Шариковую ручку в 1938 г изобрел. Кто изобрёл шариковую ручку? Изобретение перьевой ручки


История ручек неотделима от истории самой человеческой цивилизации. Можно сказать, что первые ручки являются ровесницами первой письменности. Изобретя клинопись, жители Древнего Вавилона изобрели и первые ручки – камушки, которыми они выдавливали знаки на мягкой глине. В античном мире в ходу были восковые таблички, ручками для которых служили острые палочки из кости или меди. Из древних письменных принадлежностей ближе всего к ручке наших дней стоит кисть, изобретенная в Китае. Древнекитайские кисти изготавливались из шерсти верблюда или крысы. Для письма применяли чернила, в состав которых входила сажа, смола сосны, ламповое масло и желатин, получаемый из ослиной кожи. Несколько позже на территории Европы были изобретены чернила, обладающие способностью сохранять свою яркость сотни лет. Для приготовления таких чернил брали различные соли железа и так называемые чернильные орешки, представляющие собой наросты на коре деревьев. Первая европейская ручка, которой писали при помощи чернил, – это тонкий заостренный стебель бамбука или тростника. Ручки на основе перьев птиц появились лишь в VIII веке н.э. Перья были значительно удобнее для письма, чем палочки тростника, но вот изготавление В«перьевыхВ» ручек отнимало не мало времени и сил. Перья брали только у молодых здоровых гусей и только весной. Затем перья обжигали в горячем песке, дабы высушить и придать жесткость. Далее кончики перьев точили ножиками, которые получили названия перочинных. Россия являлась одним из крупнейших производителей перьев для письма во всем мире. Так в одну только Великобританию Российская Империя экспортировала 27 000 000 перьев ежегодно. На протяжении всего 19-го столетия инженеры размышляли над тем, как создать ручку, которая не нуждалась бы в постоянном обмакивании в чернила. И, наконец, в 1884 году на свет появилась авторучка, включающая в себя специальный резервуар для чернил, соединенный с пером желобками. По желобкам чернила подавались к перу, которое было снабжено круглым отверстием посередине, позволяющим уменьшить количество клякс. В 1938 были изобретены шариковые ручки . Все началось с того, что журналист из Венгрии Ладисло Биро обратил внимание на то обстоятельство, что газетные чернила высыхают намного быстрее обычных. Однако для ручек газетные чернила использовать было невозможно из-за их чрезмерной густоты. Тогда Биро решил усовершенствовать ручку таким образом, чтобы она стала пригодна для письма очень густыми чернилами. Ладисло Биро создал ручку-трубочку, на конце стержня которой помещался миниатюрный шарик. Так возникли шариковые ручки. Суть механизма шариковой ручки состоит в том, что в тот момент, когда шарик движется по бумаге, он вращается и захватывает густые чернила, находящиеся в стержне. Даже самые первые шариковые ручки обладали возможностью оставлять след в шесть километров длинной. Изобретением Биро заинтересовались предприниматели из Англии, которые и выкупили у него патент на производство шариковых ручек, адоптировав их к нуждам авиации. Несмотря на то, что шариковую ручку изобрел именно Биро, мир больше запомнил другого человека - Джорджа Стэффорда Паркера, который работал агентом по продаже ручек. Клиенты часто высказывали Паркеру претензии по поводу качества реализуемого им товара. Паркеру это очень не нравилось, и он решил сделать собственную ручку, которая уже не могла бы вызвать никаких нареканий. Паркеру сопутствовал успех, и очень скоро он открыл собственное производство шариковых ручек. Кроме письменных принадлежностей, в магазине сайт вы можете приобрести часы Casio, отзывы на которые подтверждают идеальное соотношение цены и качества данных часов, а также швейцарские часы Тиссот . В Советском Союзе первые шариковые ручки появились уже после Великой отечественной войны. Советское правительство попросило господина Паркера организовать производство ручек на территории Союза. Выбор именно Паркера определялся тем, что ручка В«паркерВ» была в руках генерала Эйзенхауэру, когда он подписывал акт о капитуляции фашисткой Германии. Паркер не захотел сотрудничать со Сталиным, и советским инженерам пришлось делать все самостоятельно. В качестве чернил советские специалисты решили пользоваться смесью, которой в те времена принято было бороться с мухами – смесью канифоли и касторового масла. В 1949 году выпуск советских шариковых ручек был налажен. Долгое время шариковые ручки были достаточно дорогим товаром. Цены упали в 1958 году, когда французский предприниматель по фамилии Бик создал новый тип одноразовых шариковых ручек BIC. Ручки были дешевыми, удобными в эксплуатации, достаточно надежными и умели писать практически на всех видах бумаги. С появлением ручек BIC шариковые ручки превратились в товар массового потребления. Сегодня в мире выпускаются шариковые ручки с чернилами всех цветов радуги. При этом самым любимым по-прежнему остается черный цвет. Далее следует синий, а уже затем красный с зеленым.

Кому сейчас известно имя Джона Д. Лауда? А между тем это и есть первый изобретатель шариковой ручки. Этот американский «Кулибин» из штата Массачусетс еще в 1888 году получил патент на «авторучку с вращающимся наконечником» -небольшим шариком на конце полого стержня, заполненного чернилами.

За последующие тридцать лет Патентное Ведомство США выдало 350 патентов на аналогичные шариковые ручки, но ни одна из них не стала товаром…

Главным препятствием были чернила! Слишком жидкие оставляли кляксы на бумаге и пачкали карман, а слишком густые застывали на шарике. Иногда удавалось создать подходящие контролируемые условия, и тогда чернила действовали как надо… пока не изменялась температура воздуха. Лучшее, что удалось создать, — шариковую ручку, которая писала, как правило, при температуре воздуха +21° С, ниже 18° С она засорялась, а выше +25° С — подтекала и оставляла кляксы.

