Что такое натурализм определение по истории кратко. Что такое натурализм в искусстве? Культурологический смысл натурализма


И мировоззрении переплелись друг с другой, создав своеобразный «коктейль».

Реализм

Реализм – это своего рода мировоззрение (в литературе – способ художественного видения), который основан на отказе от искусственных схем наук, идеологий и философий. Реализм призван избегать абстрактности в восприятии мира, он не вешает ярлыки абсолюта на вещи и явления.

Натурализм

Реализм сильно отличается от романтизма, который предшествовал ему. Он также не похож на натурализм, призванный его сменить. Ведь, натурализм – это копирование, как в художественном, так и мыслительном аспектах ближнего плана. Он не способен заглянуть за рамки того, что находится на расстоянии мысли, вытянутой руки.

Зарождение реализма

Реализм господствовал среди художественных стилей со второй половины 19-го века. Он проник во все виды искусства и наложил свой отпечаток на представителей целой эпохи. Реализм предполагает достоверное, конкретное отображение существующей действительности, беря во внимание ее изменчивость в динамике и конфликтах. Но реализм имеет свободу выражения видения мира автора, некий элемент полета фантазии. А вот натурализм слишком объективен. Со временем он уподобился точной науки, так как передавал все детали окружающего мира конкретно и без вкраплений «разыгравшегося ума».

Появление натурализма

Натурализм хоть и появился благодаря реализму, но быстро стал устранять идеализацию существующей действительности. Кроме этого, стали исчезать идеалы нравственности и общества в целом. По всей видимости, жизнь общества того времени и привела к возникновению натурализма, когда рыцарство и благородство перестали считаться высшими человеческими качествами.

Отличия направлений в литературе

Последователи в своих произведениях особое внимание уделяли представителям «третьего сословия», а также городской бедноте и крестьянству. При этом основной жанр направления – драма и роман. А вот представители натурализма стали обращать большое внимание на болезни персонажей, на их изъяны, условия быта и так далее. Самым ярким представителем натурализма считается Э. Золя. В России можно выделить Некрасова и Достоевского. Их произведения полны драматизма и подробных описаний как раз изъянов человека, его быту.

Скрещивание реализма и натурализма

Натурализм вырос в отдельное направление к концу 19 века. Его Родиной считается Франция. Со временем реализм и натурализм стали скрещиваться между собой. В настоящее время это целый «коктейль», но преобладает в нем все-таки натурализм.

Важно отметить, что реализм не несет в себе сомнений в прочности и правильности устоев существующего общества, натурализм как раз выделяет его непрочность, при этом, не давая точную оценку его состоянию.

в узком смысле слова термин используется для характеристики тех доктрин, которые рассматривают сознание в качестве психофизического образования и тем самым отрицают уникальность субъективного; в широком смысле слова употребляется для обозначения любых попыток научного объяснения деятельности сознания и духовной жизни

Отличное определение

Неполное определение ↓

Натурализм

лат. naturalis - естественный) - философское направление, объединившее различные философские школы. Натуралистический подход в философии существовал на протяжении всего периода ее существования, однако как философское направление был осознан в XVIII-XIX вв. Согласно Н., природа является единственным «предельным» принципом объяснения всего существующего, обращение к природе - основа решения всех философских проблем. Для натуралистического подхода характерны следующие особенности. Природа рассматривается в качестве единственного субстанционального начала. Все законы, действующие в мире, имманентны природе, не существует трансцендентных, запредельных законов природы. Социальная жизнь подчиняется тем же закономерностям, что и природные явления. Н. свойствен редукционизм - сведение социальных явлений к природным. В природе отсутствует «смысл», ориентация на человека, скрытая благая цель. Натуралистический взгляд на мир лишает человека уникальности, неповторимости; человек не может стать выше природы, Н. предлагает человеку осознанно подчиниться природным закономерностям. Призыв Гольбаха «покоримся природе» как нельзя лучше выражает суть отношения Н. к человеку. В теории познания Н. проявляется в Постулировании универсальных методов исследования, применимых в равной степени к исследованию неживой природы, живых организмов, человека и общества. Применение исторического подхода к явлениям социальной жизни в Н. крайне ограничено; исключается, как правило, ценностный подход в познании. В области социальной философии Н. проявляется в многочисленных попытках выявления определяющих природных факторов развития общества (неомальтузианство, географический детерминизм, геополитика), в рассмотрении общества как гигантского живого организма, подчиняющегося законам биологической эволюции (социал-дарвинизм, эволюционизм), в рассмотрении социальных изменений как результатов возрастания или уменьшения энергии (социальный энергетизм). В философской антропологии Н. сводит сущность человека, особенности его поведения к набору врожденных природных качеств: инстинкта самосохранения, сексуального инстинкта, агрессивной установки. В этике Н. обнаруживает себя в теориях утилитаризма и гедонизма. В эстетике Н. проявляется в принципе подражания природе во всех подробностях; в отказе от ценностной интерпретации изображаемого. Вместе с тем различных представителей Н. не только многое объединяет, но и разделяет. Понятие «природа» очень широко и многозначно, содержание его определяется историческими условиями, состоянием наук о природе, индивидуальными установками исследователя. В рамках Н. может родиться уверенность в познавательных и социально-преобразовательных возможностях человека (Г. Спенсер, Д. Писарев), а могут возникнуть фаталистические настроения. Н. может принять форму как пантеизма и гилозоизма (Б. Спиноза, Дж. Бруно), так и материализма (П. Гольбах, Ж. Ламетри). Н. хорошо уживается с познавательным рационализмом, но чаще ориентируется на эмпиризм. Н. старается избавиться от эмоций, аффектов в процессе познания природы, но порой включает эмоциональное отношение к природе, экзальтированную любовь, поклонение ей, сопровождающееся отрицательным отношением к ее познанию (Ж.- Ж. Руссо), Понятие природы, центральное понятие Н., несет в себе скрытую оппозицию иному, это «соотносительное» понятие. Исторически самой ранней формой Н. можно назвать философию досокра-тиков, где природа - это гармоническое целое, одушевленный космос, вечно движущийся и стоящий на месте, находящийся за пределами добра и зла, оптимизма и пессимизма. «Единое» в нем противопоставлено «многому» - частному, отдельному. В эпоху Возрождения Н. противопоставляет природу миру трансцендентного - Богу теизма. В новое время Н. сливается с механицизмом; главная оппозиция здесь - противопоставление «естественности» как следования природе, где действуют «разумные» законы, человеческой субъективности, неразумности, предрассудкам. В XIX в, Н. обосновывается в сфере познания социальных явлений. Появляется эволюционная социология Г. Спенсера, идеи Н. подхвачены в России. Природа понимается преимущественно как живая природа, «естественность», органичность, целостность, способность к самоорганизации. Эта «природа» противопоставляется «искусственному» - механическому, мертвому, сконструированному человеком, природа противопоставляется культуре. «Философия жизни» попыталась примирить противоположности естественного и искусственного, природы и культуры в понятии «жизнь».

