Андре массон картины


Жи-во-пи-сец, гра-фик, сце-но-граф.

Учил-ся в Ко-ро-лев-ской Академии художеств в Брюс-се-ле (1907-1911 годы) у К. Мон-таль-да; в юно-сти на Массона про-из-ве-ли силь-ное впе-чат-ле-ние ра-бо-ты Дж. Эн-со-ра. В 1912 году пе-ре-ехал в Па-риж, где по-се-щал Шко-лу изящ-ных ис-кусств, обу-чал-ся так-же тех-ни-ке фре-ско-вой жи-во-пи-си у П. Бо-ду-эна. В 1914 году со-вер-шил пу-те-ше-ст-вие по Ита-лии и Швей-ца-рии, за-тем был мо-би-ли-зо-ван. Пе-ре-жи-тые во вре-мя Первой ми-ро-вой вой-ны по-тря-се-ния (тя-жё-лое ра-не-ние в 1917 году) ока-за-ли зна-чительное воз-дей-ст-вие на его твор-че-ст-во, в ко-то-ром пре-об-ла-да-ют экс-прес-сив-ные фор-мы, вы-ра-жаю-щие тра-гическую дис-гар-мо-нию че-ло-ве-че-ско-го и при-род-но-го бы-тия.

В 1922 году Массон вер-нул-ся в Па-риж. Его ра-бо-ты 1922-1923 годов, по-свя-щён-ные те-ме ле-са, вы-да-ют влия-ние А. Де-ре-на и ана-ли-тического ку-биз-ма . По-сле сво-ей пер-вой вы-став-ки в Па-ри-же (1923 год), ор-га-ни-зо-ван-ной при под-держ-ке Д. А. Кан-вей-ле-ра, Массон зна-ко-мит-ся с А. Бре-то-ном, Л. Ара-го-ном, П. Элюа-ром и всту-па-ет в объ-е-ди-не-ние сюр-реа-лис-тов. С это-го вре-ме-ни на-чи-на-ет экс-пе-ри-мен-ти-ро-вать в об-лас-ти ав-то-ма-ти-че-ско-го пись-ма, при ко-то-ром об-ра-зы всплы-ва-ют из хао-са ли-ний, ре-ги-ст-ри-рую-щих им-пуль-сы под-соз-на-ния. В кар-ти-нах Массона ко-лы-шу-щие-ся, клу-бя-щие-ся, па-те-ти-че-ски взды-маю-щие-ся те-ни сгу-ща-ют-ся в био-морф-ные об-ра-зо-ва-ния («Гро-за», 1924 год, ча-ст-ное со-б-ра-ние, Па-риж; «Бит-ва рыб», 1926 год, Му-зей современного искусства, Нью-Йорк). В 1926-1927 годах при-сту-пил к соз-да-нию «пес-ча-ных кар-тин»: по-лот-но, час-тич-но за-ли-тое кле-ем, по-сы-па-лось пес-ком и за-тем от-ря-хи-ва-лось. Пес-ча-ные зо-ны, обо-га-щаю-щие жи-во-пис-ную фак-ту-ру, име-ли и сим-во-лический смысл, по-сколь-ку со-от-но-си-лись с од-ной из 4 ми-ро-вых сти-хий - зем-лёй («Фи-гу-ра», 1926-1927 годы, Му-зей современного искусства, Нью-Йорк; «Мёрт-вые ло-ша-ди», 1927 год, Национальный му-зей современного искусства, Па-риж). В 1928 году, по-сле пу-те-ше-ст-вия в Ни-дер-лан-ды и Гер-ма-нию, уча-ст-во-вал (вме-сте с др. сюр-реа-ли-ста-ми) в ил-лю-ст-ри-ро-ва-нии ро-ма-на «Жюс-ти-на» Д. А. Ф. де Са-да.

