Классный час "этикет для меня". Классный час на тему "этикет и мы" Классный час по теме этикет


КЛАССНЫХ ЧАСОВ

ТЕМА:

Культура поведения.

Разработала:

Учитель начальных классов

Попова Е.Р.

ТМОСШ № 1

Пояснительная записка.

Среди множества проблем, связанных с воспитанием наших детей, одной из наиболее сложных, требующих от родителей и педагогов особенного такта и умения, до сих пор остается проблема поведения ребят дома и в обществе.

Не секрет, что повседневное поведение детей в быту, в школе, в общественных местах значительно ухудшилось.

Именно поэтому данная серия классных часов для 3 класса посвящена теме « Культура поведения».

Если в школе ребята ощущают себя под постоянным и неусыпным контролем педагогов, воспитателей и волей – неволей вынуждены сдерживать свои эмоции, то, оказываясь « на свободе», они часто начинают вести себя не только независимо, но и распущенно.

Прежде чем начать разговор с ребятами о правилах поведения дома, на улице, в школе, в театре, в гостях, надо убедительно показать им обоснованность этих принятых в обществе правил, а не произвольность их возникновения и существования.

Хуже нет, когда ребенок, считающий себя вполне самостоятельным и независимым человеком, слышит поучения и приказания старших, как себя вести.

Все эти наставления либо пропускаются мимо ушей, либо встречают внутреннее сопротивление.

Поэтому я постаралась вести разговор с детьми « на равных». Не прибегать к нравоучениям, а постаралась создать такую ситуацию, где дети сами определили для себя нормы поведения. Сами разработали правила поведения для конкретных ситуаций.

Данная серия включает в себя 4 классных часа по следующим темам:

    Поведение на улице.

2. Поведение в общественных местах.

3.Ты в гостях и гости у тебя.

4. Брей – ринг « Этикет».

Заключительный классный час проводится в форме игры, где дети соревнуются в знаниях правил поведения, которые получили на предыдущих классных часах.

Учителю он позволяет узнать, как дети усвоили основные этические требования, а детям – применить навыки культурного поведения.

Классный час:

«Только вправо, только шагом, только на зеленый свет»

Составила:

Е.Р. Попова

Название: Только вправо, только шагом, только на зеленый свет.

Правила поведения на улице.

Цели:

1. Рассказать детям об истории возникновения правил поведения.

    Расширить знания детей о правилах поведения на улице.

Форма проведения: беседа.

Подготовительная работа:

    Подборка материала для классного часа: литература, фотографии с мест ДТП.

    Изготовление макетов транспорта.

    Класс делится на группы.

Иллюстрации рыцарских костюмов, фотографии ДТП.

Ход проведения .

1. Вводная беседа.

Добрый день, ребята! Как часто вам задают вопрос взрослые: « Как ты себя ведешь? Разве так можно?».

Задают?

(Ответы детей).

А что это значит, в каких случаях это происходит?

(Ответы детей: когда балуемся, не слушаемся).

Ребята, а разве есть какие – то правила поведения?

-(Да).

Они для всех одинаковы?

Нет, эти правила меняются.

Правильно! Сегодня мы с вами вспомним основные правила поведения на улице. Вспомним, что такое этикет! Многие из вас задаются вопросом: откуда вообще появились разные правила поведения?

Никто этих правил из головы не выдумывал. Они создавались в народе постепенно. И возникли отнюдь не случайно.

Сколько раз мальчики слышали: «Сними шапку-то, если в комнату вошел!».

«А зачем ее снимать думали вы с досадой. И откуда взялось такое правило?».

А вот откуда. Вспомните железные костюмы рыцарей. Их надевали не только в бою, но и собираясь в гости. Потому, что путешествовать в те времена было опасно. Разбойники скрывались и в лесах, и на улицах больших городов.

Но вот на пути дом, где живет знакомый. Переступая порог, рыцарь снимает свой шлем и несет его в руке.

« Я тебя не опасаюсь, - говорит он этим жестом. – Видишь, моя голова открыта».

Суровые те времена давно прошли, но обычай остался. Снимая шапку, вы показываете уважение к тем, к кому пришли.

С тех давних времен идет обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв рукавицу, человек показывает встречному, что в ладони не спрятано оружие.

А сейчас мы снимаем перчатку из внимания к товарищу.

Мы будем беседовать о различных правилах поведения. Одни из них существуют издавна, другие появились совсем недавно.

Если внимательно разобраться в каждом отдельном правиле, то легко можно понять, почему лучше поступать именно так, а не иначе.

А, поняв смысл правила, обязательно станешь его выполнять.

2. Основная часть.

Сейчас мы с вами вспомним правила, которые берегут не только нашу жизнь, но и людей, находящихся рядом с нами.

Вы, конечно, помните сказку С.Я. Маршака «Рассеянный с улицы Бассеянной».

Вспомните, когда два таких рассеянных столкнулись на улице и им надо разойтись. Они начинают топтаться из стороны в сторону, и так продолжается вечность.

А ведь достаточно знать одно правило. Какое?

- (Ответы детей). Можно показать на примере двух учеников.

Если вы хотите никогда ни с кем ни сталкиваться, всегда держитесь правой стороны и расходитесь с прохожими только вправо.

Этому правилу подчиняются не только люди, но и транспорт.

А какие еще правила нужно соблюдать, находясь на улице?

Вы разбились на группы. Пожалуйста, составьте сами правила уличного движения.

(Ребята работают в группах. Когда готовы, одни зачитывают правило, другие дополняют или отменяют его).

В ходе дискуссии класс утверждает такие правила:

1. Переходи улицу только у перекрестка, или там, где есть широкие полосы на дороге. И только на зеленый свет.

2. Если светофора нет, то посмотри сперва налево. Когда дойдешь до середины, посмотри направо.

3. Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Обожди, пока он остановится или проедет.

4.Если на перекрестке есть светофор – переходи улицу на зеленый свет или когда загорится сигнал «Идите».

5. Стоящий на остановке автомобиль, автобус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, не идет ли за ним другая машина, шофер которой тебя не видит. Трамвай обходи только спереди, чтобы не попасть под встречный вагон. Но еще лучше подождать, пока они уедут, и тебе станет, видна вся улица.

В ходе зачитывания и утверждения учитель может предложить детям проинсценировать каждый этап, а так же можно использовать в качестве «наглядного пособия» фотографии разбитых машин, когда авария произошла по вине школьников (фото можно получить в местном ГИБДД).

Молодцы, ребята! Теперь соблюдая эти правила, мы можем спасти жизнь не только себе, но и своим родным, рассказав о них, и жизнь водителя.

А какие еще правила поведения на улице вы знаете?

Как должны вести себя на улице мужчины и женщины, мальчики и девочки? Как здороваться? Как прощаться?

(Ответы детей).

А кто знает, почему женщина идет рядом с мужчиной по правую от него сторону? Не знаете?

Этот обычай тоже имеет свою историю. 200-300 лет назад мужчины не выходили из дома без оружия. У каждого висела на левом боку сабля, рапира или кинжал. На левом – для того, чтобы быстрее и удобнее выхватить оружие из ножен правой рукой.

А чиновники – так еще до конца 19 века были обязаны носить при мундире шпагу. Чтобы при ходьбе оружие не ударяло спутницу по ногам, кавалер старался слева от дамы. Постепенно это вошло в обычай.

(Учитель предлагает двум ученикам продемонстрировать это.) Мальчику прикрепляется «шпага» на левый бок. Девочка пробует встать слева от него и т.д.