Н. является одним из видов философского монизма, согласно которому все существующее и происходящее в мире суть естественное в том смысле, что оно допускает объяснение методами естественных наук, расширяющих сферу своего применения на все новые области объектов и событий. Н. противостоит установке, что могут существовать явления, в принципе лежащие вне сферы научного объяснения. Сторонники Н. подчеркивают, что он является в первую очередь методом, а не онтологической установкой, поэтому он не тождественен материализму и, вообще говоря, допускает различные онтологии. При всех вариациях взглядов для представителей Н. типичны следующие черты. Полагается, что любые естественные объекты, от минералов и растений до человеческих существ и социальных институтов, существуют внутри пространственно-временного и каузального порядков. Причинами любых явлений могут быть только естественные объекты или же эпизоды из их прошлых состояний, которые произвели изменения в каких-либо других естественных объектах. Любые объяснения со ссылками на неестественные объекты не допускаются. Естественные процессы суть изменения в естественных объектах или их системах. Природа рассматривается как система всех естественных процессов. В принципе любые ее части интеллигибельны и доступны для познания, но как целое она не может быть объяснена. Для Н. принципиально, что человеческое сознание и социальная жизнь столь же доступны для естественных объяснений, как и остальная природа. Если для того или иного круга явлений применяются ненатуралистические объяснения, то это свидетельствует о том, что здесь еще не достигнут прогресс, который приведет к их замене естественными объяснениями.

Наиболее адекватно натуралистическая установка выражена в естествознании, но она не чужда и социально-гуманитарным наукам, а простые ее формы представлены в здравом смысле и практической жизни. Представители Н. ориентируются на науку как систематическое применение натуралистического метода и коррекцию любого знания в соответствии с ним. Они отрицают платонистскую трактовку объектов формальных наук и рассматривают объекты математики как инструментарий для описания естественного мира, а логические формы - как средства для его исследования. В самом по себе универсуме нет моральных или идеальных ценностей, отличных от ценностей индивидов или социальных групп. Этические теории поэтому можно в принципе рассматривать подобно научным теориям и оценивать их по эмпирически проверяемым следствиям.

Поскольку в рамках философского Н. ставится цель не созидания некоторых систем, а прояснения с помощью натуралистического метода проблем, возникающих в любых сферах жизни человека, то Н. оказывается весьма неоднородным. В нем есть и сторонники различных видов материализма (Р.В. Селларс, К. Ламонт, М. Фарбер, Нагель и др.), и представители прагматизма с их явным тяготением к эмпирической методологии, и весьма спекулятивно настроенные теоретики, напр., Дж. Баклер с его "ординальным Н.". С 1980-х годов наметилась заметная активизация Н., связанная с ростом внимания к проблеме человека и натуралистическому гуманизму (П. Кэрц, Б. Оуден), с доминированием материализма в современной англоязычной философии сознания (philosophy of mind), со стремлением разработать натуралистическую эпистемологию, соответствующую уровню нынешнего естествознания и когнитивных наук. Важной тенденцией, укрепившей позиции Н., стало выдвижение натуралистически ориентированных концепций крупнейшими представителями аналитической философии, напр., программы натурализированной эпистемологии - Куайном, натуралистической теории языка и сознания - Серлом.

A.M. Каримский

Серль Дж. Сознание, мозг и наука // Путь. 1993, № 4; Naturalism and the Human Spirit. N.Y., 1944; Naturalism and Rationality. Buffalo, 1986; P. Kurtz. Philosophical Essays in Pragmatic Naturalism. Buffalo, 1990; W.O. Quine. Epistemology Naturalised // The Psychology of Knowing. N.Y., 1972; American Philosophical Naturalism in 20-th Century. Buffalo, 1994.

Отличное определение

Неполное определение ↓

  1. натурализм

    Натурализма, мн. нет, м. (от латин. naturalis – природный). 1. Философское направление, объясняющее общественные явления действием природных и биологических факторов (филос.).

  2. Натурализм

    (фр. naturalisme, от лат. natura)
    1) направление в искусстве последней трети XIX в., оформившееся во Франции во 2-й половине XIX...

    Словарь по культурологии
  3. НАТУРАЛИЗМ

    НАТУРАЛИЗМ - 1) направление в европейской и американской литературах и искусстве последней трети 19 в. (теоретик и
    Глава направления - Э. Золя; братья Э. и Ж. Гонкур, А. Хольц, Г. Гауптман, С. Крейн, Ф. Норрис, К. Лемонье - в литературе; А. Антуан...

  4. НАТУРАЛИЗМ

    НАТУРАЛИЗМ - англ. naturalism; нем. Naturalismus. 1. В философии - направление, согласно к-рому природа является единственным универсальным принципом объяснения всего сущего. 2. В социологии - тенденция в объяснении соц.

    Социологический словарь
  5. натурализм

    НАТУРАЛ’ИЗМ, натурализма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. naturalis - природный).
    1. Философское направление, близкое к вульгарному материализму, объясняющее общественные явления действием природных и биологических факторов (филос.).

    Толковый словарь Ушакова
  6. натурализм

    НАТУРАЛИЗМ (от лат. naturalis - природный, естественный) - термин, используемый в нескольких значениях. В методологии и истории естествознания под Н. обычно понимается описательное естествознание, расцвет которого приходится на 18 - первую половину 19 вв.

  7. натурализм

    Натурализм, натурализмы, натурализма, натурализмов, натурализму, натурализмам, натурализм, натурализмы, натурализмом, натурализмами, натурализме, натурализмах

    Грамматический словарь Зализняка
  8. Натурализм

    (франц. naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный, natura - природа),
    1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX...

    Художественная энциклопедия
  9. Натурализм

    НАТУРАЛИЗМ (от лат. natura - природа) - название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в 70-х гг. XIX в. и особенно широко развернувшегося в 80-90-х гг., когда Н. стал самым влиятельным направлением.

    Литературная энциклопедия
  10. натурализм

    А, м.
    1.
    Направление в литературе и искусстве, возникшее под влиянием естественных наук (в последней трети 19 в.) и характеризовавшееся стремлением к объективному воспроизведению действительности и человеческих отношений.

    Малый академический словарь
  11. натурализм

    натурализм
    I м.
    Направление в литературе и искусстве, возникшее в последней трети XIX в. и стремящееся к внешне точному, идейно не осмысленному изображению действительности.
    II м.
    Фактографическое, с излишне пристальным вниманием к деталям жизни и быта изображение действительности.

    Толковый словарь Ефремовой
  12. натурализм

    Натур/ал/и́зм/.

    Морфемно-орфографический словарь
  13. натурализм

    НАТУРАЛИЗМ а, м. naturalisme m. 1. Реакционная идеалистическая философская теория, пытающаяся объяснить развитие общества законами природы. БАС-1.

  14. натурализм

    орф.
    натурализм, -а

    Орфографический словарь Лопатина
  15. Натурализм

    Современная форма литературного движения, известного под именем реализма (см.). Н. выделяется из общего течения реализма требованием полнейшей объективности художника и пристрастием к изображению низшей, эмоциональной стороны человеческой природы.

  16. натурализм

    НАТУРАЛИЗМ, а, м.
    1. Направление в литературе и искусстве последней трети 19 в., стремящееся к внешне точному изображению действительности.
    2. Фактографическое, внешнее воспроизведение жизни, быта. Излишний н.

    Толковый словарь Ожегова
  17. Натурализм

    I
    Натурали́зм (франц. naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный, natura - природа)
    1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети...