В 1930-1937 годах Массон ра-бо-тал на юге Фран-ции и в Ис-па-нии. Сю-же-ты его ра-бот по-черп-ну-ты из древнегреческой ми-фо-ло-гии, испанской литературы и фольк-ло-ра , так-же из эпи-зо-дов на-чав-шей-ся гражданской вой-ны в Ис-па-нии - стра-не, ко-то-рую он вос-при-нял как край Эро-са и Та-на-то-са, мрач-ных стра-стей. В гра-фических се-ри-ях «Из-бие-ния» (1931-1932 годы) и «Жерт-во-при-но-ше-ния» (1933 год) тон-кие ли-нии, спле-та-ясь в пау-ти-ну, об-ра-зу-ют по-до-бие про-зрач-ных про-ек-ций, яв-ляю-щих мрач-ные кар-ти-ны древ-ней ми-фо-ло-гии. В жи-во-пис-ных по-лот-нах на те же те-мы, не-ис-тов-ст-во, бе-ше-ные схват-ки трак-ту-ют-ся как про-яв-ле-ние ис-кон-ной же-с-то-ко-сти, скры-той в ло-не са-мой при-ро-ды («Рез-ня в по-ле», 1933 год, ча-ст-ное со-б-ра-ние, Бре-мен; «Вак-ха-на-лия», 1933 год, Национальный му-зей современного искусства, Па-риж). Дра-ма-тиз-мом от-ме-че-ны и его ра-бо-ты второй половины 1930-х - начала 1940-х годов (се-рии «Ме-та-мор-фо-зы», 1937-1943 годы; «Ми-фо-ло-гия при-ро-ды», 1938-1940 годы). В 1930-е годы офор-мил ряд спек-так-лей, в т. ч. ба-лет «Пред-зна-ме-но-ва-ния» на музыку П. И. Чай-ков-ско-го (1933 год, Русский ба-лет Мон-те-Кар-ло; хо-рео-граф Л. Ф. Мя-син), «Ну-ман-сия» М. де Сер-ван-те-са (1937 год) и «Го-лод» по К. Гам-су-ну (1939 год, оба - «Те-атр Ан-туа-на», режиссер Ж. Л. Бар-ро).

В 1941-1945 годах Массон ра-бо-тал в США, в шта-те Кон-нек-ти-кут. В его жи-во-пи-си по-яв-ля-ют-ся от-го-ло-ски ме-ст-ных ми-фов и ле-генд: фан-тас-ма-го-ричные су-ще-ст-ва, на-ва-ж-де-ния вод-ных глу-бин, тём-ных пе-щер, лес-ных за-рос-лей («Нет за-кон-чен-но-го ми-ра», 1942 год, Ху-дожественный му-зей, Бал-ти-мор; «Иро-кез-ский пей-заж», 1942 год, ча-ст-ное со-б-ра-ние, Па-риж; «Па-си-фая», 1943 год, ча-ст-ное со-б-ра-ние, Чи-ка-го). Бли-зость экс-прес-сио-низ-му ощу-ща-ет-ся в кар-ти-не «Эмб-ле-ма-ти-че-ский вид То-ле-до» (1943-1944 годы). В эти го-ды Массон ув-лёк-ся китайской жи-во-пи-сью и кал-ли-гра-фи-ей, за-тем дзен-буд-диз-мом, что бы-ло под-го-тов-ле-но его пред-став-ле-ния-ми о слит-но-сти фи-зического ми-ра и соз-на-ния. Аб-ст-ракт-ные «пси-хо-гра-фии» Массона («Ле-о-нар-до да Вин-чи и Иза-бел-ла д’Эсте», 1942 год, Му-зей современного искусства, Нью-Йорк) ока-за-ли зна-чительное воз-дей-ст-вие на ста-нов-ле-ние аб-ст-ракт-но-го экс-прес-сио-низ-ма.

Вер-нув-шись во Фран-цию в 1946 году, Массон жил по-оче-рёд-но в Экс-ан-Про-ван-се и в Па-ри-же. В про-из-ве-де-ни-ях 1950-х годов он ис-поль-зо-вал ими-та-ции зна-ков ие-рог-ли-фической ско-ро-пи-си, раз-бе-гаю-щие-ся и пе-ре-се-каю-щие-ся штри-хи, диф-фуз-ные пят-на, свер-каю-щие про-бе-ги тон-ких ли-ний; они ро-ж-да-ют «пей-заж-ные» ас-со-циа-ции (глу-хие за-рос-ли, по-лёт птичь-их стай, низ-вер-же-ние вод-ных по-то-ков). Жи-во-пись это-го пе-рио-да от-ра-жа-ет так-же ув-ле-че-ние Массона им-прес-сио-низ-мом и искусством У. Тёр-не-ра. В даль-ней-шем Массон сбли-зил-ся с на-прав-ле-ни-ем ли-ри-че-ской аб-ст-рак-ции - та-шиз-мом. Мно-го ра-бо-тал в об-лас-ти книж-ной ил-лю-ст-ра-ции (к про-из-ве-де-ни-ям С. Мал-лар-ме, А. Маль-ро и др.); соз-дал цикл цвет-ных ли-то-гра-фий «Пу-те-ше-ст-вие в Ве-не-цию» (1952 год). Важ-ней-шей ра-бо-той позд-них лет бы-ла ис-пол-нен-ная по ини-циа-ти-ве А. Маль-ро рос-пись пла-фо-на в па-риж-ском те-ат-ре «Оде-он» (1965 год).

