Начало отраслевой дифференциации и попыток кодификации законодательства. Развитие права в России в XVIII в.: источники права, попытки кодификации. Формирование новой системы права при Петре I


Реформы, произведенные в системе центральных органов власти и управления сопровождались развер-нутой кодификацией действующего права. Основные направления работы были намечены в деятельности Уложенной комиссии Екатерины II, Павлом I была создана комиссия, целью которой была подготовка сводного Уложения. В 1801 г. с воцарением Александра I создается новая комиссия. К 1814 году были подготовлен проект трех частей гражданского Уложения, уголовного Уложения, торгового Уложение.

Николай I, продолжал дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов .Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826), делами которого ведал М. Сперанский.

Свод законов должен был состоять из восьми разделов:

1) основные государственные законы

2) учреждения: а) центральные б) местные в) устав о государственной службе

3) “ законы правительственных сил : а) устав о повинностях б) о податях и пошлинах в) таможенный г) монетный, горный и о соли д) лесной, оброчных статей и счетные

4) законы о состояниях

5) законы гражданские и межевые

6) уставы государственного благоустройства: а) духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный б) путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи

7) уставы благочиния: а) о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный б) о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных

8) законы уголовные

Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской Империи с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.

Впервые сложились основные отрасли права: государственное, гражданское, админист-ративное, уголовное, процессуальное .

В ст. I. Основных законов была сформулирована идея самодер-жавной власти : "Император Российский есть монарх самодержав-ный и неограниченный. Царская власть закреплялась как наследственная, наследником признавался старший сын императора (в случае бездетности этого наследника престол мог перейти ко второму сыну императора).

Законодатель различал верховное и подчиненное управление.

Органами верховного управления были: Государственный совет, Комитет министров, канцелярии и двор императора.

Членами Государственного совета были министры и главноуправляющие, председателем - император. Государственный совет состоял из общего собрания и 5 департаментов.

Комитет министров был совещательным органом, ведал как текущими, так и специально предоставленными Комитету делами.

К органам подчиненного управления относились Сенат и министерства . Сенат провозглашался высшим судебным органом.

Система местных органов управления сохранялась в том виде, как она сложилась в конце XVIII в. Главный административный орган - губернаторы, опиравшиеся в своей деятельности на губернские правления (состояло из общего присутствия и канцелярии)

Во главе финансового управления губернии находилась казенная палата, состоявшая из управляющего, его помощника и начальников отделения. Параллельно действовали палаты государственных имуществ.

В 1837 г. был сформирован земский суд, состоящий из исправника, непременного заседателя и двух сельских заседателей. Во главе волости стояли волостные управления (волосной голова, заседатели, писарь), станы возглавлялись при ставами.

Развитие частного (гражданского) права проходило на основе кодификации старых форм права : сохранились элементы сословного неравенства, ограничений прав.

· Крестьянам запрещено выходить из общины и закреплять за собой земельный надел.

· Ограничивалась правоспособность и дееспособность духовных лиц и евреев.

· Запрещались браки христиан и нехристиан, усыновление лиц нехристианского исповедания.

· Поляки не имели права приобретать в собственность, брать в залог и арендовать земли в целом ряде регионов страны.

· Распоряжение землей подвергалось особым ограничениям: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться ни отдельными общинниками, ни общиной в целом. Продолжала существовать система майоратов, земельных владений, переходивших по наследству старшему в роде.

· В области наследственных прав дочери имели меньшие права, чем сыновья.

Система вещного права состояла из:

1. права владения: всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и само-управства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому и сделаны соответствующие распоряжения о его передаче. Закон различал спор о владении от спора собственности и обеспечивал неприкосновенность первого независимо от решения второго вопроса.

2. права собственности : право пользоваться и распоряжаться имуществом;

3. права на чужую вещь (сервиту тные права) : ограничение в праве собственности, установленное законом в пользу всех без изъятия ограничение и ограничение собственности в пользу какого-либо определенного лица.

4. залогового права : стал различаться залог частным лицам и залог в кредитных учреждениях.

В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Свод законов содержал специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров различных видов: продажи, подряда, найма, займа, товарищества и пр. Предметом договора могли быть имущество или действия лиц.

Семейное право сохранило принципы, выработанные в XVIII в.; единственной формой брака был церковный брак. Условия вступления в брак и его расторжение брались из норм и правил, соответствующего вероучения. Жена была обязана всюду следовать за мужем, получала паспорт с разрешения мужа. Имущество супругов было раздельным. Приданое или имущество приобретенное женой отдельно, признавались ее собственностью. Как самостоятельные субъекты, супруги могли вступать друг с другом в обязательства и сделки.

