Узоры на бересте. Александр Шутихин: Народное искусство по определению анонимно. От металла к бересте


Береста – это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Милые береза- украшение русских лесов, олицетворение юности и целомудрия

Среди бесконечного огромного мира растений Земли только береза имеет белоснежную кору.

Кора березы имеет своеобразное строение. Поверхностный слой ее выделяется белым цветом.

За ним следуют тончайшие многочисленные желтоватые слои, которые составляют так называемую бересту - прочный, гибкий, не поддающийся гниению материал, уникальное природное образование.

Эти свойства поставили бересту в ряд жизненно необходимых для человека материалов. Из бересты гнали черный деготь, ладили легкие лодки, кровлю для шалашей,


плели лапти и болотные сапоги, куртки и картузы, бутылки и чернильницы, рожки и дудочки, ласкающие ухо.

В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества – молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое.

Туеса из бересты - что термос: сметана в них не скисает, рыба зимой не смерзается, а в жару не портится.

Все эти продукты могли хранится бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Швы в изделиях заделывались так плотно, что не пропускали влагу.

Из специально обработанной бересты изготавливали сумки, одежду, обувь,
которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи.
В стародавние времена на Руси бересту в большом количестве использовали
для письма. До наших дней хорошо сохранились письмена древних новгородцев - берестяные грамоты, донесшие до нас картины жизни той далекой поры.


Береста - один из самых поэтических материалов народного декоративно-
прикладного искусства. Подобно одеждам, она надежно защищает дерево
от различных невзгод. По весне, в яркие солнечные дни, белоснежная
кора отражает палящие лучи светила. Осенью берестяной «плащ»
защищает ствол от попадания влаги, гнилостных микробов,
в зимнюю пору - от трескучих морозов.

Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний. Прорезную бересту использовали для украшения художественных изделий.

В каждом крупном центре производства берестяных изделий складывались свои приемы украшения вещей, в которых нередко использовались узоры, орнаменты с изображением птиц и растений.


Всевозможные изделия из бересты мастер выполняет с тончайшей резьбой и тиснением, в сочетании они гармоничны. Искусно варьируя узоры, он заставляет каждый предмет как бы звучать по-своему.


Береста очень теплый материал. Даже в холодной комнате она на ощупь теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой.


Очень часто приходится слышать от женщин, долгое время работающих на компьютере, что обод из бересты снимает усталость, а зачастую и нормализует давление.


Каждое изделие неповторимо.

Изделия из бересты очень красивы – их мягкое очарование с налетом русской старины заставляет людей тянутся к таким предметам всей душой…

Прорезная резьба по бересте. Мастер-класс

Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу

Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.


Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Так как я раньше учился резьбе по дереву в “Татьянке”, то у меня в наличии вот такой набор стамесок.

Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать – это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.






Вконтакте

Традиционный русский народный художественный промысел резьбы по берёсте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии России.

Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Знаменит он и за границей. Название свое промысел получил от речки Шемоксы, что впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга.

неизвестен , CC BY-SA 4.0

К 1882 году в Шемогодской волости В. Устюжского уезда помыслом занимались 168 человек. Вот что писалось в Очерке кустарных промыслов Вологодской губернии:

«Лучшие бурачники в деревне Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки».

Имеются в виду изделия, украшенные прорезной берестой: туески, блюда, перчаточницы, пеналы, дорожные шкатулки и другие изделия. Изящный растительный орнамент, вырезанный мастером, украшал стенки и крышки изделий. Береста на темном или золотистом фоне выглядела как дорогой материал. Естественно, и изделия были привлекательны для покупателя.

Из книги «Доброе ремесло» А.В. Шутихина, с сайта Северная береста

История промысла

В 1918 году резчики из деревни Курово-Наволок объединились в кооперативную артель (в 1935 переименована в артель «Художник»).

На Шемоксе существовала ещё одна артель, созданная в 1934 году Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы.


Шкатулка, нач. XIX в. Туес, конец XVIII в& неизвестен , CC BY-SA 4.0

В военные и послевоенные годы существовал цех резьбы при «Шемогодском мебельном комбинате». В 1964 году производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты, а мастера уволены.

Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 году, когда при «Кузинском механическом заводе» был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берёстой.


Туес. Деталь. XIX век. Шемогодье Великоустюгского уезда. Резьба по бересте. ГРМ. неизвестен , CC BY-SA 4.0

После неудачных «новаций» 1950-1960-х годов промысел вновь начал активно развиваться. В 1981 году создаётся художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры», продолжающий традиции ажурной вязи.

Растущий спрос

В связи с большим спросом на изделия промысел постоянно расширялся. Работали не только мужчины, но и женщины, дети. 21 ноября 1908 г. в дер. Погорелово была открыта крестьянская ремесленная школа.

Изделия с прорезной берестой в основном шли за границу. В США были модными шкатулки для перчаток, автоматы для папирос. Франция и Германия тоже пользовались изделиями с речки Шемоксы.

Революция 1917 г. мало повлияла на работу мастеров.


неизвестен , CC BY-SA 4.0

Советской республике нужна была твердая валюта для подъема народного хозяйства. В 1918 г. кустари деревни Кирово-Наволок по инициативе мастера А. В. Вепрева объединились в Шемогодскую кооперативно-производственную артель.

Перечень выпускаемых изделий был велик: платочницы, перчаточницы, табачницы, чайницы, рабочие ящики, коробки с выдвижными крышками, автоматы для папирос, коробки книгой, восьмиугольные и пирамидами.


неизвестен , CC BY-SA 4.0

В 1928 г. представительство Госторга предполагало реализовать в Германии берестяных изделий на 5000 рублей золотом. А в 1930 г. Всероссийский союз промысловой кооперации обязался поставить па экспорт Кустоэкспорту берестяных изделий на 10000 рублей золотом.

Производство шемогодских берестяных изделий продолжалось до ликвидации промкооперации в 1960 г. Сейчас фабрика «Великоустюжские узоры» продолжает работать с берестой.

Описание

Орнаменты шемогодских резчиков, называемые «Берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.


неизвестен , CC BY-SA 4.0

Узор шемогодской резьбы состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках - круглые розетки, ягодки, трилистники.

Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов - «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу чёткой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки.


неизвестен , CC BY-SA 4.0

В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью данной резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.

Шемогодская резьба по бересте

Фотогалерея




Полезная информация

Шемого́дская резьба́
Шемого́дское - сельское поселение в составе Великоустюгского района Вологодской области, название происходит от реки Шемо́кса

ГДЕ КУПИТЬ?

Посмотреть, выбрать и приобрести изделия Шемогодской резьбы можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА» .

И.А. Вепрев

Самым известным мастером этого промысла был Иван Афанасьевич Вепрев. Именно его изделия получили большую известность и принесли славу шемогодской бересте.

Мастер имел десять медалей и дипломов различных выставок и ярмарок, в том числе и медаль Всемирной выставки 1900 г. в Париже.

В 1882 г. на Всероссийской промышленной ярмарке его изделия были удостоены премии и полностью куплены императорским двором. Стоили они очень дорого: от 5 до 13 руб. за штуку, в то время как заработок крестьян, занимавшихся бурачным промыслом, по сведению Ф. Арсеньева, составлял 16 руб. за 6 зимних месяцев.

Степан Бочкарёв

С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарёва. Это шкатулки и табакерки первой половины XIX века со сценками на сюжеты басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений.

Технология

На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками.

Тиснение наносят на берёсту все тем же тупым шилом. После этого пластина берёсты наклеивалась на изделие, выполненное обычно из мягкой древесины (осины), иногда фон подкрашивался или подклеивалась цветная фольга.

От металла к бересте

Провести хронологическую границу превращения крестьянского ремесла в промысел очень сложно.

Первое упоминание о берестяных вещах как о товаре мы находим на страницах путевого дневника отставного секунд-майора, Петра Челищева, посетившего Великий Устюг в 1791 году.

Это немногословное свидетельство дает основание предполагать, что в XVIII веке данный прием художественного оформления предметов из бересты в крестьянской среде был все же преобладающим по причине, прежде всего, меньшей трудоемкости творческого процесса, хотя вовсе не исключается существование производства вещей, украшенных сеченой берестой.

