Достоинства и недостатки метода анкетирования в педагогике. «Анкетирование – как метод педагогического исследования. Виды анкет и вопросов. Анкетирование используется при


Преимущества анкетирования Недостатки анкетирования
большой содержательный спектр информации; возможность выявить «внутренний мир» человека; возможность целенаправленной (тематически) ориентации; большая концентрация материала; возможность применения зондажного (пилотажного) опроса; сочетаемость с другими методами (наблюдение, интервью); возможность сравнительного анализа и перепроверки данных; широкие «географические» рамки метода; возможность вторичного анализа (с иными исследовательскими задачами); «традиционность» метода. субъективированная информация; влияние факторов памяти и знаний; трудоемкость раздачи и сбора; возможная неискренность респондентов; проблема интерпретации вопросов респондентами; проблема интерпретации ответов исследователем; возможная недостаточная мотивация «соучастия» в анкетировании со стороны респондентов; относительная слабость контроля при заочном анкетировании; чрезмерная увлеченность методом без учета ситуации; кажущаяся легкость проектирования метода.

Структура анкеты. Как правило, анкета состоит из следующих частей: введения (преамбулы), реквизитной части, информативной части, классификационной части (паспортички), заключения.

1. Введение знакомит опрашиваемого с целями научного исследования, содержанием анкеты, Здесь обязательно надо указывать на анонимность и конфиденциальность, а также размещать правила заполнения и (при необходимости) способ ее возвращения. В случае анонимности респондент должен быть уверен, что его имя и другие реквизиты не будут известны исследователям. В случае конфиденциальности предполагается, что имя респондента известно только исследователю, но отнюдь не заказчику данного обследования.

2. Реквизитная часть . В реквизитной части кроме некоторых технических данных – кодов, служебных пометок – принято размещать название организации, производящей опрос, приводится информация, касающаяся респондентов. Кроме того, здесь идентифицируется сам вопросник, т.е. ему дается название, указываются дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера. В социологической практике иногда вводную и реквизитную часть объединяют в одну.

3. Информативная (содержательная) часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, контрольных вопросов, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), «переведенных» на логику восприятия респондентом. При большом количестве вопросов или при охвате нескольких тем содержательная часть подразделяется на «смысловые блоки» (анкеты-омнибусы), вопросы которых требуют различных «техник» (по количеству выбираемых альтернатив, по способу шкальных оценок и т. п.). Чтобы облегчить работу респондента к каждому из таких вопросов или блоков дается исчерпывающая инструкция, а также предусматриваются специальные переходы от одной темы к другой. Формулировки этих переходов имеют целью переключить внимание респондентов на восприятие нового предмета опроса.

Следующим важным условием структурирования анкеты является распределение ответов по степени их трудности. Его можно сформулировать так: от простого к сложному. Это придаст респонденту уверенности в своих силах и позволит расслабиться.

Некоторые разработчики анкеты считают, что первыми целесообразно ставить вопросы, выявляющие уровень осведомленности. Затем – вопросы об имеющемся опыте. И уже затем – об отношении, оценках: Подобный композиционный прием вполне оправдал себя на практике.

Согласно наблюдениям С.И. Григорьева и Ю.Е. Растова, логика построения вопросника строится от «общего к частностям», благодаря чему последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться принципом «от частностей к общему».

По мнению Е.П. Голубкова, сначала надо задавать вопросы, определяющие уровень компетентности респондента в области проводимого исследования, затем «разминочные» вопросы респондентам. Последние должны быть легкими для ответов, стимулируя респондентов к дальнейшим ответам. Наиболее трудные вопросы, требующие для ответа использования специальных шкал и достаточных умственных усилий, рекомендуется ставить в середине или ближе к концу анкеты. Вопросы, носящие чрезмерно личный характер, обычно помещаются среди «невинных» вопросов.

К проектированию вопросников применяют два специальных подхода – туннельный и секционный. При использовании туннельного подхода имеет место постепенный переход от широких, общих вопросов к более узким, частным. Секционный подход заключается в том, что последовательно рассматриваются вопросы по отдельным темам, до их полного исчерпания. На практике зачастую используется комбинация рассмотренных подходов.

4. Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах. Иначе ее называют «паспортичкой». Если анкета не предполагает анонимности, здесь же фиксируются персональные сведения (адрес, дата заполнения, личные пожелания, возможность дальнейшего сотрудничества и т. п.).

5. Заключительная часть анкеты содержит благодарность отвечающему за участие в исследовании.

Части 1, 2 и 5 представляют собой обслуживающий, вспомогательный аппарат анкеты, а части 3 и 4 – основную, базисную часть.

Функции, логическая структура и классификация вопросов анкеты. Анкетный вопрос в социологическом исследовании несет в себе важные познавательные и прочие функции. По мнению А.И. Кравченко и других исследователей у анкетного вопроса их три – индикаторная, коммуникативная и инструментальная.

Индикаторная функция состоит в том, что вопрос обеспечивает получение искомой информации, а не какой-либо другой. Обеспечение индикаторной функции связано с обоснованием формулировки вопроса относительно измеряемой характеристики (индиката). Когда индикат определен, то можно оценить, является ли сформулированный вопрос его индикатором, может ли он дать искомую информацию.

Способность вопроса изучать измеряемую характеристику, а не какую-либо другую, называется обоснованностью вопроса. Ее синонимами выступают понятия валидности и релеватности.

Коммуникативная функция вопроса обусловлена природой социально-психологического общения. Она обеспечивает связь между сознанием исследователя и обыденным сознанием респондентов. Критерием оценки коммуникативных возможностей вопроса выступает однозначность понимания его смысла респондентами, искренность и достоверность ответов.

Инструментальная функция вопроса связана с соблюдением специальных требований, предъявляемых к его измерительным возможностям, построению шкал и индексов, формируемых на базе блоков вопросов. Речь идет о таких оценках, как точность и устойчивость измерений, проводимых с помощью вопросов шкального типа.

Логическая структура вопроса определяется наличием в нем двух обязательных элементов:

· базисной информации о том, что известно;

· указанием на недостаточность известной информации и необходимость ее восполнения или уточнения.

В тех случаях, когда социолог ошибается в определении базисной части вопроса (известной информации), появляется «эффект внушения». Требования к базисной части вопроса таковы:

· ее информация должна быть в равной степени известна и социологу и опрашиваемому;

· она должна однозначно пониматься и социологом и респондентами;

· она должна быть свободна от влияния явных и неявных ожиданий социолога по поводу социально одобряемых и неодобряемых ответов.

Вторая группа логических ошибок вызывается нарушением связи базисной части вопроса с его второй частью (с указанием на неизвестную информацию и на область поиска ответов).

Третья группа логических ошибок связана с адресатом. Часто вопросы относятся к узким группам респондентов. В таком случае должны выполняться следующие требования:

· обеспечивается возможность уклониться от ответа (варианты «не знаю», «не имею мнения», «затрудняюсь ответить»);

· включаются вопросы-фильтры;

· прямо обозначается адресат вопроса.

Все вопросы классифицируются по нескольким критериям:

· по форме различают открытые (предполагающие любой ответ в любой форме), закрытые (с предполагаемыми вариантами ответов), прямые (понимаемые буквально) и косвенные (с заложенным скрытым от респондента смыслом) вопросы.

· по методической функции выделяют основные (содержательные) вопросы и вопросы «вспомогательные» (функциональные) – контрольные (для уточнения и проверки основных), вопросы-фильтры (например, для определения степени информированности), вопросы-ловушки, функционально-психологические (для снятия напряжения и установок, при переходе от одной темы к другой и т. п.).

· по отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, деликатные);

· по технике заполнения (трудные, сложные).

В описанной классификации все виды анкетных вопросов – специализированные. Каждый вид выполняет отведенную ему роль, занимает строго однозначное место в иерархии или композиции анкеты.

По своей форме или технике заполнения анкетные вопросы делятся на два основных вида – открытые и закрытые. Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить всю неповторимость своего индивидуального сознания, языка, стиля. Закрытый вопрос предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса, используя свои теоретические знания.

