт.

Как выглядела первая мышь

Корпус ее был вырезан вручную из дерева и имел форму коробки. Внутри находились кнопка и два колесика. Они катались по столу при движении устройства, что позволяло вычислять направление и величину перемещения мыши. А полученные в результате этого данные преобразовывались в движения курсора на мониторе. Впоследствии устройство было доработано и улучшено. А программное обеспечение написал Джеф Ралифсон. Для того времени у манипулятора были совершенно потрясающие возможности (что видно по демонстрационному фильму, датированному 1968 и находящемуся в Музее Мыши в Стенфорде). Тогда данное устройство еще не приобрело всемирной известности и популярности.

Следующий шаг

Затем последовала улучшенная версия мыши от компании Xerox (1972). Доработал ее Билл Инглиш, который работал в лаборатории вместе с Энгельбартом, а затем перешел в эту фирму. Поэтому иногда вопрос, кто является изобретателем компьютерного манипулятора (мышь), и переадресуют к данной ведущей компании. Ведь приспособление было доработано ими весьма существенно: вместо двух больших колес появился один подшипник с двумя роликами. А главное - дизайн корпуса мыши стал уже напоминать современные очертания, привычные нашему глазу. Но патент-то все равно оставался у Энгельбарта. Так что на вопрос, кто является изобретателем компьютерного манипулятора (мышь), правильнее будет отвечать, указывая данную фамилию.

Дальнейшее развитие

Но все же манипулятор как компьютерное устройство оставался вещью довольно экзотической аж до начала 80-х 20 века. Но уже в 1983, к примеру, в мире насчитывалось примерно десять компаний, которые производили и продавали разные модели мышей. Характерно, что некоторая часть данных компаний была организована сотрудниками Энгельбарта или им самим. Низкую популярность мыши как устройства для компьютера можно было аргументировать ее очень высокой ценой в те годы. Ксероксовские мыши стоили в пределах 400 долларов, а платы, к которым их нужно было подключать - еще 300. И само устройство имело конструкционные огрехи: было достаточно сложным и весьма ненадежным. Таким образом, для среднестатистического широкого пользователя мышь оставалась недоступна. Ее удел - исследователи и разработчики, которые изобретали новейшие компьютерные технологии.

Роль Apple в истории мыши

При разработке своих ставших впоследствии весьма популярными ПК решено было произвести оснащение мышами. Именно Джобс заказал разработать надежное и неприхотливое устройство, которое бы стоило всего 20-30 баксов и не ломалось через каждые несколько дней. И вот, пожалуйте, ноу-хау: вместо подшипника появляется резиновый шарик, который катается в корпусе. Использовалась другая система передачи сигнала, корпус стал литой пластмассовый в противовес ручной работе. Данное приспособление мог собрать любой рабочий на конвейере.

Громкий успех

Результаты революции в мышиной истории не заставили себя долго ждать. Эппловские компьютеры, оснащенные мышами, в 1984 году раскупались, как пирожки, и имели ошеломляющий успех во всем мире. А в 1995 году старту Windows 95 также весьма поспособствовали эти хвостатые манипуляторы.

Мышь. Виды компьютерных мышей

Сегодня этих устройств в мире насчитывается намного больше, чем самих компьютеров. Это резонно, ведь за свою недолгую (пока не устареет модель, а это в наше скоростное время случается очень быстро) жизнь - 3-5 лет максимум - среднестатистический ПК меняет не одну мышь, а несколько, в зависимости от пристрастий своего хозяина. Разнятся и виды компьютерных мышей. И внешним видом, и внутренним своим содержанием. По своим особенностям конструкции и данным компьютерные манипуляторы (мыши) подразделяются на механику, оптику, лазерные, трекбол.

Механические мыши - традиционные шариковые модели с приводом-шнуром, которые требуют постоянных чисток шара и громоздки по внешнему виду. Оптические работают, используя другой принцип. В них нет шарика, а есть светодиод и сенсор. Лазерные функционируют при помощи лазера. А трекболы имеют выпуклый шарик, сокращающий моторику руки (в результате можно действовать одним пальцем). А по принципу соединения данные устройства подразделяются на проводные и беспроводные. Проводные используют в качестве соединения с компьютером провод, который к нему подсоединяется и по которому передается сигнал. А беспроводные используют специальный ресивер, налаживающий связь с ПК. Такие устройства хороши для ноутбуков, так как достаточно мобильны. Существенный минус: занимают один из входов в компьютер и используют батарейки или аккумуляторы, которые приходится постоянно менять или заражать. Почти все мыши имеют две кнопки и колесико (в старых моделях оно отсутствует), а вот виды корпусов у различных фирм-изготовителей существенно могут отличаться друг от друга: от классики до модерна.