Сочинения:

Anatomie de mon univers. P., 1943;

Mytho-logies. P., 1946;

Le Plaisir de peindre. Nice, 1950;

Metamorphose de l’artiste. Gen., 1956. Vol. 1-2; La memoire du monde. Gen., 1974.

Массон Андре (фр. André Masson, 4 января 1896, Баланьи-сюр-Терен, Уаза - 28 октября 1987, Париж) - французский живописец и график.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Баланьи-сюр-Терен (Бельгия) 4 января 1896 в семье директора школы. Детство его прошло в Брюсселе.

В 1908 окончил курсы рисования при Брюссельской школе художественной вышивки и поступил в местную Академию художеств.

В 1912 продолжил учебу в парижской Школе изящных искусств. В начале Первой мировой войны пошел на фронт добровольцем и был тяжело ранен (1917). Жил преимущественно в Париже, первоначально зарабатывая на жизнь в качестве керамиста и газетного корректора.

Заключив контракт с известным галеристом Д.-А.Канвейлером, смог с середины 1920-х годов целиком посвятить себя искусству. В ранних его вещах проявляется сильное влияние красочно-символистской манеры Дж.Энсора. Прошел также через период кубизма. Нашел себя в русле сюрреализма, познакомившись после первой своей персональной выставки (1924) с А.Бретоном.

Сюрреалистически развивал кубистские формы, затем (с 1926) работал в технике «автоматической живописи», создавая живописные и графические композиции (графика всегда играла в его творчестве полноправно-параллельную роль), где отдельные фигуры и символы во все большей степени подчинялись спонтанной игре ритмов, красок и штрихов (Битва рыб, 1926, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

К 1929 временно прервал связи с сюрреалистами, но по-прежнему следовал их мифологии насилия и эротизма, характерной для его вещей испанского периода (1934–1936) и иллюстраций к Песням Мальдорора Лотреамона (1937). Антично-мифологические мотивы, к которым он часто обращался (Лабиринт, 1930, Национальный музей современного искусства, Париж), получили центральное звучание в его искусстве рубежа 1930–1940-х годов (серия «картин с Минотавром»). После начала немецкой оккупации Парижа уехал на юг Франции (1940), а в 1941 – в США. Здесь его творчество послужило непосредственным импульсом к формированию абстрактного экспрессионизма, сам же Массон испытал глубокое впечатление от произведений классической китайской живописи в американских коллекциях.

Вернувшись во Францию (1945), провел два года в Экс-ан-Прованс, где писал импрессионистические местные пейзажи. Его работы 1953–1959 относят к «азиатскому периоду» в силу доминирующих в них перекличек с дальневосточной живописью тушью.

В 1964 по заказу Министерства культуры исполнил плафоны для украшения парижского театра «Одеон».

ТВОРЧЕСТВО

В юные годы Массон увлекается импрессионизмом и символизмом, ар-нуво, модными идеями Ницше и Вагнера.

В апреле 1919 года он отправился в город Сере на юго-западе Франции, где зародился кубизм. Там с 1905 года работали , и многие другие художники. В пейзажах, которые написаны Массоном в этот период, сильно чувствуется влияние и . В других работах – влияние пост-кубизма.

В Париже Массон быстро знакомится с молодыми писателями и художниками. В 1921-22 году его мастерская на улице Blomet, 45, находящаяся по соседству с мастерской , становится местом притяжения группы художников, в которую входили Лейрис, Салакру, Лимбур и Арто. В этот же период состоялось знакомство с американскими писателями – Эрнестом Хемингуэем и покровительницей молодых художников Гертрудой Стайн. Они стали одними из первых покупателей произведений Массона. Так, в 1922 году Хемингуэй приобрел из мастерской художника знаковую картину «Бросок игральных костей», на которой изображены художники круга Массона.