Закрытыми считаются такие вопросы, в которых перечислены все без исключения ответы (альтернативы) и в которых, таким образом, свобода выражения респондентом своего мнения сведена если не к минимуму, то к очень жестким границам.

Закрытые вопросы подразделяют на несколько групп. Дихотомические вопросы предполагают учет наиболее общих, полярных реакций респондента: «да, нет, не знаю (или затрудняюсь ответить)». Возможные варианты ответов могут представлять собой оценочную шкалу, изменяющую степень проявления какой-либо характеристики респондента (интенсивности мнения, уровня информированности, активности участия в каком-либо виде деятельности). Дихотомические вопросы хороши при изучении фактов.

Закрытый вопрос может содержать набор суждений, предметов, фактов, из которых респондент выбирает заданное (или неограниченное) число наименований по какому-либо основанию, предложенному автором анкеты. Иногда закрытые вопросы содержат задачу ранжирования выбранных вариантов , т.е. упорядочения их по степени привлекательности, значимости для отвечающего.

Неопытный исследователь, как правило, затрудняется перечислить все возможные ответы. В таком случае употребляется ослабленный вариант закрытого вопроса – полузакрытый вопрос. В конце списка ответов оставляется место (две-три строчки) и пишется: «другие ответы...». Подобный компромисс требует дополнительных затрат, ведь открытая форма вопроса в конце («другие ответы...») предполагает кодировку полученных данных самим исследователем. Полузакрытые вопросы используют также и опытные исследователи в тех случаях, когда они, задавая закрытый вопрос, не уверены, что предлагаемый ими набор вариантов ответа является полным или исчерпывающим.

Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные вопросы предполагают выбор респондентом только одного варианта ответа из набора предлагаемых. В результате при статистической обработке сумма ответов на все вопросы (включая варианты «нет ответа») всегда будет составлять 100% (т. е. точно совпадать с объемом выборки). Типичными альтернативными вопросами являются вопросы о социально-демографических характеристиках опрашиваемых (пол, возраст, образование, социально-профессиональный статус, размер среднедушевого дохода за конкретный период времени).

Неальтернативные вопросы (или, как их иногда называют, «вопросы-меню») предусматривают возможность выбора нескольких вариантов ответов. Поэтому общая сумма удельных весов ответов может превышать 100%. Чаще всего закрытые неальтернативные вопросы используются при изучении ценностных ориентаций, характеризующих нацию, сообщество или социальную группу, читательских предпочтений (список читаемых газет и журналов), видов досуговой деятельности и т. д.

Шкальный вопрос можно перевести в табличную форму. В таком случае шкала измерения располагается либо построчно, либо столбцами. Кроме того, экономится место, благодаря чему в одном вопросе фактически задаются несколько.

Открытые вопросы не содержат никаких подсказок и дают возможность респонденту выразить свое мнение в той словесной форме, в которой он привык выражаться, во всей полноте, до подробностей. Они могут иметь две формы расположения – линейную и табличную .

Гораздо проще вопросы-фильтры . Это чисто функциональные элементы, их цель – отсекать тех, кто не может отвечать. Они отсеивают «чужих», не относящихся к данному вопросу или анкете в целом респондентов.

Вопросы-фильтры относятся к классу неосновных вопросов социологической анкеты, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса.

Иногда специалисты разделяют вопросы-фильтры и контрольные вопросы на два похожих, но, тем не менее, разных вида. Контрольные и фильтрующие вопросы во многом выполняют похожие функции. Авторы «Рабочей книги социолога» советуют; сначала можно спросить о том, насколько респондент доволен своей работой. Через несколько вопросов задать первый контрольный вопрос: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» – затем второй, косвенный: «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?» Сопоставление ответов на три вопроса дает информацию об искренности респондента. Если обнаружено противоречие в ответах, результаты бракуются. Такой же вариант построения контрольных вопросов предлагает и В. А. Ядов. Он рассматривает и ряд полезных правил:

· в анкете основной и контрольный вопросы должны перемежаться другими вопросами так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними;

· реальная ситуация контролируется вариантами прожективной ситуации;

· косвенные вопросы контролируют ответы на прямой, открытые – на закрытые, безличные – на личные;

· контролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основными задачами исследования, тогда как прочая информация может быть менее обстоятельной.

