Почему местоимения так называется. Местоимение в русском языке. Какие есть местоимения в русском языке
В русском языке местоимение является самостоятельной частью речи, указывающей на признаки, предметы, количество, но при этом не называющей их. В таблице описаны различные виды местоимений по значению, а также варианты их соотношений с другими частями речи.
Местоимение в русском языке – это самостоятельная часть речи, которая включает различные по значению и грамматическим особенностям группы слов, указывающие на предметы, признаки, количество, но не называющие их. Отвечает на вопросы Кто? Что? Какой? Сколько? Чей? и другие. Начальная форма местоимений – форма единственного числа, именительного падежа.
Примеры местоимений в словосочетаниях : он ответил, вы знаете, несколько яблок, каждый школьник, этот дом.
В школе тема «Местоимения» изучается с 4 класса и входит в программу ЕГЭ.
Какие бывают местоимения по значению?
Выделяют девять разрядов местоимений в зависимости от того, какое значение в речи они выражают. Включающая категории местоимений в русском языке таблица с примерами поможет быстро определять, к какому виду относится то или иное местоимение.
Разряды по значению | Описание | Примеры |
Личные | указывают на предмет, лицо, явление | я, ты, он, она, оно, мы, вы, они |
Притяжательные | указывают на принадлежность | мой, твой, его, ее, наш, ваш, их |
Возвратные | указывают на обращенность действия на себя | себя, себе |
Вопросительные | выражают вопрос | кто? что? чей? какой? сколько? который? |
Относительные | используются для связи частей сложноподчиненного предложения | кто, что, чей, какой, сколько, который |
Неопределенные | указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, число чего-либо | некто, несколько, кое-что, кто-либо, чей-нибудь и др. |
Отрицательные | указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака | ничто, ничей, никакой и др. |
Указательные | указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов | этот, та, тот, столько и др. |
Определительные | указывают на обобщенный признак | любой, каждый, всякий, иной и др. |
Во многих источниках относительные и вопросительные местоимения выделяют в один вопросительно-относительный разряд по значению.
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
Соотношение местоимений с другими частями речи
По соотношению местоимений с другими частями речи выделяют четыре группы местоимений.
Грамматические признаки местоимений
В русском языке у местоимений выделяют постоянные и непостоянные морфологические признаки.
Постоянные грамматические признаки :
- Разряд по значению;
- Лицо (только у личных).
Непостоянные грамматические признаки:
- Падеж;
- Число.
Синтаксические признаки местоимений
В предложениях местоимения могут выступать в роли любого члена предложения. Но, как правило, они употребляются в качестве подлежащего, дополнения или определения.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 1336.
Класс: 4
Цель: познакомить с личными местоимениями
Задачи:
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
- упражняться в определении рода, числа, лица местоимений;
- замене существительных местоимениями в речи;
- воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;
- развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.
Ход урока
I. Организация начала урока.
У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.
II. Словарная работа
Внимательно прочитайте предложения. (слайд № 3)
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.
Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик
- березы - (они)
- ученик - (он)
- девочка - (она)
- помидоры - (они)
- путешествие - (оно)
Что общего между этими словами? (Они все словарные)
III. Изучение нового.
- Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.
- Какие еще местоимения встретили в предложениях?
- Какие слова они заменили?
Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)
Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.
Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными. (слайд № 4)
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
(Вывешивается тема урока: Личные местоимения).
Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.
Письмо по памяти.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они.
Запомните первые три строчки стихотворения.
Запишите их по памяти.
Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.
В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5)
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.
Сегодня мы исследуем эти местоимения.
Нам нужно заполнить таблицу (слайд № 6)
Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7)
(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют)
Теперь нам надо распределить их по лицам.
Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.
Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.
А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.
(заполняем таблицу слайд № 8)
Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.
(проверка)
Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)
При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.
Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)
Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9)
Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)
Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?
(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)
IV. Закрепление
Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.
Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Личные местоимения (перечислить) :::::::::::..