История возникновения, развития и совершенствования манипуляторов не так проста и коротка, как может показаться на первый взгляд: так например, обыкновенная компьютерная мышь была изобретена уже почти полвека назад.

С тех пор за ее перевоплощениями пристально следит весь цивилизованный мир. Что же касается первых клавиатур - их концепция появилась еще задолго до возникновения персонального компьютера (вспомните механические печатные машинки). Однако, прежде чем приступить к изложению истории этих устройств определимся с терминологией:под манипуляторами мы будем подразумевать следующие устройства вода, когда-либо существовавшие: мышь, клавиатура, трекбол, трекпоинт (pointing stick), графический планшет (дигитайзер), световое перо, тачпад, сенсорный экран, Roller Mouse, джойстик, Kinect и прочие игровые манипуляторы.

Как изменялась клавиатура

Первые компьютеры, датированные концом 40-х годов, поддерживали ввод информации с использованием одновременно и перфокарт, и телетайпов. Позднее, с развитием ЭВМ, перфокарты стали восприниматься в качестве пережитка прошлого, а на смену им пришли более совершенные способы хранения информации, такие как магнитные ленты..

В 60-х годах с появлением первых видеотерминалов, позволявших в реальном времени отображать вводимую и выводимую информацию, основным способом общения человека с компьютером окончательно стал текстовый ввод. Безусловно, в те времена еще не существовало графических интерфейсов, а для работы в текстовом режиме было достаточно примитивной клавиатуры.

Как уже говорилось во вступлении, первые клавиатуры появились задолго до персональных компьютеров: их история началась с момента разработки механических печатных машинок в 1868 году. Такой способ ввода информации был оперативным и удобным, в результате чего быстро прижился. Следующим шагом стали телетайпы, пришедшие на смену телеграфу в начале прошлого столетия, а затем появились электрические печатные машинки и первые компьютеры. Таким образом, клавиатуры из механических превратились в электронные. Первым в мире компьютером с графическим интерфейсом, разработанный в Xerox PARC стал Xerox Alto.

В первых персональных компьютерах клавиатура являлась частью корпуса, однако позднее, с появлением концепции IBM PC они стали выпускаться в качестве самостоятельных устройств, а позднее появились и их беспроводные аналоги.

Как же осуществлялась связь устройства ввода с операционной системой персонального компьютера? Сначала для связи использовались оптические интерфейсы, но они доставляли массу неудобств из-за того, что требовали прямой видимости между приемником и передатчиком, давали сбои при ярком свете, и в последствии они были вытеснены радиоинтерфейсами.

Помимо стандартных клавиатур на сегодняшний день известны игровые клавиатуры , полностью переработанные для игры левой рукой (Thrustmaster Tacticalboard и Belkin SpeedPad Nostromo n50), клавиатуры со сменными наборами клавиш для различных игр (Zboard), клавиатуры с углублениями (DataHand System), аккордовые клавиатуры, клавиатуры с подсветкой и прочее. Студией Артемия Лебедева был разработан проект Optimus - клавиатура, в которой текущее значение каждой клавиши отображается через небольшой встроенный ЖК-дисплей, который отображает именно то, чем управляет в данный момент. «Оптимус» одновременно подходит для любых клавиатурных раскладок - кириллической, древнегреческой, грузинской, арабской, может отображать ноты, цифры, спецсимволы, ХТМЛ-коды, матфункции, изображения и пр. Программа-конфигуратор позволяет запрограммировать каждую кнопку на воспроизведение последовательности символов, а также отредактировать изображение для каждой отдельной раскладки.

Подобную клавиатуру в свое время в США запатентовала и компания Apple.