Этапы работы над анкетой. Составлению анкеты должна предшествовать разработка программы исследования. На основе определенных в ней целей, задач и гипотез составляется план анкеты, в котором указываются основные темы анкетного опроса. Формулировке вопросов анкеты предшествует процедура эмпирического определения основных понятий исследования и отбора необходимого минимума эмпирических индикаторов. Каждому из выбранных индикаторов соответствует один или несколько вопросов анкеты.

Формулировка вопросов – наиболее сложный и ответственный этап составления анкеты. Они должны отвечать определенным требованиям.

Что же касается требований к формулировке вопросов , то они описываются следующим образом:

· вопросы должны быть соотнесены с темой и задачами исследования;

· вопросы должны создавать условия для точных и определенных ответов;

· вопросы должны быть сообразованы с уровнем наиболее слабо подготовленных респондентов;

· вопросы должны задаваться нейтрально и не внушать любые установки или отношения;

· вопросы не должны касаться социально неприемлемых ответов;

· вопросы не должны быть множественными по смыслу;

· вопросы должны быть лексически и грамматически точными.

Считается при этом, что любой вопрос требует выяснения (на этапе составления анкеты) своей необходимости, информационной полезности, обоснования для выбора его формы и месте в опросном листе.

Известный немецкий специалист в сфере опросов общественного мнения, Э. Ноэль, так формулирует «вопросы к вопросам»:

· трудно ли понять смысл вопроса?

· не слишком ли он абстрактен?

· учтены ли языковые способности респондента?

· нужна ли значительная наблюдательность?

· учтен ли фактор памяти?

· существует ли опасность утомляемости?

· нет ли желания угодить своим ответом?

· учитываются ли факторы опасения и недоверия?

· играют ли роль соображения престижа?

· не является ли тема слишком личной?

· не возникает ли желание ответить «слишком разумно»?

· касается ли вопрос неосознаваемых обстоятельств?

Завершающий этап работы над анкетой – ее верстка и тиражирование . Не следует забывать, что ее дизайн, удобство прочтения и заполнения – достаточно серьезные факторы качества ожидаемой информации, поскольку своим внешним видом анкета формирует соответствующее отношение респондента.

Интервью

Интервью – способ научного исследования, который использует процесс вербальной коммуникации, чтобы получить информацию в зависимости от намеченной цели. Из этого, даже очень краткого, определения можно сделать следующие логические выводы и предположения:

· как элемент исследования научного, интервью должно быть подготовлено и обосновано соответствующим образом;

· как коммуникативный процесс, интервью присущи свои лингвистические и психологические особенности;

· как способ получения информации, интервью предполагает ее перевод из «устного» в «текстовое» состояние;

· как целенаправленный процесс, интервью должно быть упорядоченно и последовательно.

Классификация интервью. Существует несколько критериев для классификации видов интервью. Наиболее известна классификация видов интервью по степени свободы собеседника . При этом различают:

· глубинное интервью (свобода в способе ведения беседы и в форме ответов; гипотеза отсутствует);

· свободное (гипотеза формулируется априори, интервьюер свободен в постановке вопросов, но лишь по теме исследования). Разновидностью свободного интервью выступает нарративное интервью (narrative – рассказ, повествование), представляющее собой произвольное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий удивления или одобрения, которые стимулируют и поддерживают нить рассказа;

· фокусированное, или полустандартизованное (с перечнем необходимых и возможных вопросов);

· стандартизованное (проводится на основе опросного листа с открытыми или закрытыми вопросами, задаваемыми в определенном порядке и фиксированной формулировкой).

Однако заметим, что стандартизация, формализация и структурированность как основания классификации видов интервью весьма близки и нередко употребляются как синонимы.

