Почему надо знать родной язык. Зачем нужен родной язык? Изменились ли студенты


Тайны родного языка, или Зачем надо знать этимологию?


Введение

Знание происхождения слова помогает не только понять его значение, но и правильно употреблять его в языке, грамотно склонять или спрягать, сочетать в предложении с другими частями речи. Следовательно, благодаря таким знаниям мы можем правильно использовать в своей речи слова, словосочетания, предложения, что позволит сделать речь связной, интересной, правильной.


Цель данной работы:

  • определить роль раздела «Этимология» в лингвистике.

Задачи данной работы:

  • выявить особенности раздела лингвистики «Этимология»;
  • определить значение этимологии в лингвистике;
  • рассмотреть на примерах роль этимологических знаний;
  • сделать выводы о роли «Этимологии» в лингвистике.

Этимоло́гия

(от древнегреческого ἔτυμον «истина, основное значение слова» и λόγος «слово, учение, суждение») - раздел языкознания, изучающий происхождение слов.




Вот, например, слово «каракатица». В современном русском языке близкими к нему являются слова «курица» и «девица». Слово «каракатица» должно происходить от прилагательного «караката». Сравнение с хорошо известным русским словом «волосата» (краткая форма прилагательного «волосатый») показывает, что прилагательное «караката» также должно иметь значение избытка чего-то.

В русском языке нет слова «корок» , но учитывая, что в болгарском и польском языках есть слово «крак» - нога, мы можем прийти к выводу, что слово «каракатица» означает «многоножка». Не сделав этого исследования, невозможно понять значения слова.



Происхождение слова можно узнать в этимологическом словаре. Материал этимологических словарей не только дает представление о том, как, в каком языке возникло то или иное слово, какой путь прошло оно в своем развитии, в каких языках зафиксировано, в какой форме и с каким значением, но и позволяет определить, какие слова чаще всего имеют бесспорную, единственно верную этимологию, а какие – гипотетическую.


  • П. Я. Черных. «Историко-этимологический словарь современного русского языка»
  • Макс Фасмер. «Этимологический словарь русского языка»
  • В. В. Виноградов. «История слов»
  • Словарь «Из истории русских слов»
  • Словарь «Новое в русской этимологии»

Заключение

Таким образом, после знакомства с понятием этимологии, выявления особенностей раздела «Этимология» и применения знаний о нём в работе с конкретными примерами, было определено, что роль данного раздела в лингвистике очень велика, так как позволяет верно использовать слова в устной и письменной речи.


Список использованной литературы

  • Виноградов В.В. История слов. – М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова, 1999.
  • Откупщиков Ю.В.. К истокам слова. – М.: Просвещение, 1986.
  • Шаповалова О.А.. Этимологический словарь русского языка. – М.: Феникс, 2008.
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Этимология
  • http://yazykoznanie.ru/content/view/26/214

Раньше источником грамотности была средняя школа, СМИ, художественная литература. В конце прошлого века «страной непослушания» стала мировая компьютерная сеть, где никто не обращал внимания на правила написания. Теперь всё переменилось - в российском сегменте Интернета нарастает движение за правильное и бережное использование русского языка, и только школьники, вопреки возникшему тренду, продолжают удивительно коверкать знакомые всем слова.

​О том, какие ещё процессы происходят в русском языке, мы решили поговорить с Татьяной ЧЕРНЫШОВОЙ, профессором, заведующей кафедрой русского языка, литературы и речевой коммуникации Алтайского госуниверситета, доктором филологических наук .

Послушать старожилов

Татьяна Владимировна, слышал мнение, что сибирякам удалось сохранить очень правильный русский язык, устную речь без явных региональных диалектных особенностей?

