Госслужащих росреестра ждет сокращение. Федеральные премиальные: какие стимулы даст правительство чиновникам. Выплаты при сокращении


· Проблемы управления рисками, связанными с внешнеэкономической деятельностью

· Вопросы страхования грузов

· Вопросы страхования экспортных кредитов

· Вопросы страхования инвестиций

· Вопросы страхования ответственности владельцев транспортных средств

· Вопросы страхования ответственности различных видов перевозчиков

· Вопросы организации перестрахования и его роли в организации надежной страховой защиты.

12.1. Общие вопросы управления рисками

Коммерческая, предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Иными словами можно сказать, что ВЭД связана с различного рода рисками. Под рисками мы понимаем возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД.

Для борьбы с рисками, т. е. для уменьшения возможного ущерба, практически все крупные зарубежные предприятия имеют специальные подразделения (отделы, службы), которые разрабатывают комплексные программы, направленные на минимизацию возможного ущерба. Например, крупнейшее немецкое предприятие "Хёхст" (Hoechst AG) имеет в структуре управления отдел страхования в количестве 35 человек. Значительная часть работы этих специалистов, которые представляют только централизованную организационную службу управления рисками, приходится на внешние рынки. Это вызвано тем, что, производя продукции более чем на 50 млрд. немецких марок, 80% продукции реализуется за рубежом (практически во всех странах мира). В качестве страховой премии концерн выплачивает различным страховым компаниям более 300 млн. марок. Примерно 40% этих сумм приходится на две собственные страховые компании (агентства), созданные предприятием и контролируемые им.

Очевидно, чрезвычайно актуальной для российских участников ВЭД является разработка концепции управления рисками и создания соответствующих организационно-управленческих структур для реализации своих программ управления рисками, которые должны являться частью программ ВЭД предприятия.

В чем же должна состоять работа по управлению внешнеэкономическими рисками? На наш взгляд, она должна включать следующие основные функции;

Анализ ситуации и определение возможных рисков;

Оценку вероятного ущерба и.принятие решения, направленного на его снижение;

Реализацию принятых решений и контроль за их выполнением.

На рис. 12.1 представлена схема классификации рисков, связанных с ВЭД. Все риски делятся на две группы: зависимые от деятельности предприятия, или внутренние, и не зависимые от деятельности предприятия, или внешние. Принципиальное различие между ними состоит в том, что на первую группу рисков предприятие в состоянии повлиять, т. е. принять меры, устраняющие источники этих рисков. На вторую группу рисков предприятие повлиять не в силах, так как их наступление практически не зависит от его «усилий. Соответственно для управления этими различными по своему происхождению рисками должны применяться различные методы.


Для борьбы с внутренними рисками применяются известные методы управления. Например, для устранения рисков аварий, пожаров применяются меры безопасного ведения производства, противопожарные мероприятия. Для уменьшения рисков невыполнения плановых заданий по объему и качеству выпускаемой продукции разрабатываются соответствующие организационно-технологические мероприятия, включающие систему текущего и оперативно-календарного планирования, систему управления качеством и другие аналогичные мероприятия, имеющие целью создание на предприятии системы, исключающей невыполнение плановых заданий в срок и надлежащее качество продукции. Для снижения других внутренних рисков также разрабатываются адекватные мероприятия, главным критерием которых является их эффективность, т. е. отношение результата (уменьшение убытков или прирост прибыли) к затратам на их осуществление.

Рис. 12.1.Классификация рисков, связанных с ВЭД

Главная проблема управления рисками во внешнеэкономической деятельности предприятия состоит в управлении рисками, наступление которых не зависит от усилий предприятий и которые являются внешними. Можно выделить следующие группы методов, направленных на уменьшение возможных убытков, вызываемых этими рисками:

1. Страхование, т. е, использование различных видов полисов, договоров страхования, применяемых в международных торгово-экономических отношениях.

2. Хеджирование как метод использования биржевых фьючерсных контрактов и опционов.

3. Применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучения товаров против их оплаты. Например, подтвержденный документарный аккредитив, различные банковские гарантии, авалирование, залог и др.

4. Анализ и прогнозирование конъюнктуры (спроса, предложения, цены) на внешнем рынке, планирование и своевременная разработка мероприятий за счет собственных или заемных ресурсов с целью избежать возможных убытков, вызванных неблагоприятными конъюнктурными изменениями.

5. Другие методы.

Среди методов управления рисками в ВЭД значительное место отводится страхованию. Выделяют три отрасли страхования: имущественное, личное и ответственности.

Среди имущественных видов страхования наиболее часто применяются следующие:

Страхование грузов;

Страхование судов (морское каско);

Страхование воздушных судов;

Страхование автомобилей;

Страхование экспортных кредитов;

Страхование убытков от перерывов производства или коммерческой деятельности;

Страхование имущества, находящегося за границей, от огня и других опасностей;

Страхование имущества нерезидентов от огня и других опасностей;

Страхование имущества, находящегося в холодильных камерах;

Другие виды имущественного страхования.

При страховании ответственности объектом страхования является ответственность за ущерб третьим лицам (физическим и юридическим). Такая ответственность может возникать (и довольно часто) в силу действия законов по возмещению ущерба виновником, которым может оказаться (в том числе случайно) предприятие – участник ВЭД. К этой отрасли применительно к внешнеэкономической деятельности относятся:

Международный полис страхования автогражданской ответственности (система "Зеленой карты");

Страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов, являющееся обязательным при полетах за рубеж;

Страхование гражданской ответственности перевозчиков;

Страхование ответственности производителей товаров;

Страхование профессиональной ответственности, в частности таможенных брокеров, юридических консультантов и юридических фирм, частных нотариусов, аудиторов, и других видов предпринимательской деятельности;

Другие виды страхования ответственности.

Личное страхование, в котором объектом выступают жизнь, здоровье или доходы отдельного человека, в меньшей мере непосредственно связано с ВЭД.

Однако среди многочисленных видов личного страхования следует выделить виды страхования, без которых невозможно развитие, например, международного туризма. К ним относятся:

Комплексное страхование граждан, выезжающих за границу;

Страхование от несчастных случаев для выезжающих за рубеж;

Страхование медицинских расходов при выезде за границу;

Другие виды личного страхования.

Комплексные виды страхования, которые предлагают сочетание в одном полисе нескольких видов страхования, также применяются в сфере внешнеэкономических отношений. Например, популярные во всем мире полисы страхования строительного предпринимателя от всех рисков и страхование всех монтажных рисков. Эти полисы покрывают риски повреждения и уничтожения имущества в процессе строительства объектов и монтажа различного оборудования, а также ответственность перед третьими лицами при ведущихся работах и послепусковые гарантийные обязательства подрядчика. Страховое покрытие обеспечивается от всех рисков строительства и монтажа на полную стоимость выполняемых контрактов.

Таким образом, современное страхование предлагает широкий набор услуг, связанных с ВЭД. Однако практика показывает, что участники ВЭД используют чаще всего те виды страхования, которые являются обязательными для осуществления ВЭД (например, страхование туристов, выезжающих за границу, или страхование ответственности владельцев транспортных средств для большинства зарубежных стран и др.), т. е. без которых невозможно было бы осуществление той или иной деятельности. Довольно часто применяются виды страхования, являющиеся частью международных торговых обычаев, например страхование грузов. Сравнительно реже применяются виды страхования, которые были бы эффективны в той или иной конкретной ситуации, и которые не применяют в силу недостаточной культуры страхования, в том числе и из-за незнания возможностей, предоставляемых современным страхованием.

Наряду со страхованием применяют также другие методы управления рисками.

Для управления рисками, связанными с падением цен на биржевые товары, фондовые ценности, а также неблагоприятным падением курса валют, широко применяются различные методы хеджирования. Они предполагают использование хорошо продуманных, тщательно координируемых и оперативно управляемых программ использования фьючерсов и опционов (см. гл. 15).