Так на скрижали истории попали помимо автора первой шариковой ручки те люди, которые потратили не один десяток лет, чтобы это гениальное изобретение довести до ума. Для каждого из них создание механизма и дизайна ручки было чрезвычайно важным и очень личным делом. Не случайно все легендарные лейблы на фирменных и качественных ручках — чьи-то фамилии. За каждым из них своя сага, увлекательный роман длиною в век.



Ласло Биро

Примерно так обстояли дела, когда за эту проблему взялись братья Биро (Biro). После Первой мировой войны 18-летний Ладислав Биро (Ласло Биро, László József Bíró)(1899 – 1985)

Он родился в Будапеште в еврейской семье. Его отец, Матиаш Биро, был стоматологом. Сыну, казалось бы, идти по стопам родителя. И, действительно, после школы Ласло поступил на медицинский факультет, но диплом так и не получил. Некоторое время он практиковал как гипнотизер, работал в компании по производству нефтепродуктов. Потом участвовал в тогдашнем модном поветрии – автогонках, и даже придумал вместе с другом автоматическую коробку передач. Патент на это изобретение купила американская компания General Motors для того, чтобы не позволить никому реализовать это изобретение. Своеобразное признание того, что у изобретателя была голова на плечах! В конце концов, юноша стал журналистом. Будапештским журналистом!

В начале 20-го века Будапешт, который был второй столицей Австро-Венгрии, включился в гонку столь же прекрасную, сколь и безнадежную. Вторая столица изо всех сил пыталась стать краше столицы первой, прекрасной Вены. И, надо сказать, что хотя второй Вены из Будапешта не получилось, эта гонка все же пошла ему на пользу. И получилось: в Вене больше чопорности и имперского блеска, в Будапеште – больше провинциального тепла. В Вене – опера, в Будапеште – оперетта. В венские кафе приходили чинно поесть сладенького, в будапештские – пообщаться и даже поработать. Редакции многих будапештских газет обживали ближайшие кафе. З

Здесь, за совсем не по-венски приготовленным кофе с прекрасными, но все же не венскими, лакомствами, редакторы верстали очередной номер. Здесь журналисты обсуждали животрепещущие темы и строчили актуальные статьи. Сюда прибегали репортеры и приносили «на хвосте» последние новости – прямо в номер. Ласло Биро сначала возглавлял газету «Hongrie-Magyarország», что по-французски и по-венгерски означало «Венгрия», а после ее закрытия стал работать в газете «Elôtte». Естественно, его рабочим инструментом была ручка.

Чернила вытекали из ручки на газетный лист, который впитывал жидкость как губка, а конец пера рвал в этом месте бумагу. В общем, получалась не надпись, а фиолетовое болотце. Даже на первоклассной бумаге оставались кляксы, а на пальцах и на одежде Биро постоянно красовались чернильные пятна. Тогда Ладислав позвал брата Георга, химика по профессии, и братья Биро начали разрабатывать новые авторучки. После опробования десятков моделей братья Ладислав и Георг, не зная, что до них уже была сделана 351 попытка, изобрели свою шариковую ручку.

Как-то во время отпуска, находясь на берегу Средиземного моря, братья заговорили о своем изобретении с неким пожилым господином. Они показали прекрасно пишущую ручку, которая ему понравилась. Оказалось, что этот господин был тогдашним президентом Аргентины, Аугусто Юсто. Он предложил братьям Биро построить в его стране фабрику шариковых ручек. Несколько лет спустя началась Вторая мировая война, и братья решили покинуть Венгрию. Они вспомнили своего старого знакомого и устремили взоры в сторону Южной Америки. Братья высадились в Буэнос-Айресе с десятью долларами на двоих. Юсто признал их, и вскоре с помощью президента им удалось заручиться поддержкой нескольких инвесторов. В 1943 году в городе открылась новая фабрика. Эффект был грандиозным, то есть произошел грандиозный провал. Братья Биро совершили ту же ошибку, что и все их предшественники, — они положились на силу тяжести, под воздействием которой чернила попадали на шарик. Это означало, что ручку надо было непременно держать строго вертикально. Но даже и тогда поток чернил был прерывистым, и на бумаге оставались сгустки. Ладислав и Георг вернулись в лабораторию, и вскоре придумали новую конструкцию, капиллярную. Сифонная подкачка заставляла чернила перемещаться к шарику независимо от положения ручки.

Уже через год братья Биро выпустили в продажу в аргентинских магазинах новую модель. Однако расходились ручки вяло. В конце концов, у братьев кончились деньги, и производство пришлось остановить.

Но им на помощь прилетели военные летчики США. Пилоты ВВС, часто бывавшие в Аргентине во время войны, сделали для себя открытие, что аргентинскими ручками можно писать снизу вверх на любой высоте и их не требуется часто заряжать.

Пребывание в Париже было недолгим. После вторжения немецких войск семейство Биро перебралось за океан, в Аргентину. 10 июня 1943 года Ласло Биро получил аргентинский патент на свое изобретение. А вскоре он организовал фабрику по производству шариковых ручек «Eterpen». Ежегодная продажа ручек Биро достигла 7 миллионов штук. Но грандиозный коммерческий успех оказался локальным. Когда Ласло Биро задумал начать производство своих авторучек в США, выяснилось, что один из американских предпринимателей побывал в Аргентине и оценил коммерческий потенциал шариковой ручки.