    Большая советская энциклопедия
  18. натурализм

    НАТУРАЛИЗМ -а; м. [франц. naturalisme от лат. naturalis - природный, естественный]. Книжн.
    1. Направление в литературе и искусстве, возникшее под влиянием естественных наук (в последней трети...

    Толковый словарь Кузнецова
  19. натурализм

    См. натура

    Толковый словарь Даля
  20. Натурализм

    НАТУРАЛИЗМ см. Реализм.

  21. натурализм

    сущ., кол-во синонимов: 2 нудизм 2 сыроедение 6

  22. натурализм и культурцентризм

    НАТУРАЛИЗМ И КУЛЬТУРЦЕНТРИЗМ - две ведущие исследовательские программы социально-гуманитарных наук
    и нормы научности наук об обществе по образцу естественных наук.
    В натурализме использован образ природы
    Натурализм в методологии социальных наук 20 в. связан с развитием всех разновидностей позитивизма
    не столь явным образом, как натурализм , опирается на частные науки, ибо общественные науки, на которые
    исследовательская программа не упраздняет натуралистическую программу. В силу сказанного натурализм

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  23. нана-натурализм

    НАНА-НАТУРАЛИЗМ , НАНАТУРАЛИЗМ а, м. Его <�золя> натурализм
    натурализме в жанре Золя, которое
    натурализма . РБ 1913 7 184.

    Словарь галлицизмов русского языка
  24. Реализм и натурализм

    РЕАЛИЗМ И НАТУРАЛИЗМ . Реализм, это - верность жизни, это - такая манера творчества, при которой оно
    на свой образец...
    Одной из разновидностей реализма является натурализм , т.-е. приверженность
    с естествознанием. И самая теория натурализма возникла, несомненно, под влиянием успехов науки
    так сказать, осененная и защищенная принципом эволюции. Натурализм не преображает, а протоколирует реальность
    он отнимает свободу. Больше того: натурализм вообще - противник героического начала и поэтому

    Словарь литературных терминов
  25. То же, что и лингвистический биологизм.

  26. Реализм и натурализм в живописи

    класса. Если в литературе слово "натурализм " получило значение как выражение низкого Р., то в живописи
    различие между Р. и натурализмом не в такой степени определенно, один из критиков Курбэ (Кастаньяри
    признавал законность нового направления и называл его натурализмом , тем более, что новосоставленное
    жизненность, и сверх того - характерность, только не грубая, тривиальная, низкая. Натурализм Курбэ
    напоминают то франц., то нем. живопись и которые отличаются натурализмом в темах, весьма

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  27. Учение, разработанное А. Шлейхером. Основано на применении естественно-научного метода в исследованиях языка. (См.: Шлейхер, Август).

    Словарь лингвистических терминов Жеребило
  28. натуралист

    натуралист
    I м.
    1. Последователь натурализма натурализм I
    2. Представитель натурализма натурализм I

    Толковый словарь Ефремовой
  29. натуралистичный

    натуралистичный прил.
    натурализм II, связанный с ним.
    2
    Свойственный натурализму натурализм II, характерный для него.

    Толковый словарь Ефремовой
  30. натуралистический

    натуралистический
    I прил.
    1. Соотносящийся по знач. с сущ. натурализм I, натуралист I, связанный
    с ними.
    2. Свойственный натурализму натурализм I, натуралисту натуралист I, характерный для них.
    II
    прил.
    1. Соотносящийся по знач. с сущ. натурализм II, связанный с ним.
    2. Свойственный натурализму натурализм II, характерный для него.

    Толковый словарь Ефремовой
  31. натуралистически

    НАТУРАЛИСТИЧЕСКИ, НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ см. Натурализм .

    Толковый словарь Кузнецова
  32. натуралистично

    НАТУРАЛИСТИЧНО, НАТУРАЛИСТИЧНОСТЬ; НАТУРАЛИСТИЧНЫЙ см. Натурализм .

    Толковый словарь Кузнецова
  33. натуралистский

    натуралистский
    I прил.
    1. Соотносящийся по знач. с сущ. натурализм I, натуралист I, связанный
    с ними.
    2. Свойственный натурализму натурализм I, характерный для него.
    II прил.
    1. Соотносящийся по знач

    Толковый словарь Ефремовой
  34. нудизм

    сущ., кол-во синонимов: 2 натурализм 2 натуризм 1

    Словарь синонимов русского языка
  35. нанатурализм

    НАНА-НАТУРАЛИЗМ , НАНАТУРАЛИЗМ а, м. Его <�золя> "Экспериментальный роман" или нана-натурализм
    присуще минутным воздействиям окружающей действительности, натурализме в жанре Золя, которое
    когда-то Лев Мечников в "Деле" насмешливо назвал "нанатурализмом" вместо натурализма . РБ 1913 7 184.

    Словарь галлицизмов русского языка
  36. натуралистически

    натуралистически
    I нареч. обстоят. качества
    1. С точки зрения натурализма как направления
    не осмысленному изображению действительности.
    2. В соответствии с законами и принципами натурализма .
    II
    нареч. обстоят. качества
    Так, как свойственно натурализму - фактографическому изображению

    Толковый словарь Ефремовой
  37. сыроедение

    сущ., кол-во синонимов: 6 вегетарианство 3 диета 9 натурализм 2 питание 44 сыромоноедение 1 сыроядение 1

    Словарь синонимов русского языка
  38. Нагель Эрнест

    Нагель (Nagel) Эрнест
    (1901-1985), американский философ и логик, представитель философского натурализма . Труды по логике и методологии науки.

  39. веризм

    [фр. verisme < лат. verus истинный, правдивый] – близкое к натурализму направление в литературе и музыке (оперной) 19 в., главным образом в Италии

    Большой словарь иностранных слов
  40. натуралистический

    НАТУРАЛИСТ’ИЧЕСКИЙ, натуралистическая, натуралистическое (·книж.). прил. к натурализм

    Толковый словарь Ушакова
  41. натуралист

    естествоиспытатель. Юный натуралист.
    2. Сторонник, последователь натурализма (в философии, литературе, искусстве).

    Толковый словарь Ушакова
  42. ЗУДЕРМАН

    ЗУДЕРМАН (Sudermann) Герман (1857-1928) - немецкий писатель. Представитель натурализма

    Большой энциклопедический словарь
  43. Мимезис

    точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов; основа натурализма в искусстве.

    Словарь по культурологии
  44. БЕНТОН

    Соединяющие символику и натурализм сцены из жизни "среднего Запада" ("Июльский полдень", 1943).

    Большой энциклопедический словарь
  45. натуралистический

    натуралистический // натуралистичный
    НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ 1. Относящийся к натурализму как направлению
    Содержащий элементы натурализма , с уклоном в натурализм , с излишней подробностью описания
    изображение чего-либо - изображение, относящееся к натурализму ; натуралистичное изображение чего-либо - изображение с уклоном в натурализм .

    Словарь паронимов русского языка
  46. ЗАРЯНКО Сергей Константинович

    О. А. Петрова, 1849) в произведениях Зарянко постепенно сменяются иллюзионистическим натурализмом .

