Лабораторная работа по теме скелет млекопитающих. Тетрадь для лабораторных работ. II. Знакомство с многообразием членистоногих


Лабораторная работа №

«Изучение внешнего и внутреннего строения млекопитающего»

Цель: изучить особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающего.

Оборудование: чучела млекопитающих, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих, скелет млекопитающего (крыса, крот, летучая мышь, кошка).

Ход работы

1. Рассмотрите любое наземное млекопитающее – собаку, кошку, кролика и др. Выясните, на какие отделы можно разделить тело млекопитающего. Вспомните, у каких изученных нами позвоночных животных имеются такие же отделы тела. По каким признакам млекопитающих можно отличить от других животных?

Как передвигается млекопитающее? Рассмотрите конечности. Сосчитайте пальцы на передних и задних ногах. Какие образования имеются на пальцах?

Какие органы расположены на голове млекопитающего? Какие из этих органов отсутствуют у других позвоночных животных?

Выясните, равномерно ли расположен волосяной покров на теле млекопитающего. Однороден ли волосяной покров? На каких местах волосяной покров отсутствует? Какова его основная функция?

Установите функции, характерные для каждого типа волос, покрывающих тело млекопитающих. Для этого используйте приведенные ниже данные. Результаты отразите в таблице.

1. Длинные, прочные, жесткие остевые волосы.
2. Подпушь, или подшерсток – мягкие, густые, короткие волосы.
3. Длинные, крупные, чувствующие волосы, в основании которых располагаются нервные волокна, воспринимающие соприкосновение с посторонними предметами.

А. Выполняют функцию органов осязания.
Б. Хорошо сохраняют тепло, так как между волосами этого типа задерживается много воздуха.
В. Предохраняет кожу от повреждения.

2. Выявить особенности внутреннего строения млекопитающего на примере собаки или кролика.

Найдите на рисунке органы пищеварительной системы млекопитающего; какие отделы присутствуют, какова их последовательность, учитывая, что млекопитающее это хордовое животное.

Найдите на рисунке органы дыхательной системы. Объясните, какие особенности строения легких способствуют быстрому насыщению крови кислородом.

Найдите на рисунке органы кровеносной системы. Внимательно рассмотрите схему строения сердца. Как отразилось на обмене веществ появления четырехкамерного сердца.

Пользуясь схемой кровообращения, определите, в каком желудочке начинается большой круг кровообращения, малый круг кровообращения. В каких отделах сердца течет артериальная кровь, а в каких венозная. Найдите на рисунке органы выделительной системы. Какую функцию они выполняют?
Заполните таблицу.



3. Рассмотрите скелет млекопитающего. Опишите его основные особенности, сделайте рисунок с подписями.

4. Оформите вывод в тетради.


Внешне млекопитающие очень разнообразны, их строение тела зависит от условий среды обитания и образа жизни. У млекопитающих имеется голова, шея, туловище с двумя парами конечностей и хвост. На голове есть рот, нос, глаза, уши. Рот у млекопитающих ограничен мягкими подвижными губами, которые в детстве участвуют в сосании молока, а позже в захвате пищи. Глаза предохраняют развитые веки. По их краям расположены ресницы. Мигательная перепонка у млекопитающих недоразвита.

В отличие от земноводных и пресмыкающихся конечности у млекопитающих располагаются под туловищем, поэтому оно приподнято над поверхностью земли.

Тело млекопитающих покрыто прочной и эластичной кожей. В ней находятся основания волос. Различают длинные толстые остевые волосы и короткие мягкие пуховые волосы. Особо выделяют жёсткие длинные волосы - вибриссы. Как правило, вибриссы располагаются на голове (так называемые «усы» зверей), на нижней части шеи, на груди. Более подробно строение различных систем млекопитающих расмотрено в таблице ниже.

