Что такое туареги в африке. Синие люди пустыни — Туареги (12 фото). Отношение к золоту


1,72 млн чел
Мали - 1,44 млн чел
Алжир - 1,025 млн чел
Буркина-Фасо - 600 тыс. чел
Ливия - 557 тыс. чел

Язык Религия

Туареги (самоназвание - имощаг , имошаг ) - народ группы берберов в Мали , Нигере , Буркина-Фасо , Марокко , Алжире и Ливии .

Первое научное исследование туарегов провёл Анри Дюверье .

История

Согласно собственной легенде, исконным расселением туарегов был остров в Атлантическом океане , и после его исчезновения уцелели только торговцы, находившиеся в тот момент в портовых городах Северной Африки.

Есть легенда о происхождении народа туарегов. Согласно ей, к ним из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан на белом верблюде со своей служанкой Такамат. Неизвестно как они добрались до Ахаггара , здесь Тин-Хинан стала царицей. Многочисленные поклонники приезжали к ней для совокупления, потом она их убивала. Царица и служанка рожали детей, положив начало роду туарегов. От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки - племя вассалов . В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины. Как сообщает указанный ниже источник, многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан .

Средние века

Основной район проживания туарегов

В Средние века туареги были заняты в транссахарской торговле , создали несколько просуществовавших недолго государственных образований , такие как Султанат Агадес ; контролировали важные перевалочные торговые пункты, как например Такедда .

Колониальная эпоха

См. также: Туарегское восстание (1916-1917)

Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку . В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти. Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

Постколониальный период

В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами. Эта причина, а также отстранение от политики другими этническими группами, ухудшение экономического положения в результате засух 1970-1980-х гг. привели к открытому вооружённому сопротивлению в Нигере , в Алжире и в Мали . Туареги выступили за создание государства Азавад .

Росту напряжённости на севере Нигера способствовал инцидент в городе Чин-Табарадене в 1990 году .

Язык

Одежда

Одеты благородные обычно в рубашку без рукавов и широкие штаны. Поверх надета накидка синего цвета. На гру­ди перекрещиваются две широкие ленты, сплетенные из раз­ноцветных шелковых шнурочков, на концах которых - кисти. Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается лицо, откры­тыми остаются только глаза. Волосы заплетают в косы. На ногах сандалии из кожи. Благо­родный носит каменный браслет, иногда - простое се­ребряное кольцо на пальце в качестве украшений.

У туарегской женщины-аристократки волосы заплетены в косички. Одета она в белую длинную рубашку и платок синего цвета. На шее у женщины украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой .

Обычаи

Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок - «тагельмуст » (шаш-араб.) или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, то туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. А женщины туарегов лица не закрывают.

Общественный строй

Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на племенные или «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.

  • Благородные или знать - владеют стадами верблюдов .
    • Блюстители веры или духовные наставники - инеслемены.
      • вассалы - имгады, занимающиеся разведением коз .
        • рабы - икланы.
          • кузнецы - инедены.

Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. Представители касты рабов являются «рабами» по происхождению, они давно отправлены на свободу. А кузнецы жили рядом с туарегами по своей воле. Традиции запрещают туарегам из высших каст заниматься каким-либо ремеслом, а женщины туарегов освоили выделку кож.

Иерархическая организация туарегов имеет непосредственное отношение к их методам приспособления к пустынной среде. Они удачно воспользовались необходимостью постоянного передвижения и скомбинировали четыре вида занятий кочевников: разведение верблюдов, овец и коз, торговлю солью, охрану транссахарских караванов и набеги на эти караваны. Ахаггарская конфедерация состояла из трех племен, и каждое возглавлял вождь наиболее знатного клана племени, а конфедерация в целом находилась под номинальным руководством самого старшего из трех племен - Кель-Рела.

Но чаще всего из-за далеких расстояний между колодцами и недостатка пастбищ каждому племени приходилось делиться на мелкие кочевые группы, причем каждая группа вела почти независимое существование, оберегала колодцы от случайных или умышленных повреждений, защищала караваны, проходившие по её территории, и совершала набеги на караваны, отказывавшиеся от её защиты. Общество было матрилинейным, женщины пользовались влиянием и свободой и не закрывали лица, как подлинные берберки. Их мужья, особенно среди аристократии, делали все, чтобы женам жилось хорошо, и у женщин было время на развлечения, поэзию и музыку. Слуги выполняли все домашние работы, а всю необходимую сельскохозяйственную продукцию туареги получали от оазисных земледельцев, находившихся под их покровительством.