Есть еще одно объяснение этого обычая. Лет 300 назад улицы городов не имели булыжных мостовых и осенью и весной на них стояли огромные лужи. Проезжающие на большой скорости кареты окатывали прохожих грязью. Поэтому мужчины старались идти слева от спутниц, чтобы предохранить их платья и накидки от брызг.

Вот и теперь мужчины и мальчики идут слева, защищая свою спутницу.

3. Заключительная часть.

А теперь давайте подведем итоги нашего классного часа.

Как вести себя на улице?

1. Выходи на улицу опрятно одетым.

2. Здороваясь со старшими или девочкой, первым руки не подавай. Подожди, пока это сделают они.

3. Здороваясь, сними шапку и не надевай, пока не пожмешь руку.

4. Подавая руку, сними перчатку.

5. Ели навстречу идёт старший или девочка – посторонись и дай дорогу.

6. Если рядом поскользнулся прохожий – поддержи его. Если он упадет – помоги подняться.

7. Садясь в транспорт, пропусти сначала в двери своего спутника или спутницу. Если подойдет пожилой человек или женщина с ребенком дай им пройти вперед.

8. Пробираясь к выходу, не расталкивай стоящих впереди. Пользуйся голосом, а не руками.

9. Желая обратить на что–нибудь внимание своего спутника, не показывай пальцем, - сумей сделать это взглядом, поворотом головы.

10. Встречаясь со знакомым, здоровайся первым.

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились.

Как вы думаете, измениться ли ваша жизнь, если вы будете соблюдать эти простые правила?

(Ответы детей).

Вот об этом мы поговорим на следующем классном часе.

До свидания.

Классный час:

«После третьего звонка»

Составила:

Е.Р.Попова

Название: После третьего звонка. Поведение в театре, кино, библиотеке.

Участники: Учащиеся 3-го класса, классный руководитель.

Цели:

    Познакомить учащихся с понятием «Культура поведения»;

    Определить в процессе коллективной творческой работы правила поведения в общественных местах.

Форма проведения: диалог.

Подготовительная работа:

    Подбор учителем литературы по теме классного часа.

    Ученики вместе с учителем оформляют и украшают классную комнату в виде театральной сцены.

    Класс делится на четыре группы.

Оформление, оборудование, инвентарь:

занавес, свечи, колокольчик.

Ход проведения.

    Вводная беседа.

Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем беседовать о правилах поведения. Изменилась ли ваша жизнь после классного часа?

(Ответы детей).

Итак, люди стали с вами вежливее и добрее. Настроение от этого стало лучше! Хотели бы вы и дальше знакомиться с правилами поведения?

Да!

2. Основная часть.

Начать бы я хотела с отрывка из произведения

Д. Фурманова «Чапаев», из которого вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь.

«Едва заслышав о приезде театра, бойцы за ночь сколачивали из досок подмостки, раздобывали лампы и свечи. Не было отбоя от охотников поставить и укрепить декорации, найти недостающие костюмы, помочь актерам одеться и загримироваться.

А вечером, с увлечением и восторгом, затаив дыхание и боясь упустить хотя бы слово, весь полк смотрел этот немудреный спектакль».

Итак, ребята, о каких правилах мы сегодня будем говорить?

О поведении в общественных местах.

А что это за места?

Театр, кинотеатр, библиотека, музей.

Как вели себя бойцы во время спектакля?

(Ответы детей).

К сожалению, не все люди с таким увлечением посещают театр. Встречаются у нас такие ребята, которые скучают… на любом спектакле.

Но добро бы они только скучали. Так нет, они развлекаются по-своему и мешают своим товарищам радоваться спектаклю.

Только шикнешь на них, а уже слева слышится назойливый шорох разворачиваемой бумаги, хруст, причмокивание.

Это любители коржиков начали угощаться, не в силах дождаться антракта. Спектакль их не интересует – им бы только пожевать.

А как мешают они актерам!

Как вы думаете, такие люди ведут себя по-другому в других местах?

Нет. Они в кино, и в библиотеке ведут себя так же.

Давайте вспомним как нужно вести себя во всех общественных местах. Разделитесь на 4 группы.

1 группа – в театре

2 группа – в кино

3 группа – в музее

4 группа – в библиотеке.

В ходе работы получаются примерно такие правила:

Как вести себя в общественных местах.

    Бывая в театре, в музее, в библиотеке, на лекции, на выставке, на стадионе, в парке, помни всегда, что ты здесь не один. Рядом с тобой – твои товарищи. Веди себя так, чтобы не мешать им.

    В театр приходи вовремя. Ведь все актеры, музыканты, рабочие сцены пришли заранее. Они позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать спектакля. Будь вежлив по отношению к ним и не опаздывай.

    Номерок от пальто спрячь в карман, чтобы не потерять в темноте.

    Пробираясь к своему товарищу, проходи вдоль ряда лицом к сидящим! Если пришел с девочкой, дай ей пройти впереди тебя и сесть первой.

    Если ты уже сел, а мимо тебя кто-нибудь проходит, встань, откинь сиденье кресла и дай дорогу.

    Садись сразу на то место, которое обозначено на билете. Если твое место занято и его не захотят освободить, не вступай в пререкания. Попроси билетершу выяснить недоразумение.

    Не постукивай в такт музыке – ты мешаешь соседу.

    Не аплодируй во время действия. Подожди конца картины.

    Не ешь во время действия. Потерпи до антракта.

    В антракте тоже не мчись к буфету, не протискивайся к стойке, расталкивая окружающих.

    Если тебе дали денег на конфеты или пирожное, и ты пришел в театр не один, пригласи в буфет своих спутников и угости их.

    В антракте разговаривай тихо. Будь скромен. Окружающих не интересуют ваши разговоры.

    Не вставай с места, пока не опустят занавес. Не мешай соседям досмотреть пьесу.

    Не торопись в гардероб. Все успевают одеться за 10-15 минут.

    Сидя в читальне, не разговаривай с соседями, даже шепотом. Этим ты будешь мешать другим ребятам.

    Помни о том, что после тебя ту же книгу будут читать другие. Не загибай страницы, не мусоль слюнявым пальцем углы, не пиши ничего на полях. Пусть после тебя книга будет чистой.

    Осматривая музей или выставку, не трогай руками выставленных предметов. Вообрази, во что они превратятся, если каждый из тысячи посетителей их потрогает.

Возможно, что в результате появятся другие более точные правила, главное, чтобы ребятам удалось сформулировать их самим.

3. Заключительная часть.

Молодцы! Надеюсь, вы теперь сможете показать свою воспитанность в общественных местах. А на следующем классном часе мы поговорим о том, как быть гостем и хозяином, что дарить и как.

Классный час:

«Ты в гостях и гости у тебя»

Составила:

Е.Р.Попова

Тема: «Ты в гостях и гости у тебя».

Цели:

1.Изучить правила речевого поведения во время знакомства;

2.Научить детей вежливо беседовать с гостями;

Участники: учащиеся 3-го класса, классный руководитель.

Форма проведения: беседа.

Подготовительная работа.

    Подбор литературы по теме классного часа.

    Инсценировка «В гостях»

    Подбор аудиозаписей для музыкального сопровождения классного часа.

    Составление схемы проведения классного часа.

    Разучивание песни «Почему?»

Оформление, оборудование и инвентарь:

    Магнитофон;

    Стулья для учащихся расставлены по кругу;

Ход проведения.

    Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем беседовать об этикете. Давайте вспомним, что такое этикет и хорошие манеры?

Ответы детей.

Основная часть.

    На прошлых занятиях мы с вами говорим о правилах поведения на улице и в общественных местах. А сегодня тема нашего занятия – «Ты в гостях и гости у тебя»

Сейчас ваши одноклассники покажут сценку «В гостях». Посмотрите ее внимательно и постарайтесь ответить на мои вопросы.