    Большой энциклопедический словарь
  47. ХАРТЛЕБЕН

    ХАРТЛЕБЕН (Гартлебен) (Hartleben) Отто Эрих (1864-1905) - немецкий писатель, близкий натурализму

    Большой энциклопедический словарь
  48. ХОЛЬЦ

    ХОЛЬЦ (Гольц) (Holz) Арно (1863-1929) - немецкий писатель и теоретик натурализма . Сборник стихов

    Большой энциклопедический словарь
  49. фидеистский

    натурализма

    Словарь галлицизмов русского языка
  50. Херемон

    стоического натурализма . Написал историю Египта.
    См. Zeller, "Hermes" (XI, 430 и сл.).

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  51. Хартлебен, Гартлебен Отто Эрих

    Хартлебен, Гартлебен (Hartleben) Отто Эрих
    (1864-1905), немецкий писатель, близкий натурализму

    Большая биографическая энциклопедия
  52. измизировать

    "натурализма ", к последнему стоит присоединить эпитеты "ползучий", "бескрылый" или "приземленный". Ю

    Словарь галлицизмов русского языка
  53. приземленный

    П-ые чувства, отношения. П-ые дела. П. натурализм .
    ◁ Приземлённо, нареч. Приземлённость, -и; ж. П. мечтаний. П. интересов.

    Толковый словарь Кузнецова
  54. ХАЛЬБЕ

    ХАЛЬБЕ (Halbe) Макс (1865-1944) - немецкий драматург. Представитель натурализма . Формировал

    Большой энциклопедический словарь
  55. ТАЯМА Катай

    ТАЯМА Катай (1871-1930) - японский писатель. Представитель натурализма . Повесть "Постель" (1907

    Большой энциклопедический словарь
  56. ПАРДО БАСАН

    "Христианка" (1890) - "Дочь народа" (1893) - "Испытание" (1900) и др., в центре которых социальные и моральные проблемы. Работы по эстетике натурализма .

    Большой энциклопедический словарь
  57. ВИГЕЛАНН

    Н. Абелю (1908) - ансамбль Фрогнерпарк в Осло (1900-43) отмечены сочетанием натурализма , символики

    Большой энциклопедический словарь
  58. натуралист

    юннат).
    2. Сторонник, последователь натурализма (в 1 и 3 знач.).
    | ж. натуралистка, и (к 1 и 3 знач.).
    | прил. натуралистский, ая, ое.

    Толковый словарь Ожегова
  59. Хольц, Гольц Арно

    Хольц, Гольц (Holz) Арно
    (1863-1929), немецкий писатель, теоретик натурализма . Сборник стихов

    Большая биографическая энциклопедия
  60. приземлённый

    чуждый возвышенных, духовных стремлений.
    [Фужерон] реалист, но враг приземленного натурализма . Ю. Жуков, Из боя в бой.

    Малый академический словарь
  61. Дыгасиньский Адольф

    Дыгасиньский (Dygasiński) Адольф
    (1839-1902), писатель, зачинатель польского натурализма . Рассказы

    Большая биографическая энциклопедия
  62. порнография

    Это слово, называющее натурализм в изображении половых отношений, было заимствовано из французского

    Этимологический словарь Крылова
  63. золаизм

    ЗОЛАИЗМ а, м. zolaïsme?< Zola. Литературное направление натурализма в свете идей Золя
    2 230. К концу 70-х годов быт, обывательщина, натурализм , доходивший почти до золяизма, выросли

    Словарь галлицизмов русского языка
  64. РОЗЕГГЕР

    РОЗЕГГЕР (Rosegger) Петер (1843-1918) - австрийский писатель; примыкал к натурализму . Рассказы

    Большой энциклопедический словарь
  65. Розеггер Петер

    Розеггер (Rosegger) Петер
    (1843-1918), австрийский писатель. Примыкал к натурализму . Рассказы

    Большая биографическая энциклопедия
  66. биполярность

    если не уловить свойственной ему биполярности, непрестанного колебания от натурализма и спиритуализму

    Словарь галлицизмов русского языка
  67. решерш дю вре

    всегда присуща чисто живописная recherche du vrai, действующая на нас как непосредственный натурализм . Маковский 2000 594.

    Словарь галлицизмов русского языка
  68. натуралистический

    НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ая, ое. naturaliste adj. 1. Отн. к натурализму . БАС-1. Главари натуралистической
    школы, Золя, Мопассан.. "протоколировали" действительность. ВЕ 1906 1 396.
    2. В стиле натурализма

    Словарь галлицизмов русского языка

Натурализм это один из основных стилей литературы 19-20 веков. Впервые программно заявил о себе во Франции в 1860-е (литературно-критическая деятельность Э.Золя, Э. и Ж.Гонкуров). В «Словаре французского языка» (1863-72) Э.Литтре натурализм соотнесен с античным эпикурейством. Современный смысл придал натурализму художественный критик Ж.А.Кастаньяри (1831-88). До него эту дефиницию применяли в Англии, характеризуя романтическую поэзию, а позже в ином значении в России (в 1846 Ф.В.Булгарин полемически назвал авторов «Отечественных записок», печатавших «физиологические очерки», «натуральной школой»). В статье, опубликованной в «Courier de dimanche» (13 сентября 1863), Кастаньяри, противопоставляя «идейности» жанровой живописи Г.Курбе работы Э.Мане, описывает натурализм как максимальную интенсивность художнической манеры и возвращение линии и цвету их истинного значения. Закрепляет натурализм в качестве категории литературного сознания Золя, впервые давший описание признаков натурализма (драма современной жизни; «физиологическое» изучение темперамента, поставленного в зависимость от среды и обстоятельств; искренность, ясность, естественность языка) в предисловии ко второму изданию (1868) романа «Тереза Ракен». Впоследствии Золя многократно уточнял эти положения (сборники статей «Экспериментальный роман», 1880; «Романисты-натуралисты», 1881; «Натурализм в театре», 1881). К началу 1880-х натурализм стал обозначением не только творческих принципов постфлоберовского поколения, а также кружка близких Золя молодых авторов (П.Алексис, Ж.К.Гюисманс, А.Доде, Г.де Мопассан, А.Сеар, Л.Энник), напечатавших под его патронажем сборник новелл «Меданские вечера» (1880), но, в интерпретации Г.Брандеса («Натурализм в Англии», 1875), и общей приметой новых литературных приемов и политического радикализма всей словесности 19 века.

