Сколько раз менял свое решение очумелов. Продолжение работы с текстом. Работаем с иллюстрациями


  1. Прочтите экспозицию рассказа. Что в этом кратком описании вы узнаете о характере и роде де-ятельности полицейского надзирателя Очумелова?
  2. В самом начале рассказа, в его экспози-ции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь. У него новая шинель, в руке узелок. Следом за ним го-родовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание — практиче-ски портрет мелкого взяточника, в изо-бражении которого налицо приметы его постыдного стяжательства. Можно даже не заметить, что у него значащая фами-лия, которая не предполагает разумных решений. Но дары, которые он уже успел получить, не заметить нельзя. Как мел-кий начальник, который любит показать себя, говорит он строго, кашляя и шевеля бровями.

  3. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика?
  4. Речь Очумелова подчеркивает удовлет-воренность своим положением. Однако нельзя не заметить, с каким трудом он владеет собственной речью. Он довольно долго собирается с мыслями, прежде чем произнести свое начальственное слово. Проследим за его оборванными и незавер-шенными репликами: «По какому это случаю тут?..»; «Почему тут? Это ты зачем палец?..»; «Кто кричал?». С первых слов мы убеждаемся в служебной нерасто-ропности Очумелова и его нежелании за-няться делом.

    Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар осо-бого чиновничьего красноречия: «Чья со-бака? Я этого так не оставлю…»; «…как она могла тебя укусить?»; «У генерала со-баки дорогие, породистые, а эта — черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку дер-жать?!.»

    Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.

    Решения Очумелова стремительно сме-няют друг друга, и название рассказа на-прямую связано с этим калейдоскопом.

  5. Какие детали помогают представить облик Очумелова? Назовите и охарактеризуйте каждую из них.
  6. Самая первая деталь, на которую обра-щает внимание читатель, — новая ши-нель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конеч-но, не ягоды или овощи — такие предме-ты носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шест-вует по базарной площади. Далее, на про-тяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…»; «- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…»; «- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…»; «…запахиваясь в шинель, про-должает свой путь по базарной площади ». Так шинель (пальто) четыре раза включа-ется в события на базарной площади.

  7. Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? Как эти перемены связаны с названием рассказа?
  8. Первое решение — «А собаку истребить надо».

    Второе («собака генерала Жигало-ва») — «…как она могла тебя укусить?».

    Третье («нет, не генеральская») — «На-до проучить!».

    Четвертое («может быть, и генераль-ская…») — «Ты отведешь ее к генералу…».

    Пятое (генеральский повар говорит: «Этаких у нас отродясь не бывало!») — «Истребить, вот и все».

    Шестое (повар продолжает: «Брат их-ний охоч…») — «Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…».

    Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими перемена-ми, мы еще раз убеждаемся в том, что ав-тор не случайно дал рассказу название «Хамелеон».

  9. Охарактеризуйте Хрюкина по впечатлениям первой встречи с ни м.
  10. Рассказ «Хамелеон» описывает эту встречу. Сцена развертывается на базар-ной площади, и все передвижения участ-ников происходят только в ее границах.

    На Хрюкине ситцевая крахмальная ру-баха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачон-ка его укусила: Хрюкин решил пораз-влечься. Кто-то из толпы говорит, что он «…цигаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни…».

  11. Есть ли в этом рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателем. Назовите их. Определите их роль в повествовании.
  12. В рассказе много как безымянных уча-стников, так и действующих лиц, кото-рых мы так и не увидим на базарной пло-щади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу. Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадле-жит дровяной склад… Хотя они и не по-являются на базарной площади, происхо-дящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит. Так что спор происходит не столько меж-ду реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и оп-ределяет развитие сюжета.

  13. Какую роль в рассказе играют городовой, ге-неральский повар Прохор, толпа?
  14. Это свидетели событий и отчасти источ-ники необходимой информации. «Голос из толпы» говорит Очумелову, кто все-та-ки хозяин собачки. Эти герои одновремен-но являются фоном событий и участника-ми того, что происходит на базарной пло-щади.