Примерно в это же время житель Чикаго по имени Мильтон Рейнолдс тоже столкнулся с ручками Биро в Аргентине. Он вернулся в США и выяснил, что такие ручки были уже запатентованы Джоном Д. Лаудом и другими американцами, но срок действия их патентов к тому времени истек. Поэтому он решил, что может, ничего не опасаясь, скопировать конструкцию Биро. Да, американец оформил документы на своё имя. Изобретение Биро было попросту украдено. Судебные разбирательства окончились не в его пользу. Крупнейший рынок США Джозефу Биро не достался. Когда-то Биро удалось заработать миллион, но десятки и сотни миллионов заработали другие как это часто бывает с изобретателями.

Рейнолдс продал шариковые ручки за 12 долларов 50 центов через нью-йоркский универмаг Гимбельса.

Когда в 1945 году первая партия шариковых ручек поступила в продажу в Нью-Йорке, властям пришлось выставлять кордон из нескольких сот полицейских, чтобы хоть немного сдержать напор людей, желающих купить новую ручку. В первый же день удалось продать 10 тысяч новинок, хотя стоили они недёшево.

Новинка привлекла внимание, и Гимбельс продал всю партию в первый же день, все 10000 ручек! Множество промышленников захотели примазаться к славе удачливого предпринимателя. Рейнолдс нанял чемпионку по плаванию Эстер Уильяме, которая продемонстрировала, что шариковая ручка может писать даже под водой. Другие же показывали, что ручка пишет шариком вверх или через стопку копировальной бумаги.

Но одна проблема все же оставалась: несмотря на шумиху, затеянную вокруг новинки, ручки работали неважно. Они подтекали, погубив немало важных документов и отличных рубашек. Кроме того, в них пересыхали чернила. Объем продажи начал медленно ползти вниз. Цена — тоже. Шариковые ручки, совсем недавно считавшиеся предметом роскоши, стали продаваться всего за девятнадцать центов. Но однажды купив ручку даже за эти гроши и попробовав писать, покупатели ругались на чем свет стоит и клялись не покупать шариковых ручек до конца своей жизни…

Человека, который заставил покупателей отречься от подобных клятв, звали Марсель Биш (Marcel Bich) (1914 – 1994) . Он жил во Франции и был фабрикантом перьевых ручек и письменных принадлежностей. Марсель с профессиональным интересом отнесся к шариковым ручкам. Сначала он только наблюдал, как их популярность взлетала, а потом камнем падала на землю и рассыпалась в прах…

Первопричиной этого, конечно, была вторая Мировая война — после нее ни в США, ни в Европе люди не могли себе позволить дорогие вещи. Все, что производилось в то время, было подчинено идее максимальной простоты и утилитарности. И на этом фоне идея Биша пришлась ко двору. Он решил сделать ручку одноразовой и сократить ее цену до цены стержня — 29 центов вместо 10 долларов. При этом задача была непроста — помимо низкой цены надо было обеспечить и надежность на уровне тогдашних перьевых ручек (достигших к тому времени совершенства). Иначе ручка вряд ли бы нашла покупателей.

Биш построившего под Парижем фабрику по производству пишущих приборов. Прототипом ручки Марселя Биша послужила не слишком удачная конструкция венгров братьев Биро. Особой популярностью они не пользовались из-за множества недостатков, но в целом — это были шариковые ручки в современном понимании, по этому братья согласились продать патент. Забегая вперед скажу, что Аргентина стала второй родиной для Ласло Биро. В испаноязычной стране его венгерское имя превратилось в Ладислав. А его день рождения, 29 сентября, стал национальным праздником, Днем изобретателя.

Итак, в 1950 году Марсель Биш купил патент Л. Биро и серьезно усовершенствовал его изобретение. М. Биш использовал изобретенный в Швейцарии способ обработки металла с точностью до сотых долей миллиметра и начал изготавливать стальные шарики диаметром всего в 1 мм. Благодаря этому шариковая ручка Биро стала писать тоньше, а чернила совсем не просачивались сквозь пишущий узел и не оставляли грязных пятен на бумаге.

В течение двух лет Марсель Биш скупал все появлявшиеся на рынке модели шариковых ручек и педантично испытывал их, выявляя положительные и отрицательные стороны. В 1952 году Биш добился триумфа: дешевая шестигранная ручка из прозрачного пластика писала мягко, не подтекая и не засыхая.

Позже Бик вспоминал: «Я подумал, что идеально было бы выбрасывать старую вещь в одном месте и покупать новую в другом. Я погрузился в мечтания: вот бы у меня стало столько денег, чтобы не жалко было ничего выбрасывать. Потом я понял: надо просто сделать очень дешевыми сами вещи». И тогда предприимчивый Марсель делает свои ручки BIC разборными (хочешь, покупай стержень и меняй, только он стоил столько же, сколько сама ручка), и начинает рекламное продвижение продукта.

Ручку новой конструкции Биш назвал «Кристалл» и в 1950 году начал выпуск этих ручек во Франции.

В 1953 году Биш начал серийное производство, и уже через два года в день продавалось по двести пятьдесят тысяч его ручек.

А в 1958 году Биш защитил свое изобретение патентом США и вышел на американский рынок, основав компанию BiC. BiC начала массовое производство дешевейших одноразовых шариковых ручек из легкой пластмассы. Ручки эти, шестигранные, как карандаш, практически вытеснили с американского рынка другие пишущие приборы.

Изучив международный рынок, Марсель Биш понял, что со своим именем ему в Америке не пробиться. Тогда он изменил написание имени так, чтобы его могли правильно и легко произнести повсюду, где будет продаваться его новая ручка, — Бик. Модель «Бик» сразу завоевала мировое признание.