Как приветствовала Нюша Машу?

Как вел себя Федя?

Сценка:

Нюша обрадовалась в гости пришла Маша.

Здравствуй Маша, проходи,

Нашей гостьей будь.

Если хочешь, посиди,

Чтобы отдохнуть.

Ели хочешь, посмотри

Красивую книжку.

Если хочешь, покачай

Плюшевого мишку…

Федя ухмыляется. Ему хочется подразнить девочек.

Нюшка- погремушка,

Машка- деревяшка!

Барышни - мадамы,

Я вас брошу в яму!

Девочки обиделись. Они отошли в сторонку и стали тихо разговаривать между собой. Через некоторое время вошла бабушка и попросила Нюшу спеть для соседки. Нюша с радостью согласилась. Соседка Нина Максимовна похвалила Нюшу:

Как приятно слушать мне милого ребенка.

Тут вмешался Федя. Он снова стал дразнить сестру:

Нюшка- клюшка - бегемотик,

У нее два метра ротик.

Только рот раскроет Нюшка,

Закрываюсь я подушкой!

Нюша замолчала. Папа увел Федю в другую комнату. Никто не хотел с ним разговаривать.

Итак, ребята, кто готов ответить на вопросы?

(Дети отвечают.)

Правильно ли вел себя Федя? Почему он остался один?

(Ответы детей.)

Сейчас я предлагаю вам вспомнить правила поведения в гостя. Вы все их знаете, и надеюсь, соблюдаете.

Ребята по кругу рассказывают правила. В ходе беседы появляется примерно такое:

Как вести себя в гостях.

    Перед тем как войти в дом, вытри ноги. Если на улице идет дождь или снег, отряхни шапку и пальто еще на лестнице.

    Не входи, не постучавшись.

    Если пришел не один, не проходи в дверь первым, а предложи пройти раньше твоему спутнику.

    Если пришел с девочкой, открой дверь и отступи, дав ей пройти первой.

    Войдя в комнату, где много народа, не стремись поздороваться с каждым в отдельности. Лучше подай руку хозяину или хозяйке, а остальным только поклонись и скажи «здравствуйте».

    Не садись, пока не сядут старшие.

    Если в комнату вошел старший или девочка, встань, уступи свое место.

    Не сиди, развалившись, не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах - это не красиво и невежливо.

    Если взрослый что-нибудь уронит, подними и подай.

Молодцы! Все вы воспитанные гости. А какие из вас хозяева? Как вы думаете, есть ли какие-то правила для хозяина дома, в котором собираются гости? (Да)

Вот несколько советов для вас, если вы ждете гостей:

Не забудь одеться по наряднее. Этим ты покажешь, что приход друзей для тебя праздник и выразишь свое уважение к ним.

Скорее открывай! С первой же минуты гости должны почувствовать, что ты рад их приходу.

Помоги пришедшему снять верхнюю одежду. Затем проводи в комнату, пропустив вперед гостя.

Если в комнате кто-нибудь уже есть, познакомь их с вновь пришедшим.

Принимая гостей, старайся вести себя так, чтобы им было у тебя весело и приятно. Желания гостей должны быть для тебя законом.

За стол хозяин должен садиться первым, но он не должен начинать есть, пока не начнут гости. Всякое блюдо надо сперва предложить гостям, а уж потом взять себе.

Не заканчивай есть и не вставай из-за стола, если гости еще едят.

Провожая гостя, помоги ему надеть пальто и отвори дверь. Девочку обязательно проводи до дома.

Особое внимание хочу уделить знакомству с людьми.

Кого и как должен представить хозяин другим гостям или старшим членам семьи?

ОТВЕТЫ: Хозяева представляют сначала новых знакомых, если они моложе родителей.

Заключительная часть.

Хорошо, теперь вы почти все знаете о поведении в гостях. Осталось только поговорить о поведении за столом, но это мы рассмотрим на следующих занятиях. И прежде чем мы до них дойдем, я предлагаю вам провести игру «Брейн-ринг». Для этого вам - домашнее задание. Повторите все, что мы с вами узнали за эти 3 классных часа. Можете почитать книги, которые я для вас подобрала. В них вы найдете более точные правила поведения. Они помогут вам подготовится к игре.

Список литературы.

    «Веселый этикет» Н.Е.Богуславская, Н.А.Кунина.

    «Как себя вести» А.Дорохов.

    «Этикет и мы» Т.Н.Николаева.

    А на прощание я предлагаю вам спеть песню.

Песня: «Почему?»

Как славно в гостях!

Как вкусно в гостях!

А вы почему,

Свой нос почему,

Свой нос, почему вы повесили?

Ведь это не зонт,

Не шляпа совсем-

Вы знаете это без песенки.

А вы между тем

(В гостях между тем!)

Зачем-то свой носик повесили?!

Иль зубы болят?

(Неужели зубы болят?)

Иль туфли надели вы тесные?

Но если все так-

Пусть даже и так!-

В гостях надо выглядеть весело!

Как славно в гостях!

Как вкусно в гостях!

В гостях замечательно, весело!

И вы, наконец,

И вы, наконец!-

Поете веселую песенку!

Классный час:

«Этикет и мы»

Составила:

Е.Р.Попова

«Этикет и мы»

Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми.

Форма: Игра «Брейн-ринг».

Подготовительная работа.

    Класс делится на 2 команды.

    Команда выбирает капитана, готовится по данной теме.

    Приглашается жюри для решения спорных вопросов и награждения победителей.

Оформление, оборудование, инвентарь.

Два стола и стулья по кругу, гонг, секундомер, 2 игрушки со звуковыми сигналами.

Правила игры:

    Игра идет до шести очков.

    Очередность в игре определяется жеребьевкой.

    На обсуждение вопроса дается 1 минута.

    Право ответа предоставляется команде первой подавшей звуковой сигнал в течении этой минуты.

Примерные вопросы.

    Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях?

    Кто первым здоровается при входе в помещение?

    Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым?

    Кто входит в помещение первым: мужчина или женщина?

    Кто в паре находит места в театре или кино?

    Если опоздали в театр, куда садится?

    Кто первым спускается или поднимается по лестнице?

    Как пара заходит или выходит из транспорта?

    Как показать на какой-либо предмет, не используя руки?

    Пробираясь к своему месту в театре или кино ты…?

    Кто садится за стол первым?

    Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их нужно преподнести?

По окончанию игры подводятся итоги, награждаются победители.

Литература.

    Е.М. Аджиева и др. «50 сценариев классных часов» М.:

Центр «Педагогический поиск», 2000.

    Н.Е. Богуславская «Веселый этикет» Екатеринбург АРТ ЛТД, 1998.

    А. Дорохов «Как себя вести», М., 1970.

    Т.Н. Николаева «Этикет и мы», М., 1993.

Методика подготовки конкурса

Условия проведения конкурса

Конкурс "Этикет и мы" может проводиться в одной или нескольких группах;

Подготовительный этап занимает 15-20 дней.

Организатор должен:

  • продумать содержание конкурсных заданий;
  • подготовить сценарий (для этого можно привлечь студентов);
  • провести работу с командами о культуре поведения и внешнем виде во время проведения конкурса;
  • провести работу по оформлению конкурса (желательно привлечение студентов);
  • выбрать и подготовить ведущего из числа студентов, обговорив с ним культуру поведения и внешний вид; провести репетицию;
  • подготовить реквизит для конкурсов, для этого привлекаются студенты групп, участвующих в игре: плакаты с названием игры, таблички с названиями команд, цветные карточки с вопросами;
  • подбор жюри - это могут быть студенты старших курсов или выпускники. Организатор игры должен пояснить членам жюри критерии оценки конкурсов и культуры поведения участников команд во время проведения мероприятия;
  • продумать техническое оснащение, микрофоны, видеоаппаратуру; подобрать студентов, отвечающих за техническое обеспечение. Для них готовится технический сценарий.