  15. Сколько хамелеонов видите вы в этом расска-зе? В одном из классов ученики выдвинули три ре-шения: хамелеон — Очумелов; хамелеоны — Очуме-лов и Хрюкин; хамелеоны — Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяе-тесь? Обоснуйте свой выбор. Может быть, вы най-дете четвертое решение?
  16. В большинстве классов ученики выби-рают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к «побе-дителю». Четвертое решение предполага-ет назвать хамелионами тех героев, кото-рые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора. Материал с сайта

  17. Какое явление сатирически изображает Чехов в этом рассказе?
  18. В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти. Все на площади боятся полицейс-кого надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступе-ней — генерал, который так и не появил-ся на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.

  19. Найдите в рассказе «Хамелеон» такие собы-тия, которые дали бы возможность охарактеризо-вать участников, наблюдая за их поступками.
  20. Сцена, которая происходит на базарной площади, дает возможность точно и под-робно охарактеризовать и оценить всех ее участников. Мы можем показать, где и когда они особенно ярко демонстрируют свое «хамелеонство»: оно очевидно при каждой перемене суждений о том, кому принадлежит собачка; оно очевидно и при наблюдении за поведением Очумелова. В этой сценке суждения и решения, кото-рые принимает Очумелов, демонстриру-ют его «хамелеонство».

  21. Как люди, окружающие Очумелова и Хрюки-на, помогают нам оценить поведение этих героев?
  22. Все, кто собрался на базарной площади, активно переживают происходящее собы-тие. Попытка Хрюкина извлечь пользу из того, что его укусила собачонка, очень эмоционально переживается окружающи-ми. Толпа не только наблюдает за про-исходящим, но и активно вмешивается. Именно «голос из толпы» дважды опреде-ляет решение Очумелова.

    Окружающие не столько поддерживают героев, сколько помогают им принять ре-шение. Толпа постоянно откликается на решение главных участников спора и этим поддерживает наше суждение об их поступках.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ответы на вопросы по рассказу хамелион чехов
  • повесть хамелеон а п чехов
  • ответы на вопросы по литературе 6 класса к рассказу хамелеон
  • ответы по рассказу а.п.чехова "хамелеон"
  • вопросы к рассказу хамелеон

1.Что в рассказе А.П.Чехова самое смешное?

Самое смешное - поведение Очумелова, у которого менялось отношение к собаке, по мере того, как он узнавал, кто ее хозяин. А так же фамилии героев – Хрюкин, Очумелов, Елдырин.

2.Прочитайте те места, которые вас особенно насмешили. На какие выражения и повороты действия вы обратили внимание?

Насмешили выражения «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто», «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто». Повороты действия: когда повар генеральский отрицает, что собака генерала, Очумелов сразу распоряжается изничтожить ее, но буквально через минуту выясняется, что это собака брата генерала. И поведение Очемелова мгновенно изменяется в другую сторону.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Сколько раз Очумелов меняет отношение к Хрюкину и ре-шение о судьбе собаки? От чего это зависит? Какую сторону служебных и человеческих отношений это приоткрывает? Какими комическими деталями автор сопровождает эти перемены? Какими репликами Очумелова?

Очумелов меняет свое отношение к Хрюкину два раза, к собаке – три раза. Это зависит от того, кто хозяин собаки. Здесь автор открывает проблему беспринципного человека, который очень легко меняет свое отношение к жизни, свои позиции в зависимости от сложившейся ситуации. Автор сопровождает это выражениями «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто», «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто». Так же Очумелова бросает то в жар, то в холод. Речь персонажей тажке один из юмористических приемов, используемых писателем в рассказе. В речи героев много просторечных и жаргонных выражений, эмоционально-экспрессивной лексики. Например, считая, что собака генеральская, надзиратель Очумелов так разговаривает с Хркжиным: «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака- нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..» Грубые слова Очумелова свидетельствуют о его низком культурном уровне и придают повествованию комичность.

2.Вызывает ли у вас сострадание потерпевший Хрюкин? Пере¬читайте его реплики. Каким человеком он вам представля¬ется? Почему он говорит, что у него брат в жандармах?

Хрюкин не вызывает сострадание, потому что он сам виноват в укусе, он тыкал сигаретой в собаку. Он полупьяный, неприятный, грубый, невежественный, полностью соответствует своей фамилии. Когда он говорит, что у него брат в жандармах, то видимо, таким образом он хочет по воздействовать на Очумелова, притянуть его внимание и его решение на свою сторону.

3.Как ведёт себя толпа? Почему она смеётся не над Очумеловым и Елдыриным, а над потерпевшим? Чем потешает её положение Хрюкина?