Закон делил детей на законных и незаконнорожденных (внебрачных). Последние не имели права на фамилию отца и его имущество. В отношениях родителей с детьми также действовал принцип раздельности имущества.

В сфере наследственного права расширялась завещательная свобода . Завещать можно было кому угодно и что угодно из иму-щества (или все имущество). Признавались недействительными завещания, сделанные умалишенными и самоубийца-ми, несовершеннолетними, монахами и лицами, по суду лишенными прав состояния.

Попытки кодификации законов в Российской империи были начаты ещё в XVIII в. и продолжались при Александре I. Но только Николаю I, который привлек к кодификационной работе М. М. Сперанского, возглавившего Второе отделение С.Е.И.В. Канцелярии, удалось осуществить это начинание. Второе отделение провело огромную работу по розыску, сличению и упорядочению отдельных законодательных актов и правительственных распоряжений и подготовило два крупных издания. В 1830 г. вышло 46-томное (с несколькими томами указателей) Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), которое вобрало в себя свыше 80 тысяч актов, начиная с Соборного Уложения, которым открывался 1 том, и заканчивая законами 1825 г. (концом царствования Александра I), помещенными в последнем томе. Законодательные акты располагались в нем в хронологическом порядке (то есть по мере выхода).

В дальнейшем ПСЗ было продолжено и выпущено ещё два издания. Второе издание (54 тома) вобрало в себя законодательные акты 1826 - 1881 гг. Третье издание (16 томов в 18 книгах) обобщило законодательство, начиная с 1881 г. и заканчивая 1913 годом.

Наряду с ПСЗ было подготовлено и в 1832 г. издано ещё одно собрание – Свод законов Российской империи. В нем увидели свет действующие законы, объединенные в 15 томов и расположенные в них уже не в хронологической последовательности, а по тематическому принципу.

В основу структуры Свода положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций и восходящее к римскому праву. Сперанский называл эти две группы законов государственными и гражданскими. В первой группе располагались Основные государственные законы, в которых характеризовалась организация публичной власти (высшие органы власти, учреждения центральные и местные, устав о государственной службе). Затем шли законы, характеризующие организацию управления и устройство казны (уставы казенного управления, о повинностях, таможенный, монетный, горный и др.). Третью группу составляли законы об организации сословного строя (о состояниях). В четвертую входили уставы государственного благоустройства (кредитный, торговый, промышленности, путей сообщения, сельскохозяйственный, почтовый, телеграфный и др.).

В особую группу выделялись Уставы благочиния, объединявшие законы о народном продовольствии, общественном призрении, организации врачебной помощи и др. Сюда же относились помещенные в отдельном томе (14-м) уставы о паспортах, о цензуре, о ссыльных, о беглых и др., определявшие законодательное поле деятельности полиции.

Наконец, впервые в российском законодательстве были отделены друг от друга помещенные в разных томах законы гражданские (т. 10) и законы уголовные (т. 15).


Такой принцип соединения воедино разрозненных законов (инкорпорация) сохранялся на протяжении всех последующих переиздании Свода (в 1842, в 1857 гг.). В 1885 г. в Свод был введен ещё 16 том. содержащий процессуальное законодательство. Кроме того, в 1845 г. 15 том Свода, то есть законы уголовные, с некоторыми изменениями и дополнениями были изданы как «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». которое можно рассматривать как первый уголовный кодекс России.

Юридическая техника Свода законов основывалась на методике Ф. Бэкона, апробированной в кодексе Юстиниана. Статьи Свода, основанные па одном действующем законе (указе), излагались словами указа без изменений. Статьи, основанные на нескольких указах, излагались словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других. При этом под каждой статьей давались ссылки на указы, в нее вошедшие. Многосложные тексты сокращались, а из противоречащих друг другу выбирался лучший с точки зрения составителей или более поздний.

Так, в первой половине XIX в. была оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней империи.

В течение XVIII века накопилось огромное количество нормативных актов, требовавших систематизации. Со времени Соборного Уложения 1649 г. кодификацию не проводили, хотя попытки такие предпринимались и при Петре I и при Екатерине II. За все это время было создано 9 комиссий и каждая из них представлялась обществу с шумом, помпезно, но ни одна из них не оставила после себя каких-либо следов. Девятая комиссия (1797 года), ограничилась лишь составлением оглавления будущего Уложения. Далее сочли необходимым найти ученого юриста, и выбор пал на барона Розенкампфа из Лифляндии. Человек, не знавший России, не знавший даже русского языка возглавил десятую комиссию по составлению Уложения законов. Уволив из комиссии русских чиновников, Розенкампф заменил их немцами, французами. Естественно, что сделать они ничего не могли. Комиссия зашла в тупик.