Преимущество этого метода – возможность оперативного принятия решений, сравнительно невысокая стоимость, отлаженность и доступность рынков фьючерсов и опционов. К недостаткам следует отнести относительно узкий спектр действия (только ценовые параметры сделок на товары, фондовые ценности и валюту), сложность используемых приемов, которые требуют высокого уровня квалификации специалистов. Это позволяет в полной мере использовать этот метод, как правило, на крупных предприятиях и при больших объемах внешнеторговых операций.

Отдельная область управления рисками в ВЭД связана с расчетно-кредитными отношениями и предполагает использование довольно большого разнообразия форм и методов. К основным из них относятся:

Применение безотзывного подтвержденного документарного аккредитива при расчетах за поставку товара;

Использование банковских гарантий (например авалирование переводных векселей – тратт и др.).

Преимущество данного механизма снижения рисков – простота и доступность использования для участников ВЭД, недостаток – относительная дороговизна такого типа банковских услуг.

Таким образом, современный уровень развития страхового, банковского и биржевого дела в мире предоставляет участникам ВЭД широкий спектр различных инструментов защиты от рисков при осуществлении внешнеэкономических операций. Однако они не в состоянии обеспечить абсолютную защиту от возможных рисков, хотя и могут существенно их уменьшить. В значительной степени риски могут быть предотвращены путем эффективного внутрифирменного управления (например диверсификацией деятельности и др.). Наибольший эффект может быть достигнут за счет сочетания, комбинации различных методов управления рисками: страхованием, хеджированием, применением современных методов управления, форм и методов расчета во внешнеэкономических операциях.

12.2. Страхование внешнеторговых грузов

В соответствии с Международными правилами "Инкотермс-90", составленными и рекомендованными Международной торговой палатой и применяемыми во внешней торговле, определяются два важных условия экспортно-импортной сделки – момент перехода риска потери или

Реформирование исполнительных органов власти приобрело совершенно неожиданный поворот для самих государственных служащих. Содержательная составляющая реформ коснулась и их персонально. Много вопрос в последнее время вызвали не только зарплаты госслужащих, но и численность штатных специалистов. Во многом можно сказать, что целью реформирования является борьба с коррупцией через сокращение аппарата или бюрократической составляющей власти. В силу сложившейся ситуации вопрос о том, будет ли сокращение госслужащих в 2017 году, последние новости освещают достаточно скупо. Чаще всего в новостях отражаются события относительно конкретного ведомства. Так, если говорить о годе текущем и уходящем, то система реформирования главного правоохранительного ведомства в части его сокращения было связано с организацией сравнительно нового структурного подразделения, получившего название Росгвардии. Внедрение новой структуры привело к сокращению органов внутренних дел, в частности, будет упразднена такая структура, как вневедомственная охрана.

Ситуации в регионах

Региональные власти не остались в стороне реформирования, а многие губернаторы даже активно подхватили эту идея, распространив ее на местные органы власти. Так, по сообщениям сокращение госслужащих в 2017 году на 10 процентов ожидает чиновников в Омской области. Об этом сравнительно недавно объявил Губернатор этого региона Виктор Назаров. Сокращение специалистов, занятых в органах муниципальной власти и на государственной службе приведет к существенной экономии на заработной плате. Подобные сокращения планируются в Красноярском и Краснодарском краях. Акцент именно на экономии резервов на сокращении фондов оплаты труда делает глава Ямала Дмитрий Кобылкин. По его словам экономия для региона может составить несколько миллионов. Также Губернатор Ямала отмечает, что будущий год ожидает быть непростым и даже тяжелым, но ожидаемый результат будет вполне оправданным.

Что стало причиной реформирования

На первый взгляд причинно-следственный характер реформирования все иерархий государственной власти связано с катастрофической нехваткой финансовых резервов в государстве, но, по сути, это лишь вершина айсберга реформ. Если проанализировать характер и порядок сокращений, которые произошли в 2016 году, а также взять в расчет прогнозы на сокращение госслужащих в 2017 году в России, свежие новости свидетельствуют не только на количественной ориентированности реформ, но и качественной.