Хотя набеги на караваны и их охрана ныне потеряли свое былое значение, туареги все ещё живут изолированно, занимаются скотоводством и торгуют солью. Происходят циклические передвижения, во время которых они снабжают земледельческие народы Западного Судана солью, добываемой зависимыми от них людьми. Соль составляет чрезвычайно важную часть рациона, и на неё всегда большой спрос. В обмен за неё туареги получают продукты, служащие дополнением к их основной пище - финикам и молочным продуктам. Во время циклических передвижений и торговли солью туареги переходят от одного оазиса к другому, хотя между ними иногда расстояние в пять дней пути. У каждого оазиса они тоже торгуют или пополняют запасы своего каравана продуктами, которыми их снабжают сервы - земледельцы-харатины, - это главным образом сорго.

Такая двойная экономика тесно связана с экономикой соседних народов, обитающих на краю пустыни. Различные экологические факторы вынуждают туарегов придерживаться твердых сроков в этой торговле. Соль добывают в апреле и мае, а затем в июле везут караваном через Тамесну - местность, богатую пастбищами, где верблюды могут отдохнуть и где их можно сменить на новых. На следующем этапе караваны прибывают в торговые центры у северной границы Нигерии, где торговый сезон начинается в октябре. Помимо соли, туареги продают и привезенные с севера финики, а также ослов и верблюдов. В январе они пускаются в обратный путь, опять останавливаются в Тамесне и к марту прибывают на свою северную родину .

Галерея

Влияние на европейскую культуру

Примечания

Ссылки

  • Туареги и тубу Ю. М. Кобищанов (из книги «Гарамантида (африканская Атлантида)»)
  • Генералы песчаных карьеров (рус.) . Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 10 октября 2011.

См. также

  • Туарегское восстание (1916-1917)
  • Туарегское восстание (1962-1964)
  • Туарегское восстание (1990-1995)
  • Туарегское восстание (2007-2009)

Литература

  • В. И. Травина «Тайны пустынь» - М.ООО «Издательство „РОСМЕН-ПРЕСС“,2003 - 352с (интересно о неизвестном)» (стр. 113-118,Туареги)
  • аль-Куни, Ибрагим . Глоток крови. Сборник рассказов о жизни туарегов Сахары. Перевод с арабского. М., 1988

Категории:

  • Кочевники
  • Берберы
  • Туареги
  • Народы Мали
  • Народы Нигера
  • Народы Алжира
  • Народы Ливии
  • Народы Буркина-Фасо
  • Народы Северной Африки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Туареги – один из самых загадочных народов Африки. Современные кочевники сохранили древнюю культуру, и многое в их повседневной жизни кажется нам удивительным. Пожалуй, их главное отличие от всего остального мира – это традиция матриархата . Только здесь девушкам до свадьбы разрешается иметь несколько любовников, а мужчины после достижения совершеннолетия обязаны носить лицевое покрывало.




Туареги – мусульмане по вероисповеданию, однако их религиозные традиции очень оригинальны. Издавна здесь было заведено, что именно мужчина не должен открывать лицо. В день совершеннолетия юноша получает от отца две главных подарка – обоюдоострый меч и специальную лицевую накидку. Без нее нельзя выходить на люди, ее же нужно носить и дома, прикрывая лицо даже во время еды и сна.





Кроме того, туареги носят особые туники цвета индиго, за это их даже прозвали «синими людьми Сахары». Доподлинно неизвестно, для каких целей служит одеяние: по одной из версий – оберегает туарегов от злых духов, по другой (более прагматичной) – защищает от пыли и песка. Интересно, что туареги окрашивают ткань специфическим способом: экономя воду, они не пропитывают ее краской, а «вколачивают» ее камнями. Со временем краска начинает осыпаться, и кожа туарегов часто имеет синий цвет, как у настоящих аватаров.