Очередная попытка кодификации была предпринята в 1804 году. Комиссия под руководством Сперанского создала проекты гражданского, уголовного и торгового Уложений. Но уложения эти не были приняты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции. Сперанский был отстранен от работы и сослан в Сибирь.

Лишь в 1826 году работа по кодификации возобновилась. Николай I возвратил из ссылки Сперанского и поставил его во главе 2-го отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. К 1833 году после изнурительной работы на свет появились два грандиозных труда: Полное Собрание законов и Свод действующих законов Российской империи.

После 1649 года в России не осуществлялась публикация собраний законов. Многие законы вообще не публиковались, размножались путем переписывания. Таких актов было обнаружено свыше 2 тысяч. Составители проделали колоссальную работу по выявлению нормативных актов, их сличению. Вначале были сведены воедино в хронологическом порядке и без изменений все действующие и недействующие законы, начиная с 1649 года. К 1830 году Полное собрание законов было готово. Оно включало 40 томов законов и 6 томов приложений. (Это является примером инкорпорации права).

Вместе с тем велась работа по составлению Свода действующих законов. В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые законы подверглись сокращению, из противоречивых актов составители помещали позднейшие. Свод был составлен по определенной системе, соответствующей отраслям права. Он делился на 8 разделов и насчитывал 15 томов (это был пример кодификации права). Кодификация русского права имела большое значение. Она привела впервые к формированию основных отраслей права: гражданского, уголовного и т.д.

Следующим важным этапом в кодификации права была разработка Уголовного Уложения. Ни система преступлений, ни система наказаний не отвечала новым историческим условиям. В 1845 году новое уголовное Уложение под названием «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» было утверждено царем. Определяя сущность законодательства Российской империи 1 половины XIX века, необходимо отметить следующее: оно было феодально-крепостническим, закрепляло безраздельно господство помещиков над крестьянами и лишь в слабой степени пыталось приспособить право к развивающимся капиталистическим отношениям.

Гражданское право. В первой половине XIX века законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно. Это связано было, прежде всего, с усилением темпов развития промышленности и торговли. Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в X томе Свода законов.

Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Имущество делилось на движимое и недвижимое. Недвижимое имущество подразделялось на « благоприобретенное» и родовое. С беспредельным цинизмом причислялись к недвижимому имуществу также и крепостные крестьяне. Впервые в Своде законов было дано определение права собственности как права «исключительно и независимо от постороннего лица владеть, пользоваться и распоряжаться оным вечно» и потомственное. Дворянская собственность на землю обеспечивалась правом обратного выкупа в течение 3лет – это касается родовых имений. Значительные земельные угодья не были признаны объектом частной собственности. Земельные наделы казенных, т.е. государственных, удельных крестьян не могли отчуждаться, т.е. они не были их собственностью. Поляки не могли приобретать в собственность, брать в залог и арендовать землю в 9 западных губерниях. Также существовали определенные ограничения для евреев. Законодатель охранял российскую землю от перехода в «чужие руки».

Изменение правовых норм в рассматриваемый период преследовало цель дальнейшего укрепления феодально-крепостнического строя. Вместе с тем царизм был вынужден учитывать в определенной ступени интересы развивавшейся торговой и промышленной буржуазии.

Кодификация права : Предпринимавшиеся ранее попытки кодификации права в России терпели неудачу. В 1804 году Комиссия под руководством М.М. Сперанского создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. Но уложения эти не были приняты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции, в первую очередь Гражданского кодекса 1804 года. Одновременно велась работа по составлению Свода действующих законов. В 1832 году Свод законов Российской империи был опубликован и введен в действие с 1835 года. Кодификация русского права привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей права.

Гражданское право : В первой половине 19 века законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно, что в определенной степени объяснялось усилением темпов развития промышленности и торговли. Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в 10 томе Свода Законов. Значительное место было отведено обязательственному праву, что вызывалось развития товаро-денежных отношений. Существовали следующие виды договоров: договор мены, договор купли-продажи, договор запродажи, договор имущественного найма, договоры поставки и подряда, договор займа, договор товарищества, договор личного найма.