Такому выводу не противоречат датируемые второй половиной XVIII столетия те немногие, чудом сохранившиеся изделия с Резной берестой, происхождение которых исследователи связывают с Великим Устюгом.

На примере декоративного решения некоторых из них хорошо видна связь резной бересты с искусством просечного железа, процветавшим в городе в этот период.

Возможно, техника художественной обработки металла стала применяться и получила свое новое развитие в другом материале - бересте, но не исключено, что эти два вида просечки существовали самостоятельно и одновременно.

Резьба ещё один способ работы с берестой . Украшением изделий из бересты могут быть простые и сложные композиции; к сложным относятся сцены из жизни людей, зверей и птиц, а к простым - геометрические и растительные орнаменты. Чтобы узор был отчетливо виден на берестяном изделии, его размещают или накладывают на бересту другого (более тёмного или более светлого) оттенка. Так же используется фон из ярко окрашенной бумаги или даже фольги.

Инструменты для резьбы по бересте

Нож-резак — основной инструмент для резьбы по бересте. Другие инструменты, которые не менее важны, например: для разметки рисунка, это - линейка, угольник, циркуль, шильце. Весь процесс резьбы по бересте проходит на специальной дощечке чтобы не испортить поверхность стола.
Весь процесс изготовления берестяных изделий состоит из трёх этапов: изготовление заготовок, изготовление орнамента и монтаж (соединение резного узора с поверхностью берестяного изделия.

Изготовление заготовок бересты для резьбы

Чтобы приготовить заготовку для резьбы, бересту нужно очень хорошо очистить с двух сторон и расслоить (оптимальная толщина заготовки 2мм). Если береста очень сухая, её можно распарить в горячей воде. Замочить в горячую воду и подержать в воде часа 3-4. После такой бани береста должна хорошо разбираться на слои. Если все-таки слой плохо отлипает один от другого, то можно помочь деревянным ножом. Это удобно и можно не боятся повредить бересту.

Теперь береста нарезается на полоски нужного размера.

Изготовление рисунка для резьбы

Для нанесения рисунка используются шаблоны. Ведь если рисунок повторяется в орнаменте, то проще изготовить шаблон и уже по шаблону наносить рисунок на заготовку.

Резьба обычно выполняется на подкладочной ровной и ошкуренной дощечке (чтобы не порвать бересту ведь она всего 2мм толщиной). И вообще это удобно.
После нанесения на заготовку рисунка, сначала режут кайму, а уже потом можно приступить и к центральной части рисунка.
После того как основной узор вырезан нужно нашу резьбу оживить — заняться прорезкой. Это значит сделать прорези на ягодах, прожилки на листиках и тому подобное.
Резьба по бересте дополняется гравировкой и тиснением. Резная береста должна сохранять свой естественный цвет, то есть она не лакируется.

Монтаж готового изделия из бересты

Готовая берестяная полоска с прорезным узором соединяется с поверхностью изделия.

Живут у нас в России такие мастера, которые на протяжении всей жизни несут в себе глубокое почитание к своим корням и всей истории русской земли. Сколько любви и преданности скрывается за их обыкновенной внешностью и работящими руками, мы часто не можем себе даже представить. Наша история - об удивительном ремесленнике Архангельской области, с которым нам посчастливилось познакомиться этой зимой.

Как все начиналось

Александр Шутихин родился в городе Котласе. Там же закончил школу, отслужил в армии и затем погрузился в вереницу быстро сменяющих друг друга профессий: строитель, штукатур, сантехник и многие другие.

Как рассказывает сам Александр, в сложное "перестроечное" время уже было недостаточно просто работать – нужно было выживать. Благо, для людей открылась свобода выбора деятельности, которой можно было бы зарабатывать нормальные деньги. Именно в этот период, в 1991 году, он впервые взял в руки заготовленную в его родном деревенском доме бересту. "Для меня важны ощущения. Как только я стал работать с берестой, сразу понял, что она очень нравится мне на ощупь из-за её мягкости, гладкости и эластичности. Хотя за свою жизнь много материалов прошло через мои руки. Так что мы с берестой нашли друг друга". Александр вместе со своей женой Мариной, которая занимается мезенской росписью, стал изготавливать сувениры на продажу, а уже спустя месяц-два решил, что пора серьезнее заняться самообучением, и отправился в музей – смотреть, какие раньше делали изделия, и повторять за старинными ремесленниками. Затем стал знакомиться с искусствоведами и оригинальными мастерами, которые всё глубже погружали его в мир берестяного народного творчества.