Конкурс проводится в помещении, где одновременно может находиться 2-3 группы. Время проведения конкурса - 1 час 15 минут.

Рефлексия

Необходимо выразить благодарность всем присутствующим в зале: участникам, зрителям, гостям. После игры ребята, участвовавшие в подготовке и проведении мероприятий, остаются на обсуждение. С ними обговаривается соответствие всех конкурсов запланированным. Необходимо отметить все положительные стороны во время конкурса, а также аккуратно указать ошибки. Выслушать мнение ребят. Дать установку на будущее. Впоследствии провести индивидуальную работу со студентами, нуждающимися в коррекции, в психологической поддержке.

Цели мероприятия

Классный час - игра "Этикет и мы" проводится с целью повышения уровня общей культуры студентов и развития навыков пользования формами этикета.

Для проведения мероприятия выбрана игровая форма. Игра помогает снять психологическое напряжение, усилить интерес к мероприятию, позволить за короткое время погрузить студентов в различные стандартные ситуации, требующие знания этикета, и закрепить эти знания через игровые ситуации.

Кроме того проведение классного часа способствует развитию внимания и наблюдательности, развитию умения выступать перед не очень знакомой аудиторией и грамотно выражать свои мысли и суждения.

Процесс подготовки классного часа работает на воспитание чувства ответственности, умение работать в команде, быть доброжелательным, умеющим прийти на помощь друг другу.

Ситуация конкурсной игры, кроме того, вырабатывает дух здорового соперничества, желания показать свои лучшие качества.

Для проведения мероприятия необходимо подготовить реквизит:

  • Конкурс "Приветствие" - папки для капитанов.
  • Конкурс "Найди ошибку" - проигрыватель для DVD - дисков, диск, ручки, бумага.
  • Конкурс "Чай вдвоем" - чашки, блюдца и ложечки для оформления чайного стола на двоих, а также лишние столовые приборы.
  • Конкурс "Знакомство" - карточки с заданиями

Подготовка мероприятия

Деятельность студентов :

  1. Студенты должны подобрать команду в составе 5 человек, в том числе выбрать капитана. При этом основное требование к ребятам - интеллигентность, знание правил поведения, остроумие и находчивость.
  2. Следующий этап - придумать название команды и приветствие, обращенное к другим участникам и гостям игры. Приветствие должно содержать комплименты, но не лесть
  3. В качестве домашнего задания ребята должны были изучить или вспомнить правила поведения в транспорте, в гостях, при телефонном разговоре.
  4. Обговорить со студентами общий стиль команды.

Деятельность преподавателя:

  1. Организатор конкурса должен тесно сотрудничать с классными руководителями групп, участвующих в игре для оказания помощи в подборе и подготовке состава команд.
  2. Необходима работа с командами с целью объяснения основных моментов конкурса, внешнего вида и поведения во время игры.
  3. Организатор подбирает и компонует конкурсы.
  4. Пишет сценарий, подбирает студентов - актеров, проводит репетиции и делает съемку видеосюжетов конкурса "Найди ошибку", в которых разыгрываются сценки, показывающие нарушения этикета.
  5. Подготовить посуду для конкурса "Чай вдвоем".
  6. Придумать ситуации для конкурса "Знакомство"
  7. Работа с членами жюри. Подобрать, познакомить с критериями оценки, обратить внимание на необходимость строгого соблюдения этикета.
  8. Пишется сценарий всей игры.
  9. Подбор музыкального сопровождения к игре.
  10. Подбирается ведущий из числа студентов. С ним проводятся репетиции
  11. Продумывается награждение.

Ход мероприятия

  1. Вступление ведущих.
  2. Представление названия команд участников, ведущего и жюри.
  3. Конкурс "Приветствие". Капитан команды зачитывает свою речь, подготовленную в качестве домашнего задания. Условие составления речи: она должна быть обращена к другим участникам и гостям. Речь должна содержать комплименты, но не быть льстивой. Жюри при оценивании учитывает название, внешний вид и общий стиль команды, наличие в речи комплиментов. Максимальная оценка 5 баллов.
  4. Конкурс "Найди ошибку". Каждой команде показывают видеосюжет. Это сценка, в которой заснять поведение в транспорте, при приеме гостей, при разговоре по телефону с нарушением этикетных норм. После небольшого обсуждения ребята указывают на ошибки поведения, замеченные в сюжете. Максимальная оценка 7 баллов. Во время подготовки ребят к конкурсу "Найди ошибку" проводится викторина со зрителями.
  5. Конкурс "Чай вдвоем". Два представителя от каждой команды должны подготовить столик для чая на двоих. При этом посуду ребята подбирают себе на общем столе, где есть лишняя посуда. При оценивании конкурса жюри учитывает однотипность посуды, расстановку, присутствие всех необходимых приборов. Максимальная оценка 5 баллов
  6. Конкурс "Знакомство". Два человека от команды должны разыграть сценку, которая изображает, как представить друг другу незнакомых людей. Дается несколько минут на обсуждение. Для сценки члены команды имеют право пригласить себе помощников из числа зрителей. При оценивании жюри учитывает не только правильность, но также находчивость и артистичность ребят. Максимальная оценка 7 баллов. Во время подготовки ребят к конкурсу "Знакомство" проводится викторина со зрителями
  7. Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Приложение 1. Вопросы викторины со зрителями

  1. Если телефон отключился, кто должен перезвонить? (тот, кто звонил)
  2. По какую руку от женщины должен идти мужчина? (по левую руку)
  3. Вы опоздали к началу представления, ваши места в центре зала, как вы поступите? (Либо продвигаетесь лицом к сидящим, либо присаживаетесь на ближайшие места, а в паузу пересядете на свои места)
  4. До которого часа вечером можно шуметь дома? (до 22ч)
  5. Кто из пары должен идти первым при входе в двери и выходе из дверей? (при входе - мужчина, при выходе - женщина)
  6. Вы хотите есть и на улице купили пирожок. Ваши дальнейшие действия? (остановиться в стороне от движения, чтобы никому не мешать и съесть)
  7. Вам нужно покинуть концерт, в какой момент это удобнее сделать? (во время смены актеров, декораций или объявления новых участников)
  8. Кто из пары должен спускаться и подниматься по лестнице первым? (спускается - мужчина, поднимается - женщина)
  9. Какое место в легковом автомобиле с незнакомым водителем считается наиболее удобным? (сзади справа)
  10. С какого времени утром можно звонить по телефону друзьям и знакомым? (с 9 ч)

Приложение 2. Шпаргалка жюри

Конкурс: "Приветствие" - максимум 5 баллов:

При оценке учитывать:

2 конкурс: "Найди ошибку" - максимум 7 баллов

При оценке учитывать:

видеосюжет "В транспорте". Допущены следующие ошибки:

  • грубо вели себя на улице;
  • толкались при входе, мешая остальным пассажирам;
  • в троллейбусе привлекали к себе много внимания, висли на поручнях, громко разговаривали;
  • заметив друга, стали звать его через весь салон вместо того, чтобы самим подойти к нему;

видеосюжет "День рождения" . Допущены следующие ошибки:

  • именинник стал грубо возмущаться по поводу опоздания гостей;
  • ребята не извинились за опоздание;
  • именинник, не развернув подарок, оставил его в стороне;
  • хотя гости пришли с опозданием, стол не был накрыт;
  • узнав, что стол не готов, гости не предложили хозяину свою помощь

видеосюжет "Телефонный разговор" . Допущены следующие ошибки:

  • звонивший не представился;
  • не узнав, с кем разговаривает, начал говорить на "Ты";
  • если было необходимо передать что-то срочное, следовало попросить это сделать;
  • если же ничего срочного не было, следовало извиниться и попрощаться;

(Видеосюжеты не размещены из-за большого объема)

3 конкурс "Чай вдвоем" - максимум 5 баллов

При оценивании учитывать:

  • на столе должны быть чашки, блюдца, ложки, все подобрано по стилю
  • за столом, накрытом на двоих, сидят напротив друг друга, в соответствии с этим ставят посуду;
  • чашки должны стоять на блюдцах;
  • ручки на чашках должны быть повернуты вправо, по отношению к сидящему;
  • ложечка на блюдце лежит перед чашкой параллельно ручке.

