Дорожно транспортный травматизм классный час. Классный час для младших школьников «школьный травматизм. Повреждение мягких тканей головы


МОУ «Октябрьская школа»

Учитель : Нина Ивановна Тернавская

« ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА».

Цель: повышение знаний об истоках детского травматизма;

влияние на изменение поведения детей в нужном направлении;

снижение числа травм до полной их ликвидации;

сформировать представления о наиболее распространённых, типичных опасных ситуаций, об альтернативных типах поведения с тем, чтобы в момент опасности ребёнок сам мог сделать выбор, знал, как ему следует вести себя в определённой жизненной ситуации и был готовым к последствиям своего выбора;

учить детей быть осторожными и внимательными.

Оборудование:

пословицы и поговорки о здоровье;

плакаты на тему здоровья;

рисунки, где дети пострадали от травм;

правила поведения в школе;

сюжетные картины на темы: а) падение с высоты, б) падение на ровном месте, в) ушибы от упавших предметов, г) ожоги, д) ранения, е) дети и животные, ё) приключения на воде, ж) падения в ямы, з) ушибы от избытка движения, и) инородные тела, й) опасные ситуации в играх

Ход мероприятия:

Учитель: Детский травматизм увеличивается из года в год. Детям младшего школьного возраста присущи подвижность, любопытство, переоценка своих сил, шаловливость, невнимательность, следование не всегда разумным примерам и советам других ребят. Ребята часто попадают в многочисленные опасные ситуации и нередко получают травмы. Больше всего травм дети получают во дворах, на улице, в школе.

А) Получение тяжёлых повреждений обусловлено падением детьми с высоты (с дерева, забора, качели, велосипеда, с крыши и т. д.).

Кто из вас, ребята, получал травму от падения с высоты? Как это происходило? Что вы чувствовали? Какие были последствия? Ваши действия, (ответы детей). - Как можно было избежать этого? (ответы детей).

Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку «Падение с высоты

Б) Учитель: травму можно получить при падении на ровном месте, с разбегу, зацепившись за камень, ветку, поскользнувшись и т. д..

У кого из вас была такая ситуация? Как это случилось? Ваши действия (ответы детей).

Что можно было сделать, чтобы избежать этого?

Вывод: «Падение на ровном месте»,

В ) Учитель : Нередко на детей падают тяжёлые предметы (мебель, книжные полки, колонки и т. д.)

Была ли у вас такая ситуация? Как это произошло? Ваши действия. (Ответы детей).

Что нужно было сделать, чтобы этого не случилось?

Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку «ушибы от упавших предметов», описывают ситуацию, делают вывод).

Г ) Учитель : очень часто дети получают ожоги. – Что такое ожог? От чего его можно получить? У кого из вас были ожоги и как это случилось? (ответы детей). Ваши действия.

Как вы будете действовать, если получили ожог сами и кто-то другой в вашем присутствии? Что надо делать, чтобы избежать ожогов? (Ответы детей).

Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку «ожоги», описывают ситуацию, делают вывод).

Д) Учитель : Бывают ранения (порезы) острыми предметами (ножами, лезвием, стеклом, гвоздём и т. д.) . Такие травмы чаще всего происходят из-за невнимательности, неправильного обращения с острыми предметами.

Были ли у вас такие случаи? Как это случилось? Ваши действия. (Ответы детей).

Что можно было сделать, чтобы такого не случилось? (Повторить правила пользования ножницами, иглой, ножом, острыми предметами).

Вывод: ранения острыми предметами », описывают ситуацию, делают вывод).

Е) Учитель: Нередко дети получают укусы от собак, кошек, хомяков, ушибы копытом лошадей или рогами коз, коров, быков и т. д.. Сильные ушибы возникают во время драк или жестоких шуток.

Приведите примеры из своей жизни: как это было, почему, ваши действия? (ответы детей).

Как надо себя вести, чтобы не получать такие травмы? (ответы детей).

Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку « укусы животных », описывают ситуацию, делают вывод).

Ё) Учитель: Многие дети не умеют плавать или плохо плавают, из-за этого попадают в опасные ситуации на воде.

Кто из вас не умеет плавать или плохо плавает, но любит лезть в воду?

Были ли случаи, когда вы видели, чтобы кто-то тонул? Расскажите, что вы наблюдали? Какие действия предпринимались? (ответы детей). Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку « опасность на воде », описывают ситуацию, делают вывод).

Ж) Учитель: По невнимательности дети часто попадают в ямы , колодцы, проруби и т.д..

Были ли у вас такие случаи с вами или вашими знакомыми? Как это произошло? Ваши действия? Что надо делать, чтобы избежать такой опасности? (ответы детей).

Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку « падения в ямы, колодцы », описывают ситуацию, делают вывод).

З) Учитель: Дети могут получить травмы и в школе , бегая на переменах по лестницам, коридорах, ушибаясь об углы мебели или стены, сталкиваясь друг с другом.

Приведите примеры из своей жизни. Как этого избежать? (ответы детей).

Повторить правила поведения в школе.

Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку « травмы в школе », описывают ситуацию, делают вывод).

И) Учитель: У некоторых детей имеются дурные привычки грызть ногти, что-то постоянно сосать во рту (ручку, карандаш и т. д.), засовывать в нос или ухо какие-то предметы. С такими детьми часто случаются несчастные случаи. Их срочно привозят к врачам по поводу инородных тел в носу, ухе, проглоченных монет, булавок, пуговиц (и т. д.). Врачам надо потрудиться, чтобы помочь этим детям. А любители обкусывать ногти часто страдают воспалительными заболеваниями ногтевых фаланг пальцев, слизистой оболочки рта, воспаление кишечника.

Были ли на вашей памяти такие случаи? С кем они произошли? Почему? Какие меры были приняты7 Чем закончился такой случай? (ответы детей).

Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку «инородные тела », описывают ситуацию, делают вывод).

Й) Учитель: Дети очень любят играть в подвижные игры . Для игр они часто выбирают неподходящие места: заброшенные старые дома или стройки, чердаки, крыши домов, сараев, колодцы, проезжую часть улиц и т. д.. В азарте игры они не замечают опасности: наступают на гвозди, битое стекло, куски ржавого железа и нанося своему здоровью вред.

Расскажите, как и где вы любите играть, в какие игры. Подумайте, может ли произойти несчастный случай во время вашей игры на вашем месте? Что надо делать, чтобы этого не случилось? Приходилось ли вам видеть такую ситуацию? Как вы действовали? (ответы детей).

Вывод: (дети рассматривают сюжетную картинку «опасные ситуации в играх », описывают ситуацию, делают вывод).

Учитель: Где бы не была получена ребёнком травма, он вынужден терпеть боль, переживать страх, а в тяжёлых случаях расплачиваться инвалидностью, своим здоровьем за свою невнимательность, непоседливость, шаловливость. В таких случаях родители перестают ходить на работу, водя ребёнка в больницу на уколы, перевязки, прививки. По несколько дней, недель, а то и месяцев дети не посещают школу, болеют и не всегда все повреждения излечиваются. Иногда остаются неизлечимые увечья: отсутствие руки, ноги, глаза, шрамы и т. д.. После черепно- мозговых травм бывают частые головные боли, неуравновешенность, снижение внимания, нарушение сна, ослабление памяти, зрения.

В результате дети отстают от учёбы, снижается волевая активность, порой остаётся постоянный страх: боятся собак, кошек, воды, электрических резеток. Во время прогулок боятся лягушек, насекомых после того, как их однажды «шутя» напугали ими. Ситуаций, в которых неизбежны травмы, очень много. На первый взгляд кажется, что несчастный случай происходит неожиданно, случайно среди полного спокойствия, весёлой игры, праздника, детской шутки. Но это не так! Во всём есть своя причина, где-то, кто-то нарушил правила поведения.