На рисунке ниже дано внешнее строение млекопитающих (на примере кролика)

Особенности строения млекопитающих

Строение млекопитающих

Особенности строения млекопитающих

Покровы тела

Кожа (прочная и эластичная, есть салные и потовые железы);

Волосяной покров (состоит из жестких остевых волос и мягких тонких волос подшерстка, вырастающих из волосяных луковиц в коже);

Когти, ногти или копыта на концах пальцев

1. Череп (мозговая часть и лицевая)

2. Позвоночник - 7 шейных позвонков; 12-15 грудных (к ним прикреплены ребра, соединенные спереди с грудиной, образуя грудную клетку), 2-9 поясничных позвонков, 3-4 крестцовых, хвостовые позвонки (количество зависит от длины хвоста)

3. Пояс передних конечностей (две лопатки и две ключицы)

4. Пояс задних конечностей (три пары сросшихся тазовых костей)

5. Скелеты конечностей (строение зависит от условий жизни)

1. Защита головного мозга, захват и измельчение пищи

2. Опора тела.

3. Связь передних конечностей с позвоночником.

4. Связь задних конечностей с позвоночником

Особенно развиты мышцы спины, поясов конечностей и конечностей.

Осуществление различных движений

Пищеварительная система

Ротовая полость (имеет зубы, язык, слюнные железы) --» глотка --> пищевод --> желудок --» кишечник (тонкий и толстый отделы и прямая кишка, в него впадают протоки поджелудочной железы и печени) --» анальное отверстие.

Измельчение, переваривание пищи, всасывание питательных веществ в кровь

Дыхательная система

Носовые полости, гортань, трахея, два легких. Дыхание с помощью диафрагмы.

Насыщение крови кислородом, удаление углекислого газа

Кровеносная система

Четырехкамерное сердце, два круга кровообращения.

Обмен веществ клеток с кровью.

Выделение

Почки (по одной с каждой стороны тела) --» мочеточники (от каждой почки) --» мочевой пузырь (один) --» мочеиспускательный канал.

Удаление избытка воды и продуктов распада

Нервная система

1. Головной мозг - на больших полушариях переднего мозга есть кора с извилинами (связано с более сложным, чем у остальных животных, поведением); хорошо развит мозжечок (связано с координацией более сложных движений)

2. Спинной мозг.

Управление движениями, безусловные и условные рефлексы; восприятие и проведение сигналов

Органы чувств

Степень развития каждого из органов чувств зависит от образа жизни животного.

Поведение

Сложное, легко формируются рефлексы, обеспечивая быстрое приспособление к меняющимся условиям среды

Размножение

Все раздельнополые, большинство (кроме яйцекладущих) вынашивают детенышей в особом органе - матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой (через пуповину).

Беременность - процесс внутриутробного развития зародыша.

Детенышей выкармливают молоком, образующимся в млечных железах (молоко - смесь белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды, необходимых детенышу).

Проявляют заботу о потомстве.

На рисунке ниже представлено внутреннее строение млекопитающих

Рассмотрите скелет млекопитающего. Найдите на нем череп, определите его форму, из каких костей состоит? Найдите на скелете позвоночник и рассмотрите его отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Рассмотрите шейный отдел позвоночника, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни млекопитающих. Найдите грудной отдел позвоночника, из чего он состоит? Найдите на скелете млекопитающего кости, со­ставляющие пояс передних конечностей.

Рассмотрите кости передних конечностей. Найдите пояс задних конечностей - таз; рассмотрите пояс задних конечностей на скелете птицы. Рассмотрите кости задних конечностей. Зарисуйте скелет млекопитающего

ВЫВОД: Скелет млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других наземных позвоночных животных: черепа, позвоночника, скелетов туловища, поясов и свободных конечностей. Кости млекопитающих прочные, многие срастаются вместе. Череп крупный, состоит из меньшего, чем у рептилий, числа костей, так как многие срастаются еще в эмбриональном периоде. Челюсти сильные, вооруженные зубами, которые находятся в углублениях - альвеолах. Позвоночник состоит из следующих пяти отделов: шейного (семь позвонков), грудного (двенадцать позвонков), поясничного (шесть-семь позвонков), крестцового (четыре слившихся позвонка) и хвостового отдела из разного числа позвонков у разных млекопитающих. Позвонки массивные, с уплощенными поверхностями тел. К позвонкам грудного отдела причленя-ются ребра, часть их соединяется с грудиной, образуя грудную клетку. Пояс передних конечностей состоит из парных ключиц и парных лопаток. Кора-коиды (вороньи кости) у большинства зверей редуцированы. У лошадей и собак, у которых ноги движутся только вдоль продольной оси тела, редуцированы и ключицы. Пояс задних конечностей (тазовый пояс) состоит из двух крупных тазовых костей. Каждая из них возникла при срастании лобковой, седалищной и подвздошной костей. Тазовые кости срастаются с крестцом. У млекопитающих сложная система мышц. Наиболее развиты мышцы, двигающие конечности. Они начинаются на костях поясов и прикрепляются к костям свободной конечности. Длинные сухожилия подходят к костям стопы и кисти, что обеспечивает хорошую подвижность конечностей, расширяя их приспособительные (адаптивные) возможности. Хорошо развиты межреберные дыхательные мышцы, сокращение которых поднимает и опускает грудную клетку. Есть мышцы, которые соединяются с кожей: например мимические мышцы, сокращение которых вызывает подергивание кожи, движение шерстного покрова, вибрисс. У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой - диафрагмой. Она широким куполом входит в грудную полость и прилегает к легким