С середины 1880-х французский натурализм оказывает влияние на английских и американских писателей-натуралистов (Дж.Мередит, С.Батлер, Дж.Гиссинг, А.Беннетт, ранний Дж.Мур, Х.Гарленд, Ф.Норрис, С.Крейн). Преодоление «золаизма» младонатуралистами (публикация Гюисмансом романа «Наоборот» в 1884; «Манифест пяти», 1887) и Э.Гонкуром (роман «Шери», 1884), неприятие натурализма символистами и авторами католической ориентации (роман П.Бурже «Ученик», 1889) провели верхнюю хронологическую границу французского натурализма как отчетливо маркированного стиля. Литературоведением позитивистской ориентации (Ф.Брюнетьер, П.Мартино) натурализм во Франции отводится место между романтизмом и символизмом. Г. Лансон в «Истории французской литературы» (1894) именует натурализмом эпоху 1850-90, а его провозвестником считает Г.Флобера, автора одновременно романтического и натуралистического. Иная оценка натуралистов намечена в поздних сочинениях Ф.Ницше, «Вырождении» (1892-93) М.Нордау, трактате «Что такое искусство?» (1897-98) Л.Н.Толстого, где натурализм оценивается как примета эпохи декаданса последней трети 19 века, отразившего в своих стилях кризис европейского гуманизма. Противопоставление «духа» и «плоти», свойственное русской культуре, предопределило отрицательное отношение к французскому натурализму у самых разных авторов (М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьёв). Однако в 1890-1900-е эта антитеза размывается и натуралистический дионисизм в соединении с мистикой пола и семьи дают основания для поисков «божеской плоти», «третьего Завета», «неба вверху, неба внизу», «двужалого Эроса», интереса к хлыстовству в творчестве В.В.Розанова, Д.С.Мережковского, Вячеслава И. Иванова. На Западе интерес к «ползучему натурализму» (выражение А.Белого) в начале 20 века обновлен резонансом ницшеанских идей о мифе и опрощении, деятельностью О.Вейнингера, З.Фрейда, К.Г.Юнга, Г.Ле Бона, Р.Штейнера, что преломилось в творчестве А.Жида, Д.Г.Лоуренса, Г. и Т.Манна, Г.Гессе, но этот натурализм эпохи модернизма (предугаданный в пьесах Г.Ибсена, Ю.А.Стриндберга, Ф.Ведекинда 1890-х) не получил соответствующей идентификации.

Исключением стало марксистское литературоведение, усилиями Г.Лукача («К истории реализма», 1939; статьи о натурализме и реализме в «Литературной энциклопедии» 1929-39) определившее натурализм как недолжное («декадентское») отклонение от «высокого» («классического», «критического») «реализма» О.де Бальзака и Л.Толстого. Натуралист в отличие от реалиста, по Лукачу, довольствуется поверхностным наблюдением жизни, узко профессионален. Реализм же благодаря гражданской активности и социально-классовому подходу анализирует фундаментальные сторону общественной жизни и судьбы отдельных людей в ходе общественного развития. Если у Лукача, несмотря на «мелкобуржуазный пессимизм», натурализм условно включен в сферу «послефлоберовского реализма», представлен крупными писателями, обладает формальными признаками, то в советском литературоведении (не посвятившем проблеме натурализма ни одной монографии) признан либо «начальным этапом» эволюции к «реализму» (путь Золя от «физиологизма» «Терезы Ракен», 1867, к поддержке революционного пролетариата в романе «Жерминаль», 1884), либо вырождением «реализма» (поздний Мопассан) и его «антиподом», чем-то весьма частным. Среди русских писателей «натуралистами» признаны лишь немногие второстепенные бытописатели (Д.И.Мамин-Сибиряк) и «декаденствующие» авторы рубежа 19-20 веков (Л.Н.Андреев в ряде произведений).

Ограничительные определения (протокольное описание бытовой стороны жизненных явлений без их критического отбора, типизации, идейной оценки; антисоциальный, биологический подход к человеку; повышенный интерес к отталкивающим подробностям быта и низменным проявлениям человеческой природы; фатализм; фетишизм), а также намерение доказать, что, многократно говоря о натурализме, западные писатели имели в виду именно «реализм», исказили подлинную литературную конфигурацию 19 века, но главное - не убедили в том, что у «реализма» имеется своя территория, которую можно обособить от романтизма и натурализм. К тому же натурализм описан вне соотнесения с другими нериторическими стилями, не определена его функция в различных литературных поколениях, эпохах, национальных литературах.

Культурологический смысл натурализма

Культурологический смысл натурализма, как это видится в конце 20 века, определен ускорением секуляризации, кризисом дворянско-имперской культуры, урбанизмом и индустриализацией , множеством научно-технических открытий, формированием системы «позитивных» буржуазных ценностей, а также решительным пересмотром риторической традиции и классического типа литературной условности, что ранее было намечено как несколькими поколениями романтиков (все чаще сополагавших поиск абсолюта с социальной и национальной средой постнаполеоновской Европы), так и бытописательством писателей бидермайера. Натурализм - литературный отклик на позитивизм, хотя напрямую из него не выводим и, несмотря на программное опровержение «идеализма», тесно связан с романтической культурой. Вместе с тем, натурализм намеревался освободить литературу от христианской дидактичности, классицистическо-академических и романтических «штампов», грез и «мистицизма» с тем, чтобы сделать ее актуальной, приблизить к науке, вынудить отказаться от воображения в пользу детерминированности литературного слова. Для натуралиста документальность и фактографичность связаны с таким личным опытом, переживанием, которые конкретны, заявляют о себе «прямо», минуя в сознании все абстрактное, но вместе с тем получая непосредственную физиологическую окраску, настроение. Заземление «лирического» переживания посредством темперамента и его фильтров - способ натуралистического отбора. Во внимании к «документу» (утверждающему экспрессивные возможности художественного языка) натурализм вдохновлялся фотографией (дагерротип открыт в 1839), успехом Всемирных выставок и панорам, живописью Э.Делакруа, «барбизонской школы», Э.Мане, импрессионистов. Идеологически натурализм связан с «Курсом позитивной философии» (1830-42) О.Конта, «Системой логики» (1843) и «Принципами политической экономии» (1848) Дж.С.Милля, «Принципами психологии» (1855) и «Основными началами» (1862-86) Г.Спенсера, «Происхождением видов путем естественного отбора» (1859) Ч.Дарвина, «Жизнью Иисуса» (1863) Ж.Э.Ренана, «Введением в этюды по экспериментальной медицине» (1865) К.Бернара, «Капиталом» (том 1,1867) К.Маркса и, в определенной степени, с пантеизмом, в разной степени свойственным философии становления (морфологизму) И.В.Гёте, историзму Г.В.Ф.Гегеля, натурфилософии Ф.В.Шеллинга, иллюзионизму А.Шопенгауэра.

Натурализм в широком плане

В широком плане можно определить натурализм как биологизм - опыт синтетического понимания одушевленной и неодушевленной (материальнопредметной) природы через эволюцию самой природы, имманентно природе, посредством истолкования происходящего посюсторонне, без всякой опоры на Священное Писание, богословие, метафизические системы. Натурализм создает неклассическую картину мира - бытия без трансцендентных оснований, саморазвивающегося, циклически возвращающегося к самому себе. Натурализм через дедукцию и индукцию описывает происходящее сходство и различие ближайших звеньев эволюции. В масштабе «широкого натурализма» как либеральной биологическо-социологической концепции прогресса и способов эволюционного приспособления части (организма) к целому (среде) среди писателей имеются не только свои материалисты и атеисты, но и агностики, иррационалисты. Первые структурируют репрезентацию мира внешней по отношению к литературе идеологической установкой, в результате чего обозначается конфликт между отцами и детьми, «прогрессом» и «реакцией», общественными «верхом», «головой» и «низом», «дном», «голодом» гражданского служения и «сытостью» мещанского компромисса, фальшью социального футляра и инстинктивной правдой пола, передовой женщиной и обскурантом-мужем. Вторые, различая двойственность природы и занимая позицию не реформаторов мира, а его созерцателей, трактуют мир феноменально (ограничивая себя иллюзионным аспектом телесности, «кантовским» мерцанием мира в явлениях) или творят из биологии иррациональную идею (социума, почвы, вещи) - религию плоти, эстетику мифа, примитива, опрощения. Для большинства натуралистов биологически общее важнее биологически частного, так как организм вынужден приспосабливаться к среде (познаваемые или непознаваемые законы социума, рода, пола, бессознательного), хотя это может противоречить его личной «воле» и быть источником роковой гибели - катастрофы, трагикогероического призвания.