Семейное право : Книга первая Свода Законов «О правах и обязанностях семейных» регулировала семейно-брачные отношения. Устанавливался брачный возраст для мужчин- в 18 лет, для женщин- в 16 лет. Законным браком считался церковный брак. Расторжении брака разрешалось в немногих случаях и произодилось только церковью. Общественный статус жены определялся статусом мужа. Дети делились на законных, рожденных в «законном браке», и незаконных, рожденных вне брака. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.

Наследственное право . Имущество переходило наследникам либо по завещанию, либо по закону. Духовное завещание должно было составляться «в здравом уме и твердой памяти» лицами не моложе 21 года. Для завещания обязательной была письменная форма. При отсутствии завещания имущество переходило к наследникам по закону.

Уголовное право . Свод законов излагал нормы уголовного права в книге первой 15 тома. Книга состояла из 11 разделов. Понятие преступления, заимствованное из 5 тома Свода Законов, формулировалось более развернуто. В Уложении не было четкой границы между понятиями «преступление» и «проступок». Система преступлений по Уложению была более сложной. Вначале традиционно шли преступления против веры. Значительное место уделялось государственным преступлениям. Специальные разделы были посвящены преступлениям против порядка управления, должностным преступлениям. Раздел «О преступлениях и проступках против законов о состояниях» предусматривал защиту сословных прав и привилегий, охраняя и закрепляя сословное разделение людей в обществе. В особом разделе содержались нормы, относившиеся к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц. Обширный раздел был посвящен преступлениям против собственности частный лиц.

В Уложении вводилась довольно сложная система наказаний. Все наказания делились на два разряда: наказания уголовные и наказания исправительные. К наказаниям уголовным относились: лишение всех прав состояния и сочетании либо со смертной казнью, либо со ссылкой на поселение в Сибирь или на Кавказ. К наказаниям исправительных относились: ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение в крепость, тюрьму, смирительные или работные дома, кратковременный арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания. К этим наказаниям обычно добавлялись наказания розгами для лиц, не освобожденных от телесных наказаний.

Процесс в рассматриваемый период в основном оставался инквизиционным. Указов 1801 года запрещались пытки при производстве расследования дел. Но на практике они применялись широко.

В условиях кризиса феодализма абсолютная монархия стремилась удержать власть дворян усилением карательных звеньев государственного аппарата. С этой целью были созданы Третье отделение императорской канцелярии, корпус жандармов. В развитии права следует отметить уникальную систематизацию законодательства- создание Полного Свода Российской Империи.

После создания Свода Сперанский предполагал приступить к третьему этапу систематизации- к созданию Уложения, которое предполагало кодификационный метод работы, т.е. не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми. Однако эти идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа, издание в 1845 году Уложения о наказаниях уголовных и исправительных- первого настоящего уголовного Кодекса.

Формирование новой системы права

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Формирование новой системы права
Рубрика (тематическая категория) Право

Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился˸ он пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами (устными актами), утвержденными докладами (резолюции монарха) и другими формами актов.

Большое число издаваемых актов требовало проведения систематизации и кодификации. С 1649 по 1696 г. (начала единоличного правления Петра I) было принято более полутора тысяч актов, имевших силу закона. За период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов. Во второй четверти XVIII в. ежегодно издавалось в среднем около двухсот нормативных актов. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и часто взаимоисключающих норм. Принцип законности в этой ситуации не мог проводиться последовательно.

Дополнительные трудности создавали плохо поставленная информация и публикация новых актов. Незнание закона субъектами, в отношении которых он действовал, было обычным явлением. В целом публиковалось не более половины всех издаваемых актов, тираж был небольшим.

Уже в 20-х годах XVIII в. было издано несколько сводных хронологических собраний нормативных актов˸ указные книги за 1714- 1718 и 1719-1720 гг. Основная масса нормативных материалов направлялась в соответствующие учреждения, канцелярии и архивы. Весьма слабо была поставлена работа по обобщению судебной практики. Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) системати­зации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении. Главной задачей органа стало приведение в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача включалась в обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права.

Работа Палаты продолжалась до 1703 г., когда в целом был за­кончен проект Новоуложенной книги. Проект сохранял структуру Соборного Уложения (двадцать пять глав), но ᴇᴦο нормы существенно обновились. В целом работа, проведенная Палатой об уложении была первым опытом по систематизации права.

Кодификационная работа началась позже. В 1714 г. готовиться пересмотр Соборного Уложения, судьям предписывается решать дела только на базе норм Уложения и не противоречащим ему указам. Специальной комиссии поручалось свести все последую­щие (после 1649 г.) указы и приговоры в сводные сборники. Работу должна была проводить канцелярия Сената.

Формирование новой системы права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формирование новой системы права" 2015, 2017-2018.