Несмотря на это, некоторые специалисты все-таки пытаются навести классификационный порядок в методическом хаосе. В частности, Н.В. Веселкова пишет о том, что стандартизация (от англ. standart – установленный образец, норма, сведение к стандарту) – это унификация параметров интервью в рамках конкретного исследования. Только при условии стандартизации можно говорить о сопоставимости данных. В отличие от этого формализация (от лат. forma – вид, образ) – это строгое определение элементов (формы вопросов), упорядоченная совокупность которых и образует форму целого (инструментария интервью). Ярким воплощением служит формализованное интервью, где вопросы и ответы на них четко определены для всех интервьюеров, и они не имеют права от них отступать. Когда говорят о стандартизации, то методисты подразумевают предъявление определенных требований к ситуации и процедуре интервью, а под формализацией понимают определение внешнего вида инструмента, формулировку вопросов и закрытий к ним. Под структурированием (от лат. structura – строение) понимается установление устойчивых связей между элементами интервью, установление между ними стилевого соответствия, упорядочивание их. Под недирективностью (франц. directive от лат. dirigere – направлять) обычно имеется в виду мастерство нейтрального (несуггестивного) опроса, нацеленного на минимизацию «эффекта интервьюера».

Анализ существующих разнообразных типологий позволяет выделить (кроме указанной выше классификации видов интервью по степени свободы собеседника) несколько критериев для классификации видов интервью.

В зависимости от степени стандартизации вербального диалога выделяют два основных вида интервью:

· формализованное интервью (беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов) с закрытыми и открытыми вопросами.

· неформализованное интервью (длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера). Оно характеризуется минимальным уровнем стандартизации. В зарубежной литературе за термином «неформализованное интервью» тянется длинный синонимический ряд: «неструктурированное», «нестандартизованное», «свободное», «открытое», «глубинное», «интенсивное», «исследовательское», «качественное». Хотя, как показывает специальный анализ, они далеко не всегда являются синонимами в полном смысле слова.

По числу обсуждаемых тем виды интервью подразделяются на:

· фокусированное , или направленное, интервью (подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен, может быть формализованным и неформализованным). Некоторые специалисты считают, что фокусированное интервью не тождественно направленному, поскольку наличие проблемного фокуса – это не то же самое, что степень управления ответами респондента со стороны интервьюера. По мнению С. Белановского фокусированное интервью может быть как направленным, так и ненаправленным;

· нефокусированное (ненаправленное) интервью, где нет предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Здесь царствует тематическая солянка, вопросы на самые разные темы перемежают друг друга, не образуя логической последовательности.

В зависимости от числа респондентов виды интервью подразделяются на:

· индивидуальное интервью (беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей);

· групповое интервью (беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором , с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет). Главные разновидности – фокус-группа и мозговая атака .

В зависимости от способа общения – личное и телефонное ; от частоты проведения – однократное , повторное или многократное ; от объекта и целей – интенсивное (для исследования структур или типов ответов) и экстенсивное (многократные беседы с охватом большого числа респондентов); от уровня подготовки респондентов – директивное (с хорошей осведомленностью о причинах своих действий) и недирективное (с недостаточной осведомленностью) и др.

Дополнительным критерием классификации выступает место проведения интервью. Выделяют следующие его разновидности:

· интервью по месту жительства (в домашней обстановке человек располагает большим временем, охотнее отвечает на острые вопросы, требующие сообщения критической информации об отрицательных фактах и явлениях);

· интервьюирование посетителей магазинов ;

· интервью по месту работы (наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы; для многих категорий респондентов именно трудовая обстановка является более привычной, естественной и располагающей к продуктивному обмену мнениями).

По стилю ведения интервью делятся на жесткие (интервьюеру разрешается грубо перебивать респондента, ловить его на противоречиях, задавать наводящие вопросы, оказывать психологическое давление) и мягкие (предполагает вежливое обращение с опрашиваемым, употребление всевозможных этикетных правил и формул).

Существуют еще несколько дополнительных критериев: по целевомуназначению (вопросы о мнениях, отношениях, фактах); по типу опрашиваемых (руководители, эксперты, обычные респонденты).