Натурализм и задачи творчества

Биологизм мироотношения определяет отношение натурализма к задачам творчества. Натуралисты сравнивают себя с естествоиспытателем, медиком, знатоком низовой народной жизни, экспериментатором, инженером литературы, психологом, создателем этюдов и очерков, репортером. У одних декларация беспристрастности обусловлена верой в биологическое единство мира в писателе , в то, что все в художественном слове детерминировано (бытом, идеологией, наследственностью, климатом, производственными отношениями) и автор лишь структурирует в своем сознании готовый материал, позволяя внешней природе говорить сквозь природу внутреннюю, и, следовательно, «опредмечиваться» и «отражаться» в себе. У других диктуется желанием зафиксировать «один тон», «естественность» личного художественного языка как языкового импульса, вступающего в химическую реакцию со средой и тем самым фиксирующего ее отражение в натуре автора, подобии фотографической пластинки. В той мере, в какой натуралист настаивает на полной референциальности своего языка, «жизнеподобии», он сродни живописцу, метафорические возможности которого ослаблены. Натуралист склонен к поэтике экспрессии (виденья, «грез наяву», «галлюцинаций»), вживания в предмет, такому типу иллюзорности, который имеет подчеркнуто физиологический характер. Установка на телесность натурализма не мешает натуралисту импровизировать, жить в творчестве. Он и всевидящее око, «камера», привязан к этому миру, и отчуждает себя от него, сводя свою художественную роль к ферменту, реактиву, витальной силе. Натуралистическая двойная жизнь создает иллюзию объективности искусства, отвечает мечте Гёте о «субъективной эпопее». Жизнь как поток самопроизвольных комбинаций, отражаясь в глубинном экране писательской восприимчивости («зеркале»), одушевляется,-получает настроение, трепет, ритм. Красота трактуется натурализмом как интенсивность и даже физиологичность восприятия. «Натуралист» занят вчуствованием в предмет, славит жизнь во всей ее непосредственности. Как моралист он отрицает те проявления цивилизации, которые закрепощают природное в человеке (церковь, дворянство, армия, чиновничьий аппарат, карьеризм, брак по расчету; узаконенное государственное насилие над «малыми» мира сего - женщинами, детьми, стариками, крестьянами, солдатами, представителями национальных меньшинств, городских низов и даже животными; безличная механическая сила новейших фабрик, железных дорог; академическое, салонное и массовое искусство), утопически мечтает об «освобождении» человека, предлагая свои версии достижения как коллективного (род, община, трудовая коммуна, стачка, революционное единство, военное братство), так и личного (разные формы побега от цивилизации - из города в деревню, лес, на остров, к индейцам и аборигенам; с Севера на Юг: в Италию, Египет; Алжир, Мексику; с Запада - на Восток и в Океанию; «другая страна» свободной любви, наркотиков, язычества) земного рая.

Насилие над природой (природой труда, полового влечения, социальных отношений) делает весь парадиз «хрустальных дворцов» и «аванпостов цивилизации» насмешкой над человеком, гротеском. Плох не человек, - утверждают натуралисты, не его самая позорная «профессия», а лицемерное и продажное общество, которое не предоставляет ему шанс стать лучше, реализовать заложенное в нем природой, морочит «нового Адама» лжерелигией денег и собственности. В то же время многие натуралисты восхищены энергией «современности» и, одушевляя городские рынки, мосты, биржи, трамваи, поезда, аэропланы, поэтизируют их. Амбивалентно и отношение натурализма к природе творчества. Для общественников от натурализма это противоречие между «деланием», «реформизмом», «правдой» вечного потока жизни и «эгоизмом», «элитарностью», «ложью искусства», что чревато отречением от писательства ради прямого социального учительства. Для индивидуалистов - конфликт между «жизнью» и «жизнетворчеством», «жизнью» и смертью, сознательным и бессознательным, биологическим лицом и социальной маской. Для эстетов и адептов живописности - несовпадение физического бытия стиля, порядка, и его феноменальности, текучести.

Пропорционально желанию раствориться в «жизни», а также инстинктивному доверию к стихийной правде происходящего в натурализме проявился страх природы , «темных аллей». В отличие от «жизни», человек (и писатель) наделен сознанием. Там, где природа не знает противоречий, человек поставлен перед фатальностью «распада атома», смерти в одиночку, насилия. Некоторые натуралисты усматривают в творчестве эквивалент «неопалимой купины», противопоставляя своему уходу «общее дело», унанимизм. Этот пафос коллективизма у натуралистов в 20 веке подкреплен интересом к коммунистическому строительству в СССР , идеям В.И.Вернадского, А.Швейцера, Т.де Шардена, М.Ганди, восточной мистике. Многие натуралисты придерживаются стоической позиции, находя в кратковременной феерии личного стиля откровение творческого начала в материи, «праздник, который всегда с тобой». Кто-то склонен драматизировать свой уход, усматривать в нем «плач» и «обман» жизни, внушавшей через творчество иллюзии, а затем сбросившей «маску», обернувшейся своей косной, вязкой, враждебной ко всему единичному стороной - местью «богов», обманывающих людей в их самых естественных желаниях: любви, желании продлить свой род. На иррациональную трактовку природы творчества в 19-20 веках повлияли А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, З.Фрейд (мотивы отцеубийства, кастрации, неудовлетворенности культуры), экзистенциалисты. В мотивах разочарования, утраты иллюзий, самопоедания, вырождения, безумия, самоубийственности творчества, «мести» природы всему, что имеет индивидуальность, натурализм развивает романтическое представление о тождестве любви и смерти. Образ смерти (всеуравнивающей силы природы, «ямы», «западни») - один из самых сильных в натуралистических жизнеописаниях и циклах (творчество Гонкуров, Золя, Мопассана, Л.Толстого, Гарди, Драйзера, Мартен дю Гара, Бунина, Стейнбека). За время эволюции натурализма от 19 к 20 веку природа в нем стала символом. Это и пастораль, обновление, самореализация, прогресс, хор, «мир», и противоестественность, вырождение, проклятие, крик, «война».