Примечательно и то, что данный способ экономии бюджетных средств кардинально новым назвать нельзя. В 2010 году подобное реформирование уже случилось, госаппарат был сокращен на 10%, но коснулось увольнение только мелких чиновников – представителей низших ступеней власти. Естественно, их зарплата существенно отличалась от оплаты труда специалистов высших ступеней властной иерархии, а значит, реформа не дала той экономии, в которой нуждался государственный бюджет.

В текущем году эти ошибки были учтены, и реформа дает прямое указание о сокращении количественных показателей госслужащих высшего звена.

Если внимательнее изучить новости о государственной службе и чиновниках предшествующих реформе лет, можно обратить внимание на многочисленные громкие дела, связанные с коррупцией в этой среде, взяточничеством и многочисленными бесчинствами и фривольностями со стороны чиновников и членов их семей. Таким образом, можно говорить о том, что реформа, под сокращением численного состава госслужащих, предусматривает борьбу с коррупцией . Отдельно следует сказать и квалификационной подготовке специалистов государственного аппарата, которая, по некоторым данным, оставляет желать большего.

Механизм реформирования и его особенности

Именно квалификации и профессиональные компетенции легли в основу претворения этой реформы в жизнь. Так, в первую очередь будут проводиться проверки не предмет соответствия занимаемых должностей. Анализироваться будут знания чиновников конституционных основ государства, в целом знание законов страны, а также узкие специальные знания чиновника, касающиеся непосредственной той сферы, в которой он занят. Таким образом, госслужащий должен соответствовать характеристикам установленного профстандарта. Наличие профильного образования станет обязательным для всех поступающих на госслужбу, а также уже работающих специалистов. В этом вопросе специалисты Минтруда дают небольшое пояснение, говоря о том, что избежать увольнения тем, кто не имеет достаточного профильного образования или вообще его не имеют, могут сохранить рабочее место в том случае:

  • обладают достаточным опытом и стажем;
  • необходимыми профессиональными навыками;
  • имеют достижения в рамках трудовой деятельности и хорошие характеристики по службе.

В целом, вопрос о том, насколько сократят госслужащих, остается открытым. Процентные соотношения, которые указываются в новостях можно назвать условными, гарантии того, что они однозначно коснутся всех направлений государственной службы, нет.

Один решительный план на 2017 год у российской власти есть, хотя он вовсе не позиционируется в качестве ознаменования 100-летия революции. А мог бы, ведь подход воистину революционный. Ещё в канун прошлого года президент Владимир Путин подписал указ о сокращении численности сотрудников госаппарата.

Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев также подписывал постановление о сокращении на 10% численности чиновников федеральных агентств и ведомств с 2016 года. На тот момент, по статистике Росстата, на бюрократической ниве трудились более 1,55 млн человек, или 108 чиновников на 10 тыс. населения.

О том, что армия управленцев стала тормозом для российской экономики, Владимир Путин тревожился ещё в ходе своей первой избирательной кампании 2000 года. Однако с тех пор число чиновников выросло в полтора раза. В 2011 году Дмитрий Медведев пошёл ещё дальше, издав указ, по которому к 2013 году количество «слуг народа» надлежало секвестрировать на 20%, однако наступил 2014 год, а с ним и новое поручение Дмитрия Медведева – «предусмотреть возможность» десятипроцентного сокращения численности госслужащих. Одновременно премьер объявил о том, что госаппарат имеет «свойство эластичности» и «расширяется по вполне объективным причинам». «Нам необходим компактный аппарат, мы всё время об этом говорим, даже вне контекста кризисных явлений», – без устали объяснял задачу глава правительства.