Лабораторная работа № 3

по теме: «Изучение внешнего строения млекопитающего»

Цель работы: изучить особенности внешнего строения представителей класса Млекопитающие.

Оборудование: скелет млекопитающего, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих, презентация «Особенности строения млекопитающих».

Ход работы:

    Изучить общий план строения тела млекопитающих.

    Изучить особенности внешнего строения млекопитающих. Ознакомиться с особенностями строения волосяного покрова.

Перечислите, какие органы расположены на голове млекопитающего? Какое значение они имеют для млекопитающих?

Установите функции, характерные для каждого типа волос, покрывающих тело млекопитающих. Для этого используйте приведенные ниже данные. Результаты отразите в таблице.

1. Длинные, прочные, жесткие остевые волосы.
2. Подпушь, или подшерсток – мягкие, густые, короткие волосы.
3. Длинные, крупные, чувствующие волосы, в основании которых располагаются нервные волокна, воспринимающие соприкосновение с посторонними предметами.
А. Выполняют функцию органов осязания.
Б. Хорошо сохраняют тепло, так как между волосами этого типа задерживается много воздуха.
В. Предохраняет кожу от повреждения.

3. Ознакомиться с разнообразием форм тела различных представителей класса Млекопитающие.

Назовите, изображенных на рисунках животных и выберите из предложенных вариантов те, которые характеризуют их форму тела. Определите, к каким условиям обитания приспособлены их разные формы тела.

А Б В Г

1 2 3 4

    6 7 8

4.Изучить особенности строения скелета млекопитающих, изучить осевой скелет, скелет конечностей.

Определите основные элементы строения скелета млекопитающих (рис. А).

Укажите, из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих (рис. Б).

Укажите, из каких частей состоит скелет передних конечностей млекопитающих (рис.В).

Укажите, из каких частей состоит скелет задних конечностей млекопитающих (рис. Г).


А Б


В Г

5. Сделать вывод из проделанной работы.

Лабораторный практикум по теме «Млекопитающие»

Нами были проанализированы программы по биологии разных авторов: Н.И. Сонина, И.Н. Пономарева, В.В. Пасечника.

Согласно программе под редакцией Н.И. Сонина в разделе «Млекопитающие, или звери» предусмотрены две лабораторные работы: «Определение принадлежности млекопитающих к отрядам», «Выявление приспособлений у млекопитающих к среде обитания». Они проводятся в рамках одного урока.

Согласно программе под редакцией И.Н. Пономаревой предусмотрены четыре лабораторные работы: «Изучение внешнего строения млекопитающего», «Изучение внутреннего строения млекопитающего», «Выявление приспособлений млекопитающих к среде обитания», «Распознавание домашних животных».

Согласно программе под редакцией В.В. Пасечника предусмотрены две лабораторные работы: «Изучение внешнего строения млекопитающих», «Выявление особенностей строения млекопитающих в связи с образом жизни». Они проводятся в рамках одного урока.

Под лабораторными занятиями подразумевают любой вид самостоятельной деятельности учащихся. Наиболее четкую и аргументированную позицию в этом вопросе занимают В.Ф. Шалаев, В.А. Тетюрев, Б.В. Всесвятский и В.Н. Федорова. Признавая лабораторные занятия самостоятельной организационной формой учебного процесса, они указывают на следующие характерные особенности:

1. Занятия проводятся в классных или лабораторных условиях

2. Учащиеся работают самостоятельно, используя методы наблюдения и эксперимента

3. Учитель направляет и контролирует работу учащихся.