4 конкурс: "Знакомство" - 7 баллов

При оценивании учитывать правильные действия:

  • младших представляют старшим;
  • сначала представляют женщин, затем мужчин;
  • при знакомстве одного человека с целой компанией его представляют всем присутствующим, а дальше он знакомится сам;

Сценка 1: Вы приводите домой девушку для знакомства с родителями:

Как вы будете представлять их друг другу?

- Мама, папа, познакомьтесь это - Катя, моя девушка;

Катя, это моя мама Галина Петровна и папа Иван Семенович.

Сценка 2: У вас дома собралась компания: парни и девушки. И вы пригласили своего друга, его никто из присутствующих не знает.

Как вы будете всех представлять?

Ребята, знакомьтесь - это Коля, прошу любить и жаловать

Сценка 3: Вы с родителями идете по улице, навстречу ваш преподаватель, который давно хочет познакомиться с родителями. Как вы будете всех представлять?

Здравствуйте Людмила Петровна!

Здравствуй, Петя, это твои родители?

Да, знакомьтесь, это моя мама Елена Юрьевна, и папа Иван Сергеевич, а это Людмила Петровна, преподаватель истории в нашем техникуме

Литература

  1. Гольдин В.Е. Речь и этикет. Книга для внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1983.-109с.
  2. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.-159с.
  3. Деловое общение. Деловой этикет. Учебное пособие для вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 431с.

Классный час

«Культура этикета»

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Задачи:

1. Прививать учащимся знания правила этикета.

2. Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.

3. Формирование эстетического вкуса в манерах поведения .

4. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Планируемые результаты: учащиеся научатся хорошим манерам ; обсуждать вопрос о культуре этикета.

Оборудование: ребус, рисунки на тему «Вежливый человек», карточки – вежливые слова, карточки — задания для проведения игры «Приветливые люди», пословица.

Ход классного часа

    Актуализация знаний

Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа. Какая, вы узнаете, разгадав ребус.

К + + + а этикета

О чем будем говорить? (О культуре этикета)

Учитель читает стихотворение А. Усачёва «Что такое этикет?»

Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет.

2. Мозговой штурм «Этикет – это …».

«Этикет – это …»

Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «этикет» и зачем он нужен людям?

После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на мини-цветочках и приклеиваются к листу (будущей газете).

В толковом словаре С.И. Ожегова:

Этике́т (от фр. étiquette - этикетка, надпись) - правила поведения людей в обществе

Этикет способствует тому, чтобы люди чувствовали себя максимально комфортно рядом друг с другом. Он обязывает их обладать хорошими манерами, благодаря которым люди способны сделать общение взаимно приятным , выражая уважительное отношение к окружающим.

Зачем нужно соблюдать людям правила этикета?

Соблюдение и знание этикета позволяют представить общую картину о человеке, например, о том, насколько он внимательно относится к людям, где он вырос, каков стиль его общения, одним словом, по поведению человека можно определить уровень его воспитания.

Хорошо воспитанный человек везде и всегда будет корректен. Согласно нормам этикета, его манеры поведения будут одинаковыми всюду, как на работе или во время официальных мероприятий, так и в домашних условиях. Потому что манера поведения – это способность человека при любых обстоятельствах достойно держать себя, свою речь, походку, тон, мимику и жестикуляцию. Но манеры бывают как хорошими, так и плохими.

Хорошие манеры:

— скромность;

— внимательное обращение с окружающими;

— способность держать под контролем свои слова;

— обладание чувством такта.

Дурные манеры:

— бестактность;

— привычка громко говорить;

— недоброжелательность к окружающим проявляется открыто;

— намеренное желание оскорбить достоинство окружающих людей;

— пренебрежительное отношение к чужим интересам;

— сквернословие;

— грубость;

— беззастенчивое навязывание своих желаний и воли другим людям;

— неряшливость в одежде.

3. Групповая работа «Хорошие манеры»

Класс разделен на 5 групп. Каждая группа подготовила показ хороших манер.

1группа – манера сидеть и стоять

2 группа – манера садиться и вставать

3 группа – манера ходить и уступать дорогу

4 группа – правила вежливости при общении с соседями и с другом

    группа – правила общения с родными и общение мальчиков и девочек

4. Беседа по прочитанному «Сказка о вежливости кролика».

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась Змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика.

Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

— Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый Кролик.
— Представьте, что вежливый Кролик открыл в лесу школу вежливости. Расскажите, как будет устроена эта школа.
— Вспомните какой-либо случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость.
— Как вы поступите, если кто-то будет грубо разговаривать с вами или с вашими друзьями?

В ходе подготовки к классному часу вы нарисовали рисунки на тему «Вежливый человек». На доске я поместила ваши работы. По окончании классного часа вы можете подойти и посмотреть их. А сейчас давайте посмотрим на ваши работы и вы расскажите с кем вы сравнили вежливого человека, и объясните почему?

    Физкульминутка

Игра «Вежливые прятки»

Задача водящего — узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какие-то вежливые слова: «Здравствуй!», «Добрый вечер!», «Всего хорошего!», «Спасибо!» и др. Если водящий не узнал по голосу говорящего, то слова вежливости произносит второй, третий ученик. Если голос человека узнали, водит он.

    Творческое задание «Приветливые люди» (работа в парах)

Ребята, прочитайте пословицу:

«Не будь приметлив, а будь приветлив».

Детям раздаются карточки с заданием придумать небольшие сценки-диалоги между приветливыми учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т.д.

    Подведение итогов. Рефексия.

Вежливые манеры — это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Это внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность.

Как сказал Р. Эмерсон:

«…жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость».

Давайте подведем итог. Какие жесты не приняты в обществе воспитанных людей?

Нельзя:

хлопать собеседника по плечу;

размахивать руками;

теребить одежду, крутить пуговицы;

чесать голову и теребить себя за ухо;

барабанить пальцами по столу;

трогать лицо руками;

чихать, не прикрывшись рукой или платком;

бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет.

5. Что не следует делать во время спектакля?

6. Как зрители благодарят артистов за спектакль?

Домашнее задание: Предлагаю вам в течение дня посчитать, сколько вежливых слов вам сказали люди, и сколько вежливых слов вы сказали людям.

)

Цель:

    расширить представления детей о правилах этикета;

    развивать умение правильно оценивать себя и других;

    формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Задачи:

    Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.

    Воспитание уважительного отношения к окружающим.

    Знакомство с правилами этикета.

    Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

Оборудование:

    видеопроектор;

    ноутбук;

    презентация;

    песня;

    стихотворения А. Усачёва, И. Горюновой;

    заготовки пригласительных открыток;

    набор для сервировки стола на 4 персоны

    викторина “Застольный этикет”;

    тест “Знаток этикета”;

    листки бумаги и ручки для составления правил внешнего вида воспитанного человека.