- Сложно сказать, так ли это на самом деле. Диалектологи, изучающие особенности местных русских говоров, говорят об уникальности языковой картины мира нашего региона, например, в ходе исследования были выявлены слова, которых нет в других говорах. Языковые параллели к диалектным словам Алтайского края обнаружены во многих славянских языках (болгарском, словенском, чешском и др.). Однако говорить сейчас о влиянии русских говоров Алтая на современную обыденную речь его жителей не приходится. Стремительное развитие электронных СМИ, рост городского населения по сравнению с сельским, почти всеобщее среднее образование - всё это выровняло особенности речи жителей страны и обусловило возросшую популярность низкого стиля. Некоторые региональные особенности сохранились только у сельских старожилов. Впрочем, узнать по речи, что человек из Сибири, можно - по степени открытости в общении, по быстрому темпу речи и особенностям произношения некоторых слов (широко известно, например, сибирское «чоканье»). А качество речи зависит от уровня образованности, от желания найти общий язык с собеседником, от целей общения. Сейчас большое влияние на развитие нашей речи оказывают СМИ - и особенно Интернет. Общение происходит с большим количеством людей, складывается своеобразный язык, который строится совсем по иным правилам, чем литературный язык.

- Куда мы движемся в развитии русского языка?

Хорошо хотя бы то, что мы движемся. Например, популяризатор русского языка профессор Максим Кронгауз отмечает, что в конце XX-начале XXI века стали заметны сильные изменения в речевой практике употребления. Идут активные процессы словообразования, в речи ярко проявляются возможности языковой игры - нестандартного использования стандартных форм. Живой язык пополняется новыми элементами и сближается с нашей речевой практикой. Вероятно, это стоит воспринимать положительно - язык живёт и развивается.

Интересно, что не всюду язык меняется одинаково - в сельской местности он более консервативен, в районах края более бережно относятся к языку. Особенно интересно разговаривать со старожилами - их речь очень хороша, красива. Но поколения меняются, старожилов остаётся меньше, молодёжь уезжает в город…

Мёд красноречия

- Хорошо ли, что язык становится более демократичным, не ведёт ли это к оскудению речи?

Любой язык стремится к стабильности. Речь меняет язык, но не так быстро, как меняется сама. Литература XVIII века отличается по языку от литературы XIX века или XX века. Не думаю, что сейчас язык становится скуднее. Известные русские мастера слова XIX века, такие как Салтыков-Щедрин, Толстой, Чехов, тоже критически оценивали речь своих современников. Так, Салтыков-Щедрин писал, что у русских никогда не было в почёте умение хорошо и много говорить. При этом он опирался на русские пословицы: ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами, у человека есть два уха, чтобы слышать, и один язык, чтобы говорить. Русские, по его словам, производили издавна многие сорта мёда, но среди них никогда не было «мёда красноречия». А потом произошли политические, экономические преобразования, и люди заговорили на все лады, поскольку им «выпало разрешение говорить». Через сто лет, уже в конце XX века, ситуация повторилась.

Но сейчас, и это отмечают все исследователи, молодые люди лучше владеют речью - они более уверены в себе, свободнее общаются, могут отстаивать свою точку зрения.

- Развитие устной речи можно назвать достижением последних лет, а что мы упустили, что теряем?

Большой проблемой является школьное преподавание русского языка - сокращение часов на уроки русского языка и литературы, сведение их к решению тестовых заданий не оставляют ученикам возможностей овладения письменной речью. Вся надежда на учителей, которые прививают ученикам любовь к русскому языку и литературе вне зависимости от количества часов преподавания и требований ЕГЭ.

- Изменились ли студенты?

Студенты всегда были разные. В общей массе студенты разных факультетов проявляют живой интерес к русскому языку, они свободно общаются, задают вопросы, и это радует. Но есть и проблемы. Прежде всего - неумение читать и понимать текст. Каждый третий не в состоянии определить в тексте тему, главную мысль, что хотел сказать автор, как он доказывает свою мысль. Налицо невладение композиционными основами построения текста, неумение понять особенности структуры текста. И самое главное - непонимание того, ради чего написан текст. Ведь любой текст выражает авторское «послание» читателю. Иначе писать нет смысла.

Проблема понимания текста - одна из самых важных. Если человек не в состоянии понять текст, значит, ему трудно анализировать, его легко обмануть, им легко манипулировать. Этим успешно пользуется реклама и политика, но для жизни социума, да и самого человека, это может быть опасно.