Ранние работы Массона, в особенности, 1922-1923 гг. на тему леса, отражают влияние , к концу 1923 года в работах проявляется влияние аналитического кубизма.

Под влиянием идей сюрреалистов и Массон и Миро начали экспериментировать с «автоматическим» рисованием. Две такие работы были воспроизведены в первом выпуске альманаха «Революции сюрреалистов» (La Révolution surréaliste) в декабре 1924 года. Идеи «автоматизма» нашли развитие в песчаных картинах – «автоматический» рисунок наносился на холст клеем, затем на клей насыпался цветной песок. Наиболее характерной работой этого периода творчества Массона является песчаная картина «Борьба рыб» (1927).

По совету Джакометти в 1927 году Массон начинает заниматься скульптурой из гипса.

В 1928-29 гг. Массон решил, что «автоматизм» ограничивает его возможности, он видел развитие своих творческих поисков в области биоморфических абстракций. На этой почве произошли разногласия с Андре Бретоном, который занимал авторитарную позицию по отношению к членам группы и декларативно исключил Массона из состава сюрреалистов. В период 1931-34 гг. в творчестве Массона преобладают темы насилия и эротики (серия рисунков с линиатурами «Резня», серия «Летние развлечения»), его интересуют мифологические сюжеты древней Греции.

В 1937 году начинается второй сюрреалистический период творчества Массона. В январе 1938 года Массон принимает участие в Международной Выставке Сюрреализма в Париже. Увлечение античной мифологией воплотилось в картинах с Минотавром, в «Лабиринте».

В 1931 году на французский язык был переведен очерк Зигмунда Фрейда «Бред и сны в «Градиве» Йенсена», который оказал сильное влияние на сюрреалистов. Сюрреалисты приняли откровения Фрейда по спасению от любви к женщине как свою программу и Градиву как свою Идеальную Женщину. Градива примиряла реалистическое и сюрреалистическое, созидание и разрушение, жизнь и смерть. В 1939 году Массон создает полотно «Градива», изображающее наполовину женщину, наполовину мраморное изваяние из музеев Ватикана. Тема Градивы присутствовала в произведениях и других сюрреалистов, в эссе Бретона, в работах Фрейда как миф о метаморфозах и возрождении жизни.

И в наши дни образ Идеальной Женщины занимает воображение интеллектуалов. Сильное впечатление производит фильм знаменитого французского писателя Роба-Грийе «Это Градива зовет вас» (2006г.). В творчестве Массона эта тема получила развитие в работе «Сон Ариадны» (1941), которая олицетворяет тайну женских органов, также как и раковина-вульва в «Градиве» ассоциируется с водой и Венерой, источниками плодородия и символами возрождения одного поколения из смерти предыдущего.

Полна философского смысла также работа «Гете и метаморфозы растений» (1940). Массона интересовал прежде всего Гете как ученый, изучавший минералогию, анатомию, ботанику и теорию цвета. Как и Массон, Гете знал, что ощущение цвета передается мозгу на психологическом и чувственном уровне, свою «теорию цвета» он рассматривал как доказательство против ньютоновской оптики.

Американский критик Клемент Гринберг констатировал, что приезд Массона в США сыграл ключевую роль в развитии абстрактного экспрессионизма в Нью-Йорке. Влияние Массона чувствуется в творчестве Джексона Поллока и Аршиля Горького. Сам Массон в Америке увлекся китайским искусством, широко представленным в музее Метрополитен в Нью-Йорке и в музее Бостона, Массачусетс.

В 1951 году Массон посещает Венецию. В результате серии поездок в Италию появился альбом цветных литографий «Путешествие в Венецию» (1952) и и прекрасная серия итальянских пейзажей.

В середине 1950-х годов в творчестве Массона проявляется влияние китайского и японского искусства, он начинает увлекаться философией дзен-буддизма. Удивительным образом в сюрреализме и дзен-буддизме соединилось мощное проникновение в человеческий характер. Этот период считается «азиатским» в творчестве мастера. В этот же период Массон увлекается импрессионизмом, проявляя интерес к и .