Стоит также упомянуть, что вскоре Марсель Биш смог приобрести в свою собственность фирму «Ватерман», специализирующуюся на стильных перьевых ручках.

Марсель Бик изобретал все новые модели, придумывал разнообразные дизайны ручек, но старый, надежный «Бик» не переставал быть основным источником дохода фирмы.

Знаменитая Bic Crystal до сих пор остается самой популярной среди ручек -в день выпускается по 14 миллионов штук (а подделки под нее никто посчитать не в состоянии). Ее корпус специально сделан прозрачным, как бы говоря: «главное — содержание, оболочка — ничто». Однако и перьевые ручки до сих пор находят своего покупателя — люди, которым важно не содержание, а образ, или просто богатые люди. Миллиарды ручек, стиль которых почти не изменялся, продавались, использовались, терялись, разбирались на части, пропадали неизвестно где, но снова приобретались… Ведь без них, как без рук!

Сегодня производство ручек значительно усовершенствовано: ручки выпускаются с часами, радиоприемниками, цифровыми диктофонами. Последнее изобретение в этой области – ручка-компьютер. Пишет она обычными чернилами, но на специальной бумаге, встроенная камера «переводит» каракули в обычный текст и посылает изображения в компьютер.

Несмотря на развитие высоких технологий, обычная шариковая ручка не спешит сдавать свои позиции. Точно так же до сих пор с успехом применяется и деревянный карандаш, созданный еще в 1790 году.
источники
http://shkolazhizni.ru
http://znayuvse.ru
http://www.info-islam.ru
http://www.vse-znaykin.ru

А я бы вам еще напомнил

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

История появления ручки - это многовековая эволюция письменности, происходившая, порой независимо в разных странах и на разных континентах.

Нельзя достоверно сказать, что есть кто-то, кто вот взял и изобрел ручку. Как правило, каждый человек что-то добавлял или улучшал в уже существующем изделии.

Предыстория 1

Тростниковые ручки Напомним, что суть письма - это отражение знаков и символов в любой форме на любой произвольной поверхности с целью последующего многократного их считывания.

Соответственно, вы можете эти знаки выдавить, выцарапать, выжечь или конечно-же просто нарисовать. Например, при помощи любой жидкой субстанции такой, как краска или чернила.

С незапамятных времен, около 4000-3000 лет до н.э., люди пользовались бронзовыми, каменными или железными палочками, при помощи которых выцарапывали или выдавливали первые письмена на глиняных табличках, древесной коре (прообраз современной бумаги) или, как в Риме, деревянных дощечках покрытых воском.

Чернила и перья


Перо и чернила Когда в обиход вошли чернила и пергамент, подход к написанию существенно изменился. Однако, использование чернил долгое время оставалось далеко не тривиальным занятием. Существует даже такое слово - чистописание , означающее аккуратное писание без клякс и помарок.


Подготовка пера Очевидно, что многое зависит не только от сноровки и навыка, но и от того, какой инструмент мы при этом используем. Например, если предмет, при помощи которого осуществляется запись или рисование, заострить, то линии получаются более тонкие и аккуратные.

Так на протяжении рекордно длительного периода в 12 веков, начиная с VI века н.э., самым подходящим материалом для изготовления предметов для письма стали перья крупных пернатых . С одной стороны перья, всегда были под рукой, с другой стороны легко затачивались и практически ничего не стоили.

В XVIII веке, Россия поставляла в Англию по несколько миллионов гусиных перьев для письма ежегодно.

Проблемы перьев

Перьевая ручка Самая главная проблема перьев для письма заключалась в том, что перья достаточно быстро затуплялись и их необходимо было постоянно подтачивать. В связи с этим, даже самые дорогие и красивые перья-ручки были весьма недолговечны.

Другая сложность заключалась в том, что лишь 3-5 самых крайних пера птицы, подходили для использования для письма. Более того значение имело правое это крыло птицы или левое, так для правшей подходили только перья из правого пера птицы.

Одно из самых не только очевидных но и эффективных решений было найдено в разделении пера на две составляющие - перо-наконечник (выкидывалось после того как приходило в негодность) и перо-держатель (красивая, дорогая и вместе с тем долговечная часть).

Примечателен тот факт, что в русском языке, ручки, которые использовали в качестве пишущего элемента перо, получили название - перьевые ручки . В то время, как аналог перьевой ручки в английском языке называется - fountain (ink) pen, что можно перевести, как - чернильная ручка .

Перочинный ножик - небольшой складной нож, используемый для заточки (почину) перьев для письма.

Этимология слов

Разделения пера на две части - перо-наконечник и перо-держатель, и трансформация последнего в просто держатель (т.е. держателем могло быть что угодно, не обязательно перо), привело к тому, что перо-наконечник стал называться просто пером , а держатель стал называться ручкой для пера (т.е. частью за которую мы держим предмет рукой, так же, как ручка саквояжа или ручка двери).

Но с появлением шариковых ручек, необходимость в пере полностью исчезает. А ручка для пера естественно (пера то ведь больше нет) превращается в просто ручку - слово, которое с тех пор, станет самостоятельным и которое мы в настоящий момент используем (даже не задумываясь) обозначая целиком пишущую ручку.

В английском языке, все произошло несколько по-другому. Так слово pen (по-английски - ручка), которое произошло от латинского слова penna (по-латински - перо), сохранило свое первоначальное значение.

В русском языке слово перо трансформировалось в слово ручка , в английском же языке, это всё одно слово - pen .