Среди перспективных направлений разработок последних лет можно выделить адаптацию текстового ввода для портативных устройств. На телефонах и смартфонах традиционных моделей клавиатуры ужимаются до двенадцати клавиш, каждая из которых отвечает за массу символов. Для ускорения ввода используются системы наподобие T9 (появившейся в 1996 году), способные по словарю подбирать подходящее слово. Из полноразмерных клавиатур, характерных для устройств с сенсорными дисплеями, наиболее популярна в настоящее время латинская раскладка клавиатуры QWERTY. Ее название произошло от 6 левых символов верхнего ряда раскладки. На основе такой клавиатуры сегодня созданы раскладки для многих других языков мира. Экспериментальная система Shark (Shorthand-Aided Rapid Keyboarding) разработанная в 2004 г. компанией IBM, представляла собой род стенографии и позволяла вводить в мобильное устройство слова, отмечая их - буква за буквой - на виртуальной клавиатуре. Например, чтобы ввести слово word, пользователь не нажимал стилусом четыре отдельные виртуальные клавиши, а просто проводил прямую линию от буквы «w» к букве «d». Такая система позволяла печатать на виртуальной клавиатуре, не отрывая пера от экрана, однако массовое внедрение подобных расширений так и не началось.

Еще одна разновидность - проекционная клавиатура . Идея реализации виртуальной клавиатуры без проводов и кнопок родилась примерно десятилетие назад в стенах израильской компании Developer VKB Inc. Представленная на выставке CeBIT 2002 компанией Siemens Procurement Logistics Services первая виртуальная клавиатура без единого механического или электрического элемента стала первой практической реализацией этой идеи. Создатели лазерного интерфейса виртуальной клавиатуры предполагали, что их разработка на практике может быть интегрирована в любое мобильное устройство - телефон, ноутбук, планшетный ПК и даже в стерильное медицинское оборудование. Однако за все время существования концепции была разработана лишь одна модель (iTECH Bluetooth Virtual Keyboard), представляющая собой небольшую коробочку, из которой при помощи лазера на любую гладкую поверхность проецируется изображение клавиатуры, а нажатие виртуальных клавиш фиксируется специальным инфракрасным сенсором.

Эволюция компьютерной мыши

История возникновения компьютерной мыши начинается с появления трекбола .

Устройство было разработано для нужд военных, однако заказчики остались недовольны предоставленным образцом, и об изобретении забыли вплоть до появления первых моделей ноутбуков, но и в этих устройствах от применения трекболов впоследствии отказались.

Функционально трекбол представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь. Шар находится сверху или сбоку, и пользователь может вращать его ладонью или пальцами, при этом, не перемещая корпус устройства. Несмотря на внешние различия, трекбол и мышь конструктивно похожи - при движении шар приводит во вращение пару валиков или, в более современном варианте, его сканируют оптические датчики перемещения (как в оптической мыши).

В настоящее время трекболы не используются в домашних и офисных компьютерах, однако нашли применение в промышленных и военных вычислительных установках, аппаратах ультразвуковой диагностики, где пользователю приходится работать в условиях недостатка места и при наличии вибрации. Вообще первую компьютерную мышь (в том функционале, к которому мы привыкли) изобрёл в 1964 году Дуглас Карл Энгельбарт, сотрудник Стэнфордского исследовательского института. Устройство ввода информации выглядело как деревянная коробочка с кнопкой, которая перемещалась по столу на колёсиках, и, отсчитывая их обороты и развороты, вводила информацию в компьютер и, таким образом управляла перемещением курсора на экране.

Первоначально мышь предназначалась отнюдь не для персональных компьютеров, а для более точного управления точкой на экране радара. Отметим, что Энгельбарт работал над созданием манипулятора не один: он является автором идеи и разработчиком концепции, но само устройство технически изготовил не он. Первая мышь была сделана руками аспиранта Билла Инглиша, а присоединившийся к ним позднее Джеф Рулифсон существенно улучшил конструкцию мыши и разработал для неё программное обеспечение.

В последствии создатели первой мыши получили грант на серийный выпуск своих устройств, и уже конце 1968 года появилась первая полноценная мышь, у которой, в отличие от прототипа была уже не одна кнопка, а целых три.

Следующий этап эволюции компьютерных мышей относится к 70-м годам ХХ века, когда инженеры стали задумываться об удобстве использования компьютеров при сложных технических расчетах. Так, первым запатентованным компьютером, в комплект которого входила мышь, был миникомпьютер Xerox 8010 Star Information System (англ.), представленный ширкой публике в 1981 году, и уже в 1983 году фирма Apple выпустила собственную модель однокнопочной мыши для компьютера Lisa, отметим, что данная конфигурация устройства сохранялась долгие годы. Широкую популярность компьютерная мышь приобрела благодаря использованию в компьютерах Apple Macintosh и позднее в ОС Windows для IBM PC совместимых компьютеров.