Французские исследователи Р. Пэнто и М. Гравитц для классификации интервью предлагают континуум, где на одном полюсе – максимальная свобода и глубина, а на другом – их минимальные значения. В соответствии с этим все виды интервью расположены в следующем порядке: клиническое интервью – глубинное интервью – интервью со свободными ответами – направленное (фокусированное) интервью – интервью с открытыми вопросами – интервью с закрытыми вопросами .

Преимущества и недостатки интервью. Если сравнивать два самых популярных метода в социологии – анкетирование и интервьюирование, то можно обозначить некоторые преимущества последнего по отношению к анкетированию:

· вопросов без ответов в нем практически не бывает;

· неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

· имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;

· получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.

Главные недостатки метода интервьюирования – его малая оперативность , существенные затраты времени, необходимость нанимать большое количество интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, так как требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.

Нетерпеливость респондентов . Респонденты с трудом отвечают на большое количество вопросов, даже если их 20-25, включая вопросы по демографическим характеристикам. Интервьюер должен либо ускорить темп работы, либо уговорить отвечающего продолжить интервью, либо пожертвовать точностью формулировки вопросов. Помимо того, что нетерпеливость респондентов вынуждает исследователя жертвовать глубиной проработки изучаемых проблем, возникает еще и проблема неконтролируемых отклонений в процедуре сбора информации.

Страх респондента перед опросом . Степень скрытности респондентов в России гораздо выше, чем в других странах. Сказывается боязнь, что спрашивающий его человек может оказаться представителем власти и твой отказ отвечать может обернуться реакцией со стороны властей. Поэтому респондент старается скрыть свои взгляды, пристрастия, выбирая либо нейтральный ответ типа «еще не определился», «затрудняюсь ответить», либо ответ, который будет выглядеть «прилично» в глазах власти. Характерно, что такое поведение типично для образованных людей.

Эмоциональное поведение респондентов . Международный стандарт говорит о том, что респондент не должен состоять в эмоциональной связке с интервьюером. Но на деле эмоциональную отстраненность сохранять очень трудно, особенно в российских условиях. Это связано с особенностями нашего национального характера.

Поскольку на практике наиболее часто используются такие виды интервью, как стандартизированное (стандартизованное) и нестандартизированное (нестандартизованное), уточним «плюсы» и «минусы» именно этих его видов. Таблица 3.5.4.1 построена на материале работы «Методы социальной психологии».

Опрос – это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым.

Типы опросов:

1) интервьюирование;

2) анкетирование.

Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.

Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:

1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования:

а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов:

– клинические – направлены на выявление акцентуаций;

– глубинные – состоят в выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти;

– фокусированные – внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах;

б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом;

в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений;

2) по степени формализации:

а) стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинством метода является сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов, благодаря чему полученные данные более сравнимы друг с другом. Недостаток метода состоит в несколько «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется при необходимости исследовать большое количество людей (несколько сотен или тысяч);

б) нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью и вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимуществом данного вида интервью является возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, что приближает его к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Недостаток такого интервью кроется в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой;

в) полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью – осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Данная методика позволяет интервьюеру варьировать в пределах рамок «путеводителя». Полученные данные при этом более сопоставимы.

Анкетирование – метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования.

Анкетирование используется при:

1) выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам;

2) необходимости опросить большое число людей.

Достоинства и недостатки трех главных методов опроса

Опрос

Достоинства и недостатки

Основные недостатки метода глубинных интервью связаны со сложностью поиска интервьюеров. В первую очередь, для проведения глубинных интервью требуются квалифицированные специалисты, которых нелœегко найти. Далее, на качество результатов интервью сильно влияет личность и профессионализм интервьюера. И, наконец, сложность обработки и интерпретации полученных в ходе интервью данных, как правило, требует привлечения для их анализа специалистов-психологов.