Машина Брама

Джозеф Брама В 1809 году, известный английский изобретатель, Джозеф Брама 2 (Joseph Bramah) изобрел и запатентовал машину для резки перьев, которая позволяла в некоторой степени автоматизировать процесс заточки перьевых наконечников.

При этом машина Брама позволяла не только разрезать ствол пера на отдельные усики путем деления на три или даже четыре части (тем самым оптимально подготавливая наконечник для письма), но и собственно отрезать наконечник пера в поперечном направлении на 4 или 5 частей, практически заготавливая несколько наконечников про запас.

Разделение пера на две составляющие, а так же использование машины Брама и подобных ей устройств, позволили в некоторой степени решить сложности с использование первых перьевых ручек.

Джозеф Брама также известен такими изобретениями, как гидравлический пресс (1785) и слив для туалета (1775).

Металлические перья

Металлические перья В 1803 году был получен патент на металлическое перо изобретенное за 10 лет до этого. При этом настоящий успех на рынке пишущих принадлежностей, оно получило лишь 30 лет спустя, когда в английском городе Бирмингем 3 началось их массовое производство.

В 1822 году два брата Джон и Вильям Митчеллы , впервые в истории, создали массовое производство ручек с металлическим пером (в Бирмингеме).

Джозеф Гильот При этом технологии производства постоянно улучшались, так в 1828 году, Джошуа Мейсон еще улучшил перо ручки, адаптировав его к авторучке, а вскоре Джозеф Гильот (William Joseph Gillott), Вильям Митчел (William Mitchell), и Джеймс Пери (James Stephen Perry) представили миру новую машину для производства металлических перьев, которая обладала высокой эффективностью и позволила существенно снизить себестоимость производства.

К середине 1850 годов половина всех в мире металлических ручек и металлических перьев производилась на мануфактурах Бирмингема, которых насчитывалось около сотни и на которых трудилось около 8000 рабочих (70% из которых были женщины).

По утверждению историков в XIX веке - 75% всего того, что писало, было произведено именно в Бирмингеме .

Ручка с резервуаром для чернил

Даниель Швентер Попытки создание ручки, которая содержала бы чернила внутри себя, и тем самым являлась бы автономной, продолжались на протяжении всего времени использования перьев и перьевых ручек.

Так, например, еще в 1636, немецкий изобретатель Даниель Швентер 4 (Daniel Schwenter) написал труд под заголовком - Занимательная физико-математика 5 (Delicia Physic-Mathematicae), в котором он описал ручку, содержащую резервуар с чернилами.

Труд Швентера
(1636)
Основная идея Даниеля заключалась в том, что одно перо находилось внутри другого и служило резервуаром для чернил. При этом чернила, находящиеся внутри резервуара, были локализованы при помощи простой пробки и выдавливались через небольшое отверстие на другом его конце.

В 1809 году, в Англии, Бартоломей Фолч (Bartholomew Folsch) получил первый патент на ручку с резервуаром для чернил. Конечно, в практическом плане, ручка с резервуаром была малопригодна для постоянного использования и в то время не получила широкого распространения.

Миф о первом изобретателе

Льюис Уотермен Широко распространено мнение о том, что изобретатель первой перьевой авторучки является простой американский страховой агент - Льюис Эдсон Уотермен (Lewis Edson Waterman). Очередная американская "история успеха" лихо вошедшая в сознание обывателей, сдобренная байкой о том, как Льюс хотел подписать важный контракт и якобы его ручка оказалась писать и вот он огорченный и расстроенный, взял, да и изобрел самую настоящую первую автоматическую ручку.

Патент Уотермена
(1884)
Безусловно, Льюис улучшил одну из моделей авторучки, которой он уже давно пользовался и которую изобрели задолго до его первого патента 1884 года 7 . Тем не менее, компания Waterman , стала в последствии лидером по производству перьевых авторучек в Америке и оставалась таковым до середины 1920 годов, получив таким образом наибольшую выгоду (по крайней мере в Америке) от изобретения, которое существовало еще задолго до того, как они выпустили свою первую авторучку.

Ни Льюс Уотермен, ни его компания не изобрели первую автоматическую перьевую ручку, как это принято считать.

Петраше Пойнару На протяжении 18-19 веков в разных странах были получены десятки патентов на изобретения и улучшения разных моделей перьевых автоматических ручек.

Однако, одним из самых первых патентов на перьевую автоматическую ручку является патент, выданный французским правительством 25 мая 1827 года румынскому изобретателю Петраше Пойнару 6 (Petrache Poenaru).

Патент Пойнару (1827) Еще будучи студентом в Париже, Петраше, изобрел ручку, которую он запатентовал ни как иначе, как - Нескончаемое портативное перо, c автоматической подачей чернил 8 (Plume portable sans fin, qui s’alimente elle-meme avec de l’ancre).

С тех пор было множество улучшений, ключевые из которых - изобретение иридиевого наконечника, открытие эбонита, улучшение системы подачи чернил. И только после всех этих открытий, перьевые авторучки завоевали широкую популярность и с 1880-х годов началась эра их массового производства и использования.

Изобретение первой авторучки складывалось веками, в течении которых были получены сотни патентов.

Современную шариковую ручку впервые изобрел журналист Ласло Биро. Открытие произошло в далёком 1931 году. Однако сразу зарегистрировать свой патент Биро не смог и ждал вплоть до 1938 года.

Кто на самом деле придумал шариковую ручку

Ласло хоть и придумал шариковую ручку, но считать его единоличным изобретателем было бы не честно. Дело в том, что конструкцию вращающегося шарика, переносившего чернила на лист бумаги, придумал Джон Лауд из США еще в XIXстолетии. Лауду удалось получить густые чернила. Они не вытекали, а оставляли на бумаге ровный след. Лауд получил патент на свое изобретение в 1888 году. Он почти на 50 лет опередил Биро.