Толпа потешается над происходящим, особенно над Хрюкиниым. Потому что Хрюкин был сам виноват в укусе, был полупьяным, кроме этого он не так сильно пострадал, как хотел представить, а так же всем было весело от того, что положение Хрюкина несколько раз меняется от пострадавшего, до виновного.

4.Можно ли по рассказу судить о том, как протекает жизнь в городке? Чем заняты люди? Чем они развлекаются? Ка¬ковы их интересы? Хотели бы вы жить среди таких людей? Обоснуйте свой ответ.

Жизнь в городке протекает вяло и скучно. Автор говрит об этом в начале, так как до происшествия на улице не было ни души. Люди в основном заняты рутинной работой, им скучно, уныло. А происшествие с Хрюкиным для них был просто как целое событие. Недаром собралась целая толпа. Среди таких людей жить не хотелось бы. Эта не интересная, тоскливая, бесцветная жизнь.

5.Случаен ли подбор фамилий - Очумелов, Елдырин, Хрюкин? Как автор оценивает участников происшествия и как относится к тому, что описано?

Говорящие фамилии характеризуют персонажей и создают комический эффект. «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке», – так предстает перед читателем этот герой. Новая шинель в летнюю жару, узелок в руке и решето с конфискованным крыжовником в руках городового, сопровождающего Очумелова – символы власти. Хрюкин – «золотых дел мастер» – полупьяный человек с большими претензиями: «Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…» Фамилия Хрюкин тоже комична, но этот ювелир так корыстолюбив и так убого выражает свои мысли, что эта фамилия становится говорящей и очень ему подходит. Генерал Жигалов – персонаж, который так и не появится, но о котором все будут говорить. Слово «генерал» является частью его имени. Имя и отчество у него отсутствуют, поскольку они невозможны в глазах тех, кто находится ниже его по служебной лестнице.

Автор высмеивает участников происшествия, выставляя их в комичном свете, подчеркивая всю нелепость и некоторый трагизм ситуации - беспринципность Очумелова, мелочность и невежество Хрюкина, а так же судьба собаки, жизнь которой зависела от того, кто ее хозяин.

6.Кто в рассказе вызывает сострадание и кому отдана симпатия писателя? Почему после чтения рассказа становится грустно?

В рассказе вызывает сострадание собака. Именно ей отдана симпатия автора:

«В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса..»

Грустно становится от того, что ведь пес мог оказаться и не генеральским и тогда его ждала бы незавидная участь. И грустно от того, что и в современной жизни встречаются вот такие «хамелеоны», которые предпочитают быть на той стороне, где выгоднее.

ПРИСМОТРИМСЯ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ДЕТАЛЯМ

1.Прочтите ещё раз две первые фразы рассказа. Узелок в руке Очумелова - свидетельство того, что кто-то откупился от Полиции или задабривает её. Слово «конфискованный» употребляется обычно по отношению к какому-нибудь запре¬щённому товару на крупную сумму денег, который забирают у владельца в наказание за нарушение закона. Решето с крыжовником как конфискованный товар вызывает улыбку. Для чего писатель употребил эти художественные детали?

Для того, что бы подчеркнуть и глубже раскрыть образ Очумелова, его жадность, мелочность. Хамелеонство Очумелова свидетельствует о продажности полицейских, их зависимости от сильных мира сего. Свысока относясь к своим подчинённым, герой готов сам пресмыкаться перед людьми, обладающими властью, деньгами.

2.Ясно, что дело происходит летом, в жару. Тогда зачем Очумелов в новой шинели? Это для него предмет гордости, как шуба на лисьем меху на купце или чиновнике. Её надевали и в тёплое время, чтобы все видели богатую вещь. Кроме того, полицейский в шинели выглядит внушительнее. Какие ещё «говорящие» художественные детали текста могут быть таким же образом расшифрованы?

Отношение к происшествию у Очумелова меняется в зависимости от принадлежности собаки: если собака бездомная, то надзиратель говорит строго кашляя: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!.. Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!..» Узнав о том, что собака, возможно, генеральская, Очумелова сразу бросает в жар, он просит городового Елдырина снять с себя пальто и говорит уже совершенно по-другому: «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать....» Резкая смена отношения Очумелова к ситуации, хамелеонство надзирателя свидетельствует о его приспособленческом характере. С одной стороны, герой хочет выслужиться перед генералом, с другой - показать простому люду свою значимость.

