Часть 11 статьи 133.1 тк рф. Трудовой кодекс. Как взаимосвязаны договорные трудовые нормативы и мрот


Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.01.2019
  • вступила в силу 01.09.2007

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.09.2007

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учётом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

  • организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счёт средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • другими работодателями - за счёт собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьёй 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).


Другие статьи раздела


Судебная практика по ст. 133.1 ТК РФ

Дело № 308-АД15-13467
от 2 ноября 2015 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 93-КГПР13-2
от 30 августа 2013 г.
Дело № 73-КГ13-1
от 17 мая 2013 г.
Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело № 72-КГ12-6
от 21 декабря 2012 г.
Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело № 72-КГ12-2
от 16 ноября 2012 г.
Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело № 34-КГ12-7
от 14 сентября 2012 г.
Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело № 83-АПГ12-3
от 1 августа 2012 г.
Судебная коллегия по административным делам, апелляция

Официальный текст :

Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Комментарий юриста :

Трудовой кодекс дополнен данной статьей с 1 сентября 2007 года. Часть 1 этой статьи предоставляет субъектам РФ право устанавливать региональный размер минимальной заработной платы региональным соглашением о минимальной заработной плате. Возможность устанавливать региональный МРОТ, но региональными законами, появилась у недотационных субъектов РФ с 1 октября 2003 года. При этом до 2005 года для его введения на территории субъекта РФ необходимо было получить согласие Правительства РФ, а с 2005 года необходимость согласовывать введение повышенного МРОТ с Правительством РФ у субъектов РФ отпала. Однако воспользовались таким правом всего несколько субъектов РФ.

В то же время ряд субъектов РФ (в частности, Москва, Волгоградская, Воронежская области) устанавливали региональный МРОТ трехсторонними региональными соглашениями, заключаемыми между профсоюзами, представителями работодателей и правительства субъекта РФ. С 1 сентября 2007 года аналогичный порядок установления регионального МРОТ введен Трудовым кодексом для всех субъектов РФ. Определяя сферу действия региональных соглашений о региональном размере минимальной заработной платы, Трудовой кодекс исключает из сферы их действия работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

При определении размера региональной минимальной заработной платы должны учитываться социально-экономические условия и величина прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. Исходя из принципа не ухудшения положения работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами при регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке, часть 4 статьи 133.1 устанавливает, что размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

Часть 5 настоящей статьи определяет источники финансирования, за счет которых обеспечивается размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. В организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; в небюджетных организациях - за счет собственных средств.

Проект регионального соглашения о минимальной заработной плате разрабатывается региональной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, установленном статьей 47 Трудового кодекса для разработки и заключения социально-партнерских соглашений. Часть 7 статьи 133.1 определяет порядок распространения регионального соглашения о минимальной заработной плате на работодателей, которые осуществляют деятельность на территории субъекта РФ, но не участвовали в заключении такого соглашения.

Для распространения действия соглашения на работодателей, которые не участвовали в его заключении, руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ официально публикует текст соглашения и предложение о присоединении к соглашению, адресованное таким работодателям. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ обязан уведомить об опубликовании указанных предложения и соглашения Минтруд России. Действие соглашения распространяется на работодателей, которые не участвовали в заключении соглашения, если до истечения 30 календарных дней с момента опубликования соглашения и предложения о присоединении к нему они не представили мотивированный письменный отказ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

То есть молчание в данном случае расценивается как согласие выплачивать зарплату работникам не ниже регионального размера минимальной заработной платы. При этом действие соглашения распространяется на них с момента официального опубликования соглашения. Работодатели, у которых отсутствуют финансовые возможности обеспечить выплату зарплаты не ниже установленной региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в субъекте РФ, до истечения 30 календарных дней с момента опубликования соглашения и предложения присоединиться к нему должны представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ:

Мотивированный письменный отказ от присоединения к соглашению. Обосновать отсутствие возможности платить своим работникам зарплату не ниже регионального МРОТ можно, например, началом становления бизнеса, когда компания нарабатывает хозяйственные связи, либо тяжелым финансовым положением, связанным со снижением оборотов и прибыли, чрезвычайными ситуациями;

Протокол консультаций с профкомом, если он есть;

График поэтапного "подтягивания" оплаты труда до уровня регионального МРОТ. Его соблюдение будет контролировать государственная инспекция труда субъекта РФ, в которую направят копию мотивированного отказа.

Руководителю уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предоставлено право приглашать представителей работодателей, представивших мотивированные письменные отказы от присоединения к региональному соглашению о размере минимальной заработной платы, а также представителей выборного органа первичной профсоюзной организации таких работодателей для проведения консультаций с участием представителей сторон региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта. При этом установлена обязанность представителей работодателя, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации и представителей региональной трехсторонней комиссии принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате должны быть направлены уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в государственную инспекцию труда в субъекте Федерации. Трудовой кодекс устанавливает также гарантии в отношении работников, на которых распространяется действие регионального соглашения о минимальной заработной плате, закрепляя положение о том, что месячная заработная плата работника, состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение о минимальной заработной плате, и отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени, выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ.