Перечисленные особенности не выявляют отличия лабораторных занятий от других форм педагогического процесса, так как не раскрывают специфики наблюдений, проводимых на этих занятиях. Во-первых, наблюдения ведутся и на экскурсиях, и в процессе демонстрации изучаемых животных (на иллюстрациях, муляжах, чучелах); во-вторых, не всякое самостоятельное наблюдение учащихся за изучаемым объектом является характерным для лабораторных занятий.

Педагогический опыт показывает, что при обучении биологии целесообразно выделять два типа наблюдений:

1. Созерцательное наблюдение, т.е. без воздействия на изучаемый объект,

2. Действенное наблюдение, т.е. сопровождающееся воздействием на объект изучения.

Например, созерцательное наблюдение в процессе изучения млекопитающих осуществляется при рассматривании внешнего вида животных, в процессе фенологических наблюдений за жизнью животных.

Действенное наблюдение при изучении млекопитающих осуществляется при рассматривании внутреннего строения и скелета, волосяного покрова когда учащиеся совершают действия с муляжами, могут их разобрать, рассмотреть отдельные части. Строение волосяного покрова можно рассмотреть под микроскопом. Несомненно, созерцательное наблюдение как метод самостоятельной работы, имеет важное значение в обучении биологии, учащиеся непосредственно, целенаправленно воспринимают отличительные особенности изучаемого натурального предмета, хотя и не воздействуют на него. В результате таких наблюдений у учащихся возникают восприятия, формируются представления и понятия о наблюдаемых явлениях и предметах природы, например, на экскурсиях в природу, на классных уроках при работе с натуральным раздаточным материалом, а также при демонстрации учителем опытов и изучаемых объектов.

Далее нами будут рассмотрены основные методы, приемы проведения лабораторных работ. Основные методы проведения самостоятельных работ - наблюдение, опыты над животными и практические работы. Речь о лабораторных, а не о самостоятельных работах.

Проведение самостоятельных наблюдений обеспечивает активность учащихся и дополнительный интерес при изучении предмета биологии.

Знания, полученные на основе наблюдений, обычно отмечаются отчетливостью и прочностью. В процессе собственных наблюдений при выполнении лабораторных работ, развивается интерес к изучению животных, воспитывается инициатива, аккуратность, ответственность за выполняемую работу.

Учащиеся, проводя лабораторные работы, овладевают умениями и научными методами изучения животного мира. Поэтому самостоятельному наблюдению учащихся при проведении лабораторных работ по биологии, необходимо уделить особое внимание .

Опыты с животными

При применении опыта как метода обучения учащиеся на практики осваивают этот важнейший метод научного исследования и постепенно овладевают им. Все это ставит перед учителем зоологии задачу - использовать по возможности самостоятельную опытную работу учащихся, включающую наблюдения и опыты над животными.

Практические работы учащихся

Сочетание физического труда с изучением животных наиболее характерно для данного метода. Практическую работу учащихся с животными в известной мере можно считать учебно-позновательным трудом. Поэтому она, помимо материальной ценности, имеет и большое воспитательное значение, приучает детей трудиться, воспитывает у них любовь к физическому труду, подготавливает их к практической деятельности после окончания школы.

Для организации деятельности учащихся по выполнению лабораторной работы целесообразно подразделить их на группы (малые группы состоят из 3-5 человек). Каждой группе учащихся выдается рабочий лист с иллюстрацией исследуемого типа приспособления организмов и изложением проблемной информацией, обучающего текста, с заданием и алгоритмом выполнения практической части. Содержание предлагаемых рабочих листов позволяет не только создать проблемную ситуацию, но и организовать деятельность учащихся по осмыслению проблемы исследования, поиску учебной информации и проверке гипотезы, по получению, обсуждению и обобщению полученных результатов, стимулировать рефлексивную активность учащихся.

В процессе изучения млекопитающих могут использоваться следующие средства обучения:

· Таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие».

· Модель «Строения черепа», «Строения скелета».

· Электронные носители: иллюстрированный учебник, интерактивные модели - движение пресмыкающихся.

· Фотографии млекопитающих.

· Рисунки и схемы.

· Вопросы и задачи разной сложности по теме урока.