Вскоре GUI (Graphic User Interface - графический интерфейс пользователя) вытеснил текстовый ввод-вывод в область специфических задач. К этому времени вместо неудобных колесиков мыши стали оснащаться шариками.

Следующим этапом эволюции компьютерных мышей стало появление оптических манипуляторов , а в последствии, начиная с создания в 2004 г. мышки Logitech MX1000 (Рис6), их лазерных беспроводных аналогов с оптическими и радиоинтерфейсами, а также с индукционным питанием (устройства, производимые компанией A4Tech).

Еще одним вариантом данного манипулятора является трехмерная мышь , способная работать в трехмерном пространстве.

По замыслу конструкторов, использование подобных девайсов даст возможность пользователю свободно перемещаться в трехмерном пространстве, что может пригодиться как в играх, так и при работе с трехмерной графикой. Манипулятор автоматически подстраивается под используемый трехмерный редактор (AutoCAD, Autodesk Inventor, Autodesk 3ds Max). Нажатие, перемещение, поворот или наклон, изменение масштаба изображения и вращение модели — все эти действия можно совершать одновременно. Основной элемент 3D-мыши - контроллер движения, который во всех моделях имеет одинаковый принцип действия. Шесть степеней свободы (три линейных и три угловых) обеспечивают перемещение и вращение модели во всех направлениях. При этом можно отключать степени свободы, инвертировать оси, менять местами функции Приблизить/Удалить и Вверх/Вниз. Скорость перемещения/вращения зависит от усилия, прилагаемого к контроллеру движения. Чувствительность к усилию настраивается через панель настройки.

Заслуживают внимания и графические планшеты (устройства компании Wacom, Genius и др.), которые особенно ценятся художниками и архитекторами, работающими за компьютером. Никакой другой манипулятор не позволяет добиться столь же правдоподобной имитации карандаша или кисти. Перо графических планшетов призвано компенсировать «неуклюжесть» мыши в художественных вопросах. К примеру, система от Genius WizardPad различает 256 степеней давления на перо. Разрешение планшета достигает 2540 линий на дюйм, а площадь его рабочей поверхности составляет 4-5 дюймов.

Планшет имеет последовательный интерфейс. Устройство снабжено драйверами для большинства операционных систем Microsoft, включая DOS и Windows 3.xx/95.

В отдельную группу можно выделить манипуляторы для ноутбуков. Как известно, мыши не всегда подходят для работы в дороге, а трекболы достаточно сложно встроить в тонкий корпус устройства. Здесь им на смену приходят тачпады (TouchPad - сенсорная панель).

Сенсорная панель была изобретена в 1988 году Джорджем Герфайде. Позднее корпорация Apple лицензировала его проект и, начиная с 1994 года стала использовать в ноутбуках PowerBook. С этого момента, тачпад стал наиболее распространенным устройством управления курсором для ноутбуков. Работа тачпадов основана на измерении ёмкости пальца или измерении ёмкости между сенсорами. Ёмкостные сенсоры расположены вдоль вертикальной и горизонтальной осей тачпада, что позволяет определить положение пальца с нужной точностью. Разновидностью тачпадов является TouchWriter, он отличаются тем, что способен воспринимать нажатие как пальцами, так и любыми предметами (основанием карандаша, стилусом).

Ранее производители ноутбуков использовали вместо тачпадов миниджойстики (трекпоинты ), расположенные в центре клавиатуры и трекболы. Трекпоинт - Pointing stick был изобретён ученым-исследователем Тедом Зелькером, и впоследствии зарегистрирован компанией IBM под торговой маркой TrackPoint. Традиционно такой джойстик имел заменяемый резиновый кожух, который для удобства пользователя изготавливают из шершавого материала. Курсор управляется определением примененной силы (отсюда и название тензометрический джойстик), для этого используется пара резистивных датчиков деформации (резистивных тензодатчиков). Вектор перемещения курсора определяется в соответствии с примененной силой. Основным недостатком устройства являлся дрейф курсора, требующий частой повторной калибровки. Поэтому с временем от его внедрения отказались.