Вторая проблема - неумение выразить мысль на родном языке. Третья проблема, и это отмечают многие, - по сравнению со студентами прошлых лет у современных очень много грамматических ошибок. Грамотность стала необязательной. Но нас радует, что Интернет, который всё стерпит, всё-таки начинает возвращаться к орфографической грамотности - хорошо, если обозначившаяся тенденция писать правильно станет «модной».

Эмоции по назначению

Каково отношение специалистов к повсеместному использованию в современной речи, в том числе со сцены, табуированной лексики?

Табуированная лексика существует и активно развивается. Но проблема в том, что сегодня эта лексика используется очень широко, в том числе детьми и подростками. Никто не учит детей речевому этикету - ни в школе, ни в вузе. Русский язык в конце прошлого века испытал на себе влияние двух факторов - демократизации языка, что хорошо, и вседозволенности, что уже не так замечательно. Табуированный язык - экспрессивное русское просторечие - лучше оставить для особых случаев, ведь это язык для выражения эмоций. А для повседневного общения у нас есть другой язык - им и надо пользоваться.

- Интерес к филологии сохраняется?

Интерес студентов не падает, но беспокоит сокращение бюджетных мест на филологических факультетах во всех вузах. Сейчас принято всё время говорить о практической пользе. Какую пользу приносят филологи, как её можно посчитать в рублях? Но нельзя же во всём видеть сиюминутную выгоду! А кто научит людей смотреть в книгу и видеть там больше, чем набор слов? И кто в будущем будет хранителем культурного кода русской культуры, неотъемлемой частью которой является русский язык?

- Чего бы хотелось пожелать носителям русского языка?

Хотелось бы, что все, для кого русский язык является родным, любили его, понимали и относились к нему бережно. Без языка не будет нас, и мы должны его сохранять, обогащать и умело использовать.

Кстати

В Алтайском крае учится много студентов, в том числе из Китая. Они отличаются большим старанием, но не всем русский язык даётся одинаково - от одних приставок и суффиксов голова у них идёт кругом. Но то, чем овладевают все студенты без исключения - русская ненормативная лексика. Её студенты из Китая учат на специальных занятиях. Считается, что выходцам из другой страны, воспитанным в иной культуре, важно понимать этот своеобразный русский язык и различать, когда его использование является явной агрессией со стороны собеседника, а когда не несёт в себе никакого послания или используется вместо обычных слов в силу низкого культурного уровня говорящего. Носителю языка не сложно различать смысловые оттенки однокоренных слов, а для иностранцев это представляет определённую сложность. Многие иностранные студенты, особенно те, кому русский язык даётся тяжело, считают, что занятия по «народному экспрессивному русскому» наиболее интересны и занимательны.

Чувашский язык - язык моих родителей, моей семьи и моего народа! Я очень рада, что мне в своё время отец привил любовь к родному языку. И у меня никогда не возникал вопрос: зачем я должна знать свой родной язык?! Это, наверное, уже часть меня.

ЧУВАШСКИЙ - это язык, на котором я не стыжусь разговаривать, язык, на котором я выражаю свою любовь к родителям, родному краю, месту, где я родилась и выросла! Но почему такой вопрос возникает у современной чувашской молодежи? Об этом я спросила знакомого полиглота. Он ответил мне, что каждый язык - это определённое мировоззрение, то, как народ понимает окружающий мир. Например, выражение «играть на инструменте». По-русски «играть» - баловство, несерьёзно. По-итальянски дословно говорят «петь на инструменте», по-чувашски «говорить на инструменте». Вот пример того, как три этих народа относятся к процессам воспроизведения живой музыки. Вот почему нужно учить свой язык - здесь спрятана культура!