Литературная эстетика натурализма

Формированию литературной эстетики натурализма в 19 веке сообщили импульс литературно-критические и публицистические работы Ш.О.Сент-Бёва, И.Тэна (во Франции), М.Арнолда, У.Морриса (в Англии), Г.Брандеса (в Скандинавии), В.Г.Белинского, В.В.Стасова, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, Н.К.Михайловского (в России), так называемых «разгребателей грязи» и В.В.Брукса, Г.Менкена (в США). Их объединяет представление о «народническом» призвании литературы, которая ради «взросления» общества и пробуждения его «от сна» борется против художественных и идеологических «догм», а также намерение поставить изучение словесности на научную (обществоведческо-социологическую) основу. Весьма известен «тэновский метод», впервые изложенный его автором во введении к «Истории английской литературы» (1863-64), где дается концепция национального искусства как «расы - среды - момента», что получило затем развитие в русле близкой натурализму культурно-исторической школы, много сделавшей для популяризации главных «иконоборцев» второй половины 19 века (Золя, Ибсен, Толстой, Гауптман, Стриндберг, Гамсун, Шоу). Не меньший резонанс имела мечта русских разночинцев о гражданском «реализме» - защите в литературе интересов «униженных и оскорбленных». Крайне важна для натурализма публицистическая деятельность самих писателей-натуралистов (от идеи мелиоризма у Дж.Элиот до симбиоза Фрейда, мистики пола и марксизма у позднего Т.Драйзера), многократно рассуждавших о художественном и социальном (социально-религиозном, реформистском, анархическом, социалистическом) назначении своего творчества. Под влиянием Золя, Л.Толстого, культурно-исторической школы (утвердившей натуралистическое истолкование Бальзака и Ибсена), театральных постановок на тему «жизни не по лжи» к концу 19 века сложилось международное представление о натурализме как современном эпосе и его жанровых образованиях: цикле романов,«романе-реке», «великом американском романе», книге нежестко связанных между собой новелл, аналитической «драме идей». В 20 веке к ним добавились «экспериментальный» (ориентированный на эстетику кинодокумента и монтажа), «документальный» и «производственный роман».

Развитие натурализма

Развитие натурализма связано с движением от пограничных романтическо-натуралистических форм (бытописательный роман бидермайера, натуралистическая проблематика в романтическом «романе идей» и «романе воспитания») к опять-таки пограничным - натуралистическо-символистским (импрессионистическим, неоромантическим) образованиям. В 1860-80-е натурализм выразил свои возможности прежде всего в романе. В 1890-е в центре его интересов - драма. Новый виток натурализма наметился вместе с преодолением (и усвоением на натуралистической основе) символизма в начале 20 века, что коснулось своеобразия модернистской неоромантичности и ее поэтики «примитива» (в экспрессионизме, экзистенциализме). Дальнейшие отзвуки натурализма, ассимилированного теми или иными стилями эпохи модернизма, пришлись на 1930-е и 1960-е. В 19 веке натурализм переходит от конкретных «физиологических этюдов» к «общественной физиологии», а затем снова возвращается, на этот раз «психологически» и «импрессионистически», к частным случаям, не ограничивая себя изображанием социальных низов и «запретных тем». Если во Франции натурализм истощил свой потенциал к 1890-м, имел точки соприкосновения с литературными поколениями как середины столетия, так и декаданса, то в других странах (США, отчасти Германии и Англии, Испании) стал принадлежностью культуры 20 века, что позволило ему стать сферой интеграции донатуралистических и постнатуралистических тенденций («Улисс», 1922, Джойса). Натурализм дает о себе знать в творчестве практически всех писателей 1850-1980-х, которые в разной степени «переболели» им в поисках своей художнической самости. Тем не менее историко-литературно у натурализма есть четко выраженные оппоненты - авторы католической и православной ориентации (нарицательное имя Бернар в «Братьях Карамазовых», 1879-80, у Достоевского), значительная часть романтиков, символистов и модернистов (отрицательно относившихся ко всему «естественному», отстаивавших превосходство «искусства» над «жизнью», положение о «лжи» и нереференциональности художественного произведения), постмодернисты (пережившие разбегание литературной материи и смерть единого литературного «тела»), формалистско-эстетское искусствоведение.

Натурализм как целостный литературный стиль

Как целостный литературный стиль 19 века натурализм проявился прежде всего в прозе . Вопрос о натурализме в поэзии специально не ставился, хотя в типе экспрессии многих поэтов второй половины 19 -начала 20 века можно говорить о «натуралистическом» преобладании материи (тоники) и «потока сознания» стиха над его звукосмыслом. В сфере театра (и особенно «новой драмы») натурализм больше относится к режиссерской работе с актером (вживание в роль и актерское перевоплощение в «системе Станиславского»), репертуару выросших из театральных клубов «свободных театров» (парижский Театр Антуана, берлинская «Свободная сцена» О.Брама, лондонский «Независимый театр» Дж.Грейна), зрительскому восприятию «неприятных пьес» (активизация зала и втягивание его в «полемику» на гражданские темы), чем к писательской идее, которая, как у Ибсена (повлиявшему на натурализм, но ему внеположному даже в «Привидениях», 1881, «Гедде Габлер», 1890) неприкрыто романтична. Манифесты авторского театрального натурализма - работы о театре Золя (ставившего свои романы на сцене), предисловие Ю.А.Стриндберга к «Фрёкен Юлии» (1888), «Квинтэссенция ибсенизма» (1891) Б.Шоу. Они в большей или меньшей степени реализованы в «Отце» (1887) Стриндберга, «Перед восходом солнца» (1889) Г.Гауптмана, «Семье Зелике» (1890) А.Хольца и И.Шлафа, «Профессии миссис Уоррен» (1894) Б.Шоу, «На дне» (1902) М.Горького, «Страстях под вязами» (1925) Ю.О’Нила, ряде пьес Б.Бьёрнсона, Э.Брие, Г.Зудермана, Ф.Ведекинда, Л.Андреева, С.Выспяньского, Дж.Верги, Х.Бенавентеи-Мартинеса. Наиболее последовательный и разнообразный натуралистический драматург - Гауптман. В литературоведении с натурализмом пересекаются возможности биографического и культурно-исторического методов, различных видов социологизма (П.Коган, В.Переверзев), марксистского (В.Беньямин), а также фрейдистского подхода к словесности, который в противовес генетизму позитивистов обосновал натуралистическое представление о бессознательном в творчестве и его архетипах.

Поэтика натурализма соответствует его основным проблемным узлам («морализм» приспособления к среде и поступков, ведущих к выживанию; телесность, реализующаяся как в «аппетитах» общества, его «чревоугодии», так и физиологизме социума, живущего посредством анонимных сил - денег, крови, желаний, жертвоприношений - скрытой животной жизнью; цикличность развития общественного организма и его «болезней»; социальное и историческое возмездие, предопределенное насилием над большими и малыми «организмами» - семьей, ремеслом, земными недрами; противоречие любви и борьба в ней между волей и «человеком-зверем», сознательным и бессознательным; пол как сфера рокового непонимания между мужчиной и женщиной; месть природы в «безумии» творчества). Натурализм провел черту между в чем-то архаичными раннеромантическими стилями, где сосуществовали элементы нормативной и ненормативной поэтики, и «современностью», экспрессией «литературы нервов». Выразившись прежде всего в эпических жанрах (прозаизм натуралистических пьес породил определения «пьеса для чтения», «драма состояния»), натурализм создал канон социально-проблемной прозы и способов ее написания.