Тогда зачем нужно было заново придумывать шариковую ручку спустя без малого полвека? Лауд и его последователи столкнулись с одной проблемой. Чернила меняли свои свойства при малых температурных колебаниях. Жидкость либо густела, либо растекалась. Ручка размазывала чернила или вообще не писала. Использовать изобретение можно было только при температуре около 20 градусов.


Изобретательные братья Биро

Ласло занялся усовершенствованием шариковой ручки со своим братом. Дьёрд (Георг) имел химическое образование. Он вместе с Ласло наконец-то то создал нормальные чернила. Жидкость не вытекала и не густела. Браться Биро уехали в Аргентину и продвигали здесь своё изобретение. В 1943 году Дьёрд и Ласло открыли здесь фабрику по производству шариковых ручек.


Однако братьям вскоре пришлось столкнуться с ещё одним испытанием. Для того, чтобы ручка с новыми чернилами писала, ее нужно было всегда держать только вертикально. Производств остановили, а фабрику пришлось закрыть. Братья Биро более тщательно пересмотрели своё изобретение и разработали капиллярную систему для подачи чернил. Быстро запатентовав новую ручку, Ласло и Дьёрд продали своё изобретение компании Eversharp.

Находчивый француз Бич

Однако избавиться от всех недостатков шариковой конструкции всё равно не получилось. За доработку патента взялся французский предприниматель Марсель Бич. В середине ХХ века он выкупил патент Биро. Бич доработал ручку. Сделал шарик поменьше. Теперь ручка оставляла тонкие следы на бумаге. Чернила почти не вытекали.

Уже в 1952 году Марселю Бич удалось создать идеальную шариковую ручку. В новом изобретении практически не было недостатков. Бич запатентовал ручку. Марсель слегка поменял свою фамилию и продвигал патент на американском рынке под названием «BiC ».


Мы до сих пор используем ту самую шариковую ручку даже не задумываясь, каким непростым был путь к её открытию. Ведь еще совсем недавно люди писали пером и чернилами, и даже не мечтали о таком уникальном изобретении.

В нашем интернет-магазине, вы найдете самый полный асортимент и сможете купить шариковую ручку для любых целей.

Было время, когда шариковой ручкой запрещали писать в школе, так как считали, что она портит почерк. Но прошло совсем немного времени и это гениальное изобретение заставило полностью исчезнуть чернильные ручки вместе с промокашками, кляксами в тетрадках и пятнами на одежде.

Шариковая ручка - ручка, использующая для письма стержень (трубочку, заполненную пастообразными чернилами) с шариковым пишущим узлом на конце трубки. Канал, по которому проходят чернила, на конце перекрыт маленьким металлическим шариком, который при письме катится по поверхности бумаги, с тыльной стороны смачиваясь чернилами. Небольшой зазор между шариком и стенками позволяет ему вращаться и при качении оставлять на бумаге след. Это самые дешёвые, самые простые и поэтому самые распространённые ручки. Чернильная паста, использующаяся в шариковых авторучках, отличается от чернил для письма перьевыми ручками. Она создана на масляной основе и более густая, что препятствует её вытеканию из стержня.

Ниже экскурс в историю изобретения и видео, как делают шариковые ручки.

Кому сейчас известно имя Джона Д. Лауда? А между тем это и есть первый изобретатель шариковой ручки. Этот американский «Кулибин» из штата Массачусетс еще в 1888 году получил патент на «авторучку с вращающимся наконечником» -небольшим шариком на конце полого стержня, заполненного чернилами.

За последующие тридцать лет Патентное Ведомство США выдало 350 патентов на аналогичные шариковые ручки, но ни одна из них не стала товаром…

Главным препятствием были чернила! Слишком жидкие оставляли кляксы на бумаге и пачкали карман, а слишком густые застывали на шарике. Иногда удавалось создать подходящие контролируемые условия, и тогда чернила действовали как надо… пока не изменялась температура воздуха. Лучшее, что удалось создать, - шариковую ручку, которая писала, как правило, при температуре воздуха +21° С, ниже 18° С она засорялась, а выше +25° С - подтекала и оставляла кляксы.

Так на скрижали истории попали помимо автора первой шариковой ручки те люди, которые потратили не один десяток лет, чтобы это гениальное изобретение довести до ума. Для каждого из них создание механизма и дизайна ручки было чрезвычайно важным и очень личным делом. Не случайно все легендарные лейблы на фирменных и качественных ручках - чьи-то фамилии. За каждым из них своя сага, увлекательный роман длиною в век.


Ласло Биро

Примерно так обстояли дела, когда за эту проблему взялись братья Биро (Biro). После Первой мировой войны 18-летний Ладислав Биро (Ласло Биро, László József Bíró)(1899 – 1985)

Он родился в Будапеште в еврейской семье. Его отец, Матиаш Биро, был стоматологом. Сыну, казалось бы, идти по стопам родителя. И, действительно, после школы Ласло поступил на медицинский факультет, но диплом так и не получил. Некоторое время он практиковал как гипнотизер, работал в компании по производству нефтепродуктов. Потом участвовал в тогдашнем модном поветрии – автогонках, и даже придумал вместе с другом автоматическую коробку передач. Патент на это изобретение купила американская компания General Motors для того, чтобы не позволить никому реализовать это изобретение. Своеобразное признание того, что у изобретателя была голова на плечах! В конце концов, юноша стал журналистом. Будапештским журналистом!