Они бывают::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют::::::,
В предложении бывают:::::::::::::::::..
Физминутка.
- Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
- Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
- Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
- Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
- Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
- Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
- Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
1. Загадки. (слайд № 10)
Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.
Утром -
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей: (Солнце)А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ - морские... (Свинки)Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
2. "Четвёртое - лишнее"
Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (слайд № 11)
- Он, она, оно, я
- Я, ты, они, он
- Ты, к, от, за
Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.
Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты (2 л., ед.ч.).
3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение"
Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.
Когда __(:) приедете?
__ (:) нарисую елочку.
Почему __ (:) улетают?
Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино.
Какую задачу __ (:) решает?
Проверка.(слайд № 12)
4. Экспресс-опрос "Местоимение".
1. Укажи местоимения 1-го лица.
3) он, она, оно, они
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
3) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы
4. Личные местоимения употребляются вместо...
1) имени существительного;
2) имени прилагательного.
5. Личные местоимения...
1) называют предметы;
2) указывают на предметы.
6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.
Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвет!а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л.
Конец формы
IV. Итог урока.
Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.
Все дети получают сердечки с надписью "Я+Я= МЫ (слайд № 13,14)
Рефлексия "Светофор" (слайд № 15)
Ребята приклеивают на лист сигналы.
Домашнее задание.
С. 30 № 8, выучить таблицу личных местоимений.
Дополнительный материал.
Задания на смекалку.
- Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
- Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)
- Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА)
- Шарада.
Первый слог - личное местоимение,
Второй - детская болезнь.
А целое - тот предмет, который
Выбрасывают, когда он нужен
И поднимают, когда он не нужен.
Что это? (Я - корь). - Ребус. 7 я (семья)
Местоимением называется часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного и числительного.
От существительных, прилагательных и числительных местоимения отличаются тем, что они имеют более общее значение. Только в речи местоимения указывают на определённые предметы, на их качества или количество.
Река вышла из берегов. Она затопила поля и луга.
Буря бушевала всю ночь. Она стихла только к утру.
(Местоимение она в первом случае заменяет существительное река, во втором случае - существительное буря .)
Стояли тёплые дни. Такие дни у нас бывают только весной.
Появились ранние цветы. Такие цветы особенно сильно пахнут.
(Местоимение такие в первом случае заменяет прилагательное тёплые, во втором случае - прилагательное ранние ) У меня пятнадцать книг. Столько же книг у моего товарища.
На правой полке стояло сто книг. Столько же книг стояло на левой полке.
(Местоимение столько в первом случае заменяет числительное пятнадцать, во втором случае - числительное сто.)
Разряды местоимений.
По значению местоимения делятся на несколько разрядов.
1. Личные : 1-е лицо - я, мы, 2-е лицо - ты, вы, 3-е лицо - он, она, оно, они.
2. Возвратное: себя.
Примечание. Возвратное местоимение себя может относиться ко всем трём лицам: Яне щажу себя, тыне щадишь себя, он не щадит себя .
3. Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш.
Примечание, Мой, наш указывают на принадлежность (или отношение) к 1-му лицу, твой, ваш - ко 2-му лицу, а свой ко всем трём лицам, как и возвратное себя: Я не щажу своих сил, ты не щадишь своих сил, он не щадит своих сил
4. Указательные: этот, тот, такой, столько.
5. Определительные: каждый, весь, всякий, самый, сам.
6. Вопросительные: кто? что? какой? который? чей? сколько? (который час? кто пришёл?).
7. Относительные - это те же вопросительные, но не имеющие вопросительного значения, а употребляемые лишь для связи отдельных предложений. Они, кроме того, отличаются от вопросительных отсутствием логического ударения: Деревня, в которой -мы жили, была расположена на берегу реки. Кто много жил, тот мною видел.
8. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей. Сюда же относятся и местоимения некого и нечего, которые значат собственно нет кого и нет, чего.
9. Неопределённые: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-то, что-то, чей-то, кто-либо, что-либо, чей-либо, какой-либо, который-либо, кто-нибудь, что-нибудь, чей-нибудь, какой-нибудь, который-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой.