Главные открытия натурализма

Главные открытия натурализма - новая концепция писательства (опора на личный опыт и его стилизацию; репортерство - сбор материала и «вживание» в него, изучение специальной литературы, языка конкретной среды, дифференциация литературных «приемов» в зависимости от художественной задачи и актуальности темы), установка на «безличность» - такой метод письма, при котором произведение как бы «вынашивается», «пишется самим собой», и автор отвечает прежде всего за естественность и концентрацию стиля, инженерию метода («точки зрения» по Г.Джеймсу). Натурализм утвердил особый, стремившийся к преодолению описательности «рассказывания», тип психологизма, или «показ» (фиксация внутреннего и внешнего состояния персонажей посредством «отражений», того, на что достаточно произвольно, но вместе с тем фиксированно направлены лучи их «зрения», «слуха», «обоняния»). Его разновидности-импрессионистический «подтекст», а также «внутренний монолог», который постепенно трансформируется в «поток сознания» - эффект текучести восприятия, которое, смешивая в сознании прошлое и настоящее, высокое и низкое, делает их «сейчасными», предметом экспозиции, панорамы. Тематизм натурализма нередко приводит к ослаблению сюжетности (ее призвана компенсировать телесность «кусков жизни»), нарушению композиционных пропорций, что отчасти восполняется «очерковой» неразрывностью наррации (подчеркнутой тематической рамой имени, профессии, родовой принадлежности), общим «настроением» (героическим или трагическим пафосом), нагнетанием однотипных деталей (натуралистических лейтмотивов), аллегоричностью детали (говорящие имена; одушевление животных). По характеру воздействия на читателя натурализм тяготеет к документальному, шоковому, гипнотическому воздействию - т.е. к тому, что в 1910-е стало прерогативой кинематографа. Кинематографические аспекты репортерски поданной жизни «налету» попытались передать посредством «монтажа»(параллельного ведения разнородных повествовательных линий) А.Дёблин («Берлин, Александерплац», 1929), Дж. Дос Пассос (трилогия «США», 1930-36).

В национальных литературах натурализм по-разному и в разное время обозначил свои приоритеты («физиологизм» и «импрессионизм» французской, «бытописательство», «реализм» и «правдоподобие» русской, «экспрессионизм» немецкой, «регионализм»,«неоромантизм», «модернизм» английской и американской, «веризм» и «неореализм» итальянской). Доля натурализма имеется во всех стилях эпохи неклассичности. В романтической культуре («культуре Я») 19-20 веках нет коренного противоречия между романтизмом и натурализмом (Флобер), натурализмом и символизмом (Золя), натурализмом и неоромантизмом (Конрад), натурализмом и экспрессионизмом (Г.Манн), натурализмом и «модернизмом» (Джойс, Фолкнер), натурализмом и экзистенциализмом (Камю), натурализмом и творчеством Д.Г.Лоуренса, Л.Ф.Селина, Г.Миллера. Если все же условно считать основной характеристикой натурализма субъективную эпичность романа, то главные фигуры в нем Л.Толстой, Золя, Гарди, Горький, Драйзер, Г.Манн, М.Шолохов, Мартен дю Гар, Дос Пассос, Стейнбек.

Слово натурализм произошло от французского naturalisme, от латинского natura, что в переводе означает - природа.

Натурализм как особое литературное направление, получил теоретическое обоснование и значительное развитие во Франции, около 1870-х годов XIX столетия. Главою этой школы считался , который в своих романах и критических статьях явился наиболее горячим и талантливым защитником и популяризатором идей, долженствовавших произвести литературный переворот.

Сам этот глава натуралистической школы не считал себя, впрочем, изобретателем небывалого литературного течения. Натурализм – в смысле стремления изображать правдиво жизнь – проявлялся и у прежних писателей всех времен и народов. В числе ближайших французских писателей, имевших склонность к натурализму и бессознательно подготовивших почву новой натуралистической школе, Золя называет Бальзака , Стендаля , Гюстава Флобера и братьев де Гонкуров . Но то, что у прежних писателей являлось случайно и было плодом личной склонности, Золя постарался возвести в цельную систему, создав литературную теорию натуралистического романа, который сознательно употреблял бы особые приемы.

Эмиль Золя, основоположник натурализма

Теория натурализма, в том виде, как ее развил Золя в своих критических статьях и практически применял в своих произведениях, заключается в следующем. Новый натуралистический роман имеет целью точно рисовать жизнь, как она есть , без идеализации и прикрас, а не служит простым развлечением, как было с романом прежним. По содержанию он строго фактичен, являясь результатом исследования природы: живых существ и неодушевленных предметов. Его не стесняют никакие рамки. Он трактует об истории, физиологии, психологии, занимается вопросами политики, социальной экономии, религии. Как научное сочинение, он отличается точностью, солидностью и может иметь практическое применение. Натуралистический романист должен быть абсолютно объективен и беспристрастен. Он, как судебный следователь, только собирает документы, составляет «протокол жизни». Он не обязан негодовать на порок и рукоплескать добродетели. Натуралистическая школа, по мысли Золя, должна была, с одной стороны, послужить противовесом «фантасмагориям» идеалистическо-романтической школы Виктора Гюго , а, с другой – поднять литературу до той высоты, на которую стали точные науки, благодаря последним успехам естествознания.

Натурализм в литературе

По примеру Клода Бернара, создавшего термин «экспериментальная медицина», Золя называл пропагандируемый им новый роман «экспериментальным романом». Но этот термин должен быть признан решительно неудачным, так как он противоречит представлению о натуралистическом писателе, как о судебном следователе, наблюдающем, а не производящем опыты над жизнью. Золя теоретически и практически разрабатывал только жанр романа, предоставляя своим последователям переносить принципы натуралистической школы и в область драматических произведений. Что касается лирики, то она, само собой разумеется, не интересовала приверженцев натурализма по самому смыслу и духу их теории.

Движение натурализма, произведшее много шуму во Франции и обратившее на себя внимание всей Европы, имело те полезные последствия, что оно поставило роману более серьезные задачи, расширило круг его интересов и развило склонность к физиологическим и психологическим наблюдениям. Но произведениям, написанным по теории натуралистической школы, свойственно немало недостатков, источник которых – сознательное уклонение писателей данной школы от идеалистических интересов. Отсюда проистекают (особенно заметные у менее даровитых последователей Золя) узко-пессимистический взгляд на жизнь, пристрастие к мрачным и грязным картинам, злоупотребление порнографией и, самое главное, склонность к бесцельной и безыдейной копировке. И. Тургенев писал по поводу одного из романов самого Золя, что «там много копаются в ночных горшках».

Натурализм не дал французской литературе, кроме Золя, ни одного выдающегося имени. Талантливейшие из современных ему французских романистов, например, Доде и Мопассан , показав на первых порах готовность следовать идеям натуралистической школы, скоро отошли от неё в сторону идеализма. В числе своих истинно преданных поклонников и последователей Золя мог указать лишь второстепенные имена (Ришпен, Рикуар и др.). На другие европейские литературы натурализм имел лишь сравнительно слабое влияние. Вскоре и во Франции стали признавать, что натуралистическая школа быстро сыграла свою историческую роль и её следует заменить новым литературным направлением, которое бы не довольствовалось только собиранием документов ввиду отдаленной и неопределенной цели, не показывало бы пристрастия исключительно к картинам грязным и грубым, а вносило бы в реальное изображение идею и поэтический элемент.

В начале XX века натурализм вновь несколько оживился. В Германии он повлиял на творчество драматурга Г. Гауптмана, в Швеции – на Ю. Стриндберга. В России элементы натурализма явственно видны в творчестве М. Горького , М. Арцыбашева («Санин»), А. Куприна («Яма»), И. Бунина («Деревня»). Особой итальянской разновидностью этого течения стала школа веристов . В США воздействие натурализма сильно отразилось на Т. Драйзере , Дж. Лондоне и