Алена Ильгачева, Чувашия : «В моей школе влияние Запада оказало огромное воздействие… У всех в моде был английский, западные традиции, европейская культура… Чувашский язык и культура относились к бесполезным занятиям, все активно их прогуливали… Хотя были у нас и те, у кого в семьях разговаривали по-чувашски, но они очень стеснялись и скрывали это. Сейчас все разъехались, и не скажу, что они «знают и чтят» культуру своей родины… Это ужасно… Вот он так и исчезает… Я училась в музыкальной школе и училище в Чебоксарах. Это самое шикарное образование, которое можно получить… Здесь через музыку прививали культуру и традиции чувашского народа, учиться всем очень нравилось, было интересно, и преподаватели все с любовью относились к музыке, ребятам… Изучая историю чувашской музыки, меня очень поражал диссонанс того, что чуваши, оказывается, самый музыкальный народ, в библиотеках лежат книги, где подробно это описывается. У чувашей человек, который не пел или не умел играть на музыкальном инструменте, считался изгоем. Они разговаривали в песнях, «самый лучший подарок - это песня», общались с природой через песню. Есть много доказательств, воспоминаний людей такого типа: «тот парень на гармошке мог любую песню на ходу сыграть, он чувашем был», «этот парень в армии из Чувашии приехал, пел красиво»… А эти хороводы, словно ручейки… Мотивы чувашской музыки по строению схожи с китайскими… Диссонанс возникает в том, что в общей школьной истории нас учили, что чуваши - язычники, и читали много текстов по программе о том, как они страдали от христианизации, о том, что они не грамотны и письменность появилась недавно… А эта удивительная музыкальность никого в школьной общей истории не интересовала… Только сухие факты, которые нужно каждый год каждому в голову вложить, дабы система навязывает…»

Ольга Никифорова, Чувашия : «Расскажу немножко про себя, я родилась в семье военного, мы жили в разных местах страны, большее время в Рязани. Родители не говорили дома со мной на чувашском языке, общались только между собой. Язык я усваивала летом в деревне, общаясь с местными ребятами и бабушкой. А так хотелось понимать, о чем говорят родители! Помню, как в 10-11 лет, живя в Рязани, скучала по Чувашии, слушала песни, писала письма, очень хотела вернуться! И когда мы переехали сюда, думала, что не освою школьную программу в 7 классе по чувашскому языку. Но как же я удивилась, когда поняла, что знаю чувашский язык лучше 70% учеников в классе. Я заметила, что любовь и патриотизм к языку и культуре самые сильные, когда ты живешь на чужбине. Когда мы были в прошлым летом в таежной чувашской деревне, услышала от местной девочки 7-8 лет «Не хочу учить английский, хочу знать чувашский». Это было очень мило и больно одновременно!»

Ирина Ершова, Москва: «Когда я писала диссертацию, мне посчастливилось познакомиться с заместителем генерального директора завода по энергооборудованию из Нижнего Новгорода. Однажды он спросил: «Как? Вы не умеете говорить на чувашском языке? Это же Ваш родной язык?» Он от души удивился! Я с 2011 года испытываю чувство стыда, что не могу говорить на чувашском языке. Да, я его понимаю, так как родители говорят на нем, но сама не говорю. Для чего знать чувашский? Для чего нужно знать историю и культуру родного края? Странные вопросы… Для чего нужно знать маму и папу?! В этом любовь к малой родине!»
Анастасия Ахмерова, Ульяновск: «Чувашский язык - наш родной. Язык наших родителей, предков. И кто, если не мы, должны продолжать традиции нашего народа и развивать культуру? И знаете, у себя в Ульяновске я слышу чувашский чаще, чем в Чебоксарах. Да, сейчас ценятся английский, китайский. Но что плохого в том, что мы будем знать и родной чувашский?»