Творческий процесс

"Важно понять технологию, а потом совершенствуешься сам с собой наедине, экспериментируешь с разными орнаментами. Например, туесок. Его форма традиционна, технология хорошо известна, в том числе в плане ручек и застежек. Но орнамент для него я могу взять, например, из архитектуры, тканей, вышивок или глины".

Александр не подписывает свои работы, потому что считает, что народное искусство по определению анонимно. Помимо этого, в отличие от многих творческих людей, он совершенно не испытывает мук творчества или самоедства из-за совершенных в процессе плетения ошибок. Единственное, что может остановить процесс его работы, это физическая усталость в руках. Непосредственный, легкий подход к жизни и невероятная трудоспособность позволяют ему быть выше многих трудностей, с которыми сталкиваются ремесленники в процессе создания и реализации своего произведения.

Реализация готового изделия

"Я не чувствую какой бы то ни было конкуренции. В год я произвожу около тысячи изделий, и все они по довольно низким ценам, что позволяет очень быстро продавать. К тому же, человеческий глаз очень рад видеть что-то оригинальное, не фабричное, сделанное своими руками, и заказывают, как правило, очень много.
Покупают чаще частные лица. Бывают индивидуальные заказы и постоянные клиенты, покупающие по 50-100 штук в год. Я выработал свой стиль продажи, основанный на старинных традициях. Вот раньше было принято, что мастер, создав свои изделия, передавал их перекупщику, который доставлял те до города. А уже в городе они передавались магазинам, куда приходили покупатели. То же самое и у меня. Я торговлей не занимаюсь. И вообще считаю, что мастер должен заниматься своим непосредственным делом, а не совмещать в себе несколько профессий, например, маркетолога, менеджера и остальных. Если говорить про места продаж, то перекупщики реализовывают изделия, например, в Нижнем Новгороде, Москве, Архангельске, Вологде, Сургуте и других городах, где развит туристический бизнес. Сейчас постепенно возрождается интерес к народным промыслам".

О близких сердцу корнях

Практически одновременно с началом берестяной деятельности Александр Шутихин стал заниматься изучением своей родословной и происхождением фамилии. Этот поиск привел его к официальным историческим документам, упоминающим его фамилию ещё в 15 веке, и позволившим по картотекам обнаружить место, где жили почти все его предки. Собственно, именно в этом районе – деревня Бушманиха, Подосиновский район, Кировская область, - он и проводит половину своего времени.
"В нашем роду были уважаемые всеми зажиточные крестьяне: церковные старосты, ямщики со своими санями и лошадьми, работящие, культурные люди. Дом у нас был с мезонином, довольно большой, с хорошим убранством, большими окнами и красивыми зеркалами. В нашей семье все стремились получить образование. Многие уезжали в Питер, Москву; из родственников мало кто здесь оставался. В деревне Бушманихе я себя очень хорошо чувствую, людей тех люблю, даже не раздражают дороги. Я очень счастлив, что нашел свою Родину. Люди часто мучаются, не зная, где их настоящая Родина, ищут, где им будет хорошо… А надо ведь посмотреть, где жили их предки, и всё встанет на свои места. Дома в Котласе я бываю 5-6 дней, потом снова еду в Бушманиху на 5-6 дней – там топлю печку, работаю, хожу в лес за берестой. Там гармония".

Жизненная философия

"Прежде всего - не брать незаработанного, то есть для меня халява недопустима. А ещё свобода и работа. Лучше жить победнее, но зато свободнее. Я недавно листал словарь Даля и наткнулся на одно из значений слова "просто" - свобода. То есть свобода – в простоте и… когда ничего не боишься. Очень важно ни от кого не зависеть, делать своё дело качественно и заботиться о семье, выполнять все обязательства.