Мораль в отношении девичьего способа жизни вполне демократична: девушкам разрешается познать нескольких любовников до замужества. Как правило, мужчина может приехать в шатер возлюбленной, провести с ней ночь, но это отнюдь не гарантия того, что он останется здесь же и в следующий вечер. Как правило, девушки выходят замуж в возрасте 20 лет, претенденты на руку и сердце должны упражняться в стихосложении, посылая красавице поэтические строки. Девушки имеют право им ответить, правда, используют они свой уникальный алфавит «тифинаг», усвоенный от матери (мужчины в этом племени используют латинский или арабский алфавит).









В обществе туарегов сложился удивительный строй: мужчины превосходно владеют боевым искусством, они бесстрашные воины и прекрасные торговцы, женщины – хранительницы культурного наследия, именно они обучены грамоте, продолжают фольклорную традицию. Словом, этнос туарегов – яркий пример того, что в социуме равноправие мужчин и женщин – достижимо. Главное – правильно распределить обязанности.


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми :

Туареги – единственный в мире народ, у которого мужчины даже в домашнем кругу обязаны закрывать лицо повязкой.

Туареги - это та часть исконного берберского населения Северной Африки, которая не захотела жить под властью завоевателей арабов и ушла на юг в Сахару. В Средние века они вели кочевой образ жизни, но сегодня подавляющее большинство туарегов живут в деревнях и городах. Лишь немногие кочуют по Сахаре, главным образом по алжирской ее части. Заходят они и в пустынные районы Мали, ведь что такое границы кочевники не знают. В этой стране они легко находят общий язык с местным населением, заметную часть которого составляют их оседлые соплеменники. Чтобы увидеть, как живут туареги, те, что еще продолжают кочевать, надо ехать в пустыню.

Живут в Мали, Нигере, Буркина Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. Своим культурным своеобразием туареги обязаны особому положению женщин. Счёт родства у них ведётся по материнской линии, хотя наследование имущества – по отцовской. К этой традиции относится и обычай молодых супругов поселяться поблизости от родственников матери жены. В первобытном мире люди верили, что духи чужака и его родни могут навредить им. Сила духов сосредоточена в голове человека и выйти на свет может через рот, нос или уши. Поэтому у туарегов до сих пор мужа – пришельца из другого рода – заставляют закрывать лицо покрывалом. Туареги постоянно носят одежду, окрашенную индиго, и краска придает их коже голубоватый оттенок. Поэтому в Африке их называют “синие люди”.

Согласно собственной легенде, исконным расселением туарегов был остров в Атлантическом океане, и после его исчезновения уцелели только торговцы, находившиеся в тот момент в портовых городах Северной Африки. Согласно исследованиям, туареги считаются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), смешавшимися с африканским и арабским населением Северной Африки. Берберы-зенага занимались земледелием в южной части Аравийского полуострова, однако в VIII в. были вытеснены арабскими завоевателями в Северную Африку, где перешли к кочевому образу жизни, сохранив при этом берберский язык и культуру.

Язык туарегов «тамашек» относится к берберским языкам, хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо «тифинаг» (на языке «тамашек»), происходящее от древнего ливийского письма. Мужчины пользуются арабским алфавитом.

В сексуальном смысле женщины туарегов - самые свободные женщины мира. Дело иногда доходит до выяснения личности отца родившегося ребенка. Обычно это выясняется так: собираются всей деревней на совет и пытаются найти похожие черты ребенка и предполагаемых отцов. Когда доказательства найдены, ребенок записывается без согласия отца.

В туарегской культуре добрачный опыт считается преимуществом как у мужчины, так и у женщины. Уважение и свобода, даруемые туарегской женщине, ошибочно трактуются другими племенами, в которых у женщины гораздо меньше свобод. Само туарегское общество решительно осуждает проституцию.

Перед браком туарегские женщины наслаждаются удивительной свободой. Они не работают, и вместо работы танцуют, поют и сочиняют стихотворения. В туарегском обществе существует класс благородных и класс рабов. Некоторые племенные образования служат другим благодаря унаследованному статусу. Благородные женщины, у которых есть рабы, работают ничтожно мало. Они делают сыр и масло, пасут коз, считают дни. Считается, что они умеют обрабатывать кожи, а мужчины – шить и вышивать.