Сергей Иванов, Москва: «Чувашскому языку и народу сегодня угрожает не русификация, а глобализация. Обратите внимание, что большинство родителей школьников, выступающих за сокращение часов чувашского языка в школе, называют одной из главной причин не желание больше изучать русский язык, а лучше знать английский. Тогда возникает вопрос - куда же деваться чувашскому языку и культуре? Ответ нам дал уже очень давно Г.Н. Волков в виде концепции этнопедагогики. Концепция «Çич. пил», «Семь благословений» - это то, чего не хватает сегодняшнему молодому поколению. Чувашский язык должен нести не только коммуникативную, но и аксиологическую функцию - передачи нравственных ценностей. Этого в школе сегодня не происходит, нет уроков доброты, уважения, почитания старших и привития любви к труду. Занятия чувашским языком и культурой смогли бы полностью возместить этот компонент. Для этого нужны новые образовательные программы, нужно уходить от традиционной системы преподавания и брать пример с финской образовательной системы с ее свободой самовыражения и мироощущения. По поводу необходимости знания чувашского языка и передачи его потомкам. Лично я помимо любви к мелодичным переливам родной речи ясно осознаю, какой ценой досталось нам это наследие. Представляю, как наш народ отстаивал его в лихолетья, в тяжёлые годины, спасаясь от нашествий и отстаивая свою свободу и право говорить на родном языке. Можно ли это назвать моральным долгом, актом уважения к своим предкам? Безусловно, да. Забыть свой язык, отказаться от него - легко, попытаться его сберечь, передать детям - могут только сильные люди, чӑнкӑ чёвашсем».
Ян Федоров, Санкт-Петербург: «Мне было бы неплохо знать его, чтобы с родственниками общаться свободно. Есть семьи, где дома говорят на чувашском языке. Пока есть такие люди, культура и язык не исчезнут. Молодёжь где-то активна (Набережные Челны, Казань), где-то не очень (Таллин, Красноярск). Но многое и от неё зависит, от молодежи, от нас».

Игорь Ананьев, Норвегия: «В Норвегии на чувашском многие чуваши говорят. Чувашский язык немного на норвежский похож, и легче норвежский учить, часто слова одинаковые. Снимаю ролики иногда из Норвегии на чувашском. Когда норвежцы говорят по-русски у них чувашский акцент. Слово «зал» норвежцы произносят как «сал». Мало букв «г, д, ж, з», у норвежцев мягкий язык, как чувашский. Чувашский «пике» норвежский тоже pike, skole скуле - шкул».

Екатерина Данилова, Санкт-Петербург: «Хотя я выросла среди носителей языка, меня с детства интересовала наша культура, но никто не мог научить меня нашей вышивке, изготовлению национальных украшений, я с жадностью впитывала традиции, вслушивалась в песни, говор -это еще хранится в селе. Сейчас пытаюсь освоить остальное. Зная свой язык, свою культуру и продолжая изучать ее с другими языками и культурами, начинаешь ценить другие языки и другие культуры и уважительно относиться к людям, которые являются носителями других языков и культур и вообще ко всем. Родной язык и культура учат уважать других, они воспитывают меня каждый день. Понимание этого приходит не сразу, и детям этого пока не объяснить. Но когда ко мне в Клуб чувашского языка, который я веду с 2014 г. в Санкт-Петербурге, приходят взрослые люди и говорят, что сожалеют о незнании своего родного языка, я еще раз убеждаюсь, что мы будем виноваты перед следующим поколением, если не передадим им этот культурный код. А он у нас уникальный, каждый раз в этом убеждаюсь, когда рассказываю про чувашский на фестивалях языков и на других мероприятиях».

Алина Шишкина

Родной язык – этот тот язык, который мы слышим вокруг себя с самого раннего возраста. У каждого народа он свой. Язык, принадлежащий той, или иной нации отражает ее культуру и обычаи. Родной язык – это наше наследие. Он формировался на протяжении многих веков, впитывая в себя все происходящее вокруг, отражая мысли и настроение народа и то, что он переживал. Очень многие события отражались на его развитии. И, очень много вложили в него люди-патриоты своего языка. Это великие и известные писатели, поэты и многие другие.

А наш русский язык очень многообразен, мелодичен и красив. Не зря он назван могучим. Подумать только, сколько в нем средств выражения. Богата русская лексика: множество фразеологизмов и речевых оборотов. А сколько вариантов есть в нашей речи того, как назвать одно и тоже явление! С помощью русского языка можно выразить все оттенки и чувств, и мыслей, и всего остального, можно описать все до мельчайших подробностей. И все это потому, что он действительно очень богатый!