Так давайте же будем стараться не нарушать правила безопасного поведения в школе, дома, на улице, во дворе, на воде, во время игр, на уроке, на дорогах и т. д., чтобы быть здоровыми. Ведь здоровье – это самое ценное, что есть на ЗЕМЛЕ.

Вспомним пословицы и поговорки на тему «Здоровье». (дети читают или говорят наизусть)

1. В здоровом теле – здоровый дух.

2. Здоровому всё здорово.

3. Здоровье – это наибольшее богатство.

4. Береги платье снову, а здоровье смолоду.

5. Без здоровья нет счастья.

6. Когда нет силы, то и свет не милый.

Учитель: В добрый час, дорогие дети, и доброго вам здоровья! Делайте всё для того, чтобы расти здоровыми, жизнерадостными, добрыми, сильными, счастливыми. А для того, чтобы стать такими, надо соблюдать правила поведения ВСЕГДА и ВЕЗДЕ.


Малюкова Вера Фёдоровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов г. Ивантеевки Московской области; классный руководитель *** класса; электронный адрес - [email protected]

Классный час на тему:

Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Аудитория – учащиеся 5-8 классов

Цель: изучение, углубление и закрепление правил дорожного движения и профилактика травматизма.

Задачи:

1.Обучающие:

  1. Продолжить работу по изучению правил дорожного движения.
  2. Изучить маршрут передвижения из школы домой с точки зрения безопасности.

2. Развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательного интереса к своему здоровью, к себе как личности.
  2. Учить делать выводы, обобщения, анализ, оценку ситуации.

3. Воспитывающие:

  1. Воспитание безопасных для здоровья форм поведения.

Методы: беседа, рассказ, сообщения учащихся, тест, викторина, компьютерная презентация .

Наглядный материал: плакаты «Дорожные знаки», плакаты ГИБДД «Опасность на дороге», памятки пассажиру и пешеходу.

Ход классного часа

Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения,

Нужно помнить, нужно знать

Правила движения.

1.Организационный момент и целеполагание:

Целеполагание: вспомнить ПДД с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).

2. Ознакомить с «фактами и цифрами» дорожно-транспортных происшествий (особенно с участием детей; происшествия в ***)

3. ВИКТОРИНА «Это интересно знать!»

Организация работы. Возможна как коллективная, так и групповая форма работы.

(Класс делится на группы по 4-5 человек, выдаются вопросы викторины, ребята обсуждают их 3-5 минут и сообщают результаты. Если дети не знают ответа или ответ неверный, ученики и учитель помогают.)

Викторина о транспорте и ПДД

1 группа

Кто издал Указ о правилах дорожного движения?

С какой целью строили первые дороги?

Какой был первый транспорт?

Ответы:

Пётр 1

Военная цель

Колёсные повозки

2 группа

По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?

Где должен двигаться пешеход в загородной зоне?

Как нужно переходить улицу после выхода из транспорта?

Ответы:

По правой

По обочине навстречу движущемуся транспорту

Сзади: посмотри налево, посмотри направо – иди!

3 группа

С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам города?

Самый «смертоносный» вид транспорта

В каком городе появился первый автомобиль?

Ответы:

С 14 лет

Автотранспорт

Одесса

4 группа

Кто создал 1-й автомобиль?

Какой был двигатель у 1-го автомобиля?

В какой стране появился автомобиль с двигателем внутреннего сгорания?

Ответы:

Ж. Кюньо, Франция

Паровой

Германия, Даймер и Бенц

5 группа

1.В какой стране появился 1-й светофор?

Где изобрели электрический светофор ?

Ответы:

Англия, Лондон

США

Учитель:

Город, в котором мы с вами живём,

Можно по праву сравнить с букварём.