В начале 20-го века Будапешт, который был второй столицей Австро-Венгрии, включился в гонку столь же прекрасную, сколь и безнадежную. Вторая столица изо всех сил пыталась стать краше столицы первой, прекрасной Вены. И, надо сказать, что хотя второй Вены из Будапешта не получилось, эта гонка все же пошла ему на пользу. И получилось: в Вене больше чопорности и имперского блеска, в Будапеште – больше провинциального тепла. В Вене – опера, в Будапеште – оперетта. В венские кафе приходили чинно поесть сладенького, в будапештские – пообщаться и даже поработать. Редакции многих будапештских газет обживали ближайшие кафе. З

Здесь, за совсем не по-венски приготовленным кофе с прекрасными, но все же не венскими, лакомствами, редакторы верстали очередной номер. Здесь журналисты обсуждали животрепещущие темы и строчили актуальные статьи. Сюда прибегали репортеры и приносили «на хвосте» последние новости – прямо в номер. Ласло Биро сначала возглавлял газету «Hongrie-Magyarország», что по-французски и по-венгерски означало «Венгрия», а после ее закрытия стал работать в газете «Elôtte». Естественно, его рабочим инструментом была ручка.

Чернила вытекали из ручки на газетный лист, который впитывал жидкость как губка, а конец пера рвал в этом месте бумагу. В общем, получалась не надпись, а фиолетовое болотце. Даже на первоклассной бумаге оставались кляксы, а на пальцах и на одежде Биро постоянно красовались чернильные пятна. Тогда Ладислав позвал брата Георга, химика по профессии, и братья Биро начали разрабатывать новые авторучки. После опробования десятков моделей братья Ладислав и Георг, не зная, что до них уже была сделана 351 попытка, изобрели свою шариковую ручку.

Как-то во время отпуска, находясь на берегу Средиземного моря, братья заговорили о своем изобретении с неким пожилым господином. Они показали прекрасно пишущую ручку, которая ему понравилась. Оказалось, что этот господин был тогдашним президентом Аргентины, Аугусто Юсто. Он предложил братьям Биро построить в его стране фабрику шариковых ручек. Несколько лет спустя началась Вторая мировая война, и братья решили покинуть Венгрию. Они вспомнили своего старого знакомого и устремили взоры в сторону Южной Америки. Братья высадились в Буэнос-Айресе с десятью долларами на двоих. Юсто признал их, и вскоре с помощью президента им удалось заручиться поддержкой нескольких инвесторов. В 1943 году в городе открылась новая фабрика. Эффект был грандиозным, то есть произошел грандиозный провал. Братья Биро совершили ту же ошибку, что и все их предшественники, - они положились на силу тяжести, под воздействием которой чернила попадали на шарик. Это означало, что ручку надо было непременно держать строго вертикально. Но даже и тогда поток чернил был прерывистым, и на бумаге оставались сгустки. Ладислав и Георг вернулись в лабораторию, и вскоре придумали новую конструкцию, капиллярную. Сифонная подкачка заставляла чернила перемещаться к шарику независимо от положения ручки.

Уже через год братья Биро выпустили в продажу в аргентинских магазинах новую модель. Однако расходились ручки вяло. В конце концов, у братьев кончились деньги, и производство пришлось остановить.

Но им на помощь прилетели военные летчики США. Пилоты ВВС, часто бывавшие в Аргентине во время войны, сделали для себя открытие, что аргентинскими ручками можно писать снизу вверх на любой высоте и их не требуется часто заряжать.

Пребывание в Париже было недолгим. После вторжения немецких войск семейство Биро перебралось за океан, в Аргентину. 10 июня 1943 года Ласло Биро получил аргентинский патент на свое изобретение. А вскоре он организовал фабрику по производству шариковых ручек «Eterpen». Ежегодная продажа ручек Биро достигла 7 миллионов штук. Но грандиозный коммерческий успех оказался локальным. Когда Ласло Биро задумал начать производство своих авторучек в США, выяснилось, что один из американских предпринимателей побывал в Аргентине и оценил коммерческий потенциал шариковой ручки.

Примерно в это же время житель Чикаго по имени Мильтон Рейнолдс тоже столкнулся с ручками Биро в Аргентине. Он вернулся в США и выяснил, что такие ручки были уже запатентованы Джоном Д. Лаудом и другими американцами, но срок действия их патентов к тому времени истек. Поэтому он решил, что может, ничего не опасаясь, скопировать конструкцию Биро. Да, американец оформил документы на своё имя. Изобретение Биро было попросту украдено. Судебные разбирательства окончились не в его пользу. Крупнейший рынок США Джозефу Биро не достался. Когда-то Биро удалось заработать миллион, но десятки и сотни миллионов заработали другие как это часто бывает с изобретателями.

Рейнолдс продал шариковые ручки за 12 долларов 50 центов через нью-йоркский универмаг Гимбельса.

Когда в 1945 году первая партия шариковых ручек поступила в продажу в Нью-Йорке, властям пришлось выставлять кордон из нескольких сот полицейских, чтобы хоть немного сдержать напор людей, желающих купить новую ручку. В первый же день удалось продать 10 тысяч новинок, хотя стоили они недёшево.

Новинка привлекла внимание, и Гимбельс продал всю партию в первый же день, все 10000 ручек! Множество промышленников захотели примазаться к славе удачливого предпринимателя. Рейнолдс нанял чемпионку по плаванию Эстер Уильяме, которая продемонстрировала, что шариковая ручка может писать даже под водой. Другие же показывали, что ручка пишет шариком вверх или через стопку копировальной бумаги.