Но в этой схватке правая рука постоянно проигрывала левой: бюрократический аппарат рос, а вместе с тем росли и зарплаты чиновников. По данным Росстата, размер средней зарплаты федерального госслужащего в 2015 году достиг показателя в 111,3 тыс. рублей. С тех пор, правда, чиновничий кошт стали сокращать – зарплата госслужащих была заморожена вместе с повелением урезать её на… 10% в год. Но данные Росстата показали, что зарплата многих ведомств, наоборот, выросла более чем на 10%: базу зарезали, а премии подняли. И вот планы на 2017 год скорректированы: доходы госслужащего могут сократиться на 6%. Зато в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2017–2019 годы опять появилась средняя величина секвестра бюджетных расходов – 10%.

С прошлого года наступление правой руки на левую приобрело характер реалистичности. Решено было сокращать не людей, а вакансии, однако в наступившем году уже запланировано урезание штатов примерно на 4 тыс. человек. Теперь чистки коснутся уже не дублирующих и вакантных мест, а сотрудников, чьи квалификации и уровень образования не соответствуют занимаемым должностям.

Общих цифр достижений на фронте борьбы с вакансиями пока нет, но несколько регионов порадовали. На первом месте – Подмосковье. Здесь удалось сократить численность государственных и муниципальных служащих на 50%, что означает экономию около 2 млрд рублей бюджетных средств в год – в том числе за счёт сокращения числа служебных автомобилей и высвобождения офисных площадей.

Дмитрий ОРЕШКИН, политолог:

– И Медведев, и Путин неоднократно говорили о проблеме, связанной с большим числом чиновников, но на самом деле президенту важнее контроль. И хотя власть понимает, что это неправильно, остановиться она уже не может, ведь для этого ей потребуется наступить на ногу властному сословию страны.

Сокращению подвержены не только работники в коммерческих организациях, но и служащие государственных органов. Рассмотрим порядок сокращения и какие гарантированы выплаты при сокращении госслужащих в 2017 году.

Сокращение госслужащих

Обязательные условия и гарантии, которые должны быть предоставлены при сокращении госслужащих, определены Законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ .

Как и все работники, служащие должны быть предупреждены о сокращении заблаговременно. Уведомить об этом должен представитель нанимателя. Уведомление должно быть сделано персонально и под подпись минимум за два месяца до увольнения.

Если сокращаются одинаковые позиции, то наниматель также должен учесть преимущественное право на оставлении на службе тех, кто такое право имеет.

Преимущественное право

Преимущественное право (право не попасть под сокращение и остаться на службе) у того, кто имеет:

  • большую по сравнению с другими продолжительность стажа работы или службы по направлению подготовки, специальности;
  • более высокую специальность, квалификацию;
  • направление подготовки, которое в наибольшей мере соответствует виду и области деятельности служащего;
  • более высокие в сравнении с другими результаты в служебной деятельности.

Для того, чтобы выяснить, кто же среди сокращаемых лиц имеет преимущественное право, проводится аттестация. И уже по результатам аттестации выявляются самые эффективные и продуктивные служащие. Их оставляют на службе или предлагают должность в другом органе.

В процессе аттестации непосредственный руководитель служащего должен составить и представить нанимателю мотивированный отзыв. В нём подробно описывается то, насколько хорошо служащий исполнял свои должностные обязанности. К отзыву также руководитель должен приложить пояснительную записку служащего на отзыв руководителя и сведения о:

  • подготовленных служащим проектах документов;
  • выполненных поручениях.

При проведении аттестации учитывается:

  • не нарушал ли аттестуемый запреты;
  • соблюдал ли он ограничения;
  • насколько хорошо он выполнял обязательства и требования служебного поведения.

Аттестация служащих, находящихся в отпуске по беременности и родам, или тех, кто находится в отпуске по уходу за ребёнком, может быть проведена не ранее чем через один год после их выхода из отпуска.

Предложение о «переводе»

В любом случае при сокращении наниматель обязан предлагать всем сокращаемым свободные должности с учётом:

  • их специальности, уровня квалификации, стажа, направления подготовки;
  • их группы и категории должности.