В 1964 году по заказу Министерства культуры Франции Массон выполнил роспись потолков в парижском театре Одеон. В последующие годы Массон занимался книжной иллюстрацией и театральными костюмами и декорациями.

В начале 1987 года в Лондоне в галерее Хейвуд прошла большая выставка рисунков Андре Массона, на которой художник присутствовал лично.

В апреле 1917 года он тяжело раненый лежал всю ночь посреди кровопролитной битвы при Эсне на Дороге Дам, пока на следующий день до него смогли добраться санитары. Ранение в грудь было настолько серьезным, что Массону пришлось провести в госпиталях два года, а последствия контузии привели его даже в психиатрическую лечебницу. Всю жизнь Массона продолжали мучить физические боли, ночные кошмары и бессонница. Доктор, который лечил Массона, настоятельно рекомендовал ему избегать больших городов и стараться соблюдать покой. Массон следовал этим рекомендациям с переменным успехом – он довольно часто жил в Париже, периодически отправляясь в провинцию или за границу. По легенде, его мать–найденыш была цыганского рода, чем друзья и объясняли его частые передвижения и смены адресов.

В 1941 году Андре Массон с семьей был переправлен в США. На границе таможенники прямо на его глазах разорвали пять рисунков, приняв их за порнографию.

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Андре Масон (04.01.1896 - 18.10.1987) - французский график и живописец, добившийся известности изображениями чудовищных фантастических миров. Многие из рисунков Массона появлялись в ходе неосознанно-спонтанного творческого процесса (так называемая автоматическая живопись).

Сын директора школы, он родился в городе Баланьи-сюр-Терен. Его детство прошло в Брюсселе. В 12 лет Массон закончил курсы рисования при Брюссельской школе художественной вышивки и поступил в Художественную академию.

1912: Годы учебы. В1912 Массон продолжил учебу в Школе изящных искусств в Париже. Его ранние работы созданы под влиянием бельгийского символиста Джеймса Энсора и бельгийского модерна вообще. В 1914 он получил грант на поездку в Италию, где изучал фрески эпохи Возрождения. В начале первой мировой войны он вернулся во Францию и записался в армию добровольцем. В 1917 получил тяжелое ранение в одном из сражений. В 1920 Массон вступил в брак с Одеттой Кабаль (второй брак в 1934 с Розой Макле). Деньги он добывал, работая горшечником и корректором в газете.

1923-1929: От кубизма к сюрреализму. Массон не особенно торопился возобновить занятия живописью, начал же он с создания работ в стиле кубизма (например, "Игроки в карты", 1923). Благодаря испанскому художнику Хоану Миро, который жил с ним в одном доме, Массон познакомился с Даниэлем-Анри

Канвайлером, известным владельцем художественных салонов. Вскоре он заключил с ним контракт и мог целиком посвятить себя живописи. Отдалившись от художественных кругов, Массон сблизился с литераторами. Первыми покупателями его картин были американцы Эрнест Хемингуэй и Гертруда Стайн. На первой персональной выставке в 1924 Массон представил на суд зрителей, среди прочих, символистическую композицию "Четыре стихии" (1923/34). Эту картину приобрел Андре Бретон, опубликовавший вскоре после этого "Первый сюрреалистический манифест" и настоявший на том, чтобы Массон примкнул к группе сюрреалистов. В дальнейшем Массон писал картины, объединявшие в себе элементы кубизма и сюрреализма (например, "Флигель", 1925).

С 1926 Массон экспериментировал с "автоматической живописью" ("Peinture automatique") - спонтанной формой самовыражения, которую он использовал в качестве своеобразного технического приема. В так называемых "песчаных картинах" он в каллиграфической манере комбинировал живопись маслом, рисунок и песок (например, "Борьба рыб", 1926). После ссоры с Бретоном (Массон обвинил его в авторитаризме) художник порвал отношения с сюрреалистами (1928/1929).