Азбукой улиц, проспектов, дорог,

Город даёт нам всё время урок.

Вот она, азбука, над головой:

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда .

- На какие группы делятся дорожные знаки?

(Ответ: Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, сервисные, информационные указатели)

4. ТЕСТ «Правила обеспечения безопасности дорожного движения и безопасного поведения на транспорте»

Организация работы. Возможна как коллективная, так и групповая форма работы. Проверка.

(Дети работают в группах, на группу - 2 теста.)

1).Из предложенных вариантов выберите основные причины транспортных аварий :

А) отсутствие разметки на дороге

Б) плохие погодные условия

В) невнимательность участников дорожного движения

Г) отсутствие светофоров на перекрёстках

Д) отсутствие на главных улицах и дорогах подземных переходов

Е) невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств

Ж) отсутствие регулировщика на нерегулируемом перекрёстке

З) неправильное поведение пассажиров

Ответ: Б В Е З

2).Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать:

А) вентиляционные люки

Б) кабину водителя

В) двери и окна

Ответ: АВ

3).У междугороднего автобуса, на котором вы ехали, на склоне горы отказали тормоза, и он, набирая скорость, скатывается вниз. Как вы будете действовать в этой ситуации?

А) постараетесь покинуть автобус, выбив окно или открыв дверь

Б) поспешите на помощь водителю

В) останетесь в своём кресле, положив перед собой мягкие вещи, упрётесь ногами и руками в спинку впереди стоящего кресла

Г) встанете в проход и крепко ухватитесь за поручни

Д) ляжете на пол в проходе автобуса

Ответ: В

4).Вы едете со знакомыми на автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со стоящим на обочине автомобилем. Ваши дальнейшие действия и их очерёдность.

А) кричать, давать советы водителю

Б) собраться, сгруппироваться. Упереться ногами в спинку переднего сиденья

В) лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками

Г) сидя, упереться руками в спинку переднего сиденья

Д) постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их

Е) при остановке покинуть машину

Ответ: БЕ

5).Во время аварии загорелась машина, в которой люди. Обозначьте последовательность правильных действий в этой ситуации.

А) сообщить в дорожно-патрульную службу о случившемся

Б) оказать помощь выбравшимся из машины людям

В) отправить на попутной машине нуждающихся в помощи в мед. учреждение или вызвать скорую помощь

Г) принять меры по тушению пожара

Д) собрать свои вещи и продолжать поездку

Ответ: БВГАД

6).В ненастную, сырую погоду вы едете в троллейбусе. Неожиданно подул сильный ветер и произошёл обрыв контактного провода, который упал на крышу троллейбуса. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбус?

А) через окно

Б) будете выходить через двери по ступенькам

В) будете покидать троллейбус через дверь только прыжком, чтобы не поразило током

Ответ: В

7).Где должен остановиться пешеход, если не успел закончить переход?

А) на том месте, где остановился

Б) на островке безопасности

В) вернуться на тротуар

Ответ: Б

8). Велосипедисты, едущие группой по шоссе, могут ехать:

А) в два ряда

Б) только по одному, друг за другом

В) в три ряда

Ответ: Б

9).Управлять велосипедом при движении по улицам городов, населённых пунктов, велосипедным дорожкам разрешается:

А) не моложе 14 лет

Б) не моложе 16 лет

Ответ: А

10).При движении по шоссе велосипедист:

А) Может ехать, не держась за руль, лишь в том случае, если вблизи нет ни одного транспортного средства.

Б) Ни в коем случае не имеет права ехать, не держась за руль.

В) Может не держаться за руль, но обе ноги должны быть всё время на педалях.

Ответ: Б

5. Изучение памятки «Я – пассажир, я – пешеход ». Обсуждение.