Изменения местоимений.
Некоторые местоимения заменяют собой существительные: я, ты, себя, кто, никто, никто и др. В предложении они, как и существительные, обычно бывают подлежащими или дополнениями.
Мы работали дружно. Никто не отставал. (Местоимения мы и никто - подлежащие.) Старик встретил нас радушно. Никому раньше он об этом не рассказывал. (Местоимения нас, никому - дополнения.)
Эти местоимения изменяются по падежам, а по родам не изменяются (кроме местоимения он, которое изменяется и по родам: он, она, оно) . Их называют местоименными существительными.
Другие местоимения заменяют собой прилагательные: который, какой, такой и др.
Они, как и прилагательные, обычно в предложении являются определением. /i> Какой цветок я нашёл! Такая книга всем нравится.
Эти местоимения изменяются по падежам, родам и числам и согласуются с существительными.
Такой карандаш, такая книга, такое перо; такие карандаши, такие книги, такие перья; такого карандаша, такой книги, такого пера. Их называют местоименными прилагательными.
Наконец, третьи местоимения заменяют собой числительные (сколько - несколько) . Они изменяются только по падежам.
1. В косвенных падежах к местоимению 3-го лица после предлогов прибавляется н (у него, к ней и т.д.). Примечание. Если это местоимение в род. над. употребляется в значении притяжательного (отвечает на вопрос чей?), то н после предлога не прибавляется: предлог в этом случае связан нес местоимением, а с существительным, стоящим после него: 1. Это письмо от его отца. (Это письмо от отца его.) Сравните: Это письмо от него. 2, Был у её брата. (Был у брата её.) Сравните: Был у неё.
2. Возвратное местоимение себя не имеет им. пад. ед. числа и не имеет особых форм для множ. числа. Оно склоняется как личные местоимения я, ты: род., вин. - себя, дат, - себе, твор. - собой (-ою), предл. - (о) себе.
Склонение притяжательных местоимений.
Так же склоняются местоимения твой, свой, ваш. Местоимение чей склоняется как прилагательное на -ай, -ья, -ье (лисий,лисья, лисье).
Склонение местоимения чей
Местоимения какой, никакой, самый, который, некоторый, всякий, такой, каждый, иной и др. склоняются, как обычные полные прилагательные.
Местоимение - это одна из частей речи - слово, указывающее на имя и приобретающее значение определённого предмета, качества или числа в зависимости от содержания данной речи. Местоимение названо так за возможность "занимать место" (иметь место) других частей речи. Местоимение может использоваться вместо существительного и отвечать на падежные вопросы "кто?", "что?", "кого?" и другие. Например: я, меня, тебе, ими, кем-то. Может занимать место числительного и отвечать на вопрос "сколько?" - несколько, сколько-то, столько. Может использоваться вместо прилагательного и отвечать на вопросы "какой", "какая?", "какие?", "какое?". Например: какой-либо, некий и другие. Местоимение указывает на предмет, признак или количество, не называя их.
В данном задании вам необходимо определить почему местоимения получили такое название.
Запишите происхождения слова местоимение
Местоимения являются значимой частью речи. Они относятся к группе именных слов. Калька из латинского – «prōnōmen». Дословно данное слово переводится как ""вместо имени"". То есть данные слова употребляются вместо имени, чтобы обозначить какое - либо название, указав его в предыдущем предложение.
Определите общее понятие местоимения
Местоимения - являются самостоятельной незнаменательной частью речи, указывающей на предмет, признак либо количество, при этом не называя их.
Местоимения делятся на следующие разряды
- Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Данные местоимения показывают на людей, участвующих в беседе (я, ты, мы, вы), людей, не принимающих участия в разговоре, либо предметы (он, она, оно, они).
- Возвратные : себя. Данные местоимения показывают на равенство лица или предмета, являющегося подлежащим, лиц или предметов, названных словом себя. (Она себя не расстроит).
- Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их. Данные местоимения говорят о принадлежности предмета лицу или другому предмету (Это моя ручка. Её очень удобно использовать).
- Указательные : этот, тот, такой, таков, столько. Данные местоимения говорят о признаках или количествах предметов.
- Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной. Данные местоимения обозначают признаки предметов.
- Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Данные местоимения относятся к специальным вопросительным словам, обозначают лица, предметы, признак и количество.
- Относительные : являются такие же местоимения, как вопросительные. Также являются союзными словами.
- Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Данные местоимения говорят об отсутствии предметов или признаков.
- Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько. Также к данной группе относятся все местоимения, которые были образованы от вопросительных местоимений с помощью приставки кое- или суффиксов -то, -либо, -нибудь.
Раздел «Морфология Местоимение»
Урок 38 «Разряд личных местоимений»
Класс-3.
Тема: Разряд личных местоимений
Цель: познакомить с личными местоимениями
Задачи:
закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; упражняться в определении рода, числа, лица местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма; развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.
Педагогические технологии: личностно - ориентированное обучение, элементы интеграции, элементы критического мышления, адаптивная система обучения.
Тип урока: урок объяснения и первичного закрепления.
Оборудование: презентация, карточки, картинки к уроку.
Ход урока
I. Организация начала урока.
У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.
II. Словарная работа
Презентация.
Работа в парах. АСО (
Внимательно прочитайте предложения. (Слайд № 3)
Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик
березы - (они)
ученик - (он)
девочка - (она)
помидоры - (они)
путешествие - (оно)
Что общего между этими словами? (Они все словарные)
III. Изучение нового.
Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными. Какие еще местоимения встретили в предложениях? Какие слова они заменили?
Место, какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)
Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.
Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями. (Слайд № 4)
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.
Прослушайте песню « Я ты он она вместе дружная страна» интеграция музыка
Запишите в тетрадь местоимения из песни.
Местоимения я, ты, он, она, оно, мы называют личными.
В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5)
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.
Сегодня мы исследуем эти местоимения.
Нам нужно заполнить таблицу. Распределить личные местоимения по числам и лицам.
Ед. число Мн. число
Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7)
(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют работа в группах) АСО
(личностно - ориентированное обучение)
Ед. число Мн. число
Я, ты, он, она, оно Мы, они, вы
Теперь нам надо распределить их по лицам.
Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.
Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.
А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.
(заполняем таблицу слайд № 8)
Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.
(проверка)
Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)
При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.
Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)
Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9)
Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)
Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?
(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)
IV. Закрепление
Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.
Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Личные местоимения (перечислить) :::::::::::..
Они бывают::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют::::::,
В предложении бывают:::::::::::::::::..
С. 192 правило.
Физминутка.
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
С.191упр.439
Выписать из текста местоимения определить число и лицо.
1.Загадки.
Нужно отгадать загадку, рядом с местоимением, встречающимся в загадке написать слово отгадку. Работа с комментированием.
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей: (Солнце)
А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)
И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ - морские... (Свинки)
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
2. "Четвёртое - лишнее"
Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (Слайд № 11)
Он, она, оно, я
Я, ты, они, он
Ты, к, от, за
Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.
Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты (2 л., ед.ч.).
(личностно - ориентированное обучение)
3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение"
Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.
Проверка.(слайд № 12)
4. Экспресс-опрос "Местоимение".
Приложение.
1. Укажи местоимения 1-го лица.
3) он, она, оно, они
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
3) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы
4. Личные местоимения употребляются вместо...
1) имени существительного;
2) имени прилагательного.
5. Личные местоимения...
1) называют предметы;
2) указывают на предметы.
IV. Итог урока.
Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.
Все дети получают сердечки с надписью "Я+Я= МЫ (слайд № 13,14)
Рефлексия. Давайте послушаем ещё раз песенку «Я ты он она»
Можете подпевать.
V. Домашнее задание.
С. 193 упр. 442,с.192 выучить правило.
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?
Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?