Но, и не так прост. Легким он кажется только до того момента, как начинаешь его изучать. А во время этого процесса узнаешь очень много нового и интересного. Немало и подводных камней встречаешь на тропах его познавания. Но, все это – мелочи. Ведь поистине могучий и сильный язык требует внимательного изучения.

А как формировалась наша речь, наш родной язык! У него богата и история. А это еще раз доказывает его величие и многогранность. На протяжении всего его развития менялись и правила написания, и значения слов, некоторые и вовсе вышли из употребления. Скольких из них значений знает сейчас далеко не каждый. Такие слова называются устаревшими.

И вот, интересно: многие из них не просто канули в забытье. Да, мы их не употребляем сейчас в их исконном значении. Но, зато от них образованы слова, которые присутствуют и в современном русском языке. Правда, значения многих из них уже другие.

На мой взгляд, это очень интересная и занимательная наука – изучение языка. И, к тому же, родной язык просто обязан знать каждый!

Сочинение Русский - мой родной язык

С древних времен, люди обмениваются мыслями, выражают свои эмоции и передают информацию не только жестами, но и при помощи языка. Ведь только человек может писать и читать, это и есть одно из главных отличий нас от животных. Ведь именно речь говорит о том, что мы способны мыслить, размышлять и углубляться в свои мысли.

Каждый народ имеет свой собственный язык. Именно он показывает характер, колорит и диалект данного народа.

Что касается меня, то я очень люблю свой родной язык. Мой язык – русский. Он богат диалектами, оттенками с разных сторон. Русский язык полон синонимичности, оборотов и мелодичности. Ведь чего стоит только прочитать стих на родном русском языке… Это же радость приносящая удовольствие, а если еще и выдержать все паузы и расставить интонации, то это просто магический обряд увлекающий вдаль за собой. Возможно, кто-то скажет, что я сужу предвзято, ведь я родился в стране с данным языком. Да, возможно, но все же я считаю, что нет языка красивее и сильнее нашего. Ведь даже в Великую Отечественную Войну люди шли к победе с нашим громким русским «УРА!».

Я с полной уверенностью могу сказать, что язык – это живой организм, который способен расти и изменяться вместе со своим народом! Даже появление, каких либо новых слов, по моему мнению, это хорошо. Новые слова показывают, что мы не стоим на месте, мы развиваемся! А развитие всегда ведет к благополучию.

С самого раннего детства родители прививают детям то, что необходимо быть грамотными. А грамотность включает в себя владение своим родным языком на самом высоком уровне. Необходимо не только разговаривать правильно, но и писать!

При всем этом русский язык считается самым сложным в изучении всего мира, да и в целом для его носителей. Порой, не справляясь сразу с тем или иным в обучении родного языка, я не могу представить, какого изучать его иностранцам, приехавшим к нам по обмену или же по каким либо другим причинам.

Детям изначально не понятно для чего необходим язык, поэтому задача родителей им это объяснить. Объяснить с пониманием того, что язык – это жизнь! Позже ребенок и сам поймет, что к чему, но в начале пути ему все надо объяснить. В школе и в высших учебных заведениях детей научат, конечно, писать, читать и многому другому, но стоит помнить о том, что самая глубокая база дается в раннем детстве. Да и в целом, если к нашему родному языку относится с уважением и глубоким почтением, то он никогда не войдёт в список «мертвых» языков.

2, 3, 4 класс

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Рылова Полевая рябинка 5 класс (описание)

    Я рассматриваю репродукцию картины «Полевая рябинка». Аркадий Рылов создал её в 1922 году. Живописец сумел запечатлеть настоящую пышность и яркость красок отечественной природы.

    Симеон - второстепенный персонаж произведения Куприна «Яма». Симеон, без сомнения, является отрицательным персонажем, ведь ему свойственны жестокость, лицемерие и циничность.