2015/2016 учебный год

Ход урока

Вступительное слово учителя

Ученик 1.

Андрей Алексеевич Усачёв. Что такое этикет?

Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить?

Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет.

Ведущий: Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости . Эти карточки назвали “этикетками” . Отсюда и произошло понятие “этикет”- это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Ученик 2. Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу или перчатку при приветствии.

Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Ведущий. Спасибо, очень интересно. У нас есть ещё сообщение.

Ученик 3. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

Ведущий. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора” .

Ученик 4. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Ведущий. И еще один пример абсурдного поведения.

Ученик 5. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Ведущий. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Учитель. Проверим вашу внимательность.

Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

Ведущий. Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Ученик 6. Вот как приветствуют друг друга в разных странах:

    древние греки – “Радуйся!”,

    современные греки – “Будь здоровым!”,

    арабы – “Мир с тобой!”,

    индейцы – “Все хорошо!”,

    англичане и американцы – пожимают друг другу руку,

    китайцы – пожимают руку себе самому,

    лапландцы – трутся носами,

    латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,

    японцы – кланяются

Ученик 7.

Андрей Алексеевич Усачёв. Приветствия

Для прощания и встречи Много есть различных слов: "Добрый день!" и "Добрый вечер!", "До свиданья!", "Будь здоров!", "Я вас рада видеть очень", "Мы не виделись сто лет",

"Как дела?", "Спокойной ночи", "Всем пока", "Прощай", "Привет", "Буду рад вас видеть снова", "Не прощаюсь!", "До утра!", "Всем удачи!", "Будь здорова!" И "Ни пуха, ни пера!".

Ученик 8. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.

Ведущий: Видите, ёжики – договорились, они установили свой порядок поведения.

А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.

Правила и нормы поведения, конечно, во многом зависят от ситуаций. Так выделяют следующие виды этикета:

    столовый;

    речевой;

    религиозный;

    «выходного дня» (при посещении театра и др. культурных мест);

    повседневный;

    праздничный;

    служебный (или, например, школьный);

    профессиональный (специализированный);

    дипломатический;

    свадебный;

    траурный и другие.

Как вы видите, этикет есть повсюду. И где бы вы ни были так или иначе вам придётся соблюдать общепринятые нормы поведения.

Ученик 9. Как обращаться к людям

Есть три вида обращения:

    Официальное (гражданин, господин);

    Дружеское (уважаемый коллега, старина, дорогой друг);

    Фамильярное, допустимое только среди самых близких друзей.

К старшим по возрасту нужно обращаться на «вы».

К незнакомым ровесникам тоже нужно обращаться на «вы».

На «ты» обращаются только к самым близким друзьям.

Ученик 10. В русском языке следующая система обращений:
Девочка - обращение к маленьким девочкам до подросткового возраста (13 лет).
Мальчик - обращение к маленьким мальчикам, до подросткового возраста (13 лет).
Барышня - обращение к незамужним девушкам, начиная с подросткового возраста (13 лет).
Сударыня - обращение к замужним женщинам и незамужним девушкам, когда не известен семейный статус.
Сударь - обращение к мужчинам и юношам, начиная с подросткового возраста (13 лет).
Госпожа - обращение к дамам и барышням, употребляется с фамилией, или титулом.
Господин - обращение к мужчинам и юношам, начиная с подросткового возраста (13 лет), употребляется с фамилией, или титулом.
Обращение по имени и отчеству ко взрослым.
Дама - упоминание женщины в разговоре
Господин - упоминание мужчины в разговоре.
Господа - обращение к аудитории, где присутствуют и дамы и господа.

Ученик 11. Большинство из нас часто пользуется услугами общественного транспорта. И, к сожалению, не всегда поездки в электропоезде и в автобусе бывают благополучными. Для того чтобы не стать виновником скандала в общественном транспорте, надо по возможности не наступать людям на ноги, не толкаться, не опираться на других пассажиров, не разглядывать людей. Мужчины должны пропускать вперёд во время посадки всех женщин. Когда в автобусе стоит мать с ребёнком на руках или явно уставшая за день женщина с маленьким ребёнком, беременная женщина, инвалид или пожилой человек, согласно этикету, необходимо уступать им место в транспорте. Причём уступать место выше перечисленным категориям граждан должны не только мужчины, но и молодые девушки и женщины, подростки и все те, кто ещё чувствует в себе силы, чтобы постоять в транспорте.

Ученик 12.

Ирина Горюнова. О правилах поведения в транспорте

Уступай старушкам место,
Если стало очень тесно.

Не кричи, что сесть мечтаешь -

Постоишь и не растаешь.

Стой спокойно и держись,
Не рыдай и не вертись.

Здесь ничем сорить не надо -
Быть воспитанным отрада.

Фантик на пол не бросай,
А упал он - поднимай.

Не пинай других ногами
И не пачкай сапогами.

Песни громко ты не пой,
Потихоньку рот закрой.

Ведущий. Сегодня редко можно наблюдать картину, когда, стоя возле открытой двери, двое уговаривают друг друга: «Пожалуйста, проходите» - «Нет, пожалуйста, проходите вы». Обычно, когда нас пропускают вперед, мы проходим без излишних церемоний. И, в принципе, это правильно.
Ученик 13. Традиционно мужчина пропускает вперед женщину; младший уступает дорогу старшему; подчиненный начальнику. Из двух людей равного возраста, занимающих одинаковое положение, первым проходит тот, кто ближе к двери.
Если перед вами двухстворчатые балансирующие двери: женщина, идущая впереди, берется за ручку правого крыла и притягивает ее к себе, стоящий за ней мужчина перехватывает ручку и придерживает дверь,
проходит, за ней мужчина. Левое крыло двери следует оставить в распоряжении людей, идущих навстречу. В лифт мужчина всегда входит первым, а выходит из него первый тот, кто ближе к дверям.
Если вы привели в дом гостя. Первой входит хозяйка, за нею гость. Если хозяин мужчина - первым входит гость.

Ведущий. А вот я хочу зачитать несколько правил этикета на природе:
1. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их.

Проявляйте уважение к местам обитания диких животных. Наблюдайте за ними на

расстоянии, чтобы не мешать их естественному поведению.
2. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.
3. Не разоряй гнёзд - не губи малых деток пернатых друзей.
4. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!).

Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя

дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.
5. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни

защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно и они становятся

всей земле.
7. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя

взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
8. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами,

корневищами или луковицами для размножения.
9. Не разоряй муравейник - муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.
10. Не убивай лягушек и жаб - в мире нет ничего бесполезного и безобразного.
11. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители. Без надобности

не вытаптывайте траву (место обитания мелких животных), а ходите по уже существующим

тропинкам.
12. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров,

чтобы не случился пожар.
13. Не оставляй костёр непотушенным.
14. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше

прийти, а кроме того:
а) гниющий мусор будет распространять дурной запах;
б) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;
в) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не

пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок

целлофана;
г) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для

мелких зверьков;
д) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной

пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.
15. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий

свой приход. Будет правильно, если вы унесете с пикника не только «свой» мусор, но и

«чужой».
16. И, пожалуйста, не засоряй водоёмы.
«Сохраним природу во имя жизни»

Учитель: Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.

Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. При их написании помните слова одного из крупнейших русских историков, Василия Осиповича Ключевского « Умение разборчиво писать – первое правило вежливости» .

Но сначала разминка:

- Как поступить, если тебя пригласили в гости ? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

- Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

- Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

- Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

- Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

Ученик 14.

А. Усачёв. Рано или поздно

Кто приходит в гости поздно – Поступает несерьёзно. Исчезают со стола И халва, и пастила.

Достаются только кости

Тем, кто поздно прибыл в гости! Кто приходит в гости рано, Поступает тоже странно... На хозяине – халат, Или в доме вовсе спят.