… Если тебе нравится что-то делать, то ты должен в этом направлении обязательно постоянно работать. И стараться свое увлечение превратить в профессию. У меня путь был легким – просто получилось такое удачное стечение обстоятельств. Но ведь часто у многих бывает сложнее. Ни в коем случае не нужно думать только о том, как заработать побольше денег – главное, делать то, что близко душе, и не обращать внимания на людей, которые отговаривают заниматься любимым делом".

Наталья Шумилова, Gayanat project

Возрождение старинных ремесел. Береста дает человеку положительную энергию. Люди испокон веков ценили и знали лечебные свойства бересты. И сейчас березу называют теплым деревом. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым, так как обладает большой положительной энергетикой. Достаточно возбужденному человеку некоторое время посмотреть на нее и подержать в руках – и он сразу же успокаивается. На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье. Многие крестьяне в России носили босяки и лапти из бересты вовсе не от бедности, а чтобы быть здоровыми и предохранить суставы от ревматизма.

Целебные свойства берёзы известны человеку давно. Это дерево отдает человеку для его здоровья все: кору, сок, почки, нежные корешки, листья, молодые веточки, берёзовый гриб, дёготь, берёзовый уголь. Обладает она и прекрасным биоэнерготерапевтическим действием. В берёзовой роще вы будете чувствовать себя спокойным, бодрым, наполненным силой жизни. Многочисленные советы по лечению заболеваний приводятся в травниках XYI-XYII вв. С помощью бересты лечили болезни суставов, нервной и мочевыводящей систем. Толчёной берестой присыпали раны, чтоб быстрее заживали и не гноились.

Береста снимает головные боли, залечивает раны и приводит в порядок кровяное давление. Ободки и заколки, сделанные из бересты, не накапливают статическое электричество, а берестяные украшения не содержат веществ, которые вызывают раздражение кожи.

Целебный экстракт из бересты, который веками используется в лечении и в быту представляет собой природное сочетание различных целебных природных соединений – бетулин, лупеол, бетулиновая кислота и др.
Бетулин, содержащийся в верхнем слое коры берёзы (защитное вещество самой берёзы, окрашивающее её ствол в белый цвет), является основным действующим биологически активным веществом экстракта.

Береста на треть состоит из бетулина, который имеет и другое название – березовая камфара. Сначала в США, а потом и в России, это вещество за его особые биологические свойства стали называть.
Бересту (кора березы) заготавливают преимущественно из растущих деревьев и деревьев после рубки. При этом надрезают верхний белый пласт коры до луба. Наилучшей считается береста со средней части дерева. Заготовленное сырье сушат на воздухе. Сырье официально разрешено к использованию в медицине в России, США и многих других странах.

Бетулин
1. защищает клетки печени от повреждений различными химическими веществами.
2. предупреждает возникновение раковых клеток, подавляет возбудителя туберкулёза, помогает избежать заболевания при близком контакте с больными.
3. способствует нейтрализации и выведению вредных веществ из организма.
4. снимает проявления аллергии: аллергический насморк, слезотечение (сенная лихорадка), кожные высыпания и др.
5. облегчает течение болезни.
6. в берестяных туесках хлеб сохраняется значительно дольше обычного и не долго не плесневеет.

7. давно известный способ обеззараживания воздуха.
Несколько капель березового дегтя, который получают из бересты, капните на угли и воздух в Вашей комнате станет практически стерильным. Так в старину готовили помещения к родам.

История промысла.

Бересту заготавливают в конце мая – в начале июня во время активного движения соков внутри дерева. Используется только верхний слой березовой коры. Внутреннюю поверхность коры ошкуривают и делают лицевой стороной берестяных изделий. Этот материал издавна применялся для изготовления посуды благодаря своим свойствам: прочности, гибкости, устойчивости к гниению. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года. Из хрупкого на первый взгляд материала во многих северных районах изготавливались лодки-берестянки, летние жилища, головные уборы, коврики и многие другие изделия. С XI века бересту использовали для письма, спустя века до нас дошли знаменитые новгородские берестяные грамоты. Производством изделий из бересты занимались мастера Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской, Пермской, Тобольской и других губерний.