При проведении лабораторных работ используются приборы общего назначения: компьютерный измерительный блок, датчик пульса, дыхания, температуры; препараты (пробирки): беззубка, внутреннее строение крысы, рябы, лягушки, триона, ужа, гадюки, карася и т.д. Модели скелетов, муляжи, лабораторные приборы: микроскопы учебные, набор для микроскопирования, прибор для сравнения углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе и т.д.

В качестве примера проведения лабораторной работы, обладающей исследовательским проблемным характером, приведем работу в разделе «Млекопитающие» на тему «Выявление приспособленности организмов к среде обитания».

Задачи данной лабораторной работы сводится к следующему:

· Создание условий для осознания учащимися понятий «приспособленность», «целесообразность», «адаптация», «относительность приспособленности»;

· Развитию интереса к учебной и научной информации, касающейся проблемы многообразия адаптационных особенностей у млекопитающих;

· Формированию умений учащихся применять знания об эволюционных закономерностях возникновения адаптации для объяснения механизма возникновения конкретной приспособленности, для прогнозирования следствий и формулирования выводов.

Проблемный подход к изучению учебного содержания создает условия для выдвижения учащимися гипотез, версий, аргументов, для обобщений отдельных фактов в контексте общей картины событий или процессов; дл доказательств их состоятельности или отказа от них. В ходе поиска информации по изучаемым проблемам учащиеся подводятся к самостоятельным выводам и обобщениям.

Изложение проблемной ситуации заканчивается следующими вопросами и заданиями: Как вы думаете, в чем здесь заключается проблема и как бы вы сформулировали проблемный вопрос? Сформулируйте гипотезу, объясняющую данное противоречие. Как бы вы проверили истинность собственного суждения?

Предлагается: Внимательно рассмотреть объекты исследования (натуральные и/ или иллюстративный материал).Определить условия сред обитания, вызывающие появление конкретных приспособлений у объектов. Описать характерные черты исследуемых объектов, способствующие их адаптации к условиям среды. Используя знания о движущих силах эволюции и об основных генетических закономерностях, проанализированную информацию, а так же собственные наблюдения, описать возможный путь возникновения конкретных черт адаптации.

Оценить целесообразность приспособленности объектов исследования к условиям среды обитания и обосновывать свое мнение.

Особую важность о окончании лабораторной работы представляют обсуждения всеми учащимися класса проблемного задания для каждой группы, решения которых могут также учащиеся из других групп.

Лабораторная работа по теме: «Скелет млекопитающего».

Цель: изучить особенности строения скелета млекопитающих.

Оборудование и материалы:

1. Скелет кролика, кошки или крысы (по одному на двух студентов).

2. Позвонки из разных отделов тела (по одному на двух студентов).

3. Передние и задние конечности с поясами (по одному на двух студентов).

4. Черепа насекомоядных, грызунов, хищных, копытных животных (по одному на двух студентов).

5. Таблицы: 1. скелет млекопитающего; 2. строение позвонков из разных отделов тела; 3. череп (вид сбоку и снизу); 3. Скелет конечностей и их поясов.

Мозговой череп

Затылочный отдел: затылочная кость; затылочное отверстие; затылочные мыщелки.

Бока черепа: чешуйчатые кости со скуловыми отростками; скуловые; верхнечелюстные; межчелюстные (переднечелюстные); слезные; глазоклиновидные; крылоклиновидные кости.

Крыша черепа: теменные; межтеменные; лобные; носовые кости.

Дно черепа: основная клиновидная; передняя клиновидная; каменистая; крыловидные; небные кости; небные отростки верхнечелюстных костей; решетчатые лабиринты; сошник; барабанная кость; хоаны; отверстия выходов нервов, кровеносных сосудов и евстахиевой трубы.

Висцеральный череп

Нижняя челюсть: зубные кости с венечным, сочленовным и угловым отростками.

Позвоночник

Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый хвостовой.

Строение туловищного платицельного позвонка, атланта и эпистрофея.

Грудная клетка: ребра истинные и ложные; грудина (рукоядка и мечевидный отросток).

Пояса конечностей

Передняя конечность: плечо; предплечье (лучевая и локтевая кости); кисть (запястье, пясть, фаланги пальцев).

Задняя конечность: бедро; голень (большая и малая берцовые кости); стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев).

Зарисовать:

Череп (вид сбоку и снизу)

Лабораторная работа