В отличие от своих соседок, туарегские женщины имеют право выбирать пару; у мужчин может быть больше одной жены, но обычно есть только одна. Иногда туареги проводят специальные мероприятия – «tendi» и «ahal», на которых молодые встречаются и танцуют танцы ухаживания. Tendi обычно проводится после обеда, ahal – вечером. На ahal могут играть музыканты. У туарегов даже есть аналог средневекового «суда любви» с «султаном» и «султаншей», избираемыми для управления этими двумя мероприятиями. Часто после ahal девушка садится на верблюда и всю ночь едет на встречу с мужчиной, а потом они вместе возвращаются к ней. А иногда почитатель совершает прям-таки нечеловеческие путешествия, только чтобы увидеть свою даму.

Туарегская невеста управляет всей личной собственностью, включая скот; муж оплачивает расходы семьи. После брака от обоих ждут приличного поведения, но у женщины могут быть друзья и подруги (в западном значении слова «друг»). Туарегская пословица гласит: «Мужчина и женщина друг рядом с другом глазами и сердцем, а не только постелью».

В культуре туарегов силен матриархальный уклад. Мужчины занимают места вождей и членов совета, но положение вождя племени передается по наследству по женской линии. Наследование происходит по материнской стороне, и мужчина, который женится на женщине из другого племени, переходит в племя жены. Мужчина может передвигаться вверх по племенной социальной лестнице, женясь на женщине более высокого положения, но сами женщины редко выходят замуж за мужчин, которые по положению ниже их. Женщины принимают участие в соревнованиях на силу. Мужчины-туареги считаются одними из самых свирепых воинов пустыни и одними из лучших пустынных торговцев. Положение женщины в племени туарегов уникально.

Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.

Крупнейшие группы племен - Юллемиден, Ифорас, Кель Ахаггар и Кель Адджер (юг Алжира), Кель Адрар (север Мали), Кель Аир (север Нигера), Кель Герес (Грес) (равнинные области), Аллеммеден Кель Деннек на востоке, Аллеммеден Кель Ататам на западе.

Глава - вождь. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей «барабанных» групп, а мать аменокаля может наложить запрет на выполнение любого решения.

По религии туареги - мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций, как например, матрилинейную родовую организацую, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак. Несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Основное занятие - мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

Аристократы белокожие, высокие и стройные. Одеты благородные обычно в рубашку без рукавов и широкие штаны. Поверх надета накидка синего цвета. На гру­ди перекрещиваются две широкие ленты, сплетенные из раз­ноцветных шелковых шнурочков, на концах которых - кисти. Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается лицо, откры­тыми остаются только глаза. Волосы заплетают в косы. На ногах сандали из кожи. Благо­родный носит каменный браслет, иногда - простое се­ребряное кольцо на пальце в качестве украшений.

У туарегской женщины-аристократки волосы заплетены в косички. Одета она в белую длинную рубашку и платок синего цвета. На шее у женщины украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой.

Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок - «тагельмуст» (шаш-араб.) или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, то туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. А женщины туарегов лица не закрывают.

Туареги - единственный в мире народ, у которого мужчины даже в домашнем кругу обязаны закрывать лицо повязкой, (самоназвание - “народ покрывала”). Живут в Мали, Нигере, Буркина Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. Своим культурным своеобразием туареги обязаны особому положению женщин. Счёт родства у них ведётся по материнской линии, хотя наследование имущества - по отцовской. К этой традиции относится и обычай молодых супругов поселяться поблизости от родственников матери жены. В первобытном мире люди верили, что духи чужака и его родни могут навредить им. Сила духов сосредоточена в голове человека и выйти на свет может через рот, нос или уши. Поэтому у туарегов до сих пор мужа - пришельца из другого рода - заставляют закрывать лицо покрывалом. Туареги постоянно носят одежду, окрашенную индиго, и краска придает их коже голубоватый оттенок. Поэтому в Африке их называют “синие люди”.