Для того чтобы использование манипуляторов, встроенных в ноутбук не стало серьезным стрессом для пользователя, производители изобретали все новые девайсы. Одним из таких решений был комплект Mouse Tablet (модель MT-604C) производства WinPal Electronics. В его состав входил графический планшет, электронное перо и трехкнопочная мышь без шарика. Отметим, что комплект при использовании потреблял внушительные объемы электроэнергии, а к набору Mouse Tablet прилагается внушительный пакет драйверов и программного обеспечения. Смена активного устройства (то есть переход с пера на мышь и наоборот) осуществлялась нажатием любой кнопки соответствующего манипулятора. Скажем, при нажатии на кончик пера последнее становилось активным; тот же эффект достигается и нажатием на левую кнопку мыши. Графический планшет и перо могли работать в режимах как прямого взаимодействия с экраном монитора (absolute coordinator), так и и косвенного (relative). Меню драйвера Mouse Tablet позволяло также откалибровать перо и мышь, задать площадь рабочей поверхности и подстроить перо-мышь в соответствии с предпочтениями пользователя.

Существенными недостатками приспособления были: 1. из-за использования в Mouse Tablet электромагнитной технологии планшет мог подвергаться воздействию помех со стороны других элементов компьютера (например, монитора). Кроме того, он не переносил температуру выше 40°С, так что чашка горячего кофе на столе запросто могла оказаться для него «смертельной». Еще один серьезный недостаток: несовместимость со стандартными манипуляторами, поддерживаемыми Windows: в случае входа в safe mode Mouse Tablet прекращала функционировать, и, более того, могла «потащить» за собой клавиатуру, что существенно тормозило процесс работы.

Технологии наших дней

Что касается современных технологий, отметим, что в последнее время пользователи отдают предпочтение сенсорным экранам , созданным специально для уменьшения размера КПК. Их можно встретить и в карманных компьютерах, и в смартфонах, и в Tablet PC, и во всевозможных терминалах. Одним из основных недостатков сенсорных панелей всегда считалось отсутствие обратной тактильной связи, в результате ими было невозможно пользоваться вслепую. Однако американская компания Immersion предложила выход иразработала технологию TouchSense, добавляющую чувствительным экранам функцию обратной отдачи.Технология была впервые продемонстрирована на 19-дюймовом экране в 2005 году, а ее долгожданное перенесение на мобильные устройства запланировано на 2010-2011 год.

Зачастую управление сенсорным экраном осуществляется при помощи стилуса, устройства, выполненного в виде маленького тонкого пера со специальным наконечником. Прародителем стилуса является световое перо (англ. light pen).

Внешне устройство имело вид шариковой ручки или карандаша, соединённого проводом с одним из портов ввода-вывода компьютера. Обычно на световом пере была одна или несколько кнопок, которые нажимались рукой, удерживающей перо. Ввод данных с помощью светового пера производился путем проведения линий пером по поверхности экрана монитора. В наконечник пера устанавливался фотоэлемент, который регистрировал изменение яркости экрана в точке, с которой соприкасалось перо, за счёт чего соответствующее программное обеспечение вычисляло позицию, «указываемую» пером на экране. Кнопки на световом пере использовались аналогично кнопкам мыши — для выполнения дополнительных операций и включения дополнительных режимов.

Благодаря сенсорным экранам развитие получила технология мультитач (англ. multi-touch) - функция сенсорных систем ввода, осуществляющая одновременное определение координат двух и более точек касания. Мультитач-экраны позволяют работать с устройством одновременно нескольким пользователям, а также с максимальной точностью определять координаты точек касания. Правильное распознавание всех точек касания увеличивает возможности интерфейса сенсорной системы ввода. Наиболее популярной формой мультитач устройств являются мобильные устройства (iPhone, iPad, IPod Touch), мультитач столы (например: Microsoft Surface) и мультитач стены.

Использование технологии началось с сенсорных экранов (touchscreen) для управления электронными устройствами. Создатели первых синтезаторов и электронных инструментов, Hugh Le Caine и Bob Moog экспериментировали с использованием тач-сенсоров емкостных датчиков для контролирования звуков, издаваемые их инструментам.

Мультитач-стол представляет собой пьедестал со стеклянной поверхностью-столешницей, которая служит экраном для проектора, расположенного в его основании.На таком столе может отображаться различный мультимедийный контент: презентации, ролики, слайд-шоу. Связь пользователя и системы обеспечивает интерактивная пленка (touch screen), наклеенная на стеклянную поверхность, также при помощи специального программного обеспечения она позволяет управлять контентом.