(введена Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Ст 133.1 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

  • организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Комментарий к статье 133.1 ТК РФ:

1. Ст 133.1 ТК РФ предусматривает право социальных партнеров, действующих на региональном уровне, устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ и определяет порядок заключения соответствующего соглашения, присоединения к нему и распространения соглашения на работодателей, не принимавших участия в его заключении.

2. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в субъекте РФ упоминается как самостоятельный вид соглашения. Оно заключается с соблюдением общих правил, установленных ст. 47 ТК (см. коммент. к ней), однако имеет одну существенную особенность: в силу прямого указания законодателя оно заключается на трехсторонней основе в рамках региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время такие соглашения заключены в 38 субъектах РФ.

3. Порядок присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате в субъекте РФ аналогичен порядку присоединения к отраслевому соглашению, заключенному на федеральном уровне (см. коммент. к ст. 48). Единственным исключением является обязанность руководителя уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ уведомить о заключении соглашения и опубликовании предложения о присоединении к нему Минздравсоцразвития России, а копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате - направить в территориальное управление Роструда.

4. Согласно ч 5 статьи 133.1 ТК РФ организации, финансируемые из федерального бюджета, не являются участниками регионального соглашения о минимальной заработной плате и ни при каких обстоятельствах не обязаны его исполнять. В противном случае сложилась бы ситуация, когда федеральные органы государственной власти вынуждены были бы выполнить решение, принятое, во-первых, социальными партнерами, которые могут предусматривать обязанности лишь в рамках системы социального партнерства, во-вторых, с участием региональных органов исполнительной власти, которые не обладают полномочиями по возложению каких-либо обязанностей на органы власти федерального уровня.

Таким образом, работники, состоящие в трудовых отношениях с федеральными учреждениями (иными организациями, финансируемыми из федерального бюджета), исключаются из сферы действия регионального соглашения о минимальной заработной плате.

На работников иных организаций, в т.ч. финансируемых из регионального или местного бюджетов, соглашение о минимальной заработной плате в субъекте РФ распространяется по общим правилам (см. коммент. к ст. 48).

5. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий осуществления трудовой деятельности и проживания в данном регионе и имеет целью повышение уровня оплаты труда по сравнению с установленным на федеральном уровне. Так, с 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты труда в целом по Российской Федерации составляет 4330 руб., в то время как в Ямало-Ненецком автономном округе с 1 июля 2008 г. минимальная заработная плата установлена в размере 7200 руб., правда, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки (Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе // СПС КонсультантПлюс). В Республике Саха (Якутия) минимальная заработная плата с 1 января 2009 г. составляет 5130 руб. (Республиканское (региональное) соглашение о минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и республиканскими объединениями работодателей от 28 октября 2008 г. // СПС КонсультантПлюс).

Надо признать, что в большинстве субъектов РФ, в которых заключены соответствующие соглашения, минимальная заработная плата ниже установленной на федеральном уровне с 1 января 2009 г. Следовательно, эти соглашения не действуют, а работодатели должны обеспечивать выплату заработной платы не ниже чем 4330 руб. в месяц.

6. Части 5 и 11 ст 133.1 ТК РФ практически дословно повторяют положения ч. ч. 2 и 3.

Комментарий к статье 133.1

1. Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Оно предусматривает возможность установления минимальной заработной платы в субъекте РФ в размере, превышающем уровень минимального размера оплаты труда, который установлен федеральным законом.

В связи с внесением изменений от 20 апреля 2007 г. в Федеральный закон N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", ч. 3 ст. 2 данного Закона, регламентировавшая права субъектов РФ в данной сфере, утратила силу. Теперь эти вопросы регулируются ст. 133.1 ТК (она вводится в действие с 1 сентября 2007 г.).

Это не изменило принципиальной позиции законодателя по данному вопросу. В то же время ст. 133.1 ТК предусматривает несколько иной порядок реализации прав субъекта РФ в правовом регулировании данного вопроса. Если раньше такое право предоставлялось законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ, которые принимали по этому вопросу соответствующие законы, то теперь размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться региональным соглашением о минимальной заработной плате.

При этом должны быть соблюдены установленные в ст. 133.1 ТК условия:

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета;

Он устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ;

Его размер не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Законодатель закрепляет положение, в соответствии с которым размер минимальной заработной платы в субъекте РФ обеспечивается для бюджетных организаций - за счет средств соответствующих бюджетов (субъекта РФ, местных бюджетов), а также за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для других работодателей - за счет их собственных средств.

Статья 133.1 ТК подробно регламентирует порядок разработки проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате, его заключения. Этот механизм во многом аналогичен предусмотренному для соглашений (см. ст. ст. 47 и 48 ТК и комментарий к ним).

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями 3 и 4 ст. 48 ТК или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями 6 - 8 ст. 133.1 ТК, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).