6. Беседа на тему «Безопасная дорога домой». Требования к составлению схемы маршрута :

  1. ½ листа А4
  2. схема, план, рисунок, карта-фото (по выбору)
  3. указать домашний адрес, телефон
  4. адреса и телефоны друзей
  5. среднее время движения по маршруту
  6. наиболее опасные места на дорогах (особенности перехода улиц, перекрёстков, дорожные знаки)
  7. опасные места (бездомные собаки, плохое освещение, безлюдное место, лифт)

7.Домашние задание

Изучить схему-маршрут « Безопасная дорога домой». (Схема хранится в дневнике).

Задание по желанию : Придумать сказку (сценку, рассказ и т.п.) о ПДД.

ЛИТЕРАТУРА

С. Шойгу «Энциклопедия – личная безопасность»

Газета «Пульс Ивантеевки» - происшествия на дорогах

Ребята, соблюдайте правила дорожного движения!!!

1.Ходите только по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2.Переходите улицу в местах, обозначенных специальной размёткой или информационно-указательными знаками «Пешеходный переход», а где их нет – на перекрёстках по линии тротуаров.

3.Переходя улицу, убедитесь в безопасности.

4.На улицах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зелёном сигнале светофора.

5.Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.

6.При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёстка переходите дорогу под прямым углом к проезжей части и там, где она хорошо просматривается по обе стороны.

7.Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходить запрещено! Обходить транспорт спереди или сзади опасно!

8.Не устраивайте игры вблизи дороги. Не катайтесь на коньках, лыжах и санках рядом с проезжей частью.

9.Не цепляйтесь за проходящие автомобили, не катайтесь на сцепном устройстве трамвая – это опасно для жизни!

10.Ездить на велосипедах по улицам и дорогам разрешается ребятам старше 14 лет, которые изучили ПДД.

Примечание: данную памятку желательно вклеить в дневник.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 79 »

Г.Сочи

Классный час «Чтобы не было в школе травм»

Внеклассное мероприятие по профилактике школьного травматизма.

Классный руководитель: Алексанян Г.С.

Цель: предупредить о возможных опасностях на перемене, уберечься от несчастных случаев. Техника безопасности детского травматизма.

Ребята, кто-нибудь из вас получал травму?
Травматизм школьников наносит вред здоровью детей, вызывает тяжелые переживания родственников, одноклассников, учителей, родителей.
Сегодня на классном часе мы поговорим, как же избежать травм.

Итак, что же должен сделать каждый из вас, чтобы не было в школе травм.

Слайд 1:

Чтобы не было в школе травм

Слайд 2 :

Что же такое травма?

Слово «травма» - это медицинский термин греческого происхождения (trauma) и переводится как «рана», повреждение

Слайд 3:

Ежедневно вы проводите в школе до 6 часов. Это довольно много, и потому наша общая задача научиться избегать опасных ситуаций, которые могу привести к травме.

КАКИЕ ЖЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ В ШКОЛЕ?

Слайд 4 :

ссадина

гематома

вывих

перелом

порез

сотрясение

мозга

повреждение

внутренних органов

Слайд 4 :

Цифры говорят, что «школьные» травмы составляют 15-20% всех травм у детей. Это значит, что примерно каждая пятая травма у детей получена в школе.

Почти половина (43,8%) всех травм возникают на перемене.

Сегодня на классном часе мы будем говорить об опасностях на перемене, и можно ли нам уберечься от несчастных случаев.

Слайд 5 :

Что же должен сделать каждый из вас, чтобы не было в школе травм?

Слайд 6 :

Никто не хочет специально нанести вред себе и своему товарищу. Значит, это случайность. А как бороться со случайностью?

Посмотрите на картинку. Что, по-вашему мнению, делают неправильно дети на этой картинке?

(Неправильно себя ведут, подвергают себя опасности)

Слайд 7 :

Рассматриваем другую ситуацию: после напряженного урока хочется подвигаться, поиграть. В углу коридора двое твоих друзей сошлись в «вольной борьбе». Не раздумывая, ты сверху падаешь на них…

Каков итог?