Если свободных должностей нет, то наниматель может предложить свободные должности и в других структурах.

Если же служащий не желает занимать предложенные вакансии, он увольняется. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ .

В день увольнения служащий должен не забыть сдать своё служебное удостоверение.

Выплаты при сокращении

Служащему в случае прекращения служебных отношений и расторжения контракта в связи с сокращением выплачивается компенсация. Её размер равняется четырёхмесячному денежному содержанию. Выходное пособие при сокращении не выплачивается.

Если сокращение происходит в государственном органе, расположенном в районах Крайнего Севера или на территории, приравненной по своему статусу к нему, то платежей после сокращения предусмотрено больше. Для получения более значимой материальной поддержки служащему нужно обратиться в орган службы занятости (в течение одного месяца после увольнения). Если этот орган не сможет трудоустроить сокращённого служащего, то он имеет право получить дополнительную компенсацию за пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Для этого нужно получить решение органа службы занятости. Выплачивать такую компенсацию должен представитель нанимателя за счёт средств государственного органа.

В разделе

В наступающем году грядёт новая волна сокращений – как подсчитали эксперты рынка, около 60% работодателей планируют оптимизировать штат. Те же, кого не уволят, скорее всего будут страдать от нерегулярной выплаты зарплаты. Ведь сегодня даже чиновники официально признают: на то, чтобы разобраться с уже имеющейся задолженностью по зарплате, потребуется как минимум два года.

По данным компании Deloitte, лишь 41% компаний в будущем году не планируют сокращений. Остальные же в большей или меньшей степени готовятся проводить оптимизацию. Причём у 4% работодателей запланированы масштабные оптимизации – сокращать будут 20 и более процентов сотрудников.

Данные аналитиков подтверждают и рекрутёры. Так, по подсчётам портала «Работа.ру», уже в ноябре спрос на персонал снизился на 2%. Число же новых резюме за прошедший месяц, напротив, увеличилось на 4,5%.

При этом ситуация на российском рынке труда и без надвигающихся увольнений весьма напряжённая. Буквально на днях на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева обсуждался вопрос о том, что делать с многомиллиардной задолженностью по зарплате, которая из месяца в месяц продолжает расти. По распоряжению главы кабмина, уже до конца января будущего года профильным министерствам надо будет решить проблему с невыплатами. Но удастся ли это сделать – большой вопрос. Можно предположить, что на очередном январском совещании будут сделаны очередные громкие заявления. «Сможем ли мы свести к нулю задолженность по заработной плате? Наверное, для этого потребуется как минимум два года. Это очень старые долги, они имеют очень сложную финансовую природу», – заявила зампред правительства Ольга Голодец.

КОНКРЕТНО

Сколько работников уволят в 2017 году

Не планируют увольнений – 41% работодателей.

Планируют (или уже сократили) 5% персонала – 25% работодателей.

Планируют (или сократили) до 10% персонала – 20% работодателей.

Планируют (сократили) до 15% персонала – 7% работодателей.

Планируют (сократили) до 20% персонала – 2% работодателей.

Планируют (сократили) более 20% персонала – 2% работодателей.

Другое – 3% работодателей.

Источник: Deloitte

Учителей кормят обещаниями

Впрочем, зачастую ответственность за невыплату зарплаты целиком и полностью лежит на региональных руководителях. Причём многие конфликты можно было бы предотвратить ещё в прошлом году, но вместо этого ситуация была пущена на самотёк и теперь фактически скатывается в приснопамятные 90-е годы, когда люди не получали зарплату месяцами. О печальном опыте прошлого очень кстати вспомнил и премьер Дмитрий Медведев: «Мы помним 1990-е годы, когда владельцы предприятий решали свои финансовые проблемы за счёт работников, а долги исчислялись месяцами. К таким периодам возврата быть не может».