3.Какими словами изображена площадь, действующие лица? Какие портретные и речевые детали не позволяют перепу¬тать героев?

Во время прочтения воображение без всяких усилий рисует очень яркую и точную картину происходящего. В «Хамелеоне» отсутствуют пространные описания, только короткие и очень меткие характеристики. Очумелов говорит с превосходством, с гордостью носит шинель, которая потом превращается в пальто, Хрюкин бранится,он пьян, укушенным потрясает пальцем, Елдрыгин склонен к рассуждению.

4.Обратите внимание на то, как энергично строится фраза у Чехова. Каков порядок слов? их подбор?

Рассказ больше напоминает стенограмму, сдержанный репортаж. Но именно это усиливает невероятно образы героев и позволяет рассмотреть их с максимальной ясностью, не отвлекаясь на посторонние детали. Только суть, самое важное и значимое вырезается в память.

Воспроизводя речь действующих лиц, писатель всегда озабочен тем, чтобы интонация фразы была точной, то есть кроме прямого смысла слов несла

дополнительную информацию о человеке, его отношении к людям и происходящему. В словах Очумелова «Я покажу вам, как собак распускать!» звучит прямая угроза. Она смягчается следующей фразой:

«Пора обратить внимание на подобных господ...», потому что сам полицейский почувствовал, что слишком круто взял.

РАБОТАЕМ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

1.В тексте помещена иллюстрация Кукрыниксов к рассказу А.Чехова «Хамелеон». Найдите иллюстрации художников Д. Кардовского, Н. Вышеславцева к этому рассказу. Какие стороны ситуации и характеров действующих лиц выделяет каждый из художников?

Н.Вышеславцев:

Изображает картину появления Очумелова с Елдрыгиным на пустынной площади. Очумелов изображен в шинели, с рукой на поясе с горделивой походкой.

Д.Кардовский: Очумелов изображен в момент разбирательства скандала. Он в центре внимания художника. Толстый, в шинели, с узелком руке. Автор обращает внимание на детали. Рядом стоит Хрюкин с пальцем и собака - виновница происшествия.

Кукрыниксы сосредотачиваются на изображении эпизода с разбором скандала. Очень ярко изображены герои рассказа: Очумелов, Хрюкин, Елдрыгин. На наш взгляд более ярко удалось передать все детали Кукрыниксам.

Чехов, Хамелеон. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика? Прочтите экспозицию рассказа. Что в этом кратком описании вы узнаете о характере и роде де­ятельности полицейского надзирателя Очумелова? В самом начале рассказа, в его экспози­ции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь. У него новая шинель, в руке узелок. Следом за ним го­родовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание – практиче­ски портрет мелкого взяточника, в изо­бражении которого налицо

приметы его постыдного стяжательства. Можно даже не заметить, что у него значащая фами­лия, которая не предполагает разумных решений. Но дары, которые он уже успел получить, не заметить нельзя. Как мел­кий начальник, который любит показать себя, говорит он строго, кашляя и шевеля бровями. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика? Речь Очумелова подчеркивает удовлет­воренность своим положением. Однако нельзя не заметить, с каким трудом он владеет собственной речью. Он довольно долго собирается с мыслями, прежде чем произнести свое начальственное слово. Проследим за его оборванными и незавер­шенными репликами: “По какому это случаю тут?..”; “Почему тут? Это ты зачем палец?..”; “Кто кричал?”. С первых слов мы убеждаемся в служебной нерасто­ропности Очумелова и его нежелании за­няться делом.

Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар осо­бого чиновничьего красноречия: “Чья со­бака? Я этого так не оставлю…”; “…как она могла тебя укусить?”; “У генерала со­баки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку дер­жать?!.”

Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.

Решения Очумелова стремительно сме­няют друг друга, и название рассказа на­прямую связано с этим калейдоскопом.

Какие детали помогают представить облик Очумелова? Назовите и охарактеризуйте каждую из них.

Самая первая деталь, на которую обра­щает внимание читатель, – новая ши­нель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конеч­но, не ягоды или овощи – такие предме­ты носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шест­вует по базарной площади. Далее, на про­тяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: “Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…”; “- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…”; “- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…”; “…запахиваясь в шинель, про­должает свой путь по базарной площади “. Так шинель (пальто) четыре раза включа­ется в события на базарной площади.

Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? Как эти перемены связаны с названием рассказа?

Первое решение – “А собаку истребить надо”.

Второе (“собака генерала Жигало­ва”) – “…как она могла тебя укусить?”.

Третье (“нет, не генеральская”) – “На­до проучить!”.

Четвертое (“может быть, и генераль­ская…”) – “Ты отведешь ее к генералу…”.

Пятое (генеральский повар говорит: “Этаких у нас отродясь не бывало!”) – “Истребить, вот и все”.

Шестое (повар продолжает: “Брат их­ний охоч…”) – “Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…”.

Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими перемена­ми, мы еще раз убеждаемся в том, что ав­тор не случайно дал рассказу название “Хамелеон”.

Охарактеризуйте Хрюкина по впечатлениям первой встречи с ни м.

Рассказ “Хамелеон” описывает эту встречу. Сцена развертывается на базар­ной площади, и все передвижения участ­ников происходят только в ее границах.

На Хрюкине ситцевая крахмальная ру­баха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачон­ка его укусила: Хрюкин решил пораз­влечься. Кто-то из толпы говорит, что он “…цигаркой ей в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни…”.

В рассказе много как безымянных уча­стников, так и действующих лиц, кото­рых мы так и не увидим на базарной пло­щади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу. Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадле­жит дровяной склад… Хотя они и не по­являются на базарной площади, происхо­дящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит. Так что спор происходит не столько меж­ду реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и оп­ределяет развитие сюжета.

Какую роль в рассказе играют городовой, ге­неральский повар Прохор, толпа?

Это свидетели событий и отчасти источ­ники необходимой информации. “Голос из толпы” говорит Очумелову, кто все-та­ки хозяин собачки. Эти герои одновремен­но являются фоном событий и участника­ми того, что происходит на базарной пло­щади.

Сколько хамелеонов видите вы в этом расска­зе? В одном из классов ученики выдвинули три ре­шения: хамелеон – Очумелов; хамелеоны – Очуме­лов и Хрюкин; хамелеоны – Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяе­тесь? Обоснуйте свой выбор. Может быть, вы най­дете четвертое решение?

В большинстве классов ученики выби­рают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к “побе­дителю”. Четвертое решение предполага­ет назвать хамелионами тех героев, кото­рые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора.

Какое явление сатирически изображает Чехов в этом рассказе?

В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти. Все на площади боятся полицейс­кого надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступе­ней – генерал, который так и не появил­ся на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.

Глоссарий:

  • характеристика очумелова из рассказа хамелеон
  • характеристика очумелова
  • сколько раз очумелов меняет свое решение
  • описание очумелова из рассказа хамелеон
  • Речевая характеристика Очумелова

Другие работы по этой теме:

  1. (1884г.) Полицейский надзиратель Очумелов идет по базарной площади. На его глазах, орущий, ругающийся мужик догоняет и хватает убегающую собаку. Вокруг быстро собралась толпа. Мужик этот...
  2. Анализ произведения Жанр произведения – юмористический рассказ. Однако ран­ние рассказы Чехова нельзя назвать только юмористическими, они прочно стоят в ряду лучших сатирических произведений рус­ской классической...
  3. А. П. Чехов – всемирно известный русский писатель прозаических произведений. Он написал множество сатирических произведений. Летом я прочитал целую книгу этого писателя и больше всего...
  4. По жанру “Хамелеон” сатирический рассказ, в котором Чехов высмеивает людские пороки, в частности чинопочитание. Экспозиция: полицейский надзиратель Очумелов идет через базарную площадь. Завязка – Хрюкина...
  5. Краткое содержание Рассказ начинается с описания базарной площади. Вокруг ти­шина. Открытые двери лавок и кабаков глядят уныло, как голод­ные пасти, около них нет даже нищих....

Урок литературы в 7 классе

«Хамелеон». Мастерство Чехова-сатирика. Диалоги, «говорящие» фамилии как средство характеристики героев

Цели:

    показать роль художественной детали в раскрытии характеров героев произведения, определить особенности стиля Чехова;

    развивать навыки выразительного чтения, мышление, связную речь учащихся;

    воспитывать непринятие грубости, лицемерия, безразличия, хамства.

Оборудование: учебник, картинки с изображением хамелеонов, карточки Эпиграф: «Победа из побед – победа над собой»

Организационный момент.

Вводно-мотивационная часть.