Но одна проблема все же оставалась: несмотря на шумиху, затеянную вокруг новинки, ручки работали неважно. Они подтекали, погубив немало важных документов и отличных рубашек. Кроме того, в них пересыхали чернила. Объем продажи начал медленно ползти вниз. Цена - тоже. Шариковые ручки, совсем недавно считавшиеся предметом роскоши, стали продаваться всего за девятнадцать центов. Но однажды купив ручку даже за эти гроши и попробовав писать, покупатели ругались на чем свет стоит и клялись не покупать шариковых ручек до конца своей жизни…

Человека, который заставил покупателей отречься от подобных клятв, звали Марсель Биш (Marcel Bich) (1914 – 1994) . Он жил во Франции и был фабрикантом перьевых ручек и письменных принадлежностей. Марсель с профессиональным интересом отнесся к шариковым ручкам. Сначала он только наблюдал, как их популярность взлетала, а потом камнем падала на землю и рассыпалась в прах…

Первопричиной этого, конечно, была вторая Мировая война - после нее ни в США, ни в Европе люди не могли себе позволить дорогие вещи. Все, что производилось в то время, было подчинено идее максимальной простоты и утилитарности. И на этом фоне идея Биша пришлась ко двору. Он решил сделать ручку одноразовой и сократить ее цену до цены стержня - 29 центов вместо 10 долларов. При этом задача была непроста - помимо низкой цены надо было обеспечить и надежность на уровне тогдашних перьевых ручек (достигших к тому времени совершенства). Иначе ручка вряд ли бы нашла покупателей.

Биш построившего под Парижем фабрику по производству пишущих приборов. Прототипом ручки Марселя Биша послужила не слишком удачная конструкция венгров братьев Биро. Особой популярностью они не пользовались из-за множества недостатков, но в целом - это были шариковые ручки в современном понимании, по этому братья согласились продать патент. Забегая вперед скажу, что Аргентина стала второй родиной для Ласло Биро. В испаноязычной стране его венгерское имя превратилось в Ладислав. А его день рождения, 29 сентября, стал национальным праздником, Днем изобретателя.

Итак, в 1950 году Марсель Биш купил патент Л. Биро и серьезно усовершенствовал его изобретение. М. Биш использовал изобретенный в Швейцарии способ обработки металла с точностью до сотых долей миллиметра и начал изготавливать стальные шарики диаметром всего в 1 мм. Благодаря этому шариковая ручка Биро стала писать тоньше, а чернила совсем не просачивались сквозь пишущий узел и не оставляли грязных пятен на бумаге.

В течение двух лет Марсель Биш скупал все появлявшиеся на рынке модели шариковых ручек и педантично испытывал их, выявляя положительные и отрицательные стороны. В 1952 году Биш добился триумфа: дешевая шестигранная ручка из прозрачного пластика писала мягко, не подтекая и не засыхая.

Позже Бик вспоминал: «Я подумал, что идеально было бы выбрасывать старую вещь в одном месте и покупать новую в другом. Я погрузился в мечтания: вот бы у меня стало столько денег, чтобы не жалко было ничего выбрасывать. Потом я понял: надо просто сделать очень дешевыми сами вещи». И тогда предприимчивый Марсель делает свои ручки BIC разборными (хочешь, покупай стержень и меняй, только он стоил столько же, сколько сама ручка), и начинает рекламное продвижение продукта.

Ручку новой конструкции Биш назвал «Кристалл» и в 1950 году начал выпуск этих ручек во Франции.

В 1953 году Биш начал серийное производство, и уже через два года в день продавалось по двести пятьдесят тысяч его ручек.

А в 1958 году Биш защитил свое изобретение патентом США и вышел на американский рынок, основав компанию BiC. BiC начала массовое производство дешевейших одноразовых шариковых ручек из легкой пластмассы. Ручки эти, шестигранные, как карандаш, практически вытеснили с американского рынка другие пишущие приборы.

Изучив международный рынок, Марсель Биш понял, что со своим именем ему в Америке не пробиться. Тогда он изменил написание имени так, чтобы его могли правильно и легко произнести повсюду, где будет продаваться его новая ручка, - Бик. Модель «Бик» сразу завоевала мировое признание.

Стоит также упомянуть, что вскоре Марсель Биш смог приобрести в свою собственность фирму «Ватерман», специализирующуюся на стильных перьевых ручках.

Марсель Бик изобретал все новые модели, придумывал разнообразные дизайны ручек, но старый, надежный «Бик» не переставал быть основным источником дохода фирмы.

Знаменитая Bic Crystal до сих пор остается самой популярной среди ручек -в день выпускается по 14 миллионов штук (а подделки под нее никто посчитать не в состоянии). Ее корпус специально сделан прозрачным, как бы говоря: «главное - содержание, оболочка - ничто». Однако и перьевые ручки до сих пор находят своего покупателя - люди, которым важно не содержание, а образ, или просто богатые люди. Миллиарды ручек, стиль которых почти не изменялся, продавались, использовались, терялись, разбирались на части, пропадали неизвестно где, но снова приобретались… Ведь без них, как без рук!

Сегодня производство ручек значительно усовершенствовано: ручки выпускаются с часами, радиоприемниками, цифровыми диктофонами. Последнее изобретение в этой области – ручка-компьютер. Пишет она обычными чернилами, но на специальной бумаге, встроенная камера «переводит» каракули в обычный текст и посылает изображения в компьютер.

Несмотря на развитие высоких технологий, обычная шариковая ручка не спешит сдавать свои позиции. Точно так же до сих пор с успехом применяется и деревянный карандаш, созданный еще в 1790 году.