Чем же это может всё закончиться?

(Могут получить повреждения внутренних органов, переломы)

Слайд 8 :

Другая ситуация.

Группа школьников прижимает к стене одного из своих одноклассников. Всем весело. Кто-то уперся ногой в противоположную дверь. Всё увеличивается сила давления на стену, а главное на того, кто внизу. И в итоге?

Слайд 9 :

Серьезную опасность во время перемен представляют радиаторные батареи центрального отопления. Если удариться о такую батарею головой, грудью или другой частью тела, можно получить серьезное повреждение.

Слайд 10 :

Серьезную опасность во время перемен представляет и мебель в классе. Если удариться об угол парты, можно получить серьёзную травму

Слайд 11 :

А теперь посмотрим несколько слайдов, где в стихотворной форме представлены ситуации, когда ученики подвергают себя опасности.

Слайд 12 :

На перемену мальчишка спешит –

Кто пред напором таким устоит?!

Он ведь бежит, как олень молодой,

Дети обходят его стороной…

Выбитый зуб и подбитый глаз,

Бегая по школе, ты получишь не раз!

Потому ходи спокойно и веди себя достойно.

Слайд 13 :

Не кричи без толку и не выражайся,
Речь родную сохранить старайся!

Слайд 14 :

Дверь входную, классную осторожно надо закрывать; а иначе, друг мой, можно пальцы там прижать...

Будет больно - и польются слезы в два ручья. И тебя жалеть сбегутся все твои друзья...

Слайд 15- 16 .Ну и отрывки из известного стихотворения Бориса Заходера

«Перемена»

Перемена, перемена!
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке)

Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.

С ходу дал кому-то сдачи…
Словом, сделал все, что мог!
Ну а тут – опять звонок…

Слайд 17 :

Чтобы не было в школе травм.

А теперь послушали задание– нарисовать запрещающие знаки, которые могли бы висеть в различных местах в школы. Посмотрите правила, которые должен выполнять каждый ученик, чтобы избежать травм.

Слайд 19-26 :

1. Категорически запрещается обижать младших и девочек

все передвижения по школе делай шагом и по правой стороне.

Вывод:

Наша задача - вести себя правильно, избегать опасных ситуаций, которые могут угрожать вам, вашему здоровью.

Дети высказывает свое мнение.

Слайд 26 : Заключение.

Сегодня мы с вами говорили о том, как уберечься от травм, приводили много примеров, просмотрели презентацию. Мне очень хочется надеяться,что после нашей беседы вы будете внимательнее относиться друг к другу.

Слайд 27:

Запомни!

Самое дорогое у человека – это жизнь!

Берегите её!

ГОУС (К) ШИ УШ вида

п.Алексеевка Хвалынский район

Саратовской области.

КЛАССНЫЙ ЧАС: « ШКОЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ». (для младших школьников.)