И глядят, как на барана,

На того, кто прибыл рано. Приходить старайтесь в гости Точно в названный вам час. Или – рано или поздно – В гости звать не станут вас!

Ведущий. Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.

Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека . (1мин)

Одежда должна быть чистой.

Волосы должны быть уложены в прическу.

Одежда должна быть аккуратной.

Ногти в приличном виде.

Ведущий. А пока гости прихорашиваются, подбирают подарки, хороший хозяин должен побеспокоиться об их приёме. Ему необходимо приготовить всякие вкусности, а главное красиво и правильно накрыть на стол.

Сервировка стола подразумевает собой правильную расстановку посуды, приборов и его декорирование. Его оформление напрямую зависит от целевого направления, это может быть обычное застолье, торжественное мероприятие или деловой обед. Но некоторые правила должны соблюдаться при любом событии....
Традиционное оформление подразумевает собой определенный порядок расстановки посуды на столе. Сначала ставятся изделия из фарфора или фаянса, укладываются столовые приборы, а затем стаканы, бокалы, изделия из стекла и хрусталя....

Большая роль при оформлении отводится скатерти. Она может быть однотонной белоснежной или наоборот, красочной. А кружевные узоры на ней придадут столу торжественный вид. Для того чтобы предотвратить появление пятен, сверху на скатерть накладывают клеенку....

Учитель: В центре каждого прибора стоит сервировочная тарелка или заменяющая ее обычная тарелка. Сервировочная тарелка может быть и из другого материала, чем весь сервиз - например, позолоченная и посеребренная, стеклянная или из темного фарфора, но обязательно должна с ним сочетаться.
На сервировочную тарелку ставят тарелку с закуской или супом. Для супа-пюре подают суповую тарелку, а для прозрачных супов и бульонов - чашку.
К закуске или супу слева вверху ставят маленькую тарелку для хлеба, гренок и масла, а рядом чашку для ополаскивания пальцев. Она понадобится, если будут подаваться устрицы, раки, омары, спаржа или фрукты. Эту чашку наполняют теплой водой, добавляя ломтик лимона или лист мяты.
Рядом с сервировочной тарелкой и чуть выше раскладывают все вилки, ножи, ложки, которые могут понадобиться во время еды.
Вилки кладут слева, а ножи справа от тарелки.
Последним от тарелки лежит прибор, который понадобится первым.
Ложка для супа в случае, если в меню нет десерта, лежит сверху от сервировочной тарелки, если в меню запланирован десерт - рядом с первым ножом.
Бокалы располагаются справа и сверху от сервировочной тарелки. Здесь существует тот же порядок, что и с приборами: первым используют дальний от тарелки бокал.
После каждого блюда со стола убирают использованные посуду, бокалы и приборы.
Только стакан для воды не убирают в течение всего застолья.

Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы: приглашённым можно идти в гости, а хозяева могут их принимать… И вот уже все в сборе и вас просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за ним.

Ученик 15.

Ирина Горюнова. О правилах поведения в гостях

Сначала ты договорись,
Потом уж в гости соберись.

Одеваемся нарядно,
Чтобы выглядеть парадно.

Ты оделся, расчесался...
Почему ж не умывался?

Не ходите без подарка,
Не должно его быть жалко!

Если вас не пригласили,

Не врывайтесь в гости силой.

Не забудь ботинки снять,

Дома в них нельзя гулять!

Не шали и не кусайся,
Без причин не обижайся.

Не ломай столы и мебель,
Где б в гостях, мой друг, ты не был.

Будь воспитанным и скромным,
По местам не шарь укромным.

Бить ногой не надо кошку
И бросать под стол картошку!

Похвали хозяев, дом,
А также то, что в доме том.

Ты обулся, куртку взял...
А "До свидания!" сказал?

Учитель:

Викторина “Застольный этикет”

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

Как только вошли в комнату.

Только после того, как сядут хозяева.

После приглашения хозяйки +

2 . Вы садитесь за стол, берете салфетку и...

Заправляете за воротник.

Кладете на колени +

Кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

Гневно отказаться.

- отказаться, назвав причину отказа.

- взять немного, поблагодарив +

4. О чем не следует говорить за столом во время еды?

- о болезнях +

- о погоде

- о новых впечатлениях

5. Для чего к рыбе подается нож?

- чтобы отделять мясо от костей +

- чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

- чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

- самые большие.

- самые маленькие.

- те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

- в правой руке – вилка, в левой – нож.

- в правой руке – нож, в левой – вилка +

- по очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

- поднять и продолжать есть.

- попросить другой прибор.

- извиниться и попросить подать другой прибор +

Учитель: А теперь мы проверим, как вы запомнили сервировку. У вас на столах по набору посуды. Ваша задача как можно скорее и правильнее сервировать свой стол

Молодцы… Но есть ещё один нюанс. Когда вы находитесь в кафе, в баре или в ресторане нужно быть очень внимательным к своим столовым приборам. От того как вы положите свои нож и вилку, будет зависеть ваша дальнейшая трапеза.

Учитель. Главной целью нашей дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

Выбираем “Знатока этикета”

Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

ТЕСТ

1 . Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5 . Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6 . Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7 . Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8 . Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10 . Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.

Жюри подсчитало? Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты.

    10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!

    6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.

    3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.

Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

Ведущий.

О тебе плохого никогда не скажут.

Ты старушке место в транспорте уступишь.

Маме помогая, хлеб к обеду купишь.

С другом на уроке ты болтать не будешь

И сказать «спасибо» ты не позабудешь.

В комнате порядок наведёшь, конечно.

И друзей поздравишь с праздником сердечно.

В разговоре взрослых перебить не сможешь.

И в несчастье другу ты всегда поможешь.

Слабому в защите, верно, не откажешь,

О другом, конечно, слов плохих не скажешь.

Вежливый ребёнок-это просто клад! , сценарист, , Дмитрий Сергеевич Лихачёв
сказал: «В основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.»

Так, подводя итоги нашей встречи, я хочу прочитать вам Клятву этикета
Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учиться этикету, науку помнить эту.

Цель: Сформировать представление учащихся о понятии «имидж», особенностях делового имиджа.

Форма : Мастерская общения.

Участники : Учащиеся класса, классный руководитель.

Подготовительный этап: Совместно со школьным библиотекарем уместно подготовить выставку литературы по обсуждаемой проблеме. Можно предложить учащимся подготовить компьютерные презентации по теме классного часа.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Чтобы достичь успеха в жизни, надо многому научиться и многое познать.

Умение хорошо выглядеть — очень важный шаг на пути к этой цели. Наша внешность — первое, что бросается людям в глаза. Очень часто она или пробуждает в них желание познакомиться с нами получше, или, наоборот, начисто такое желание отбивает. Вряд ли неряшливо одетый человек вызывает желание продолжить общение с ним. А хороший администратор сто раз подумает, давать ли такому человеку работу?

А знаете ли вы, что одежда очень влияет на наше внутреннее состояние? Подсознательно человек давно стал воспринимать одежду как продолжение самого себя (как защитный слой или вторую кожу).

То, во что мы одеты, очень сильно сказывается на нас и наших поступках. Наверное, многие замечали, что в неудобной и некрасивой одежде мы чувствуем себя скованно, иногда даже подавленно, и, наоборот, красивое, комфортное платье внушает нам чувство самодостаточности и словно окрыляет нас.

Сегодня много говорят об имидже. Давайте попытаемся разобраться в том, что такое имидж, надо ли в вашем возрасте задумываться над тем, как создать свой имидж, как он может повлиять на ваше будущее.