Нужно для того, чтобы в полной мере выразить свои мысли. Если вы не поверхностно знакомы с русским, вы сможете говорить логично и убедительно, научившись правильному построению слов в предложениях, предложений в абзацах и абзацев в цельном тексте. Четкости выражения мыслей можно добиться, если вы знаете значение терминов, их происхождение и умеете их подбирать. Ваша речь будет отличаться разнообразием, если вы будете постоянно пополнять свою лексику новыми словами. Глубины выражения вам помогут достичь знания о переносном смысле в , способах использования подтекста и интертекста. Наконец, зная язык, вы сможете говорить по-настоящему красиво, используя для этого широчайшую палитру средств выразительности.

Тщательное и тонкое восприятие перечисленных языковых ресурсов поможет вам не только высказываться, но и гораздо лучше понимать речь окружающих. Вы сможете понять и уловить все оттенки речи собеседника, а значит быстрее достичь взаимопонимания. Это полезно в личном общении, в деловых контактах и в более широком смысле – при восприятии потока информации, сопровождающего нас ежедневно.

С изучением русского языка вам откроются скрытый смысл произведений искусства, которые, казалось бы, давно прочитаны, их экранизации пересмотрены множество раз и изучены чуть ли не наизусть. Писатели, поэты, кинорежиссеры, авторы сценария, создавшие шедевры, в совершенстве владели русским языком, поэтому использовали ресурсы этого инструмента максимально.

Однако не только художественные тексты попадаются нам на глаза. Статьи в газетах, сообщения по радио, телевидению – все это составляет ежедневный информационный фон. Благодаря знанию тончайших нюансов русского языка вы сможете разобраться в истинном смысле текстов в СМИ, а значит, лучше понимать суть процессов, происходящих в государстве, обществе и учитывать это в построении своей собственной жизни, а также жизни общественной.

Еще во времена СССР школьники старательно запоминали строки Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин!». СССР теперь принадлежит истории (как и упоминавшаяся причина интереса к русскому языку). По какой причине учат русский язык люди, для которых он не является родным?

Во-первых, потому что это один из самых распространенных мировых языков. На нем говорит очень большое количество людей. Хотя сфера распространения и употребления русского несколько сократилась (именно из-за вышеупомянутого распада СССР и вызванных этим последствий), он продолжает оставаться одним из пяти рабочих языков ООН (наряду с , французским, испанским и китайским). Во-вторых, потому что для некоторых жителей ближнего зарубежья - граждан бывших союзных республик, ставших ныне суверенными государствами, это просто необходимо. Некоторые из них приезжают работать в Россию, имеют родственников, друзей, знакомых. Знание русского языка совершенно необходимо им и для работы, и для бытового, повседневного общения. В- , некоторые жители дальнего зарубежья испытывают неподдельный интерес к России. Для них она является прежде всего олицетворением богатого наследия русского классического искусства. Мало-мальски образованный, культурный человек, где бы он ни жил, обязательно слышал о Толстом, Чехове, Станиславском, Чайковском, Прокофьеве. Вполне естественно стремление выучить язык, на котором говорили эти гениальные люди, оставившие яркий след во всемирном искусстве.В- , процессы мировой глобализации не обошли и Россию. В России открыто множество филиалов иностранных фирм, компаний, возникают новые совместные предприятия. Во многих случаях иностранцы или возглавляют такие компании, или входят в состав дирекции. А для успешного производственного процесса и сбыта руководителям просто необходимо быть в курсе всех дел, общаться с подчиненными, вникать во все тонкости. Можно, конечно, прибегнуть к помощи квалифицированных переводчиков, но все-таки это уже не то. Наконец, в-пятых, просто потому, что Россия, несмотря на все переживаемые ею трудности, была и будет великой державой, с которой надо считаться. Это самая большая по площади страна мира, наделенная богатейшими природными ресурсами, обладающая вторым по мощи ядерным потенциалом сдерживания. Она никому не позволит говорить с собой на языке силы. С ней надо находить взаимопонимание, разумные компромиссы. А для этого очень полезно знать русский язык.