На самом деле опасения премьера уже давно сбылись. Например, для учителей Забайкалья 90-е с их бесконечными невыплатами зарплат наступили уже в прошлом году. Ещё в марте этого года «Наша Версия» сообщала о том, что учителя края остались без зарплаты из-за того, что коммунальщики блокируют счета образовательных учреждений за долги. Шум тогда поднялся нешуточный, ведь долг по зарплате только в одной школе в посёлке Атамановка составлял 3,5 млн рублей. К решению проблемы подключились федеральные власти. И всё та же Ольга Голодец заявляла, что проблема будет решена «в ближайшие дни».

По теме

В Шведском институте оборонных исследований уверены, что российская армия готовится вести масштабные войны. По мнению экспертов, в России солдат учат вести большие региональные войны, а не разрешать локальные конфликты.

На дворе уже декабрь, но «ближайшие дни» для работников образовательной сферы в Забайкалье так и не наступили. Проблема всё та же: коммунальщики блокируют счета за неуплату, зарплату получить невозможно. По состоянию на конец ноября счета были заблокированы у 20 образовательных учреждений, расположенных в городе Борзя и прилегающем районе. Профсоюзы предупреждают, что в декабре эта цифра может удвоиться. Чтобы хоть как-то иметь возможность получать зарплату в обход заблокированных счетов, ещё в начале этого года педагоги придумали обходной путь. Краевые профсоюзы пишут коллективное заявление в суд, там выписывают судебные листы, благодаря которым можно оперативно начислить зарплату в обход арестованных счетов.

Но действительным выходом из ситуации должно стать грамотное бюджетное планирование края. Заметим, что бюджет на 2016 год в Забайкалье был расписан всего на 8 месяцев, да и то с дефицитом в 300 млн рублей. Неудивительно, что в итоге денег в региональной казне не оказалось.

Медикам урежут зарплату

Аналогичные истории происходят сегодня во многих регионах страны. К примеру, жители Астраханской области также могут столкнуться с невыплатами зарплаты. Ситуация в этом регионе повторяется будто под копирку: местный Минфин изначально сверстал бюджет лишь на 8 месяцев. «Проект бюджета отозвали, внесли в него изменения и, несмотря на то что мы продолжали сопротивляться, приняли на 10 месяцев. Это привело к тому, что по всем отраслям бюджетной сферы прокатилась очередная волна «оптимизаций», – рассказал в интервью газете «Солидарность» зампред Астраханского областного объединения организаций профсоюзов Дмитрий Чуйков.

Очевидно, чтобы предупредить возможные проблемы с выплатой зарплаты ещё и у врачей, в региональном минфине решили подстраховаться и… урезать медикам выплаты. На прошлой неделе думский комитет по бюджету и налогам рекомендовал принять проект бюджета Фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов, предусматривающий снижение темпов роста зарплаты медиков в регионах с запланированных 10,6% до 5,4%. «Речь не идёт о снижении уровня заработной платы, на этом этапе мы предлагаем остановиться темпом роста 5,4%», – оправдывается замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Упражняться в филологии, конечно, можно сколь угодно долго. Но любому человеку, живущему в России, ясно, что сокращение темпов роста зарплаты на 5,4% по факту означает её снижение. Ведь рост тарифов ЖКХ и цены на продукты «останавливать темпы роста», очевидно, не планируют.

СПРАВКА

По данным Росстата, суммарная задолженность по зарплате в ноябре составила 3,79 млрд рублей, увеличившись на 132 млн рублей по сравнению с октябрём.

При этом, по словам вице-премьера Ольги Голодец, в России регулярная задолженность по зарплате иногда доходит до 18 млрд рублей в месяц. А в среднем в месяц приходится решить вопросы с выплатой зарплаты почти 800 тыс. работников.

Одновременно с этим Минтруд фиксирует увеличение количества безработных. В последнюю неделю ноября численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, выросла на 0,6%.

Причём в 21 субъекте РФ недельный рост безработных превысил 2%. Такая ситуация отмечена, в частности, в Омской, Сахалинской, Курганской, Астраханской, Кировской, Калужской и других областях.