Этимологически понятие «имидж» восходит к французскому «image», что означает «образ, изображение, представление». Оно включает в себя умение общаться, говорить и особенно слушать. Это умение человека подать себя с наилучшей стороны, в лучшем виде продемонстрировать свои знания, умения, опыт. Словом, это то впечатление, которое человек производит на окружающих, что и как он говорит и делает, каков стиль его мышления, поведения, обращения с людьми, его внешность, одежда, манеры.

Сегодня способности и умению человека производить хорошее впечатление придают очень большое значение. Даже появилась новая профессия — имиджмейкер — специалист по имиджу.

Одним из условий создания собственного имиджа является знание правил этикета и умение вести себя в соответствии с ними. Немаловажное значение имеют внешний вид и одежда. Недаром в народе говорят: «По- одежке встречают...» Поэтому рекомендации по формированию имиджа делового человека мы и начнем с «одежки», с костюма.

Костюм деловой женщины

Итак, как должна одеваться деловая женщина? Правильно ли надеть на себя все одного цвета, допустим, красные сапоги, красный берет, красный плащ, красный шарфик? Специалисты по имиджу не советуют это делать. В одежде должно быть два, максимум три предмета ведущего тона. Если вы надели красный костюм, должна быть еще какая-нибудь деталь красного цвета, например сумка.

Универсальной одеждой деловой женщины является костюм. Это может быть брючный костюм или пиджак с юбкой. Причем пиджак с юбкой все чаще становится наиболее предпочтительным. Вечерним туалетом должно быть платье, платье-костюм, нарядный брючный костюм или какой-то специально продуманный ансамбль. Вечерний наряд женщины выполняется из тканей разных оттенков в зависимости от времени года: для осени, зимы — из более темных, для весны, лета — из более светлых. Не рекомендуется вечерний туалет из набивной, яркой, пестрой или в цветочек ткани. Ткань для вечернего туалета должна быть гладкой, либо с не очень броской выработкой.

Очень важно уметь правильно определять стиль одежды для разных случаев, чтобы, во-первых, не чувствовать неуверенности, а во-вторых, не привлекать излишнего внимания окружающих к своей внешности. И уж, конечно, стараться не быть смешной. При необходимости лучше посоветоваться со специалистами.

Что украшает женщину? Прежде всего прическа, туфли, хороший маникюр.

Платье может быть очень скромным, но женщина с красивой прической, в красивых туфлях, с умело подобранной к своему туалету сумкой и бижутерией всегда будет выглядеть нарядно. Даже в том случае, когда необходимо обновить свой туалет, а возникла проблема с деньгами, деловая женщина должна воздержаться от покупки дорогого платья (костюма), а отдать предпочтение туфлям и сумке.

Деловой женщине всегда нужно помнить, что не рекомендуется смешивать разные украшения (например, цепочку, бусы и брошь), допустим лишь гарнитур (кулон, серьги, кольцо). По правилам этикета нельзя:

Надевать на одну руку (на разные пальцы или на один) золотые и серебряные кольца.

Приходить на работу в брюках и кофточке: это Домашняя одежда.

Являться в офис в платье с глубоким декольте или в майке. Такие варианты возможны только в нерабочее время.

Носить подследники с босоножками, так как подследники служат только для того, чтобы надевать их в туфли вместо чулок (но не в официальном учреждении).

Приходить на работу в лосинах. Это одежда для спорта, загородных прогулок, выходов в магазин и т.п.

Держать носовой платок в рукаве платья или кофточки. Для этого существует сумочка или карман.

Костюм делового мужчины

Как это ни странно, но главный предмет в туалете мужчины — галстук. Следует помнить, что рисунок галстука не должен повторять рисунок костюма или рубашки, а с костюмом из пестрой ткани не сочетается пестрый галстук. По мнению специалистов, деловой мужчина должен иметь три костюма: рабочий, деловой и вечерний. И во всех случаях галстук является главным предметом мужского туалета. У англичан существует пословица: джентльмен может иметь один-единственный костюм, но должен иметь дюжину галстуков.

Рассмотрим виды костюмов делового мужчины.

Рабочий костюм — это прежде всего обычный (повседневный) костюм: брюки и пиджак. Вполне допустимы джемпер, пуловер или свитер под горло, только не свитер с воротником, как для лыжной прогулки. Брюки и кожаный пиджак или хорошо сшитая куртка — приемлемый вариант. Во всех случаях обязательны рубашка и галстук. Галстук не требуется лишь к рубашке особого покроя или, например, к водолазке.

Рабочий костюм деловой мужчина носит в обычные дни, когда он работает с бумагами, компьютером, калькулятором, за пишущей машинкой, составляет доклад или отчет, т.е. почти весь день проводит за рабочим столом. Если это руководитель и у него не запланированы совещания, встречи с партнерами, прием делегаций, он приходит на работу тоже в рабочем костюме.

Деловой костюм мужчины — это любого цвета брюки и пиджак и соответственно подобранные к ним рубашка и галстук.

Вечерний туалет делового мужчины должен состоять из брюк и пиджака непременно одного цвета и белой (только белой!) рубашки.

Многие мужчины любят носить брюки и пиджаки разного цвета. При этом брюки должны быть или черного цвета, или в тональности пиджака. Это как правило. Возможны и иные варианты (например, темно-зеленый пиджак и коричневые брюки).

Кроме этих правил, следует помнить следующее. Несколько лет назад была мода на белые носки. Молодые люди надевали черные длинные пальто, белые шарфы и белые носки. Сейчас белые носки можно носить только со спортивным костюмом, на прогулке за городом, с обувью для тенниса, а также с кедами и кроссовками.

Можно надеть цветной пиджак с оттенками красного (темно-фиолетовый, темно-бордовый и т.п.), но никак не красного цвета — это одежда служащих сферы быта, обслуживания, но не деловых людей.

Из украшений мужчина может носить только перстень или перстень в сочетании с обручальным кольцом (оно не является украшением). Перстень и обручальное кольцо должны быть на разных руках.

Сейчас многие молодые люди носят цепочки. И это стало нормой, при этом цепочка не должна быть видна. Если же ее носят поверх одежды (да еще с нательным крестом) — это проявление дурного тона.

Общим для делового имиджа и мужчины и женщины является безупречная обувь.

Разговор об имидже уместно дополнить информацией о манерах, жестах, осанке.

Когда вы стоите, надо избегать наклонного положения вперед, опускать голову, облокачиваться небрежно о стенку, мебель, в особенности на чей-то стул, не трястись.

Когда вы сидите, не следует раскачиваться на стуле, закидывать ногу за ногу, наваливаться всем корпусом на стол, опираясь на него локтями.

Психологи советуют: при общении не следует принимать высокопарный, сентиментальный или меланхолический вид.

Избегайте постоянной улыбки на лице или, наоборот, принимать вечно серьезное и полное презрения выражение лица.

Недопустимо во время разговора приводить себя в порядок (подкрашиваться, поправлять костюм, платье, прическу), часто крутить головой, водить во все стороны глазами.

И в заключение классного часа познакомьте учащихся с правилами общения, которые рекомендовал известный американский психолог Дейл Карнеги для того, чтобы добиться успеха в жизни:

«Поступайте так, и вас полюбит мир»:

При общении искренне интересуйтесь собеседником, его проблемами.

Добивайтесь того, чтобы люди были заинтересованы сделать то, что вы предлагаете им сделать.

Не пытайтесь переделать человека для того, чтобы вам с ним было удобно жить.

Не критикуйте людей, это бесполезно.

Сообщая человеку о том, что он неправ, используйте дружеский подход (он быстрее изменит мнение), чем самое большое негодование.

Будьте внимательны к людям.

Чаще улыбайтесь».