Учитель начальных классов: ГУБЕЦКОВА ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА ЦЕЛЬ: Познакомить детей различными видами травматизма и мерами их предупреждения,воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих,воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность. Как выдумаете, что такое травма? (выслушиваются ответы детей) Правильно, травма - любое повреждение организма.Все травмы врачи условно делят на пять групп. На доске: травматизм - бытовой, уличный,школьный, спортивный, прочие виды. Сегодня мы будем подробно говорить о школьном травматизме. Как вы думаете, что такое ШКОЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ? Дети: Это травмы, которые можно получить в школе. Учитель: Правильно. Школьный травматизм возникает в момент неправильного поведения на переменах и уроках. Какие виды травм можно получить в школе? Дети: Ушибы, ссадины, порезы, переломы. Учитель: Из-за чего дети могут получить такие травмы? Дети: Кто- то толкнул кого-то, подставил кому-то ножку, съехал с перил, подрался. Учитель: Давайте начнем с правил поведения на уроках труда.В начале каждого урока мы повторяем правила безопасной работы. Вспомните их. Дети: Ножницы нужно передавать кольцами вперёд. Циркуль нужно держать в футляре.Нельзя резко поворачиваться к соседу, если в руках острые предметы и т.д. Учитель: На каких уроках ещё можно получить травму? Дети: На уроках физкультуры. Учитель: Почему? Дети: На этих уроках мы много бегаем, прыгаем, используем спортивные снаряды. Учитель: Учитель физкультуры также инструктирует вас о правилах поведения в спортивном зале. Учитель: Но чаще всего травмы вы получаете на переменах, выйдя из класса,чтобы отдохнуть, поиграть, пообщаться друг с другом.Но чаще всего травмы вы получаете на переменах, выйдя из класса,чтобы отдохнуть, поиграть, пообщаться друг с другом,и кто из вас не выходит на перемену с целью обидеть кого – то, сделать друг другу больно.Саша шутя подставил товарищу ножку, тот упал.В результате – перелом руки.Одноклассник пошутил – всего лишь подножка. У девочки перелом голени. Им придется долго пробыть в гипсе, ходить на костылях. Есть много возможностей с пользой применить свою физическую силу.Бессмысленный «поединок» двух приятелей окончился печально.У одного из них тяжелая травма плечевого сустава.Нападать из-за спины всегда считается нечестным. Необдуманный прыжок обошелся его товарищу очень дорого. Повреждение позвоночника.Предстоит длительное и сложное лечение.Он может остаться инвалидом на всю жизнь. Казалось, что удар несильный. Одноклассник просто хотел привлечь внимание девочки. А у Тани оказалось сотрясение мозга, ей придется пролежать как минимум три недели. И толкнул как будто несильно, но вблизи была стеклянная дверь …Шалость закончилась порезами: повреждены сухожилия, рука уже больше никогда не будет работать нормально. Учитель: «Ничто не может быть страшнее.как потерять зрение. Это невыразительная обида, она отнимает у человека девять десятых мира ».М.Горький

Весёлая зимняя игра – снежки.Но этот «снайпер» бросил не снежок. а кусок льда…дар пришёлся девочке

Прямо в глаз, и неизвестно, удастся ли врачам спасти его. Зина шла по школьному коридору в учительскую. .Мальчик, который шёл ей навстречу с картами и указкой,решил пошутить – слегка ударить девочку указкой по голове,но промахнулся и попал Зине по глазу.Зина была доставлена в больницу с тяжёлым проникающим ранением. Несмотря на усилия врачей, длительное лечение, зрение в этом глазу значительно утрачено. Никто не может предвидеть, чем закончится неуместная шутка или розыгрыш – лёгким ушибом, царапиной или тяжёлым переломом, сотрясением мозга, которые требуют длительного, упорного лечения в больнице.Поэтому. прежде чем «пошутить » , подумайте! Ведь все это может закончится и более трагически, оставить след на всю жизнь. Ребята!. Сегодня мы с вами поговорили о школьном травматизме.Я привела много примеров и мы просмотрели презентацию. Мне очень хочется надеяться. что после нашей беседы вы будете внимательнее относиться друг к другу. Прежде чем «пошутить»,подумайте!

Литература: 1.»Основы безопасности жизнедеятельности» А В. Гостюшин АСТ,АО «Московские учебники» 2001 г.


ЦЕЛИ: обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях; учить предотвращать эти ситуации; развивать наблюдательность и внимательность.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрированный материал, загадки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. –Что на свете всего дороже? (жизнь)

Как понимаете это слово? Что такое жизнь?

ЖИЗНЬ –совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования…Физиологическое существование человека, животного.

Со словом «жизнь» связано слово «здоровье». Что такое здоровье?

ЗДОРОВЬЕ – правильная, нормальная деятельность живого организма.

Что влияет на наше здоровье? (питание, спорт,правильный отдых, вредные привычки, соблюдение правил безопасности…)

Что такое безопасность?