1930: Экспрессивные формы. Хотя в последующие годы у Массона появилось совсем немного картин, он создал более четырехсот рисунков с линиатурами (сюда входит, в частности, созданная в начале 30-х серия "Резня"). В 1933 Массон создал декорации для "Русского балета". В 1934 он на два года уехал в Испанию; написанные там картины отличались интенсивной цветовой палитрой и экспрессивными формами. Излюбленными темами того периода были эротика и насилие (например, "Летние развлечения", 1934). Незадолго до начала гражданской войны в Испании Массон вернулся во Францию. В 1937 он примирился с сюрреалистами и по просьбе Бретона сделал иллюстрации к стихам в прозе "Песни Мальдорора" графа де Лотремона. В конце 30-х Массон вернулся к фигуративно-символистической живописи, подтверждением чему послужила серия "картин с Минотавром". Например, в картине "Лабиринт" (1938) Массон с помощью таинственных фигур и символов преобразовал античный миф в фантазию, вселяющую страх в душу.

1941-1945: В США. В 1940 немецкие войска вторглись в Париж, и Массон уехал в Оверн, а затем в Марсель. В 1941 он перебрался в США, где стал посредником между сюрреалистами-изгнанниками и американскими художниками.

Художественные интересы Массона касались индейских мифов, а также традиционной китайской живописи, с которой он познакомился во время посещения музеев Бостона.

1953-1959: Азиатская эпоха. В 1945 Массон вернулся во Францию и два года спустя поселился в Аи-ан-Провансе. Впечатленный провансальскими красками, он написал множество картин в импрессионистской манере. Его работы, созданные в период с 1953 по 1958, несут на себе отчетливый отпечаток азиатского искусства, что позволило говорить об "азиатской эпохе" в творчестве их автора.

В 1964 Массон по заказу французского Министерства культуры выполнил роспись потолков в парижском театре "Л"Одеон". В последующие годы он создавал театральные декорации и иллюстрации к книгам. В 1987 Массон скончался во французской столице в возрасте 91 года.



Андре Массон

195 jpg | 737 ~ 3217 pix | 189.52 Mb


Андре Массон (фр. Andre Masson, 4 января 1896, Баланьи-сюр-Терен, Уаза - 28 октября 1987, Париж) - французский график и живописец, соединивший в своем творчестве черты сюрреализма и абстрактного экспрессионизма, добившийся известности изображениями чудовищных фантастических миров. Многие из рисунков Массона появлялись в ходе неосознанно-спонтанного творческого процесса (так называемая автоматическая живопись).

Родился в Баланьи-сюр-Терен (Бельгия) 4 января 1896 в семье директора школы. Отроческие и юношеские годы провел в Брюсселе, учился в Королевской академии художеств у К. Монтальда. В 1912 переехал в Париж, где посещал Школу изящных искусств, обучался также технике фресковой живописи у П. А. Бодуэна. В 1914 совершил путешествие по Италии и Швейцарии, затем был мобилизован и отправлен на фронт. В 1917 получил тяжелое ранение, сопровождавшееся психическим срывом. Пережитое потрясение оказало значительное воздействие на его творчество, в котором ранее воспринятый от кубистов геометризм вытесняется экспрессивными формами, выражающими трагическую дисгармонию человеческого и природного бытия.

В 1922 вернулся в Париж. В 1924, познакомившись с А. Бретоном, Л. Арагоном, П. Элюаром, Массон включился в объединение сюрреалистов. Увлекся методом автоматического рисования, при котором образы самопроизвольно зарождаются, всплывают из хаоса линий, регистрирующих импульсы подсознания. В ранних сюрреалистических картинах колышущиеся, клубящиеся тени сгущаются в биоморфные образования - извивающиеся, раскачивающиеся, патетически вздымающиеся вверх (Гроза, 1924, Париж, частное собрание; Битва рыб, 1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

В 1927 Массон приступил к созданию "песчаных картин". Полотно, частично залитое клеем, посыпалось песком и затем отряхивалось. Песчаные зоны, обогащающие живописную фактуру, имели и символический смысл, поскольку соотносились с одной из четырех мировых стихий - землей (Картина, 1926-1927, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Мертвые лошади, 1927, Париж, Нац. музей современного искусства).

К 1929 временно прервал связи с сюрреалистами, но по-прежнему следовал их мифологии насилия и эротизма. "Любовный акт одновременно поэтический и чудовищный, возвышенный и гротескный... Эротизм Массона не скрывает ни той грубой силы, которую несет в себе, ни низменных инстинктов, из которых возникает, и - поскольку абсолютно понятно, что речь тут идет о чем-то реальном, а не кажущемся - это меняет весь характер изображения", - замечает франзуский писатель Ноель, автор книги "Массон: La chair du regard". Эротизм Массона напоминает эротизм книг Жоржа Батая. Но это и не удивительно, ведь художник и писатель были близкими друзьями. Живопись Массона повествует о любви и смерти, причем две эти темы для художника неразделимы. Его интересуют "пограничные состояния", моменты перехода, мгновения между жизнью и смертью. Самому художнику пришлось пережить подобное на войне, когда он тяжело раненным пролежал много часов среди тел погибших товарищей.