Слово учителя.

Сегодня мы будем с вами говорить о неравнодушии, об искренности, об уверенности в себе, т.е. о человеческих достоинствах. Но, как известно, все познается в сравнении, и чтобы понять, как стать настоящим человеком, нужно понять, что такое человеческие пороки. Нам сегодня будет помогать мудрый учитель, мастер юмористического рассказа, тонкий психолог Антон Павлович Чехов и его рассказ «Хамелеон».

Литературный диктант.

    Как звали полицейского надзирателя? (Очумелов.)

    Что было в руках у городового? (Решето с конфискованным крыжовником.)

    Как звали золотых дел мастера? (Хрюкин.)

    Какое животное «обидело» Хрюкина? (Собака.)

    Как звали городового? (Елдырин.)

    Во что был одет Очумелов? (В шубу.)

    Кому принадлежала собака? (Брату генерала.)

Анализ произведения.

Чехов – мастер художественной детали. Давайте посмотрим, как деталь может характеризовать человека.(Каждую деталь записывают в тетради)

    Где происходят события? (выборочное чтение).

Словарная работа.

Конфискованный – запрещенный товар на крупную сумму денег, который забирают у владельца в наказание за нарушение закона.

    Представьте себя в роли Очумелова. Вы с узелком в руках идете через базарную площадь. Кругом тишина. Вдруг… Какая картина разворачивается среди тишины? (творческий пересказ от имени Очумелова).

    Как выглядит Хрюкин? О чем говорит его внешний вид?(выборочное чтение)

Чтение по ролям диалога .

    Сколько раз Очумелов меняет свое отношение к Хрюкину и решение о судьбе собаки? От чего это зависит?

    Почему у нас не вызывает сострадания потерпевший Хрюкин? Каким человеком он нам представляется? Почему он говорит, что у него брат в жандармах?

Словарная работа.

Жандармы – полицейские, занимавшиеся политическим сыском. Они воспринимались простым народом как более грозная сила, чем полицейские.

    Дело происходит летом, в жару. Тогда же зачем Очумелов в новой шинели? Почему он ее то снимает, то снова надевает?

    Как ведет себя толпа? Почему она смеется не над Очумеловым и Елдыриным, а над потерпевшим? Чем потешает ее положение Хрюкина?

    Случаен ли подбор фамилий? Запишите синонимы –ассоциации к фамилиям героев.

Говорящие фамилии в рассказе используются как средство характеристики персонажей, выбраны с целью создания комического эффекта. Персонажи рассказа - люди самые разные, представляющие народ, «улицу», человека толпы. Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать персонажам развернутые характеристики (о жанровых особенностях рассказов Чехова см. выше), имя, фамилия приобретают особый вес: они сразу и полностью представляют тех, о ком идет речь. Перечислим «полные» имена, как они даны в тексте.

«Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке » - это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия).

«Елдырин - рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником », он «шагает», следовательно, высокого роста. И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.

«Золотых дел мастер Хрюкин » - вздорный человек со вздорными претензиями («золотых дел мастер» может иметь такую фамилию, разумеется, только в сатирическом произведении).

Генерал Жигалов - внесценический персонаж, слово “генерал” как бы является частью его имени, причем имя и отчество у генерала Жигалова отсутствуют: они невозможны в глазах тех, кто находится ниже него на ступеньках общественной и служебной лестницы.

Владимир Иванович Жигалов - брат генерала Жигалова, ему как человеку с высоким общественным положением дана привилегия иметь имя и отчество.

Остальные персонажи: Прохор - генеральский повар, люди из толпы и - «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса ».

Кто в рассказе вызывает сострадание и кому отдана симпатия писателя? Почему после прочтения рассказа становится грустно?

А как вы считаете, почему Очумелов себя так ведет? Потому что он глуп?

Как вы думаете, смех в рассказе – это смех веселого или грустного человека? (глаза собаки)

Если откровенно, не бываем ли мы с вами иногда Очумеловыми? (Да, мы стараемся приспособиться, извлечь для себя выгоду.)

Выводы:

Актуален ли рассказ? (Да, мы каждый день должны бороться с этими недостатками.)

В чем смысл эпиграфа?

Перед вами деревья совести. Запишите на листочках те качества, которые должны быть с вами всегда.

Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим, честность, высокомерие, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь.

Пусть эти деревья станут для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.