Достоинства. С помощью глубинных интервью можно получить более полную информацию о поведении человека, о причинах такого поведения, его глубинных мотивах, что не всœегда возможно в фокус-группе, где респонденты оказывают давление друг на друга и сложно определить, кто именно дал тот или иной ответ.

предполагает выяснение мнения респондента по определœенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.

Метод Достоинства Недостатки
Почтовый опрос
  • низкая стоимость
  • легкость организации опроса
  • доступен для малой группы исследователœей
  • при заполнении анкеты отсутствует влияние на респондента со стороны интервьюера
  • бывают использованы иллюстрации
  • смещение выборки за счёт ʼʼсамовыборкиʼʼ: в почтовых опросах чаще участвуют лица, располагающие свободным временем и заинтересованные в теме опроса
  • респондент не может уточнить у интервьюера вопросы
  • низкое качество ответов на открытые вопросы
Телœефонное интервью
  • низкая стоимость
  • опрос должна быть проведен достаточно быстро
  • пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующих отношения
  • возможен централизованный контроль за ходом опроса
  • охватывает только людей, имеющих телœефон
  • не бывают показаны вопросник и иллюстрации
  • по телœефону трудно поддерживать интерес более 15-20 минут
  • трудно задавать сложные вопросы
Личное интервью
  • есть возможность продемонстрировать продукт
  • сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени
  • появляется возможность слушать живую речь респондента
  • легко задавать сложные вопросы
  • высокая стоимость
  • присутствует влияние интервьюера на респондентов
  • требуется большая команда квалифицированных интервьюеров
  • низкий уровень контроля за работой интервьюера

Личное интервью (face-to-face)

Опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом. Личное интервью незаменимо в том случае, когда респонденту в ходе опроса крайне важно предъявить значительный объём наглядной информации.

Достоинства и недостатки трех главных методов опроса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Достоинства и недостатки трех главных методов опроса" 2017, 2018.

Опрос – это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым.

Типы опросов:

1) интервьюирование;

2) анкетирование.

Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.

Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:

1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования:

а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов:

– клинические – направлены на выявление акцентуаций;

– глубинные – состоят в выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти;

– фокусированные – внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах;

б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом;

в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений;

2) по степени формализации:

а) стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинством метода является сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов, благодаря чему полученные данные более сравнимы друг с другом. Недостаток метода состоит в несколько «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется при необходимости исследовать большое количество людей (несколько сотен или тысяч);

б) нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью и вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимуществом данного вида интервью является возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, что приближает его к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Недостаток такого интервью кроется в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой;

в) полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью – осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Данная методика позволяет интервьюеру варьировать в пределах рамок «путеводителя». Полученные данные при этом более сопоставимы.

Анкетирование – метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования.

Анкетирование используется при:

1) выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам;

2) необходимости опросить большое число людей.

Способы анкетирования:

2) распространение анкет в СМИ;

Самым популярным методом в изучении читателей и их потребностей в Интернете является опрос. Но очень часто мы делаем это непрофессионально. Называем анкетой любую комбинацию вопросов, а когда получаем результаты не можем, порой, сделать необходимые выводы.

Теория вероятностей позволяет нам составить представление о целом по сравнительно небольшой ее части, причем, с достаточно высокой степенью точности. Главное, чтобы эта выборка была репрезентативна , то есть отражала основные параметры этого целого. Поэтому одной из ключевых задач при проведении опросов является формирование выборки, то есть определение контактной аудитории, на которой будет проводиться исследование. В случае с интернет-опросами есть специфика смещения в результатах. Это связано с тем, насколько широко представлена целевая аудитория в Интернете. А так же приходятся учитывать, что в опросах, как правило, участвуют самые активные пользователи Сети.



Мировая практика проведения серьезных Интернет-опросов выработала следующий алгоритм обеспечения репрезентативности данных: вывешивается объявление об опросе; регистрируются желающие участвовать в нем; собирается информация об участниках и создается, таким образом, база данных (Интернет-панель); рассылаются приглашения принять участие в опросе, собираются и фильтруются результаты.
Библиотеки тоже могут использовать эту практику и сформировать для важных исследований свои Интернет-панели.