В отличие от сенсорных экранов мультитач-стол дает более широкие и гибкие возможности управления объектами: пользователь может применять функции множественного касания, а также изменять мультимедийные объекты, например, увеличивать, уменьшать, вращать, перемещать изображения. Еще одним преимуществом мультитач-столов является возможность для нескольких пользователей одновременно работать в пределах единой системы, управляя большим объемом информации.

В отдельную группу следует отнести игровые манипуляторы . К ним относятся джойстики, геймпады, компьютерные рули и штурвалы, танцевальные платформы, kinect и др.

Интересно, что некоторые современные игровые манипуляторы обладают эффектом обратной отдачи (технология Force Feedback). Первые подобные девайсы появились в 90-х годах в США, когда компания Immersion, получив от госструктур заказ на создание тренажера для хирургов, решилась попробовать перенести в игровое пространство одну из созданных технологий. Изобретением заинтересовались военные. В последствие Военное ведомство США приобрело партию новых манипуляторов для тренировки пилотов. Так в начале 1996 г. Immersion выпустила первый серийный джойстик Force-FX.

После этого началось активное серийное производство игровых рулей, штурвалов и т.п. Другой интересной технологией в сфере игровых манипуляторов стали гироскопы, с помощью которых реализована возможность определения изменения местоположения джойстика в пространстве. Их массовое внедрение началось с приставок нового поколения Nintendo Wii и Sony PlayStation 3.

Интересным современным устройством ввода является Kinect (ранее Project Natal).

Игровой «контроллер без контроллера» для Xbox 360 разработан фирмой Microsoft. Основанный на добавлении периферийного устройства к игровой приставке Xbox 360, Kinect позволяет пользователю взаимодействовать с ней без помощи игрового контроллера через устные команды, позы тела и показываемые объекты или рисунки. Впервые девайс был представлен 1 июня 2009 г. на выставке E³, где Microsoft продемонстрировал несколько методик применения технологии: Рикошет — Breakout-подобная игра, в которой используется всё тело для отбивания мячей разбивающих блоки и Paint Party — в которой игрок может разбрасывать краску на стену. Игрок может выбирать цвет голосом и использовать позы тела для создания трафаретов. Визуально Kinect выглядит следующим образом: это горизонтально расположенная коробка на небольшом круглом основании, которую помещают выше или ниже дисплея. Ее размеры: примерно 23 см в длину и 4 см в высоту.

Устройство состоит из двух сенсоров глубины, цветной видеокамеры и микрофонной решетки. Проприетарное программное обеспечение осуществляет полное 3-х мерное распознавание движений тела, мимики лица и голоса. Микрофонная решетка позволяет Xbox 360 производить локализацию источника звука и подавление шумов, что дает возможность говорить без наушников и микрофона Xbox Live.Датчик глубины состоит из инфракрасного проектора объединенного с монохромной КМОП-матрицей, что позволяет датчику Kinect получать трёхмерное изображение при любом естественном освещении. Диапазон глубины и программа проекта позволяют автоматически калибровать датчик с учётом условий игры и окружающих условий, например мебели, находящейся в комнате.

Как эволюционируют манипуляторы в недалеком будущем - нам остается только предполагать. В ближайшее время станут совершенными системы распознавания компьютером человеческой речи и почти всеми техническими устройствами можно будет управлять при помощи голоса; возможно, возникнут полноценные тактильные интерфейсы, позволяющие, к примеру, геймерам все, что происходит с их героем во время игры.

Ведутся разработки и нейронных интерфейсов. Уже известно несколько случаев, когда люди, прикованные к инвалидной коляске, согласились участвовать в эксперименте по вживлению в мозг специального имплантанта, благодаря которому смогли управлять курсором на экране монитора исключительно при помощи «силы мысли». В общем, сюжет фильма «Суррогаты» в скором времени может воплотиться в реальность.

Однако отмечу, что как и в жизни, новшества в работе с манипуляторами хороши лишь до тех пор, пока программа работает как часы. Мельчайшая неполадка в работе операционки - и все нестандартные устройства с их фирменными драйверами мгновенно «слетают», а рядовому юзеру останется лишь любоваться графическим интерфейсом, судорожно вспоминать (если знает) «горячие клавиши» и сожалеть о том, что не взял с собой обычную компьютерную мышь.