Самым знаменитым в России был промысел Шемогодской ажурной прорезной бересты, получивший свое название по имени речки Шемогсы, на берегах которой располагались селения мастеров (Курово-Наволок, Погорелово, Красавино, Бернятино и др. неподалеку от города Великий Устюг). Промысел возник в середине XIX века (по другим сведениям в конце XVIII века). Лучшие изделия шемогодских мастеров хранятся в музеях (самый известный мастер Иван Вепрев). После революции в деревне Курово-Наволок была организована артель, насчитывающая в 1935 году около 100 человек. Открылась художественная мастерская и в Великом Устюге, в которой также резали по бересте, а в 80-е годы XX века производство резной бересты сосредоточилось на экспериментальной фабрике «Великоустюжские узоры».

Не менее известны северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Это пермогорская роспись, получившая название по имени селения Пермогорье на Северной Двине - на белом фоне красным и зеленым цветом в пределах темного контура выписывались разнообразные растительные мотивы, сказочные птицы, сцены из сельской жизни. Уфтюжский промысел в селениях по реке Уфтюге славился сказочными растительными орнаментами, написанными по ярким оранжево-красным, зеленым или синим фонам. Крупные центры росписи берестяных изделий известны на Урале (выделяется так называемая «крестьянская» роспись, применявшаяся в Нижнем Тагиле для украшения бураков - на ярком цветном фоне изображался пышный букет из трех крупных цветов) и в Сибири. В конце 18 века в нынешнюю Томскую область переселились уроженцы Северных областей Руси (из Архангельской области), которые дали начало процветающему ныне промыслу изделий тисненой и резной бересты.

Все берестяные изделия можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления:

· изделия, сделанные из цельного берестяного цилиндра (сколотни);
· изделия из разнообразно скрепленного цельного куска бересты;
· плетеные изделия (весьма разнообразные по форме и размерам);
· сшивные изделия (предметы утвари).

Основными способами декорирования берестяных изделий являются тиснение, резьба и роспись. Уже в середине XVIII века тиснение и резьба по бересте были хорошо известны. Об этом писал Андрей Болотов в своем «Жизнеописании Андрея Болотова» в приложении к журналу «Русская старина».
Тиснение осуществляется вручную штампиками или чеканами из дерева, кости или металла. Молотком ударяют по штампику (чекану) - на бересте остается рисунок. Кроме тисненой бересты, применяется прорезная береста. Тупой стороной ножа или шилом на бересте наносится контур рисунка, который потом вырезается острым концом. Традиционный узор берестяного кружева - ажурный растительный орнамент: переплетающиеся стебли, листья, цветы. Реже в орнамент вводятся изображения животных и птиц. Иногда применяются тематические рисунки. Полосы прорезной бересты наклеиваются в углубления на поверхности изделий из дерева (шкатулки, блюда и др.) или из двух слоев бересты (туеса). Для усиления цветовой игры орнамента и фона под ажурный берестяной рисунок изредка подкладывают лист цветной фольги (бумаги) или тонируют темнее фон.

Роспись на берестяных изделиях выполняют по грунтовке (для каждого промысла она своя), окраску производят гуашью, темперой или масляными красками (по-разному для разных промыслов). После окраски изделие сушат и лакируют.

Кроме вышеперечисленных способов украшения бересты применяют выскабливание и гравировку, а в Якутии, например, украшают еще и бисером, конским волосом, металлическими деталями.

Ассортимент художественных берестяных изделий очень широк: , сахарницы, конфетницы, чайницы, подстаканники, шкатулки, стаканы для карандашей и другие предметы утилитарного и декоративного характера.

Испокон века крестьяне использовали бересту для изготовления предметов домашнего быта. Делали посуду, шкатулки, люльки для новорожденных, игрушки, короба для сбора ягоды и грибов, солили в берестяной посуде рыбу, и многое другое. использовалась для написания грамот (из берестяных документов историки многое узнали о наших предках и их быте), для изготовления дегтя. Охотники Сибири делали ручки для ножей(нож с такой ручкой не тонул в воде, не скользил в руках, не холодил руку зимой). Рыбаки делали поплавки для сетей, при строительстве избы, береста подкладывалась под первый венец дома, чтобы защитить строение от сырости (до сих пор используется сибирскими староверами), знахари применяли ее в лечебных целях.