Опрос может проводиться путем размещения анкеты на библиотечных сайтах, представительствах библиотеки в соцмедиа, а также путем рассылки по электронной почте, предложения заполнить ее в телеконференциях. В рассылках в почтовые ящики респондентам может содержаться ссылка на сайт, где расположена анкета, или собственно сам вопросник с приглашением его заполнить.

Анкета на сайтах подразумевает размещение специальных интерактивных форм с перечнем вопросов для посетителей. Пользователь заполняет форму и нажимает кнопку. С использованием форм вы можете установить демографические показатели своей аудитории, выяснить ее мнение о предлагаемых библиотекой услугах, о самом сайте, получить жалобы на недоработки в обслу­живании и предложения по его улучшению.

Недостат­ком яв­ляется то, что в этом случае посетитель сайта вынужден совершать определенные действия, а для этого нужна сильная мотивация.

Для повышения интереса пользователей к заполнению анкет в Интернете в полной мере применимы традиционные средства, такие как премирование или оплата. Например, может применяться практика начисления бонусов за заполнение анкеты, какие-то скидки на получение платных услуг библиотеки и т. п.

Основным элементом при проведении опросов является анкета .

В структурном плане полноценная анкета должна состоять из четырех частей:

1. Вводной, где высказывается уважительное отношение к опрашиваемым и указывается, кто проводит опрос; с какой целью; инструкция по заполнению анкеты.

2. Основной анкеты, которая состоит из вопросов, связанных с целями и задачами исследования.

3. Контрольной - с вопросами, позволяющими убедиться в достоверности данных.

4. Заключительной - с вопросами, снимающими у респондентов психологическое напряжение, позволяющими выявить их социально-демографические характеристики (пол, возраст, место жительства, социальное положение, образование т.д.). А завершаться анкета словами благодарности к опрашиваемому за участие в опросе.



Формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной. В анкете, они должны переходить от простых - к сложным, от общих - к специальным. Вопросы не должны содержать двойного отрицания (например, "Не считаете ли Вы, что не следует..."). Особое внимание следует обратить на то, чтобы основной и контрольный вопросы не следовали друг за другом, поскольку большинство людей, отвечают на следующий вопрос, находясь под впечатлением содержания и ответа на предыдущий. Самые сложные вопросы, требующие размышления должны располагаться в середине анкеты.

Анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов (обычно стараются ограничиться 10-15 вопросами), т.к. чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.

В тексте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология;

Вопросы не должны содержать слова "часто", "очень часто", "много", "мало", "редко", и т.п., так как количественное восприятие этих понятий различными людьми далеко не однозначно.


Поговорим о преимуществах и недостатках маркетинговых исследований через Интернет.

Преимущества:

  • Большой охват. Возможность опросить респондентов, проживающих в географически удаленных районах.
  • Устраняется влияние личности интервьюера, если интервьюер на­ходится в плохом настроении или не воспринимает определенный тип людей и т.д. - все это влияет на по­лучаемые данные.
  • Относительно невысокие финансовые затраты.
  • Откровенность респондента. Опыт исследователей говорит и том, что респонденты через Интернет дают более честные ответы, не стремясь угодить интервьюеру.
  • Доступность анкеты.
  • Удобство. Респондент сам решает, когда ему принять участие в исследовании, и это повышает качество ответов.
  • Скорость. Для заполнения и обработки опросника требуется меньше времени, чем при традиционном интервью. Есть специальные формы для проведения и обработки данных анкетирования. Библиотекари сейчас чаще всего используют сервис Гугл.

К минусам проведения Интернет-опросов можно отнести:

  • Ограниченность интернет-аудитории, мы можем опросить только тех, кто подключен к Интернету.
  • Трудности в формировании выборки.
  • Отсутствие связи с исследователем. Респондент не может уточнить у интервьюера вопросы.
  • Искажение информации о себе.
  • Неоднократное участие одного респондента.

Надеемся, что наши советы помогут вам при организации онлайн-опросов!