Согласно собственной легенде, исконным расселением туарегов был остров в Атлантическом океане, и после его исчезновения уцелели только торговцы, находившиеся в тот момент в портовых городах Северной Африки. Согласно исследованиям, туареги считаются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), смешавшимися с африканским и арабским населением Северной Африки. Берберы-зенага занимались земледелием в южной части Аравийского полуострова, однако в VIII в. были вытеснены арабскими завоевателями в Северную Африку, где перешли к кочевому образу жизни, сохранив при этом берберский язык и культуру.

Язык туарегов тамашек относится к берберским языкам, хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг (на языке тамашек), происходящее от древнего ливийского письма. Мужчины пользуются арабским алфавитом.

В сексуальном смысле женщины туарегов — самые свободные женщины мира. Дело иногда доходит до выяснения личности отца родившегося ребенка. Обычно это выясняется так: собираются всей деревней на совет и пытаются найти похожие черты ребенка и предполагаемых отцов. Когда доказательства найдены, ребенок записывается без согласия отца.

Согласно Морокко в туарегской культуре добрачный опыт считается преимуществом как у мужчины, так и у женщины. Уважение и свобода, даруемые туарегской женщине, ошибочно трактуются другими племенами, в которых у женщины гораздо меньше свобод. Само туарегское общество решительно осуждает проституцию.

Перед браком туарегские женщины наслаждаются удивительной свободой. Согласно Rodd, они не работают, и вместо работы танцуют, поют и сочиняют стихотворения. В туарегском обществе существует класс благородных и класс рабов. Некоторые племенные образования служат другим благодаря унаследованному статусу. Благородные женщины, у которых есть рабы, работают ничтожно мало. Они делают сыр и масло, пасут коз, считают дни. Считается, что они умеют обрабатывать кожи, а мужчины - шить и вышивать.

В отличие от своих соседок, туарегские женщины имеют право выбирать пару; у мужчин может быть больше одной жены, но обычно есть только одна. Иногда туареги проводят специальные мероприятия - «tendi» и «ahal», на которых молодые встречаются и танцуют танцы ухаживания. Tendi обычно проводится после обеда, ahal - вечером. На ahal могут играть музыканты. У туарегов даже есть аналог средневекового «суда любви» с «султаном» и «султаншей», избираемыми для управления этими двумя мероприятиями. Rodd утверждает, что часто после ahal девушка садится на верблюда и всю ночь едет на встречу с мужчиной, а потом они вместе возвращаются к ней. А иногда почитатель совершает прям-таки нечеловеческие путешествия, только чтобы увидеть свою даму.

Туарегская невеста управляет всей личной собственностью, включая скот; муж оплачивает расходы семьи. После брака от обоих ждут приличного поведения, но у женщины могут быть друзья и подруги (в западном значении слова «друг»). Туарегская пословица гласит: «Мужчина и женщина друг рядом с другом глазами и сердцем, а не только постелью».

В культуре туарегов силен матриархальный уклад. Мужчины занимают места вождей и членов совета, но положение вождя племени передается по наследству по женской линии. Наследование происходит по материнской стороне, и мужчина, который женится на женщине из другого племени, переходит в племя жены. Мужчина может передвигаться вверх по племенной социальной лестнице, женясь на женщине более высокого положения, но сами женщины редко выходят замуж за мужчин, которые по положению ниже их. Женщины принимают участие в соревнованиях на силу. Мужчины-туареги считаются одними из самых свирепых воинов пустыни и одними из лучших пустынных торговцев. Положение женщины в племени туарегов уникально.

Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.

Крупнейшие группы племен — Юллемиден, Ифорас, Кель Ахаггар и Кель Адджер (юг Алжира), Кель Адрар (север Мали), Кель Аир (север Нигера), Кель Герес (Грес) (равнинные области), Аллеммеден Кель Деннек на востоке, Аллеммеден Кель Ататам на западе.

Глава — вождь. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей «барабанных» групп, а мать аменокаля может наложить запрет на выполнение любого решения.

По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций, как например, матрилинейную родовую организацую, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак. Несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

Одежда

Аристократы белокожие, высокие и стройные. Одеты благородные обычно в рубашку без рукавов и широкие штаны. Поверх надета накидка синего цвета. На гру-ди перекрещиваются две широкие ленты, сплетенные из раз-ноцветных шелковых шнурочков, на концах которых — кисти. Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается лицо, откры-тыми остаются только глаза. Волосы заплетают в косы. На ногах сандали из кожи. Благо-родный носит каменный браслет, иногда — простое се-ребряное кольцо на пальце в качестве украшений.