В нач. 1930-х Массон создал графические серии Избиения и Жертвоприношения, в которых тонкие линии классического рисунка, сплетаясь в паутину, образуют подобие прозрачных проекций, являющих страшные картины древней истории и мифологии. В живописных полотнах на ту же тему вакхическое неистовство, бешеные схватки, насилие трактуются как проявление исконной жестокости, неизбывной агрессии, полыхающей в лоне самой природы (Резня в поле, 1933, Бремен, частное собрание; Вакханалия, 1933, Париж, Нац. музей современного искусства).

В 1934-1936 Массон жил в Испании. Страну, в которой на его глазах разразилась Гражданская война, он воспринял как край Эроса и Танатоса, место дионисийских страстей, запечатлевшихся в мрачном эпосе, кровавых сюжетах фольклора, в неистовстве корриды (Ibdes de Aragon, 1935, Лондон, галерея Тейт). В живописи и графике 2-й пол. 1930-х (серии Метаморфозы, 1937-1943; Мифология природы, 1938-1940) нарастает драматизм змеящихся, сплетающихся форм, яростного кипения красочных потоков.

В 1941-1945 художник жил в США, в штате Коннектикут. В его живописи появляются отголоски местных мифов и легенд - фантасмагорические существа, наваждения водных глубин, темных пещер, лесных зарослей. Фосфоресцирующие, мигающие зачатки органов, пульсирующая плоть эластичных тканей, длинные щупальца и мясистые конечности равномерно заполняют пространство (Нет законченного мира, 1942, Балтимор, Художественный музей; Антильские острова; Пасифая, обе - 1943, Чикаго, частные собрания). В Америке Массон открыл для себя красоту китайской живописи и каллиграфии. Последовавшее затем увлечение дзэн-буддизмом было подготовлено ранее сформировавшимися представлениями художника о слитности физического мира и сознания. Его абстрактные "психографии" оказали значительное воздействие на становление американской школы абстрактного экспрессионизма.

Вернувшись во Францию в 1945, Массон жил поочередно в Экс-ан-Провансе и в Париже. Его "азиатский" период продолжается, охватывая все десятилетие 1950-х. Имитации знаков иероглифической скорописи обретают изобразительный смысл в пейзажеподобных композициях. Короткие молниеносные зигзаги, разбегающиеся и пересекающиеся штрихи, диффузные пятна, сверкающие пробеги тонких линий ассоциируются то с растительными зарослями, то с полетом птичьих стай над пустынной местностью, то с низвержением пенящихся водных потоков (Июль, 1948, Париж, частное собрание).

Его работы 1953–1959 относят к «азиатскому периоду» в силу доминирующих в них перекличек с дальневосточной живописью тушью. В дальнейшем Массон сближается с направлением лирической абстракции (ташизмом). С 1963 занимался сценографией, оформив несколько драматических и музыкальных спектаклей. В 1964 по заказу Министерства культуры исполнил плафоны для украшения парижского театра «Одеон».

Инвестиционная «математика» творчества Андре Массона сопоставима с показателями Ива Танги. В среднем 100 долларов, условно вложенные в работы художника в 1997 году, к октябрю 2004-го превратились в 211 долларов. Цены на выдающиеся произведения живописи Массона на мировых аукционах способны приблизиться к знаковой отметке в 1 миллион долларов, но пока не превышают ее. Значительная часть живописных работ, проданных на аукционах в 2003–2004 принадлежала к ценовому диапазону 40–80 тысяч долларов. Авторская нетиражная графика может стоить от 3,5 до 8 тысяч долларов. Вполне доступными остаются тиражные серии: литографии и принты Массона посетители аукционов могли приобрести даже дешевле 500 долларов. Вообще же стоимость произведений этого мастера сильно варьируется в зависимости от ценности периода создания, что делает приведенные оценки более чем приблизительными.