БЕЗОПАСНОСТЬ – положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь.

Какое отношение имеет безопасность к здоровью?

Сегодня поговорим о правилах безопасности в различных ситуациях, о том как предупредить травматизм.

Что такое травма, травматизм?

ТРАВМА – повреждение тканей организма внешним воздействием (раной, ушибом и т.п.)

ТРАВМАТИЗМ – состояние организма, получившего травму.

II. Ежегодно в России регистрируется около 2 млн. травм у детей до 15 лет.

~900 тыс. травм случается в быту.

~600-650 тыс. – на улице

~130-140 тыс. – в школе

~65-70 тыс. – при занятиях физкультурой и спортом

Каких травм больше всего? (в быту)

Как предупредить травмы в быту?

Я вам загадаю загадку. Назовите мне отгадку и объясните, какую опасность несёт этот предмет, как надо пользоваться этим предметом, чтобы не получить травму.

1. Маленького роста я, тонкая и острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу. (ИГЛА)

2. Кто готов свои 2шпаги скрестить из-за бумаги. (НОЖНИЦЫ)

3. Всё ест, не наедается, а пьёт – умирает. (ОГОНЬ)

4. Плывёт пароход,то взад, то вперёд. А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (УТЮГ)

5. В маленьком амбаре держат 100 пожаров. (СПИЧКИ)

6. Без ног бежит, без огня горит, без зубов, а кусается. (ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК)

7. Лезвием острым я проведу, разрезать продукты я помогу. (НОЖ)

Часто ли вы дома остаётесь одни?

Чем вы заняты в это время?

ИГРА « МОЖНО – НЕЛЬЗЯ» (показ карточек с ситуациями)

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ДОМЕ (дополни высказывание) :

Пролив воду, постарайтесь её вытереть…(иначе можно поскользнуться и упасть)

Вынимая вилку из розетки, не тяните за провод…(он может оторваться)

Не берите режущие предметы…(можно пораниться)

Не включайте электроприборы…(можно обжечься…)

Посмотрите отрывок из мультфильма « ВЕРА и АНФИСА». Какое правило они нарушили? К чему это привело? Какой вывод сделаем? (они в тазике с водой пускали кораблик, в таз упали спички и они решили их высушить утюгом)

Давайте вспомним сказки, мультфильмы, рассказы, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело или могло привести к печальным последствиям. Объясните, почему так произошло (могло произойти)?

Как нужно было поступить правильно?

НАПРИМЕР, « КОЛОБОК», « ВОЛК И 7 КОЗЛЯТ», « ЛИСА И КУВШИН», « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА», «КОШКИН ДОМ», «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА», « МАЛЫШ И КАРЛСОН», «КРАСНАЯ ШАПОЧКА», «КРОКОДИЛ ГЕНА» и т.п.

Мы поговорили о травмах в быту.

НА 2 МЕСТЕ травмы на улице.

Какие правила нарушили дети? Давайте вспомним правила поведения на прогулке, на улице.

НА 3 МЕСТЕ - это травмы, полученные в школе.

Очень много времени вы проводите в школе. Я вам рассказывала о детях, которые получили травмы в нашей школе. Вспомните, что с ними произошло. (1кл.- разбила лоб, прижала руку дверью в туалете, 2- сломал ногу и т.п.)

Какие правила надо соблюдать в школе, чтобы избежать травм и быть здоровым? (не бегать, не качаться на стуле, не играть с дверями,играть так, чтоб не было никому больно и т.п.)

В следующий раз мы с вами поговорим о правилах поведения на отдыхе (в лесу, на водоёме).

А сейчас, прежде чем вы пойдёте домой, давайте вспомним правила пешехода.

ИТОГ. Много правил существует. Для чего их придумали?Надеюсь, что вы будете помнить и соблюдать все эти правила и останетесь здоровыми.