У туарегской женщины-аристократки волосы заплетены в косички. Одета она в белую длинную рубашку и платок синего цвета. На шее у женщины украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой.

Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок — «тагельмуст» (шаш-араб.) или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, то туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. А женщины туарегов лица не закрывают.

Туарегов, населяющих пустыню Сахара в Северной Африке, не случайно называют «синими людьми». Во-первых, в повседневной жизни они предпочитают синий цвет. Во-вторых, их праздничная одежда цвета индиго отбрасывает под палящими лучами солнца синие отсветы на смуглую кожу, а нестойкая краска ткани слегка окрашивает её.

Некогда туареги были самым могущественным народом Сахары. Ими восхищались и любовались, перед ними трепетали. Считают, что в пустыне и теперь ещё живёт в общей сложности 210 тысяч туарегов - потомков легендарных гарамантов, древних ливийских племён, переселившихся в Сахару с северного побережья Средиземного моря. У туарегов никогда не было собственного государства, и до наших дней они сохранили архаичную племенную структуру. Впрочем, их культура всегда находилась на довольно высоком уровне.

«Благородные» кочевники

Первое научное исследование туарегов связано с именем молодого французского путешественника Анри Дюверье. В 1859 году он побывал в Сахаре и стал одним из немногих европейцев, кто нашёл с ними общий язык. Дюверье сумел завоевать их дружбу и мог в одиночку и без опаски путешествовать по пустыне. Его путевые заметки «Северные туареги» оказали решающее влияние на формирование у европейцев образа благородного рыцаря пустыни. Дюверье первым описал внешность этих кочевников: «В общем туареги высокого роста, иные кажутся даже настоящими великанами. Все худощавые, сухопарые, сильные; их мускулы подобны пружинной стали. Кожа у них от рождения белая, однако солнце вскоре придаёт ей бронзовый оттенок, свойственный жителям тропиков… Смелость туарегов сказочна. Их стрелы и копья никогда не бывают смазаны ядом… Защита своих гостей и партнёров по торговле - ещё одна добродетель туарегов».

Спустя столетие внешний вид жителей Сахары практически не изменился. Вот как описал туарега европейский путешественник в середине 20-го века: «Высокого роста, очень гордой осанки, он величаво расхаживает, загребая пудрообразный песок пустыни… На нём гандура - длинная рубаха без рукавов - из белой хлопчатобумажной ткани, а поверх другая, цвета индиго, откинутая на плечах так, чтобы белая смотрелась как подкладка… Широкие шаровары едва видны из-под просторной шерстяной накидки. На такую накидку… идёт восемь метров материала. Голова - затылок, шея, подбородок, рот, нос и лоб - задрапирована в покрывало - тагельмуст… Глаза, подчерненные углём, смотрят из-под тагельмуста, как сквозь узкую щель забрала…». Тагельмуст не случайно стал визитной карточкой туарегов. В невыносимом зное он создаёт перед ртом и носом жителя пустыни влажную воздушную подушку, значительно уменьшающую испарение. Со временем он приобрёл своеобразное культурное и ритуальное значение. Туарег никогда не снимает его, даже во время еды и сна, и у него открытыми остаются только глаза.

В результате описаний путешественников и этнографов в Европе сложился устойчивый образ честного и храброго народа, бесхитростно живущего среди раскалённых песков Сахары. Однако этот образ, проникнутый романтикой 19-го века, мало соответствовал суровым реалиям жизни. Часто «благородные» туарегские племена выступали как заправские разбойники с большой дороги.

Опасные люди

До сих пор туареги живут изолированно, занимаются скотоводством, а также снабжают земледельческие народы Западного Судана солью, добываемой зависимыми от них людьми. В обмен на соль туареги получают продукты, главным образом сорго. Их племенные объединения подразделяются на целый ряд немногочисленных кланов-каст, рассеянных на большой территории: только так можно прокормить скот на скудных пастбищах пустыни. Во главе каждой из них стоит предводитель, а над всеми группами - вождь. Его власть символизирует барабан (тобол), который хранится в специально отведенном месте в шатре вождя. Тобол священен. Никто не имеет права без разрешения бить в него. В прежние времена тобол сопровождал племя в бой, и его потеря воспринималась как катастрофа.

Иерархическая организация туарегов блестяще приспособлена к пустынной среде и умело комбинирует четыре вида занятий кочевников: разведение верблюдов, овец и коз, торговлю солью, охрану транссахарских караванов и набеги на эти караваны.

Туареги были не в состоянии одновременно пасти стада и защищать своё имущество от враждебных соседей. В результате появилась особая каста воинов, в которой родилась знаковая пословица: «Вместе с мотыгой в дом приходит позор». Другими словами, вместо того чтобы трудом добывать себе пропитание, они предпочитали совершать разбойничьи набеги. Каста воинов имела право выставлять вождя (аменокала). Само слово «аменокал» означает «властелин страны», «владелец земли». И действительно, аменокалу принадлежит вся земля, в том числе и лучшие пастбища племенной конфедерации. Кроме этого, он получает большую дань, и шатёр его всегда завален продовольствием.

Аменокал туарегов всегда избирается пожизненно и одновременно является верховным судьёй. Но «бытовые» дела в суде почти не рассматриваются, так как воровства среди туарегов практически нет. Раньше приговор вору был один - смерть. Преступника изгоняли в пустыню, снабдив его лишь мешочком с мукой и горстью соли. Если человек выживал, то его уже не преследовали, но чаще всего он погибал от жажды.

Когда юноше-туарегу исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором ему дарят синий или белый тагельмуст, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, и показываться на людях без покрывала ему уже неприлично. Ещё сравнительно недавно любого, кто увидел лицо туарега, ждало самое суровое наказание - смерть. Если же убить его не удавалось, то туарег обязан был покончить с собой. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой.

Любовный напиток из мозга мертвеца

Согласно легенде о происхождении туарегов, в Сахару из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан, которая была благородного берберского происхождения. Однажды она села на белого верблюда и со своей служанкой Такамат покинула родные места. В результате тяжёлого путешествия они достигли нагорья Ахаггар, где Тин-Хинан стала царицей. К ней приезжало множество поклонников, которых после приёма она убивала. В результате царица и служанка нарожали детей, положив начало роду туарегов. От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки - более многочисленные вассалы. Слава Тин-Хинан была так велика, что её до сих пор называют «наша матушка».

Словно в память о легендарной царице, туарегские женщины занимают несравненно более высокое положение, чем у других народностей пустыни. Они, как правило, грациозны и красивы, пользуются уважением в обществе и имеют целый ряд преимуществ. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, в то время как мужчине позволительно быть неграмотным. Несмотря на то что туареги - мусульмане, женятся они только один раз в жизни. При этом, в отличие от мужчин, женщины лица не закрывают. Их мужья, особенно среди аристократии, делают все, чтобы жёнам жилось хорошо и у них было время на развлечения, поэзию и музыку.

Документально зафиксирован случай, когда женщины одного из племён во время атаки французских войск заслонили собой мужчин. Поэтому не удивительно, что каждый туарег трепетно чтит мать и жену.

Однако в кочевьях редко можно встретить женщину старше тридцати лет. Дело в том, что до сих пор профессия акушерки здесь неизвестна, и две трети женщин умирают во время родов. В пустыне высока и смертность новорождённых. Зато ребёнка, оставшегося без матери, тут же усыновляет другая роженица, воспитывая его как собственное дитя. Туареги чрезвычайно любят детей и никогда их не бьют.

Только женщины владеют тайной магических ритуалов. Например, они умеют приготовить волшебный напиток бор-бор для самых разных целей. Бор-бор может быть использован и как яд, и как надёжное любовное средство. Сделать его несложно. Достаточно лишь раздобыть основной ингредиент для его приготовления. Им служит мозг мертвеца, который «добывают» ночью на кладбище. Затем в напиток добавляют волосы, кровь, мочу, или даже след избранника. Туарегские женщины утверждают, что ещё ни один мужчина, отведавший этот любовный напиток, не устоял перед их чарами.